Гарик КРИЧЕВСКИЙ: "Что о наших отношениях с Повалий думает Лихута? А нам с Таей все равно"
"Я ТОЖЕ ИЗ ИНТЕЛЛИГЕНТНОЙ СЕМЬИ ВРАЧЕЙ, И ТОЖЕ С ГРАФОЙ. ТОЙ ЖЕ..."
- Гарик, при советской власти компартийные идеологи старались привить народу хороший вкус. Существовали недорогие абонементы в филармонию, которую, как считалось, обязательно надо было посещать, в школы приезжали оперные артисты и музыканты, которые играли классику. Тем не менее народ упорно тянулся к шансону, к бардовской песне, которую с удовольствием слушал не только у костра, под гитару, но и дома, на кухнях. Как ты считаешь, почему у нас так этот жанр любят, почему твое творчество так востребовано? Не оттого ли, что каждый четвертый в нашей бывшей стране в разное время сидел?
- Это очень широкая тема... На мой взгляд, шансон неоднороден. Слава Богу, мы наконец-то нашли для этого жанра термин. Спасибо Саше Фрумину из Санкт-Петербурга - основателю первой одноименной радиостанции, который его придумал. Раньше ведь даже не знали, как это называть. Городской романс? Не соответствует истине.
- Бардовская песня? Тоже вроде бы нет...
- Блатняк? Слишком сужает тематику. На самом деле, в шансоне есть пласт блатных песен, лирических, есть какие-то юмористические песни, музыкальные картинки, как Владимир Семенович когда-то их называл. Все это и объединили словом "шансон", хотя оно, мне кажется, тоже абсолютно неподходящее.
А почему людям нравятся именно блатные песни? Не только потому, что многие пострадали и в каждой семье есть бывший зек.
У нас в семье тоже были репрессированные, но в детстве я об этом еще не задумывался. Меня в блатных песнях прельщало совершенно другое. В то время, когда ты был со всех сторон обложен запретами: то нельзя, это нельзя, - там ощущалась какая-то свобода, романтика. Песни, которые ты не мог услышать по телевизору, совершенно по-другому пелись и звучали. Их, как правило, не исполняли профессионалы, певцы после консерватории, с поставленными голосами. Пели больше душой, как Высоцкий.
Сейчас я живу в Киеве и, если еду в машине, слушаю в основном или "Шансон", или время от времени джазовую какую-то волну. А вот когда долго находился за границей, слушал песни только на русском языке, потому что не хватало общения. Каждый человек, испытывающий дефицит общения, хочет, чтобы ему рассказали незамысловатую историю, а значит, он наверняка включит что-нибудь из нашего жанра.
- Александр Яковлевич Розенбаум, которого я безумно уважаю и люблю, - выходец из интеллигентной санкт-петербургской семьи, мама и папа - врачи. Вдруг в нем что-то проснулось и он начал писать песни, несвойственные его кругу, но очень искренние, настоящие, явно идущие от души, от сердца. Меня всегда занимало: ну где он эти слова и выражения брал? Вот и ты тоже из интеллигентной семьи - только львовской...
-...и тоже врачей, и тоже с графой. Той же...
- И сам по профессии тоже доктор... Что это за закономерность такая?
- У меня другая история. Во-первых, мой папа постоянно слушал Высоцкого и некоего Белинзона, которого никто не знает (он, кстати, киевлянин, работал в ресторане и втихаря записывал на бобинный магнитофон свои песенки). Слушал также Аркашу Северного, с которым был лично знаком...
Я рос на Кресте - это русскоязычный, хулиганский район Львова. Там у нас, как в песне вышеупомянутого классика, в наличии был абсолютно любой контингент - от министров до воров. Приходили ребята-карманники - профессионалы суперэкстракласса. Они рассказывали истории, и все это: терминология, язык - как-то откладывалось в памяти.
Однажды, будучи на гастролях в Нью-Йорке, я давал НТВ интервью, и сноб, ведущий программу, попытался меня поддеть. "Гарик, - сказал, - а почему вы не до конца дорабатываете свои тексты?". - "С чего это вы взяли?" - спрашиваю. "Да вот, в песне про львовский дождь у вас есть слова: "И там в Майами он скучает за дождями". Так говорить нельзя, нужно: скучает о дождях". Я засмеялся. Представляю, как в то время, когда я во Львове жил, ко мне подошел бы Пирожок или Рыжий и сказал: "Я скучаю по дождям". Пришлось объяснить "критику", что песня написана на языке улицы. Да, это жаргон, но на нем разговаривало мое окружение, и переделывать что-либо я не собираюсь. (Поет):
Сгорают белоснежные тела,
Во Львове дождь,
и это знает каждый,
Хотя бы раз приехавший туда.
Когда в Узбекистане сохнут лица
И загибаются верблюды от жары,
Во Львове дождь
и всем львовянам снится
О наступленьи солнечной поры.
Кап-кап-кап, ты солнца даже не жди,
Как-кап-кап, идут дожди.
Как-кап-кап,
на крыши стареньких домов...
Я без дождя
не представляю тебя, Львов.
Коли в Москвi зима i снiг по груди,
I мерзне навiть Путiн у Кремлi,
У Львовi дощ. I нашi львiвськi люди
Стрибають з парасольками в руцi...
Между прочим, сегодня на киевском Евбазе, где я живу, есть такие фрукты, такие темы для написания песен...
