Рената ЛИТВИНОВА: «Я говорю Земфире: «Может, в прошлой жизни ты царицей была и очень много денег имела?». Она легко от больших контрактов отказывается, потому что мотивация ее существования — не зарабатывать, а делать свое дело»
Поверить в это Рената, конечно же, не могла: в конце 90-х - начале «нулевых» российский кинематограф не просто не развивался, а, казалось, уснул крепким и надежным летаргическим сном. Снимали и снимались только избранные, в число которых Литвинова, увы, не попала, однако вскоре предсказание то сбылось: после выхода на экраны картины Александра Митты «Граница. Таежный роман» об очаровательной блондинке, сыгравшей слегка сумасшедшую, шебутную, но невероятно притягательную Альбину, заговорили на всем постсоветском пространстве. На ее фоне померкла и потерялась даже главная героиня в исполнении Ольги Будиной, во всяком случае, равнодушных к Ренате не было - либо ею восхищались, либо ее осуждали.
![]() |
| Фото Феликса РОЗЕНШТЕЙНА |
Восхищались потому, что особенная, не похожая на других и вместе с тем не фальшивая, эдакая интересная чудачка, однако совершенно искренняя, поскольку сразу видно - такую не сыграешь, такой надо только родиться, ну а осуждали (в принципе, за то же самое), как правило, те, кто, будучи скроенным по советским лекалам, странность и глупость уравнивал.
«Жеманница», «эпатажная светская дамочка», «скандалистка», «фрик», «Мэрилин Монро из Урюпинска» - каких только эпитетов и сравнений моя собеседница не удостаивалась, но, надо сказать, стараясь быть похожей даже не на сексапильную Монро, а на строгую и холодную, не ронявшую свои честь и достоинство и не терявшую чувства юмора Дитрих, никогда ударом на удар и грубостью на грубость не отвечала.
Юмор у Ренаты особенный - такой же вычурный и витиеватый, как и ее стиль, а фразы легкие, словно шелк, но в память врезаются сразу - хочется цитировать и применять их снова и снова. «Штрафовали меня в основном из-за чести: не успевала отдавать старшим по званию», - это из воспоминаний Ренаты о детстве, когда ее отправляли в пионерлагеря, где детей приучали ходить строем, посещать кружок юных барабанщиков и днями играть в «Зарницу».
«О детстве она рассказывает охотно, о личной жизни - никогда», - писал в очерке о Литвиновой Дмитрий Быков. Свои два брака кинодива называет «формальной регистрацией отношений», не комментируя ни тихое расставание с первым мужем - кинопродюсером Александром Антиповым, ни громкий развод со вторым, от которого воспитывает дочь Ульяну. Одни говорят, бизнесмен Леонид Добровский ревновал жену к профессии, отнимавшей у нее львиную долю времени, другие - к близкой подруге Земфире, которой Рената сняла несколько клипов, а третьи предполагают, что сначала на ком женился, не понял, а когда осознал, решил: столь творческая женщина, идеалистка и интеллектуалка не для быта, а стало быть, не для него.
С блондинками из анекдотов Литвинову роднит только то, что вместо педали газа она иногда может нажать на тормоз (ну, или наоборот), а с девушками от шоу-бизнеса, пожалуй, лишь яркая внешность, красивая, как привыкла говорить актриса, оболочка. Таких, как она, проще принять, чем понять, а подогнать под стандарт или стереотип лучше вообще не пытаться.
![]() |
| Рената родилась в Москве в семье врачей: мать — русская, отец — татарин. «Смешение кровей дает некую силу, устойчивость» |
«ИМЯ РЕНАТА - СИЛЬНОЕ, ЕГО НОСИТЕЛЬНИЦЫ ВСЕГДА ОБЛАДАЮТ ХАРАКТЕРОМ»
- Признаться, Рената, я долго искал с вами встречи, но кто ищет, тот всегда найдет, не правда ли? У вас (с чего-то же надо начать разговор) такое отчество замечательное - Муратовна...
- ...ну да, потому что наполовину татарка...
- ...а в детстве вам жутко ваше имя не нравилось - почему?
- Потому что вокруг были сплошные Лены, Маши...
- ...и выделяться вам не хотелось?
- Дети - я даже по своему вижу ребенку - хотят быть, как все: это сейчас уже ты понимаешь, что быть, как все, скорее, оскорбление.
![]() |
| Мать — Алиса Михайловна Литвинова |
- Я знаю Рината Дасаева, Рината Ахметова и первого заместителя Генпрокурора Украины Рената Кузьмина, а вот вы с кем-нибудь из Ренатов или Ренат когда-либо встречались?
- Из Ренат?.. Да, но все равно это редкое имя, хотя теперь стало модным. Даже у моей дочери в классе Рената учится, и в других классах тоже.
- Я даже догадываюсь, благодаря кому оно стало модным...
- Серьезно? Нет, правда, Ренаты стали попадаться все чаще, а вообще, это же, в принципе, имя английское (очень много Ренат также в Германии)... Имя, мне кажется, сильное, потому что его носительницы всегда обладают характером. Бывают же, согласитесь, мягкие имена, но это - одно из нескольких, которые на человека накладывают отпечаток.
![]() |
| Отец — Мурат Аминович Вергазов |
- В вас, интересно, татарские корни заметны? Татарскую кровь как-то вы чувствуете?
- Хорошо, мне кажется, когда смешение кровей какое-то есть, потому что белые люди в меньшинстве оказались. Это старая кровь, у них слабее...
- ...иммунитет...
