Клара НОВИКОВА: «Кто только не предлагал переспать! Арканов, Жванецкий... В девять часов утра Михал Михалыч из спальни в пижаме вышел и спросил: «Водки выпьешь?»
(Продолжение. Начало в № 28)
«Алик Писаренков что есть мочи гаркнул: «Нора Кларикова!!!» — и я на сцену пошла»
— В 76-м году — вам примерно два годика было! — вы бросить Киев решили и в город с другим статусом и возможностями переехать...
— Да, именно в два годика (смеется)...
— В результате солисткой Москонцерта стали — Москва встретила ласково или слезам не верила?
— Она дождем встретила — это, по-моему, ноябрьские праздники были, и в гостинице «Москва» я месяца полтора прожила, потому что больше негде было. Должны были просто оттуда выгнать: режим какой-то столько в гостинице жить не разрешал, — но сжалились, отнеслись трогательно и переселили... на чердак. Маленькая комнатка, окно — только в небо, поэтому я разноцветные огни видела, когда салюты и звезды, когда погода безоблачная стояла, а когда дождь шел, по моему стеклу он стучал.
— Романтично — окно в небо...
— На улицу выходила — меня толпа пугала, казалось, затопчут. Гостиница на Манежной стояла — это почти Красная площадь...
— ...которую каждый приезжий посетить своим долгом считал...
— Да, и такого количества людей я никогда раньше не видела, а я одна и ни одного человека в Москве не знала, от салюта шарахалась. Мне так тоскливо было, но зато огромное количество концертов имелось... Вначале с одной площадки на другую я на метро добиралась, по всем трамваям-автобусам с костюмом, потом мне машину давать стали, потому что с концерта на концерт не успевала, но знаешь, это яркие, незабываемые ощущения были... Домой уезжать не хотелось, а мой Новиков...
— ...первый муж...
— ...да, требовал, чтобы я сюда вернулась, требовал, требовал... Ну понятно — ревновал и все что угодно, но я представить себе не могла, что в Киев приеду. Как? — это значило в слабости своей расписаться...
— ...капитулировать...
— Поэтому, как бы тяжело ни было и как бы жизнь ни складывалась, мысли такой не допускала. Другой судьбы я уже не представляла, потому что, если бы не переезд, никогда у меня Колонного зала Дома Союзов, концертного зала «Россия», зала Чайковского не было бы...
— Да ничего не было бы — это выпал шанс, правда?
— Это уже не шанс, а успех, потому что публика видеть меня хотела. Однажды у меня в один день восемь сборных концертов было — под конец я выходила и уже не помнила, где и что сказала, где ничего не говорила, а последние выступления, вечерние, в самых престижных залах проходили — в Доме ученых, Доме журналиста, Доме литераторов, и вот я в Дом ученых приехала... Концерт Алик Писаренков вел — конферансье Божьей милостью ...
— ...звезда...
— ...а передо мной Елена Образцова Кармен пела, и я за кулисами так заслушалась, что она уже ушла, а я слушать продолжала. Алик меня объявил: «Клара Новикова!» — я не иду. «Клара Новикова!!» — я не иду, и тогда что есть мочи он гаркнул: «Нора Кларикова!!!» — и я на сцену пошла. Где-то там в спешке чулок оставляла, где-то туфлю, где-то еще что-то — уже не помню: восемь в день — это невозможно. Теперь я тоже восемь в день хотела бы, но это уже по другой причине не получится. Новое поколение приходит — ничего не поделаешь...
— Зачем папа в детстве вас убеждал, что вы некрасивая? Уберечь от соблазнов хотел?
— А я себе и сама не нравилась, а сейчас какие-то свои фотографии смотрю и думаю: какая хорошенькая — как будто не я. Когда дома пела, папа ворчал: «Ой, у тебя голос — сидеть в туалете и кричать: «Занято!» — это он мог сказать, а слов «Ты некрасивая» — нет, не было, но в семье считалось, что брат — красавец, а я — ну так...
— Леонид хорош собой до сих пор?
— Красивый! Был такой период — просто Ален Делон отдыхал: правда, а сейчас он высокий, стройный такой — американец. Вернее, наш человек, живущий в Америке, в Сан-Диего. Они с женой Еленой врачи, брат тоже, здесь в медицинский поступая, в Красноярске, в конце концов, поступил, там женился...
— Просто Сибирь влекла...
— Влекла (смеется). Куда уже дальше — если что, ты уже там.
«Он был моим первым мужчиной, мы пожениться должны были, он маму свою из Черновцов пригласил... Мама моя обед приготовила, должен был Рома прийти, но... так и не пришел. Замуж я назло ему вышла»
— Первую любовь свою помните?
— Ну да, Вовка Алешин. Это класс четвертый был — я запоздала, потому что некоторые с детского садика начинают.
— А такую серьезную, осознанную уже любовь?
— Конечно, помню — недавно он меня с Новым годом поздравил, «БР» подписался. В ответной эсэмэске я сообщила, что такого человека не знаю: кто вы, БР, расшифруйтесь — и когда уже ее отослала, поняла, кто это. Мне показалось, что ему очень одиноко, и я написала ему, что все, мол, в твоих руках, ты держись, жизнь продолжается... Он успокоил: «Ты не волнуйся, со мной все в порядке». Его на одну из передач к Малахову позвали, он приехал... Для меня это совершенная неожиданность была — его приезд.
— Кто такой БР, мы назвать можем?
— А почему нет? Роман Брант — был такой студент у нас, очень, очень красивый парень.
— И вы его любили?
— Ну как-то... Первый мужчина, мы пожениться должны были, он маму свою из Черновцов пригласил.
— Есть такой город на карте...
— Да-да, она приехала. Мама моя обед приготовила, должен был Рома прийти, и мы его ждали. Его мама тут же с папой моим обсуждать стала, что детям где-то жить надо, хорошо бы какую-то квартиру кооперативную построить. Папа сказал: «Уважаемая, мы все сделаем — пускай дети вначале договорятся, и будет все», но дети тут же не договорились, потому что Рома... так и не пришел.

— Как не пришел?
— Ну так — он свою девушку встретил, с которой мы в студии эстрадной учились. Была такая Нина, фамилии я не помню, с которой у них, видимо, какие-то отношения сложились (в общежитии у всех отношения!), и вот она его увлекла. Это ужасно было, и замуж я назло ему вышла. (Пауза). Страшно так говорить: Вити уже нет...
Витя очень трогательным был и для меня в тот момент необходимым. Знаешь, три месяца на гастролях очень тяжело, и кто-то должен быть рядом, кому ты голову в автобусе на плечо положишь, кто чемодан тебе поднести сможет, кто из буфета или из магазина какой-то кефир или что-то еще тебе принесет. Таких же условий, как сегодня, не было, нас в привокзальных, колхозных гостиницах размещали, и ты даже не представляешь, где мы на гастролях бывали и что это такое. Артистов из ансамбля лилипутов, например, по пять штук на одной койке укладывали — все случалось...
