Эммануил ВИТОРГАН: «Сквозь строй в женской колонии иду и слышу: «Ух, этого бы трахнуть!». Полковник, который меня сопровождал, спросил: «Может, хочешь?». Я: «Нет, не хочу»
Что человеку нужно, чтобы сквозь каменные стены проходить, любые жизненные преграды преодолевать и только вперед идти? Совсем немного: «Видеть цель. Верить в себя. Не замечать препятствия», — говорил в полюбившемся зрителям фильме «Чародеи» герой Эммануила Виторгана маг Ковров. Может, именно верность этому кредо помогла ему в 120 фильмах сняться, на театральной сцене во множестве прекрасных спектаклей блистать, а ныне он свою самую яркую и долгожданную роль играет — роль молодого отца, о которой давно мечтал и которую, наконец, в 78-летнем возрасте благодаря супруге Ирине получил.

Рождение у этой эффектной пары в феврале нынешнего года дочери Этель сенсацией стало, и не только потому что, как 56-летняя Ирина утверждает, к помощи суррогатной матери она не прибегала, а сама ребенка выносила и родила. В московской театральной тусовке, где нынче отцами в возрастной категории 60 плюс становиться модно, Эммануил Гедеонович по количеству прожитых лет — рекордсмен: между появлением на свет его старшей и младшей дочерей более полувека прошло, к тому же крошка Этель, что «благородная» означает, всех пятерых внуков и даже двух правнуков Виторгана младше.
Любящий папаша с коляской гуляет, младенца из бутылочки кормит, трепетно свое чадо на пляже прижимает... Эти трогательные фотокадры все российские (и не только) СМИ обошли, а еще, по словам Эммануила Гедеоновича, ни кроватку, ни коляску, ни одежки они с женой дочурке пока не покупали — на этой статье расходов прилично сэкономили, потому что, в отличие от широкой общественности, которая к столь позднему отцовству с некоторым предубеждением отнеслась, родные и близкие прибавление семейства на ура приняли и подарками малышку просто завалили. Часто какие-то вещицы сын Эммануила Гедеоновича Максим приносит, и хотя журналисты тут же написали, что Этель одежки после своего племянника Платоши, ребенка Максима Виторгана и Ксении Собчак (тот годом раньше родился), донашивает, Эммануил Гедеонович на мелкие пакости внимания не обращает: ну и пусть злословят!
Что такое женская любовь, он, актер с голливудской внешностью, воплощение притягательной мужественности на экране и в жизни, лучше кого бы то ни было знает, а теперь вот понял, какое блаженство любовь крохотной дочки подарить может. «Для меня появление этого ребенка целый новый мир открыло, — признается артист. — Можете не поверить, но именно ухаживая за Этель, я, кажется, наконец, в полной мере осознал, что такое отцом быть, ведь до этого столько работал, что чисто физически возможности много времени с детьми проводить не имел». Ему совершенно не важно, чем малышка занята: кушает ли, играет ли — он может, замерев, два часа над ее колыбелькой сидеть и любоваться, как она спит.
...Когда после ухода любимой жены Аллочки Балтер убитый горем Виторган в квартире заперся и из розетки шнур телефона выдернул, по которому беспрестанно какие-то женщины с недвусмысленными предложениями звонили, ему казалось, что все кончено, даже мысли о самоубийстве посещали. Разве мог он тогда представить, что со временем боль утихнет, а жизнь, должное его стойкости воздавая, щедрый подарок ему сделает? «Если правда, что долголетие счастье приносит, — смеется Эммануил Гедеонович, — у меня сейчас все основания имеются проверить, так ли это на самом деле»...
Сегодня моему собеседнику есть ради кого жить и работать, а ведь многие еще год назад считали, что виторгановские планы ребенка родить — всего лишь пиар стареющего артиста. Эммануил Гедеонович, правда, знал, что для этого нужно: «Видеть цель. Верить в себя. Не замечать препятствия» — и все получилось. «На возраст не смотрите, рожайте!» — призывает актер сверстников, и останавливаться на достигнутом они с женой Ириной не собираются. Виторгану, которому судьба и родители красивое библейское имя подарили, есть на кого равняться, ведь ветхозаветный патриарх Мафусаил, как из Библии следует, сына в 187 лет зачал.
«У папы 10 сестер и братьев было, у мамы — 11: полкладбища одесского — могилы моих родственников»
— Должен сказать, Эммануил Гедеонович, что ваши имя, отчество и фамилия — вы смеетесь уже! — довольно необычно звучат: откуда они у вас?
— Эммануил, как мы знаем, — это другое имя Иисуса Христа, в переводе — «с нами Бог», хотя выбор для моих родителей странный, потому что папа всю жизнь коммунистом был, семья — атеистически настроенная и никакого отношения к церкви не имела. Никакого! — не только к православной, но и к той, к которой мы по национальности принадлежим.
— Может, кого-то из родственников Эммануилом звали?

— Это имя маминого брата, которого во время погрома в Одессе убили, и вообще, все мои родные и близкие — одесситы: все!
— А в Одессе погромы были?
— Конечно!
— Кого громить, понятно было, но кому...
— ...тоже понятно — и этих энное количество всегда найдется. Да, в память о мамином брате меня так назвали, а что отчества касается... Гедеон — тоже царь еврейский — очень-очень дальних времен, это папино имя по паспорту, хотя все его Геннадием звали — упрощали всегда.
— Не царское это имя...
— Не царское, а что Виторган... На творческих вечерах довольно часто меня спрашивают: «Что у вас за фамилия непонятная — вы прибалт или немец?», при этом вопрос: «Вы еврей?» ни разу не прозвучал, а я еврей чистокровнейший. Отвечаю обычно так: «Вы латынь знаете? Вита на латинском — это жизнь, ну и плюс орган. Вит-орган получается — жизненный орган».
— Весь род из Одессы у вас и по папиной, и по маминой линии?
— Все абсолютно. У папы 10 сестер и братьев было, у мамы — 11, и, когда на каникулы в Одессу я приезжал, за два месяца всю родню свою обойти не успевал.
— У вас до сих пор, к кому в этом городе наведаться, есть?

— Очень немного их осталось, совсем уже немного. Полкладбища одесского — могилы родственников: там и дяди, и тети, и братья двоюродные лежат, и племянники уже, к сожалению.
— Когда по Дерибасовской или по Привозу идете и в лица людей всматриваетесь, понимаете, что той, прежней, Одессы больше нет?
— Ну, не знаю... Я бы таких резких выводов не делал, потому что в Одессе не жил, но у меня замечательные, совершенно потрясающие родственники там были — истинные одесситы. Мои родители уехали и случайно меня в Баку родили. Папа Одесский мукомольный институт окончил, по специальности инженер-мукомол был, по стране колесил и мукомольную промышленность, разрушенную войной, восстанавливал, поэтому во множестве городов Советского Союза работал: мы в Баку, Ставрополе, в Астрахани, Ленинграде, потом опять в Астрахани жили, и везде, даже там, где мы не жили, меня почему-то своим земляком считают. Я не сопротивляюсь: «Да, хорошо, земляк, — говорю. — С удовольствием это звание принимаю и вам всего самого хорошего желаю».
Вот такая история... Сегодня наиболее дорогой для меня город — это Астрахань, где с четвертого по десятый класс я провел: там мои родители лежат, поэтому я ежегодно его посещаю.
«Актерская профессия на профессию девочек очень похожа, которые у нас на Тверской стояли»
— Как актера я вас, будучи еще ребенком, запомнил, когда фильм «И это все о нем» увидел, где отпетого уголовника Аркадия Заварзина вы играли. Вот Игорь Костолевский в роли Женьки Столетова — герой положительный...
— ...да, комсомолец...
—...а вы — отрицательный...
— На протяжении всех серий подозревали, что убил его я.
— Сбросили с поезда, по-моему...
— Да, но потом выяснилось, что я его вовсе не убивал.
— Вам этот образ отрицательного героя, безусловно, удался, и, кстати, по вашей фильмографии судя, вас часто на роли то агентов ЦРУ, то каких-то негодяев приглашали...

— Действительно, я огромное количество мерзавцев переиграл и поражен тем, что люди, тем не менее, относятся ко мне замечательно.
— Насколько я понимаю, подлецов играть не каждый актер соглашается...
— А я, наоборот, охотно такие предложения принимал и объясню, почему. Не вам рассказывать, что и писатели, и драматурги, и сценаристы отрицательных персонажей...
— ...скрупулезнее, тщательнее всегда выписывают...
— Там такая жизнь мясистая, и проживать ее очень интересно. Вообще, для меня до сих пор загадкой остается, почему люди — а все мы вроде бы одинаково на этот свет появляемся — настолько разными вырастают: кто-то в такого превращается, а кто-то — в этакого, поэтому никогда от таких ролей я не отказывался. Мне всегда очень хотелось и продолжает хотеться — наверное, какой-то я ненормальный! — отрицательных персонажей играть, и до сих пор мне кажется, что зрители, которые в залы театров, кинотеатров приходят и ту жизнь, которую я на экране или на сцене проживаю, видят (ну, на сцене положительных ролей у меня больше, чем в кино), понимать должны: действительности это не соответствует...
— Какая из сыгранных вами отрицательных ролей самая, на ваш взгляд, глубокая?
— Вы вот Заварзина из фильма «И это все о нем» назвали и действительно в точку попали, потому что в кино ни одной роли, по мощи с моими театральными сравнимой, у меня не было — ни одной!
— Это беда?
— Нет, во всяком случае, театру я благодарен, потому что он для меня — мой дом.
— Понятно, хотя, с другой стороны, от театральных ролей ничего не останется...
— Моя жизнь останется, которую я там провел.
— Это да, но кино и через 50 лет, и позднее посмотреть можно, а в театре спектакль сыграли, зрители разошлись — и все...
— Ну вы же знаете: актерская профессия на профессию девочек очень похожа — не знаю, где в Киеве они стояли, а у нас на Тверской...
— У нас на Окружной...

— И у нас туда их перенесли. Наша профессия такая — не мы выбираем, а нас выбирают: вот и все! — поэтому от отрицательных ролей я ни в коем случае не отказывался. От положительных — случалось, потому что неинтересно было. Раньше, вспомните, каким положительный герой был — настолько от жизни оторванным, что вид делал, будто не знает, откуда и почему дети происходят и как на этот свет появляются. Сейчас, слава богу, время уже иное, и даже он на экране или театральной сцене ошибаться может...
— ...сомневаться...
— ...мучиться, попытки (показывает — застрелиться) суицида делать и так далее, так что...
Нет, нет, ничуть об этом я не жалею. Так получилось, что на 2008 год и вот сейчас, на 2009-й, юбилеи выпали. В 2008-м 50 лет творческой деятельности исполнилось, а не за горами уже 80-летие — кошмар!
— Глядя на вас, и не скажешь...
— Я тоже, когда эти цифры называю, так напрягаюсь, понимаю, что лет мне уже многовато... Недавно фильм, в котором снимался, озвучивал, на экране себя увидел и подумал: «О-о-о! Кажется, тебе хорошо за 70», а так лет этих совсем не ощущаешь.
«Она одно слово: «Еврей» произносит — и у меня слезы фонтаном: бум!»
— Какие-то комплексы по поводу возраста у вас есть?
— Никаких, просто физически, наверное, быстрее, чем раньше, я устаю, но это естественно, да? Когда человек молод, он более энергичный, выносливый.
— Вас, насколько я знаю, за границу долго не выпускали — почему?

— Никакой истории там не было — просто глупость большая. Действительно, когда в Ленинграде я жил, в фильм «Миссия в Кабуле» на роль первого секретаря советской дипмиссии меня пригласили...
Съемки в Кабуле планировались (еще до всех событий афганских, до того, как генерал Громов, бывший наш областной губернатор, ограниченным контингентом советских войск там командовал) и в Индии. Я тогда впервые должен был за границу выехать, мы с женой чемодан купили, чтобы покупки складывать, но дня за два до отлета директор фильма позвонил — ко мне на студии очень хорошо относились... «Эмма, — сказал, — ты не летишь». Я: «Как?», а он: «Не приставай, объяснять не хочу — со всеми вопросами, пожалуйста, в Ленинградский обком партии обращайся — кабинет такой-то, там Марьиванна какая-то сидит». Я пошел...
— Наивный вы...
— Да нет, совершенно по-советски воспитан я был, и до этого момента никаких поводов даже не имел, чтобы в чем-то сомневаться.
— Вы уже много снимались?
— Дело даже не в этом — я председателем совета пионерской дружины был, членом комитета комсомола в институте...
— Порядочный, без буржуазной червоточинки человек...
— Нормальный, советский, со значком комсомольским, со всеми делами... Прихожу, в общем, в обком Ленинградский, действительно, женщина сидит, которая, очевидно, идеологией руководила, — точно уже не помню, с халой внушительной: помните, прически такие были?
— Да это забыть нельзя!
— Я ей: «Как ни странно, но мне сказали, чтобы я к вам зашел. Вы не могли бы мне объяснить, почему в Индию я не лечу?». Она в ответ: «Могу» — и одно слово: «Еврей» произносит. В цирке клоуны, чтобы заплакать, такую фиговину, баллончик-грушу, нажимают — и у них из глаз струя бьет: пж-ж-ж! — и я так же: когда она это сказала, у меня слезы фонтаном: бум!
— В халу...
— Вот и все — причина в этом заключалась, а потом я ездил.
— Обида сильная была?
— Скорее — жуткое непонимание, потому что действительно ни малейших поводов в моей благонадежности усомниться я никогда не давал. Папу из партии исключали — было дело.
— Не так муку молол?

— Знаете о знаменитом «деле врачей»?
— Конечно...
— Так этого мукомола почему-то из партии выгнали...
— Он же в белом халате ходил — наверное, подумали, что с медиками заодно...
— (Смеется). Спустя время партбилет все-таки вернули, но отец жутко переживал — вот это трагедия была, а меня по молодости отказ не так ошарашил, и я-то ладно — режиссера-постановщика этого фильма не выпустили.
— А его по той же причине?
— Да — Леня Квинихидзе фамилию мамы носил, а папа у него еврей по фамилии Файнциммер.
— Ну так кто ж ему виноват? Ясно...
— Вспоминается это теперь с улыбкой, хотя, конечно, огорчений принесло много.
«Снимай, а то перо получишь!» — сказал он. «Это перо себе в ... вставь», — я ответил»
— Вы фактурный, крепкий мужчина, а это правда, что однажды в рукопашную схватку с вооруженным хулиганом вступить не побоялись?
— Не в рукопашную — там все интереснее было. Это в Ленинграде случилось, я по Невскому шел, а перед Аничковым мостом, там, где кони знаменитые, остановка троллейбусная. Как раз троллейбус подошел, дверцы открылись, и парень молодой выскакивает, моряк...
—...вразвалочку...

— В руке у него — пистолет: он явно то ли наколот, то ли чего-то перебрал, идет очень быстро и мимо меня проходит. Я автоматически, о последствиях даже не думая, взял и пистолет из руки у него вырвал — и все: зажал и идти спокойно вперед продолжаю, а морячок ничего даже не понял: вертится, уже просто орет, но вокруг толпа. Прошел я немножко, пистолет карман оттягивает... Сам себя спрашиваю: «Зачем это сделал? А если бы, когда я схватил, он среагировал?».
— И что с пистолетом потом было?
— С Аничкова моста в Фонтанку его выбросил — вот такая история. Кого-то персонально я не защищал, просто рефлекс вдруг какой-то сработал, а ведь, когда пистолет зацепил, тот парень — он же глупый! — меня пристрелить мог.
— Кстати, о троллейбусе — в нем, если не ошибаюсь, на вас покушались, часы снять пытались...
— Мы сейчас какие-то страшные истории рассказываем. Людей напугаем — они спать не будут. (Смеется).
Это действительно история изумительная была. В Театре Маяковского знаменитого флотоводца Нельсона я играл — он же очень мощный такой, с решительнейшим характером...
— ...и одним глазом...
— Ну да. После спектакля я из театра вышел и в троллейбус сел, до дома — он у меня тогда на Краснопресненской был — несколько остановок проехать. Я еще весь в своей роли — вообще, после спектакля обычно часикам к трем отхожу, и какой-то человек подсаживается, а до этого у меня день рождения был и мне часы подарили.
— Хорошие?

— Seiko. Это давно было — тогда о таких только мечтать можно было...
«Времени сколько?» — попутчик спрашивает. «Столько-то», — отвечаю. Он Seiko увидел: «Какие часы хорошие!». Я согласился: «Да, хорошие». Не глядя друг на друга, переговариваемся, в салоне троллейбуса еще несколько пассажиров сидит...
Он вполголоса: «Ну, может, хватит? Поносил...». — «Да нет, — говорю, — я только начал». Он снова: «Давай снимай!». — «Не могу», — отвечаю: вот так разговариваем — тихо, спокойно. Я еще в Нельсоне, который всем и вся руководил и только что леди Гамильтон — Наташу Гундареву — целовал. Этот мужик с нажимом: «Снимай!». Я: «Нет!». Он: «Снимай, а то перо получишь!». — «Это перо себе в... вставь», — я ответил и то место назвал, куда обычно его вставлять предлагают.
— Одним словом, Нельсон...
— Попутчик, похоже, терпение терять стал: «Сейчас ты договоришься!» — и матом так... очень сдержанно. Я к нему повернулся: «Ты что?..», а он на меня смотрит и вдруг: «Извини! Извини! Как же я тебя не признал? Прости меня, пожалуйста. Хочешь, со всех часы сниму и тебе отдам?».
Кстати, об отрицательных персонажах... Обычно, когда куда-нибудь на гастроли или на съемки мы приезжаем, меня всегда на перроне или в аэропорту представители из органов встречают: тогда КГБ был, сегодня это ФСБ, ну и так далее...
— Погреться в лучах славы хотят...
— Они меня на экране, на сцене видят — и им пообщаться интересно, а общение, естественно, где? В парилке — условно это «чаю выпить» называется, и в одну из таких встреч в Калинине — как он сейчас именуется?
— Тверь...
— Да, да, меня спросили: «Ты в тюрьме выступить не хочешь?». Я: «Хочу!». Актеры же очень любознательны вообще, людьми мы питаемся (так же, как и зрители нас жрут, в театре или в кино на нас глядя).
И вот я туда, за колючую проволоку, попал — это очень интересно было, очень! Там несколько человек сидели — матерые, колоритные паханы такие, которые практически не выходят: срок закончился, они только освободятся — и тут же новое преступление совершают, чтобы назад вернуться. Там и библиотека весьма приличная была — мне такие вопросы задавали, которые и в обычной аудитории не часто услышишь, а опыт у меня огромный: творческих вечеров много я проводил. Мне это нравится, потому что там то, что думаю, сказать могу...
— ...и опять-таки обратная связь...

— Конечно. Заготовленных текстов авторских у меня нет — это мое понимание жизни. Часа три я с теми людьми провел, мы абсолютно нормально общались. Выходим — меня спросили: «А в женской зоне выступить не хочешь?». Я: «Интересно, конечно» — и меня туда ведут: она чуть ли не через дорогу, оказывается.
— Не через подземный ход провели?
— Нет (смеется). Вокруг меня крепкие такие ребята идут — полковник, начальники разные, женщин выстроили... Они почему-то — меня это поразило! — все в платочках, очень накрашенные, губы особенно, на них не по сезону теплая одежда какая-то (летом эти телогреечки странно выглядели). Я сквозь строй иду и слышу: «Ух, этого бы сейчас трахнуть!» — оттуда, от женщин несется. Поворачиваюсь, а полковник, который меня сопровождал, спросил: «Может, хочешь?».
— Потрясающе...
— Я: «Нет, не хочу». В зал, полный женщин, вхожу и совершенно не нарочно вдруг о детях говорить начинаю. Просто не знаю, почему — не для того, чтобы раны разбередить, воспоминания вызвать... Весь зал — в слезы, и мы с ними часа четыре замечательно провели.
Один из тех, с кем я в мужской зоне общался, мне в троллейбусе и попался. «Мы так хорошо с тобой беседовали...» — сказал и еще раз: «Извини», и еще раз: «Хочешь, часы у всех остальных сниму и тебе отдам?».
«У Гончарова очень сложный характер был — очень! Людей незаслуженно обидеть мог — голос только на Джигарханяна, Гундареву и на меня не повышал»
— Театр Маяковского, в котором вы долго служили, особенно модным, в отличие от Таганки и «Современника», в общем-то, не был, тем не менее, у него все-таки золотое десятилетие было, когда едва ли не каждая премьера в жизни театральной Москвы событием становилась. В чем же секрет того периода? В таланте главного режиссера Гончарова, в созвездии прекрасных актеров?
— Вы абсолютно правы, такое совпадение произошло — Гончаров был и, конечно, совершенно потрясающие артисты, этот театр определенную нишу занимал.
— Давайте же звезд «Маяковки» тех лет перечислим: Армен Джигарханян, Наталья Гундарева, Александр Лазарев, Светлана Немоляева...
— ...Игорь Костолевский, Миша Филиппов, Таня Васильева — много, много. В этом театре многие звезды переработали.
— Но и уходили ведь многие, правда?
— И уходили... У Гончарова очень сложный характер был, очень!
— Деспотический?
— Людей незаслуженно обидеть мог, даже тех, кто с ним эту жизнь — 30 лет в театре — прошел. Почему тот же Армен Джигарханян ушел?
— Из-за Гончарова...

— ...Андрея Саныча. Армен курс во ВГИКе набрал, к Гончарову зашел и попросил: можно, мол, чтобы во ВГИК мне не ездить, я со студентами после окончания репетиций и до спектакля, с трех часов дня до семи, работать здесь буду? У Гончарова какой-то бзик случился, и он отказал, хотя помещение свободно было. Армен обиделся и ушел, а ведь он слава театра, который они с Андреем Санычем вместе рожали. Вместе с тем, должен вам сказать, что вообще Гончаров талантливейшим человеком был, — талантливейшим! — и лично я ему многое простить готов.
— За талант?
— Да. Он, вы знаете, голос только на трех людей не повышал — на Армена Джигарханяна, Наташу Гундареву и на меня: все! — а там людей по живому кромсать мог: тех же Лазарева и Немоляеву...
— Прекрасных актеров...
— Да просто характер жуткий.
— Ну а что значит «кромсать»? Орать, унижать?
— Да, да, да, и даже один раз до того дошло, что Света Немоляева сказала: «Все, я из театра ухожу, мы с Сашей уходим», и к ним в гримуборную я влетел и их убалтывал: «Ребята, ну что вы, Гончарова не знаете? Вы же его лучше, чем я, изучили, вы с ним большую жизнь прожили». Вместе с тем я ему действительно многое простить могу, потому что он человек этого дома — ничего другого для него не существовало.
«Всю историю театра во двор под дождь выбросили, и, когда это увидел, озверел. Вот тогда и решил: ухожу»
— Вы, для кого театр Маяковского тоже домом был, тем не менее бросили его, ушли — чем такой серьезный поступок вызван?
— Да, таких поступков в моей жизни, очень серьезных, несколько было. Один из них — переезд из Питера в Москву, где, при всей прежней популярности, опять с нуля начинать пришлось. Москва — жесткий город...
— ...никто никого там не ждет...
— ...и вот опять все с нуля. По-моему, это нормально, а почему я из «Маяковки» ушел... Мы только что о Гончарове говорили... Да, сложный он характер имел, хотя и пошутить мог. В его время у нас в театре и капустники, и всякие дела были, мы и дурачились, и все праздники вместе проводили, и вот Андрей Саныч из жизни уходит, и мы — я имею в виду членов художественного совета — понимаем, что какой-то замены сиюминутной ему просто нет. Он ведь очень мощной фигурой был.
— ...и на смену себе никого не готовил...

— Это просто беда, но о преемнике и Товстоногов не позаботился — БДТ без главного режиссера остался. Казалось бы, какое количество учеников и у Гончарова, и у Товстоногова Георгия Александровича, но БДТ долгие годы никто из режиссеров не возглавлял, