Уроженец Львова певец Ренат ИБРАГИМОВ: «После 40 мужчине нужна новая молодая жена, иначе он свой потенциал не использует. До климакса женщина энергию мужчине дает, а после, может, не забирает, но уже и ничего не дает, потому что так природой устроено»
В ноябре прошлого года поистине народный артист Ренат Ибрагимов отметил 70-летие. К юбилею он подготовил автобиографическую аудиокнигу-трилогию с двумя сотнями песен, но главный подарок певцу преподнесла молодая жена: 20 февраля родила Ренату Исламовичу восьмого ребенка — дочку, которую назвали Марьям.
Голос Ибрагимова хочется слушать еще и еще — этот бархатный, истекающий тестостероном баритон до сих пор ввергает в экстаз публику. Женщины — они, конечно, среди поклонников преобладают! — называют Рената Исламовича Роллс-ройсом среди мужчин, мужчины шутят, что не случайно в припевах советских шлягеров Ибрагимов, образцовый сын татарского народа, пел не па-па-рам, а та-та-рам, та-та-рам...
Глядя на пребывающего в прекрасной физической форме певца, сложно поверить, что на сцене он уже более полувека: первая запись в его трудовой книжке датирована 1966 годом. Известность ему принесли победы во всесоюзных и международных конкурсах молодых исполнителей, но они же ввергли Рената в большие проблемы — парня отчислили из Казанской консерватории за пропуски (Ибрагимов начал много гастролировать) и исполнение эстрадных песен, скрывать которое уже не удавалось. Дело в том, что студентам консерватории эстрадный репертуар и участие в концертах строго-настрого запрещали, поскольку там другая манера пения, а значит, все многотрудные уроки вокала пошли бы насмарку. Правда, потом педагоги согласились, что Ибрагимову с его природной постановкой голоса это не угрожает — он пел свободно, как птица, а не в соответствии с выучкой.
Ибрагимов исполнял все — от незатейливых эстрадных песенок до сложнейших партий: более того, на протяжении 15 лет совмещал работу на эстраде и в опере. На фестивале во французском городе Сан-Рафаэль, где состоялась премьера мюзикла «Итальянский контракт» (певец сыграл в этом фильме главную роль), зал после каждой песни взрывался аплодисментами — раз пять искушенные зрители устраивали овации, что в кино совершенно не принято, а итальянская пресса назвала его «русским Паваротти».
Кстати, Ренат Исламович, как ранее и великий итальянец, на собственном опыте узнал, насколько беззащитен талант перед обывательским любопытством, — это случилось, когда в зрелом возрасте, в 62 года, он женился на своей молодой помощнице. По-человечески объяснимый и оправданный шаг, к тому же позволяющий продлить творческую карьеру (гормональный фон, как известно, очень влияет на вокал), вызвал тогда весьма неоднозначную реакцию среди неравнодушной общественности, во всяком случае, про седину в бороду не вспомнил только ленивый...
У Ибрагимова это третий брак. Как истинный мусульманин он предлагал прежней супруге, с которой прожил 25 лет, стать его старшей женой и жить под одной крышей или рядом, в соседних домах, обещал содержать ее и выполнять супружеский долг, но к назиданиям Корана уязвленная женщина осталась глуха и предпочла громкий развод, раздел имущества и втягивание в дрязги сына-подростка.
Публичное перетряхивание грязного белья достигло апофигея в скандальной телепередаче «Пусть говорят» — надо ли удивляться тому, что Ренат Исламович с молодой женой и появившимися в семье маленькими детьми укрылся в подмосковном лесу. Ибрагимов поселился в уединенном загородном доме — вдали от желающих совать нос в его личную жизнь, и там у него есть почти все необходимое для счастья. Ну, кроме разве что сцены и публики...
«Голос и тембр — от Бога, моей заслуги тут нет, я к этому никакого отношения не имею»
— Вы, Ренат Исламович, один из любимых — я этого не скрываю! — моих исполнителей, и вдвойне приятно, что родились вы в семье военнослужащего во Львове, то есть родом с Украины...
— (Смеется).
— Львов вашего детства запомнили?
— Очень смутно — я же был маленький. Пять лет мне исполнилось, когда мы уехали оттуда в Казань — квартирный обмен сделали, но все равно в памяти что-то осталось: скверы, оперный театр — мы позади него жили, и даже фотография у меня есть, где мы с родителями стоим перед этим великолепным зданием. Кстати, в Казани — так повезло — мы тоже возле оперного театра поселились.
— Судьба...
— Потом это было связано с моим дальнейшим образованием — я в театр ходил. У меня там двоюродная сестра в оркестре играла — альтисткой была, концертмейстером: она брала меня на спектакли, и я сидел в оркестровой яме и слушал музыку. Больше на оперы любил ходить и с детского возраста многие арии знал наизусть.
