В разделе: Архив газеты "Бульвар Гордона" Об издании Авторы Подписка
По горячим следам

Экс-советник Путина Андрей ИЛЛАРИОНОВ: «Как долго продлится режим? До физического конца Путина»

Наталия ДВАЛИ. Интернет-издание «ГОРДОН»
Известный российский экономист прокомментировал недавние выборы в Госдуму РФ.

Прошедшие выборы в Государст­венную думу России запомнятся тремя главными особенностями. Во-первых, рекордно низкая явка избирателей: по официальным данным — 47,8 процента, по данным независимых аналитиков — около 36,5 процента. Во-вторых, сокрушительным поражением российской оппозиции: в парламент не прошел ни один альтернативный кандидат даже в одномандатных округах. Партия «Яблоко» Григория Явлинского впервые за долгие годы не смогла преодолеть трехпроцентный барьер, не­до­статочный для попадания в парламент, но гарантирующий политической силе финансирование из госбюджета. В-третьих, на этих выборах за партию власти проголосовали, по официальным данным, 54,19 процента избирателей, или 28 миллионов 524 тысячи человек. Теперь из 450 мандатов в Госдуме 343 будет у пропутинской «Единой России». Коммунисты, партия Владимира Жириновского и «Справедливая Россия» набрали, соответственно, 13,34 процента, 13,14 процента и 6,23 процента.

«Вы действительно верили, что оппозиционеров пропустят в Госдуму? А зачем это Кремлю?»

— В Госдуме прошлого созыва, которую по количеству принятых диких законов называли «бешеным принтером», было три-четыре приличных депутата. В новой не будет и этого. Почему Кремль не пропустил в парламент хотя бы одного оппозиционного одномандатника?

— Это было абсолютно очевидно с самого начала. Или вы действительно верили, что оппозиционеров пропустят в Госдуму? А зачем это Кремлю?

— Из рациональных соображений, чтобы у 14 процентов населения, не поддерживающих Путина, была возможность выпустить пар на выборах, а не на улицах. Позволяет же режим до сих пор работать антикремлевским СМИ вроде «Новой газеты», журнала The New Times, телеканала «Дождь».

— Никто никогда не собирался пропускать оппозицию в Госдуму. Последние минимум девять лет я участвую в дискуссии на тему «Ходить или нет на выборы?». И все эти девять лет повторяю: ни в коем случае нельзя участвовать в выборах, нельзя на них ходить! В сегодняшней России любое участие в выборах лишь легитимизирует и укрепляет кремлевский режим. И в последних выборах в Думу оппозиции не стоило участвовать, тем самым узаконив избирательный процесс.

Официальные результаты выборов точно совпали с моим прогнозом: ни один оппозиционер, каким бы жестким или мягким он ни был, в Госдуму не пройдет. Никого из них не пустят. Они просто не нужны власти там, наверху, и она сделает все, чтобы их там не было. Никогда. Но участвуя в этих выборах, оппозиция вновь сыграла свою роль в качестве легитимизатора.

Повторяю: участие оппозиции в выборах укрепляет путинский режим. Так было в 2007-м, когда избирали Думу, в 2008-м на выборах президента, в 2013-м на выборах мэра Москвы. Так будет и в 2018-м, когда пройдут новые выборы президента РФ.

«Они ничего не поняли и ничему не научились»

— Есть информация, что выборы главы России пройдут на год раньше: весной 2017-го.

— Не играет роли, точнее, тактически перенос срока президентских выборов на что-то повлияет, но, по сути, ничего не изменит. И на вопрос: «Как долго это будет продолжаться?» — ответ один: «Всегда».

— Владимир Владимирович собирается жить вечно?

— Уточню. Как долго продлится режим? До физического конца Владимира Путина, каким бы ни был этот конец: естественным или не очень. По-другому быть не может. Мы это знали и до того, но недавние выборы в Госдуму — еще одно подтверждение.

