Киевлянка Любовь УСПЕНСКАЯ: «Однажды в американской тюрьме вместе с наркоманами и проститутками я оказалась, а потом меня к трем месяцам общественных работ приговорили — это был ад»
Если честно, титул королевы шансона, которым наградили Любу Успенскую музыкальные критики в лихие, разбойничьи 90-е, давно уже ее не радует, и хотя в ее роскошном особняке на Николиной Горе на почетном месте 13 (!) статуэток премии «Шансон года» стоят, она предпочитает называть себя королевой русского городского романса. По одной веской причине — блатных, тюремных песен, с которыми зачастую ассоциируется у нас шансон, в ее репертуаре нет и никогда не было: с пяти лет от роду, когда она начала старательно копировать сладкоголосого Рашида Бейбутова, Любовь, как ее имя обязывает, только про любовь поет — безрассудную, головокружительную и жертвенную.
Ее первый альбом привезла в Советский Союз с американских гастролей Эдита Пьеха. Стараниями многочисленных пунктов звукозаписи (помните, они кассетами по три рубля торговали?) песни Успенской мгновенно разошлись от Москвы до самых до окраин — ее слушали новые русские и старые большевики, братки и домохозяйки, столичные снобы и провинциалы... Кстати, этот феерический успех мог наблюдать и Любин родной дядя — хороший музыкант, скрипач, он был директором в оркестре Эдди Рознера и когда-то во время семейных застолий уговаривал отца Успенской не мучить ребенка, не заставлять петь: мол, все равно этой девочке певицей не быть никогда. Родня мнение профессионала учла и отдала Любу в класс игры на баяне — вокалу она вообще не училась, но дядя все же ошибся.
Ее глубокий голос с фирменной хрипотцой — цыганской ли? негритянской ли? — сразил народ наповал. Что слышали в нем простые люди? Может, то же, что и отец певицы, — скупой на сантименты мужчина, который 15-летним мальчишкой был осужден по надуманному обвинению и провел в сталинских лагерях 13 лет? Не знаю, как удалось ему пережитое, выстраданное дочери передать, но в стране, где каждый второй сидел или ждал своих родных и близких из зоны, популярность это наверняка гарантировало, а может, на многочисленных поклонников Успенской исходивший от певцов-эмигрантов антисоветский флер магически действовал?
Наверное, и то было, и это, но главное, всем тогда дух свободы кружил голову — ее воплощением и стала рожденная от запретной любви зека и юной медсестрички, зачатая в тюремном лазарете и росшая сиротой Люба.
Запретов и посягательств на свою независимость она никогда не признавала. В 12 лет могла на спор пройти в школе по карнизам четвертого этажа (за что была на две недели исключена), в 16, едва получив паспорт, сбежала на Кавказ, оставив родителям записку, в 20 посмела исполнять в киевском ресторане «Столичный» песни автора, не состоящего в Союзе композиторов, и — какая крамола! — My Yiddishe Momme на идиш. Еще и заявила грозной комиссии: «А я виновата, что за произведения членов Союза никто и копейки не давал?!».
В 22 года будущая звезда эстрады первый срок — 15 суток — получила за то, что вместе с другими «отказниками» встречи с милицейским начальством добивалась, желая узнать, почему это МВД считает ее отъезд из СССР «нецелесообразным».

В США Успенская провела 16 непростых лет — было это в другой жизни, но забыть день своего первого выступления в эмигрантском ресторане «Садко» Люба до сих пор не может. В Нью-Йорк к ней на машине отец с женой приехали, которые к тому времени на ПМЖ в Канаду перебрались. Успенская всегда считала, что папа ее не любит, — никогда в детстве не приласкал, нежного слова не сказал, но когда на порог ресторана вышла, увидела, что он, всегда сдержанный и отстраненный, бежит по Брайтону ей навстречу и плачет...
Сколько потом было на Любиных концертах слез — горьких и счастливых, сочувственных и очищающих, пролитых эмигрантами и теми, кто никогда родину не покидал...
...Девчонка-сорвиголова, она давно стала респектабельной дамой, но и сегодня, как когда-то, поет исключительно про любовь и верна себе, хотя ее четвертый муж Александр Плаксин «по делам бизнеса» в США вернулся. Более того, недавно Успенская публично призналась, что к своим... (не будем уточнять, скольким!) годам поняла одно: вечной любви не бывает, ну а что касается того, называть ее королевой шансона или романса?.. А может, просто королевой? Пусть точку в этом споре поставит публика!
«Бабушка и прабабушка говорили: «Да кому ты нужна будешь, кто на тебя посмотрит?». Ты, типа, такая некрасивая...»
