Выдающийся украинский киноактер Иван ГАВРИЛЮК: «В обычной жизни эпизоды пострашнее, чем в кино, были: и на нож шел, и на револьвер...»
Да, полгода назад были проблемы со здоровьем, оперировался... Но зачем об этом рассказывать? Слава Богу, все хорошо сейчас, бегаю, яко молодой козел! И потом, за эти 65 лет столько всего происходило со мной, что некоторым и представить трудно. Даже самому иногда не верится: неужели все это случилось с одним и тем же человеком, и этот человек - я?
У Юрия Ильенко, к примеру, на съемках фильма «Легенда о княгине Ольге» пришлось с медведем бороться. Точнее, с медведицей, Маня ее звали. Привезли ее из Тульского зоопарка, не из цирка, то есть животное абсолютно не дрессированное, маневрам, как говорится, не обученное. На Ан-24 доставили в аэропорт в Жулянах, а оттуда - в Прохоровку под Каневом, где мы снимали. Вместе с Маней приехал приставленный к ней дядя Вася, который, уже когда из самолета вышел, был бабахнутый: принял на грудь, видимо, для храбрости, потому как решил, что трюк со зверем актер ни за что выполнять не станет, ему поручат...
Однако телосложение у дяди Васи было такое, что как его ни одевай, все равно на меня не похож: живот начинался от шеи, на него спокойно можно было бокал пива поставить. И так сними, и эдак, а зритель заметит подмену. Я говорю: «Хватит мучиться, я сам все сделаю». А Юрий Герасимович: «Ты с ума сошел! Она тебе скальп снимет, а меня - в тюрягу!». - «Не снимет, - отвечаю. - И потом, другого выхода у нас нет». Искать того, кто смог бы выполнить трюк, времени не было: вечером медведицу отправляли обратно, самолет стоял, ждал, а это недешево стоило.
По сценарию мой герой должен был завалить дикого зверя на глазах у княгини Ольги, в которую влюблен. Подняли Маню на задние лапы, пошла она на меня. Я текст на камеру произнес - и к ней. В правой руке держал кусок хлеба и сахар. Подхожу, обнимаю медведицу за шею и шепотом уговариваю: «Маня, падай, падай...». Она послушалась, повалилась наземь, я, расхрабрившись, сверху на нее залез, лапы заломил, голову в пасть ей засунул... Все прошло нормально, сделали несколько дублей. А потом, когда этот эпизод снимать закончили, к Мане подошел дядя Вася. Так она - видимо, учуяла запах спиртного, звери этого не любят - ка-а-ак даст ему лапой! Отлетел метра на три-четыре, при его комплекции. «Да, - думаю, - хотела бы снять скальп - сняла бы...».
Но даже тогда по-настоящему страшно мне не стало. Скорее, удивился. Ильенко спрашивал: «Гаврилюк, у тебя что, атрофия страха?». - «Нет, - говорю. - Сам не знаю, почему так». Страх и понимание того, что могло бы случиться, поведи медведица себя как-то иначе, пришли позже - дня через три-четыре. А спустя полгода я деньги за этот трюк получил - 56 рублей, и то не хотели давать. Видимо, потому что живой...
В обычной жизни эпизоды пострашнее, чем в кино, были: на нож шел, на револьвер... История с ножом была году в 80-м или 81-м. Вечером встретил жену из театра (Иван Ярославович женат на актрисе Мирославе Резниченко. - Авт.), идем с ней по переходу подземному, который прямо перед гастрономом на Крещатике, и тут навстречу - трое парней каких-то. Когда проходили мимо нас, один специально со всей дури толкнул Мирославу плечом в грудь, она упала, ударилась...
Я к нему, а он нож вытащил и стал, размахивая им у меня перед носом, подниматься по ступенькам. Ну, я шарфик на правую руку намотал, ударил по ножу, выбил, а левой - в голову. Дружки того урода смылись, он еле заполз в гастроном, где я продолжил его добивать... Ну, меня остановили, вызвали милицию. Я еще, придурок, стоял и ждал ее приезда, пока сами сотрудники гастронома не вразумили: «Молодой человек, убегайте! Оно вам надо?». Я тогда за Мирославу - и домой! А про случай с револьвером рассказывать не буду: он со знакомыми людьми связан, не хочется ворошить прошлое...
Кто-то говорит, что я фартовый, но мне не нравится это слово. И «везучий» тоже. Все познается в сравнении: в чем-то везло, в чем-то, по гамбургскому счету, нет. Главное мое везение и счастье заключается в том, что я знал таких людей, как Параджанов, Быков, Миколайчук, Ильенко, Брондуков, Осыка, дружил с ними, дышал одним воздухом, жил одной жизнью. Ну и на карьеру актерскую, как говорится, жаловаться грех, хотя порой больно и обидно, что многого не дали сделать - просто так, из зависти.
Когда Василий Цвиркунов, супруг гениальной Лины Костенко и очень порядочный, честный человек, ушел с поста директора Киностудии имени Довженко, я встречался с ним в Доме кино, мы выпивали, говорили по душам, вспоминали... И однажды он сказал: «Ваня, хочешь, покажу что-то?».
Это были копии протоколов заседаний худсоветов, которые утверждали актеров на роли. Формулировки, так называемые вердикты, по которым я не мог играть того героя, этого, пятого, десятого, были убийственны, глупы до предела! Например: «Гаврилюк не подходит для этой роли, потому что у него антисоветское лицо». Все, точка! А кому-то Бог не дал антисоветского лица, и совести к тому же, и вот он сидел, всю жизнь завидовал другим и гадил, гадил...
