Первая красавица советского кино Ирина АЛФЕРОВА: «Нищей старости я не боюсь: кто чего боится, то с тем и случится»
(Продолжение. Начало в № 10—12)
«Срезанные цветы не люблю — этот гроб вижу, цветами заваленный, и запахи, запахи, запахи...»
— В одном из ваших интервью я горькое признание обнаружил: «Я никогда не обманывалась — моя личная жизнь не удалась». Действительно так считаете?
— Я так сказала? Кому?
— Я это в интернете вычитал...
— «Ой, не читайте интернет!» — по-одесски воскликнула я (смеется). Честно говоря, так давно интервью не давала, а по интернету они уже лет пять кочуют, причем разные. Там все неправда: не моя речь, не мои мысли — все не мое, тем не менее народ информацию оттуда черпает. В Питере вообще журналист есть, который за меня уже лет 10 интервью дает: один раз я с ним более 20 лет назад побеседовала, и с тех пор он считает, что меня понял.

— Услышанное развивает...
— Недавно его увидела. «Слушайте, — возмутилась, — ну как же так?», а он: «Но ведь хорошо же я написал?», то есть даже стыда не испытывает, смущения (смеется), поэтому интернету не верьте, однозначно.
— Еще цитата — сейчас мы узнаем, вам ли она принадлежит. «Как только я себя годика в три осознала, сразу же с очень трагической стороной жизни столкнулась — с тех пор трагизм частью меня стал»...
— Сейчас я понимаю, что это часть моей личности — я с этим родилась. Есть люди веселые, легкие, проблем близко к сердцу не принимающие, а я сразу во всем какой-то трагизм вижу, беззаботно даже к самым простым вещам относиться не могу. Вот кто-то из актеров говорит: «Ой, у него столько денег...». — «Да не считайте вы барыши чужие, — голос я подаю, — ничего у него нет», потому что понимаю: как деньги он приобрел, так их и отдал. Во-первых, если человек некоторую сумму получил, около него сразу пирамида выстраивается, и со всеми поделиться он должен... Если он трудом зарабатывает, это не могут быть миллионы, не может он их в кубышку складывать — просто потому, что складывать нечего. Если своровал, — тогда, наверное, да, и так же в отношении всего.
— Вы идеалистка, по-моему...
— И пусть — это же здорово! Сначала такой взгляд на мир неосознанным был, а сейчас это, наверное, сознательный выбор, а может, уже ничего со мной не поделаешь, но я лучшую сторону бытия вижу, понимаю, что жизнь, при всем ее трагизме, все равно потрясающая. Я свою жизнь от некоего идеала могу отделить, который, знаю, где-то есть, Бог его на земле создал. Если его не встретил, — вот это я, наверное, имела в виду — это не имеет отношения к тому хорошему, что в космосе есть: к добру, к любви.
— Зависть часто вы ощущали? В первую очередь женскую...
— Нет. Потом уже анализировать стала — совершенно недавно уже, причем это даже не моя инициатива была, другого человека. Вместе мы все факты систематизировать начали... К этому и общение с журналистами подтолкнуло, потому что если бы они этот вопрос не задавали, я бы над этим и не размышляла. Даже на примере других актрис, которых об этом спрашивают: «Ну как же? Вам, наверное, палки в колеса вот там и там ставили?» — я поняла, что в моей жизни много таких людей было, и они мне невероятно мешали, но, может, меня как раз то спасло, что я этого не осознавала. В таких случаях разные гадости ко мне не прилипали.

