В разделе: Архив газеты "Бульвар Гордона" Об издании Авторы Подписка
От первого лица

Планета Людмилы Гурченко

Виталий КОРОТИЧ. «Бульвар Гордона» 12 Ноября, 2010 00:00
Планета Людмилы Гурченко вращается в миллионах дружелюбных Вселенных, ощущающих ее притяжение, и я счастлив, что мы не разлетаемся в пустоте, потому что держимся все вместе.
Виталий КОРОТИЧ
Однажды я объяснял внуку устройство Вселенной, как процесс вращения одних шариков вокруг других. Шарики стягиваются в общую систему силой взаимного притяжения, и тогда образуются стойкие сочетания планет вроде того, в котором оказалась наша Земля. После паузы я сказал внуку самое главное, что так же устроены человеческие сообщества - только взаимное притяжение может создать Вселенную, особый мир каждому из нас. Тогда любой человек ощущает свою орбиту в связи с орбитами других жизней и уже не будет одинок никогда. Планета Людмилы Гурченко вращается в миллионах дружелюбных Вселенных, ощущающих ее притяжение, и я счастлив, что мы не разлетаемся в пустоте, потому что держимся все вместе.

Великий актер Юрий Никулин рассказывал мне, насколько легко было ощущать себя во Вселенной Гурченко, работая вместе с ней. Никулин любил сравнивать. Однажды побывав на заседании Думы в Москве, он задумчиво заметил, что после Жириновского клоунам выступать - только позориться. Гурченко он не сравнивал ни с кем, а лишь говорил, что после нее соврать, сфальшивить невозможно, а быть самим собою - единственный способ завоевать ее уважение. Слышал я это от многих коллег Гурченко по актерскому цеху, и с таким определением нельзя не согласиться.

Людмила Марковна так искренне противостоит любой фальши, что с трудом выживала в кино, где откровенность, даже ролевая, актерская, долгие годы не принадлежала к числу достоинств. Она сумела прорыть свой путь сквозь такие завалы стереотипов, что можно лишь воображать, каких усилий это ей стоило.

Сегодня, когда многие мельтешащие актерские физиономии устаревают, прекрасна неповторимость Гурченко, ее запоминаемость, ее умение высоко держать свою репутацию на актерстве, на профессии, а не на глянцевой мельтешне. Даже если на поверхности пузырями лопаются какие-то сплетни, они ее не пачкают.

Порой мне вспоминается реплика Ивана Грозного из недавнего фильма Павла Лунгина: «Как человек я грешен, а как царь - праведен». Чаще всего я не хочу знать никаких подробностей о личном житье-бытье Людмилы Гурченко, потому что как актриса она праведна, как никто другой. И я влюблен в нее не только как в великую женщину, но и как в одну из лучших актрис нашего времени. Это срастается, потому что ходить, говорить, как она, может только человек неразделимый в жизни и любимом своем деле.

На самом деле, Гурченко - из той жизни, что в подробностях и по личному опыту известна сегодня не очень многим. Она из взорванного войной горящего Харькова, из времени голодного, но времени нараспашку. На войне очень трудно притворяться - мне это говорили многие фронтовики - дети войны тоже не научились притворству. Актерство постигли, а притворство нет.

Сытые поколения формировались иначе - не то чтобы беззаботнее, но не так искренне. У людей, не ведавших лишений, немного другая жизнь, и чаще всего это другие люди. Одна из самых жизнерадостных актрис нашего экрана отвоевала свой оптимизм и настояла на нем. Она была для нескольких поколений актеров мерилом совестливости, порядочности. Возвращаясь к разговору о планетах, могу сказать, что засасывающим орбитам «чего изволите» поучительно противостояла всегда орбита Людмилы Гурченко, так же, как рядом с орбитой Хрущева была противопоставленная орбита Солженицына, а рядом с брежневской Вселенной - орбита Сахарова.

Не имею понятия, сколько именно лет исполняется сейчас Людмиле Марковне Гурченко. Она моложе большинства из нас, иначе в нее бы не влюблялись с такой частотой многие мои друзья, иначе и сам я не любил бы ее так верно, давно и пылко.



Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
1000 символов осталось