В разделе: Архив газеты "Бульвар Гордона" Об издании Авторы Подписка
Черным по белому

Неизвестный визит Барака Обамы в Донецк

Катерина ЛЕБЕДЕВА 2 Апреля, 2015 00:00
В августе 2005 года, за семь месяцев до того, как стать сенатором, нынешний американский президент Барак Обама посещал Донецкий казенный завод химических изделий с целью ускорить разоружение Украины
Катерина ЛЕБЕДЕВА

Барак Обама приезжал в Ук­раину в рам­ках визита в Восточную Европу, в компании сенатора Ричарда Лугара, прославившегося разработкой Программы Нанна — Лугара, реализуемой при участии DTRA (Агентства по уменьшению угрозы Министерства обороны США) с 12 декабря 1991 года в отношении России и стран СНГ.

Цель программы — уничтожение ядерного, химического и других видов оружия массового поражения; действовала она с 1991 по 2012 год и, по официальным данным США, было выделено 8,79 миллиарда долларов — на оборудование и технологии, которые использовались для ликвидации оружия в Украине, России, Белоруссии, Казахстане.

Поскольку в 2005 году Обама еще не был звездой мирового масштаба, то и его перемещения по Украине в целом и донецкому заводу в частности, сенсацией не стали, но сейчас этот визит приобретает дополнительные привкус и оттенок. О своих впечатлениях Барак Обама написал в книге «Дерзость надежды», опубликованной в 2006 году и вошедшей в список американских бестселлеров. Вот несколько любопытных фрагментов из книги, касающихся Украины.

«В 2005 году мы с сенатором Диком Лугаром побывали в Украине, где встречались с вновь избранным Президентом Вик­тором Ющенко. Выборы Ющенко в свое время

С сенатором США Ричардом Лугаром, который широко известен как соавтор программы по оказанию России помощи в деле уничтожения оружия массового поражения

стали мировой новостью номер один: выступив против правящей партии, которая целых 10 лет только и делала, что подстраивалась под соседнюю Россию, Ющенко пережил попытку отравления, искажение результатов выборов, угрозы Москвы, и тогда весь украинский народ поднялся в «оранжевой революции» — мирных массовых демонстрациях, которые закончились избранием Ющенко на должность Президента.

В бывшей советской республике тогда бурлили страсти, и действительно, где бы мы ни оказывались, разговор неизменно сворачивал на либерализацию демократии и экономические реформы.

Но из бесед с самим Ющенко и его кабинетом мы вскоре поняли, что у Ук­раины есть серьезная проблема — абсолютная зависимость от поставок натуральных нефти и газа из России. Тогда Россия уже ясно дала понять, что не собирается продавать энергоносители Украине по ценам ниже мировых, что означало увеличение тарифов на отопление в зимние месяцы, прямо перед парламентскими выборами. Пророссийские силы Украины откровенно радовались, потому что, несмотря на всю пламенную риторику, оранжевые зна­мена, демонстрации, личное мужество Ющен­ко, Украина так и осталась в зависимости от своего бывшего хозяина.

Страна, которая не может контролировать свою энергетику, не властна и над своим будущим. У Украины в этом отношении выбор невелик, но у более богатых и более могущественных государств он, безусловно, есть».

«Наше присутствие обещало не только деньги на систему безопасности, ограждения, мониторы и тому подобное, оно также говорило работающим на этих объектах людям, что они все еще важны. Они сделали карьеру, их чествовали за то, что они совершенствовали орудия войны. Сейчас они обнаружили, что организации, которыми они руководят, — это остатки прошлого, что их институты едва ли нужны стране, чей народ озабочен в первую очередь тем, как быстро сделать деньги.

