Из любви к искусству
Инна ЧУРИКОВА: "Меня спросили, могла бы я уйти от мужа. И я ответила абсолютно честно: "Да!"
Людмила ГРАБЕНКО. «Бульвар» 22 Сентября, 2004 00:00
Главный режиссер "Ленкома" Марк Захаров называет ее "царица сцены" и "сударыня рыбка", а Глеб Панфилов снял ее почти во всех своих фильмах и считает, что только ей обязан своим успехом. Она - наша любимая актриса и, как никто другой, имеет право уже при жизни называться великой, хотя сама и против этого.
"КОГО Я ТОЛЬКО НЕ ИГРАЛА: И БАБУ-ЯГУ, И СВИНЬЮ С ЛИСОЙ"
- Инна Михайловна, кто-то из мечтающих о театре после неласкового приема развернулся бы и ушел, а вы решили добиться своего.
- Так ведь охота пуще неволи. В молодости не задумываешься, что тобой движет. Скорее всего, внутренняя неосознанная потребность самовыражения. Может быть, желание самоутвердиться. А со стороны кажется: актер всегда на виду, о нем пишут в газетах и журналах, по телевизору показывают. Есть в этом какая-то привлекательность! Правда, только до тех пор, пока ты с этой профессией не столкнулся.
Я поначалу кого только не играла: и Бабу-ягу, как моя героиня в фильме "Начало", и Свинью с Лисой в детских сказках. Ждала своего часа. Дождалась. А кто-то всю жизнь положит, а шанс ему так и не выпадет. Вообще же, мне кажется, что такое призвание от Бога, который предназначает тебе ту или иную судьбу. Поэтому если есть у тебя сильное желание (я бы даже сказала - недуг) стать актером или режиссером, никуда ты от этого не денешься. Потребность играть будет выше, важнее внешних атрибутов профессии. А популярность, честно говоря, - проверка на прочность. Не в этом дело, вовсе не в этом...
- Согласно Пастернаку, "цель творчества - самоотдача".
- Не только. Еще поиск, нахождение нового, анализ. Любая работа - это решение каких-то жизненных проблем, в том числе и твоих личных. И если бы мы, актеры, не работали, не знаю, каким образом мы бы двигались, развивались, менялись. Каждая новая роль - это еще и приобретение. Во-первых, все те размышления о жизни, вопросы и проблемы, которые в спектакле или фильме рассматриваются, заставляют тебя искать ответ. Во-вторых, это непременно поиск нового характера, нового человека.
Трудно спорить с тем фактом, что все-таки чаще всего мужчины влюбляются в красоток. Кинорежиссер Глеб Панфилов, за плечами которого на тот момент уже был один брак, влюбился в... Бабу-ягу. Впервые он увидел Чурикову в этой роли по телевизору и бросился разыскивать. Нашел. И предложил главную роль в своей картине "В огне брода нет". А вскоре они поженились. Потом было "Начало", ее практически биографический фильм. И - четырехлетний простой. Госкино запретило снимать Чурикову в главных ролях, кто-то сказал, что своим видом она... клевещет на государство, партию и красоту советского человека. Долгих четыре года они были без работы: Панфилову не удавалось утвердить сценарий для очередной картины, Чурикову просто не снимали. Не выдержав вынужденного безделья, она попросилась в "Ленком" к Марку Захарову.
- Наверное, актер, помимо таланта, должен обладать еще и особой энергетикой, чтобы в течение спектакля удержать внимание зрительного зала?
- Несомненно! А иначе на сцене вообще ничего не произойдет: актер не сможет заразить зрителей и донести до них идею спектакля, и они останутся посторонними. А если зритель не стал твоим партнером, если не понял, что ты хотел ему сказать, зачем тогда вообще ставить спектакль? Сильной энергетикой обладают практически все актеры, но только избранные чувствуют в профессии Бога. А если человек, чувствуя Бога, может существовать в нашей повседневности, - это уже признак гениальности.
