Андрей МАКАРЕВИЧ: «Жизнь коротка и довольно печальна. Зачем я должен тратить время на какую-то Наталью Поклонскую?»
Москва встречает морозным воздухом и снегом. Приближение нового, 2017 года, ощущается во всем. Город украшен елками, гирляндами и другой праздничной атрибутикой. От места, где встречаются Рождественский и Сретенский бульвары, в сторону Садового кольца берет свое начало улица Сретенка. Сотня метров по левой стороне, и вы у старинного здания белого цвета под номером 11. Ступеньки вниз приводят к двери неприметного снаружи ресторана. Добро пожаловать в «Джаз-клуб» Андрея Макаревича!
Пока жду хозяина, успеваю оценить уют и дорогое убранство. Играет хорошая музыка. Колорита месту придает темнокожий бармен. Чуть позже Макаревич расскажет, что интерьер придумывал он сам. Это и неудивительно. Потому как бессменный лидер «Машины времени» не только музыкант, но еще и художник, и архитектор.
Меню «Джаз-клуба» представлено европейской и грузинской кухней. Вы тут запросто найдете и авторские блюда Андрея Макаревича. Наконец, появляется и он сам. Через бильярдную мы проходим в его кабинет.
Макаревич немногословен. В это время его музыканты настраивают инструменты, и, по всей видимости, артист уже полностью сосредоточен на предстоящем концерте. К тому же на беседу накладывает отпечаток то, что мы договорились не касаться политики.
«Все, что тебе интересно, ты можешь получить без всяких препон и преград»
— Из рассказов старших товарищей, своих родителей и вашей биографии знаю, что в Советском Союзе был определенный культ западной музыки. И это при наличии железного занавеса. Куда это исчезло в современной России?
— Сейчас люди интересуются точно так же. Только занавеса такого нет. Все, что тебе интересно, ты можешь получить без всяких препон и преград. Вы хотите сказать, что люди перестали слушать западную музыку? Просто музыка за эти годы стала менее интересной. Но это другой разговор.
— Мне кажется, что стали слушать меньше...
— Я так не думаю. В целом интерес к музыке стал меньше. Того сумасшествия, которое было вокруг той музыки, сегодня уже нет. Все меняется. Все проходит волнами.
— И тем не менее на концерты «Машины времени» ходит...
— Да, ходит много людей.
— Что это за люди?
— Откуда я знаю? Я что, паспорта у них проверяю?
— Вы же видите их глаза.
— Вижу. Это люди, которым интересно то, что мы делаем.
— А какой возрастной категории ваши слушатели?
— Придите как-нибудь на концерт и посмотрите. Я не знаю. Я далеко не со всеми из них знаком. Мне достаточно того, что им интересна наша музыка. Они платят за это деньги. Спасибо большое.
— А публика, которая ходила на ваши концерты в советские времена, и та, что приходит сейчас, — одинаковая? Вы чувствуете разницу?
— Нет. Я не чувствую. Конечно, советский человек был более закомплексован, забит и запуган.
— Какое поведение человека на концерте вам более импонирует — сдержанное или когда он эмоционально реагирует на выступление артистов?
— Каждый человек вправе сам решать, как ему реагировать на то, что ему нравится.
— Вы сказали, что сейчас в целом пропал интерес к музыке. А в одном из своих интервью говорили, что вам нравится музыка 40-50-х годов, отметив приятные голоса исполнителей и красоту самой музыки. По вашим словам, тогда это было модно. А что модно сегодня?
— Не знаю, меня мало интересует современная музыка. Я ее практически не слушаю. Я не слышу в ней того, что бы меня грело, что бы меня интересовало. В ней все пережевывается по пятому разу. Жанр умирает. А когда это происходит, музыка интересной быть не может. Придет что-то новое. Что именно, посмотрим.
— Знаю, что в юношестве вы увлекались творчеством Булата Окуджавы и Владимира Высоцкого. Вы пересекались с ними в жизни?
— С Окуджавой встречался.
— А на концертах были?
— У Окуджавы был. У Высоцкого не был ни разу.
— Вы согласитесь, что тот же Высоцкий, Борис Гребенщиков, ваша «Машина времени» на фоне официального советского искусства с его партийностью были сродни оппозиционерам?..
— Вы с такой легкостью об этом говорите...