"Я ПОПАЛ НЕ ПРОСТО В ПОЛНОЕ ГОВНО, А В... ЛАГЕРЬ"
- Ты заговорил о районе Крест, в котором рос, а я смотрю на высокий лоб умного, интеллигентного человека и вижу, что на нем тоже отпечатался - прямо над переносицей - крест. Бесспорно, шрамы украшают мужчину, но скажи: откуда он взялся?
- Женщины думают, что все это получено в боях, во времена бурной молодости, и жанру вроде бы соответствует. На самом деле это, уже будучи артистом-гастролером, я ехал из Москвы в Киев...
- Хорошо звучит: гастролер...
-...и попал в жуткую, с жертвами, аварию. О ней даже в программе "Время" сюжет показывали. Помнишь? В хвост поезда "Москва - Киев", в его последний вагон врезался поезд "Москва - Хмельницкий".
Я ехал в составе "Москва - Киев", мирно спал на нижней полке, а проснулся в луже собственной крови...
- На другой нижней полке?
- Нет, где-то в коридоре. Слышу кричат: "Есть врачи? Давайте на задние вагоны!". Бегу, и тут проводница фонариком на меня посветила. "Господи, - говорит, - сынок, да тебе самому доктор нужен". Меня отвели в сторону, попытались перебинтовать голову. То, что ты сейчас видишь, - результат вмешательства немецких пластиков.
- Гарик, а какая у тебя была врачебная специальность?
- Год я честно проработал в диагностическом центре врачом-рентгенологом.
- Почему ты пошел в медицину?
- Если бы я в ней остался, это было бы четвертое поколение врачей в нашей семье. Если честно, другого пути я даже не представлял (музыка - это так, хобби). Как и родители, я с пяти лет занимался музыкой, играл в вокально-инструментальном ансамбле, но никто не думал, что стану профессиональным артистом. Никогда! Вдобавок медицина мне нравилась, хотя институт очень тяжело дался. В то время я уже активнейшим образом играл на свадьбах, в клубах и ресторанах, хорошо зарабатывал, и на учебу жутко не хватало времени. Я разрывался.
- Уже будучи здесь каким-никаким артистом, ты вдруг все бросил, уехал в Германию. Почему?
- Дим, получилось как? Представь, абсолютная нестабильность. Ни имени еще толком не было, ни концертов - практически ничего. В магазинах в то время стояли лишь уксус и томатный сок. Все занимались мелким барыжничеством, бизнес не был еще сформирован, а в это время случайно оставшиеся в Германии друзья позвали меня в гости. Я поехал без всяких задних мыслей, цель была простая - посмотреть на западную страну. До этого я бывал только в странах социалистического лагеря, а тут вдруг увидел Германию и, как любой совок, умер от обилия колбасы. Конечно, в глубине души я понимал, что у нас все изменится к лучшему, потому что какой-никакой, пусть уродливый, но капитализм, в наличии и свобода присутствует, а это автоматически дает рост экономики. Но друзья давили: "Что ты теряешь? Давай! Это Европа! Весь мир у твоих ног!".
В общем, остался. Через две недели я привык к йогуртам и колбасе, к хорошим дорогам и сразу понял: это не моя тема. Я сознавал: в любом случае вернусь домой, просто не знал, что это произойдет так быстро.
- Когда после долгого отсутствия Михаил Шуфутинский приехал в Советский Союз - помню, это был 90-й год, - я взял у него интервью (это было его первое интервью в СССР). Он рассказал, как в конце 70-х эмигрировал в США и в первый же день пришел в крутой по совковым меркам русский ресторан на Брайтон-Бич. Там собрались наши знаменитые эмигранты: Нина Бродская, Боря Сичкин... Они ему хором сказали: "Миша, поздравляем! Вы попали в полное говно!".
- (Смеется).
![]() С Михаилом Захаровичем Шуфутой |
- У тебя не было ощущения, что ты попал туда же?
- Ой! Это было ужасно. Я, честно говоря, попал не просто в полное говно, а в... лагерь. Я же оставался в Германии как беженец, но если бы знал, через что мне придется пройти, в жизни не согласился бы. Здесь ведь, если по большому счету, у меня не было никаких проблем...
- Но лагерь хоть оказался не концентрационный?
- Почти - фильтрационный. Теперь представь: у меня в Украине осталась невеста (ныне моя супруга Анжела), уже был назначен день свадьбы, и тут меня в такое место привозят... Двухъярусные военные кровати, в девять завтрак, в два часа обед, в семь ужин - и шляфен (спать). Шаг влево, шаг вправо - расстрел. Никаких документов - их забрали моментально, дали только 200 марок на все про все. Контингент тоже лагерный.
- Мобильных телефонов нет, позвонить невозможно...
- Вот как раз со звонками проблем не было - наши умельцы исхитрились. Брали металлическую марку, цепляли к ней на скотч человеческий волос, опускали в телефон-автомат (тогда они еще были не карточные), и так, придерживая волос, звонили. Мы тогда оставили немецкое правительство в большом минусе...
Я мог по два часа стоять и разговаривать с домом ни о чем. Говорил: "Тут хорошо! А у вас как погода?". Домашние: "Откуда у тебя деньги на разговоры?". - "Мы тут неплохо стоим", - отвечал, хотя на самом деле одолевала смертельная грусть. Подвешенное состояние, никакого движения... Были моменты, когда часа в три ночи так, чтобы никто не видел, я уходил в садик и плакал. Мужской скупой слезой... Хотя просыпался утром, и все было нормально.