— Актрисы обычно цветы, которые им дарят, любят, а вы нет, почему?
— Да, срезанные цветы не люблю: ну что за радость — срезанные? Ну и потом я знаю, сколько они стоят, и когда очередной веник преподносят, невольно думаешь: ну зачем? Если у дарителя деньги есть, это, в общем-то, никак его не характеризует, а если денег у зрителя нет, а он разорился (тем более что и билеты весьма дорогие), жертвы такие к чему? Меня это не радует, потому что сразу думать о деньгах начинаю, которые человек потратил (смеется). «Бедный, — переживаю, — Господи», а потом, представляете, цветы же ставить во что-то надо — это такой труд (смеется).
— Морока...
— Один цветочек — еще куда ни шло: просто как знак внимания, хотя, как по мне, лучше бы конфеты дарили.
— Слышал, однако, что такому отношению к цветам еще есть причина...
— Об этом я даже говорить не хочу...
— Потому что она с вашей семейной трагедией связана?
— Да, с моей сестрой (Татьяна молодой умерла, оставив сиротой сына Александра, которого Ирина Алферова воспитала. — Д. Г.). Это ужасно, потому что срезанные цветы на все случаи жизни...
— Ассоциации сразу возникают?

— Да, этот гроб вижу, цветами заваленный, и запахи, запахи, запахи...
— Вы, насколько мне известно, гостей не любите, а вот Абдулов, наоборот, обожал...
— Ну, в этом очень большое наше расхождение было. Обычно, если люди разводятся, говорят: «Характерами не сошлись» — вот тут точно мы не сошлись. Нет, сначала я гостей принимала...
— ...пока это угрожающих масштабов не приобрело...
— Совершенно верно.
Этот день хорошо помню... Я очень много всегда работаю, до себя руки, в общем-то, не доходят, и на данном этапе это уже в привычку вошло. Когда слышу: «Ой, как тебя жалко», отвечаю: «Не надо меня жалеть, потому что это мой выбор». Раз я так делаю, значит, это опять же часть моего трагизма со всеми вытекающими последствиями, потому что, если к маме я прихожу и вижу, что у нее грязно (хотя я ей женщину нанимаю, которая убирает), сразу тряпку беру и мыть полы принимаюсь. Никогда не выясняю: кто, чего? — просто работаю. Я очень ответственный человек, и если есть люди, которые от меня зависят, я никогда о них не забываю. Думаю: «Угу, у него пуговичка оторвана была»... Или: «А-а-а, руки — значит, перчатки нужны». Потом вспомню: «Ой, у ребенка башмачки ободрались — некрасиво, заменить надо» — хотя у ребенка папа и мама есть. Это вот тоже характер, такие вещи — они же не специально делаются. Всех, в общем, под своим...
— ...контролем держите?

— Да, и это непросто.
— Вы о Баку вспоминали, а вас, знаю, там током недавно ударило. Вы что же, пальцы в розетку засунули?
— Нет, просто, знаете, так плохо мне было... Перед тем как в самолет сесть, я травмировалась: в зале ожидания сидела, а когда на рейс позвали, встала, не заметив, что нога у меня между железными штучками такими застряла. Плашмя упала — грудью на пол каменный: больно было безумно, и от дикой боли ни дышать не могла, ни плакать... Когда мы прилетели, — а первый спектакль в этот же день был — гримироваться села и просто включить свет хотела, а оказалось, что кто-то коробку от выключателя и все эти штучки вытащил, поэтому оголенные провода там торчали. Меня еще и ток в то же место прошиб, которое я ушибла, — спектакль в результате как-то боком играла.
«Дочь меня даже на премьеры свои не приглашает»
— У вас очень красивая дочь — актриса Ксения Алферова: ее отец Бойко Гюров тоже ведь красивым был, видным...
— Да, и любовь у нас была красивая...