«Высоцкий — большой художник, который позволял себе быть самим собой»
— Почему с легкостью? Есть факты. Например, как с магнитофона на магнитофон записи песен распространялись по всей стране. Тысячи людей пришли на похороны Высоцкого.
— Вы считаете, это лишь потому, что Высоцкий нес какую-то оппозиционность? А не потому, что он пел про всех и про каждого и был мощнейшим артистом и исполнителем?
— Конечно, и потому что пел для каждого.
— Так какая к черту оппозиционность, уж вы меня простите... Он просто большой художник, который позволял себе быть самим собой. Именно это люди ценят и уважают во все времена.
— А куда это сейчас пропало?
— Никуда не пропало.
— Вы видите сегодня группы и музыкантов, которые поют для всех и каждого?
— Конечно. И мы этим занимаемся. Только у меня нет задачи спеть для каждого человека на свете. Мы выходим на сцену, и я вижу полный зал. Мы выкладываем новую песню, и я вижу, что у нее сотни тысяч просмотров. Это значит, что многим интересно. Но кому-то — нет. Кому-то и Высоцкий был неинтересен. Я вас уверяю.
— Вы упомянули интернет. Сейчас действительно очень легко по количеству просмотров на YouTube отследить, что интересно людям. И вот такая вещь получается. Если говорить про Россию, то тут трендом является группа «Ленинград».
— Знаете, я не слежу за общественными вкусами России, Америки... И никогда не следил. Слава богу, у людей есть возможность выбирать. А кому-то еще Стас Михайлов нравится. Ну, дай Бог им здоровья. Мне просто неинтересны эти люди. Я не собираюсь их ни перевоспитывать, ни чему-то учить.
— Тогда вопрос прямо в лоб. Недавно Владимир Познер в телевизионном разговоре с Сергеем Шнуровым сказал, что в известных клипах «Экспонат» и «В Питере пить» не видит ничего смешного и по своей сути они для него очень страшные. Думаю, что и вы видели эти клипы группы «Ленинград».
— Я не собираюсь обсуждать своих коллег, тем более в их отсутствие. У меня есть прекрасная возможность отодвинуться от того, что меня не интересует. Вот и все.
— Хочу задать несколько вопросов, оттолкнувшись от ваших песен. В вашем «Разговоре с соотечественником» есть строчка «Я и сам по Гурзуфу гулял и не раз». Дело в том, что когда Крым не был аннексирован Россией, я практически каждый год отдыхал именно в Гурзуфе. Там под дачей Чехова есть дайвер-центр. И местные дайверы про вас слагают легенды...

— Ну, легенды слагать не надо. У нас в Крыму было два или три дайв-центра. Один был на «Спутнике» в Гурзуфе. Второй, по-моему, в Массандре. И еще один в Ялте. И мы это все закрыли лет 10 назад. Потому что этим очень трудно заниматься. Там надо было сидеть с утра до ночи, причем желательно самому. А когда на кого-то оставляешь и раз в месяц приезжаешь посмотреть, как идут дела, то они не идут. Так что еще в 2005-м или даже 2004-м мы все закрыли, и слава тебе Господи. Тем более что по тем временам и украинские законы менялись раз в полгода. Приходилось по новой переписывать все уставы, опять идти в налоговую. Это было очень сложно и никаких денег не приносило.
— Вы сертифицированный дайвер?
— Конечно (смеется). У меня сертификат Master Scuba Diver по системе PADI.
— Ничего себе! А вот интересно, самое красивое место, где вы погружались?
— Ой, очень много красивых мест! Одного не назову.
— Я знаю, у вас есть книга «Что такое дайвинг». Хотел ее купить, но нигде не нашел.
— Я снял 20 с лишним фильмов про подводный мир. И все это про удивительные и красивые места. Это совершенно другая планета. Огромная. И ее изучать и изучать.
— А на какую максимальную глубину вы погружались?
— Я никогда не ставил перед собой задачи бить какие-то рекорды.
— Речь не про рекорды.
— Не помню. Однажды вынужденно мы ходили метров на 60-65. Вообще, так глубоко не рекомендуется с воздухом ходить...
— Да, там специальные смеси.
— Совершенно верно. Но со смесями я не люблю связываться. Мы снимали затонувший корабль «Цесаревич Алексей». Вот он лежит на 65-70 метрах. Надо было — значит, опускались и снимали.
— Местные жители в Гурзуфе рассказывают, что помнят ваши выступления.
