«По улице моей который год звучат шаги — мои друзья уходят...»
Пока что никто из многоязыких шестидесятников не удостоился посмертных мемориальных досок, но уверен - дойдет время и до них, потому что строки поэтов этого поколения твердо вросли не только в литературу, но и в миллионы благодарных памятей.
«Нам немыслимо, незаслуженно повезло, - говорил мне когда-то Андрей Вознесенский. - Стена, которой власть отгораживала всех нас от мира, на короткий миг приоткрылась после хрущевской антисталинской речи, и мы проскочили в эту щель. А затем стена снова сдвинулась, тот же Хрущев брызгал слюной на нас и топал ногами, но мы уже прошли, а следующее поколение, где были люди ярчайшие, такие, как Бродский, ударилось лицами о восстановленный непроходимый барьер».
Во все времена Белла Ахмадулина казалась человеком мягким и сговорчивым - на самом же деле характер у нее был гранитный, и барьеры она умела прошибать лучше многих из нас. Родившись в благополучной и культурной семье, где слушали хорошую музыку и знали иностранные языки, она подалась в профессиональную литературу очень рано.
В московском литинституте Белла училась с теми, кто еще недавно выиграл войну, и с теми, кто намеревался выиграть послевоенное время. Межиров и Рождественский, Винокуров и Евтушенко, две киевлянки Лина Костенко и Юнна Мориц - можно еще долго перечислять самые популярные впоследствии имена.
Институт был многонационален, там к Ахмадулиной пришла не только первая любовь и она вышла замуж за Евгения Евтушенко, но и завязались отношения с литературами Закавказья, в частности, с Грузией, которую Белла любила верно, и грузинских поэтов переводила со всей своей нежностью и блеском. Ее тоже переводили и издавали по всему свету.
Однажды у меня случилась совсем уже неожиданная встреча с Ахмадулиной - в Нью-Йорке, за обедом у знаменитого хрущевского переводчика Виктора Суходрева. Белла подарила мне только что вышедшую свою англоязычную книгу, и мы все вместе пытались понять, насколько переводы удалены от оригиналов. Беллу вообще было невозможно копировать. И голос ее, с придыханием, который многие сравнивают с пением птиц, и манеру общения (она с друзьями бывала на ты, а с мужьями только на вы). Несколько лет назад я разговаривал с ней в последний раз. «Как тебе пишется?» - спросила Белла. «Никак, - ответил я.- Некогда к письменному столу подойти». - «А зачем письменный стол? Стихи пишутся где угодно...».
Несколько лет назад Ахмадулина со своим супругом - знаменитым театральным художником Борисом Мессерером выступала на поэтическом вечере в Киевском театре имени Ивана Франко. Открывал вечер Павло Загребельный, а закрывал я. Мы говорили разные замечательные слова, а Белла внимала им, как всегда, сосредоточенно. Больше всего она ценила искренность и терпеть не могла фальшивых похвал...
Поколение уходит («Мои друзья уходят», - писала она в совершенно другом контексте). Особенно тяжело Ахмадулина переживала недавнюю смерть самых близких своих друзей: Вознесенского и Аксенова. К тому же незадолго до ухода Аксенов издал мерзкие воспоминания о писателях своего поколения, представив их исключительно как фон для собственной персоны, унизив большинство из них, в том числе и Беллу. Слава Богу, эта книга с читательским успехом не встретилась. Но все равно противно. Зато приятно, что при всех наших капризах и разногласиях никто из писателей моего поколения в Украине своих товарищей подобными мемуарами не унизил. Шестидесятники продолжают ощущать друг друга поверх границ во времени и пространстве. Именно «друг друга». С уходом Беллы Ахмадулиной нас стало намного меньше.

Дочь Николая РЫБНИКОВА Алена: «Однажды папа чуть не подрался с Юрием Гагариным, которому очень понравилась мама»
Михаил ГОРБАЧЕВ: «Правда ли, что после пленума Ельцин себе вспорол живот? Может, и хорошо было бы, кабы живот, а на самом-то деле канцелярскими ножницами по ребрам чуть царапнул, чтобы острия, не дай Бог, не сорвались и вглубь не ушли»
«По улице моей который год звучат шаги — мои друзья уходят...»
И голосом, и сердцем...
Светлана БИЛОНОЖКО: «Наш внук, когда репетирует, от радости прыгает. Смотрю на него и думаю: «Вот с какой отдачей нужно работать!»
Микеле Плачидо полюбил украинский язык
Георгий Гречко ищет Ноев ковчег
Андриана КАСЬЯН: «Поки живу, буду воювати за Миколу»
Нас держат за дураков?
Ани Лорак ждет первенца
Михаил ЗАДОРНОВ: «Если вас посадили в тюрьму, значит, вы украли мало, а если посадили во власть...»
Виктор ЧЕРНОМЫРДИН: «Человеку только кажется, что он жизнь выбирает. Чаще — жизнь его выбирает, испытывает в деле. Почему так? Нам неведомо. Бог знает...»
Ефим ШИФРИН: «И создал Бог землю. И посмотрел, и увидел, что это хорошо. И создал Бог мужчину. И посмотрел, и увидел, что это очень хорошо. А потом создал он женщину. И посмотрел, и подумал: «А, ладно. Накрасится!»
Страшне, сумне i полiтичне
Двое из ларца: самые известные близнецы
Дом, милый дом. Кличко и Панеттьер показали новый особняк
Знаменитые актеры, которых не приняли в вуз
Родом из детства: звезды тогда и сейчас
Делу время, потехе час. Хобби звезд







Звезда "50 оттенков серого" показала грудь
Без комплексов. Lady Gaga показала белье
Дочь Джони Деппа ощущает себя лесбиянкой
Наталья Королева выставила грудь напоказ
18-летняя сестра Ким Кардашьян показала новую силиконовую грудь
Садальский о Василие Уткине: Где же твои принципы, Вася?
Пугачева будет судиться с Ирсон Кудиковой за долги
Джейн Биркин помирилась с Hermès
Тесть и теща Владимира Кличко не поделили деньги