— Люба, вспоминаю, как еще в начале 80-х, наверное, Вилли Токарев пел: «Когда-то с маменькой по Киеву гуляла манюня-девочка прелестной красоты...». В детстве красивой вы были?
— Не знаю... На свои детские фотографии смотрю — хорошенькая, симпатичная, хотя бабушка и прабабушка всегда говорили: «Да кому ты нужна будешь, кто на тебя посмотрит?». Ты, типа, такая некрасивая — мне часто это повторяли, и я верила, с мыслью, что дурнушка, росла, но с годами у меня этот комплекс исчез...
— ...потому что смотрят и смотрят...
— Не только смотрят — очередь поклонников всегда стояла.
— До пяти лет вас бабушка воспитывала, потому что мама ваша при родах умерла. Потом отец снова женился — мачеха к вам хорошо относилась или не очень?
— С известным литературным персонажем ее даже сравнивать нельзя — она абсолютно не такой, как Мачеха, была...
— ...из сказки «Золушки», например...
— Да — с той, из книжки, встретиться, конечно, не дай бог! Моя мачеха по сравнению с ней идеальной была — ко мне как к своему ребенку, в общем-то, относилась... Я не чувствовала, что рядом чужой мне человек, хотя и понимала, что это не мама, — во всяком случае, она любила меня, баловала... Помню, когда папа какие-то деньги на расходы, на питание ей оставлял, мачеха умудрялась что-то из них сэкономить и мне босоножки купить. Когда уже двое моих братьев родились, она могла ко мне подойти и шоколадку дать со словами: «У меня всего одна — съешь, чтобы никто не видел».
— Несчастной из-за того, что у всех детей мамы были, а у вас — нет, вы в детстве себя чувствовали? Вам в течение жизни материнского тепла не хватало? Вот сегодня хотелось бы, чтобы у вас мама была?

— Даже не знаю — я так привыкла, что ее нет, столько лет с этим живу... Когда-то хотелось, — да! — чтобы кто-то меня пожалел, казалось, что если бы мама была, никто обидеть не смог бы, больно мне сделать. Потом как-то смирилась, но это проявилось, когда у меня Танечка родилась: всю ту любовь, которой мне недоставало, я ей отдала — дочка у меня перецелованная, перелюбленная даже.
Может быть, то, что меня недолюбили, и неплохо — самой всего добиваться пришлось, трудности преодолевать самостоятельно, и, думаю, состояться мне помогло то, что такой одинокой сироткой была — наполовину. Папа, в общем-то, большого внимания мне не уделял, потому что работал, до пяти лет без него я росла, и семьи такой, какая у каждого ребенка должна быть: мама, папа, — в том возрасте, когда характер закладывается и личность формируется, я конечно, не видела.
«В Киеве дух антисемитизма я остро чувствовала, а теперь за спиной «жид, еврей» не слышу»
— Ваши детство и юность в Киеве прошли, а что это в те годы за город был, каким он вам запомнился?
— Первое, что вспоминается, — каштаны, «Киевский торт», хутор Отрадный, где я жила...
— Улицу помните?
— Городнянская.
— Хрущевка?

— Да. Боже, когда несколько лет назад на НТВ фильм обо мне снимали и мы в Киев приехали, дом мой нашли, я, если честно, даже испугалась: неужели здесь жила? В двери, хотя и я не такая полная, еле втиснулась, в подъезд с трудом вошла, по лестнице поднялась, знакомый порог переступила... Мы там втроем обитали: бабушка, я и прабабушка — как же там все помещались? Тогда, правда, казалось, что это нормальная, большая квартира.
— Киев уютным был?
— Мне кажется, сейчас он уютнее. Современный, он больше мне нравится, а тогда все-таки ощущение совка...
— ...витало...
— ...и еще — дух антисемитизма. Я его очень остро чувствовала — теперь этого нет. Приезжая сегодня в Киев, общаясь с людьми, я за спиной «жид, еврей» не слышу.
— А раньше?
— А раньше это было, и когда в 16 лет в Ереван я уехала, только там поняла, насколько в Киеве это чувствуешь. Ни в Ереване, ни в Кисловодске с этим не сталкивалась, а в Киеве сплошь и рядом: и в школе, и на улице обзывали. Даже в классе это проявлялось: когда новая учительница приходила и начинала фамилии называть, потом национальность спрашивать, ощущение неловкости возникало.
— Вы в Киеве музыкальную школу, училище Глиэра окончили и в лучших ресторанах пели. До сих пор киевляне, которые то время застали, вспоминают, что Люба с 16 лет просто на ура там проходила. Что за атмосфера там царила, что это за рестораны были?
— Хорошие...
— «Столичный» на Крещатике...
— Ну, «Столичный» — это уже уровень повыше, а начинала я с «Жокея»...