Из интервью журналу «7дней».
«Наш первый курс в болгарское посольство на вечер национальной культуры пригласили, и там я с сыном посла познакомилась. Его Бойко Гюров звали, он в МГИМО учился, в автогонках участвовал. Отношения, тогда между нами возникшие, только дружескими были, но однажды, вернувшись с очередных съемок в «Хождении по мукам», я у себя в комнате записку нашла: «Позвони мне, пожалуйста. Бойко». Позвонила — не объясняя ничего, Бойко попросил к нему в посольство приехать.
Когда в комнату вошла, всего его в гипсе увидела — во время очередной автогонки Бойко в аварию попал. Я навещать его стала, и как-то Бойко спросил: «Ты станешь моей женой?». От столь неожиданного вопроса я растерялась: «Как же так? Ты ведь меня совсем не знаешь». В ответ услышала: «Я тебя люблю, а остальное не важно».
На нашей шумной свадьбе в посольстве, в красивом особняке, где мы с Бойко и жили, весь курс мой гулял, а буквально на следующий же день я на съемки уехала. Конечно, Бойко злился, требовал, чтобы я осталась, но я не могла, да и не хотела, зато после работы над первой частью «Хождений по мукам» у меня перерыв очень удачно образовался. Я в положении была, мы в Болгарию уехали, где наша дочка Ксения и родилась. Отец Бойко внучку очень любил и невероятно мне помогал — по утрам сам поднимал, кормил, гулял с ней. Часто сказки на болгарском читал и математические формулы с ней писал — сам ведь известным математиком был. Когда я с улыбкой удивлялась: «Зачем? — она же ничего не понимает», он убедительно отвечал: «Что-нибудь обязательно останется и запомнится»...

Со стороны все замечательным казалось. Мы в огромной квартире в 350 квадратных метров жили, в полном благополучии, в семье мужа ко мне прекрасно относились, я всем сердцем Болгарию полюбила и преданных друзей на всю жизнь там обрела. С бывшими родственниками мы до сих пор общаемся, но в течение целого года я каждый день плакала, и как ту жизнь принять ни старалась, ничего не получалось. Тут как раз съемки продолжения «Хождений по мукам» начались, я в Москву уехала и там отчетливо осознала, что только здесь, и больше нигде, я дома и мне хорошо и спокойно.
Вернувшись в Болгарию, сказала Бойко, что от него ухожу и в Россию возвращаюсь... Нелегкий у нас разговор вышел, не сразу с моим решением Бойко смирился, но понял, что я не передумаю. Для окружающих мой поступок полным безумием выглядел — комфортную, благополучную заграницу бросить! Многие о такой жизни мечтают, а я с ней без всякого сожаления распрощалась, и хотя в Москве у меня ни жилья, ни прописки, ни денег не было, туда буквально на крыльях летела. Первое время непросто было — углы снимала, Ксюшу пришлось к маме отправить, но при всем при этом я счастливой себя чувствовала! Счастье все-таки удивительная вещь — порой никакие блага мира для него не нужны».

— Ксения с вами на профессиональные темы советуется?
— Нет, она меня очень боится. Такой уж мне характер достался — меня многие боятся.
— Удивительно...
— Меня это тоже удивляет, но какая-то жестокость правды во мне есть — если мне что-то не нравится или какую-то фальшь чувствую, сдержаться не могу, хотя потом думаю: «Зачем? Кто тебя за язык дергает, Господи Боже?». Я все понимаю и другому бы совет дала от критики воздержаться: кто же похвалит, если не свои? — но... Поэтому дочь меня боится и, в общем, даже на премьеры свои не приглашает — только уже когда совсем все устоится и она подтверждение получит, что это хорошо, зовет: «Мама, приходи».
— У нее очень интересный и талантливый муж Егор Бероев, а вам он нравится, дочкин выбор вы одобряете?
— Ну как я могу не одобрять его или осуждать? — это вообще смешно. Могу только сказать, что Егора редкостным актером считаю.
— Природа, конечно, у него удивительная...

— Да, именно природа актерская, и если он над ролью работает, я просто как актриса замечаю, что он в этом образе весь. Не знаю, что Егор делает и как это у него получается, но в «Ледовом шоу», к примеру, для меня даже все фигуристы существовать перестали, на второй план сразу ушли.
Я вообще поняла, что Бероев чем-то таким владеет... Вижу просто, что технически он ничего не делает, и при этом лучший, как-то это пространство заполняет, ну и, безусловно, Егор актер. Все время ему звоню и комплименты говорю, потому что я его фанат (смеется). Посмотрев, например, фильм «Папа», поняла, что за такие роли «Оскара» дают, — если бы он в Голливуде был, его бы непременно номинировали.
— И фильм превосходный, правда?
— Прекрасный, и Егор там что-то невероятное, на редкость глубокое делает. Все, что мы там видим, — это не он, но я верю ему бесконечно.
— Вы с ним на комплименты щедры?