— Лидер оппозиционной партии «Яблоко» Григорий Явлинский уже заявил, что примет участие в ближайших президентских выборах.

— Есть старое выражение: они ничего не поняли и ничему не научились. Зато российская власть научилась грамотно и эффективно контролировать выборы и не пускать наверх никого, кто ей не нужен.

— Меня смущает бодрая интонация, с которой вы все это произносите. Или у вас логика: чем больше режим будет закручивать гайки, тем быстрее навернется?

— Я не знаю, когда это все навернется, но вы абсолютно правы, обратив внимание на мою бодрую интонацию. Но это, скорее, удовлетворение от точности прогнозов, которые я не раз давал в связи с предстоявшими выборами в Госдуму. В результатах новых парламентских выборов есть один плюс: это реальный шанс для российской оппозиции, какой бы она ни была, взглянуть, наконец, правде жизни в глаза.

— И что же «Яблоко», ПАРНАС и другие должны там увидеть?

— Они должны пересмотреть свою риторику. Оппозиция и другие разумные люди постоянно твердили: «Надо идти на выборы, надо бороться!». Я им отвечал: «Не надо, тем самым вы укрепляете путинский режим, подрываете свою позицию и подставляете приличных людей». — «Нет, — отвечали они, — вы ничего не понимаете, нельзя сидеть на диване!».

Одно дело — теории интеллектуального свойства и совсем другое — фактические доказательства. Зайдите на сайт Центральной избирательной комиссии РФ и посмотрите результаты «выборов». К слову, ни я, ни коллеги, которые разделяют мою позицию, в этот раз никакой кампании не устраивали, никого не отговаривали. Мы приняли решение: не будем вести агитацию против участия оппозиции в выборах. Хотят — пусть участвуют, пусть голосуют. Нам оставалось лишь дождаться результатов, чтобы лишний раз убедиться в точности собственных прогнозов.

«Те, кто не ходил на «выборы», с чистой совестью смогут ответить детям-внукам: «Мы в этой мерзости не участвовали»

— Если голосовать на выборах без выбора — легитимизировать режим, значит, по вашей логике, и налогов платить не надо, ведь это тоже укрепляет путинскую госмашину?

— Это две принципиально разные вещи. Неуплата налогов — уголовное преступление, которое имеет совершенно явные последствия. Я не собираюсь призывать людей отправляться в тюрьмы. За призыв не ходить голосовать в России, по крайней мере сейчас, не сажают. Зато теперь те, кто не ходил на «выборы», на вопрос своих детей и внуков: «Как вы могли стать такими подонками и поддержать путинский режим?» — с чистой совестью смогут ответить: «Мы в этой мерзости не участвовали».

— На парламентских выборах путинская партия «Единая Россия» получила 54,19 процента, то есть 343 депутатских мандата. Не просто конституционное большинство, а с запасом в 43 голоса.

— С одной стороны, цифра действительно шокирующая и ужасающая. С другой — в России центр власти находится не в Госдуме, а в Кремле. Парламент играет роль пристяжного или законодательного «одобрителя» плюс создает определенный информационно-идеологический фон, не­об­ходимый Кремлю.

Что касается конституционного большинства, надо понимать: КПРФ, ЛДПР и «Справедливая Россия», якобы оппозиционные парламентские фракции, всегда и во всем дружно поддерживали «Единую Россию», в том числе в голосованиях за войну против Украины и включение аннексированного Крыма в состав РФ. 343 голоса партии власти ничего принципиально не изменят, разве что до того приходилось приплачивать КПРФ, ЛДПР и «Справедливой России», а сейчас даже этого не понадобится. Впрочем, на общем фоне происходящего в РФ это настолько незначительный вопрос, что сути дела не изменит.

— А что же тогда играет существенную роль?

— Результаты выборов в Госдуму дали Путину отмашку начать спецоперацию «Президентские выборы-2018». Он, несомненно, будет в них участвовать. Впрочем, это и так было ясно любому, кто следит за процессами внутри России.



Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
1000 символов осталось