«Служенье Муз чего-то там не терпит...»
Творческий вечер артиста был бонусом для публики, замысел выступления возник спонтанно, и с этой программой Юрский больше нигде не выступает.
«СЕНТИМЕНТАЛЬНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ НА РОДИНУ»
Бродским Юрский «заболел» еще в начале 60-х и тогда же с ним познакомился. Знакомство было чисто деловым, отнюдь не связанным с желанием оказаться поближе к новоиспеченному гению. «Меня потрясли его стихи, я хотел их читать и пытался понять, как это делать».
Сергей Юрьевич не единственный, кто сегодня публично читает Бродского, правда, в отличие от некоторых никогда не акцентирует внимание на том, что ему дал разрешение лично Иосиф Александрович.
В принципе, читать стихи и на сцене, и на диване можно и без волеизъявления автора. А вот на посмертные биографии в любом виде нобелевский лауреат действительно наложил 50-летний запрет в своем завещании. Срок запрета истекает лишь в 2045 году, и биографический фильм «Полторы комнаты» Хржановский-старший снимал почти 10 лет из-за трений с Фондом Бродского.
У этой картины, пожалуй, есть один несомненный плюс - ее не увидит ни сам Бродский, ни его родители.
Видимо, для режиссера до сих пор актуален тезис: «Поэт в России больше, чем поэт», и «больше, чем поэта» в «Полутора комнатах» оказалось столько, что места поэту практически не нашлось.
Заносчивый, высокомерный юноша, на которого, судя по сценарию, основополагающее влияние оказал Иосиф Сталин, а не Осип Мандельштам или Уильям Блейк, в свободное от девушек и ничегонеделанья время что-то пишет в толстые тетради, сыплет на молодежных тусовках высокопарными цитатами из своих поздних интервью и мечтает о Венеции. Зато пожилой поэт-изгнанник, уютно расположившись на корабле в шезлонге, грезит под аккомпанемент своих стихов о «сентиментальном путешествии на родину».
До конца жизни Бродский гнал любые мысли о возвращении, а в шезлонге смотрится так же органично, как Пушкин в «мерседесе» или Баратынский за ноутбуком. Можно лишь представить, какие «жизнеописания» и «воспоминания лучших друзей» заполонят информационное пространство, когда Фонд рассекретит архивы.
«КАК ПОЖИВАЕТ ЛЫСАЯ ПЕВИЦА?»
В отличие от картины Хржановского, в которой нет ни духа времени, ни духа Бродского, фильм Юрского про Лысую певицу получился как раз очень ионесским. Сам драматург вспоминал, что замысел пьесы у него родился, когда он изучал английский язык по разговорнику. Из многочисленных диалогов в учебнике Ионеско почерпнул много нового. Что в неделе семь дней, что потолок находится вверху, а пол внизу, что левая рука - слева, а правая - справа, и в какой-то момент подумал, что большинство людей, его окружающих, подобные открытия совершают каждый день, утопая в море бесценной информации.
Во времена Ионеско это море было не таким бездонным и загаженным. Нынче же разговорная бессмыслица достигла такой предельной концентрации, что герои Ионеско выглядят бледными копиями нынешних политиков, работников культуры, рекламных агентов и офис-менеджеров. «Вы только послушайте, что люди несут, пользуясь мобильными телефонами!» - вздыхал Сергей Юрьевич...
![]() |
| В своем фильме «По поводу Лысой певицы» по пьесе главного абсурдиста XX века Эжена Ионеско Сергей Юрьевич (в центре) сыграл с женой Натальей Теняковой и дочерью Дарьей |
Герои его фильма несут местами просто восхитительную чушь, не умолкая ни на минуту. Рассказывают глупые и несмешные анекдоты, читают чудовищные стихи, обмениваются идиотскими диалогами и бессмысленными сведениями. Муж и жена идентифицируют друг друга лишь по фотографии их единственной двухлетней дочери, хозяева и гости бьются над проблемой: если раздается звонок в дверь, это значит, что за дверью кто-то есть или за ней никого нет? Лысая певица в пьесе возникает лишь однажды. О ней спрашивает пожарник, случайно наведавшийся в первую попавшуюся квартиру, чтобы узнать, ничего ли в ней не горит. «Как поживает Лысая певица?» - поинтересовался он на прощание. «У нее все та же прическа», - после некоторого замешательства отвечает хозяйка.