— Если мне не нравится — нет, отнюдь — одна его картина, к примеру, меня разочаровала, я ему сказала: «Егор, в чем тут дело, не знаю», но сначала тактично его расспросила: «А как это другим? А что те, кому доверяешь ты, говорят?». Кривить душой, однако, не стала: «Мне как-то совсем не понравилось, — призналась, — я эту работу не поняла и даже тебе не поверила», хотя такое редко бывает... Я в этом смысле жестокая, и тут никакие степени родства значения не имеют.
«Все равно, сколько тебе лет, не скроешь. Экран как-то еще обмануть можно, хотя и там пластику видно, а в жизни тем более эти перетяжки, подтяжки заметны»
— Вы вот такая еще молодая, красивая и вдруг заявили: «Горжусь, что уже бабушка»...
— А разве есть бабушки, которые не гордятся? Когда ты это существо видишь — такое красивое, светлое...
— Сколько уже существу?
— Почти 10. Что вы, это же чудо, что-то невозможное!
— Простите, но я не могу вам безжалостный вопрос не задать: с молодостью вы тяжело расставались, удержать ее не пытались?

— Ну, я эту тему сама подняла и начала про возраст рассказывать, поэтому можно без извинений — я же вам говорю, что только сейчас это осознаю, когда перед собой зеркало вижу и когда роли выбираю, и в основном это заставляет жестоко к себе относиться, потому что уже не все роли возможны. В 40, в 45 играть абсолютно все можно — человек до этого возраста не меняется, а сейчас выбор сузился, уже не любая тема допустима, и даже если, видя меня на сцене, люди верят, внутренне я уже не могу к ним в прежнем качестве выйти — мне это бессовестным кажется. Тяжело, потому что вопрос возникает: а какие же темы и роли для тебя остаются?
Как с этим справляться, не знаю, только размышлять начинаю... Мне, может, мой муж помогает (хотя слово «муж» не люблю — Сережа), потому что он все равно меня выделяет и даже сравнивать ни с кем не может. «Ну что ты с другими себя сравниваешь? — говорит. — Ты что!». Он этим меня сразу...
— ...на пьедестал возвращает...

— Переносит туда, и все. Возможно, я бы иначе это воспринимала, если бы он сам не интересный был, некрасивый, не талантливый, но у него всего этого не отнимешь... Сергей такой необыкновенный, что в него все всегда влюбляются, поэтому я ему верю, и потом, вы знаете, хотя никаких средств, чтобы молодость и красоту сохранить, нет, у нас, у актрис, внутренние резервы остаются...
— Вы же всегда врагом пластических операций были, да?
— Я и сейчас враг.
— И никогда ничего делать не будете?

— Не буду однозначно, потому что это глупо — в такого рода манипуляции я не верю. Хоть когда-нибудь результат, который бы вас устраивал, вы видели?
— К сожалению...
— То, что я вижу, не просто плохо, а ужасающе — эти губы, глаза...
— ...носы...
— Выражение лица меняется, обаяние исчезает, что сразу заметно, а недавно одну актрису я не узнала. Она ко мне подошла и о чем-то спросила, потом говорит: «Ирочка», и я смутно по голосу поняла, что это моя давняя знакомая. Ужас, настоящее преступление! Почему я об этом речь завела? Никогда бы такую тему не поднимала — просто сняла бы, и все, но я считаю, что другие женщины, не актрисы, должны это знать и к пластическим хирургам не идти. Вокруг эти клоны, клоны... Когда журнал светской хроники какой-нибудь открываешь, многие прямо вот...
— ...одинаковые...

