Звезда советского кино 50-60-х Татьяна КОНЮХОВА: «Молодой человек с порога поинтересовался: «Помните, вам писал такой-то?». Я кивнула. «Из-за вашего равнодушия он покончил с собой! Я — его лучший друг, приехал вам в глаза посмотреть...»
«ПОСЛАЛА ДОМОЙ ТЕЛЕГРАММУ: «МАМА, Я - АРТИСТКА! ПРИШЛИ ДЕНЕГ!»
- Татьяна Георгиевна, почему о своем происхождении вы обычно говорите: «Я - интернационал»?
- Родилась я в Узбекистане, куда папу направили на работу в ЦК компартии республики, но в жилах моих родителей текло много разных кровей - русская, польская, татарская, украинская. Папа по паспорту был русским, а мама - украинкой, хотя ее девичья фамилия сугубо татарская - Юманова. По характеру она была шумной, веселой, жизнерадостной, работящей - вылитая Одарка из «Запорожца за Дунаем»: «Звiдкiля ти тут узявся, де ти досi пропадав?».
- Вы говорите по-украински без намека на акцент!
- Мову хорошо знала моя мама. А еще она была грандиозной певуньей: когда пела дома, люди, проходившие по улице, останавливались под окнами и слушали. Летом выступала в «ракушке» - на концертной площадке, установленной в парке, и ее голос разносился по всему поселку.
Во время войны, когда все жили под лозунгом: «Все для фронта! Все для победы!», мама, которая всю жизнь была домохозяйкой, пошла работать на завод. Как-то у них в цеху давали концерт солисты Киевской оперы, находившиеся там в эвакуации. Сначала выступали они, а потом рабочие попросили что-нибудь исполнить маму. Ее пение поразило гостей до глубины души. «Наталка, сказали они, - поедем с нами, твое место на сцене!».
- Но она, конечно, отказалась?
- Как она могла сорваться с места? На ней был дом, двое детей - я и моя сестра Роксана, отец воевал. Его, кстати, демобилизовали не в 45-м, а только в 53-м году. Папа тоже был человеком музыкально одаренным - великолепно знал классическую музыку, хорошо играл на гитаре и очень любил аккомпанировать маме, а вот петь на публике не рисковал. В детстве он пел в церковном хоре, но в сильные морозы простудился, тяжело переболел бронхитом и голос потерял.
![]() |
| «Родители не поняли моего желания стать актрисой. «Куда ты в калашный ряд?» — сказала мама» |
Даже странно, что такие творческие родители не поняли меня, когда я заявила им о своем желании стать актрисой. Мама сказала без обиняков: «Куда ты в калашный ряд?!».
- Круто!
- Так ведь кинозвезды того времени - Орлова, Ладынина, Макарова, Целиковская - все как на подбор красавицы, а меня мама таковой не считала. К тому же она была уверена, что актерская жизнь - сплошной праздник, и, мягко говоря, не одобряла этого. Папа был более сдержан: «Что ж, доча, если не поступишь, возвращайся, пристроим тебя куда-нибудь».
- Но вы...
- ...поступила с первого раза. Во ВГИК, к народному артисту Советского Союза Василию Васильевичу Ванину. Он перед этим как раз выпустил курс, состоящий из одних москвичей - красивых, уверенных в себе, и, видимо, на контрасте набрал нас - дерзких провинциалов без позы и манерности. Правда, проучилась я на его курсе только год, после чего ушла по собственному желанию. Это случилось в 52-м, когда я сыграла главную роль в картине Александра Артуровича Роу «Майская ночь, или Утопленница».
Поначалу меня охватила эйфория: студентка младшего курса первый раз снялась в кино и сразу же - в главной роли! Помню, послала домой телеграмму: «Мама, я - артистка! Пришли денег!». Мой огромный портрет не один десяток лет висел в самом центре Москвы. Представьте себе: справа - метро «Площадь революции», слева - Большой и Малый театр, а рядом с Колонным залом приютился маленький кинотеатрик, где показывали стереофильмы.