— На ипподроме...

— Да, это мое первое место работы было, а попала туда случайно — с родителями чей-то день рождения пришли праздновать. Помню, там цыгане играли, и, короче, папа, как всегда, спеть меня попросил. Это у нас обязательная программа была, десерт такой — Любочка на стульчике. В пять лет папа на стульчик меня ставил, когда немного подросла, повыше сама забиралась, а спустя какое-то время уже просто стояла и пела — вот и в тот раз папа меня спеть попросил (на свое несчастье, потому что он, в общем-то, никогда не мечтал и не хотел, чтобы я в ресторане обосновалась). Я вышла на сцену и произвела фурор — всем это так понравилось, что руководитель оркестра ко мне подошел и спросил: «Ты работать у нас не хочешь?». Я даже не представляла, что меня могут на работу пригласить, еще и за деньги, поскольку профессиональной певицей не была — просто хорошо пела...
— Хорошо и не так, как все, — правда?
— Ну да, а вскоре, буквально через месяцев семь, в наш ресторан какие-то ребята пришли. Ужинали с размахом: и шампанское, и коньяк, и икра черная — видно, что не бедные. Они за стол меня пригласили, сказали, что львовяне, а сейчас из Кисловодска приехали. Директор тамошнего ресторана им задание дал — певицу найти, а надо сказать, что в Кисловодске работать престижно было, это вершиной ресторанной карьеры считалось...
— Там деньги крутились...
— Да, там состоятельная публика была, туда самые крутые люди со всего Советского Союза приезжали. Там лучшие музыканты СССР работали: группа львовян, ребята из Риги, Лева Пильщик там пел. В самом каком-нибудь левом месте, в самой слабой точке Кисловодска — везде музыканты деньги зарабатывали, и большие, и чем менее престижна была точка, тем больше можно было заработать, потому что она не на виду была. Туда богатые люди приходили и деньгами артистов буквально забрасывали, а в ресторанах более открытых, солидных, где публика под прицелом множества глаз была...
— ...боялись...
— Конечно — это же не где-то за городом. Я в «Храме воздуха» работала (в Курортном парке. — Д. Г.), а тогда львовяне мне говорят: «Мы весь Советский Союз объездили и вот в Киеве нам посоветовали: «В «Жокей» сходите». Эти музыканты так и сделали и об этом не пожалели. «Давай, — сказали мне, — с нами поезжай»...
— А что-то по-украински вы в киевских ресторанах пели?
— Ну то а як же ж? (Поет):
Як на тi чорнобривцi погляну,
Бачу матiр стареньку,
Бачу руки твої, моя мамо,
Твою ласку я чую, рiдненька...
В общем, оставила я родителям записку и... сбежала...
— В Кисловодске, а потом в Ереване вы много зарабатывали?
— Много? Это не то слово!
— Ну, если вспомнить, что в Советском Союзе зарплата инженера 120 рублей составляла, то сколько...
— В Ереване и три тысячи рублей в месяц я могла заработать, и пять тысяч, ну а удар был — 10 тысяч рублей!
— Маленькая девочка...

— В 18 лет уже машину себе купила — «бьюик».
— В Советском Союзе? В 18 лет?
— Да — в Ереване это сделать легко было. Туда к родственникам репатрианты-армяне из Турции, из разных арабских стран приезжали, шмотки привозили, то есть в комиссионный магазин в Ереване заходишь и... Там все было, и так же с машинами: и «мерседес» можно было найти. Я «бьюик», помню, за 28 тысяч рублей купила, а через полгода за 18 тысяч его продала, потому что стекло мне разбили, и я его поменять не могла.
«Советскую власть я ненавидела. Думаю, если бы в Америку не уехала, меня бы посадили»
— Потрясающе, и вот, такие деньги, «бьюик» и ясную перспективу имея, вы все вдруг бросаете и в Соединенные Штаты эмигрируете. Почему?
— Наверное, я — человек, который усидеть на одном месте не умеет, не может: расти должна, двигаться. Просто зарабатывание денег главной целью в моей жизни уже не было — я понимала, что никакого будущего здесь у меня нет...
— Советскую власть не любили?
— Не то чтобы не любила — ненавидела! Думаю, если бы я не уехала, меня бы посадили — серьезно, потому что очень смелые высказывания себе позволяла. Помню, в Ереване мы где-то возле стадиона «Раздан» тусовались, и там прокуроры стояли — это мои друзья все. Короче, мы там чего-то выпили — шампанского, что ли, и я какую-то фразу им кинула, можно сказать, очень опасную. Типа: «Коммунисты, будьте прокляты!» — или что-то в этом роде.
— Шампанское в голову ударило?