- ...и в каком-то смысле они не так к размножению склонны. Смешение кровей дает некую силу, устойчивость, способность к выживанию, что ли.
- У вас есть цикл рассказов о собственной бабушке...
- (С кокетством). Серьезно? Ну что значит «цикл рассказов»? Она просто была очень яркой, талантливой женщиной.
- Бабушка - татарка?
- Нет, это со стороны отца татарская линия, а со стороны мамы просто Клондайк таланта. Бабушка была харизматичная, сильная, парадоксальная - из простой семьи, но ярким воображением и большой внутренней энергией обладала.
«В МАМИНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ЭНЦИКЛОПЕДИИ МЕНЯ МНОГИЕ АСПЕКТЫ ВЛЕКЛИ - ГИБКИЕ ПЛАСТИНКИ С БРЕДОМ ШИЗОФРЕНИКОВ ИЛИ ОПИСАНИЕ СТРАННЫХ БОЛЕЗНЕЙ С НАРОСТАМИ. ПАТОЛОГИЯ ИЛИ УРОДСТВО ТАК ЖЕ ПРИТЯГАТЕЛЬНЫ, КАК КРАСОТА, - ЭТО ЗАВОРАЖИВАЕТ»
![]() |
| «Мама все время мне говорила, что нужно хирургом быть, потому что у меня правильная доля беспощадности и сочувствия есть» |
- Ваша мама - хирург: в медицину с детства вас не тянуло?
- Ну вот она-то все время мне говорила, что нужно этим хирургом быть, потому что у меня правильная доля беспощадности и сочувствия есть, но я все равно считаю хирургов людьми страшными...
- ...которые режут других людей...
- Нет, ими, конечно, я восхищаюсь, но они же сразу относятся к тебе как к некоему объекту, которому можно сперва пульс измерить, а потом спокойно что-то отрезать... Ампутации эти как что-то повседневное обсуждают!
- Еще ребенком, я слышал, вы досконально мамину «Большую медицинскую энциклопедию» изучили...
![]() |
| «Я артисткой себя не воспринимаю...» |
- Ну, не совсем так, но очень многие аспекты меня влекли - гибкие пластинки с бредом шизофреников, например, или описание странных болезней с наростами. Патология или уродство так же притягательны, как красота - это в каком-то смысле завораживает, а поскольку я дочь медиков, была даже в доме престарелых на практике. При Советском Союзе у всех были практики...
- ...в вузах...
- ...нет, еще на каникулах школьных, и мне доверяли заведовать отделением приема. Там же никому ничего не было нужно, и вот девятиклассница одинокими бабушками занималась, которых туда сдавали, ловила их по территории леса... С тех пор документ есть о том, что имею образование младшего медработника, и умею делать уколы.
- Что, если не секрет, вы в детстве читали?
- Все, что стояло у нас в книжном шкафу.
- А стояло, правда?
![]() |
| Первая популярность к Литвиновой пришла после картины Александра Митты «Граница. Таежный роман» (2000 год), где она сыграла слегка сумасшедшую Альбину (в центре), слева — Елена Панова, справа — Ольга Будина. На первом плане — Татьяна Окуневская |
- (Задумчиво). Вот почему у современных людей этих шкафов нет? Ребенок же к ним сам припадает и начинает потихоньку книги таскать, а при наличии отсутствия шкафа такого, к книгам не приучается. Сейчас очень распространено заболевание, которое называется дислексией, - когда человек концентрироваться не способен. Странная болезнь, вроде и не болезнь вовсе, но тот, у кого она есть, не может себя заставить внедриться в текст, так вот, я считаю, должны быть эти шкафы, как у моей мамы были, и стояла там не только «Большая медицинская энциклопедия» - Бунин, Вересаев, Лев Толстой, Достоевский... Разумеется, читала я их запоем, и если в школе «Войну и мир» проходили, всю войну, конечно же, пропускала и читала только про мир, но и «Анну Каренину» до конца одолела, и Булгакова тоже.
«ЗА МОЙ ЭРОТИЧЕСКИЙ ГОЛОС НА МЕНЯ БЫЛИ ГОНЕНИЯ»
- Бунин и Вересаев, я вам скажу, уже неплохо...
- Я и Куприна обожала, и Стефана Цвейга с его «Письмом незнакомки»...
![]() |
| С Михаилом Ефремовым в фильме «Небо. Самолет. Девушка» (2002 год) — римейке культовой советской картины «Еще раз про любовь» по пьесе Эдварда Радзинского |
- Замечательная новелла!
- Да, женщина перед смертью пишет человеку, которого любила всю жизнь, душещипательное такое послание... Разумеется, меня это захватывало, и все это было исключительно из книжного шкафа, потому что работала мама с утра до вечера, жили мы без отца, и этому шкафу я была предоставлена. Или слушала по радиоприемнику в шесть вечера театральные постановки.
- И книги у вас дома не под цвет обоев, небось, стояли, как у многих других...
- (Смеется). Кстати, тогда очень красивые издавались книги - они были «жирные»...
- ...дефицитные...
- ...и с эстетической точки зрения не портили ни один интерьер.
- Насколько я понимаю, возраст вы не скрываете?
![]() |
| С мамой. «Она критикануть меня может — вечно ей то это не по душе, то то, зато своей критикой меня укрепляет» Фото «РИА Новости» |
- Нет, абсолютно.
- А я - тем более: мы с вами в одном 1967 году родились...
- ...но я, кстати, в начале...
- ...в январе...