Я же в Кировоградской областной филармонии начинала, и в Кировограде нас в общежитии поселили — оно при зале концертном, наверху, было. В комнате со мной — мы с Витей еще не расписаны были — певица из Москвы жила, помню, ее звали Эмма: она мужчину к себе приводила и не стеснялась, что я рядом. Я все вынесла и, как не скурвилась (это, может, пошлое, но точное слово себе позволю), не знаю.
Звездной жизнью столичных артистов это не было — престижные залы потом появились, поэтому Москву бросить, когда уже из этого общежития, из этих гастролей, из этих вагонов плацкартных (тогда первые купейные появились) вырвалась, я не могла. Сегодня молодой артист не успел еще толком о себе заявить — его тут же, через два эфира, звездой называют, и сразу он райдер пишет, где ковровую дорожку или цветы в койку требует, чтобы его с «Клико» и прочее ждали. Может, и имеет на это право, потому что жизнь актерская короткая...
Кто-то, короче, сразу бизнес-класс получил, а я к этому очень долго шла, очень, очень! Через вагоны плацкартные... Какие самолеты? — из Средней Азии с гастролей неделю в поездах возвращались... женщины! Но, знаешь, Дима, я это с благодарностью вспоминаю, и когда говорят: «Провинциальный артист», тут же грудью на защиту встаю (слава богу, есть чем защитить)...
— Попробуйте жизнью такой поживите...
— Даже не потому, что попробуйте, а потому что они труженики. Балетный артист в заштатной филармонии на сцену какого-нибудь зала кремлевского никогда не выйдет, а он же, как Максимова и Васильев, репетирует, чтобы свой номер исполнить, и, надрываясь, партнершу в отрывке из того балета (у них это «Спартак» был), который они танцевали, носит.
Как бы поздно ночью в гостиницу мы ни приехали, независимо от того, есть горячая вода — нет ее, утром они стояли и у стула свои па отрабатывали, и когда оркестр на репетицию собирался... Выдающихся певцов там не было и, конечно, никто свои песни не пел — Ободзинского перепевали, еще кого-то. Повторю: я считаю, это великие, великие труженики, и концерты наши с большим успехом проходили (ну, конечно, это не самые главные были сцены).
Из книги Клары Новиковой «Моя история».
«Кровать с панцирной сеткой, на окнах — белые занавески. Комната была на троих рассчитана — еще две такие кровати стояли. Мне показали, где воду брать, где мыться...
В общежитии у всех плитки были, и этажом ниже, в филармоническом зале, постоянно пахло едой. Так страшно было новую жизнь начинать, вдали от дома...
Соседки по комнате то и дело менялись, а когда сразу несколько групп возвращалось, мест не хватало, и однажды меня попросили кроватью с лилипуткой поделиться — мы спали валетиком. Лилипутка в нашей комнате прижилась — соседнюю кровать заняла. Хорошенькая, молоденькая, на высоких каблучках, маленькой женщиной себя называла, а третьей к нам вскоре певица Эмма вселилась. Из Москвы приехала — в ресторане пела. Ночами к ней один из наших артистов ходить стал — мы с лилипуткой отворачивались, одеялами закрывались... Эмма эта, кстати, так пикантно материлась, что я решила: научиться этому только в Москве можно, в столице.
В филармонии мюзик-холл лилипутов был, были цыгане. Помню, какой-то цыганский ансамбль показывался, и руководителю было сказано, что все хорошо, только на выход патриотической песни нет, и назавтра они цыганскую народную песню исполнили — да, именно так было объявлено: «Ленин всегда живой»...
Цыган на лето брали, они по деревням разъезжали, а группа, в которую меня и Романа приняли, ведущей была и только в городах работала.
В самом Кировограде крайне редко мы выступали, и ни с кем из кировоградцев я так и не сблизилась — хотя почти два года в этой филармонии проработала, дома ни у кого не была. Помню памятник Ленину, за спиной которого здание КГБ стояло, а впереди был банк, и байка ходила, что опущенной рукой Ленин указывает: «Чтобы взять банк, здесь копайте!».
«Очень стыдно было «брошенкой» оказаться»
— Когда сватовство не состоялось и Рома не пришел (это для любой девушки трагедия!), вы плакали? Что с вами было?
— Чтобы плакала, не помню — помню, что очень стыдно было, как сегодня говорят, «брошенкой» оказаться. Нет, ну как бы все уже понятно, все оговорено, он с моими родителями познакомлен... Как-то мне казалось, что такого быть просто не может, а потом, слушай, у нас же отношения были.
— Папа с мамой как-то вас поддержали, нужные слова нашли?
— Они не знали, что после этого я к врачу ходила, — ни папа, ни мама... Фаина Соломоновна моя знала: я от врача домой к ней пришла — там отлеживалась. Ее муж Георгий Николаевич какие-то фрукты мне приносил, но маме чутье подсказало: что-то произошло, — и она меня спросила. Тогда я расплакалась...
— Вы после этого с ним никогда не встречались?

— Мы еще какое-то время вместе работали.
— Ой, кошмар!
— Я уйти хотела, но не могла — у нас договор был подписан. Более того, мы какой-то новогодний концерт в этой Кировоградской филармонии сделали, и ее директор вместе с управлением культуры нас на звание заслуженных артистов Украины подал. Мы удивились: «Как? Нам по 22 года» — ну или сколько там было, а он сказал: «Я хочу, чтобы у меня самые молодые заслуженные артисты были». И действительно, звания в филармонию пришли, но их другие получили, потому что мы тогда уже разошлись... Потом не виделись — я знала, что он куда-то в Саратов ко Льву Горелику работать уехал.
— Джаз-бэнд у него был?
— Нет, театр такой — Райкин для бедных, так когда-то его называли, но он чудный человек, этот Горелик, чудный, и вот как-то у меня концерт был, по-моему, в ростовском или краснодарском цирке. Большой зал, и я репетировать пришла, а разговорный концерт в цирке — это очень тяжело...
— ...по кругу все время вертеться приходится...
— ...хотя это я тоже люблю. Ой, я там лошадью ржу, кульбиты делаю, и вот звук выставляю, а какой-то человек лысый из зала подсказывает: «Вот там не слышно, здесь выше поднимите, а тут средние нужно убрать»... Я к своему директору: «Кто это?». Тот плечами пожал: «Не знаю». — «Какое он отношение к концерту имеет? Убери его из зала — ну что он репетировать мешает?». Мой директор попросил незнакомца выйти, а я вдогонку ему сказала: «Вы мне кого-то напоминаете, только не могу вспомнить, кого». Он хмыкнул: «У вас сегодня ко мне еще много будет вопросов», — и ушел.
Концерт заканчивается, он ко мне на сцену в белом костюме с огромной охапкой роз выходит и на ухо шепчет: «Я Рома Брант». Я как на весь цирк в микрофон заору: «Ромка!!! Это мой партнер! Это моя первая любовь!».
— То есть обрадовались?
