Важнейшие 30 процентов
Последние дни сентября принесли несколько простых и грубых радостей патриотически настроенным избирателям в Украине. Харьковский Ленин наконец-то сброшен. И в результате заговорили о том, что настроения в этом городе коренным образом изменились — якобы началось реальное прощание с советским прошлым. А в Одессе избит Нестор Шуфрич — один из самых заметных регионалов, так что у многих патриотов теперь есть большое искушение сказать, будто и в этом городе тоже политические перемены, а Партия регионов окончательно сдала былые позиции. Но оба эти инцидента — повод подумать дважды, первый раз — пережить эмоции, если они возникают, а второй раз — понять, что же произошло в реальности. Просто и Харьков, и Одесса не изменились вовсе, это парламентские выборы вышли на финишную прямую, а патриотические настроения почти идеальная почва для предвыборных манипуляций.
Казалось бы, уничтожение памятника Ленину в Харькове и нападение на Шуфрича в Одессе никак не связаны. Разве что тем, что в информационном пространстве они оба — и Ленин, и Шуфрич — стали символами, пусть и разной величины, болезненной связи Украины с Россией. А вот если взглянуть на них в логике предвыборной борьбы, которая становится все горячее за считаные недели до дня голосования, связь более заметна. И эта связь — те 30 процентов избирателей, которые пока еще не знают, за кого голосовать, но все-таки собираются пойти на выборы.
В чем суть? С одной стороны, есть несколько партий, которые позиционируют себя в качестве украинских народно-патриотических и на этом поле выступают в меньшей степени в роли соперников для Блока Петра Порошенко и в большей степени — друг для друга: «Радикальная партия», «Батьківщина», ВО «Свобода» и «Народный фронт» (Анатолий Гриценко со своей «Гражданской позицией» занял нишу интеллигентно-патриотическую и поэтому не конкурент народнической четверке). Из этих четырех сил, по данным социологов, пока в Верховную Раду гарантированно проходят две — партии Олега Ляшко и Юлии Тимошенко. А вот партия Олега Тягнибока и «Народный фронт» балансируют на грани проходного барьера, пока — недобирают.
С другой стороны, электорат рухнувшей Партии регионов намерены собрать на этих выборах две силы — партия Сергея Тигипко «Сильная Украина» и «Оппозиционный блок», одним из лидеров последнего стал как раз Нестор Шуфрич. У этих двух политических групп — Тягнибок плюс «Народный фронт» и Тигипко плюс оппозиционеры, — на первый взгляд, таких различных, на самом деле сходные задачи. Они заинтересованы в том, чтобы мобилизовать на выборы как можно больше так называемых «растерянных избирателей». То есть тех, кто пока еще не определился со своими симпатиями, ну, или хотел бы выборы проигнорировать, поскольку разочаровался в действующих политиках. Еще раз: это борьба за примерно 30 процентов избирателей, огромное число.
Взгляните на случившиеся в Харькове и Одессе с агитационной точки зрения. Проукраинский митинг в Харькове, который состоялся в воскресенье 28 сентября и закончился падением очередного памятника Ленину, почтил своим присутствием советник министра внутренних дел Антон Геращенко, фактически правая рука министра.
Это было хорошей гарантией того, что у митинга, что бы ни предпринимали его участники, не будет никаких проблем. Вообще Харьков считается вотчиной нынешнего министра МВД, который давно конфликтует с действующим мэром Харькова Геннадием Кернесом. Кернес — большой защитник всего околосоветского и в том числе этого памятника, и в предыдущие месяцы именно усилиями Кернеса украинских националистов останавливали за пару шагов до успешного слома монумента.
Теперь еще раз, Геращенко в Харькове, митинг при его поддержке проходит триумфально — и Ленин наконец-то падает. Почему сейчас? Почему все-таки это окончилось успешно? Возможно, потому, что «Народному фронту» не хватает нескольких процентов поддержки для гарантированного попадания в Верховную Раду нового созыва, а именно в Харькове кандидаты в народные депутаты от «Народного фронта» Арсен Аваков и Антон Геращенко могли организовать столь громкую и заметную патриотическую акцию, именно Харьков и патриотически настроенные жители других крупных украинских городов, с радостью встретившие новость о падении Ленина, способны стать новым, столь необходимым несколькопроцентным оплотом «Народного фронта». То есть все это очень похоже на использование служебного положения с предвыборной выгодой для себя и к удовольствию патриотов с пустой риторикой о том, что теперь, мол, и Харьков становится другим.
Подобным образом можно рассмотреть и конфликт вокруг Нестора Шуфрича в Одессе. Партия регионов утратила значительную часть поддержки у жителей южных и восточных областей. Сторонники так называемой «Новороссии» вообще призывают избирателей бойкотировать украинские выборы. Как же бывшим регионалам мобилизовать свой традиционный электорат?
Конечно, единственный вариант — все-таки убедить избирателей в реалистичности тех угроз, к которым их приучали годами, если не десятилетиями. Хаос? Политическое насилие? Вот Шуфрич приехал в Одессу, и даже там, и даже его — известного политика и народного депутата — жестоко избили. Что же тогда будет с обычными людьми, чьи взгляды не приветствуются в новой Украине после победы Майдана? Именно такой риторический вопрос к традиционному электорату Партии регионов легко считывается в этом избиении. И если отбросить конспирологию: мол, Шуфрич сам организовал себе сотрясение мозга в расчете на электоральную выгоду в Одессе, что слишком для такого жизнелюба, как Нестор Иванович, — получается, что националисты невольно сделали Шуфричу и его партии роскошный предвыборный подарок.