И вот над ним висели три огромных портрета - Лилечки Юдиной, мой и исполнителя главной мужской роли Коли Досенко. Может, у кого-то бы и началось «головокружение от успехов», я же картиной была недовольна. Дело в том, что мне не удалось озвучить свою роль - просто не хватило опыта: я еще многого не знала и не могла попасть в собственную артикуляцию на экране. Было ужасно стыдно. И тогда я пошла к ректору и попросила оставить меня на второй год.
- Неожиданный поступок!
- Единственный случай за всю историю ВГИКа. Нет, студентов и раньше иной раз оставляли на второй год, но это было связано с какими-то несданными экзаменами или зачетами. Но где это видано, чтобы человек сам себе поставил двойку? Тем не менее ректор внял моим просьбам. Так я попала на курс Ольги Ивановны Пыжовой и Бориса Ефимовича Бибикова, где вместе со мной учились Майя Булгакова, Изольда Извицкая, Руфина Нифонтова, Юрий Белов, Валентина Владимирова. Я туда пришла в один день с Наденькой Румянцевой - ее за самовольство изгнали из ГИТИСа...
«ОЧЕНЬ МНОГО БЫЛО ПИСЕМ ОТ ЗАКЛЮЧЕННЫХ: «СКОРО ОСВОБОЖУСЬ, ПРИЕДУ. Я ВСЮ ЖИЗНЬ О ТАКОЙ МЕЧТАЛ»
- Вы пришли на курс звездой - после «Майской ночи»?
- (Грустно улыбается). Уж поверьте мне: слава - скоропортящийся продукт, сегодня есть, а завтра нет. Это - как бенгальский огонь: пока он горит, красиво, а потом остается один жалкий огарок. Когда я после окончания ВГИКа поступила в Театр киноактера, на моем счету было уже пять кинофильмов, и я этим очень гордилась. Но увидев, в каком положении находятся любимые актеры старшего поколения, поняла: все мои роли ничего не значат.
![]() |
| Роль Дашки в советско-югославской картине «Олеко Дундич» была специально написана для Татьяны Конюховой. С Сергеем Филипповым, 1958 год |
Взять хотя бы мою однокурсницу Изольду Извицкую, судьба которой поистине трагична. Не скажу, что в студенческие годы мы с ней часто общались. Наверное, ее задевало то, что я много работала в кино, - Изольду ведь в то время совсем не снимали. Но потом у нее случился головокружительный творческий взлет - она сыграла главную роль в картине «Сорок первый». У фильма был грандиозный успех в Каннах, после чего последовали приглашения на другие кинофестивали. И мы опять-таки не общались, теперь уже по причине ее тотальной занятости.
Когда Извицкой стало совсем плохо, я случайно об этом узнала. Помню, подняла в театре бучу: мол, ей надо срочно помочь. К сожалению, с Изольдой случилось самое страшное - ее оставили близкие люди. Что уж там между ними происходило, не знаю. Появилась какая-то странная компания, с которой она выпивала... Бедняжка была очень одинока. После смерти пролежала в квартире дней 10, и никто ее не хватился... Вот что такое слава. Не дай Бог она вскружит голову.
- Самая любимая зрителями ваша картина, конечно же, «Разные судьбы»?
- Благодаря ей я встретилась с прекрасным режиссером Леонидом Давыдовичем Луковым, фильмы которого любила с детства, и замечательным актером Жорочкой Юматовым. Сейчас даже страшно подумать, что я чуть не отказалась от съемок, так как только что сыграла аналогичную роль в фильме «Доброе утро» - девушку влюбленную, поначалу по достоинству неоцененную, а потом с трудом завоеванную. Мне было неинтересно повторяться. Но Юматов меня уговорил, за что я ему безумно благодарна.
- Поклонники вас тогда, наверное, одолели?