— Не то чтобы обрадовалась — от неожиданности. Ну что мне теперь с ним счеты сводить? Уже все закончено, другая моя жизнь началась, я уже артистка... Когда-то он мне говорил: «Через несколько лет ты обо мне еще услышишь. Вот будешь так в какой-нибудь филармонии прозябать, а я...», но ведь это он ко мне на концерт пришел, не я к нему. Потом ко мне в номер явился, и мы всю ночь разговаривали, всю ночь отношения выясняли. Он о себе, о своей работе рассказывал, а я смотрела — это чужой человек был...
— И никакие чувства не всколыхнулись, ничего?
— (Разводит руками).
«На лестничной площадке он вдруг со всего маху кулаком в лицо мне заехал»
— Замуж за Виктора Новикова вы без любви вышли?
— Ну, ответить теперь не могу: Вити нет... Он симпатичен мне был, и я не то чтобы его любила, но... Больше скажу: обручальных колец у нас не было, и Нина, жена Ромы, в загс мне на роспись свое дала, а Вите какое-то мы купили, и оно потом потерялось (я все обручальные кольца теряю). Любила — не любила... Сегодня уже и не знаю, как это было, но я ему благодарна. Вместе нам проще выживать, трудности преодолевать было, и если бы он не пил...
— А пил сильно?
— Да. Он барабанщиком был...
— «Барабан был плох, барабанщик — бог»...
— Витя хороший был музыкант — ну вроде, мне, во всяком случае, так думать хотелось, но приятели его все подзуживали: «Что ты под бабьим каблуком? Кого ты слушаешь? Бабу! Да чего там, пошли после концерта кирнем», а он был ведомый. «Нет» сказать — это значит, что я ему не разрешаю, а он, когда выпивал, себя не помнил, хотя моя Фаина Соломоновна его очень любила, он в ее доме бывал.
Наш брак все ошибкой считали, Пал Саныч Захаров говорил: «Он вам не пара, Клара, — разве вы не видите? Не пара!». Ну да, я не видела, мне казалось, что наоборот: Витя все умеет, он делает так, чтобы мне было удобно. Он все смастерить мог, очень талантливым в этом смысле был — вот самородок такой. Мой приятель здесь, в Киеве, даже в Институт ядерных исследований его приглашал, потому что ученые к каким-то вещам путем расчетов и формул доходят, а Виктор рукава засучит: раз-два — и готово, и все у него получалось.
— Почему же вы развелись? Все надоело?
— Я сюда 31 декабря Новый год с ним встречать приехала. Компания на Пушкинской, у Фаины Соломоновны, собралась, Витя выпил, все на лестницу курить пошли и наперебой меня звать стали: «Дуся, Дуся (меня друзья так называли. — К. Н.), с нами поехали! Нет, с нами». На лестничной площадке стоим, и вдруг он со всего маху кулаком в лицо мне заехал.
— Кулаком?
— Кулаком. Из носа кровь хлынула, все ошалели: никто не представлял, что такое возможно, и тут я поняла, что это все. Все!
— Он ревновал?
— Ревновал.
— К успеху, к мужчинам?
— Не знаю, к чему или к кому, может, какие-то поводы для ревности и были. Ну как? Я в Москве была и возвращаться сюда не хотела — его туда звала, а в Москве ему места для работы все не было. Я ходила, ждала, хотела, чтобы он приехал, казалось, вот оно, счастье, рядом... Нет, к тому времени Юра уже был. Ну не то чтобы был... Да, он медленно появлялся... Юра — первый журналист, который у меня интервью взял и потом все остальное забрал.
«И этот урод, — подумала я о своем будущем муже, — обладатель того волшебного голоса?»
— Читателям скажем, что речь о Юрии Зерчанинове идет, заведующем отделом публицистики журнала «Юность», между прочим...
— Да, а потом он зам главного редактора стал.
— Серьезный человек...
— Очень серьезный и чрезвычайно интересный. Его все журналисты знали: он столько мне дал! — и, может, тем, что со мной произошло, я во многом ему обязана. Я же все время что-то кому-то доказывала: сначала папе с мамой, а тут нужно было Юре, Юре...
— Он же намного старше был?
— Да, на 17 лет.
— И вы познакомились, потому что Юрий хотел интервью у вас взять?
— У него в журнале «Юность» рубрика «Дебюты» была, и он журналиста Фиму Захарова прислал интервью с дипломантом Всесоюзного конкурса артистов эстрады сделать. Нас несколько было: я первую премию получила, кто-то третью, кому-то диплом вручили, — так что этот журналист растерялся: про кого же писать? Юра у него поинтересовался, а чем, например, Клара Новикова и эта исполнительница отличаются? Фима ответил: «Та монолог лирический смешной сделала, а эта — про Ленина». — «Лирический смешной давай».
Видимо, что-то такое он написал, в редакцию принес. Юра вопрос задал: «А сколько ей лет?». — «Да я не спрашивал», — Захаров замялся. «Ну, 80 или 18? — по твоему интервью я не понимаю», а Фима: «Мне у нее уточнять неудобно». — «Ну, тогда я сам пойду», и вот он пришел лично на меня посмотреть и со мной познакомиться.
— Юрий вам сразу понравился, мужчиной он был интересным?
— Он не понравился мне ужасно, хотя его голос по телефону буквально заворожил. Знаешь, кто-то на запах клюет, кто-то еще на что-то, а я на голос...
— ...пошла...

— Пошла. Услышала, он на лестнице спрашивает, где Клару Новикову можно увидеть, но когда в пролет заглянула и какое-то чудовище с длинными лохматыми волосами вокруг лысины, в черном растянутом свитере до колен, даже ниже, и с оборванными нитками да протертыми рукавами увидела, страшно разочарована была. «Боже, — подумала, — и этот урод — обладатель волшебного голоса?».
Потом он домой меня пошел провожать, а зима, холодрыга дикая, и пока до Марьиной Рощи добрались, где в съемной комнате я жила, он не то что продрог — околел, замерзли ужасно... Он выпендриться хотел и пальто надел, которое из Лондона только привез: красивое, но совсем не зимнее. Шли пешком — не так далеко, но все-таки, потом долго в подъезде у батареи стояли, разговаривали. Когда я пришла, моя квартирная хозяйка Мария Исааковна — а я комнату снимала — меня отругала: «Дуга! Дгянь! Кто же мужиков могозит? Надо было его домой пгивести». — «Вы же не разрешаете». — «Ты бы не в койку пгивела, а чаем попоила» — и мы как-то...
Из книги Клары Новиковой «Моя история».
«Квартирной хозяйкой у меня Мария Исааковна была — прототипша моей Элеоноры Петровны. Колоритнейшая дама лет 60, всегда ухоженная, строгого вида, доброты и обаяния немыслимых. Букву «р» как смягченную «г» произносила, самым ласкательным ее словом было «дгянь». «Иди сюда, дгянь, накогмлю! Я пгиготовила замечательный супчик...».
