Николай РАСТОРГУЕВ: «Что для меня Россия? Страна моя, близкие, дом, семья — то, откуда все начинается»
![]() |
| Фото Феликса РОЗЕНШТЕЙНА |
В чем секрет стойкой и многолетней популярности «Любэ»? Да, пожалуй, в том же: вряд ли найдется русский человек, который скажет, что его совершенно их песни не трогают, что не запомнились с первого раза «Атас!», «Батька Махно», «Не валяй дурака, Америка!», «Трамвай «пятерочка», «Комбат», «Улочки московские», «Выйду ночью в поле с конем», «Полустаночки», «Ты неси меня, река»... Продолжать этот список хитов, ставших действительно народными песнями, бессмысленно: в репертуаре группы около 150 вещей, в том числе больше сотни - известных широкой публике, хоть сам Николай из скромности считает, что люди только «пару-тройку» поют.
Вот эта, кстати, скромность, ничего общего с неуверенностью в себе не имеющая, а выросшая из привычки не выпячиваться, не хвастать и не молоть языком попусту, - тоже черта архетипическая, часть менталитета, как и нечеловеческий стоицизм, умение молча, стиснув зубы, переносить любую боль и невзгоды. Не помню уже, кто сказал, что русский мужик всегда страстотерпец, но, видимо, он был прав, и Расторгуев тому подтверждение. Около двух лет артист, страдавший острой почечной недостаточностью, проходил мучительную процедуру очистки крови с помощью аппарата «искусственная почка», однако ни гастролировать, ни новые песни записывать, ни в телевизионных проектах сниматься не прекратил и вообще старался вести себя и держаться так, будто проблемы со здоровьем - не что иное, как выдумки желтой прессы. Писать, мол, не о чем, а кушать хочется - вот и сочинили, но в конце концов Николай решился на операцию - подсадку донорского органа - и уже через полгода концерты и поездки возобновил: группе «Любэ» исполнялось тогда 20, и своих любимцев ждала вся постсоветская публика.
![]() |
| В молодости Николай увлекался «Битлз», и именно интерес к этому коллективу вдохновил его заняться музыкой |
Вскоре легендарный коллектив, в числе поклонников которого даже президент России Владимир Путин, отметит 25-летие. «Первое!» - уверены его участники, потому что хитов у Расторгуева и компании за эти годы накопилось столько, что, даже если больше ничего не записывать, люди будут ходить на концерты группы еще четверть века, причем залы по-прежнему будут полными.
Тем не менее Николай, которого в кулуарах давно песенным Мидасом прозвали (что ни споет, то обязательно во всенародный хит превращается), без движения вперед и самосовершенствования, накопления разнообразного опыта, не может. То в театре себя пробует, то в кино, то дуэтом поет - с Софией Ротару, Екатериной Гусевой, Людмилой Соколовой, то в телешоу участвует...
Сейчас, например, еще одну «целину» осваивает - иностранный язык изучает. «В школе английский учил, а теперь захотелось узнать, смогу ли немецкий осилить, - признается 56-летний (21 февраля 1957 года) певец. - За партой последний раз лет 40 назад сидел, но ничего, попробуем: авось еще и по-немецки заговорю...». Чтобы проверить, под силу ли ему такая задача, Расторгуев стал участником реалити-шоу «Полиглот» российского канала «Культура», и когда об этом начали писать СМИ, многие засомневались: да ну, возраст уже не тот, к тому же огромная занятость - разве может он справиться?
Сдается мне, может - по крайней мере, и не с таким на своем веку справлялся...
«ТАКОГО ПОНЯТИЯ, КАК «КОНЦЕРТНЫЙ КОСТЮМ», У НАС НИКОГДА НЕ БЫЛО, ДА И СЕЙЧАС НЕТ»
![]() |
| Расторгуев — солист ВИА «Лейся, песня», начало 80-х. До «Любэ» он пробовал свои силы в разных коллективах. В 1978-1980 годах являлся вокалистом группы «Шестеро молодых», которая в 1980-м полностью вошла в состав ВИА «Лейся, песня», где Николай выступал до 1985 года, когда ансамбль был закрыт властями за невыполнение государственной программы |
- Добрый день, Коля...