- Как вы считаете, актер должен быть умным или ему достаточно научиться "с чувством, с толком, с расстановкой" произносить авторский текст?
- В любой жизненной ситуации лучше иметь дело с умным человеком, а не наоборот. А что главное для актера? Пожалуй, не смогу однозначно ответить. Конечно, ум. Обязательно интуиция. И любознательность - надо много знать, смотреть, читать и не лениться каждый день узнавать что-то новое. Наблюдательность, потому что любой характер, который тебе предстоит сыграть, можно подсмотреть. Расположение к людям и жизни: она тебя вертит, молотит, а ты не только не обижаешься, но и извлекаешь из всех неприятностей выгоду - используешь свой жизненный опыт в работе. Жизнь - наш главный режиссер!
- А как же Марк Захаров?
- Марк Анатольевич - замечательный режиссер, с которым мне посчастливилось работать. Во-первых, он великий труженик. Во-вторых, несмотря на опыт и возраст, совершенно не устал от своей работы и не стесняется учиться. Все время размышляет, сам себе задает массу вопросов: "Что нужно сегодня зрителю?", "На каком языке с ним разговаривать?". Он уже лет 10 как занимается театром ХХI века и умеет уловить то новое, что появляется в театральном искусстве. С актерами работает терпеливо, с каждым долго возится и делится тем, что знает и умеет.
- Как вы определяете свою тему в искусстве?
- Как размышление о женщине: ее жизни, ее проблемах. О том, зависима она или нет, каким образом выходит из сложных жизненных обстоятельств. Так или иначе, но все мы в них попадаем, а вот выходим - каждая по-своему. Почему? Да потому, что мы разные! Мне ближе женщины, которые в любых обстоятельствах сумели сохранить достоинство. Согласитесь, они вызывают уважение.
- Тяжело женщине в искусстве?
- Так же, как и в жизни...
- Возможно, мужчины более свободны?
- В театре и кино мужчины и женщины абсолютно равноправны: они полностью зависят от режиссера. Но это издержки профессии. Что же касается банальной зависимости актрисы-женщины от режиссера-мужчины, когда считается, что женщина для достижения цели может пойти на какой-то компромисс, то в нашем театре такого нет и быть не может. Марк Анатольевич - очень достойный человек. Возможно, в сфере шоу-бизнеса, где молодые девочки без слуха и голоса хотят петь, кому-то и приходится платить собой. У нас другая история. Захаров никогда не возьмет человека из личной симпатии, в ущерб работе.
"ЗА КУЛИСАМИ МЫ ЧИХАЛИ И КАШЛЯЛИ, А НА СЦЕНЕ ВСЕ ЭТО КУДА-ТО ИСПАРЯЛОСЬ"
- Разве Марк Анатольевич не ставит спектакли в расчете на конкретного актера или актрису?
- Ставит, конечно. Например, он искал пьесу для Саши Абдулова - так в репертуаре театра появился "Игрок", искал для меня - и поставил "Три девушки в голубом". Но это же не потому, что он хотел сделать нам приятное. Для Захарова главное - спектакль, который станет важным, значительным не только для нашего театра, но и для всего театрального искусства в целом. Который вберет в себя массу проблем и потому будет волновать зрителей. Но сначала Марк Анатольевич волнуется сам и заражает этим волнением нас.
- Вы довольны тем, как сложилась ваша театральная и киношная судьба?
- Как-то по просьбе журналистов я подсчитала, сколько ролей сыграла за все годы работы в "Ленкоме". К моему великому удивлению, не набралось и 10-ти. Обнаружив это, я так расстроилась, что чуть было не кинулась звонить Захарову, чтобы спросить: "Почему вы так мало меня занимаете?". Конечно, у меня были прекрасные спектакли, среди которых самые любимые - "Тиль Уленшпигель", "Иванов", "Чайка". Но их могло быть гораздо больше. То же самое и в кино...