— Ну а затем пришло наконец время выйти из ямы...
— Ну да, потом чуть повыше устроился — стал рабочим сцены.
— Да? И это прошли? У вас замечательный голос, потрясающий теплый тембр — ни с кем не спутаешь...
— Это от Бога все — моей заслуги тут нет, я к этому, как говорится, никакого отношения не имею...
— Какое-то время вы были солистом Казанского оперного театра имени Мусы Джалиля — много оперных партий перепели?
— Не очень — я больше концерты давал, постоянно гастролировал, потому что всегда любил песню. Концертная сцена больше меня привлекала, чем оперная.
— Опера скучна была?
— Ну, она все-таки консервативная, требует соблюдения каких-то канонов, а эстрада более подвижная, гибко реагирует на запросы зрителя. Я по своей психике именно к этому был склонен — меня всегда свобода влекла и отталкивала заскорузлость, зажатость. Я и сейчас такой — рад, что свободен.
— В те времена, когда вы начинали, на эстраде творило мощное поколение советских композиторов старой школы — произведения кого из них вы исполняли?

— Да, песенных мэтров в Москве было столько... Когда я окончил консерваторию и получил звание лауреата российских, всесоюзных и международных конкурсов, меня пригласили на Центральное телевидение и Всесоюзное радио в качестве солиста для фондовых записей. Я очень много музыки с оркестрами разными записывал — симфоническими, Большого театра, народными, с Эстрадно-симфоническим под управлением Юрия Васильевича Силантьева. Естественно, с авторами общался — композиторами, поэтами, часто у них дома бывал, поэтому творческая жизнь пошла интересная.
— Мощная плеяда была?
— Ну просто зубры!
— Вы же буквально всех их застали — и Марка Фрадкина, и Эдуарда Колмановского, и Оскара Фельцмана, и Яна Френкеля, и Александру Пахмутову...
— Всех, всех! С кем-то из них более плотно общался, дружил, с кем-то просто на концертах встречались.
— Кто же из них наибольшее впечатление на вас произвел? Чисто по-человечески...
— До сих пор я восхищаюсь Александрой Николаевной Пахмутовой — судьба так сложилась, что они с Николаем Николаевичем Добронравовым в самом начале очень тепло ко мне отнеслись.
— Вы что-то их пели?
— С их «Мелодией» стал лауреатом международного конкурса, поэтому они меня как-то выделили, приветили, и сейчас продолжаю у них дома бывать, они принимают участие в моих концертах, я с большим удовольствием в их вечерах участвую.
«Магомаев — эпохальный певец, это как на Западе Элвис Пресли»
— В Советском Союзе было немало шикарных баритонов: Дмитрий Гнатюк, Николай Кондратюк, Юрий Гуляев, Анатолий Мокренко — это только Украина...
— ...Юрий Богатиков, Евгений Кибкало...
— ...Муслим Магомаев, разумеется, Иосиф Кобзон, Виктор Вуячич, Ермек Серкебаев...
— Да, много нас!
— Замечательные были артисты, но голосом вы мне напоминаете стоявшего особняком, потрясающего, на мой взгляд, певца Георга Отса...
— Есть сходство, правильно, я потом даже пел его фирменные произведения — арию Мистера Икс, песню «Старая мелодия» — есть такая... (Поет):
Поется в ней о солнце в небе ясном...
— ...О шелесте березы под окном...
— Голоса у нас с Отсом по тембру похожи.
— Знакомы вы с ним были?
— Нет, встречаться не приходилось, а вот к Раймонду Паулсу в Прибалтику приезжал — в свое время мы с ним диск с его песнями на Рижском телевидении и радио записывали...
— Мы столько баритонов перечислили, а кто из них вам особенно нравится?
— Магомаев, естественно, — я считаю, что он...
— ...номер один...

— ...эпохальный певец. Это как на Западе Элвис Пресли — вот такой уровень! Сильных исполнителей, сами понимаете, хватает, а еще же тенора были прекрасные — что и говорить...
— Сегодня молодые артисты, вызывающие у вас профессиональное восхищение, есть?
— Интересных певцов достаточно, но в основном им не хватает внутреннего содержания. Бывает, что голос хороший, а вот нутро, к сожалению, подкачало...
— А нужно нутро? При голосе-то...
— Обязательно. Без глубокого содержания певец состояться не может, это будет одна оболочка, обертка... Камень, поймите, я ни в кого не хочу бросить, но хотя бы Баскова возьмем — голос вроде неплохой, а внутри ничего.
— Я Иосифа Кобзона когда-то спросил, что для певца, на его взгляд, самое главное — голос, тембр, репертуар, и он сказал: «Голова» — вы это мнение разделяете?