Итак, одна из самых интересных интриг этих выборов — те 30 или чуть больше процентов избирателей, которые пока не решили, за кого голосовать, но намерены воспользоваться своим правом голоса. 20-30 процентов избирателей уже у Петра Порошенко и тех, кого он включил в свои предвыборные списки. Еще от 30 до 40 процентов избирателей не придут на выборы или не смогут проголосовать в связи с тем, что часть украинских регионов элементарно в оккупации и выборы там организовать не представляется возможным. Несколько процентов разделили между собой мелкие партии вроде «Самопомочі» львовского мэра Андрея Садового. Ну и кому достанется эта треть пока неопределившихся? Как говорится, вопрос на миллион долларов.
Всерьез претендуют на голоса этих людей следующие партии: радикалы Олега Ляшко, «Батьківщина», ВО «Свобода» и «Народный фронт» — с другой части политического спектра — Сергей Тигипко со своей «Сильной Украиной», а также «Оппозиционный блок». Анатолий Гриценко на этих выборах наберет столько, сколько сможет откусить от электорального пирога Петра Порошенко.
Компартия Украины, скорее всего, впервые останется за бортом парламента. Если в этом процессе — привлечения трети неопределившихся на участки — будет успешен Ляшко, по итогам выборов вполне может оказаться, что его «Радикальная партия» станет важнейшим партнером по коалиции для партии Президента. Если мобилизовать избирателей удастся «Батьківщине» и если эта политическая сила все же окажется на втором месте в день голосования, расклад в новой Верховной Раде может воскресить былое противостояние между Тимошенко и Порошенко. Голоса неопределившихся критически важны для «Свободы» — если националисты Тягнибока не смогут их привлечь, скатятся опять на уровень облсоветов. С другой стороны, если «Народный фронт» проиграет борьбу за треть неопределившихся, претензии лидера партии Арсения Яценюка на премьерский пост после выборов станут откровенно комичными. Для партии Тигипко и оппозиционеров эти голоса вообще вопрос выживания в политике: кто не пройдет в эту Раду, тот перестанет существовать как политик.
Таким образом, Украине предстоит горячий месяц. Партиям есть за что побороться, и одна из них даже обладает некоторым административным ресурсом. По крайней мере, возможности системы Министерства внутренних дел уже, похоже, поставлены на службу предвыборной агитации. С другой стороны, возможны любые сюрпризы в тех регионах, которые считались базой Партии регионов, но остались за рамками российского вторжения в Украину. За что проголосуют эти люди? За жизнь по-новому или былую стабильность? Или все-таки предпочтут остаться дома в день голосования? Пожалуй, нас ждут еще десятки скандальных новостей, каждая из которых будет частичкой ответа на вопрос об этих 30 процентах неопределившихся.

Сначала Ольга АРОСЕВА притягивала к себе мужчин, а потом их губила. Ее сильного характера не выдерживал никто: почти все ее мужья и любовники спивались, а потом умирали
Композитор Владимир БЫСТРЯКОВ: «Новые выборы ничего не дадут. К сожалению, нам нужно переизбирать народ»
Станислав ШУШКЕВИЧ: «Кто-то мудрый, на уровне суперспецслужб, посоветовал Лукашенко кое-кого убрать: тогда, дескать, ты главным спокойно будешь, а чиновники Евросоюза не способны своими европейскими мозгами понять, как конкурентов человек может физически, без суда и следствия, уничтожить»
Виталий КОРОТИЧ: «В США всегда начинали с выборов судей и шерифов, а президента в самом конце избирали, потому что сначала закон, перед которым все равны»
Детский врач Евгений КОМАРОВСКИЙ: «В парламент мы все время одних и тех же дураков избираем. У россиян хотя бы выбора нет, но у нас-то есть, и все равно избираем»
Важнейшие 30 процентов
«Он знал, что вертится Земля, но у него была семья»
Российский политолог Дмитрий ОРЕШКИН: «Большинство россиян думают не головой, а другой частью тела, и пока туда жареный петух их не клюнет, им будет казаться, что ситуация соответствует телевизионной картинке. А петух подкрадывается все ближе и скоро начнет клевать»
Почему «мусорная» тема подоспела аккурат к парламентским выборам?
Миллиардер Евгений ЧИЧВАРКИН: «За год до того, как Каддафи забили насмерть рассерженные соотечественники, он чувствовал себя так же уверенно, как Путин сегодня»
Уважаемые киевляне, жители Подола!
Двое из ларца: самые известные близнецы
Дом, милый дом. Кличко и Панеттьер показали новый особняк
Знаменитые актеры, которых не приняли в вуз
Родом из детства: звезды тогда и сейчас
Делу время, потехе час. Хобби звезд







Звезда "50 оттенков серого" показала грудь
Без комплексов. Lady Gaga показала белье
Дочь Джони Деппа ощущает себя лесбиянкой
Наталья Королева выставила грудь напоказ
18-летняя сестра Ким Кардашьян показала новую силиконовую грудь
Садальский о Василие Уткине: Где же твои принципы, Вася?
Пугачева будет судиться с Ирсон Кудиковой за долги
Джейн Биркин помирилась с Hermès
Тесть и теща Владимира Кличко не поделили деньги