- ...и мой год в 66-й как бы «падает» - если по гороскопам смотреть.
- Что это, на ваш взгляд, за поколение - рожденных на излете 60-х?
- Очень сильное, между прочим.
- Которое и «там» застало, и «здесь» - слом эпох...
- Я вот и говорю: сильное, потому что на тех, кто до и после меня учился, чуть-чуть как бомба упала, а мой курс в кино до сих пор работает. Тот же Охлобыстин, хотя он какое-то время отцом Иоанном побыл, Федя Бондарчук или весь операторский факультет - периодически мы общаемся, видимся, а выпускники ВГИКа до нас или после... Не знаю, где они, так что 67-й -год что надо!
![]() |
| Как многогранную и разноплановую актрису для кино Ренату Литвинову открыла Кира Муратова |
- 42 дня вы провели на практике в северном Мурманске...
- ...было дело...
- ...а как вас туда занесло и чего там насмотрелись?
- Ну, это тоже советская была система, когда тебя, сценарного, так сказать, работника, посылают практиковаться на телевидение. В первый же день, помню, мне дали «газик», пожилого, очень одутловатого оператора и еще, по-моему, какого-то помощника, и они говорят: нужно сделать какой-то репортаж, как прибыл этот... ну пароход... Ну, вот когда они ловят рыбу, а я вообще в первый раз в жизни в порту - че там снимать надо? Я же привыкла, что в фильмах моряков толпа родственников встречает...
- ...с цветами...
- ...а здесь вообще никого! Наконец, какую-то женщину отыскала... Нет, во-первых, мы еле нашли причал, и, кстати, меня поразило, что едем - и креветки под колесами трескаются. Че-то так разбросано было и, конечно, сильно рыбой этой попахивало, и вот женщина стоит. Начинает про мужа-моряка говорить, про то, какой он больной и что у него с простатитом... Снова думаю: «Что же снимать?..
- ...Где романтика?»...
![]() |
| Роль Раневской в спектакле МХТ «Вишневый сад» Литвинова играет до сих пор. «Я и театр этот, и роль люблю. Это поразительная школа». С Владимиром Кашпуром Фото «РИА Новости» |
- Да, к тому же цветов у нее нет...
- Он с простатитом, она без цветов...
- ...а в результате, знаете, что мы запечатлели? Причалил корабль, подъехала «скорая», и стали выводить кока, который в рейсе сошел с ума. (Смеется). Что мне за этот сюжет было! Его так и не показали, а меня со словами: «Она не справляется, сделала какой-то упаднический репортаж, поэтому его не дали в эфир» в искусство направили.
«МЫ С МИШЕЙ ЕФРЕМОВЫМ В КРЕМЛЬ: НУ АНЕКДОТ ЖЕ!»
- Условия для жизни у вас там хорошие были?
- Ну, более-менее - поселили в гостинице для моряков, называлась она «Долина уюта», и там было два номера: мужской, человек на 40, и женский, где была я и время от времени две медсестры.
![]() |
| Рената Литвинова в фильме Киры Муратовой «Настройщик», 2004 год |
- Моряки в двери ломились?
- Да, по вечерам было неспокойно.
- Как же выдерживали осаду?
- А ничего - они так поскребывались, поскребывались...
- Все-таки культурными оказались...
- Кстати, ни разу дверь не сломали - были только стекла разбиты у нас иногда... Все время белая ночь, эти окна поломанные, свист ветра с моря и крик чаек - они так громко кричали...
![]() |
| С Олегом Табаковым. «Если Олегу Павловичу не нравится, спектакль не выпустит: он там у нас гуру и все решает» |
- Хорошая практика?
- Ну, есть что вспомнить, такой романтик. Забитая тряпочкой щель, чайки, круглосуточный день...
- Даже коки сходили с ума - что уж о простых говорить людях?
- Да, и была там начальница у нас, Верещагина ее звали. Очень специальная женщина - вот если говоришь с кем-то по телефону, она трубку выхватывала, перебивала... Ты уже какими-то штампами овладел: «Сытно перезимовали коровы из коровника такого-то», а она говорила, что это антисоциалистически. Почему это, дескать, коровы сытно, - а что люди? - и я даже не знала, че на это отвечать, к тому же на меня за мой эротический голос были гонения. (Смеется).
- Какие?
![]() |
| Исполнительница главной роли в знаменитом фильме Георгия Калатозова «Летят журавли» Татьяна Самойлова с Ренатой Литвиновой на съемках «Нет смерти для меня» |
- Ну, запрещали свои сюжеты озвучивать, потому что слишком эротически говорила...
- ...с придыханием...
- И вот черт-те что: я разрабатывала голос (ну, там, где все это записывают), чтобы построже звучал. Помню, сижу в ресторане - в очередном рыбном, совсем пустом, опять такой запах со стороны порта, и слышу до боли знакомый свой голос - что-то про дельтапланеристов вещает. Просто когда понизили меня, стала дельтапланами заниматься, детьми, народным творчеством - уже не репортажами.
- Первая популярность пришла к вам, когда на экраны вышел сериал Александра Митты «Граница. Таежный роман», который и спустя сколько лет смотрится замечательно, потому что на совесть сделан - качественное народное кино...
- Согласна.
- Вы там руководителя гарнизонного детского хора сыграли...
![]() |
| С легендарной советской актрисой Татьяной Окуневской, одной из героинь своего документального фильма «Нет смерти для меня», 2000 год |
- ...и, кстати, Александр Наумович не отставал, потому что никто на мою кандидатуру не соглашался - настолько этот образ отличался от остальных. Герои все бытовые, очень уж социальные...