— Конечно, в первую очередь — голова. Можно даже певца в полный рост не снимать: достаточно его глаза показать, мимику — и все. Вот почему мне Елена Камбурова нравится — великолепная певица: вот образец, пожалуйста. Мы видим это лицо, глаза — и все, больше ничего снимать не нужно.
«Сукачев — единственный рок-певец российский, все остальное — жалкие попытки подражания Западу»
— Вы Гарика Сукачева всегда выделяете...
— Ну, это шикарный исполнитель, наш единственный рок-певец российский. Больше их и не было — еще один неплохой был, но рано ушел из жизни.
— Виктор Цой?
— Да: если бы он дольше прожил, может, развился бы в рок-певца, а все остальное — это жалкие попытки подражания Западу. Истинный рок-певец, имеющий свое яркое национальное лицо, — это, конечно же, Сукачев.
— Энергетика сумасшедшая — откуда она берется, непонятно...
— Откуда? Изнутри, от земли!
— Когда вы начинали, государство было заинтересовано в поиске талантов — оно их искало, растило, лелеяло, пестовало, отправляло в полет. Сегодня время благоприятствует талантам или нет?
— Сейчас талантливой молодежи очень много, детей особенно. Я часто на конкурсах бываю — меня в жюри сидеть приглашают, слушаю их... На подходе очень многообещающее юное продолжение, и я думаю, что новый век подарит нам много интересных исполнителей, потому что они уже хорошо думающие певцы и в будущем только прибавят. Это дети-индиго в основном, то есть у них есть связь со Всевышним. Такие люди обречены на успех, потому что в творчестве всегда должен быть Бог.
— Вы, если не ошибаюсь, одно время с Алсу работали?
— Немного — кое-что записывали.
— Талантливая она?
— Безусловно, но сейчас немножко в семейные дела погрузилась — у нее дети, и поэтому от исполнительской деятельности, можно сказать, отошла...
— Вы голос ей ставили?
— Нет, Алсу поет, у нее свой стиль, манера, она музыкальное образование получила. Потом в Англии училась, у нее очень хороший бэкграунд... Человек, когда в той или иной среде живет, впитывает ее музыку — она много слушала зарубежной, английской, прекрасно на английском поет, которым досконально владеет. Алсу очень одаренная девочка.
«Ностальгия у меня не по Советскому Союзу, — что я там забыл? — а по тому времени, потому что мы были юные»
— Некоторые ваши коллеги, чей успех пришелся на советское время, а сегодня они не востребованы, брюзжат: раньше, мол, было лучше, а теперь... У вас, человека успешного и тогда, и сейчас, ностальгия по Советскому Союзу есть?
— Вы знаете, даже не по Советскому Союзу, а по тому времени, потому что мы были юные и в нас все-таки еще была романтика. Сейчас, к сожалению, эта романтика улетучилась и общество духовно обнищало, молодежь какая-то уже расчетливая пошла, прагматичная...
— И отношения между людьми раньше, наверное, лучше были...
— Конечно — вот к этому желание вернуться есть, а к строю... Ну что я там забыл? По большому счету, он все-таки консервативный был, особенно-то выделяться личности не давал.
— Да, уравниловка процветала...

— Вот другое дело, что и пропасть не давали — нищих у нас тогда не было, и в этом положительная сторона. Не было бездомных, проституции открытой...
— Была, но нелегальная...
— Да, закрытая, комсомольская какая-то, а потом все это обнажилось.
— В свое время вы в «Единую Россию» вступили, но потом эту партию покинули — почему вы туда вошли и почему ушли?
— Я сам в душе романтик, и когда какие-то изменения в стране происходят, мне кажется, что вот наконец-то появились люди, которые сейчас настоящим делом займутся: Россию поднимут, дадут народу возможность жить, искусство начнет процветать, но потом жизнь показывает, что нет: те же самые ребята прежними делами занимаются и остальное их не волнует. У них свои проблемы, которые они решают, — вот и все, поэтому я задний ход дал...
— Нужна была смелость, однако, чтобы «Единую Россию» покинуть...
— Да какая там смелость? Я ничего от нее не имел — если бы мне что-то дали, чем дорожишь, что потерять боишься: какие-то, ну, не знаю, звания, дома... Ничего — я все своим трудом зарабатывал, поэтому чего мне: пришел-ушел, вот и все...
«Ельцин такой выпивоха был... Мы обнялись и «Из-за острова на стрежень» с ним затянули»
— Не знаю, правда ли это, но ваши коллеги мне рассказывали, что однажды вы с Борисом Николаевичем Ельциным, обнявшись, русскую народную песню пели...
— Он же такой выпивоха был!
— То есть было?