Очень жалею, что не сыграл у Сергея Бондарчука в «Борисе Годунове»: я ведь был утвержден на роль Шуйского, должен был отправляться на съемки в Краков. Но поскольку телефона у нас дома еще не было, звонили в Театр киноактера, а там меня никто к трубке не звал и ничего не передавал, отвечали: «Гаврилюк не сможет, он очень занят», хотя я полгода не снимался. Кто это устроил? Хлопчики из КГБ. Я успел сыграть и у чехов, и у немцев, видимо, посчитали, что все, достаточно, пускай другие по заграницам ездят.
На самом деле, причина такого отношения, наверное, во мне самом: я наотрез отказывался становиться стукачом. Вербовать открыто, в лоб, начали, уже когда письма Параджанову в тюрьму писал: их же распечатывали, читали... Раз пришел на киностудию, а там: «Иван Ярославович, зайдите в первый отдел». Захожу и узнаю, что со мной «хотят пообщаться очень хорошие люди». Ну, хорошие - значит, хорошие, посмотрим, насколько...
Первая встреча состоялась у метро «Арсенальная». Вопросы были в основном о Параджанове: был голубым - не был... Я, кстати, любому и сейчас скажу, что ничего подобного за Сергеем Иосифовичем не замечал. Видимо, потому меня о нем и не спрашивают, вот если бы обратное утверждал, интересовались бы. А я ведь не потому так говорю, что выгородить хочу или следую принципу «о мертвых либо хорошо, либо ничего». У британцев эта поговорка по-другому звучит: «О мертвых либо ничего, либо правду». Это мне как-то ближе.
Затем разговор с кагэбистами в другое русло перетек: «Вы сниматься в Болгарии будете...». - «Буду, и что?». - «Нам нужна информация. Как будут вести себя ваши коллеги, что говорят болгарские товарищи о советской власти...». - «Послушайте, я что, похож на стукача завербованного? Пускай это ваша работа, я здесь при чем? Как потом прикажете с этим жить?». - «Но ведь вы хотите поехать на эти съемки, не так ли?». - «В чем проблема? Отменяйте, и я никуда не поеду». Потом они пробовали меня по телефону вразумить: раз, второй... В конце концов, не сдержался - послал матом. О том, что будет после, как и в случае с медведем, не думал. КГБ оказался страшнее: со временем предложений сниматься становилось все меньше.
Нет, сейчас ко мне все-таки обращаются, зовут куда-то, приносят сценарии... Я читаю, гляжу на тех мальчиков-режиссеров и думаю: «Ребята, кто вас этой профессии учил?». И отказываюсь, мотивируя тем, что вернусь в кино только ради стоящей работы. У хорошего, глубокого режиссера. А пока думаю: не начать ли писать книгу? О тех, о ком не просто нужно, а необходимо вспомнить, о великих людях, с которыми дружил и без которых уже и помолчать не с кем...

Герой Украины поэт Иван ДРАЧ: «Сгоревшую машину жалко как память о сыне, погибшем четыре года назад. Я уверен: сын не сам «головой ударился», его на тот свет отправили, вот только ни доказать это, ни дать делу ход не могу до сих пор»
Легендарный борец с мафией, рэкетом и бандитизмом, киевский «комиссар Каттани» Валерий КУР: «Мог ли Кравченко дважды в себя выстрелить? В судебно-медицинской практике очень много случаев, когда мышцы рефлекторно сокращаются и человек может произвести не один выстрел, а несколько, да и как можно было совершить убийство физически очень сильного мужчины на глазах у нескольких десятков специалистов из разных конкурирующих спецслужб?»
Невестка Никиты Хрущева, вдова его старшего сына Леонида Любовь СИЗЫХ: «На Лубянке со мной даже грубо не разговаривали, только спать не давали. Ну так положено у них — мучили...»
Легендарная «пани Моника» Ольга АРОСЕВА: «Андрюша Миронов, еще живой, лежал, как в гробу, без сознания... Потом у него изо рта пошла пена, он пытался смахнуть ее непарализованной рукой и в бреду все повторял: «Голова болит, голова...»
Выдающийся украинский киноактер Иван ГАВРИЛЮК: «В обычной жизни эпизоды пострашнее, чем в кино, были: и на нож шел, и на револьвер...»
Сергей ЛАЗАРЕВ покорял киевлян англоязычными песнями, пластикой и голым торсом
«Время было такое...»
Александр СЕРОВ: «Пока на сцене находишься, в эйфории от ваших цветов, аплодисментов и сияющих глаз, еще ничего, а потом пойдешь в гримерку, сядешь и сидишь там один, как... Сказал бы кто, да не скажу»
Ян ТАБАЧНИК: «Я счастливый человек, потому что все свои идеи реализовал. Хотел стать музыкантом — стал, хотел мир объехать — объехал. У меня красавица жена, которая моложе на 26 лет, у нас с ней три сына, я построил дом и посадил деревья, но не посадил своих друзей...»
Двое из ларца: самые известные близнецы
Дом, милый дом. Кличко и Панеттьер показали новый особняк
Знаменитые актеры, которых не приняли в вуз
Родом из детства: звезды тогда и сейчас
Делу время, потехе час. Хобби звезд







Звезда "50 оттенков серого" показала грудь
Без комплексов. Lady Gaga показала белье
Дочь Джони Деппа ощущает себя лесбиянкой
Наталья Королева выставила грудь напоказ
18-летняя сестра Ким Кардашьян показала новую силиконовую грудь
Садальский о Василие Уткине: Где же твои принципы, Вася?
Пугачева будет судиться с Ирсон Кудиковой за долги
Джейн Биркин помирилась с Hermès
Тесть и теща Владимира Кличко не поделили деньги