- Почтальоны каждый день приносили мне полные сумки писем, в которых были и просьбы, и любовные признания. Писали почти по Чехову: «Москва, Соне Орловой из фильма «Разные судьбы». Очень много было писем от заключенных, те, ничтоже сумняшеся, сразу предлагали руку и сердце: «Скоро освобожусь, приеду. Я всю жизнь о такой мечтал».
Один молодой человек разыскал меня в гостинице. С порога грозно поинтересовался: «Помните, вам писал такой-то?». Растерявшись, я кивнула. «Из-за вашего равнодушия он покончил с собой! Я, - продолжил незнакомец, - его лучший друг, приехал вам в глаза посмотреть!». Я сначала-то растерялась, а потом все поняла: это он о себе в третьем лице - счеты с жизнью никто, слава Богу, не сводил. Разозлилась тогда ужасно! Но были и вменяемые поклонники. Например, один на съемках фильма «Штрафной удар» каждое утро приносил мне пакет с фруктами. Такое вот своеобразное и трогательное у него было ухаживание.
«НАКАТИЛА ТАКАЯ ДЕПРЕССИЯ, ЧТО ИНОГДА ВСЕРЬЕЗ ПОДУМЫВАЛА О САМОУБИЙСТВЕ»
- Вашей партнерше Татьяне Пилецкой картина «Разные судьбы» сослужила плохую службу - режиссеры с тех пор отказывались видеть ее в других ролях. С вами подобного не случилось?
- Возможно, все так и было бы, не появись на моем жизненном пути замечательный режиссер Константин Наумович Воинов: он первым увидел во мне характерную актрису. У него я сыграла интересные характеры в картинах «Солнце светит всем», «Пора летних отпусков» и даже дворовую девку Химку в «Женитьбе Бальзаминова».
![]() |
| С Владимиром Высоцким в «Карьере Димы Горина», 1961 год. «Я была старше — и по возрасту, и профессионально — поэтому Володя относился ко мне с огромным уважением» |
- Насколько я знаю, вы смогли отплатить Воинову добром за добро, когда вступились за него на худсовете...
- Константин Наумович специально для 17 актрис - всех, кто играл у него в «Женитьбе Бальзаминова»! - написал пьесу «Ссуда на брак» и хотел поставить ее в Театре киноактера. Она была очень смешной и состояла из нескольких миниатюр. Но на худсовете Воинова чуть не съели: «Зачем нужна такая легковесная тема?! Вы что, смеетесь над нашей советской действительностью?!». И я сказала только одну фразу: «Вы так же относитесь и к концертам Райкина?». Пьесу все-таки поставили, и все время, что мы ее играли, у нас были аншлаги.
- Однако лучшей вашей ролью в Театре киноактера стала Варвара Петровна Ставрогина в «Бесах» по Достоевскому...
- В этом спектакле играло настоящее актерское созвездие - Ивашов, Светличная, Белохвостикова, Глузский, но в роли Ставрогиной режиссер изначально видел только Мордюкову. Но однажды Нонна Викторовна сорвалась прямо на сцене - у нее тогда были какие-то серьезные неприятности в семье. Спектакль чудом удалось закончить... А на следующий день - без репетиций! - я вышла на сцену. Режиссер был поражен до глубины души. «Кто бы мог подумать, - сказал он тогда, - что эта хрупкая, нежная, лирическая актриса сможет сыграть женщину с таким сильным, властным характером!».
- А была роль, о которой вы мечтали, но сыграть ее вам так и не довелось?
- Это роль Даши в экранизации романа Алексея Толстого «Хождение по мукам». Режиссер Григорий Львович Рошаль предназначал ее мне. У меня были очень хорошие пробы, никто не сомневался, что Даша - моя. Но потом Рошаль заболел.
Полгода мы ждали начала съемок. В это время режиссеры зазывали меня наперебой. Калатозов приглашал на главную роль в картине «Летят журавли», Рязанов - в «Карнавальную ночь», были и другие заманчивые предложения, но я отказывалась, чтобы быть свободной, когда Григорий Львович меня позовет. А Рошаль, выздоровев, по настоянию жены отдал роль Нине Веселовской. Мол, ему нужна актриса, которая еще нигде не засветилась, новое лицо...