"МНЕ СКАЗАЛИ: "В ТЕЧЕНИЕ ДВУХ ЛЕТ МЫ СДЕЛАЕМ ИЗ ВАС МИЛЛИОНЕРА"
- Сколько это безвременье длилось?
- Месяца четыре. Потом мне наконец-то отдали назад документы, я получил паспорт...
-...вызвал невесту...
- Увы, это было невозможно. Вдобавок уезжать из Германии тоже было нельзя, поэтому, когда, съездив домой на побывку, я возвращался, мне пришлось нелегально переходить границу. Впрочем, это отдельная история. Скажу только, что когда я все-таки рванул за супругой, буквально на следующий день начался августовский путч. Тогда и понял, что завис надолго.
- Гарик, а в какой момент ты ощутил, что твои песни стали известными? Когда услышал, что их запели в ресторанах (это самая высокая, по-моему, мера популярности)?
- Где-то за год до этого мне рассказывали, что мои песни поют там, здесь, но сдвигов ни по количеству концертов, ни по каким-то другим признакам я не ощущал. И вот один из моих первых гастрольных выездов в Одессу за гонорар - мне тогда очень лестно было его получать за собственные песни. Гуляю по Дерибасовской, а на углу Екатерининской был тогда ресторан. Советский такой, классический. Вдруг слышу - оттуда звучит "Привокзальная". Встал как вкопанный, жена рядом. "Анжела, - говорю, - ты слышишь?". Я думал, галлюцинация, для меня это был шок.
- Это был поворотный момент?
- Еще бы! Я стоял и думал: раз играют в ресторане - все! (Поет):
Стучатся капли в окна запотевшие.
А в кабаках товарищи мои
Гостям играют песни надоевшие.
Уставшими глазами смотрят в зал
На публику, изрядно захмелевшую.
Один консерваторию кончал,
Другой - да что там,
тема наболевшая...
Тусклый зал, мерцают свечи,
А на улице туман.
И играет целый вечер
На "Ямахе" мой друган.
И поет блатные песни
Да совковую попсу,
И несет домой для тестя
Из буфета колбасу...
- Гарик, а ты вообще умеешь под фонограмму петь?
- Ой, это целая проблема. В студии работаешь с одним настроением, определенным образом расставляешь слова, а в концерте всегда поешь по-другому. Обычно выходишь, щелчок - и извлекается из корзины твоего ноутбука знание, как надо петь. В результате непопадание начинается, поэтому для меня сложно под фонограмму петь. Другое дело, что иногда, особенно если идет съемка, приходится.
- Поначалу, хотя твои песни уже звучали по всему СНГ, фамилию Кричевский никто толком не знал. Говорили, что сидел, что эмигрант...
- Я тогда занимался так называемой пробивкой на пафос. Мог, например, зайти в киоск и спросить: "А нет ли у вас случайно КричевскАГА?". Если мне говорили: "А кто это такой?", очень расстраивался, а если отвечали: "Да, есть кассета", получал кайф. "Хотите?" - спрашивали меня. "Нет, спасибо", - и я уходил.
И вот однажды прогуливаемся с друзьями по Москве, и видим на Тверской ларек, из которого несется моя песня. Ну, я успел уже немножко к этому привыкнуть. Заходим, и я так ненавязчиво интересуюсь: "Добрый день. А кто это у вас поет?". - "Да вот один певец из Харькова, Крючковский".
- Когда-то в интервью "Бульвару" ты сказал, что московские продюсеры хотели тебя посадить на цепь, а потом застрелить. Что ты имел в виду?
- Ну, насчет застрелить я пошутил, конечно, хотя в каждой шутке есть только доля шутки... Это было году в 94-м. Я уже познакомился с театром "Академия" - он первым из киевских театров протянул мне руку, мы до сих пор сотрудничаем. Ребята сделали из меня профессионального артиста, устраивали мне гастроли, рассказали, как это делается и так далее... Так вот, мы получили предложение от структуры Лисовского. Она еще занималась шоу-бизнесом...
-...а не коробками из-под ксерокса...
- Да, это было еще до той коробки. В Москве меня принял человек, который все время наклонялся за стол и издавал оттуда такие звуки (втягивает носом). Он говорил: "Вы Кричевский?". - "Да". - "Щас!" - и опять наклонялся и носом что-то втягивал. Что этот тип там делал, я не знаю, но по-моему беспрерывно кокаин нюхал... (Он был абсолютно желтого цвета). "Мы хотим с вами работать, - сказал этот "нюхач". - В течение двух лет мы сделаем из вас миллионера. Вот вам контракт, ознакомьтесь. Завтра встречаемся. До свидания".
Приезжаю в гостиницу, где меня ждет мой директор Юра. С ним и еще с парой-тройкой заинтересованных лиц мы читаем эту бумагу и понимаем, что составлена она очень интересно. Все вроде бы хорошо, но... Спрашиваю: "А при каких условиях можно этот контракт разорвать?" - и понимаю, что это, как в фильме "Крестный отец", - вход есть, а выхода нет.
В общем, я решил, что миллионером быть не хочу, - лучше свободным человеком останусь. Может, с точки зрения экономической поступил неправильно, но с точки зрения душевного комфорта...