Во всяком случае, такое ощущение было в Донецке, промышленном городе на юго-востоке Украины, в котором мы остановились, чтобы посетить объект, где осуществлялось уничтожение обычных вооружений. Объект находился в сельской местности, ехать к нему надо было по узким дорогам, которые иногда перегораживали стада коз. Директор объекта, полный, веселый мужчина, который напомнил мне чикагского ответственного за вывоз мусора из района, провел нас между рядами темных, похожих на склады строений разной степени ветхости, где группы рабочих ловко разбирали различные наземные мины и танковые боеприпасы, а пустые оболочки снарядов сваливались в кучи, которые доходили мне до плеча. Им нужна помощь США, объяснил директор, так как у Украины не хватает денег справиться со всеми боеприпасами, ос­тав­шимися от холодной войны и Афганистана, — при таких темпах, как сейчас, обезвреживание этих боеприпасов может занять 60 лет.

А тем временем боеприпасы будут по-прежнему разбросаны по всей стране, будут храниться в сараях без замков, подвергаться воздействию погодных условий, и не только боеприпасы, но и мощная взрывчатка и переносные зенитно-ракетные комплексы — орудия уничтожения, которые могут оказаться в руках военных вож­дей в Сомали, у тамильских боевиков на Шри-Ланке, у повстанцев в Ираке.

Пока начальник рассказывал, наша груп­па вошла в другое строение, где женщины в хирургических масках стояли перед столами и вынимали гексоген — боевое взрыв­чатое вещество — из различных боеприпасов и складывали его в мешки.

В другом помещении я натолкнулся на двух мужчин в майках, которые курили рядом со старым шипящим бойлером и стряхивали пепел в открытый водосток с водой оранжевого цвета. Один из нашей группы подозвал меня и показал на пожелтевший плакат на стене. Это был пережиток войны в Афганистане, как нам объяснили: инст­рукция, как прятать взрывчатку в игрушках, которые надо было оставлять в деревне, чтобы ничего не подозревающие дети принесли их домой.

Донецкий завод химизделий, основанный в 1935 году, производил взрывчатые вещества для угольной, горнорудной и оборонной промышленности. В феврале 2015-го там взорвался склад боеприпасов, оборудованный боевиками «ДНР»

Свидетельство людского безумия, подумал я. Документальное подтверждение того, как империи себя разрушают».

После возвращения в США, во время выступления в Вашингтоне, Обама сделал следующее заявление (сообщает уважаемое издание Daily Mail: «Огромные запасы обычных боеприпасов и военных материалов накопились в Украине, некоторые из них датируются Первой и Второй мировой войной, хотя большинство накоплено в период холодной войны, а также привезено из Восточной Германии, Чехии, Венгрии и Польши».

С целью обеспечения безопасности украинского народа и людей всего мира Лугар и Обама убедили Джорджа Буша в 2007 году выделить средства на утилизацию тысяч видов оружия массового уничтожения.

Но режим Виктора Ющенко, — пишет Daily Mail, — решил, что продажа принесет больше средств, чем утилизация. И, по данным Стокгольмского международного института исследования проблем мира (Stockholm International Peace Research Institute), в период между 2004 и 2007 годами Украиной в 27 (!) разных стран мира было выслано 721777 единиц стрелкового оружия и легкого вооружения. Основным получателем оказались США — именно туда были отправлены 260 тысяч единиц этого оружия, а по 101 тысяче получили Великобритания и Ливия. Позже, кроме легкого вооружения, Украина начала продавать и тяжелое — пулеметы, винтовки, противотанковые средства.

Для целостности истории об Обаме в Украине несколько слов о Донецком казенном заводе химических изделий, на котором и сделаны фото. Завод этот был основан в 1935 году, сперва позиционировался как изготовитель боевой спецтехники для вооруженных сил, а затем производил промышленные взрывчатые вещества для угольной и горно-рудной промышленности, а также для оборонной промышленности. В феврале 2015 года на заводе прогремел мощный взрыв — взорвался склад боеприпасов, который обстреляли боевики «ДНР».

Кроме завода, Барак Обама побывал и в Донецком аэропорту — улетал со старого терминала, так как нового еще не было.



Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
1000 символов осталось