- ...типичные...
- ...и вот такая Альбина - белая ворона.
- Говорят, фильм этот вы не можете смотреть до сих пор, потому что себе не нравитесь...
- Так целиком и не осилила - об эти фразы я прямо ранюсь... Нет, не могу на экране себя видеть.
- Он тем не менее Государственную премию России вам принес...
- Вы знаете, когда позвонили, подумала, что меня разыгрывают. Говорят: Государственную премию дали и надо нам с Мишей Ефремовым идти за ней в Кремль, а я так: «Угу...». (Улыбается).
![]() |
| С Никитой Михалковым. «Он к той актерской школе принадлежит, которая прежде всего желает видеть эмоцию» Фото Fotobank.ua |
- Где я и где Кремль?
- Мы с Мишей - в Кремль: ну анекдот же! Но ничего, пошли.
- Путин вручал?
- Да, Владимир Владимирович.
- Поздравил?
- Конечно. Он, кстати, карьеру свою президентскую тогда начинал...
- Видите, начало у вас совпало, а Нонна Мордюкова действительно поцеловала вас на церемонии в оголенную спину?
- Откуда вы все знаете?
- Работа такая...
![]() |
| «Три истории», Офелия, 1997 год |
- Было дело: мы после награждения стоим, пьем шампанское, и вдруг слышу сзади топот какой-то: кто-то разбежался (а у меня платье было открытое) - и уже в спину меня целует. Я уж похолодела, думаю: «Кто?».
- Может, сам президент?
- (Хохочет). Оборачиваюсь - Нонна Викторовна: видите, она способна была на какие-то такие поступки... В Кремле!
- Яркая она была...
- ...и гениальная: вот если говорить о каких-то гениях, встреченных в жизни, Мордюкова - одна из них.
«ДОРОНИНА НЕ ПРОСТИЛА РАДЗИНСКОМУ, ЧТО ОН РАЗРЕШИЛ МНЕ СВОЙ СЦЕНАРИЙ ПЕРЕРАБОТАТЬ И СЫГРАТЬ В КИНО ЕЕ РОЛЬ»
- Неожиданным и нестандартным было ваше появление в проекте Леонида Парфенова «Намедни» - очень, на мой взгляд, качественном: события 60-х - 80-х комментировали ныне покойный Егор Гайдар, Сергей Караганов и вы. Почему вас Парфенов привлек?
![]() |
| С Дмитрием Дюжевым в «Жмурках» (официантка-секретарша Катя), 2005 год |
- Это у Лени надо спросить - вот он сейчас делал проект новый «Какие наши годы!» и тоже меня приглашал. Ну, выбирал каких-то людей знаковых... Я, кстати, дружу с ним - может, по дружбе позвал...
- В картине «Небо. Самолет. Девушка» вы прекрасно, на мой взгляд, сыграли и выступили вдобавок как автор сценария, но старшее поколение до сих пор помнит один из культовых фильмов 60-х «Еще раз про любовь», где блистали Татьяна Доронина и Александр Лазарев...
- Ну, это вы помните, а молодежь, кстати, совсем нет.
- Это понятно, а мы с вами не молодежь уже, да?
- Внутри не стареем, но...
- Вы, Рената Муратовна, несказанно меня «обрадовали»...
- Секундочку! Когда мы родились, не было телефонов мобильных, была хорошая экология...
![]() |
| «Жестокость», Зоя Вяткина, 2007 год |
- ...был Брежнев...
- ...все было незыблемо, а сейчас, смотрите, даже Союз распался, что я считаю абсолютной ошибкой: это так неправильно, что Россия и Украина - два разных государства! Они же всегда были вместе: исторически так сложилось, что эти народы близкие, дружественные, а что с экологией нашей творится? Вокруг смог какой-то, летом погода весьма странная - плюс 45, и я уж подумала, что, наверное, дождалась конца света. Кажется, вот была природа - и вдруг все поломалось, и ты понимаешь: все, что написано в древних книгах, сбывается на глазах.
- «Еще раз про любовь», вернее, пьесу «104 страницы про любовь», написал Эдвард Радзинский - потрясающий мастер и человек: вы, однако, ее переделали...
- Просто у Эдварда структура очень хорошая - получается, что я вошла в его дом с прекрасной планировкой...
- ...и сделали там ремонт...
- Заполнила его, будем так говорить, своей атмосферой, своими диалогами...
- Он это понял, одобрил?
- Да, и был абсолютно к этому проекту дружествен.
![]() |
| «Жесть», жена обнаженного мужчины, 2006 год |
- Эдвард Станиславович, тем не менее, посвятил эту пьесу любимой - Татьяне Дорониной...
- Да, и она в каком-то смысле ему не простила.
- Да?
- Ну, я имею в виду того, что он очень хотел, чтобы я эту роль сыграла, и разрешил эту пьесу переработать.
- Я ни в коем случае не хочу сказать, что вы вторичны...
- ...правильно, я совершенно другая...
- ...но все равно чем-то - голосом, манерностью, придыханием - определенно Доронину напоминаете...
- Ну, может, просто репутация некоей вычурности за ней следовала.
- Она тоже не от мира сего немножко - в хорошем, естественно, смысле слова...
![]() |
| С Богданом Ступкой в фильме Киры Муратовой «Два в одном», 2007 год. «Он как животное существует в кадре и всех переигрывает» |
- Татьяна Васильевна никогда не была на других похожей - вот этой своей манерой, которая, может, даже шокировала.