- А что это такое, на твой взгляд, душевный комфорт?
- Наверное, он подразумевает максимальную свободу при материальном благополучии.
"БОЛЬШИНСТВО ИСПОЛНИТЕЛЕЙ НАШЕГО ЖАНРА - ЭТО ПОЛНАЯ КАТАСТРОФА, ГРАФОМАНЫ СО СЛОЖНЫМИ ЛИЦАМИ"
- Ты часто говоришь себе: "Ах, как все-таки хорошо жить!"? Ты живешь безмятежно, спокойно?
- Слава Богу, именно так я говорю себе каждое утро. Тьфу-тьфу-тьфу!
- Как у тебя рождаются песни: долго, быстро?
- Вообще-то, по-разному. Бывает, удачная песня выплескивается буквально за пять минут. Как, например, "Плавают кораблики по Москва-реке...". Она была написана в московском метро на сорочке - под рукой больше ничего не было - после пива с водкой.
- Да, это вдохновляющий напиток...
- Кстати... А есть песни, которые вымучиваются очень долго, и непонятно почему. Казалось бы, есть мелодия, есть первые строчки (поет):
под утро возвращаюсь,
Полночи пробежав
под мартовским дождем...
И больше ничего. И вдруг через три года ты берешь гитару, случайно делаешь так (играет). И пошло... (Поет):
под утро возвращаюсь,
Полночи пробежав
под мартовским дождем.
Но у твоих дверей я,
как всегда, покаюсь
И напрошусь на чай
с вишневым пирогом.
Прости, что я дыхнул
тяжелым перегаром,
И куртка у меня с бензиновым амбре.
Я со стены сниму старинную гитару,
И зазвучит аккорд
с фальшивой нотой ре.
- В жанре, в котором работаешь ты, мощно, в полный рост стоят Розенбаум, Шуфутинский, Успенская, дедушка, как я его называю, русского шансона Вилли Токарев, много других замечательных исполнителей... Какие отношения сложились внутри вашего цеха? Вы любите друг друга или не любите, общаетесь - не общаетесь, слушаете песни коллег или не слушаете?
- Естественно, мы встречаемся - особенно в гала-концертах. С покойным Мишей Кругом у меня были дружеские отношения, с Михаилом Захаровичем Шуфутинским - приятельские, с Трофимом - дружеские. С другой стороны, я не верю в то, что у нашего брата нет легкой жабы. Каждого, конечно же, что-то грызет... Почему у этого, например, 20 концертов в месяц, а у того один? Да, хорошая песня, ее часто крутят по радио, но у меня вроде бы не хуже, а ее не крутят... И все равно это отношения далеко...
-...не попсовые?
- Да, при всем уважении к поп-тусовке. Кстати, в ином гала-концерте нашего жанра принимают участие десятка два исполнителей, но 15 из них - это полная катастрофа, графоманы со сложными лицами. Вот вчера он пел попсу, а сегодня побрился, надел цепь и уже шансон исполняет. Однако нам удается сохранять какие-то лояльные, корпоративные, что ли, отношения. Не знаю, то ли жанр обязывает...
-...то ли интеллект присутствует...
- Вот-вот, а когда в Москве я пару раз работал в концертах с большим количеством поп-исполнителей, было впечатление, что кто-то жрет у тебя энергетику со страшной силой, что вокруг какие-то волки непонятные...
-...позорные...
- Именно. Поешь одну песню под фонограмму, а, выходя за кулисы, чувствуешь себя так, будто тебя палками недели две дубасили.
"Я ИГРАЛ НА ДНЯХ РОЖДЕНИЯ, СХОДНЯКАХ, СТРЕЛКАХ, В САУНАХ - ВЕЗДЕ, КРОМЕ ПОМИНОК"
- Кто из коллег, работающих в твоем жанре, нравится тебе как слушателю?
- Из нынешних? Ранний Розенбаум однозначно - да! Сегодняшние его песни хороши, но все-таки я не могу сказать, что это мое. Слуцкий Игорь силен. Он не очень известен сейчас в Киеве, но в Москве его имя уже хорошо знают. Игорь не пишет стихи, но все песни, которые он делает, в десятку, практически ни одного промаха я не слышал. Ну кто еще? Танич, конечно. За то, что он делает для "Лесоповала", я перед ним просто снимаю шляпу...
- Корифей!
- Гений! Он хорошо знает тему и подобрал для своей группы абсолютно правильные образы. Когда мы участвуем с "Лесоповалом" в одном концерте, я всегда с огромным удовольствием смотрю их выступление. Ну и, наверное, если говорить о поэзии, то нет, а вот музыкальный материал и качество студийной записи у Михаила Захаровича Шуфуты - да! Безупречно, что тут скажешь!
- Гарик, а у тебя бывало такое, что ты слышишь в исполнении кого-то из коллег песню и начинаешь сокрушаться: "Почему же я такую не написал?".
- О-о-о, сколько угодно! Не могу, например, понять, почему "Белый лебедь на пруду" не я сочинил. Это, в принципе, моя песня.
- А что нужно для того, чтобы написать хорошую песню? Особые условия, вдохновение, водка с пивом?
- Самое главное - душевное равновесие. Лично я не отношусь к тем, так сказать, пишущим элементам, которые должны быть голодными или пьяными.
- Или голодными и пьяными...