— Еще и бутылку с шампанским бросила. После этого прокурор, который моим другом был, разговаривать со мной перестал, хотя, уверена: они тоже так думали, но вслух это не произносили, а вот я, дурочка, взяла и ляпнула, чем вроде бы его подставила. Он со мной несколько недель не общался, но потом простил, и, если честно, только в Ереване такое могло с рук сойти — в Киеве меня бы за это, за длинный язык, уже упекли бы.
— Вам, в общем, все это уже осточертело, и вы уехать решили...

— Я понимала, что дальше пространства, где я живу, мне ничего не увидеть, мало того, меня один момент так возмутил — это последней каплей стало. Мне директор ресторана «Лыбедь» позвонил и попросил на переговоры приехать. Тогда мы не сами по себе, а от Киевского объединения музыкальных ансамблей — КОМА — работали, и директор ресторана принять меня...
— ...в обход этой организации...
— ...не мог — только через них, ну а они парадом командовали, кто куда работать идет, решали. Я тоже в хорошем месте пела — в «Столичном», как ты знаешь...
— ...а что уже выше?
— Потом «Дубки» были — это еще круче... Нас туда перевели из-за того, что я опять некстати выступила, — ну как всегда! — комиссии ляпнула: «Я буду петь что хочу», типа, вы мне не указчики. Вот так ответила и получила за это: нас в «Дубки» перевели, но только лучше сделали, потому что там денежная, состоятельная публика собиралась...
— Там тихо было...
— Правильно, и хоть до трех можно было работать, а в «Столичном» лимит существовал...
— ...и шуметь нельзя...
— Точно. Короче, я в гостиницу «Лыбедь» приехала, и директор ресторана сказал: «Люба, я хочу, чтобы ты у меня работала». Я плечами пожала: «А мне это зачем? — мне и в «Дубках» хорошо», а он: «Я тебе лучше условия предложу». Каким образом? «Ты официанткой в ресторан гостиницы оформляешься, вот анкета — заполняй! Две зарплаты получать будешь: от меня и как официантка, плюс я квартиру тебе сделаю». Ну, вроде условия интересные, просто колоссальные. Я анкету заполнила, отдала... и отказ мне пришел. Меня даже официанткой не взяли, потому что я еврейка и у меня «неправильная» пятая графа. Такое тоже было — о чем мы говорим? — антисемитизм процветал!
— Обида эта до сих пор осталась?
— Абсолютно никого не виню: такое время было, и все мы — его жертвы. Кто-то, кому везло и тогда хорошо было, жертвой дней сегодняшних стал — я таких людей тоже знаю. Они (во всяком случае, очень многие из них), как пиявки, к той системе присосались, им было удобно, они льготы получать любили, а я от льгот зависеть никогда не хотела и, даже живя в Америке, ни цента от государства не получила...
— Вэлфором не пользовались...
— Да, мне стыдно было приходить и что-то просить — вообще в положении нуждающейся быть, которая на пособие живет. Я ни в Америке, ни в Италии, где перевалочная база была, — клянусь! — этого себе не позволяла.
— Характер...
— Да. В Италии тоже все эмигранты на пособие жили, пока их в Штаты или Израиль не отправляли, но я сначала в Канаду записалась, а потом передумала и документы на Америку переоформить решила.
«Два с половиной года я «в отказе» была — при том, что работать не давали, но мое нигде не пропало»
— Из Союза легко отпустили?
— Ну как легко? Два с половиной года я «в отказе» была.
— Почему?
— Потому что, как нам сказали, «Министерство внутренних дел считает ваш отъезд нецелесообразным», а объяснять, почему он нецелесообразный, не стали — в официальных инстанциях с нами не разговаривали.
— Вы, может, важные государственные тайны знали?
— Нет, но у моего второго мужа Юры Успенского был брат родной, которого он лет 10 не видел. Они не общались, вообще отношения у них не очень-то близкие были — мы даже в анкете написали: брат такой-то и такой-то (у Юры их два было) в Калининграде живет, — а адрес его, место работы, телефон не указали, потому что не знали. Оказалось, он замдиректора авиационного завода где-то под Калининградом был...
— ...и его вычислили?

— В два счета, и разумеется, с должности потом убрали. Короче, полетел брат ни за что ни про что, а нас два с половиной года «в отказе» держали — при том что работать не давали. Куда бы мы не приходили, везде уже...
— ...на особом счету были...
— Да, на заметке, но я и тогда неплохо жила. Почему? Потому что меня музыканты нашли — они в Белой Церкви на свадьбах играли, и присоединиться к ним пригласили. Я на субботу-воскресенье туда уезжала и за два дня зарабатывала то же, что музыканты за месяц, то есть мое нигде не пропало. В общем, меня королевой Белой Церкви называли, и до самой эмиграции в США я там пела — буквально за неделю до отъезда последнюю свадьбу отработала.