— Да. Обнялись и «Из-за острова на стрежень» с ним затянули.
— Кто в вашем дуэте был лучшим?
— Более ярко у него получалось — он же раскованный.
— Борис Николаевич басом пел?
— Нет, у него баритон был.
— В ноты хоть попадал?
— Попадал, кстати, — слух имел от природы. Разносторонним он был — если бы голосом занялся, может, и певцом стал бы.
— Вы, наверное, и Брежнева видели?

— Я много раз для него выступал — лично не общался, конечно, а так... Буквально в пяти метрах от него стоял.
— Коленки не дрожали?
— Да нет вроде, такого не помню. Коленки когда дрожат? Когда опыта нет или, допустим, ты болен. Вот тогда нервничать начинаешь, думаешь, как бы не сплоховать, и то не коленки трясутся, а просто легкий мандраж начинается, а когда нормальное состояние, чего вибрировать — пой для людей.
— Это правда, что бывший мэр Москвы Юрий Лужков с вами по-татарски разговаривал?
— Он несколько слов знал и при встрече всегда с удовольствием их в оборот пускал. У него же мать из-под Уфы, по-моему, а там, в Башкирии, татар много живет. Лужков, наверное, с ними общался, может, даже среди них жил — я просто его биографию не знаю, а так очень душевный он человек.
— Тоже попеть любит...
— Любит (смеется). Юрий Михайлович, кстати, искусство поддерживал, на культуру денег не жалел. Во-первых, из бюджета очень большие суммы выделялись — сейчас так щедро эту статью не финансируют, плюс он ровно столько еще заставлял предпринимателей перечислять — у него был хороший фонд. Действительно, большие фестивали проводились, концерты — мы, артисты, много работали.
— Вы один из самых ярких представителей татарского народа, а можете сформулировать, за что свой народ — безусловно, великий — любите?
— Каждый народ велик, какой ни возьми — грузины, армяне, татары, но нас, к сожалению, с татаро-монголами часто путают. Вот кого ни спроси: «Что вы знаете о татарах?» — отвечают: «О, Чингисхан... Вы насаждали иго...». — «Какое иго? — возмущаюсь. — Мы с Чингисханом 13 лет воевали, у нас четверть населения в этой войне погибла». Мы, волжские булгары, сдерживали татаро-монголов, не давали им перейти Каму и Волгу, которая в то время называлась рекой Итиль, а когда они нас уже поимели, тоже вошли в состав Золотой Орды и вместе с ними пошли на запад...
— Михаил Задорнов так говорил: «Пришли татары и привели с собой монголов» — это и было татаро-монгольское иго?
— Монголов в то время было мало, поэтому из них состояли только руководство и какие-то части гвардейские — все остальные отряды из завоеванных народов набирались. Это были башкиры, туркмены, казахи, киргизы, азербайджанцы — их всех называли татарами. Всех!
Это было общенациональное государство тюркоязычных народов, и когда нас завоевали, мы, естественно, стали татарами...
«Если деревня ухоженная, палисаднички покрашенные, дома аккуратные, сад, баня стоит — здесь, значит, татарин живет. Если забор покошен, бани нет — русский»
— Какие черты татарского народа вам наиболее близки, какие нравятся?
— Во-первых, татары — очень трудолюбивая нация. Не в упрек русскому крестьянину скажу: допустим, по полю едешь и видишь деревню. Если она ухоженная, палисаднички покрашенные, дома аккуратные, сад, баня стоит — здесь, значит, татарин живет, а если забор покошен, бани нет...
— ...монгол...
— ...русский, то есть все сразу видно.
— И еще татары — очень аккуратная нация, любящая чистоту...
— Это к нам с исламом пришло, потому что, например, заходить в мусульманский дом в ботинках нельзя — в дверях их снимаешь. Прямо при входе пол выскребался скребками начисто — эта традиция в деревне до сих пор сохранилась. Драяли так, что аж блестел, и босиком, в носках в избу проходили, а сейчас многие дома в обуви ходят. Ну как можно уличную грязь в дом тащить — сними обувь в дверях!
— Я слышал, что вы происходите из очень религиозной мусульманской семьи, что ваш дед по отцовской линии, совершив хадж, построил мечеть...
— Да, было такое. Он жил в Башкирии, на границе с Татарстаном, и действительно был в хадже. Я нашел своих родственников, побывал в деревне, где та мечеть раньше стояла. Ее, конечно, уже нет, и дома его нет...
— ...и родственников, наверное, мало...
— Родственники как раз остались — внуки, правнуки, с которыми я разговаривал. Мой дед был довольно зажиточный по тем меркам — кулак, потому что имел свой магазин, свою маслобойню — заводик какой-то, торговлей занимался. Его родной брат был мастером по серебряным изделиям — в общем, не бедные люди, и, конечно, их в числе первых арестовали. Обоих в 1918 году забрали и с концами — так и сгинули.