- (Смеется). Вот говорят, что блюз - это музыка, которую исполняют хорошие люди, когда у них на душе плохо. У меня совершенно другая ситуация. Если навалились проблемы или я себя плохо чувствую, стих не идет. Страдание не выжмет из меня песню - ни лирическую, ни даже душещипательную, в такие моменты меня как автора нет. Предпочитаю другие варианты: смотреть телевизор, встречаться с друзьями, плакаться в жилетку...
В любом случае я пишу только в хорошем настроении - когда абсолютно сыт, когда никаких проблем, а на улице прекрасная погода. Тут-то, если мне скучно и нечего делать, беру гитарку и пишется песенка.
- Сложно ли тебе писать на заказ?
- Конечно!
- А у тебя бывали написанные на заказ песни, которые впоследствии становились хитами?
- К сожалению, нет. Когда пишешь на заказ, срабатывает какой-то, что ли, тормоз, кажется, что я непременно все испорчу. Если бы я сам это пел, мне бы пошло, а чтобы угодить другому человеку, надо как-то подстраиваться, что-то корректировать под него. Поэтому эгоистический момент присутствует - хитами становятся только те песни, которые пишу для себя.
- В годы, когда ты начинал, исполнители шансона особенно почитались среди людей определенной профессии, я называю их людьми из 90-х. Скажи, тебе приходилось петь на закрытых днях рождения, в саунах, в банях, на сходняках, на стрелках?
- Обязательно, да сколько угодно! Везде, кроме поминок. Тьфу-тьфу-тьфу...
- И как это обычно выглядело?
- Смешная история приключилась на Николиной Горе, где стоит дача одного из "профсоюзных" лидеров. Тогда - это было в самом начале карьеры - у нас был очень доступный гонорар и не существовало понятия "райдер", а пригласили меня за то, что написал "Привокзальную". В общем, мы приезжаем и узнаем, что поем в... сауне. В дом нас даже не пустили, но заплатили по тем временам очень хорошо - за это и я, и музыканты готовы были простить все.
Мы пели в предбаннике, там же стояла аппаратура. Перед нами - небольшой столик, на котором икра, водка, какие-то закуски. Играли мы в никуда, то есть в деревянную стену.
- А слушатели где были?
- Получилось так, что с левой стороны сауна, а с правой - комната отдыха, и вот я пою, а из сауны в комнату отдыха и обратно бегают голые девицы. Туда-сюда...
- Они хоть хороши были?
- Очень, но нам не до них - мы наяривали: "Давай быстрее, брат, налей за бизнесменов и врачей".
- После этого ты и написал песню "На номенклатурной даче"?
- Такая легенда, мною придуманная, существует, но на самом деле песню эту я написал раньше. (Поет):
Телевизоры "Хитачи",
Деревянная обшивка
И бильярдные столы.
Там нам баньку затопили,
Там мы пели, водку пили
И носы мы воротили
От зернистой от икры.
Говорил хозяин ейной,
Что построил два бассейна
И имеет новый "бентли"
И огромный в Берне счет.
Но одна, кричит, проблема -
У него больная тема! -
Он глазами вроде хочет,
А не может ничего.
А за окном охрана грустная скучает,
И теплый ветер ели стройные качает.
И добрый пес в зеленой будке
у забора
Гоняет мух к соседской даче
прокурора...
"ОНА ПРИВЕЗЛА МНЕ СЛОНА С ХОБОТОМ В ВИДЕ ФАЛЛИЧЕСКОГО СИМВОЛА"
- Во время выступлений перед такой аудиторией тебя могли обидеть, ущемить твое человеческое достоинство?
- Был эпизод, когда у меня отняли микрофон. Место, где мы выступали, я называть не буду: те люди еще могут быть живы и здоровы. К нам была приставлена достаточно серьезная охрана, за спиной сидели два автоматчика в бронежилетах, у которых во всю грудь шла надпись "ОМОН" (с ними, учитывая ситуацию, было спокойнее). Короче говоря, я имел неосторожность поздравить своих друзей из Одессы, которых увидел и узнал среди зрителей данного заведения. Точнее, что значит неосторожность - я сделал то, что хотел, но это не понравилось хозяевам города (все происходило не в Киеве, сразу предупреждаю). После этого прямо во время моей песни встал человек - с ним было полдюжины охранников, - вышел на сцену, слегка меня оттолкнул, забрал микрофон...
-...и сам спел?
- Посмотрел на моих музыкантов и скомандовал: "Стоп!". Те остановились. Он сказал: "А вот эту песню вы знаете? Про зайцев?". Музыканты ответили: "Нет!". В это время я подошел к распорядителям и спросил: "Здесь можно навести порядок?". Понимаешь, если бы он был один, я бы с ним разговаривал как мужчина с мужчиной, а так как с ним было пять вооруженных охранников, или там не знаю кого, это уже был бы неравный бой.
Я поворачиваюсь: где там ОМОН с автоматами? - и вижу, что стволы их АКМов опущены, а сами они смотрят куда-то в другую сторону. В общем, минут через 40 ко мне подошли организаторы. Сказали: не обращайте, дескать, на него внимания. Он вас уважает, просто сегодня выпил. И еще что-то сделал. И еще раз выпил. Его обидело, что вы каких-то одесситов поприветствовали, а его нет.
"Во-первых, - говорю, - я его не знаю, а во-вторых, если он такой крутой, мог бы сам со мной объясниться, а не выводить на сцену жлобов и качать права". В общем, такой случай был, но, слава Богу, единственный. Тьфу-тьфу-тьфу!