— Замечательная фраза: «Мое нигде не пропало»...
— Да, да!
— Чем вы первое время в Америке занимались?
— Пела.
— Сразу пели?
— С первого же дня.
— Об этом тогда всем остальным — и Вилли Токареву, и Михаилу Шуфутинскому — можно было только мечтать...
— Мишу я по ресторану узнала — он группу собрал, шоу сделал, и это круто было.
— Конечно — музыкант он прекрасный...
— Да, профессионал, причем все у него на уровне не ресторана сделано было, а группы такой, которая сольные концерты дает, с гастролями ездит. Получилось здорово — это была бомба.
— Русские рестораны Брайтона, Лос-Анджелеса — я знаю, что вы и там, и там пели! — круче киевских оказались?
— Это было что-то, но сказать, что по сравнению с киевскими — небо и земля, нельзя, это было другое. Там друг друга все знали, и, помню, когда в Нью-Йорк в мае 1979 года я прилетела, меня хозяева ресторанов встречали, то есть они уже в курсе были, кто я, и хотели меня заполучить. В ресторан «Садко» на репетицию я приехала, а там банкет в мою честь закатили: столы ломились, все круто было, столько людей пришло... «Боже, — думаю, — кто я такая, чтобы такой прием в честь меня устраивать?».
Они хотели приемом меня ослепить, встреча была сумасшедшая, и в общем, вопроса: «Где работать ты собираешься?» еще даже не было, но я поняла, что в ресторан «Садко» иду.
На репетицию несколько одесситов пришли, послушали... Хозяева обрадовались: «Боже, завтра весь Брайтон будет знать, кто тут поет». В общем, в среду я приехала, в четверг репетиция — мне даже дня на передышку после перелета не дали, а в пятницу, субботу и в воскресенье уже работала. В пятницу много людей было, в субботу туда попасть нельзя было, а в воскресенье уже в очередь на следующую неделю записывались.
— Проездом из Белой Церкви...
— ...прямо в Нью-Йорк!
— Деньги пошли хорошие?
— Для того времени это было больше, чем я мечтала, — я ведь вообще не надеялась, что сразу петь стану, что меня куда-то возьмут, уверена не была, что мое пение будет востребовано, но когда узнала, что в Штатах русские рестораны есть (собственно, поэтому ехать в Канаду передумала и Америку выбрала), подумала: «Там-то я точно устроюсь, в ресторан попаду. Если не я, то кто?».
— Мое мимо меня не пройдет...
— Никогда!
«Три месяца в клуб анонимных алкоголиков я ходила»
— Это правда, что однажды вы в американской тюрьме вместе с наркоманами и проститутками оказались?
— Да.
— Как же вас угораздило?
— За руль, выпивши, села, а там такие вещи не проходят: ни деньгами, ни блатом, ни знакомствами не отделаешься. Конечно, я серьезное наказание понесла и больше никогда это не повторяла...
— А что такое «серьезное наказание»?
— Я три месяца в клуб анонимных алкоголиков ходила, потом в drunk driving school — школу для водителей-пьяниц, кроме того, меня к трем месяцам общественных работ приговорили — на улице подметать, деревья подстригать, окапывать...
— И что — ходили и подметали?
— Нет, повезло — хозяина очаровала, и он разрешил мне бумажки подписывать, складывать, сортировать: после этого я еще дворик их конторы подметала и была свободна. В шесть утра на работу приходила, а в девять уже спортивный костюм надевала и в фитнес-центр бежала, но три месяца — это был ад, потому что не в своей тарелке себя там чувствовала: вокруг сплошь черные. Ну, то есть они там за деньги работали, а я наказание отбывала: с утра все оранжевую форму, шлемы на голову надевали и куда-то на целый день ехали, а я — нет, поэтому на меня косо смотрели: «Это несправедливо!».
Как месяцы те тянулись! Я дни считала, и вот когда буквально две смены отбыть осталось (после чего ухожу и больше эту контору никогда не увижу), ко мне черная подходит и говорит: «Мы тут с утра до вечера вкалываем, а ты два часа покрутишься и уходишь — я в полицию доложу, что ты нечестно работаешь».
— Кошмар!

— Я как представила, что будет, если она заявит... Меня же могли заставить второй раз эти три месяца отрабатывать, а то и срок продлить...
— И что?
— Я свой мозг подключила и поняла, что надо делать...
— Вы ей пару долларов дали?