- Здрасьте!
- Я конец 80-х помню, когда из каждого окна песни новой группы «Любэ» звучали, когда отовсюду: «Атас, эй, веселей, рабочий класс!», «Глеб Жеглов и Володя Шарапов за столом засиделись не зря» доносилось... И дома, и на дискотеках, и на праздниках в заводских и студенческих общежитиях под эту музыку зажигали, из окон домов и машин она слышалась. Знаю, вы себя в разных искали группах, прежде чем эта возникла, а кому идея ее создания принадлежала?
- Ну, сказать, что себя искал, нельзя - просто опыта набирался, и, по всей видимости, все к тому и шло - времена менялись, я во многих вокально-инструментальных коллективах работал...
- «Лейся, песня»...
- ...а потом «Здравствуй, песня», где с Игорем Матвиенко познакомился. Он музыкальным руководителем там был, и когда все прекратилось (это примерно 86-й был год), когда гонения на вокально-инструментальный жанр начались, черные списки и сдачи программ породившие (ну полный маразм), многие не у дел оказались, и я тоже. Меня в рестораны, кабаки какие-то приглашали, однако, считая, что это ниже моего достоинства, категорически отказывался, поэтому довольно долго без работы сидел, а к моменту нашей с Игорем встречи у него уже несколько песен было, которые впоследствии в первый альбом «Любэ» вошли.
![]() |
| Николай Расторгуев (второй слева) и будущий солист «Арии» Валерий Кипелов (второй справа) в составе ВИА «Лейся, песня», начало 80-х |
Во время моей безработицы связь мы поддерживали - у него группа «Класс» была, он с Олегом Кацурой работал, а я теребил постоянно: «Игорь, пора что-то делать...». В общем, прошло пару лет, и в 88-м году Саша Шаганов и Миша Андреев нарисовались - два наших основных литературных автора.
- Так звезды, наверное, встали, да?
- Видимо, все-таки звезды, и потихонечку идея вызревать стала. Принадлежит она, конечно же, Игорю Матвиенко, а создавали мы всю эту историю вдвоем, и 14 января, как сейчас помню, 89-го года первые две песни на студии «Звук» записали, за очень короткий период, может быть, месяц, альбом сделали... Первая съемка - телемост международный, его Юра Николаев и Томас Долби, всемирно известный музыкант, вели, и мы туда с песней «Батька Махно» пробились - это в ночь на 15 апреля 89-го было (сигаретой затягивается). Помню, Пугачева приехала: у нее день рождения был - по-моему, 40-летие: вот так мы и появились, а затем как-то лихо и быстро произошел взлет. Никто понять не мог: почему, как... - наверное, на явном контрасте сработали с тем, что в то время звучало.
- Просто похожи ни на кого не были...
- Ну да - полубрутальные такие ребята...
![]() |
| Создатель группы «Любэ» Игорь Матвиенко и Николай Расторгуев с солистом группы «Иванушки International» Андреем Григорьевым-Апполоновым |
- ...на фоне «Розового вечера» и «Белых роз»...
- ...причем кто в чем, потому что такого понятия, как «концертный костюм», у нас никогда не было, да и сейчас нет.
- И это здорово, между прочим!
- Как бы там ни было, некоторые жалуются - нашему звукорежиссеру, который в зале сидит. «Все, - говорят, - здорово, просто потрясающе, но вот если бы переоделись ребята...», на что он отвечает: «Вы знаете, а они уже переоделись!».
«НИЧЕГО ОБЩЕГО С ЛЮБЕРЦАМИ НАЗВАНИЕ «ЛЮБЭ» НЕ ИМЕЕТ - НАСКОЛЬКО Я ЗНАЮ, ЭТО УКРАИНСКОЕ СЛОВО, ОЗНАЧАЮЩЕЕ «ВСЯКОЕ, РАЗНОЕ, ЛЮБОЕ»
- То, что вы военную форму надели, галифе, сапоги, тоже само собой получилось?