- Вилли Токарев рассказывал мне, для каких настоящих воров в законе и авторитетов имел удовольствие петь в нью-йоркском ресторан-клубе "Одесса". "Этот (я опускаю фамилии. - Д. Г.) за -платил мне за всю ночь, как за полгода работы, а тот слушал и подпевал - оказалось, он знает весь мой репертуар...". У тебя были моменты, когда ты один на один пел свои песни очень известным в криминальном мире людям?
- Да. Более того, я абсолютно согласен с Вилли в том, что люди, которые находятся на вершине... Как правило, глядя на них, никогда не скажешь, что этот человек принадлежит к верхушке криминального мира. Никогда! Все распальцованные и жужжащие - это водители, охранники и застрельщики, а наверху интеллигентнейшие люди с хорошим вкусом.
- Я сейчас вспомнил... Станислав Сергеевич Говорухин рассказывал мне, как совершенно случайно попал на пароход, где отдыхали "люди, чьих фамилий мы не знаем". Поскольку в свое время он сыграл роль мафиози Крымова в фильме "Асса", ему предложили: "Хотите посмотреть на настоящего мафиози, одного из крестных отцов?". И показали седенького, благообразного старичка-еврея. "Вот он, Станислав Сергеевич, можете с ним познакомиться"...
- Я неоднократно выступал у таких людей и в семьях, и на каких-то вечерах, которые они устраивали, просто с ними общался. Я получал удовольствие. Более того, у них можно много интереснейших, абсолютно житейских вещей узнать...
- Гарик, у тебя прекрасная семья, замечательная красавица-жена, двое детей. Скажи, Анжела не боится отпускать тебя, молодого и красивого, одного на гастроли?
- В общем, боится, конечно, но вариантов нет. До рождения Вики, старшей дочери, она все время ездила со мной, была у нас директором коллектива, тур-менеджером, как сейчас говорят. Сегодня, конечно, уже не может это себе позволить - практически восемь лет Анжела занимается воспитанием. Да, у нее есть поводы для волнений, но не только связанные с тем, что в гостинице я остаюсь после концерта один.
![]() "До рождения второй дочери Анжела все время со мной ездила. Теперь, когда я на гастролях, жена каждый день звонит" |
Дело в том, что я не очень приспособлен к быту, и еще не было ни одних гастролей без потерь, хотя бы небольших.
- В каком смысле?
- Ну там рубашечка осталась в номере, туфельки, портплед... Как правило, каждую гастроль завершает жертвоприношение, вот жена каждые пять минут и звонит - хорошо, что мобильная связь появилась. "А это ты взял?". - "Да!". - "А это сложил?". - "Yes!". - "Ну хорошо". И все равно что-то забываю.
- Признайся, многие молодые девушки стремятся познакомиться и пообщаться с любимым исполнителем поближе? Как это обычно происходит и чем заканчивается?
- На последний концерт в Москве, например, одна девушка специально приехала из Воронежа. Привезла мне и вынесла на сцену слона - этакого зверя с хоботом в виде фаллического символа. А потом пришла за кулисы и сказала, что долго меня искала...
-...оказывается!
- Да, и при этом ее слон недвусмысленно на меня смотрел. Она спросила о моих планах, я ответил, что еду на следующее выступление, и понял, что надо человека как бы сливать. Девушка расстроилась, расплакалась...
-...и забрала слона?
- Его-то как раз оставила, но и сама осталась в гримерной. Мне уже надо переодеваться, я тороплюсь... В общем, пришел охранник и аккуратно ее попросил. Начались слезы...
- Так всегда заканчивается?
- Ну, как вариант.
"ЛИХУТА, НЕ РАССЛАБЛЯЙСЯ!"
- Я видел твой прекрасный дуэт с Таисией Повалий и заметил, с каким обожанием ты на Таю смотришь, какие трогательные у вас отношения. Вот интересно, а что думает об этом Игорь Лихута?
- А нам с Таей все равно! (Смеется). На самом деле и с Таей, и с Ирой Билык нас связывают дружеские отношения. Разумеется, только дружеские, а все взгляды и остальные нежные моменты - исключительно с разрешения Анжелы, Лихуты и так далее. Мы даже больше для себя играем: а вот что могло быть, если бы... И, конечно, не переходим границы, хотя... Лихута, если ты это интервью читаешь (а он читает, он "Бульвар" много лет выписывает), предупреждаю: не расслабляйся!
- Собираясь с Лихутой вдвоем, вы рассказываете друг другу потрясающие анекдоты. Читатели "Бульвара" тоже не отказались бы их послушать...
- Мне очень нравится такой анекдот.
Встречаются новые русские. Один в расстроенных чувствах, и второй у него спрашивает: "Что случилось?". - "Ты знаешь, в бизнесе я добился всего, но у меня есть проблема". - "Какая?". - "Моя жена. Живу с ней 30 лет. У всех уже жены второго поколения, все уже с молодыми девками, а я только и слышу: "Бабки давай!". Не хочу уже ни спать, ни есть - что делать?". Приятель говорит: "Какие проблемы? Ты богатый человек - подари ей "феррари". Она не впишется в поворот, и ты закроешь вопрос. Все красиво, и никто не подкопается". Тот обрадовался: "Точно!".