— Нет, менталитет черных я знала и понимала, что с ними нужно на их языке разговаривать. Я начала плакать и просить: «Мэм, ну пожалуйста, не делай этого». Я никогда ни с кем так не разговаривала, но понимала: с ними только так надо... «Мэм, — попросила, — пожалуйста, не делай этого, я беременная. Никак родить не могу — у меня все время выкидыши, и врачи сказали, что каким-то сложным трудом заниматься нельзя: если я сейчас буду работать, опять ребенка потеряю». Они к этому как-то очень трепетно относятся, и она так испугалась: «Ой, прости, прости, я заявлять не буду. Пожалуйста, не надо плакать, не надо — я не знала». Она себя еще и виноватой почувствовала... Короче, проканало, пронесло, два дня благополучно закончились, и я забыла, что это такое, навсегда, а потом, слава богу, в Россию уехала и больше за рулем ездить мне не надо было.
— Многие эмигранты — выходцы из Советского Союза, — оказавшись в США, признавались, что ностальгия их жутко мучила, а вам это чувство знакомо?
— Еще и как! Я домой после ресторана приходила, коньяк выпивала, спать ложилась и плакала, потому что хотелось, Господи, как-нибудь, где-нибудь, когда-нибудь хоть одним глазком на советское взглянуть...
— На «Дубки»...
— Да на что угодно! Я когда слышала, что кого-то из Советского Союза ждут, говорила: «Боже мой, мне земли привезите» — даже до такого доходило. Помню, мы из Западного Берлина в Италию поездом добирались, и, чтобы туда попасть, надо было Восточную Германию проехать. Такой резкий контраст был...
— Хрущевки показались...
— Темнота. В Западном Берлине везде реклама, машины крутые, все горит, сияет, а в Восточный въезжаешь — как в яму проваливаешься, за окном — ничего, но мне это в кайф было, мне так хорошо стало, так хотелось подольше в этом побыть. Меня в это тянуло — я помню...
— В это тянуло...
— В ту пещеру назад.
— Когда вы в это спустя столько лет приехали...
— ...хорошо было...
— И ничего не смущало?
— Нет. Я поняла, что по своей натуре американкой быть не могу, — ни по какой статье не прохожу, то есть мне эта страна нравится, она хорошая, там уютно, комфортно — для людей, которым, допустим, пенсия надежная необходима или нужно, чтобы им медицину оплачивали, но я никогда от этого не зависела. Для меня Америка была просто страной, где можно хорошо, приятно провести время, а по-настоящему быть счастливой и состояться, как выяснилось, могу только здесь.
— Сейчас вы большую часть времени в России и европейских странах, в разъездах проводите, а назад, в Америку, хочется? Вот так, чтобы там осесть и забыть обо всем?
— Боже, нет! — мне даже мысль такая в голову не приходила. Я в Москве дом купила, кроме того, что у меня квартира здесь есть. Я же могла в Америке дом купить...
— Даже два — на эти же деньги...
— Три, и в Беверли-Хиллз — с мыслью, что столько лет, сколько мне суждено, здесь поработаю и туда жить уеду. Нет, у меня даже планов таких нет, и самое главное, что и моя дочь об этом не думает. Таня, в Америке в колледже проучившись, в Россию вернулась, и я вижу, что мой ребенок здесь счастлив. Она тоже душой россиянка, она такой патриот... Смотрю, как Таня о чем-то говорит, как права какие-то отстаивает... Она такая активная девочка, которую судьба страны волнует, и я ее спрашиваю: «Тань, а ты не жалеешь, что не в Америке живешь?». Она: «Мама, если ты хочешь меня наказать, туда отправь — только в наказание».
«Гитарист Слава Ханов сказал: «Люба — одна из немногих, которых Бог поцеловал»
— На эстраде, где все друг на друга, в общем-то, похожи, индивидуальностей крайне мало, а как вам удалось совершенно ни на кого не похожей стать, когда с первых же аккордов понимаешь: это Люба Успенская?
— Я даже не могу, Дима, на этот вопрос ответить.
— Вот откуда такая индивидуальность яркая?
— Наверное, от Бога. У меня замечательный гитарист Слава Ханов есть, он — руководитель ансамбля, и когда-то его спросили: «Как насчет того, чтобы с Успенской поработать?». Он ответил: «Далеко не всех музыкантов (а он со многими, в том числе всемирно известными, работал, серьезные концерты играл. — Л. У.) можно великими назвать, гениальными. Есть талантливые, есть хорошие, а Люба Успенская — одна из немногих, которых Бог поцеловал».
— Вы для меня один из самых ярких символов шансона, а как бы вы этот жанр охарактеризовали? Что это за направление?
— Честно говоря, что только у нас словом «шансон» не называют... Я так понимаю, что в этом жанре должен быть человек-шансонье, который песни: музыку и слова — сочиняет и сам же их исполняет.