- Нет, эта история с «Рождественских встреч» Пугачевой началась, куда она нас в том же 89-м году пригласила. Съемки, по-моему, в ноябре проходили: 17 концертов в «Олимпийском»...
- ...каждый раз - 35 тысяч народу...
- ...да, а мы две песни исполняли - «Не рубите, мужики» и «Атас!», и Алле Борисовне в голову мысль пришла (ну, она в точку всегда попадает - уникальный человек, конечно): почему бы не надеть на «Атас!» военную форму? Логика простейшая: Жеглов и Шарапов - знаменитые киногерои, действие фильма в 45-м году происходит, а что тогда мужики носили?
![]() |
| Расторгуев стал солистом «Любэ» в 1989 году, с момента создания группы Игорем Матвиенко, который пару лет вынашивал идею нового музыкального коллектива с национально-патриотическим уклоном и мужественным вокалом |
То, в чем с фронта пришли: гимнастерку, сапоги - больше ведь ничего не было. Так появилась форма, и когда после этих концертов я собирался ее сдать, тем более что ее напрокат, по-моему, в Театре Советской Армии взяли, музыканты из пугачевского «Рецитала» сказали: «Не смей! Во-первых, тебе очень к лицу, а во-вторых, ничего не нужно изобретать: все уже как нельзя лучше придумано». Короче, я согласился, и форму 10 лет не снимал, только три образца ее сменил, а в 2000-м с ней расстался - надеюсь, навсегда. Мне просто надоело быть в какие-то определенные рамки зажатым, тем более что песни наши не только на военную тематику - их много и они абсолютно разные.
- В конце 80-х - начале 90-х расцвет кооперативного движения начался, и параллельно с ним - рэкета. В Советском Союзе очень много бандитов тогда было, вы группа «Любэ», а Люберцы бригадами качков славились, которые ездили в Москву на разборки...
- ...да, люберами так называемыми.
- К вам эти любера приходили? Может, побрататься пытались?
- Я сейчас некий миф развею: ничего общего с Люберцами название «Любэ» не имеет: насколько я знаю, это украинское слово, означающее «всякое, разное, любое» - оно из какого-то жаргона детского у меня возникло. Аналоги: «харэ», «отлэ»...
![]() |
| С Аллой Пугачевой и Александром Буйновым на «Рождественских встречах», 1992 год Фото «РИА Новости» |
- ...«по-любэ»...
- ...да. «Че хочешь?». - «Любэ» - и так далее. Слово это просто в какой-то определенный момент всплыло, и букву «е» мы решили на «э» заменить, чтобы звук «б» звучал твердо. Четыре буквы, два слога, на ухо ложится, мгновенно запоминается - и замечательно, а Люберцы здесь при чем? Просто на момент создания ансамбля я там жил - недолго, года четыре, но легенда сложилась, что все хулиганье оттуда в клетчатых штанах собралось и стало такую музыку исполнять.
- Хулиганье, тем не менее, - и помельче, и посерьезнее - к вам подходило?
- Ну, что значит «подходило»? - они с глубочайшим уважением к нам относились, но всех серьезных людей, которых я знал, в 90-е перестреляли.
«ВОЕННЫЕ ВЫХОДИЛИ, ОРУЖИЕ ДАРИЛИ -ХОЛОДНОЕ В ОСНОВНОМ. ОДНАЖДЫ ДАЖЕ ПУЛЕМЕТ ПРЕПОДНЕСЛИ - «МАКСИМ»
- Лет 15 назад вы меня поразили: я-то думал, вы армию прошли, эдакой военной косточкой были, и тут признались, что не служили вообще. Мысленно я руками развел: «Как же можно так проникновенно эти песни военные исполнять, от которых взрослые мужики плачут?»...