- Жертв искусство от вас часто требовало?
- В нашей профессии в жертву приносится и сама жизнь. Что же до историй о каких-то сценических подвигах, то их много у каждого актера. Например, премьеру спектакля "Город миллионеров" я играла с высочайшей температурой. Тогда как раз зверствовал какой-то страшный грипп с летальным исходом. Но так сложилось, что незадолго до премьеры почти две недели проболел мой партнер по спектаклю Армен Джигарханян, поэтому взять больничный мне было просто неудобно. А "Тиля Уленшпигеля" как-то играла с травмой крестца, после чего слегла почти на месяц. Интересно, что во время спектакля боли совсем не чувствовала.
Есть такая особенность сценического пространства. Помню, как-то мы поехали на гастроли с "Чайкой" и заболели абсолютно все, поголовно - и Треплев, и Нина, и я. Так вот, чихали и кашляли мы за кулисами, а на сцене все это чудесным образом куда-то испарялось. Просто мистика какая-то!
- Ваша личная женская тема - одна на всю жизнь. Уже много лет вы замужем за кинорежиссером Глебом Панфиловым...
- Да, мне с ним очень повезло! Он дал мне такие замечательные роли! Что может быть интереснее таких его картин, как "В огне брода нет", "Начало", "Тема", "Васса"? А когда человек к тому же верит в тебя, ценит тебя, любит тебя - это же великое счастье. Он считает, что я - многомерная величина. Это поразительное чувство, когда в тебя верят не как в жену, а как в актрису, которая многое может: способна все понять и сделать так, как хочет режиссер, а может быть, даже и лучше.
Мы в работе очень нужны и полезны друг другу. Случается, что он снимает не меня, а других актрис. Но я обязательно смотрю отснятый материал, он со мной советуется. Мы вместе много читаем, обсуждаем прочитанное - ему очень важно мое мнение, потому что он мне доверяет. Поверьте, в жизни такое взаимопонимание встречается редко. И это большая удача, что у меня оно случилось!
"ЕСЛИ ДЕНЬГИ СТАНОВЯТСЯ СМЫСЛОМ ЖИЗНИ, ЖИЗНЬ ТЕРЯЕТ СМЫСЛ
- Наверное, вы знаете секрет женского счастья?
- Мне кажется, это опять-таки дело случая. Мне просто повезло. До Глеба у меня, конечно же, были какие-то полудетские влюбленности, но ничем результативным они не закончились. Наверное, судьба берегла меня для него. Как-то в интервью меня спросили, смогла бы я уйти от мужа. И я ответила абсолютно честно: "Да, если бы встретила мужчину достойнее его". Но дело в том, что такого мужчины я до сих пор не видела и абсолютно уверена, что не увижу. Так что никаких моих заслуг в нашей встрече нет...
Много лет Панфилов мечтает снять фильм о Жанне д’Арк, трагическая история которой вторым планом прошла в его картине "Начало". Пока не удается. Однажды, казалось бы, все складывалось хорошо: и деньги нашлись, и подготовительный период начался. Но французы хотели видеть в роли своей национальной героини Катрин Денев, а Панфилов - Инну Чурикову. Кто-то, возможно, в такой ситуации пожертвовал бы женой, Глеб Анатольевич не смог. Или не захотел?
Сегодня можно сказать, что их брак выдержал проверку временем. 30 лет с одним мужем - это рекорд! Журналисты, с присущей им дотошностью, искали хоть что-нибудь, что могло бы опорочить отношения Чуриковой и Панфилова. Не нашли. Во всяком случае, пока. "Ваши семейные отношения давно переросли в деловые!" - говорят Панфилову. "Неправда, - парирует режиссер, снявший фильм "Романовы. Венценосная семья", - они похожи на отношения Николая II и его Алекс".
- Есть женщины, которые умеют сглаживать углы в личной жизни и семье. Вы себя относите к ним?
