В разделе: Архив газеты "Бульвар Гордона" Об издании Авторы Подписка
Во весь голос

"Евровидение" made in Ukraine. Получилось!

Елена ЧЕРЕДНИЧЕНКО. Специально для «Бульвар Гордона» 24 Мая, 2005 00:00
Итак, мы это сделали! Провели песенный конкурс, которым буржуазная Европа тешилась еще в те времена, когда у нас наивысшим достижением эстрады считалась Алла Борисовна, поющая про Арлекино.
Елена ЧЕРЕДНИЧЕНКО

Итак, мы это сделали! Провели песенный конкурс, которым буржуазная Европа тешилась еще в те времена, когда у нас наивысшим достижением эстрады считалась Алла Борисовна, поющая про Арлекино. В 1974-м на "Евровидении" оглушительную победу одержала "АBBА" с песней "Ватерлоо", которую сегодня какому-то ирландскому эксперту пришло в голову признать для данного конкурса идеальной. Песенный триумф шведского квартета и впрямь не смог никто повторить, но дело не в этом. А в том, что много исторической воды утекло с тех пор, в результате чего изыски буржуазной Европы оказались для нас доступными и почти родными.

Реактивная Руслана совершенно неожиданно для всех, и в первую очередь для нас самих, сумела убедить мировую общественность в том, что Украина - родина не только экологических катастроф и кассетных скандалов, но и яркой музыкальной культуры. В отличие от "АBBA" Руслана одержала победу сокрушительную, потому как набрала наибольшее за всю историю "Евровидения" количество баллов - 280.

Вместе с этой грандиозной викторией дикая гуцулка принесла родной земле кучу головной боли. Придя в себя после безумной радости от нежданной победы, украинцы посмотрели в глаза суровой правде: следующий конкурс проводить нам. А он, как назло, еще и юбилейный. Но родная страна справилась. И при этом умудрилась не опозориться.

То, что нам это удалось, просто чудо, ибо подготовку к юбилейному "Евровидению" Украина проводила в таком авральном порядке, что в конечный успех мог поверить только самый оптимистичный идиот. Три зимних месяца, в течение которых можно было неспешно продумать концепцию мероприятия, поискать спонсоров, провести всякие-разные тендеры на определение лучших световиков, звуковиков, режиссеров, дизайнеров etc, у нас ушли на события, приятные во всех отношениях с точки зрения истории, но к музыке не имеющие никакого отношения. О "Евровидении" не то что забыли, просто было не до него. И только когда члены Европейского вещательного союза - учредителя конкурса - всерьез призадумались над тем, чтобы перенести свое детище в какую-нибудь страну, где исторические потрясения давно осели в школьных учебниках, новое украинское правительство недоуменно повело плечами: перенести? не справимся? Ха!

И пошло-поехало. Сформировали оргкомитет, назначили нового президента НТКУ - Тараса Стецкива, приступившего к делу со спокойствием далай-ламы и энергией гоночного автомобиля. За полтора месяца провели 53 тендера, определивших более 50 фирм-подрядчиков для выполнения работ, обеспечивающих жизнедеятельность конкурса.

В конце апреля в свежеотремонтированном Дворце спорта (его коллектив трудился в три смены) приступили к монтажу сцены, звука, света, налаживанию телекоммуникаций, а к 11 мая уже были созданы условия для первых репетиций. Министр по чрезвычайным ситуациям лично проверял дворец на предмет безопасности, а сцену придумали такую, какой на "Евровидении" отродясь не было (трехмерная, с трансформерами, создающими виртуальные декорации под выступление каждого из 39 участников!). Нашли замечательных ведущих, хорошо владеющих английским, - потрясающую Машу Ефросинину и симпатичного Пашу Шилько.

Еще до начала мероприятия Сванте Стокселиус, исполнительный директор Европейского вещательного союза, признал: "В Киеве будет одна из самых красочных и впечатляющих сцен за всю историю конкурса, и благодаря работе Национальной телекомпании Украины мы получили возможность провести наиболее успешный конкурс за всю историю "Евровидения".

Для европейцев отменили въездные визы, официальным делегациям предложили 21 гостиницу в центре Киева, любителям экстрима - палаточный городок на Трухановом острове. Гости, однако, выбрали только пять отелей - "Премьер-Палас", "Президент-Отель", "Русь", "Спорт" и "Лыбидь", а на палаточную экзотику вместо запланированных пяти тысяч иностранцев прельстилось чуть больше 400 человек, основная часть которых - наши сограждане.

Юбилейный конкурс требует особой программы. Она, разумеется, была придумана, но... Состоится ли у нас когда-нибудь "Евровидение" снова, неизвестно, поэтому нынешний шанс надо было использовать на всю катушку. И Украина пять дней добросовестно демонстрировала свои хрестоматийные качества - гостеприимство и певучесть.

Открытие празднества возле Мариинского дворца оказалось по-купечески щедрым и демократичным одновременно - фуршетные столики были доступны всем желающим. Концертные площадки не ограничились Дворцом спорта - на Майдане каждый вечер выступали различные исполнители, включая культовых, а на Трухановом честно тужились ребята, которых и хотелось бы назвать музыкантами, да совесть не позволяет. Уж больно многие из них по своему вокалу напоминали мартовских котов, не получивших сексуальной сатисфакции от окрестных кошек.

Ну и, конечно же, на самом конкурсе с певучестью Украина облажалась по самое дальше некуда. Помню, как снежной ноябрьской ночью 2004-го, на углу Институтской и Банковой, ударило током: из чьей-то машины доносилась энергия композиции, порожденной Майданом. Помню, как остановилась, завороженно глядя на двух подростков, обмотанных желто-голубыми флагами, - ребята изгибались в рэпе, подпевая словам, несущимся из машины: "Ра-а-азом, ра-а-азом нас багато!..". "Господи, - подумала. - Кто же до этого додумался? Какие же молодцы так оперативно соорудили такой необходимый для нас гимн?". Знала бы я тогда, что нам эти молодцы в конечном счете отчебучат.

Честно, до сих пор не могу слушать композицию "Разом нас багато" без слез, но, люди добрые, это наше родное, интимное - а музыка, Европа здесь при чем?!

Если бы Украина участвовала в политическом конкурсе "Креативная страна года", может, Гран-при нам и был бы обеспечен. Но выставлять идеологическую речевку на конкурс, который вот уже 50-й год подряд принято считать праздником эстрадной песни для благополучной Европы? Это можно оправдать разве что романтическим революционным затмением, обуявшим ответственные за проведение конкурса умы.

Все мы, конечно, хорошо знаем историю попадания "Гринджолей" на арену "Евровидения", и ни о каком затмении здесь и речи быть не может - одна сплошная прагматика. Но прагматические расчеты, увы, не оправдались. Европа уже отдала должное по части восхищения нашей революцией и, несомненно, будет отдавать еще, но только не в вопросах, напрямую связанных с вещами, к революциям отношения не имеющим. С песенным искусством, другими словами. И 20 место - еще по-божески, потому как это всего лишь политический реверанс со стороны самых стойких симпатиков наших "оранжевых" потрясений.

Греции, кстати, большой привет и искренние поздравления. Хотя мне, к примеру, песня Елены Папаризу не понравилась. Мне больше Сербия-Черногория и Хорватия пришлись по душе, но это уже тема для другой статьи - о музыкальной составляющей "Евровидения-2005". А сейчас мне хотелось сказать о другом: мы справились!



Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
1000 символов осталось