![]() |
| Фото Феликса РОЗЕНШТЕЙНА |
- А я не знаю! - сам себе вопрос задаю: «Чего это они?». Значит, у нас получается, и потом, песни хорошие - наверное, в них все дело. Словами объяснить это трудно, я, во всяком случае, не могу...
- Бывали случаи, когда из зала к вам ветераны поднимались, люди, горячие точки прошедшие, и не скрывали эмоций?
- Всякое было: военные выходили, оружие дарили - холодное в основном. Однажды даже пулемет преподнесли - «максим».
- Где же у вас он хранится?
- Дома.
- В огороде закопан?
- Почти (улыбается).Презентовали, замечу, его в Украине, и проблема провоза через границу была, но ребята, дарившие, на себя это взяли и как-то отправили - я его на вокзале встречал.
![]() |
| С актерами Игорем Лифановым, Владом Галкиным и Александром Носиком — песня «Любэ» «Давай за жизнь» стала саундтреком к фильму «Спецназ» |
- Практически все ваши песни одними и теми же авторами написаны - Матвиенко, Андреевым и Шагановым, но это может как плюсом быть, так и минусом: сужение тематики имею в виду, а также музыкальные и текстовые повторения, штампы, шаблоны. Для вас это плюс или минус?
- Ну, во-первых, вся история под названием «Любэ» неразрывно с этими тремя людьми связана, а что касается меня, я записал кучу разных песен в кино, спектаклях, какие-то работы помимо группы были, многих я даже не помню. Слушаю - и, оказывается, это когда-то я пел, однако основное, конечно, здесь происходит.
- Интересно, а вы отдаете себе отчет в том, что на российской эстраде, где все друг на друга похожи, вы создали направление, аналогов не имеющее?
- Я понимаю: это большая удача, когда общее звучание - не только моего тембра - уникально: тембр-то у каждого уникальный...
- Это главное, кстати?
- Уверен, что да, потому что это совершенно неповторимая игра звуков. Есть люди, которые звучат идентично, и таких много, а есть неповторимые, которых узнаешь сразу, как только петь начинают или говорить. В данном случае на все остальное наше общее звучание не похоже: тембральное, инструментальное, аранжировки, мужские хоры в припевах многих песен... Это все серьезные отличительные черты - благодаря им перепутать «Любэ» с кем-либо нереально вообще.
![]() |
| С Дмитрием Гордоном. «Весь этот пафос: «Раньше думай о Родине, а потом о себе» — далеко в прошлом, неактуален. Хорошо это или плохо, трудно сказать, просто времена меняются» Фото Феликса РОЗЕНШТЕЙНА |
- Матвиенко мощный продюсер?
- Думаю, да: наша история, которая в коммерческом смысле стала в конечном итоге невероятно успешной, позволила потом Игорю много чего создать.
- «Иванушки International»...
- ...те же «Корни». Девчата какие-то, еще кто-то, и все работает, его таланта на совершенно разные проекты на Первом канале и «Фабрики звезд» хватает.
- При этом он еще музыку пишет...
- ...и с точки зрения мелодики очень качественную. Мы-то все понимаем, что в принципе есть три аккорда - вообще: в рок-н-ролле три, у нас столько же, правда, в миноре. Ну, цыганочка, условно говоря, но надо умудриться очень запоминающуюся красивую мелодию на эти три аккорда придумать - на это искра Божья требуется и настоящий талант, как у Игоря Матвиенко.
- Много раз замечал, как в концертах, где можно спокойно под фонограмму рот открывать, вы принципиально поете вживую, - зачем?
- Ну, просто так гораздо удобнее. Говорить, что мне «фанера» претит или стыдно, не буду - не стыдно, просто есть обстоятельства, когда работать нужно только под фонограмму: к примеру, всякие съемки, которые предполагают ее технически. Большие сборные концерты есть, каким-то праздникам посвященные, где тоже фонограмма подразумевается, и против я ничего не имею, надо - значит, надо: вышли и две песни спели, Бог с ним. Живьем невозможно, потому что групп много и настроиться нереально, а если несколько живых коллективов в концерте участвуют и они настаивают на том, чтобы петь только живьем, это должно быть грамотно, как у «Секрета» на юбилее, сделано, просто два комплекта аппаратуры на сцене стояли.