«ТЕАТР ЗАКРЫВАЕТСЯ, НАС ВСЕХ ТОШНИТ»
«Лысую певицу» Юрский презентовал дважды: на фестивале и на своем сольном выступлении, которое называлось «Про абсурд» и, вероятно, для усиления эффекта проходило на сцене Дворца культуры СБУ. Предваряя программу, Сергей Юрьевич уточнил, что абсурд - это не смешно, смешно - это юмор.
После фильма по Ионеско Юрский читал Хармса. «Антон Михайлович плюнул, сказал: «Эх!», потом опять плюнул, сказал: «Эх!», опять плюнул, сказал: «Эх!» и ушел. Ну и Бог с ним».
Если бы Даниил Ювачев-Хармс в минуты озарения, случавшиеся у него так же часто, как приступы голода и творческого бессилия, мог представить, что его рассказы и пьесы зазвучат со сцены дворца СБУ, он бы, наверное, улыбнулся. Как улыбался, когда хотел есть или не мог сочинить ничего занятного.
«Случались дни, когда я ничего не ел. Тогда я старался создать себе радостное настроение. Ложился на кровать и начинал улыбаться. Я начинал мечтать. Видел перед собой глиняный кувшин с молоком и куски свежего хлеба. А сам я сижу за столом и быстро пишу...».
Хармс писал быстро, немногословно и больше всего любил рассказывать невероятные случаи. То про Илью Павловича, который «служил в каком-то магазине, потом еще чего-то делал, а в начале революции эмигрировал». То про Анну Игнатьевну, о которой «рассказывать не так-то просто, потому что о ней ничего не известно». То про Марину Петровну, к которой автор однажды пришел, а «она - трах! - и облысела». В конце он часто добавлял: «Ну и Бог с ними!».
Юрский прочел несколько довольно известных «случаев» Хармса, включая «Синфонию № 2» и «Вот какие большие огурцы продают сейчас в наших магазинах», а также несколько пьес, включая мою любимую: «Папа просил передать, что театр закрывается, нас всех тошнит».
«Театр закрывался» уже под занавес вечера, и Сергей Юрьевич заметил, что ему бы не хотелось расставаться с почтенной киевской публикой на слове «тошнит». Великий комбинатор, народный артист России, режиссер, сценарист и писатель прощался с нами стихами любимого поэта.
Служенье Муз чего-то там не терпит.
Зато само обычно так торопит,
Что по рукам бежит священный трепет,
И несомненна близость божества.
«Надо заканчивать, - подытожил Сергей Юрьевич. - Тем более что некоторые зрители уже уходят. И я их прекрасно понимаю. Я удивляюсь вам, до сих пор тут сидящим...». Он удивлялся нам, мы - ему.
Я вспоминаю эпизод в Тавриде,
Наш обоюдный интерес к природе.
Всегда в ее дикорастущем виде.
И удивляюсь, и грущу, мадам.


Знаменитый народный лекарь-костоправ Николай КАСЬЯН: «Был я и в области, и в столице... Получил там отравление медикаментами — больше туда не поеду! В Кобеляках я сам по себе: что хочу, то и пью. И ожидаю смерти...»
Легендарный спортивный комментатор Владимир МАСЛАЧЕНКО: «В конча-засповской баньке Валерий Васильевич Лобановский бросил фразу: «Спартак» — это фирма!», а позднее дал добро на переговоры со Старостиным о своем переходе в «Спартак»
Дочь знаменитого забойщика Алексея СТАХАНОВА Виолетта: «В особняке Берии мама сказала, что она жена Стаханова и ждет ребенка. Ее сразу вернули домой»
Отар Кушанашвили расстался с женой
Арнольду Шварценеггеру подарят бронзовый бюст Путина
Грабители, напавшие на Цекало, арестованы
Сергей Жигунов женился на бывшей жене
За гранью допустимого
Очень нужны воспитанные люди!
Псарь
«Служенье Муз чего-то там не терпит...»
Двое из ларца: самые известные близнецы
Дом, милый дом. Кличко и Панеттьер показали новый особняк
Знаменитые актеры, которых не приняли в вуз
Родом из детства: звезды тогда и сейчас
Делу время, потехе час. Хобби звезд







Звезда "50 оттенков серого" показала грудь
Без комплексов. Lady Gaga показала белье
Дочь Джони Деппа ощущает себя лесбиянкой
Наталья Королева выставила грудь напоказ
18-летняя сестра Ким Кардашьян показала новую силиконовую грудь
Садальский о Василие Уткине: Где же твои принципы, Вася?
Пугачева будет судиться с Ирсон Кудиковой за долги
Джейн Биркин помирилась с Hermès
Тесть и теща Владимира Кличко не поделили деньги