- Не рабочая и не колхозница...
- Да уж, стереотипам не соответствовала. Понятно, не колхозница, хотя несколько раз деревенских женщин играла: в тех же «Трех тополях на Плющихе» - роль замечательная! Доронина даже с образом этой жительницы деревенской как-то слилась, хотя она абсолютно вне социальности, не социальная артистка.
- Татьяна Васильевна фильм «Небо. Самолет. Девушка» видела?
- Мне кажется, вначале она очень ревностно к нему отнеслась.
- То есть видела?
- Письмо пришло, потому что мы ее приглашали...
- Она вам письмо написала?
- Ну, мы позвали ее на показ, но давайте об этом не будем. Это было душеранимо, наверное, - она думала, что эта пьеса лишь для нее.
- Наверное, так и было...
- Наверное...
![]() |
| С Александром Яценко в фильме Алексея Балабанова «Мне не больно», 2006 год |
«В КАКОМ-ТО СМЫСЛЕ КИРА МУРАТОВА ВСЕГДА БЕСПОЩАДНА - ЗРИТЕЛЮ ДЕЛАТЬ ПРИЯТНО НЕ ХОЧЕТ»
- Я был на премьере фильма Киры Муратовой «Мелодия для шарманки»...
- ...очень хорошая, согласитесь, картина!
- Не просто очень хорошая - прекрасная, а в конце, когда этот мальчик несчастный умирает, я плакал - значит, искусство своей цели достигло...
- Ой, видите, Кира такую быль рассказала: все начинается как некая рождественская сказка, а волшебница, роль которой исполнила я, спасти ребенка не успевает. Кира в каком-то смысле всегда беспощадна, зрителю делать приятно не хочет, и, думаю, у нее накипело, потому что мы можем долго говорить о беспризорниках и о том, какие мы добросердечные и милосердные, но...
- ...они рядом...
- ...и в люках сидят, и по вокзалам бегают, и никому не нужны.
![]() |
| С близкой подругой Земфирой. «Какая-то есть энергия, которую такие люди транслируют, — их дело для них важнее всего» |
- Рената, а вы на экране себе нравитесь?
- Нет, и это, считаю, какое-то психзаболевание... Нет, я могу себе нравиться, но давно-давно, а в данный отрезок времени... Не знаю... Вот вы себе нравитесь - на экране или на обложке очередной книги?
- В основном нет. Категорически!
- Правда? Зачем же тогда туда себя ставите?
- Трудно даже сказать. Гордыня, наверное...
- (Удивленно). Да? Ну, тогда надо было как-то получше сняться или, например, фотошопом воспользоваться... В общем, мы с вами больные, наверное, - что-то в себе такое увидеть хотим, а, в принципе, надо проявлять к своей внешности кротость.
- Зато вы другим нравитесь...
- Не уверена - ко мне все очень критичны. Понимаете, люди делятся на тех, кого критикуют, и тех, кого любят.
- Вы от ролей часто отказываетесь?
![]() |
| С Дмитрием Гордоном. «Ко мне все очень критичны. Люди делятся на тех, кого критикуют, и тех, кого любят» Фото Феликса РОЗЕНШТЕЙНА |
- А я артисткой себя не воспринимаю. Артист, по большому счету, права отказываться от ролей не имеет - это его профессия...
- Ну почему? А если размениваться не хочет?
- А вы знаете, век актерский очень короткий. Ну да, если уж совсем плохой материал, отказаться еще можно, но вообще-то...
- Мордюкова, тем не менее, привередничала, да и Тихонов...
- Повторюсь: у актера век очень короток. Все равно внешнюю оболочку в аренду автору он сдает, который наполняет ее своим внутренним миром, и потом артист эмоции выдает - это некая арендная плата. Несказанно тяжелая, в общем, стезя...
- Мама ваши картины смотрит?
- Иногда, но на спектакль последний, к примеру, даже не пришла. Вот у меня премьера была в МХТ - «Шага» по Маргерит Дюрас, - и она ее так и не видела, хотя уважительная причина была.
- Снова людей резала?
- Нет, плохо себя чувствовала. Есть просто мамы-маньячки, которые всю жизнь при ребенке-звезде, но это уже перекос какой-то - у нас такой патологичности нет.
- Вы тем не менее ей на экране нравитесь? Что она говорит?
- Она может быть и критичной. После «Небо. Самолет. Девушка», например, сказала: «Вот когда играла Доронина, было видно, что она на международных летает рейсах, у нее зарплата нормальная, она в парикмахерскую пошла, закрутила прическу, а ты? Волосы висят, ногтевое ложе недостаточно чистое...».
- Ногтевое ложе?
- Ну, она же говорит, как все хирурги. (Улыбается). Короче, я страшной подверглась критике...
- Внутренние авиалинии максимум, да?
- И зарплата низкая... Я в оправдание: «Что ты? - я взаймы пальто дорогое взяла», но...
- ...подвело ногтевое ложе...
- Показалось неудовлетворительным. Она критикануть меня может - вечно ей то это не по душе, то то, зато своей критикой она меня укрепляет - после нее уже ничего не страшно.
- Какой фильм вы сейчас снять мечтаете ?
- А я вот картину «Последняя сказка Риты» закончила. Делаю одновременно проект - коллекцию одежды для бренда Zarina, так вот, практически весь гонорар за него на свою ленту потратила, благодаря чему подвергаться никакой цензуре не буду и сделаю все так, как хочу.