- Один для живых...
- ...нет, там живьем все работали, но одни играют - и в это время сет для других готовят. Две отдельные истории, поскольку на одной аппаратуре справиться нереально: у каждого саундчек, каждый хочет, чтобы у него не так, как у другого, звучало, все перекручивать нужно... - серьезная такая работа.
«ПОСЛЕДНЕЕ ВРЕМЯ Я ЛИРИКУ ОЧЕНЬ ЛЮБЛЮ - НЕВЕРОЯТНО!»
- Репертуар у группы «Любэ», на мой взгляд, замечательный - мало того что качественная музыка и наполненные смыслом слова (что редко бывает), так еще и песни необычайно добрые, понятные каждому, потому что каждый может найти в них что-то свое, родное, а вот вашему мироощущению эти песни близки?
- Ну, иногда да - порой даже внимание не на текст обращаю, а на какое-то всеобщее настроение, которое с самим звучанием слов связано - не со смыслом, а со звучанием, как на эту мелодию слово ложится. Многие этого не понимают, но это крайне важно, особенно для автора слов, потому есть поэты-песенники, а есть просто поэты, чьи стихи на музыку положить очень трудно. Самым выдающимся песенником, я считаю, был Дербенев...
- ...номер один...
- ...он это умел, а многие не умеют, даже Шаганов и Андреев не всегда, но мы боремся - во время записи, подготовки к концертам и так далее некоторые вещи меняем, потому что звучание слов очень важно.
- Строчки, которые в тысячный раз вы поете, и все равно к горлу комок подступает, в песнях у вас есть?
- Да, и это абсолютно нормально. В живом исполнении какие-то сиюминутные мелочи существуют, которые раздражают, но когда о них забываешь... Хотя поешь ведь на автомате, о тексте не задумываясь, потому что если думать начнешь, какая же следующая строчка, мгновенно забудешь текст - это известно всем. То, как слово за слово цепляется, как на мелодию ложится...
- ...таинство, правда?
- Да, и все это индивидуально.
- Любимая песня у вас есть?
- Последнее время я лирику очень люблю - невероятно, и знаю, что она у меня получается, но такое дурацкое заблуждение существует, что лучше поет тот, кто поет выше. Бред это (улыбается) - как один великий человек сказал, главное в нотах не написано. Все от того зависит, цепляет исполнение или нет, бегут у публики по коже мурашки или...
Самая любимая песня? Она из последних - «Все опять»: очень хорошая вещь, особенно припев, ну и потом «Уходили мы из Крыма» - замечательная история. Еще «Сестра» - тоже лирическая вещь: тематическая, но лирика. Песен, где «он» - «она», «я тебя», у нас практически нет, но внутренняя идея, конечно, любовь.
«БАРДАКА ОЧЕНЬ МНОГО, МНОГИЕ ЭТИМ ОБСТОЯТЕЛЬСТВОМ РАЗДРАЖЕНЫ... СТРАНА БЕЗ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИДЕОЛОГИИ ЖИВЕТ...»
- В советское время потрясающие патриотические песни существовали, и целые отряды советских композиторов блистательно в этом жанре работали: Дунаевский, Соловьев-Седой, Блантер, Фрадкин, Пахмутова...
- ...согласен...
- ...их прекрасные песни и сегодня не стыдно слушать и петь. Вы - я в этом уверен - уважение к качественной патриотической песне людям вернули: казалось бы, все это им уже надоело, и вдруг появились вы и так пронзительно, с таким душевным надрывом запели, что вам поверили...
- (Смущенно). Ну, не знаю - вроде пару наших песен поют, ну, тройку... Что касается патриотической песни, у нас, безусловно, целый жанр в СССР был и великие мастера. Того же Соловьева-Седого навскидку взять: прекрасные песни, гармонии удивительные, - сами по себе они патриотом стать заставляют, другое дело, что времена меняются, понятия «патриотизма» и «патриотической песни» замыливаться начинают - вот их и не воспринимают. Это слишком пафосным кажется, запротоколированным - ну перебор!..
