В разделе: Архив газеты "Бульвар Гордона" Об издании Авторы Подписка
Кризис жанра

Злой мальчик

Юлия ПЯТЕЦКАЯ. «Бульвар Гордона» 27 Октября, 2006 00:00
В украинский прокат вышел третий фильм Филиппа Янковского "Меченосец"
Когда пару лет назад московская пресса с упоением размазывала Янковского-младшего за "Статского советника", я искренне недоумевала.
Юлия ПЯТЕЦКАЯ

Когда пару лет назад московская пресса с упоением размазывала Янковского-младшего за "Статского советника", я искренне недоумевала. Ну подумаешь, снял сын уважаемого и любимого всеми актера неважнецкий фильм. Ну пусть даже плохой. Пусть даже местами очень плохой. Большое дело. Заживо-то зачем человека хоронить? В силу причудливых обстоятельств Янковский оказался заложником Императора всея кина Никиты Сергеича Михалкова, и ничего удивительного, что картина по книжке Акунина вышла надутой, пафосной и идеологической. Собственно, от Акунина уцелел только куртуазный сыщик Эраст Петрович Фандорин. "Я, пожалуй, п-п-промолчу..." - сексуально заикаясь, говорил Эраст Петрович, когда ему было что сказать.

Тогда в "Советника" не плюнул только обезвоженный, и Янковскому, скорее всего, было что сказать. Но он промолчал. А спустя два года родил "Меченосца" тоже с не шибко говорливым главным героем Сашей Стрельцовым (Артем Ткаченко), у которого рука периодически превращается в меч-кладенец немыслимых размеров. Интересно, что бы это значило по Фрейду? Когда Сашу смертельно обижал какой-нибудь мерзавец, Стрельцов немедленно разрубал обидчика пополам, засовывал меч в руку, наскоро бинтовал ее грязным бинтом и уходил в сырую ночь. Естественно, одинокий и непонятый, как и положено настоящему герою.

После премьеры я интенсивно размышляла, какие затруднения материального и творческого порядка вынудили Филиппа Олеговича взяться за столь фантастическую галиматью (одноименный роман Евгения Даниленко), по сравнению с которой графоманские опусы Дарьи Донцовой - верх философской мысли.

С самого детства Сашу интересовала исключительно его меченосная рука, которой он время от времени восстанавливал попранную справедливость. Жертв, конечно, было много, ну так цели какие благородные! Правда, я не поняла: злой мальчик-мутант таким родился вследствие ужасающей экологии или таким его сделала ужасающая действительность.

Вначале Саша убил отчима, который обижал маму... Потом зарезал папу - оказывается, тот не платил алименты... Затем изувечил бой-френда знакомой девушки... Опосля забил до смерти мордой об лобовое стекло бой-френда своей любовницы Чулпан Хаматовой... Ближе к концу зверски укокошил частного детектива Клима, у которого не было ни стыда, ни совести... В общем, раззудись, плечо, размахнись, рука! В принципе, перед Стрельцовым уже вовсю открывалась прямая и ясная дорога в светлое будущее, которую он незатейливо прорубал с поистине маниакальным упорством, но мальчик устал. Кроме того, Сашину девушку застрелили подлые милиционеры, и она скончалась в его объятьях...

Слов нет - наиболее пронзительные моменты связаны с внезапно вспыхнувшей прямо на лестничной клетке страстью Саши Стрельцова и Чулпан Хаматовой. Чулпан - одна из самых талантливых и уж точно самая красивая актриса российского кино и театра, но это не спасает, а, наоборот, усугубляет ситуацию. Эротические сцены с участием миловидного Ткаченко и невыразимо прекрасной Хаматовой идеально годятся для рекламы черного пористого шоколада. Или виски. Или стиральной машины и кухонного комбайна, которые выполняют всю домашнюю работу, пока вас "несе вiд бажань до бажань"... Ну а когда Меченосец, задыхаясь, бежит по лесу с умирающей возлюбленной на руках, кажется, вот-вот из-за кустов вынырнет подлый, тупой, трусливый и алчный мент с бутылкой "Спрайта" и "Сникерсом". А Саша - хрясь его мечом по голове, чтобы не дразнился... По-моему, Филипп Янковский начинал свой путь в кино с рекламных роликов. Вот с чего он когда-то начинал, к тому в итоге и пришел. С тем, к сожалению, пока и остался.

Зато удивительная политкорректность, с которой Янковский-младший неожиданно вырулил в финале, меня, честно говоря, потрясла до глубины души. Надо же, как раболепно Филипп Олегович блюдет законы российского жанра! Причем в самом широком смысле слова.

Злой мальчик всех зарубил, выкосил пол-леса своим волшебным кладенцом, сам пал смертью храбрых, любимую сразила пуля-дура, и только один человек выжил. Если бы Янковский снимал в Америке, этот один был бы негром. А так он не негр. Пардон, не чернокожий. Он Милицанер! Всем ребятам пример! Истинный защитник родины. Характер нордический. Зарплата скромная. Отличный спортсмен - выпрыгнул из рухнувшего в реку вертолета живым, невредимым, всего лишь с легкой ссадиной на лице. Отличный семьянин - жена и трое детей. Связей, порочащих его, - Боже сохрани. Беспощаден к врагам рейха, и мочить их он будет в сортире, в реке, в океане, в ванне и в бане! Всегда и везде! Вечная слава! Тебе!!! Портрет Владимира Владимировича Путина в лучах восходящего солнца и саундтрек "Офицеры, офицеры, ваше сердце под прицелом!", видимо, остались за кадром. Очень хочется еще что-нибудь добавить... Но как говорил Эраст Петрович Фандорин, когда ему было что сказать: "Я, пожалуй, п-п-промолчу".



Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
1000 символов осталось