«ПРОЗА ПОЙДЕТ МНЕ НА СТАРОСТЬ, КОГДА НЕ СМОГУ СВОЕ ТЕЛО БРЕННОЕ ПО СЪЕМОЧНЫМ ПЛОЩАДКАМ ТАСКАТЬ»
- Сергей Соловьев, очень авторитетный в кинематографе человек, сказал: «Рената - выдающийся прозаик»...
- Это уже мне на старость пойдет, когда не смогу свое тело бренное по съемочным площадкам таскать, потому что будет достаточно трудно физически, к тому же у вас в съемочной группе три человека, а в кино, как минимум, 60 - всеми же управлять нужно.
- Вы пишете прекрасные сценарии, а творческий процесс, если не секрет, каков? Долго вызреваете, думаете, а потом садитесь и быстро переносите все на бумагу?
- Я так уж устроена, что мне надо заставить себя работать: если человек что-то из себя представляет, он должен быть трудоголиком.
- Вы - многостаночница: и сценарии пишете, и снимаетесь, и режиссируете...
- Ну, это в каком-то смысле отдых - ездить на курорты не нужно, потому что, переключаясь с одной деятельности на другую, я отдыхаю, хотя никогда не оставляю дел незаконченными: даже если все против, обязана их завершить.
- В МХТ вы сыграли в «Вишневом саде» Раневскую...
- ...и до сих пор играю.
- Вам этот опыт театральный нравится? Такой Раневской, по-моему, еще не было...
- Вы знаете, МХТ - своеобразная Мекка - я и театр этот, и роль Раневской люблю, и потом, Чехов - вы представляете, какой материал? К тому же это поразительная школа.
- Табаков вас смотрел?
- Конечно - там без него муха не пролетает.
- И что сказал?
- Ну, если Олегу Павловичу не нравится, спектакль не выпустит: он там у нас гуру и все решает.
«МНЕ КАЖЕТСЯ, МОРДЮКОВА ВСЕ-ТАКИ ПРОДОЛЖАЛА ТИХОНОВА ЛЮБИТЬ - ПО-СВОЕМУ»
- Думаю, каждого человека формируют прежде всего неординарные люди, которые находятся рядом...
- ...и хорошо, если такие есть.
- Кто из великих и выдающихся сформировал вас как личность?
- Ну, если с точки зрения человеческой, то Кира Муратова. В творчестве мы диаметрально противоположны: она такой реалист...
- ...жесткий...
- ...да, но в искусстве дерзкая, бескомпромиссная и восхищает меня своей цельностью, тем, что делает то, что хочет, и в результате выигрывает.
- Вы сняли документальный фильм «Нет смерти для меня», состоящий из новелл (на мой взгляд, едва ли не самый сильный среди ваших картин). Лидия Смирнова, Татьяна Окуневская, Нонна Мордюкова...
- ...Вера Васильева и Татьяна Самойлова из «Летят журавли»...
- Легко было с ними управляться? - столько капризных женщин!..
- (Вздыхает). Если бы знала, что будет такой душеранимый опыт, может, даже не согласилась бы эту картину снимать.
- А душеранимым он оказался?
- О! Но, с другой стороны, фильм подарил мне встречу с Нонной Викторовной, которая, между прочим, очень меня поддержала: «Это моя лучшая роль!» - сказала. Сперва, правда, вся такая настороженная приехала. Меня еще предупредили: «Ты там это, не накрашивайся...
- ...особо»...
- Угу. Снимала я ее в квартире, которую на Котельнической набережной арендовала...
- ...в высотке...
- ...да, и Нонна Викторовна сразу меня огорошила: «Я думала, вы дочка Ренаты...».
- Начала с комплимента...
- Ну да, а потом расслабилась, и мы подружились. Я ей первой кассету прислала, и Мордюкова вердикт вынесла: «Не слушайте никого, картина замечательная». Представляете? - при том, что у меня был один оператор и жалкий какой-то бюджет, хотя бюджет ничего, по большому счету, не решает - если какая-то энергия у тебя есть, она всю картину и держит.
- Гениальная она была - Мордюкова?
- Абсолютно, вне всякого сомнения! Естественно, тот социальный образ, который сложился, оказался для нее слишком узок, потому что это была такая Медея - очень умная, тонкая, - но народная внешность, как она мне говорила, не выпускала ее за рамки, да и потом, Нонна Викторовна чересчур яркая - ну как вот ее снимать? Разумеется, на ее фоне все меркли.
- И не реализованная она, правда?
- Да, какие-то прямо крошки. Она должна была в «Богине» у меня сниматься, но стала плохо себя чувствовать... Мордюкова бесконечно великая: включалась - и мурашки по коже шли...
- Так глубина же какая!
- Ой, а сколько я из монтажа выбросила, потому что она выдавала нечто такое... Это как магия: появляется выдающаяся личность - и все, подчиняет пленку себе, какие-то ветра начинают идти.
- Что за конфликт произошел у вас с Окуневской?
- Да не было никакого конфликта - с Татьяной Кирилловной я дружила, она играла в одной картине по моему сценарию, мы вместе в «Границе. Таежный роман» снимались (я Александра Наумовича Митту упросила, чтобы именно она бабушку Альбины играла). Тут, мне кажется, ревность какая-то творческая виновата... Окуневская огорчилась: «А почему в «Нет смерти для меня» так Мордюковой много?», и, в принципе, они даже какими-то творческими оппонентами были. Я очень трепетно к Татьяне Кирилловне относилась, но...
- ...это несоизмеримые вообще величины!