Я очень тяжело это переживала: накатила такая депрессия, что иногда всерьез подумывала о самоубийстве.
- Что вам помогло пережить эту ситуацию?
- Поддержка моего любимого режиссера Леонида Давыдовича Лукова - в советско-югославской картине «Олеко Дундич» специально для меня была написана роль. По иронии судьбы мою героиню тоже звали Дашкой.
«ВЫСОЦКИЙ НАОТРЕЗ ОТКАЗЫВАЛСЯ ОТ ФРИВОЛЬНОЙ СЦЕНЫ: «НУ КАК Я БУДУ ТИСКАТЬ ТАНЕЧКУ КОНЮХОВУ?!»
- О ком из ваших партнеров по кино и театру вас спрашивают чаще всего?
- О Владимире Семеновиче Высоцком, причем началось это сразу же после его смерти. И я покорно рассказываю, хотя на съемочной площадке мы с ним встретились один-единственный раз - во время работы над картиной «Карьера Димы Горина». Я была старше его - и профессионально, и по возрасту, поэтому Володя относился ко мне с огромным уважением. Проявилось это во время съемок эпизода, в котором его герой должен был тискать меня в кабине грузовика. Уже после смерти Володечки я узнала, что он наотрез отказывался от фривольной сцены. В оправдание все повторял: «Ну как я буду тискать Танечку Конюхову?! Нет!». Режиссеры - а их там было двое: Лев Мирский и Фрунзе Довлатян - поставили вопрос ребром: «Ты актер или нет?».
Эта роль в кино была у Высоцкого первой и далеко не главной, так что показать себя с лучшей стороны ему было достаточно трудно. Настоящего актера я разглядела в нем только тогда, когда увидела его Гамлета в Театре на Таганке. Это было потрясающе! И это самое главное. А все те слухи и сплетни, которые о нем распускают, меня не интересуют. Могу ответить на них только словами Ницше: «Все недостатки человека прощу гению, но ни один недостаток гения не прощу человеку». Высоцкий был гением...
![]() |
| Фильм «Разные судьбы» Леонида Лукова стал визитной карточкой актрисы. Соня Орлова, 1956 год |
- Не я ушла, а меня ушли. После перестройки началась новая эра в искусстве: потребовались новые лица, возникли новые имена, а мы, актеры советского времени, оказались брошенными на произвол судьбы. И в 92-м нас просто изгнал из театра отряд ОМОНа с резиновыми дубинками. Сейчас Театр-студия киноактера опять существует, и там процветает человек, который тогда подмял все под себя. Но я туда не вернулась, ушла в свободное плавание, рискуя остаться без средств к существованию.
К счастью, меня пригласили на педагогическую работу в Московскую детскую академию народного художественного творчества. Начинала я с шестилеток, которые приходили ко мне после занятий в группе продленного дня. А в этом году выпустила актерский курс в Московском государственном университете культуры и искусства. На днях мои ученики получили дипломы: по мастерству было всего три четверки и десять пятерок. Мы с ними поставили четыре полноценных спектакля. Самое главное, чему я их научила, - это умению работать. Как говорила моя руководительница курса, ученица Станиславского Ольга Ивановна Пыжова: «Талант от Бога, остальное - работа».
В общем, я, как видите, не пропала. Жаль, что мой муж не может за меня порадоваться, - он умер еще в 1986 году. Ему было всего 55 лет.
- Ваш супруг тоже был актером?
- Нет. Владимир Васильевич Кузнецов начинал как спортсмен: был мастером спорта по метанию копья, многократным чемпионом и рекордсменом, - а умер выдающимся ученым - доктором педагогических наук, профессором, который с выступлениями объездил весь мир: был и в Англии, и в Японии, и в Австрии, и в Португалии. Супруг занимался антропомаксимологией - наукой, которая изучает резервные возможности человека. Когда он умер, все шло к развалу нашей прежней жизни, и наука была уже никому не нужна, в общем, его открытия закопали вместе с ним.