— Вы религиозный мусульманин?
— Сейчас да.
— А когда ощутили потребность верить, соблюдать заповеди ислама, читать Коран?
— Это после 40 лет пришло... Я понял, что без веры в этой жизни что-то не так: как говорится, не хлебом единым, и если «Исповедь» Льва Толстого почитать, у него та же история. В юности, в молодости у человека одни цели — деньги, известность, а потом, достигнув какого-то возраста зрелого, ты понимаешь, что цели были неправильно выбраны. В Коране написано, кстати, что мужчина до 40 лет — ребенок: так и есть, а потом он начинает задумываться, осмысливать жизнь, и ориентиры имеет уже другие. То же самое получилось и у меня.
— Вы заповеди и посты соблюдаете, молитесь?

— Стараюсь. Ну, может, пять раз намаз не всегда совершаю, потому что график не позволяет. Сами понимаете, какой у меня режим: перелеты, переезды — иногда такой выжатый приедешь... То есть возможностей и условий нет, и просто усталость уже не дает, а так стараюсь, конечно, по мере сил...
— Свинину не едите?
— Ни в коем случае!
— А раньше?
— Раньше едал, конечно, — а куда денешься? Я же в студенческих столовых питался, в армии был, а там везде свинина — что ж тут поделаешь?
— И туалетной бумагой не пользуетесь?
— Дома — нет: у нас кумган (сосуд для омовения. — Д. Г.), вода. Сейчас же водопровод есть — гибкий шланг, кран специальный подводится, поэтому...
— То есть вы все требования ислама соблюдаете?
— Безусловно.
«Если мужчина правильный, здоровый образ жизни ведет, детей до 100 лет рожать может»
— Однажды вы признались: «Я грешил и пил, а теперь раскаялся»...
— Да, сейчас свои грехи отмаливаю. Вот здесь, с правой стороны, положительный ангел сидит, который в добрых делах помогает, а слева — отрицательный. Главное, чтобы левое плечо не перевесило.
— У мусульман разрешено многоженство — сколько жен одновременно можно иметь мужчине, исповедующему ислам?
— В Коране написано — четыре.
— Вы пробовали после 40 жить как правоверный мусульманин?
— Я всегда жил с одной женой — разводился, потом на другой женился. Сейчас у меня уже третий брак, но супруга одна: я не испытываю потребности жить с тремя-четырьмя сразу.
— Вы, наверное, не настоящий мусульманин...
— Ну, в этом плане (смеется), может, и так.
— Вы как-то обмолвились, что женщина до климакса энергию мужчине дает, а после — забирает...
— Может, не забирает, но уже и ничего не дает, потому что так природой устроено: когда женщина свой цикл материнский, детородный заканчивает, она входит в другую стадию, а у мужчины этот цикл продолжается очень долго.
— Бесконечно?
— В принципе, если правильный, здоровый образ жизни ведет, детей до 100 лет рожать может.
— Давайте выясним: до 40 лет надо одну жену иметь, да? Как правильно?
— Вообще, желательно с одной прожить: я по себе сужу...
— Все-таки...

— Но при условии, что она истинная — та, которая прислана тебе Всевышним. Это твоя половина, и ты должен, как говорится, чувствовать себя без нее нереализованным, несостоявшимся... В Коране написано: «Жена — это половина веры». Вот если у тебя супруга, присланная тебе Всевышним, если она точно твоя, то у тебя есть в жизни опора: ты на одной ноге твердо стоишь, а чтобы на обе ноги опереться, надо самому отрабатывать.
— Если исходить из теории, что жена после климакса ничего не дает...
— (Перебивает). Ну и что? Она может воспитывать детей, внуков.
— Но мужчине, получается, нужно в дом новую жену привести, молодую?
— Желательно, потому что, если только с прежней жить будет, свой потенциал не использует... Обратите внимание на семьи, где супруги — одногодки. Бывает, что у женщины уже особого интереса к сексуальной жизни нет, у нее какие-то другие потребности, она и мужа к этому подтягивает, а ему, наоборот, надо энергичным быть, чтобы потенциал увеличился, чтобы ему хотелось работать, двигаться, а для этого необходима...
— ...молодая кровь...
— Да, конечно.
— То есть в 40 лет жену нужно сменить?
— Необязательно.
— Но лучше...
— Закона такого, единого для всех, нет — можно прожить всю жизнь с одной женой великолепно. Я знаю прекрасные браки, супруги по 50, по 60 лет вместе, и при этом выглядят молодо, довольны — видно, что действительно любят друг друга. Это как раз, когда их соединил Всевышний...
— То есть любовь — главное?