- Я тогда тоже дура была - похвасталась ей: «У нас в картине совершенно гениальная Мордюкова!». Сказать такое актрисе - это, конечно, моя ошибка, и вы правы: их нельзя сравнивать, потому что у одной - свое очарование, у другой - своя сила. Я просто говорю, что Мордюкова - генерал среди артистов, но в армии должны и полковники быть, и майоры, и простые солдаты.
- Вы знаете, мне, я считаю, очень повезло сделать последнее с Нонной Викторовной интервью - она уже была практически при смерти, это был ее последний день рождения, мы у нее дома снимали. Кстати, и с Вячеславом Васильевичем Тихоновым тоже последнее интервью записал...
- (Грустно). Я с ним работала...
- Я в курсе, и видите, плавно мостик перебрасываю... Хочу спросить: Тихонов - бесконечно красивый, талантливый и тоже из другого как бы мира актер и человек - какое впечатление на вас произвел?
- Потрясающей красоты и одухотворенности лицо у него было (вздыхает), и какая-то совершенно таинственная, магическая аура от него струилась. Он оставался для меня какой-то загадкой: со всеми его человеческими проявлениями умел удерживать около себя тайну - это был отдельный его дар.
- С Мордюковой они совершенно разные были люди?
- Само сочетание такой открытой и могучей Нонны Викторовны и такого загадочного, фантастически вылепленного, утонченного Тихонова невероятно - как можно две столь разные структуры вместе представить?
- Не сошлись лед и пламень, да?
- Естественно, но, с другой стороны, я понимала: есть между ними какое-то чувство, потому что и Нонна Викторовна не могла спокойно о нем говорить, и он, думаю, тоже.
- Он совершенно спокойно о ней вспоминал...
- Да?
- А она вот воспламенялась!
- Мне кажется, Мордюкова все-таки продолжала его любить - по-своему.
«КАК АКТЕР МИХАЛКОВ СОВЕРШЕННО ВЫДАЮЩИЙСЯ - ПЕРФЕКЦИОНИСТ, ТРЕБУЕТ ДУБЛЬ ЗА ДУБЛЕМ, ВСЕ ВРЕМЯ ХОЧЕТ УЛУЧШАТЬ РЕЗУЛЬТАТ»
- Вы ведь и с Никитой Михалковым работали - это хороший для вас опыт?
- Актер он совершенно выдающийся - перфекционист, требует дубль за дублем, все время хочет улучшать результат, и к той актерской школе принадлежит, которая прежде всего желает видеть эмоцию. Митта, кстати, такой же... Поначалу у нас с Александром Наумовичем были конфликты, он даже кричал мне: «Не дано так не дано!» - ему казалось, я не играю, а потом признался: «Я все твои первые дубли взял» - и попросил прощения. Ну любят они краски такие - яркие, что называется, мазки.
- Михалков-режиссер Михалкова-актера хуже?
- Нет, тоже замечательный мастер, и я, например, обожаю его одну из первых картин «Свой среди чужих, чужой среди своих»...
- ...классика...
- ...и то, что он делал по Чехову, - «Неоконченную пьесу для механического пианино»: прекрасные фильмы.
- Я перед Богданом Сильвестровичем Ступкой преклоняюсь и считаю его гениальным артистом...
- Он вот и Жан Габен - прекрасные существа с такой животной энергией...
- ...магической...
- ...что им даже ничего не нужно играть.
- В одном из интервью вы так и сказали, что Ступка - артист животной естественности...
- Абсолютно, и, кстати, Кира Муратова так же его трактовала, потому что он есть на экране - и все. Ступке ничего можно не делать: исходит от него какой-то...
- ...магнетизм...
- ...он как животное существует в кадре и всех переигрывает, потому что оторваться от него невозможно - вольно или невольно на это существо ты смотришь.
- Вы вместе снимались в фильме «Два в одном» и, кажется, что-то ломали: кто руку, кто ногу...
- Его жена, когда я руку сломала, сказала (или мне передали, что сказала): «Это непрофессионально - ломать руку накануне съемок!». (Улыбается). Как будто я это сделала специально, и он в тот же день выбежал и сломал себе все, что было можно.
- Из солидарности, очевидно...
- Даже не знаю, но такая была история.
- Вы-то как руку поломали?
- Ну вот упала накануне - на катке, причем без коньков была.
- Вы снимались в картинах у Алексея Балабанова, который бесконечно мне интересен. Думаю, это едва ли не наиболее яркий сейчас режиссер...
- Несомненно, натура цельная, которая поет какую-то свою песню. Он, я считаю, некий рупор энергии, которую транслирует, и не может в себе это остановить - должен дойти до конца. Балабанов - трудного существования человек.
- «Гений» - слово затасканное, и тем не менее он, на ваш взгляд, гениален?
- Нет, я не хочу такие эпитеты раздавать. Несомненно, он выдающийся, и я люблю его и чисто по-человечески уважаю. Эдакий лесковский герой, нематериальное существо.
- Это правда, что он крайне бедно живет?
- Угу - деньги абсолютно ему не нужны.
- В старой шапке какой-то меховой ходит, да?
- Ну, хотя что значит «бедно живет»? - богатство ему не нужно.
- Ест жареную картошку...
- Да, нематериальное, повторяю, существо абсолютно.
- ...необуржуазившееся.
- Деньги нужны ему чисто на еду, а вообще - нет. Если нет на машину, будет ходить пешком, не хватает на одежду - будет носить эту свою шапку. Его это не волнует, понимаете? И такой же нематериальностью обладает Земфира. Я говорю: «Может, в прошлой жизни ты царицей была и очень много денег имела?». Она легко от больших контрактов отказывается и сумм, потому что мотивация ее существования - не зарабатывать, а делать свое дело.