- Семейная жизнь - это великий труд, и не только физический. Конечно, трудно содержать дом в порядке - стирать, убирать, мыть, готовить. Но гораздо труднее быть терпеливой. Представьте себе: вдруг женщина чувствует, что ситуация в ее семье стала напряженной, что, возможно, муж ей изменяет. Что бы там ни говорили, я уверена: такие ситуации бывают в жизни каждой. Это очень больно, обидно, оскорбительно. Можно вспылить и наделать глупостей. А можно найти верный путь и преодолеть обиду. Если, конечно, это не большая обида. Она может оказаться не такой уж и большой, если хорошо подумать. Надо уметь прощать людям их ошибки, наступая на свое самолюбие. Это очень трудно и не всегда удается, но надо учиться, стараться. Когда в любой ситуации человек думает только о себе, он на все обижается, ему кажется, что все желают ему зла. А ведь на самом деле это не так.
- Но сейчас психологи в один голос кричат, что надо себя любить.
- Любить и думать о себе надо, а вот жалеть себя - нет. И поступать надо так, чтобы в любой ситуации сохранять к себе уважение. Помню, как я в первый раз пришла в храм на исповедь и, как истинная материалистка, говорю своей крестной: "В чем мне исповедоваться? Я ведь не грешный человек". А она так удивленно посмотрела на меня и отвечает: "Грешный! Все люди грешны!". И потом, когда батюшка стал со всеми нами разговаривать об отношении к родителям, детям, друзьям, я вдруг осознала, насколько же человек несовершенен! Вот в этом смысле надо себя любить и думать, как стать совершеннее, лучше.
- Как сочетается ваша вера с актерской профессией, испокон веку считающейся греховной?
- Знаете, я часто об этом размышляю... И вот к какому выводу пришла: если играть добрых, любящих, душевно чистых людей, то это Божье дело. А если нести сладость порока, разрушения, демонизма, то, конечно, ни к чему хорошему это не приведет. Может, кто-то сочтет меня несовременной, но меня задевает только то, что проникнуто любовью.
- А у вас на всех хватает доброго отношения?
- Стараюсь, чтобы хватило. Хотя, возможно, в суете своих дел мимо кого-то пробегаю, и на меня обижаются. Но профессия у меня в этом смысле сложная - требует душевного погружения. Поэтому, когда работаешь над очередной ролью, можешь не услышать даже то, что говорят тебе самые близкие люди. У меня и муж такой: когда занят новой картиной, до него не достучишься.
Можете себе представить: они вообще не ссорятся! Даже готовят вместе, у кого есть свободное время, тот и становится к плите. А еще Панфилов - малопьющий и некурящий, и Инна Михайловна с трудом может припомнить случай, когда он явился домой пьяный. Они одинаково думают и чувствуют. У них даже реакции общие: когда идут вместе по улице, то, не сговариваясь, поворачивают в одну сторону. На вопрос, как сохранить семью, сам Панфилов отвечает: "Главное - не допустить, чтобы "любовная лодка разбилась о быт". Вообще, Чурикова считает себя счастливым человеком. Иногда на нее что-то такое накатывает - какое-то совершенно невероятное чувство. "Что с тобой?" - спрашивает муж. И она отвечает: "Прилив счастья!". От измен не застрахован никто. "Откровенно говоря, - сказала как-то Инна Михайловна, - я от такой напасти зарекаться не могу. А вдруг действительно влюбится? Но мне бы этого очень не хотелось".
- Как вам в суете нынешней уж очень быстрой жизни удается сохранить душевное равновесие?
- Если возникает напряженная жизненная ситуация, я призываю всех - мужа, сына, себя - к покою. И даже, как ни странно это прозвучит, к улыбке. И пройдет. Бог тебя надоумит. Появится ясная мысль, или помощь придет с совершенно неожиданной стороны. Главное - не впадать в панику. И уж совсем никуда не годится, когда человек, которому плохо, начинает срываться на близких, которые абсолютно ни в чем не виноваты. Это ужасно! Наоборот, надо смыкать ряды, потому что только всем вместе можно справиться с ситуацией.