— Ну, мы там не концерты давали, а играли на танцах.
— Под домом творчества имени Коровина?
— Под Коровиным и на «Спутнике».
— А жили где?

— Один раз жили в здании Дома культуры, которое нам отдали на растерзание. Сейчас там уже ресторан какой-то. Один раз в частном секторе жили.
«Я вообще не люблю ностальгировать. Приезжать и развешивать сопли, как молоды мы были, — это совершенно не мое удовольствие»
— Не хотите туда сейчас вернуться?
— Нет, не хочу.
— Это связано с вашей оценкой событий 2014 года?
— Нет. Там все в очень плохом состоянии. Я вообще не люблю ностальгировать. Приезжать и развешивать сопли, как молоды мы были, — это совершенно не мое удовольствие. Все в свое время хорошо.
— Получается так, что мы не едем в Крым, но Крым устремился к нам. Наталья Поклонская, недавний прокурор Крыма, а ныне депутат государственной Думы России, выступила против художественного фильма «Матильда», над которым в настоящее время работает Алексей Учитель.
— Меня не интересует Наталья Поклонская.
— А этот возврат в прошлое, когда не смотрел, но осуждаю?
— Меня глубоко не интересует Наталья Поклонская. Понимаете? Жизнь коротка и довольно печальна. На свете много интересных вещей. Зачем я должен тратить время своей жизни на какую-то Наталью Поклонскую?
— В частности, чтобы высказать свое мнение о том, что произошло.
— Зачем? Алексей Учитель — прекрасный режиссер. Пусть он делает свое кино. По-моему, это очевидная вещь. Вы меня заставляете произносить банальности. И так все знают, что Учитель — это заслуженный и хороший режиссер.
— Ну, в частности сама Поклонская, как оказалось, этого не знает.
— Значит, совсем у нее дела плохи. Я за нее не ответчик. Понимаете? Мало ли на свете людей недоучившихся? Что мне теперь делать? Меня окружают люди, которые доучились. Я с ними существую в своем кругу. Меня это вполне устраивает.
— Знаю еще и о другом нашем общем хобби — горных лыжах. Как вы пристрастились к этому виду спорта?
— У нас барабанщик Валерий Ефремов КМС по горным лыжам. Он меня очень давно на них поставил. И при том, что я себя не считаю спортивным человеком, у меня получилось с первого раза. Это очень большое удовольствие. И я даже не считаю это за спорт.
— Могу ошибиться, но вы и в горы ходили? И даже с Александром Розенбаумом?
— Нет. В горы мы с ним не ходили. Мы с ним ходили на Амазонку. Дважды причем. В Гренландии были. Но гор там нет. Подробно про это написано в моей книге.
— Какие-нибудь новые книги планируете к выпуску?
— Сейчас две новых книжки готовятся. Одна в издательстве «Музыка». Они хотят сделать красивый двухтомничек. Одна часть с клавирами будет. Мы никогда, как ни странно, нот наших песен не выпускали. А люди спрашивают. Так вот, одна книжечка будет с песнями, а вторая со стихами и моими рисунками. Если удастся распечатать так, как я себе это представляю, будет очень красиво. Но это, к сожалению, довольно дорого. Полиграфия стоит денег. А вторая книжка — это просто новые рассказики, которые копятся у меня. Она должна появиться после нового года. Будет называться «Я вырос на ваших песнях».
— Знаю, что у «Машины времени» вышел новый альбом. В одном из последних выпусков передачи «Смак» вы его презентовали Ивану Урганту. Я, кстати, его нигде не нашел.
— Ну, он есть на iTunes. Вы его можете совершенно официально заказать за деньги. Продажи дисков сворачиваются по всему миру. Их, к сожалению, уже никто не покупает. Все просто скачивают музыку себе, и все.
— А про что этот диск?\
— Про что? Хороший вопрос. Про что диск Sgt. Pepper’s Lonely Hearts Club Band? Вы сможете ответить на этот вопрос?
— Не смогу.
— Вот и я не смогу.
«В СССР я с КГБ сталкивался, а в России — нет. Этого ведомства больше не существует»
— Еще одна цитата из вашей старой перестроечной песни. Я так понял, это монолог кагэбиста. И там очень пророчески звучат строчки «Нам достаточно чиркнуть спичкою, и пойдет карусель обратная».
— Да, было такое время. Все было написано практически с натуры. Дело в том, что песни, которые рассказывают о каких-то конкретных ситуациях, теряют свою актуальность, как только меняются эти ситуации. Сейчас уже мало кому понятно, про что там речь. Много воды утекло, и много чего изменилось. Я ее и не помню. Это так, была моментальная реакция на что-то происходящее вокруг.
— А мне вот кажется, что спичкой как раз и чиркнули.
— Мы не так далеко уехали от тех времен. Все возвращается потихоньку.
— Вы говорили, что в СССР вам приходилось сталкиваться с сотрудниками КГБ.
— Приходилось.
— А в современной России?
— С Комитетом государственной безопасности в России я не сталкивался. Этого ведомства больше не существует.
— Речь об их правопреемниках. ФСБ.
— Не припомню.
— В СССР ваш телефон прослушивался.
— И что? Сейчас я не знаю, прослушивается он или нет. Вот и вся разница.
— А как вы знали тогда?
— Тогда это было не сложно услышать ухом. Технические средства были очень несовершенны.
— Буквально три часа назад в Facebook вы выразили свой восторг фильмом Виталия Манского «В лучах солнца» (документальный фильм о современной КНДР. — «ГОРДОН»). И написали, что это картина на вас произвела такое впечатление, как никакая другая за последние пять лет. Но вы не раскрыли секрета.
— Зачем же мне раскрывать секреты? Посмотрите этот фильм. И пусть у вас будет свое ощущение.
— Вы рекомендуете?
— Очень!
— Коль уж мы заговорили о кино. Назовите пять ваших любимых фильмов.
— У меня нет таких хит-парадов. Я для себя никаких рейтингов не составляю. Зачем я буду строить пирамидку?
— У вас трое замечательных детей. Наслышан. Поделитесь с читателями, как нужно воспитывать ребенка, чтобы из него вырос человек?
— Понятия не имею. Понятия не имею! И никому не решусь давать совета на этот счет. Я же не профессор воспитания.
— Но вас люди знают как мудрого человека.
— Не знаю. Не настолько, насколько хотелось бы. Во всяком случае, у каждого человека опыт — это его личное. И глупейшее занятие — личный опыт проецировать на человечество. Это самонадеянно и неумно.

Леонид КРАВЧУК: «Написали, что у меня еще двое сыновей появилось — одному уже якобы три года, а младший в декабре прошлого года родился. При встрече Кучме и Ющенко я скажу: «Слушайте, вы за моей спиной не прячьтесь, работайте, ребята, нечего тут филонить! Молодежь почему-то слабость проявляет, и ничего другого нам, старикам, не остается, как демографическую ситуацию спасать»
Андрей МАКАРЕВИЧ: «Жизнь коротка и довольно печальна. Зачем я должен тратить время на какую-то Наталью Поклонскую?»
Выдающийся украинский композитор Игорь ПОКЛАД: «Ирод» — моя мечта со студенческой скамьи. В советские времена нельзя было этой темы касаться, потому что Ирод ассоциировался со Сталиным, а сейчас в Украине поставить нереально. Нужен хороший продюсер и деньги. Нет ни того, ни другого»
Форвард легендарного состава киевского «Динамо», обладатель Суперкубка УЕФА Петр СЛОБОДЯН: «Мы были нормальные советские люди, любящие футбол. После победы к нам приходили тысячи писем, болельщики писали: «Вы нашу жизнь сделали счастливее!». Это цель жизни для футболиста – играть на таком уровне, как в киевском «Динамо»
Вкус к присвоению чужого
Двое из ларца: самые известные близнецы
Дом, милый дом. Кличко и Панеттьер показали новый особняк
Знаменитые актеры, которых не приняли в вуз
Родом из детства: звезды тогда и сейчас
Делу время, потехе час. Хобби звезд







Звезда "50 оттенков серого" показала грудь
Без комплексов. Lady Gaga показала белье
Дочь Джони Деппа ощущает себя лесбиянкой
Наталья Королева выставила грудь напоказ
18-летняя сестра Ким Кардашьян показала новую силиконовую грудь
Садальский о Василие Уткине: Где же твои принципы, Вася?
Пугачева будет судиться с Ирсон Кудиковой за долги
Джейн Биркин помирилась с Hermès
Тесть и теща Владимира Кличко не поделили деньги