- Что-то ее, очевидно, ведет...
- Вот: какая-то есть энергия, которую такие люди транслируют, - их дело для них важнее всего.
- Рената, а ваши героини на экране - часть вас, играете вы зачастую саму себя?
- Мне кажется, все-таки нет.
- Есть, однако, моменты, которые из своей жизни берете?
- Иногда что-то свое персонажу присваиваешь, но все-таки нет, ни одна героиня со мной не совпала. Я, скорее, мечту какую-то играю - какой нужно быть, но я не такая.
- Вы знаете, что Жириновский назвал вас образцом для подражания для всех российских женщин?
- Да что вы? Владимир Вольфович? Вот, кстати, еще один артист!
- О нем уж наверняка можно сказать, что гений?
- Да, мог бы блистать на подмостках, а пошел в политику.
- Ряд выдающихся режиссеров, тот же Юрий Любимов, говорили мне: если бы он в их театре играл или в их фильмах...
- То же самое говорила Муратова: выдающимся артистом мог стать бы.
- Когда-то свое лицо вы называли нефотогеничным - до сих пор так считаете?
- Да, да, да! - вот ваш фотограф меня наснимал...
- ...и все мимо?
- Ужас!
- Критики утверждают, что вы подражали Марлен Дитрих...
- Ну как? - это же определенная схема света, ставшая классикой, золотое сечение. Вы же знаете, как свет хорошо поставить?
- А вы знаете?
- Мне кажется, те свет и грим всем подходят. Голливуд, 30-е - 50-е годы - золотое время, самое красивое, которое до сих пор питает моду и кинематограф. Как выставляли тогда свет, как работали над портретом, как наряжали женщин...
- Неспешно работали, не халтурили.
- Абсолютно, а сейчас никому не выгодно часами готовиться.
- Лишь бы быстрее!
- Вот, а тогда целую смену могли выставляться ради одного лишь портрета актрисы. Нынче смена стоит так дорого и, в принципе, кино - такой бизнес, что столь долгий свет на артистку ставить нельзя - ее заливают светом, а остальное на постпродакшне делают. Могут даже заузить лицо или омолодить, что совсем ужасно, потому что оно пластмассовым становится...
- ...целлулоидным, неживым...
- Да, когда накладывают на него эту программу...
- Вы книгу дочери Марлен Дитрих о маме читали?
- Читала.
- И?
- Чудовищная книга! Почему столько зла, почему она так невеликодушна и имеет к своей матери столько претензий? Я вижу из этой книги, что Дитрих любила ее как могла...
- ...ну еще бы - это ж ее ребенок!..
- ...ездила с ней повсюду, так почему же она мать не простила, за что? Просто страшно такую иметь дочь.
- Вы представляли себе, что подобную книгу может ваша дочь написать?
- Нет, это просто ужасно!
Киев - Москва - Киев
(Окончание в следующем номере)

























Один из первых советских мультимиллионеров Герман СТЕРЛИГОВ: «В чем хранить сбережения? Ни в коем случае не в долларах, евро и гривнах, а в золоте, серебре либо в продуктах питания, которые не портятся, — гречке, зерне и меде»
Рената ЛИТВИНОВА: «Я говорю Земфире: «Может, в прошлой жизни ты царицей была и очень много денег имела?». Она легко от больших контрактов отказывается, потому что мотивация ее существования — не зарабатывать, а делать свое дело»
Инну Чурикову, сломавшую обе руки, прооперировали
Елена Ваенга ушла от гражданского мужа, с которым прожила 16 лет
Сын президента Франции Пьер Саркози попал в больницу после вечеринки в одесском клубе
Деми Мур госпитализировали с анорексией и передозировкой «веселящего газа»
Звезда мыльных опер Наталия Орейро родила первенца
Коляденко помирился с Билык
Владимир ЗЕЛЕНСКИЙ: «На обложке Forbes я себя видел, и то, что под обложкой, читал — это, наверное, про меня, другого, которого я очень плохо знаю»
Кашу, которую сварим, придется хлебать самим
Вдова легендарного голкипера киевского «Динамо» и сборной СССР Евгения РУДАКОВА Валентина Антоновна: «Видим: ему совсем плохо, вызвали «скорую», а он заявил врачам: «Я вас не вызывал — вы бы лучше мне пива дали. Завтра пойду на «Динамо» и буду здоровым...»
Огонь, вода и медные трубы
Министерство внутренней безопасности США разрешило Иосифу Кобзону въезд в страну
Двое из ларца: самые известные близнецы
Дом, милый дом. Кличко и Панеттьер показали новый особняк
Знаменитые актеры, которых не приняли в вуз
Родом из детства: звезды тогда и сейчас
Делу время, потехе час. Хобби звезд







Звезда "50 оттенков серого" показала грудь
Без комплексов. Lady Gaga показала белье
Дочь Джони Деппа ощущает себя лесбиянкой
Наталья Королева выставила грудь напоказ
18-летняя сестра Ким Кардашьян показала новую силиконовую грудь
Садальский о Василие Уткине: Где же твои принципы, Вася?
Пугачева будет судиться с Ирсон Кудиковой за долги
Джейн Биркин помирилась с Hermès
Тесть и теща Владимира Кличко не поделили деньги