Сейчас много у людей горя. Но вокруг нас люди, и они помогут. Мы с мужем всегда помогаем тем, кто просит. Если, конечно, это не профессиональные нищие, есть у нас такие на Тверской. Они не просят, а требуют и подходят только к иномаркам. Ко мне как-то одноногий человек подошел. А я, как только вижу калеку, думаю: "Господи! Наверное, был в Чечне!". И вдруг он как рявкнет: "Дай 50 рублей!". А я ему: "Проходи мимо!". Но однажды мы с мужем видели женщину, которая, очевидно, страшно нуждаясь, вышла на улицу. И платье свое лучшее надела, а попросить не может! Наверное, у нее действительно случилась беда, раз пошла на такой отчаянный шаг. Но даже в этой истории она вела себя достойно, и думаю, все у нее образуется.
Конечно, нелегко в трудную минуту сохранить в душе добро, свет, слушать и слышать людей, улыбаться, не зацикливаться на себе, не жалеть денег, не ставить их во главу угла. Не спорю: деньги сейчас очень важны. Но если они становятся смыслом жизни, сама жизнь теряет смысл.

Баскова заставили снять трусы
Пугачёва возглавила "Фабрику звёзд"
Руслана ПИСАНКА вручила Валерию Леонтьеву и Дмитрию Гордону гарбуз
Александр РОЗЕНБАУМ: "Есть три вещи, которые я не могу себе представить: переход из жизни в смерть, бесконечность космоса и как можно ласкать мужское тело"
Майкла Мура обозвали "жирной свиньей"
Брэд Питт и Дженнифер Энистон усыновляют ребенка
Мадонна требует зелени... на стенах
Третья жена Николаса Кейджа Эллис Ким отучила мужа от скупости
Александр Новиков избил журналиста
Пресняков-младший снова разводится?
Нагиев лишился семьи из-за Хлебниковой
Мальчики зацеловали Тома Круза
Лиз Херли родит от миллионера
Шерли МакЛейн была женой фараона
Чичерина попала в аварию
На Авраама Руссо напали в Греции
Джулия Робертс купила дом для будущих близнецов
Диалог - это умение слышать друг друга
"SCOOTER": "Украина, ты еще жива?"
Андрей МИКОЛАЙЧУК: "Гитлер не послушал мою бабушку, а послушал Бормана, и теперь между Чайковским и Поплавским я выбираю Поплавского"
Легендарный баскетболист Александр ВОЛКОВ: "Сабонис и Марчюлёнис с детства очень дружили, но постоянно спорили, кто из них в Литве главнее. Иногда могли зайти в туалет и подраться"
Инна ЧУРИКОВА: "Меня спросили, могла бы я уйти от мужа. И я ответила абсолютно честно: "Да!"
Олег СКРИПКА: "Тупой слушатель экономически выгоден"
Верхний слой
Двое из ларца: самые известные близнецы
Дом, милый дом. Кличко и Панеттьер показали новый особняк
Знаменитые актеры, которых не приняли в вуз
Родом из детства: звезды тогда и сейчас
Делу время, потехе час. Хобби звезд







Звезда "50 оттенков серого" показала грудь
Без комплексов. Lady Gaga показала белье
Дочь Джони Деппа ощущает себя лесбиянкой
Наталья Королева выставила грудь напоказ
18-летняя сестра Ким Кардашьян показала новую силиконовую грудь
Садальский о Василие Уткине: Где же твои принципы, Вася?
Пугачева будет судиться с Ирсон Кудиковой за долги
Джейн Биркин помирилась с Hermès
Тесть и теща Владимира Кличко не поделили деньги