Мария Исааковна хотела все обо мне знать, хотела в моей жизни участвовать. Заселяя меня в комнатушку, где мне предстояло жить, безапелляционно констатировала: «Догогая, из этой комнаты все замуж выходят. И ты выйдешь!» — никакого внимания на мои заверения в том, что я уже замужем, не обращая. А когда поняла, что это действительно так, истово мою семейную жизнь защищала. Она уже и на звонки из Киева отвечала — с Новиковым разговоры вела.
— Опять Витька звонил! — восклицала. — Что я ему гас-ска-зы-вать должна? Дгянь, где вечегами ты ходишь?
Ну а тот мне каждый вечер звонил, в 10 часов, и я домой к 10 спешила, но порой на концерте задерживалась или в ЦДРИ на молодежную секцию ходила, а Новиков звонил и требовал, чтобы в Киев я возвращалась:
— Я приеду, вещи соберем и уедем. Нечего тебе в Москве делать — квартиры нет, меня в Москонцерт на работу устроить не можешь.
Мария Исааковна знала, что у меня никого в Москве нет, и, накричав на меня: «Где ты вечегами ходишь?» — вскоре могла совсем другой разговор повести:
— Что ты дома сидишь, дугочка? Где твои мужики, любовники? О чем ты в стагости вспоминать будешь? Вот у меня Яшка был — о-ча-го-ва-тельный мужик! Он администгатогом в театге служил, я говогила: «Яша, я в театг хочу», и «вот мы в ложе сидим, на сцене «Милый лжец», а мы мило любви пгедаемся...
— Как? Прямо в ложе?
— Ну а что такого? Магецкая на сцене, а я в ложе, а еще Володька был: высокий, кгасавец — мы с ним в детском саду встгечались.
— Как? Вы с детского сада?.. — спросила я, недоумевая, какие же отношения могли у них в детском саду сложиться...
— Фонька ты — как это с детского сада? Пгосто мы там встгечались — со стогожем договогились, и он вечегом в детский сад нас пускал.
Я спрашивала смущенно:
— А как же на детских кроватях вы помещались?
— Я такую дугу, как ты, не видела, — у Володьки пге-кгас-ный ко-жух был... Если бы он не умег... Все мои любовники умегли.
Я знала, что у Марии Исааковны и теперь был поклонник — она иногда ходила к нему, а он к ней на пироги.
Я удивлялась:
— А почему замуж вы не выходите? Вот ведь за вами ухаживает...
— Ну, это так — для интегеса, для кугажа. Что я, дуга, что ли, — чужие губашки стигать?!
Утром она спортивный костюм надевала, несколько упражнений делала и, стоя у зеркала, себя по бедрам поглаживала:
— О-ча-го-вашка!
Петь любила. Постоянно мурлыкала:
— А-тва-ги потихо-о-ньку ка-лит-ку...
Хогоша, канашка, — говорила одобрительно, рассматривая себя в зеркало и поглаживая по бедрам, — но что-то стагею: подбогодок висит, пузо тогчит... Тахикагдия...».
Я не знала, что это, — она меня образовывала:
— Сегдце. Вот оно стучит нормально, а потом вдгуг: та-та-та, и как будто пговаливается. У меня сегодня ужасная та-хи-кагдия!
Я не могла удержаться, чтобы Марию Исааковну не изобразить, и ей это нравилось, она просила:
— Клагка, дгянь, ну покажи меня.
...Юра в «Юности» работал и должен был что-то в рубрику «Дебюты» обо мне написать. Позвонил. Договорились, что в МИИТ на мой концерт он придет, на сцене меня посмотрит, после чего мы поговорим. Его голос в телефонной трубке меня буквально заворожил: как услышала, внутри вдруг так сделалось — й-ек! — и все сжалось, словно манок какой-то. Знакомства ждала с нетерпением, представлялись Ален Делон, Марчелло Мастроянни и Рудольфо Валентино, вместе взятые...
Из-за нелепой организационной путаницы на свой концертный выход я опоздала — в результате в концерте не участвовала, но окончания в надежде с загадочным журналистом Зерчаниновым встретиться дождалась...».

Вскоре мне в ЦДРИ (Центральном доме работников искусств) — между прочим, с большим трудом! — билеты на фильм «8 1/2» Феллини дали. Его в Горбушке (ДК имени Горбунова. — Д. Г.) показывали, а я даже не знала, где это, и, поскольку больше никаких знакомых в Москве у меня не было, Юре позвонила. «Простите, Юрий Леонидович, — спросила, — а вы не хотели бы кино посмотреть? У меня два билета» — и мы с ним поехали.
«Из театра вышли, впечатления невероятные, и вдруг он сказал: «Поехали ко мне водку пить»
— Когда, в какой момент, вы поняли, что в него влюблены?
— (Плечами пожимает).
— А любовь, кстати, была?
— Ты знаешь, такой интерес был, что иногда это больше, чем влечение... Любовь может пройти быстро...
— То есть он интеллектом взял?
— Он меня ужасно заинтриговал, потому что потом в «Ленком» пригласил, а туда, как ты понимаешь, попасть было невозможно. Мы спектакль «Тиль» с Чуриковой смотрели, а зима, холодно... Из театра вышли, впечатления невероятные, и вдруг он сказал: «Поехали ко мне водку пить».
— Оригинал!..
— Я: «Как вам не стыдно! Что вы такое мне предлагаете? Водку пить, к вам...», а он: «Ну не будь дурой провинциальной» — вот эта «дура провинциальная» меня так задела... С одной стороны, я понимала, что на приезжих москвичи свысока посматривают, а с другой: как? дура провинциальная? И я поехала...
Мы в эту квартиру на улице Удальцова вошли, которую он снимал... Ну, не снимал — просто его приятель, очень известный физик, который в Америке в то время работал, квартиру ему оставил — Юрка там жил и все коммунальные услуги оплачивал. То, что я увидела, шок абсолютный у меня вызвало: кучи какого-то хлама, со стен куски ободранных обоев свисают, на столе, на полках, на полу пластинки лежат... Да, он мне еще Jesus Christ Superstar предложил послушать, которую из Лондона только что привез, — тогда же ничего не было. Поставил...
— Под водку...
— Да, водка была, а закуски не было. Он сказал: «Если перекусить хотите, что-нибудь там возьмите» — и на навесной холодильник на стене показал. Я дверку открыла, и вдруг оттуда на меня что-то сверху падать стало. Я поймала — это бюстик Ленина был: представляю, сколько девушек на этот бюст повелись...
— Класс!..
— В холодильнике я только огурец обнаружила, взяла его — это муляж оказался. Из еды кусок хлеба на подсолнечном масле остался — и это мужчина, который на 17 лет меня старше, то есть мне было 26, а ему целых 43 года!..
— Ну как было не влюбиться...
— Нет, Юра из какой-то другой жизни был, не такой, как эти мальчики выпендрежные, и хотя его быт тоже выпендрежем был, но как-то в обратную сторону... Вся ванная у него бутылками из «Березки» с заграничными наклейками была забита (потом мой брат познакомиться с Юрой приехал и половину этих бутылок пустых в Киев увез) — ну, в общем, Jesus Christ запилен был до предела, и я осталась, а утром он сказал: «Звоним Вите, мужу...».