Встречаются через неделю. Первый опять расстроенный. "Что такое?". - "Да вот, попал на полмиллиона баксов. Подарил ей "феррари", а она ездит и прекрасно вписывается в поворот. Еще больше меня пилит". - "Ну так подари ей "ягуар". Тот обрадовался: "Это мысль!".
Через неделю встречаются - мужика не узнать: счастливый, довольный. "Что, - спрашивает приятель, - не вписалась?". - "Нет - он ее в гараже загрыз".
- У нас в стране многие исполнители жалуются, что Украина не понимает их искусства и из-за этого им приходится уезжать. А тебя никогда не посещала мысль перебраться куда-нибудь в Москву, я уж не говорю - в Германию?
- Сегодня в России концертов у меня процентов на 20 больше, чем, допустим, в Украине. Казалось бы, логично было и жить в Москве, но, знаешь, Киев настолько удобно расположен, что никаких проблем: полтора часа - ты в Москве, три часа - где-то дальше. А разве можно сравнить эти два города? В Москве я устаю на третьем часу пребывания, а в Киеве отдыхаю. Когда приезжаю сюда, понимаю, что я дома, среди своих друзей, среди более управляемых и вменяемых людей. Может, я и неправильно выразился...
- Но зато точно!
- Недаром предки в свое время здесь поселились - все-таки славянский мир начинался с Киева. Как Русь раньше называлась? Киевская! Это потом уже климат непонятно почему поменялся, но энергетически мне именно здесь больше нравится. Пути Господни неисповедимы, все в этой жизни может произойти, но, хотя у меня давно есть возможность переехать, желания нет. Вдобавок сейчас, обрати внимание, сколько артистов, известных очень широко в Москве, Питере и так далее, живут в Киеве.
- Немало...
- Они прекрасно гастролируют, работают за те же гонорары, а то и выше, чем московские артисты, и не хотят покидать Киев. Значит, что-то их здесь удерживает.
- Многие твои коллеги считают, что главное для артиста - результат творчества, выражаемый в условных единицах. Скажи, сколько нужно Гарику Кричевскому, чтобы быть в полном порядке, и что ему нужно, чтобы материально ни от кого не зависеть и всласть писать песни?
- Не так много. Иметь крышу над головой, то есть квартиру или дом с приличным метражом. Иметь машину, а лучше две - не для того, чтобы понтоваться, а потому, что без этого никак. Иметь возможность оплачивать студию, платить своим музыкантам зарплату, покупать одежду в самых дорогих магазинах, очень хорошо питаться: соки, все свежее, все самое лучшее. Если это есть - все!
- Ну, как я понял, питаешься ты хорошо, покупаешь себе одежду в лучших бутиках...
- Кстати, не всегда.
- Да? Бывает, и в секонд-хэнде отовариваешься?
- В секонд-хэнде нет, но, если понравится что-то из такого как бы ширпотреба, покупаю. У меня нет привязанности к престижным маркам, но иметь возможность купить дорогие вещи уже приятно.
Я никогда не забуду слова ныне, к сожалению, покойного Фалько. Может, помнишь, он написал великолепный хит "I like Shopen"? Лет 15 назад я смотрел по польскому телевидению интервью с ним, и когда у музыканта спросили: "Какая у вас мечта?", он ответил: "Автомобиль "феррари - теста росса". "Как? - удивился ведущий. - Вы такой известный артист, у вас хит, и у вас нет "феррари"?". Фалько улыбнулся: "У меня есть возможность его купить, но я этого не делаю". - "Почему?". - "Потому что тогда у меня не будет мечты".
"РАНЬШЕ МЫ ЛИХО ОТПЛЯСЫВАЛИ, А ТЕПЕРЬ ТОЛЬКО ПЬЕМ И ПОЕМ"
- Гарик, мы уже поговорили о продуктах, об одежде. Осталось прояснить ситуацию с автомобилем и крышей над головой...
- У меня пусть и небольшая, но очень уютная квартира почти в центре города, на Евбазе - в шансонном, кстати, районе. Есть машина, у моей жены тоже, холодильник забит. Я, вообще-то, ни в чем не нуждаюсь. Да, хотелось бы иметь лишние деньги, которые можно было бы инвестировать...
-...во второй холодильник?
- (Смеется). Нет. У меня уже год лежит клип, но чтобы его увидели широкие массы, нужно заплатить. На каналах ОРТ, РТР и НТВ грабители какие-то сидят, и свои деньги я туда не понесу никогда, а вот чужие понес бы. Так что, если кто-то хочет расстаться с энной суммой...
- У тебя дома собираются твои друзья-артисты?
- Естественно.
- И кого ты обычно приглашаешь для домашних посиделок?
- Таю, Иру... Фамилии называть? Домой ко мне приезжают Женя Рыбчинский, Сурен Балаян, Игорь Слуцкий, Миша Шуфутинский, Ефрем Амирамов...
- Вы вместе поете? Если да, то что?
- "Я вспоминаю летний вечер" поем... Но не танцуем. Вот этого, к сожалению, нет. Видимо, с возрастом прошло. Раньше, помню, лихо отплясывали, а теперь только пьем и поем.
- Потом опять пьете и опять поете?
- Да (смеется), это какой-то замкнутый круг.
Иногда, кстати, исполняем всякие безобразия. Вот у Трофима есть великолепная песня "Снегири". Мы ее так переделали. (Поет):
с малиною,
Наливные ягоды тлеют на снегу.