— Одно лицо как будто... О-о-о! — что это такое? Просто кошмар какой-то! Если бы еще эти ухищрения молодость давали, но все равно, сколько тебе лет, не скроешь... Экран еще как-то обмануть можно, хотя и там пластику видно, а в жизни тем более эти перетяжки, подтяжки заметны.
— За фигурой, тем не менее, следите?
— Ну, у меня профессия такая... Я каждый день на сцену выхожу, везде у меня безумные танцы едва ли не всех народов мира, и спектакли тяжелые — я все время на сцене, постоянно с отдачей работаю. Сейчас очень тяжело стало играть: залы больше, а может, публика более требовательная или мы отдавать себя научились, поэтому после спектакля я просто труп. Все это, кстати, неправда, когда говорят, что зал заряд энергии дает, — ничего он не дает, только забирает, но вот насчет всяких перемен во внешности... К сожалению, я понимаю, что это бизнес, что люди деньги делают, поэтому всем женщинам говорю: «Под нож не идите, находите в себе мужество годы принять. Пока молоды, любите, запас жизненных сил копите, детей рожайте», потому что ты же завидовать детям не будешь, когда они все молодые, красивые приходят, — нет, приятельницей их станешь. Ты только одного хочешь: чтобы они счастливы были, — и немножко позиции сдаешь, когда видишь, перед кем отступаешь.
— Интересная философия...
— Наверное, надо в своей жизни что-то накопить успеть (и мужество в том числе) и об этом думать, а не с ужасом на мысли себя ловить: «О-о-о! Старость, преклонный возраст все равно наступит — ничего не сделаешь».
«Меня уже в институте закомплексовали: «А! Брижитка наша»
— Говорят, вы чуть ли не в кипятке купаться предпочитаете...
— И в кипятке, и, наоборот, в воде ледяной (смеется).
— Но в кипяток-то как себя залезть заставить?
— А я и не заставляю — просто погорячее люблю. Мне нравится...
— И до скольких градусов воду нагреваете?
— Насчет градусов не знаю, но близкие мои даже палец засунуть не могут — сразу ошпариваются.
— Коже это, вы считаете, не вредно?
— Раз мне хорошо, думаю, полезно — я в ванну такую ложусь и человеком выхожу...
— ...чуть-чуть сваренным...
— Чуть сваренным, но бодрым.
Все это индивидуально, но когда на море мы не в сезон ездим и там очень холодно, я одна купаюсь — больше никто не рискует. Недавно в Баку первой из самолета я вышла, и меня спросили: «Чего вы хотите?». — «На море», — ответила. Хозяева удивились: «Но уже не сезон, никто не купается». — «Я купаюсь», — сказала, и сразу же на берег меня повезли. Чистые пляжи, так здорово — Господи, как же там, на Каспии, хорошо!
Вокруг никого, я одна в это море вошла... Местные все закутанные сидят, поражаются: «Ну, вы сумасшедшая!». Вообще, люди там потрясающие. Столы прямо на берегу накрыли, чай принесли, варенье их знаменитое с грецкими орехами — ой! Я, короче, так свое купанье расписывала, что вся труппа присоединиться решила. На следующий день на пляж все приехали, купались, а потом радовались: «Боже! Какое счастье, что ты нас уговорила!».
— Еще раз вас процитирую. «Красивую дорогую одежду очень люблю, но позволить себе не могу, — признались вы как-то. — Одной из первых я начала вещи черного цвета носить, потому что в яркой одежде теряюсь, себя не ощущаю. Я не могу позволить себе сходить в Москве в салон и прическу сделать, поэтому три бигуди закручиваю и утром укладку сама делаю, не могу позволить себе дорогую сумку купить...
— ...сейчас меня все жалеть будут...
— ...а когда знакомые приходят ко мне и говорят, что сумку за три тысячи евро купили, отвечаю: «Ребята, ну не стоит она того, вот там точно такая же, только за три тысячи рублей, продается. Я не могу позволить себе выглядеть дорого...». В общем, жалеть не жалеть, но удивляться читатели будут точно...
— Знаете, все относительно, но это правда: деньги тяжело достаются. У меня вот свой фестиваль семейного кино есть — сейчас он у нас в Екатеринбурге проходить будет. Я там каждый день в какой-нибудь детский дом езжу: с детьми знакомлюсь, играю — словом, ситуацию с разных сторон вижу. Я в курсе, сколько даже среди моих близких нуждающихся, отчет себе отдаю, куда эти деньги вложить можно, и помогать мне нравится.
Мама моя четыре раза в год отдыхать ездит, при этом не понимая, сколько что стоит, и деньги не считая. Она уже в таком возрасте, когда ее обманывать надо: «Ой, мама! Ну, подумаешь, деньги — вот, возьми». Она: «А ты их от себя не отрываешь?». Я: «Да нет, это там где-то валялось» (смеется), и мамочка счастлива. Ну и почему же ее счастливой не сделать, если она всю жизнь откладывала, ни у кого копейки никогда не занимала? Она и меня этому научила: не занимать, и я вообще не представляю, как можно пойти и месячный заработок на себя спустить... Ну, тысячу долларов, пожалуй, раз в пять лет на что-нибудь серьезное потратить: на платье, на какое-то пальто — можно...
— ...но полторы...
— Полторы уже нет, во всяком случае, за сумку выложить столько нельзя — это преступление.
Может, мне повезло. Вы знаете, мне всегда говорят, что я дорого одеваюсь, а на самом деле — и признаться в этом не стесняюсь! — недорого. Это вот платье за пару тысяч рублей купила (смеется) и счастлива, потому что в нем какой-то шарм есть, в нем за роскошную женщину можно сойти...
— Если бы цену вы не назвали, никто бы и не догадался...