— Наутро прямо?
— Да. У меня первый вопрос возник: «Зачем?». — «Я ему все скажу», но позвонила Виктору я, сказала я. У того температура до 40 поднялась — какая-то почечная история началась. Он, понятно, у моих родителей жил, мама его лечила, выхаживала, а потом он туда же, в ту же комнату, каких-то девушек стал приводить, выпивал — вот такая какая-то была жизнь, но с Юрой безумно интересно мне было...
Понимаешь, его какие-то другие люди окружали, какая-то команда невероятная... Я же стеснялась ужасно. «К Алене Бокшицкой с тобой не пойду, — говорила, — не пойду». — «Как? Ты познакомиться с Петей Фоменко не хочешь?». И я с Петей Фоменко знакомилась — это потом уже Петром Наумовичем он стал, а тогда Петей, Петюней был, и до сих пор я не могу его по имени-отчеству называть (царствие ему небесное!). Они очень дружили — очень, очень, и когда Юры не стало, Петя признался: «Мне так Юрки не хватает, мне разговаривать не с кем».
В моей жизни Гриша Горин, Аркадий Арканов, Марк Розовский, Василий Аксенов, Инна Чурикова, Юлий Ким появились, еще какие-то люди — я даже вообразить не могла, что буду их знать, с ними общаться.
— Другая планета...
— А еще Витя Славкин, Толя Васильев — мы все вместе ходили, это одна компания была. Потом Толя «Взрослую дочь молодого человека» и «Серсо» по пьесе Славкина поставил — в общем, какой-то другой круг возник, какие-то новые люди, премьеры... Каждый вечер мы куда-то торопились, а если у меня концерт был, он за мной заезжал и мы тоже куда-то шли. Ну как я могла в Киев вернуться? Это уже не просто образ жизни — это мой университет был.
Из интервью журналу «Караван историй».
«Юрка был человек-эпатаж, абсолютная внутренняя свобода. Из-за границы зашитые под подкладку пальто запрещенные здесь книжки привозил. На встречу Нового года в ресторан мог в кальсонах прийти: какую-то доху надел, а под ней — исподнее и... все. От ужаса я чуть не задохнулась, ртом воздух хватать стала, а все вокруг ржали... Или, допустим, у Анны Дмитриевой (известной теннисистки, телеведущей. — Прим. ред.) в гостях на дне рождения ее ребенка сидим. На столе среди прочих яств — бутерброды с черной икрой, что тогда чем-то из ряда вон выходящим было, так что Юрка делает? Подговаривает детей эту икру себе на лица намазать и друг у друга слизывать, и детвора радостно все исполняла. Взрослые — в состоянии ступора... Да уж, непросто мне было с такими зерчаниновскими выходками свыкнуться».
«Когда Юрины друзья увидели, что он с регистрацией брака тянет, говорить ему стали:
«Если ты на ней не женишься, мы женимся»
— Связи, которые у вашего мужа существовали, как артистке пробиться вам помогли?
— Нет, никто из его друзей не поучаствовал... Аркан, например, Аркадий Михайлович Арканов, ни одного монолога не написал, зато, когда они увидели, что Юра с регистрацией брака тянет, говорить ему стали: «Если ты на ней не женишься, мы женимся». Маше уже семь месяцев было, а мы только расписались: у меня фотография есть, где Петр Наумович и Арканов — свидетели со стороны Юры и Аня Дмитриева, известная теннисистка и комментатор, — с моей, но поход в загс Юра не потому откладывал, что сомневался, — как-то все время не получалось. В общем, мне, конечно, тоже не позавидуешь: маленькая Маша, концерты, старенький Юрин отец — и как-то на все сил хватало...
Из интервью журналу «Караван историй».
«Меня как артистку Юра признал сразу, а вот как к женщине, к человеку долго присматривался. Я же с первой встречи его необычайностью и колоссальной разносторонностью была заворожена, и это огромное уважение на протяжении всей нашей долгой, почти 40-летней, совместной жизни у меня сохранилось, но жилось с Юрой нелегко, немыслимо сложный был человек...
Своего единственного сына папа с мамой воспитали так, что он привык центром вселенной себя чувствовать. Для Юрочки в доме делалось все, что он хотел, и когда мы уже вместе были и домой после очередного кино, театра или дня рождения приходили, для сыночка на столе прикрытый крышечкой стакан молока стоял, а для меня ничего. Я обижалась, он тут же на отца кричал: «Папа, ты что?!», но папа не был приучен к тому, что на свете есть кто-то еще, кроме Юры. В семье все шло под знаком: это Юрочка любит, а этого Юрочка не любит, и мне к такой жизни приспосабливаться приходилось...
Маму Юры я не застала — она месяца за два до начала наших с ним отношений умерла. По фотографиям видела: очень красивая женщина. Отцу было за 80. Интеллигент в высшей степени, юнкерское училище окончил, землеустройством занимался. В храме и в хоре Большого театра пел — у него был потрясающий тенор. Дважды — в 32-м и 37-м — отсидел: жена вместе с маленьким Юрой к нему в лагеря ездили и там в поселении жили... Такой любви, какая между родителями Юры была, я даже вообразить себе не могла. Каждый день отца начинался с того, что он дверку старинного шкафа открывал, где халат мамы висел, рукав этого халата брал, целовал его и шептал: «Марусенька...», после чего шкаф закрывал, и точно так же он день заканчивал. Иногда мне казалось, что человек не в себе, но он просто так молился...
Когда Юра меня в дом привел, сказал: «Папа, познакомься, это Клара, она будет у нас жить», а в качестве кого, не уточнил. Потом выяснилось, что до меня у Юры не одна женщина тут жила, и все его бабы артистками были, поэтому папа очень внимательно ко мне присматривался, а я никак понять не могла, почему он за мной следит. Оказалось, Леонид Саныч — я так его называла — мой вкус оценивал, и он его удовлетворил: как я одеваюсь, ему понравилось. Однажды признался мне: «Можно я вам одну вещь скажу? Те, другие Юрины подруги, неважными были артистками, а вот вы...».
Он очень ожил, когда дочка у нас появилась, и особенно оттого, что в честь Юриной мамы мы ее Машей назвали, хотя она в Татьянин день родилась. Внучку обожал, когда я на концерт уезжала, Маша в комнате деда жила. Первые ее слова, первые цифры, первые буквы она с ним выучила, дед ее в школу водить начал, забирал оттуда, по дороге обо всем рассказывал. У каждого цветочка останавливался: «Знаешь, почему сюда пчелка садится?.. А сколько будет жить эта бабочка?..» — благодаря деду девочка знала все.