- Фальшиво...
- ...да, автоматом фальшь возникает. Мы думали, это никогда не закончится, но, слава Богу, закончилось - нужно просто какой-то непосредственности, искренности добиваться...
- ...и не кричать, правда?
- Да, не бить себя в грудь, рубаху не рвать...
- ...и шепотом иногда...
- ...ну, так, на ушко.
- Ваши песни Родину любить побуждают...
- Ну, нет, это уже, мне кажется, перебор (улыбается). Мы вас научим Родину любить!..
- Вы много ездите по России, видите все за окнами поездов и машин, а вот сами Родину любите - такую, какая сегодня она есть?
- Ну как? - такого ведь не бывает, что: «Пойду-ка я другую Родину поищу»... Или бывает?
- Еще как! - ищут и иногда находят...
- Такую, где солнце всегда светит, кормежка на шару, с голоду люди не дохнут и все вроде в порядке? Говорят, правда, не по-русски - ну и хер с ними, а мы по-русски будем... Паскудная история - я даже не хочу о таких вспоминать.
- Что для вас Россия сегодня?
- Страна моя. Близкие, дом, семья, - собственно, то, откуда все начинается, а весь этот пафос: «Раньше думай о Родине, а потом о себе» - далеко в прошлом, неактуален. Хорошо это или плохо, трудно сказать, просто времена меняются. 90-е очень болезненными, переломными были, тем не менее те, кто Родину любят и хотят, чтобы жизнь здесь наладилась, остались, а с другой стороны, действительно, без какого-то внутреннего патриотического порыва что-либо в России поднять невозможно. Бардака очень много, многие обстоятельством этим раздражены, страна без государственной идеологии как таковой живет, нужна она или не нужна, тоже спорят...
- Говорят, что идеология России сегодня в одном заключается: побольше украсть...
- Да нет, это расхожая мысль, которую кто-то когда-то озвучил: воруют, мол. Ну, воруют - и что?
- Слава Богу, есть еще что воровать!
- Ну, это, по-моему, не кончится никогда...











Николай РАСТОРГУЕВ: «Что для меня Россия? Страна моя, близкие, дом, семья — то, откуда все начинается»
Роль легендарного комдива в культовом фильме «Чапаев» спасла Борису БАБОЧКИНУ жизнь
Государство лучше знает?
Выдающийся советский экономист, директор института Европы Российской академии наук Николай ШМЕЛЕВ: «Могут ли американцы объявить доллары вне закона? Думаю, такой вариант не более вероятен, чем атомная война или нашествие инопланетян»
Портал в Беларусь
Леонид КРАВЧУК: «Перед отъездом в Москву председатель КГБ УССР Голушко зашел ко мне: дескать, личные дела есть, кликухи агентов и фамилии назвал — по списку. Кликухи очень известные были, но я подумал: «Ну, почитаю те документы — это же или в себе все носить надо, или обнародовать». Попросил, короче, Голушко дела преемнику передать, но он этого не сделал — забрал их в Москву»
Молитва
Двое из ларца: самые известные близнецы
Дом, милый дом. Кличко и Панеттьер показали новый особняк
Знаменитые актеры, которых не приняли в вуз
Родом из детства: звезды тогда и сейчас
Делу время, потехе час. Хобби звезд







Звезда "50 оттенков серого" показала грудь
Без комплексов. Lady Gaga показала белье
Дочь Джони Деппа ощущает себя лесбиянкой
Наталья Королева выставила грудь напоказ
18-летняя сестра Ким Кардашьян показала новую силиконовую грудь
Садальский о Василие Уткине: Где же твои принципы, Вася?
Пугачева будет судиться с Ирсон Кудиковой за долги
Джейн Биркин помирилась с Hermès
Тесть и теща Владимира Кличко не поделили деньги