- Это ведь был не первый ваш брак?
- До нашей встречи и у меня, и у Володи был опыт семейной жизни, но когда мы познакомились, поняли: это абсолютно ничего не значит. Я не успела оглянуться, как оказалась замужем. 27 лет, прожитых вместе, промелькнули как один день, хотя отнюдь не были идиллическими - мы ссорились так, что только пух и перья летели. А сколько посуды перебили! Я, если видела, что проигрываю, начинала рыдать. Но стоило Володе спросить: «Ты это всерьез или роль репетируешь?», как мы уже оба хохотали.
Слава Богу, я не одинока - у меня есть великовозрастный сын, ему скоро будет 50. Сергей работает в МИДе. Сын подарил мне любимую внучку. Она у нас блондинка с голубыми глазами - длинноногая, стройная, высокая. От деда переняла и тягу к спорту - серьезно занимается синхронным плаванием, даже медали золотые на соревнованиях завоевала. Все говорят, что красотой удалась в бабушку. Приятно слышать, хотя я себя красавицей никогда не считала.





Вилли ТОКАРЕВ: «Преступникам ничего не стоило нажать на курок — они действительно собирались меня убить и скомандовали: «К стене! Быстрее!». Пока я шагал, в голове была одна мысль: «Ну стреляй же, сволочь!»
Евгения ВЛАСОВА: «Когда бывший муж Дима Костюк узнал мой диагноз, чуть с ума не сошел. «У нее не может быть никакой опухоли, — кричал в истерике, — Женя просто беременна!». Реально рыдал!»
Главный тренер киевского «Динамо» Валерий ГАЗЗАЕВ: «Футболисты — молодые ребята, живые люди... То, что им хочется на дискотеке потанцевать, — нормально, но если оттуда их выносить будут, это неправильно»
Шоумен Гарик Мартиросян и американский актер Колин Фаррелл во второй раз стали папами
55-летний Борис Моисеев женится
На актера Алексея Чадова напали во время съемок
Тина КАНДЕЛАКИ: «Ну не беременная я!»
Украинская любовница Мела Гибсона родила ему дочь
Джонни Депп признан самым сексуальным актером в мире
Кинозвезда Шарлиз Терон поцеловала женщину за 140 тысяч долларов
На 48-м году жизни скончалась актриса Алена Бондарчук
Умер Игорь Старыгин
Левый марш
Элина БЫСТРИЦКАЯ: «Дмитрий Гордон — порядочный человек и выдающийся журналист, но превыше всего я в нем ценю то, что общество, посаженное на отравленную иглу низкопробного юмора и «Домов-2», он старается вернуть к подлинным ценностям»
Звезда советского кино 50-60-х Татьяна КОНЮХОВА: «Молодой человек с порога поинтересовался: «Помните, вам писал такой-то?». Я кивнула. «Из-за вашего равнодушия он покончил с собой! Я — его лучший друг, приехал вам в глаза посмотреть...»
Розпрягайте, хлопцi, коней!
Двое из ларца: самые известные близнецы
Дом, милый дом. Кличко и Панеттьер показали новый особняк
Знаменитые актеры, которых не приняли в вуз
Родом из детства: звезды тогда и сейчас
Делу время, потехе час. Хобби звезд







Звезда "50 оттенков серого" показала грудь
Без комплексов. Lady Gaga показала белье
Дочь Джони Деппа ощущает себя лесбиянкой
Наталья Королева выставила грудь напоказ
18-летняя сестра Ким Кардашьян показала новую силиконовую грудь
Садальский о Василие Уткине: Где же твои принципы, Вася?
Пугачева будет судиться с Ирсон Кудиковой за долги
Джейн Биркин помирилась с Hermès
Тесть и теща Владимира Кличко не поделили деньги