Не стало его, когда первый класс Маша оканчивала. Приходим с ней домой — удивляемся: нигде свет не горит, при том что Леонид Александрович всегда везде включенным его оставлял — темноты боялся, а тут уже сумерки, а в квартире темно. Звоню в дверь — нет ответа. Юры в Москве нет, в командировку в Румынию уехал. Открываю ключом, зажигаю свет, вхожу в комнату, Юриного папу вижу: на стуле сидит, но... его уже нет. Чувствую, сознание теряю, но в руки себя взяла. Маша не должна понять, что случилось, — не хочу, чтобы ей было страшно. В другую комнату ее отвела, «скорую» вызвала... Юра на следующий день приехал.
Машка родилась, когда Юре 45 лет было, и первым его ребенком стала. Во время беременности Юрка не свойственную ему заботу обо мне проявлял — выгуливал, например, чтобы побольше воздухом я дышала. Во время прогулок с неэкскурсионной Москвой знакомил — самые неизвестные московские дворы показывал, для чего мне, с огромным пузом, через какие-то помойки, темные дворы пробираться приходилось, через заборы перелезать, даже речку вброд переходить...
Когда время разрешиться подошло, вопрос встал: где? Два Алика, Лившиц и Левенбук, — в прошлом врачи, а тогда всенародно известные ведущие популярной «Радионяни» — безапелляционно заявили: «Только к Коппу! — он главный врач роддома и наш друг, скажешь, что от нас». Прихожу к Коппу и с порога сообщаю: «Я беременная, от Лившица и Левенбука...». Вряд ли когда-нибудь еще он так на своей работе смеялся...
Рожала я Машку тяжело, долго, 18 часов, а когда, наконец, разродилась и облегчение наступило, почувствовала, что дико проголодалась. Юрке звоню: «Я есть хочу!», и он, который накануне на снегу под окнами роддома «Рыжуля, я тебя люблю!» вытоптал, булку и кефир мне принес. В то время как остальным восьми женщинам, лежащим со мной в палате, мужья разные деликатесы таскали, что-то варили, пекли, паровые котлетки делали. Я рыдала — хорошо, что его двоюродная сестра куриный бульон мне сварила...
Дальше — все то же самое. Летом полугодовалую Машу в дом отдыха вывезла. Ко всем отдыхающим женщинам с детьми регулярно мужья с продуктами приезжали, а мой один раз в неделю появлялся — он, как обычно, был занят работой».
«Какие-то флеры, флирты были — как артистка без этого может? Что я, крест на себе поставила? Я понимала, что нравлюсь, и это меня заводило, каких-то страстей хотелось»
— Вы — красивая женщина, вокруг столько соблазнов небось было: романы у вас при муже случались?
— Ну кто только не хотел... У меня очень много предложений было — каких-то таких, знаешь...
— Сделанных полушутя-полусерьезно?
— Хамских! Да, хамских, потому что я же понимала, что это на один день. От каких-то людей, каких-то администраторов, которые могли мне на гастролях еще пять концертов, допустим, дать, но какие-то флеры, флирты были — как артистка без этого может? Что я, крест на себе поставила? Я понимала, что нравлюсь, и это меня заводило, каких-то страстей хотелось...
— Мужики, при виде которых женщина думает: «Если мимо пройду, потом, в общем-то, жалеть буду», были — ну, наверняка же?

— Без подробностей... Ну вот замечательная и очень смешная история моих познаваний жизни и мужчин — у меня таких несколько было. (Пауза). Боже, я даже боюсь... Куда меня тянет?
Мне знаки внимания, весьма недвусмысленные, очень популярный автор оказывал — понять давал, что если бы его ухаживания приняла, он бы не Хазанову писал, а мне. А может, его и туда, и сюда хватило бы, но я знала, что у него артистки были, которые эту школу проходили, и там прямые предложения были: ответишь, дескать, взаимностью — и у тебя репертуар будет, я напишу... Не буду фамилию называть, но это очень известный человек, и я в курсе, что потом обещаний своих он не выполнял: мол, ты же сама не против была, а у меня этот монолог не получается.
В такой ситуации оказаться мне не хотелось, поэтому представить, что с кем-то расплачиваться придется, я не могла, а потом, надо же как-то в глаза родным смотреть. Юрку, человека доверчивого, обмануть легко было, и тем тяжелее было на что-то решиться — ну не могла я себе представить, как приеду, как маленькая Маша меня обнимет...
Конечно, каких-то загулов хотелось, хотелось из дома вырваться, потому что это уже плен был такой. Продуктов нет, я в магазины хожу, нянька, которую нам кто-то привел, — какая-то девочка из Бурятии, ПТУ окончившая, — упрекала: «Ваш Юрий Леонидович так борщ любит, а вы ему не готовите», а это она борщ любила. Нет, Юра тоже любил, но борщом я ее кормила, а еще старый Юрин отец с нами жил, которому солгать невозможно было, — интеллигентный невероятно. Ты даже не представляешь, как он разговаривал, а Юрин дядя учебник русской литературы для средней школы написал, по которому мы с тобой учились: да, автор учебника «Русская литература» Александр Зерчанинов — это Юрин дядя, Петр Наумович Фоменко в педагогическом у него учился.
— Потрясающе!..
— Это какой-то, понимаешь, сгусток такой народу невероятного был... Конечно, можно было на гастролях с кем-то изменить, но после этого как отмыться? Ну а какой-то флирт, какие-то игры, кокетство — почему нет? Ну как может женщина от этого отказаться? Что я, себя похоронить должна была?
Папой Юра в 45 лет стал, Маша — первый его ребенок, и до этого он не понимал, как можно, чтобы в семье дети были. Когда кто-то из друзей говорил: «Вот мой пошел», «Мой рожицу показал, ой как смешно», на них с сочувствием он смотрел, а потом и сам таким стал: «Маша сказала...», «Маша сделала...» — отцом он был сумасшедшим.
— Женщине в юмористическом, сатирическом жанре непросто, правда? — вокруг ведь одни мужчины...
— Да и мужчинам непросто, но я никогда не думала, что я в этом жанре женщина, а кто-то мужчина. Понимаешь, мне там хорошо было, я там работать хотела. Запретных тем, таких, о которых предупреждали: женщина не должна, у меня не было, я много делала того, что до меня не делали, могла говорить о чем-то, о чем раньше не говорили, поэтому кому-то, может, казалось, что это откровенно и пошловато, но, чтобы к чему-то прийти, через что-то переступать надо было.
— В одном интервью вы признались: «Все авторы — от Арканова до Жванецкого — мне переспать предлагали, — и добавили: — От секса со Жванецким я отказалась. К сожалению»...
— Это какая-то тварь написала, не мои это слова. Видимо, интервью, за которым я не проследила, откуда-то выплыло...
— То есть предлагали не все...
— Ой, да кто только не предлагал! Аркан тоже, но я... А вот со Жванецким смешная была история, и я счастлива, что с Михал Михалычем не случилось, поэтому отношения у нас замечательные. Сейчас уже можно об этом рассказывать, потому что дело-то прошлое... Знаешь, он единственный человек, к кому я: «Михал Михалыч» и на вы обращаюсь, хотя мы давно на ты могли перейти... Не могу!