— Нет, я же вам сказала, что этого не стесняюсь, наоборот, откровенно всегда говорю, потому что то, что наши модельеры и потом уже магазины делают, нечестным считаю. Такие ценники, как у них, вывешивать по отношению к людям бессовестно, потому что основная масса достойных женщин купить себе это не может. Да, когда вкус есть и одеться можно, ты сразу меняешься — что-то в осанке появляется (когда, например, шубу надеваешь), а с другой стороны, не настолько уж ты и преображаешься.
— Ну, я вам скажу: когда такие глаза и такая внешность есть, что надето, большого значения уже не имеет — мне так кажется, а что вот многим другим женщинам делать?
— Нет-нет, есть же свой стиль. Мне режиссер Ордынский после «Хождений по мукам» говорил: «Когда ты вошла, я сразу понял: вот она — моя Даша, все остальные меня не убедили». Вот он, кстати, мой Моисеев! Василий Сергеевич мне очень помог — если бы не он, даже не знаю, как жизнь сложилась бы, потому что я, конечно, к себе критически относилась. Девочка и девочка, таких тысячи — меня уже в институте закомплексовали: «А! Брижитка наша».
— Брижитка?
— Да, и меня это так возмущало! Внешне я своих эмоций не выражала, а внутри все кипело: «Ну как же так — неужели не видно, что я человек серьезный, что мне это все неважно?». Я читать люблю и много читаю, главное для меня — какое-то развитие, познание, словом, личностью быть.
И все-таки, возвращаясь к одежде: это действительно для женщины радость, но есть рецепты, как сделать так, чтобы и волки были сыты, и овцы целы. Можно по магазинам ходить, мерить... и не покупать. Чисто психологический момент, но он работает, а тем, кто о шубах мечтает, скажу: не так уж они и украшают. Я, например, драповое пальто, хорошо сшитое, предпочту, чтобы оно по фигурке было, как-то тебе шло. Шуба хорошо сшитой очень редко бывает, но если женщина шубой грезит, я бы порекомендовала пойти и все перемерить. Уверяю вас: если подольше постоять да на себя посмотреть — вроде как сносила, а если два дня померяешь, уже и покупать расхочется (смеется).
«Надеюсь, Господь не позволит, чтобы со мной что-то уж совсем нехорошее произошло»
— Вы где-то признались, что нищей старости боитесь, — неужели об этом уже думаете?
— Нет, нищей старости я не боюсь, и знаете почему? Во-первых, ничего бояться не надо, а во-вторых, такое выражение есть: кто чего боится, то с тем и случится. Я в жизни столкнулась с тем, что это очень срабатывает, поэтому богатой и счастливой быть боюсь и все время в космос такой сигнал посылаю — наоборот, от противного, действую. Знаете, чему быть, того, к сожалению, не миновать, ничего уже тут не поделаешь, и я в сотый раз повторяю, что бесконечно много работаю, и все мои близкие счастливы, потому что я их опекаю, одеваю, обуваю, о них думаю, их задариваю. Надеюсь, Господь не позволит, чтобы со мной что-то уж совсем нехорошее произошло.
Есть еще третий вариант. Мне самой и правда очень мало надо, и вообще, человеку не так много нужно (советую сесть и посчитать — вы увидите, что я права). Вот я в свой дом прихожу, который очень люблю... У меня он с какой-то особой энергетикой, я потому и гостей не люблю, что они все равно...
— ...ауру разрушают?
— Да, разрушают. Объяснить это не могу, но когда в дом свой вхожу, сразу хорошо мне становится. У меня там свои уголки, где сидеть можно, но, думаю, это все-таки Сережи моего заслуга, потому что он как-то эту энергетику держит — у него тоже всякие свои на сей счет теории. Ну и что, у меня этот дом, мою квартиру несчастную отберут? А может, мебель? Вот что человеку надо? Мне, например, ничего. Занавесок у меня вообще нет — я уже лет 20 смотрю на это и думаю: «Надо бы их купить», но руки все не доходят, потому что куда-то ехать необходимо, с кем-то встречаться.
— Вы, говорят, воспоминания пишете?
— Да, я пишущий человек. Раньше писалось легко и получалось очень красиво. Когда дочка мой дневник прочла, она еще больше меня полюбила, как бы заново открыла: «Мама, как ты пишешь!» — воскликнула. Стиль у меня живой...
— ...но вы остановились?
— Сейчас как-то не очень пишется. Вообще, когда в жизни много тоски какой-то и чего-то невысказанного, дело лучше идет, а когда все хорошо, изливать душу не очень-то тянет. Знаете, когда говорят, что человек тоскует, одни ему сочувствовать начинают: «Ой, как это?», а другие понимают: «Вот и хорошо, значит, что-нибудь творческое сделает». Когда пасмурно, сразу к творчеству тянет, а когда все здорово, солнце светит, ты просто живешь.
Наверное, я сейчас жизни радуюсь. Пока, хотя вот про старость... Я на свою маму смотрю и думаю: это нечто, я даже не знаю, какие слова подобрать. Ей уже 95, но она у меня, знаете, что сейчас делает? Мне и Ксении всякие приглашения приходят, так мама по ним ходить стала.
— На тусовки?
— На презентации. Я сначала сдерживать ее пыталась, а потом решила: «Зачем?». Говорю только: «Ну, ты бы как-то оделась!». Мама в ответ: «А ты думаешь, там все одеты, что ли?», но она такая счастливая оттуда приходит, потому что там люди, там что-то другое. Главное — ей туда ходить нравится — она такси берет, с какой-то подружкой своей туда едет, представляете? В ее возрасте у нее интерес есть, желание.
Я же ее в Москву из Новосибирска привезла, и дверь у нее там не закрывалась, потому что она очень добрый человек, а тут круг общения все-таки меньше. Звоню, говорю: «Мама, ты в тоске, наверное? Меня нет, но я завтра в четыре часа приеду и сразу к тебе». — «О, в четыре я не могу». Я: «Почему?». — «В ресторан иду».
— Так это же счастье!
— Конечно. Она тщательно одевается — вообще, аккуратистка такая. Вроде бы дома одна, но всегда у нее кудри завиты, вся такая свеженькая, все у нее наглажено — никогда непроглаженную вещь не наденет. Или еще очень смешной момент, который я сама смутно представляю. Звоню ей: «Что делаешь?». — «Ну, сижу». — «Скучаешь?», а она: «Да танцую я, танцую!». Оказывается, мама телевизор включает — там концерт идет, и она вместе с артистами поет и танцует. Одна, но счастлива и довольна, то есть бесконечно мужественная женщина, и ей хорошо, а если уж подружка какая-нибудь придет — ой, Господи, она и накормит, и пошепчутся они, и песни вместе затянут.
Это я для женщин рассказываю, которые возраста боят-ся, — все-таки момент такой есть. Смотрите, живет же человек!
— Ирина Ивановна... Вот сказал и подумал: «Ивановна — это не про вас»...
— Вообще, у актеров отчества нет.