— Безусловно, она — основа основ: без этого никак.
«Я старше родителей жены, но называю их бабай и абика, то есть дедушка с бабушкой, а они меня — молодой зять»
— Правда ли, что при разводе с предыдущей женой вы все ей оставили — из дома взяли одни гантели?
— Ну да...
— Так и должен настоящий мужчина поступать?
— В принципе, он не может не думать о женщине, о детях — им какое-то обеспечение материальное необходимо, поэтому...
— Какая у вас с нынешней женой разница в возрасте?
— 40 лет.
— Потрясающе! — я теперь понимаю, почему у вас так горят глаза. Вы не старше ее родителей?
— Старше, но называю их бабай и абика, то есть дедушка с бабушкой, а они меня — молодой зять. Так и есть...
— Они вас любят?
— Уважают — на любовь я уж, как говорится, не рассчитывал, хотя, судя по всему, все-таки да, любят. Мы хорошо общаемся, и они со всем сердцем ко мне относятся. Я тоже им благодарен за то, что дочь свою прекрасную мне подарили.
— Ваша жена — татарка?
— Да. Зовут ее, правда, Света — русским именем, но во-первых, она верующая, а во-вторых, знает, на чем отношения между мужем и женой строятся, потому что в правильных традициях воспитана. Уже четверо детей, мечтаем о пятом.
— Вы со Светланой вместе совершили паломничество в Мекку...
— Мы, когда никах заключили (мусульманский обряд бракосочетания), в первую очередь хадж совершили.
— Интересно это?
— Конечно, и потом, это как бы еще больше брачный союз скрепляет.
— Сколько людей в Мекке на площади собирается?
— Два-три миллиона примерно одновременно молится — представляете, какая энергетика в одном месте концентрируется?
— Фантастика!

— Это место — там, где черный камень в священной Каабе находится, — само по себе с невероятной энергетикой плюс несколько миллионов паломников начинают молиться... Что интересно: ни одного случая болезни, инфекции там не было — ничего, эта атмосфера все вычищает, а взять источник Замзам, который появился в безводной пустыне с той поры, когда пророк Ибрахим оставил там своего сына. Он бьет уже почти пять тысяч лет, из него пьют миллионы. В Саудовской Аравии эту воду развозят по магазинам, по отелям — она везде. Ее увозят за рубеж на самолетах, на машинах, но источник не иссякает — это тоже чудо, притом вода из него очень целебная.
Она, естественно, не портится, и когда ее пьешь, кушать уже не хочется: в ней такая энергетика, что заменяет все...
Говорят же, что человеку, которого питает космическая энергия, на еду мало и времени, и возможности выделять нужно: чуть-чуть поел — и ты уже сыт. Я с одним специалистом разговаривал, и он утверждает, что от еды мы всего 15 процентов энергии получаем — 85 процентов нам космос дает, а сейчас все идет к тому, что это количество чуть ли не до 100 процентов возрастет. Вот дети индиго больше этой энергии потребляют, поэтому еще меньше едят — моя старшая дочь, например, почти ничего не ест, и при этом очень крепкая, плотная, сбитая. Откуда у нее все? Оттуда идет!
— От двух предыдущих браков у вас сын и три дочери...
— Совершенно верно.
— И от третьего брака...
— ...три дочери и сын.
— Вот это да! — как говорил Сталин: «Будем завидовать»...
— Всевышний дает! — с его помощью все происходит.
— С детьми от предыдущих двух браков вы в хороших отношениях? Помогаете им, общаетесь?
— А как же, это обязанность. Я за них переживаю, конечно.
— Они уже профессии имеют, где-то работают?
— Сын-то еще нет, он только школу окончил, будет в университете учиться, а остальные уже работают, можно сказать — самостоятельные. Изредка помогаю, разумеется, когда обращаются, а в принципе, они уже сами по себе...
«Я узнал, что в «Бутырке» часовня находится — в ней Шаляпин еще для заключенных пел. «Давай, — начальнику предложил, — тоже спою»
— Вы пели на самых выдающихся сценах мира, что, впрочем, не помешало вам даже в Бутырской тюрьме выступить...
— Да, это правда...
— Как это получилось?
— С начальником «Бутырки» познакомился — эту должность тогда занимал мой однофамилец Рафик Ибрагимов. Он был очень продвинутый начальник — например, художественные выставки для заключенных устраивал, и от него я узнал, что у них прямо в тюрьме часовня находится. В этой часовне мой земляк Федор Шаляпин еще пел — тоже для заключенных.
— Ух ты! После Шаляпина, вообще-то, не грех...
— «Давай, — Рафику предложил, — я тоже спою». Ну а чего? Там же предварительное заключение — люди до суда сидят, и я уверен, что много...
— ...невиновных томится...
— Может, до половины таких, кого и не стоило туда сажать, поэтому... почему нет? Спел с удовольствием!
— Аплодировали?
— О да. Люди в коридоре сидели — он длинный, а лавочки вдоль поставили — от одной двери камеры до другой.
— Слышал, что ваши картины украшают Музей изобразительных искусств в Казани...
— Да, несколько моих работ туда взяли.
— Вы пишете маслом?
— Писал — я в свое время художественную школу окончил, и был период, когда живописью серьезно увлекся, с большим желанием ей занимался. У меня друг был Ильдар Зарипов — заслуженный художник России, его картины в самых разных музеях, вплоть до центральных, висят, за рубежом их много: ну очень сильный художник! Мы с ним сдружились, я три года в его мастерской работал, мы часто вместе на этюды, на пленэры выезжали — конечно, благодаря такому общению я много у него перенял. В результате работы накопились, какой-то опыт появился, а потом в выставках профессиональных художников начал участвовать, откуда кое-какие картины закупались. Таким образом и мои музей приобрел.
— На ваших холстах в основном какие сюжеты?
— Больше всего я пейзажи люблю...
— ...природу...
— Да, а потом понял, почему меня именно к этому жанру тянуло, а к остальным склонности не было, — дело в том, что ислам запрещает изображать животных, людей. Наверное, это подсознательно во мне сидело...
«В семье только по-татарски мы говорим»
— Это правда, что в вашем загородном доме по вашему дизайну все сделано?
— Да, от проекта до всяких деталей.
— Вы, я смотрю, во многих сферах талантливы...
— Кстати, это обычная ситуация среди тех, кто искусством живет, творчеством. Пение, музыка и живопись очень связаны, там одно полушарие мозга, видать, работает. Взять любого певца известного: Шаляпина, Отса, Магомаева — все они были прекрасными рисовальщиками, постоянно этим занимались, и у них великолепно получалось. Гуляев вон тоже очень рисовать любил...
— Вы говорите о себе: «Я казанский водохлеб» — это из-за того, что чай пить обожаете?
— Ну да, это уже традиция наша казанская.
— Сколько чая в сутки вы выпиваете?
— Раньше очень много пил.
— Ну, чашек 10 могли осилить?
— Спокойно — это уже норма.
— Пиво не пробовали?
— В свое время пивал, но потом, как говорится, одумался. Сейчас, конечно, не пью, да и пиво я меньше любил, а чай все-таки наш напиток, татарский, тем более с молоком. В деревне так было заведено: горячий самовар и чай, молоко. Еще смородиновый лист клали в заварку, чтобы аромат давал, и вприкусочку. В то время сахарок крепкий был — его кусочками кололи...
Я часто в деревне у бабушки отдыхал: у нас два больших самовара стояли — каждый литров на 12: один топился, а второй в это время уже водой заливался, готовился. Его растапливали после того, как первый со двора на стол заносили, — так они и гуляли с пяти утра до девяти вечера по маршруту: стол — двор, стол — двор, постоянно чай в доме пился.
— Вы, как положено настоящему мужчине, сами готовите, и, говорят, очень хорошо...
— Мужчины вообще повара отменные.
— Лучше женщин?
— Конечно. Посмотрите, кто в главных поварах повсюду, — нам это от природы дано.
— Что же вы готовите?
— Обычно шурпу баранью, раньше плов делал. В принципе, любое блюдо могу состряпать, но я его импровизирую: сам ингредиенты собираю, думаю, как они сочетаются... В общем, не по книге готовлю — блюдо сочиняю сам.
— А дома у вас повар есть?
— Сейчас у меня все прекрасно устроилось: бабушка великолепно любые блюда готовит — и национальные, и русские, она и дочь свою, мою жену, этому научила. Все гости, которые у нас бывают, потом опять напрашиваются: когда, мол, к вам можно еще приехать? — потому что очень вкусный стол у нас накрывают.
— В семье по-татарски вы говорите?
— Только. Я почему это сейчас за правило взял? Потому что в предыдущих двух браках жены у меня татарского языка не знали...
— А кто они по национальности были?
— Первая — русская, вторая — наполовину татарка, но татарским практически не владела. Естественно, дома по-русски разговаривали, ну а раз так, дети язык знать не будут.
— Я уже вижу, чем закончили жены, которые по-татарски не говорили...
— Да (смеется), это очень опасно, а сейчас наши дети великолепно и татарский знают, и русский — оба языка понимают и свободно на них разговаривают.
«Ну как так можно? Молодой стоит, а говорит: «Я пенсионер» — в 60 лет! Разве это возраст? Это только начало жизни»
— Я вам провокационный задам вопрос: почему вы так хорошо выглядите? Какие-то секреты у вас есть?
— Мне кажется, по-другому и нельзя — так и надо. Я иногда моих одногодков вижу, которые уже несколько сдали...
— Лучше бы их и не видеть...

— Думаю: ну как так можно? Молодой стоит, а говорит: «Я пенсионер» — в 60 лет! Разве это возраст? Это только начало жизни, то есть он себя автоматически на короткую дистанцию настраивает, а я сразу где-то 150 лет себе заложил.
— Не слабо!
— Ну, разумеется, если Бог даст. В принципе, человек, который такую программу для организма закладывает, как должен выглядеть? Только так и не иначе — это нормальное рабочее состояние, потому что надо двигаться, надо работать. Голова должна быть хороших идей полна, их нужно в жизнь претворять, энергия должна ключом бить.
— Сейчас, в свои 70, вы на сколько себя ощущаете?
— Лет на 35. Я, кстати, как обычно подсчитываю: от 100 отнимаю 65 — и 35 получается: вот это и есть мой возраст.
— Сколько часов в сутки вы спите?
— Да немного, вообще-то. Я быстро высыпаюсь, тем более живем мы в лесу, у нас прекрасная экология, чистый воздух. Если лягу нормально (а надо стараться не позже 11) — все, на утренний намаз уже просыпаюсь. Его следует читать от рассвета до восхода солнца, а светает сейчас рано, и я уже встаю. Потом, конечно, опять ложусь — могу еще пару часиков добрать, чтобы хватило. Я сам просыпаюсь, никто меня не будит...
— В каком городе, в какой стране вы лучше себя чувствуете?
— Дома, конечно.
— Дома — это под Москвой?
— Сейчас — да, но я по старой Казани скучаю. Она, к сожалению, вся перестроилась — ничего, связанного с детством, юностью, уже не осталось: ни дома, где когда-то я жил, ни улицы...
— Зато какая красивая Казань сегодня!
— Ну, она вся новая, а так, если из городов мира выбирать... Я же все-таки во Львове родился, и где-то в подсознании во мне желание сидит туда вернуться. Очень люблю старинные города европейские: Париж, Ригу, Вильнюс, Таллинн и Ленинград, кстати, тоже, но больше всего мне Италия нравится — это для творческого человека, тем более для певца, место прекрасное.
— Человеком мира вы себя ощущаете?
— Да, безусловно.
— А понимаете, что вы выдающийся певец?
— Ну, может, не выдающийся. Все свои ресурсы, которые мог бы, я не использовал, но еще постараюсь...
— До 150 лет, тем более времени уйма...
— В общем, надеюсь стать выдающимся.
— Знаете, я очень благодарен вам за интервью, и у меня только одна просьба: напоследок что-нибудь для ваших поклонников исполнить...
— Куплетик из татарской народной песни «Соловей» — годится? (Поет):
Ай былбылым, вай былбылым,
Агыйделнен камышы;
Ай былбылым, вай былбылым,
Агыйделнен камышы;
Тан алдыннан чут-чут килэ
Сандугачлар тавышы.

Экс-министр по вопросам жилищно-коммунального хозяйства Украины Алексей КУЧЕРЕНКО: «Из премии почти 46 миллионов долларов за то, что «Газпром», возможно, выплатит нам 2,6 миллиарда потом, руководство «Нафтогаза» уже сейчас забрало себе 20 миллионов»
Шведско-американский экономист Андерс АСЛУНД: «Война в Украине обходится России в 45 миллиардов долларов в год»
Миллиардер Марк ГИНЗБУРГ: «Детям в наследство гены, образование и личный пример я оставлю — надеюсь, правильный. Верю: то, что им нужно, они заработают сами»
Уроженец Львова певец Ренат ИБРАГИМОВ: «После 40 мужчине нужна новая молодая жена, иначе он свой потенциал не использует. До климакса женщина энергию мужчине дает, а после, может, не забирает, но уже и ничего не дает, потому что так природой устроено»
Насколько прилично быть самими собой
Двое из ларца: самые известные близнецы
Дом, милый дом. Кличко и Панеттьер показали новый особняк
Знаменитые актеры, которых не приняли в вуз
Родом из детства: звезды тогда и сейчас
Делу время, потехе час. Хобби звезд







Звезда "50 оттенков серого" показала грудь
Без комплексов. Lady Gaga показала белье
Дочь Джони Деппа ощущает себя лесбиянкой
Наталья Королева выставила грудь напоказ
18-летняя сестра Ким Кардашьян показала новую силиконовую грудь
Садальский о Василие Уткине: Где же твои принципы, Вася?
Пугачева будет судиться с Ирсон Кудиковой за долги
Джейн Биркин помирилась с Hermès
Тесть и теща Владимира Кличко не поделили деньги