— Гений!..
— Ну и что? Да, гений, но рядом...
— Гениев мало...
— Как-то по поводу его юбилея я интервью давала. Начала с главного: самое неинтересное, что о нем можно сказать, — то, что ему 80, это самое скучное. Он — абсолютный мужчина: и смотрит на женщину, и общается с ней так, как другие не могут, и чувствует, и понимает ее... Мы с Михал Михалычем друзья, но это не значит, что вместе выпиваем, в гости друг к другу ходим.
— Ну, Жванецкий — закрытый человек...
— Это человек моей жизни, и я знаю: если что-то произойдет, он мне посочувствовать может — не более того. Жванецкий со всеми так держится. Да, у него какие-то очень близкие люди есть — допустим, Владимир Спиваков, но я свой. Когда Вити Ильченко не стало, Михал Михалыч мне позвонил и сказал: «Так, Кларка (он Кларка, как пацана, меня называет. — К. Н.), свои должны вместе быть». Я к ним с Ромой пришла и осталась, и вот у нас один офис, один театр — мы вместе.
«Жванецкий всех, кто по дороге проехал, хотел — всех! »
— Что же за смешная история у вас приключилась?
— Тебе интересно, что было? А ничего. Я тогда только в Москве появилась и, конечно, ему позвонила. Он в гостинице «Москва» жил, тоже в столицу только приехал и всех, кто по дороге проехал, хотел — всех! Жванецкий утверждался, жаждал, чтобы все его понимали, всех женщин хотел, а рядом с ним всегда красивые женщины были (ну, это по жене Наташе понятно), и вот он мне свидание в девять часов утра у него в гостинице назначил. Как раз в это время из Киева Витька приехал, но, ничего не подозревая, ровно к назначенному сроку я пришла. Михал Михалыч — а у него две комнаты было (он уже был Жванецким!) — из спальни в пижаме вышел и в девять часов утра спросил: «Водки выпьешь?».
— Молодец!
— Я ему ответила так, как в таком случае молодая женщина, рассчитывающая на сотрудничество, и должна, я сказала: «Меня там, внизу, муж ждет». Он не понял: «Муж? А зачем ты его?..». Я: «Ну он меня ждет», и это было все.
— Он не обиделся?
— Я обиделась. Он к коленке припадал, чего-то там еще, но я условия игры не приняла, тем более что все про него понимала. Видела его в ресторане ВТО с какими-то девицами — ему всех подчинить хотелось, покорить, иметь, потому что...
— Ну, он, в конце концов, право имел...
— Имел...
— Поэтому понять его постараемся...
— Я его, как и всех мужчин, понимаю, я на их сторону встаю, если вдруг женщина быть им интересной перестает, но есть вещи предательские — вот этого я понять не могу.
— Отвергнутые мужчины, от которых что-то в жизни зависело: то ли концерты, то ли зарплаты, то ли еще что-то — вам потом мстили?
— Кто-то мстил...
— И вели себя не по-мужски?
— Это так глупо порой выглядело... Был один такой человек в Москонцерте... Я еще только приехала, провинциальная девочка, и хотя Киев провинцией не назовешь, обстановка там отнюдь не московская была... Помню, накануне Нового года все в Москонцерте кишело: артисты концерты списывали и выписывали, куда-то бегали... Ко мне человек подошел (без фамилии), который старинные литографии собирал, и вдруг картинку показал: на ней было изображено, как монгол (ну, это период татаро-монгольского ига) какую-то женщину полонил и ею прямо верхом на коне овладевает. Он мне эту литографию подсунул и ждал, что я растеряюсь, покраснею, скажу: «Ну что вы! Как вам не стыдно?», но я его разочаровала. «А че вы мне, Леня, это показываете? — спросила. — Вы-то так смогли бы?», и все, все от меня отвалили. Как мне казалось, мужчины понимать стали, что я ответить могу, — не по морде, а вот так...
Из книги Клары Новиковой «Моя история».
«Однажды с Ирой Понаровской в Одессу мы прибыли, чтобы в «Огоньке», посвященном Дню космонавтики, участвовать. Всех артистов в каютах парохода «Юрий Гагарин» разместили, на котором, когда — предосторожности ради — двумя самолетами космонавты прилетели, и началась съемка.
Меня за столик с Береговым и Быковским усадили, напротив Леонов и Николаев сидели, Леонов все время мне улыбался…
По сценарию то космонавт говорил, то артист выступал... Николаев, который должен был про гильзу рассказывать, — в ней послание будущим поколениям заключить намеревались, — сидел насупившись, а у нас на столе чашки для кофе и минеральная вода стояли, и Быковский в чашечку боржоми налил и меня попросил:
— Кларочка, пожалуйста, Николаеву отнесите — он плохо себя чувствует.
Я Николаеву эту чашечку отнесла, он залпом ее выпил и, приободрившись, четко все слова про послание будущим поколениям произнес.
Потом космонавты актерок танцевать приглашали, и когда танго заиграло, ко мне не очень твердой походкой Николаев подошел (я знала уже, что в той чашке было, — Быковский и меня едва этой «минеральной водой» не напоил). Так вот, мы танцуем, и Николаев, с трудом поворачивая язык, говорит:
— Я хочу тебя.
На что я, разводя руками, крайнее недоумение выражаю.
— Я генерал, — продолжает он, — и я приказываю.
А я, вновь с таким невинным видом ручками разводя, отвечаю:
— А я не солдат — могу не подчиниться.
Затем я свой номер показываю — весенний такой монолог — и довольна собой остаюсь: хорошо принимают.
Передача в эфир вышла, у телевизора сижу, смотрю — моего номера нет, вырезали! Не исключаю, что в моем монологе что-то телевизионное руководство могло смутить: ну купюру сделали бы — но зато мою с Николаевым сцену оставили. Камера долго показывала, как мы танцуем, — если бы, видя выражение моего лица и разведенные ручки, телезрители представить могли, что Николаев при этом мне говорил...».
«Да, к Собчаку муж меня приревновал»
— По вашим словам, Юрий Зерчанинов в принципе неревнивым был...
— Не знаю, никогда этого на себе не испытывала, хотя иногда мне казалось, он признаний моих ждал, спросить мог: «Рыжуль, ну скажи, ты как, любишь меня?». Он ждал, а мне казалось, что я не должна этого говорить, а теперь (грустно) уже некому...
— Ваш муж действительно вас однажды к Анатолию Александровичу Собчаку приревновал?
— Да, потому что Анатолий Александрович такую трогательную надпись на книжке мне сделал... Мы вместе в Юрмале отдыхали: я с маленькой Машей, а Анатолий Александрович — с Ксюшей, и Людмила туда к нему время от времени приезжала. Мы с Собчаком по берегу моря гуляли, и я Юре много о нем рассказывала: как он выглядит, как потрясающе рассуждает, как одет... Однажды я у него спросила: «Анатолий Александрович, как вам удается так одеваться? На вас какая-то «лакоста», еще что-то такое», — тогда это все недоступно было. Он улыбнулся: «Это не я — это Люда», но его рука все равно чувствовалась. Он такого изысканного вкуса был — мне очень нравился....
— Порода...
— Я в разных концертах выступала, он на них бывал, и у меня потрясение было, потому что... Ну как? Человек пальто мне подать приходил — настолько он был галантен.
— То есть химия какая-то возникла?
— Нет, думаю, симпатия взаимная, но, слушай, между нами, Дима, тоже, может, симпатия...
— Это тоже химия, но не та...
— Ну, можно очень много природных элементов перечислить, да? Ни один нельзя вычеркнуть, удалить, потому что без него таблица Менделеева неполной будет, и в моей жизни, как в таблице Менделеева, все элементы необходимы. Я не хочу из нее ничего выбросить, каким бы плохим, сложным, невероятным это ни было, поэтому таблица тогда будет неполной.
— Зерчанинов приревновал сильно, скандал устроил?
— Я уже все сказала, а можно я вопрос задам? У тебя несколько жен было — ревновали они тебя? Ты вот ко мне сегодня ночью пришел, мы шампанское пьем, разговариваем...
— За нас!
— Химия? Таблица Менделеева!

Из интервью журналу «Караван историй».
«На Юрину невнимательность я страшно обижалась, из-за этого психовала, иногда даже демонстративно из дома уходила — в квартиру, которую для родителей купила, но Юрка тут же звонил: «Рыжуля, ну как, перебесилась? Знаешь, хочу тебе важную вещь сказать: без тебя некому цветы поливать, они засыхают...». Ну и как после этого я могла не вернуться? Возвращалась, и... все начиналось сначала: снова немытая посуда горой, и мне опять приходится мыть, готовить, стирать, порядок наводить, а он... опять ничего этого не замечает. Хотя мне просто необходимо было, чтобы замечал! Вообще ужасно хотелось вызвать к себе его внимание как к женщине. Заботы хотелось...
Порой отомстить пробовала — специально Юркину ревность к каким-нибудь мужикам вызвать пыталась, всякие небылицы рассказывала, при том что на самом деле никогда даже представить не могла, что чьи-то ухаживания себе позволю. Хотя ухажеры, особенно по молодости, очень даже интересные были, и в период, когда мы с Юркой романились, некоторые из них его уже пугали. Его друзья-приятели — а среди них и коллеги по редакции были, и очень близкий друг Петр Фоменко, да и другие его друзья — Аркаша Арканов, Витя Славкин — ему говорили: «Юр, если ты на ней не женишься, женимся мы...».
Часто думаю: а действительно, ревновал ли Юрка меня? Наверное, все-таки да. Приревновал же вдруг к Собчаку. Из-за чего? Представления не имею — представить, что у меня могло бы что-то с Собчаком быть, я не могла ни в каких вариантах. Не говоря уже о том, что к нему периодически приезжала жена.
Каждый вечер я Юре звонила и рассказывала, какой Собчак замечательный, как интересно с ним общаться. Что уж там Юрка себе нафантазировал, не знаю, однако он мне письмо написал, где между строк, намеками, и обиду свою высказал, и недовольство двусмысленной, по его мнению, ситуацией. Он вообще никогда ничего впрямую, особенно в таких случаях, не говорил, а мне, наверное, все-таки хотелось, чтобы по-настоящему ревновал, всерьез, но Юра с иронией ко всему относился...
Мне кажется, резко он себя только один раз повел — когда решил от мужа меня увести. Категорично Виктору позвонить заставил и сообщить, что я развестись с ним намерена.
Новиков настолько был ошарашен, что на нервной почве даже с температурой свалился, и моя мама его откачивала — он ведь с моими родителями жил, но развода Витька долго не давал, поэтому регистрироваться в загс мы с Юрой пришли, только когда Маше уже месяцев семь было. Я дочурке чудесное платьице сшила, и она прекрасна, как ангелочек, была, но на даму-регистраторшу никакого впечатления это не произвело. Она нас строго отчитывать стала: «Что же это вы с ребенком расписываться явились?! Какой пример другим молодоженам показываете?!». Пришлось ее в тупик незатейливым Юркиным вопросом загнать: «Покажите нам, пожалуйста, закон, который детям при бракосочетании своих родителей присутствовать запрещает!». Выйдя из загса, мы очень веселились...
Когда Юра уже тяжело болел, он вдруг спросил — замявшись, с долгими паузами после каждого слова: «Рыжуля, скажи, ты меня любишь?». Я ответила: «А разве это непонятно? Я же с тобой всегда и везде...». Сейчас, конечно, как-то по-другому чувства свои выразила бы, но тогда... Юрка сам приучил напрямую не говорить — вообще многому меня научил...».
(Продолжение в следующем номере)

Поэт, первый председатель Народного руху України Иван ДРАЧ: «Сын мой погиб, и до сих пор, что произошло, неясно. Когда сам стал докапываться, на меня машина наехала, а потом в толпе какой-то амбал с ножом подошел и сказал: «Сволочь, ты и дальше свою истину будешь искать? Пырну сейчас — и тебе конец!»
Бывший советский разведчик, историк и писатель Виктор СУВОРОВ: «Смерть от руки убийцы из Кремля я счастьем посчитал бы, ибо это было бы доказательством того, что я прав и они моих книг боятся»
Писатель, журналист и фотограф Сергей ЛОЙКО: «Все мы плывем в одном говне, но Украина — в правильном направлении»
Клара НОВИКОВА: «Кто только не предлагал переспать! Арканов, Жванецкий... В девять часов утра Михал Михалыч из спальни в пижаме вышел и спросил: «Водки выпьешь?»
Умение отстоять себя
Янтарный ты наш: чему украинцев учит дело Розенблата
Никита ВЫСОЦКИЙ: «Конечно, я знал, что процентов 95, если не все 100, этого разговора об отце будут, и это меня абсолютно устраивало. Журналисту такого уровня, как Гордон, Персона нужна, а я до нее недотягиваю, и претензий у меня по этому поводу ни к нему, ни к интервью, ни к жизни нет...»
В Киеве издана книга выдающегося тренера Олега Базилевича «Система, или Размышления о том, каким был, стал и может стать футбол»
Двое из ларца: самые известные близнецы
Дом, милый дом. Кличко и Панеттьер показали новый особняк
Знаменитые актеры, которых не приняли в вуз
Родом из детства: звезды тогда и сейчас
Делу время, потехе час. Хобби звезд







Звезда "50 оттенков серого" показала грудь
Без комплексов. Lady Gaga показала белье
Дочь Джони Деппа ощущает себя лесбиянкой
Наталья Королева выставила грудь напоказ
18-летняя сестра Ким Кардашьян показала новую силиконовую грудь
Садальский о Василие Уткине: Где же твои принципы, Вася?
Пугачева будет судиться с Ирсон Кудиковой за долги
Джейн Биркин помирилась с Hermès
Тесть и теща Владимира Кличко не поделили деньги