— У вас между тем — городской романс фактически...
— Ну да. Не знаю, почему меня в шансон записали, от которого я немножко далекой себя чувствую, — не могу этого объяснить, и когда меня спрашивают, ответа не нахожу. Может, это неошансон какой-то? Нет, музыку, которую исполняю, иначе назвала бы — «современный городской романс».
— В вашем репертуаре столько хороших песен, а какую из них вы самой значимой, самой любимой считаете, какую всегда, как в первый раз, поете...
— «Горчит калина», наверное, — я ее с удовольствием исполняю...
— Что интересно... Многие артисты эстрады мучаются, придирчиво репертуар выбирают, предпочтения публики угадать пытаются — и ничего не получается, а у вас что ни песня — в десятку. Это от сердца идет или от рассудка?
— Я это нутром чувствую, вот когда впервые какую-то вещь слышу — она еще в сыром виде, и, что получится, непонятно! — эту песню готовую вижу. Вот не знаю, как, почему, но внутри меня все уже просчитано: это хит будет, и редко я ошибалась. Конечно, среди множества песен были такие, которые можно и не петь, но их не так много, как хороших.
— Ни один ваш концерт без песни «Люба-Любонька» Вилли Токарева не обходится, а как она у вас появилась?
— Когда 30 лет мне исполнилось, мы круглую дату в ресторане «Одесса» отмечали, где я тогда пела. Человек 300 гостей созвали...
— ...по-скромному...
— Да, и, кстати, мой третий муж одним из учредителей «Одессы» являлся.
— Я у него первая, а он у меня третий...
— Я у него тоже не первая (смеется), но не в этом дело. Володя сказал: «Надо что-то устроить — зал забить», а это в пятницу или четверг было, когда посетителей поменьше. Ну, банкет организовали, а Вилли Токарев у нас пел — в ресторане «Одесса» внизу Lobster House был, и он там работал. Я его тоже на день рождения пригласила, он не приехал, но поздравил: в подарок куклу прислал — бабу такую, на самовар ее посадить можно, и открытку со стихами «Любы-Любоньки», а через несколько дней, когда Вилли у себя в кафе выступал, я вдруг услышала, что знакомые слова он поет: «Когда-то с маменькой по Киеву гуляла манюня-девочка...». «Вилли, что это?» — спросила. «А я уже музыку написал, — он ответил. — Дарю эту песню тебе».
Она пригодилась, когда мы с Мишей Шуфутинским альбом «Любимый» записывали: у нас тогда с репертуаром беда была — страшную нехватку песен ощущали и просто по кусочкам их собирали. Миша добрынинскую на слова Дербенева предложил: «Я не знаю, кто мне позавидовал, я не знаю, кто все это выдумал...», но первый куплет он вспомнил, а второй — нет.
— Пришлось дописать...
— Да, потому что в Нью-Йорке слова взять негде было...
— Интернета нет...
— ...и спросить не у кого — даже позвонить некому. Кроме того, никто же не знал, что я когда-нибудь в Россию вернусь.
— Уезжали же навсегда.

— Да, со страшной мыслью, что никогда не вернусь, — ни в гости, никак. Поэтому мы Таню Лебединскую второй куплет дописать попросили и в таком виде песню записали, а когда этот альбом в Россию попал, Дербенев услышал, что там его текст поменяли, и что человеку в голову пришло? Подумал, что я его стихи недостаточно гениальными посчитала, и меня возненавидел.
— Вы хоть объяснили ему, как на самом деле было?
— Нет — он так меня невзлюбил, что имя мое даже слышать не хотел. С этим и умер, а потом его вдова мне звонила — у них творческий вечер был, и она хотела, чтоб я там спела: вот такие были моменты.
«После дня рождения Шуфутинского мы с Розенбаумом до девяти утра в караоке пели и договорились до того, что Саша на моем сольном концерте на бэк-вокале стоять будет»
— Тогда в эмиграции целый ряд шансонье появился, которые потом в Советском Союзе и СНГ звездами первой величины стали: дядя Миша Гулько, Вилли Токарев, Шуфутинский, вы... Кто из них больше вам нравился и нравится сейчас?
— Ой, они мне все нравятся, каждый по-своему. Миша Гулько — талантище такой, он какой-то особенный, просто необыкновенная душа...
— Светлый, правда?
— Жаль, конечно, что он сюда не приехал, не остался, чтобы более известным стать...
— Он номер один по потенциалу, да?
— В принципе, можно и так сказать. Вилли Токарев... В том, что он делал, я считаю, какая-то революция была. Помню его первый альбом — это была бомба, он всех нас просто ошеломил... Миша Шуфутинский... Когда его дебютный альбом вышел, это что-то новое по тем временам было. Боже, насколько там все профессионально сделано, как изумительно инструменты звучали...