Я сегодня ночевал с женщиной
резиновой,
Без которой больше жить просто
не могу.
Или так может быть:
Под ольхой задремал
есаул молоденький,
Заслонив пейсами Тору и Талмуд.
Не буди казака, ваше благородие,
Ведь ему снится сон, как мацу пекут.
А на окне наличники, жуют мацу
станичники...
Черны глаза в окошке том
Азохен вэй, казачий Дон...
Ой, а недавно дуэт "Свитязь" спел для меня новую музыкальную пародию на Таисию Повалий. Это приблизительно так выглядит (поет):
Только денег мне на жизнь
не хватало.
И в какую-то лихую минуту
Повстречала Игореню Лихуту.
Есть машина у меня, есть и вилла,
И на черный день слегка отложила.
Отложила, отложила...
- Гарик, а бывает, что артисты просят у тебя песни, чтобы самим исполнять?
- Чаще просто берут, не спрашивая. Недавно еду в машине не где-нибудь, по Крещатику - и вдруг по радио "Шансон" слышу свою песню. Наша аранжировка, сделанная Ромой Луговым, моим клавишником бессмертным. Бессменным, точнее...
-...а потому бессмертным...
- Да. Это был "Трамвайчик", который, кстати, пару лет назад я пел на дне рождения "Бульвара". Помнишь? А тут какой-то хмырь надрывается. Сперва я подумал, что у меня галлюцинация началась. Оказывается, можно спеть песню, даже по телефону не спросив. Я уже не говорю о том, чтобы принести деньги, предложить какой-то контракт... Нет, просто так: хлоп! Человек записал диск, отдал на радио, диски, видимо, где-то продаются. В конце говорят: "Спел такой-то...".
- И до свидания?
- Ну тут, конечно, у меня все у-ш-шш! Пламя дракона - ничто по сравнению с тем, что у меня вырвалось.
- А кто из артистов спрашивал разрешения?
- Буба Кикабидзе.
- Даже так?
- Это было в Одессе, на съемках программы Яна Табачника "Честь имею пригласить". Он подошел: "Можно мне спеть "Привокзальную"?". Я опешил: "Для вас - что хотите". Я разрешил ему с большим удовольствием, потому что обожаю этого артиста.
- Наша беседа медленно, но уверенно подходит к концу, и хотелось бы закончить ее красиво. Если есть у тебя какая-нибудь песня, которая тебе очень дорога в данный момент, в данную минуту, я бы хотел, чтобы ты посвятил ее женщинам. Все-таки они - самые преданные, самые трогательные, наверное, твои поклонницы...
- (Поет):
Я к тебе приду увидеть дочку.
Отряхну плащ от дорожной пыли
И невзгод, что с нами рядом были.
"О любви не говорят.
Но не скрыть ее глазами", -
Мне шептал осенний сад
Золотыми лепестками.
О любви не говорят,
А ласкают нежно руки.
И чтоб не было разлуки,
О любви не говорят.
- Что ж, о любви действительно не говорят - о ней поют...



Бывший первый секретарь Днепропетровского горкома КПСС Владимир ОШКО: "Щербицкий не умер от воспаления легких - он застрелился!"
Гарик КРИЧЕВСКИЙ: "Что о наших отношениях с Повалий думает Лихута? А нам с Таей все равно"
Орбакайте стала Обокрайте
Зайцева ограбили
"ВИА Гру" Грановскую пощадил крокодил
Мать Глюк’Ozы чуть не сломала руку фанатке
Земфира поступает в МГУ
На Бэкхема наехали
Деми Мур ждет четвертого
Рэй Брэдбери и Майкл Мур делят "Фаренгейт"
У "татушки" будет дочка
Пол Ньюмен - гонщик
Михаил Боярский спас свою квартиру от пожара
Стоцкая вышла замуж
Руслана продала свою трембиту
Таню Буланову приняли за стриптизершу
Бывшая жена Домогарова Наталья ГРОМУШКИНА: "Мы ужинали при свечах, занимались любовью... А потом Саша шел на кухню и учил роль Макбета"
Конец идолопоклонничеству
Французы думают, что столицей Украины является Минск, а само государство расположено рядом с Грецией
Как заглянуть под шапку Мономаха?
Политики, наденьте ордена!
Безруков запел
Певцову портят жизнь журналисты
Искусствовед и телеведущий Святослав БЭЛЗА: "Данилко - талантливый артист, но неприятно, что об украинской культуре судят исключительно по нему"
Звезда сериалов Юлия ДЕЛЛОС: "Прелесть моей профессии в том, что я могу пойти и убить"
Двое из ларца: самые известные близнецы
Дом, милый дом. Кличко и Панеттьер показали новый особняк
Знаменитые актеры, которых не приняли в вуз
Родом из детства: звезды тогда и сейчас
Делу время, потехе час. Хобби звезд







Звезда "50 оттенков серого" показала грудь
Без комплексов. Lady Gaga показала белье
Дочь Джони Деппа ощущает себя лесбиянкой
Наталья Королева выставила грудь напоказ
18-летняя сестра Ким Кардашьян показала новую силиконовую грудь
Садальский о Василие Уткине: Где же твои принципы, Вася?
Пугачева будет судиться с Ирсон Кудиковой за долги
Джейн Биркин помирилась с Hermès
Тесть и теща Владимира Кличко не поделили деньги