— Ирина, я за искренность, за эстетическое удовольствие вам благодарен...
— Ну что вы...
— Хочу пожелать, чтобы у вас все хорошо было: ролей побольше, удачи, да и перед глазами — мамы пример...
— ...и детей замечательных. Кстати, у меня сейчас спектакль потрясающий. Я вот, когда к вам направлялась, машину перед отелем поставила и к театральным кассам подошла — посмотреть.
— И что высмотрели?
— Реклама всех-всех антреприз по бокам размещена, а моя — над окошком продавца в самом центре. Спектакль очень хороший, мы интересный вариант сделали — вот то, что я люблю: женщины вообще с ума сойдут, потому что монологи я там сама написала и произносить их стараюсь так, будто они только сейчас в голову мне приходят.
— Мужчины уж давно с ума сошли, а теперь очередь женщин...
— Спектакль наш о хорошем, о том, как человек выживает, на какие-то вещи не соблазняясь, потому что он цельный, и моя героиня такая. Когда ее по ходу действия, как на аукционе, покупают, — молодой человек не отступать решил, ему просто интересно, сумма с каким количеством нулей нужна, чтобы ее сопротивление сломить, — она говорит: «Как вы не понимаете? Никакие нули, никакие деньги не могут мне наслаждение заменить, которое я от того испытываю, что за свои поступки, мысли, слова не краснею, а утром, просыпаясь, хочу на себя в зеркало смотреть, а не от него отворачиваться, поэтому все ваши предложения меня не прельщают, до свидания». И уходит.
Этот спектакль про любовь — там есть моменты такие, которые «попасть» во всех должны, потому что монолог, который я произношу, мною придуман и постоянно меняется. Я все время его дополняю, чтобы он не как нечто заученное раз и навсегда звучал, чтобы люди почувствовали: «Ой, и у нас так же, когда любишь», поэтому там вещи есть, которые для меня очень ценны. Ну и масса хулиганства, танцы очень красивые — страстное танго!