— Аранжировки какие!
— Он песни Розенбаума спел, и это было круто! Ну что говорить — эти люди достойны известности и сегодня получили то, что заслуживают.
— Розенбаум — большой композитор, поэт и артист, на ваш взгляд?
— Очень! Талантище! Кроме того — работяга. Энергетика сумасшедшая! Мы недавно в караоке с ним были...
— Ого!
— Просто у Шуфутинского день рождения был... Там уже как бы закрывали, а мы еще веселиться хотели и нашим маленьким кругом в караоке поехали. Для нас отдельную комнату выделили, и Саша Розенбаум, честно скажу, до девяти утра пел — свои песни, чужие, подпевал... Договорились мы до того, что на моем сольном концерте в московском «Крокус Сити Холле» он на бэк-вокале стоять будет (смеется).
— Вы о недоразумениях с Дербеневым вспомнили, а что за конфликт у вас с Ильей Резником произошел?
— Это уже не конфликт, Илья Резник — это прошлое. Там столько, того, чего нет и не было, из пальца высосали... Я не знаю, кому это нужно. Илье? Его приближенным или близким?
— Такие песни хорошие...
— 20 лет я их пела, и вдруг у нас с ним раздрай начался, и если бы только со мной он горшки побил, но ведь и с Пугачевой, и с Лаймой у него были проблемы, потом Ваенга его врагом стала — он везде ее имя упоминает, я сама слышала. Ну что сказать? Мне жалко людей, которые в таком возрасте дрязгами занимаются, вместо того, чтобы лавры пожинать, в лучах своего успеха купаться, кайфовать, удовольствие получать — да? Пусть ты пенсионер, как Резник о себе говорит, но еще женщинам нравишься, можешь позволить себе в Дубае с женой молодой отдыхать, статусом известного человека наслаждаться. Он настолько несуразно, недальновидно себя повел, что все это как-то недостойно уже выглядит...
— Примирение ваше теоретически возможно?
— Никакого желания с человеком мириться, который так о тебе думает, так к тебе относится, у меня нет, да и для чего? Песни на стихи Резника у меня в прошлом, и я не могу сказать, что они мою творческую жизнь продлили. Сегодня на эстраде Люба Успенская есть, хиты мои есть, и «Кабриолет» Резника не пою я не потому, что не могу, — просто эта песня мне уже неинтересна. Я на сцену выхожу, и народ кричит: «К единственному нежному», «Люба-Любонька», «Карусель», «Гитара», «Пропадаю я»!».
— Уехал «Кабриолет»...
— Причем давно — уже много другого, интересного появилось, за что, в общем-то, публика меня и любит.
(Окончание в следующем номере)

Савик ШУСТЕР: «В украинское общество вернулось эмоциональное состояние августа 1945-го: радость после победы поутихла, а унижение и страх растут»
Савик ШУСТЕР: «Протесты на Болотной — высшая точка личного страха Путина. После в ход пошли спецоперации «Крым» и «Сирия»
Экс-народный депутат Украины Елена БОНДАРЕНКО: «В 2015-м, сразу после убийства Бузины, Аваков охрану мне выделил, но это больше конвой, потому что в конце дня они отчет сдают, где ты была и с кем»
Киевлянка Любовь УСПЕНСКАЯ: «Однажды в американской тюрьме вместе с наркоманами и проститутками я оказалась, а потом меня к трем месяцам общественных работ приговорили — это был ад»
Легенда украинского футбола Алексей МИХАЙЛИЧЕНКО: «Хочу, чтобы президентом Украины был мой сын»
Командир ест только после того, как накормят его солдат
Экс-заложник «ДНР» Евгений ЧУДНЕЦОВ: «Я готов был еще сидеть в плену «ДНР», лишь бы Россия рухнула нахрен!»
Двое из ларца: самые известные близнецы
Дом, милый дом. Кличко и Панеттьер показали новый особняк
Знаменитые актеры, которых не приняли в вуз
Родом из детства: звезды тогда и сейчас
Делу время, потехе час. Хобби звезд







Звезда "50 оттенков серого" показала грудь
Без комплексов. Lady Gaga показала белье
Дочь Джони Деппа ощущает себя лесбиянкой
Наталья Королева выставила грудь напоказ
18-летняя сестра Ким Кардашьян показала новую силиконовую грудь
Садальский о Василие Уткине: Где же твои принципы, Вася?
Пугачева будет судиться с Ирсон Кудиковой за долги
Джейн Биркин помирилась с Hermès
Тесть и теща Владимира Кличко не поделили деньги