Бывший депутат Госдумы России Денис ВОРОНЕНКОВ в предсмертном интервью интернет-изданию «ГОРДОН»: «В России кричат, что нужно обменять меня на Сущенко, а если не получится — убить, как Бандеру»
Лидер крымско-татарского национального движения Мустафа ДЖЕМИЛЕВ: «В том, что Крым Путин вынужден будет вернуть, никакого сомнения у меня нет»
Дважды экс-глава СБУ Валентин НАЛИВАЙЧЕНКО: «В планах Путина был блицкриг, и до 8 марта 2014 года войска Российской Федерации должны были оказаться в Киеве»
Первая красавица советского кино Ирина АЛФЕРОВА: «Нищей старости я не боюсь: кто чего боится, то с тем и случится»
«Не учитываете вы нашей специфики»
Дмитрий БЫКОВ: «Мы здесь, в России, опытом научены, мы считываем памятные знаки: чем умиранье — лучше уж наручники! И чем в гробу — уж лучше в вагонзаке»
Двое из ларца: самые известные близнецы
Дом, милый дом. Кличко и Панеттьер показали новый особняк
Знаменитые актеры, которых не приняли в вуз
Родом из детства: звезды тогда и сейчас
Делу время, потехе час. Хобби звезд







Звезда "50 оттенков серого" показала грудь
Без комплексов. Lady Gaga показала белье
Дочь Джони Деппа ощущает себя лесбиянкой
Наталья Королева выставила грудь напоказ
18-летняя сестра Ким Кардашьян показала новую силиконовую грудь
Садальский о Василие Уткине: Где же твои принципы, Вася?
Пугачева будет судиться с Ирсон Кудиковой за долги
Джейн Биркин помирилась с Hermès
Тесть и теща Владимира Кличко не поделили деньги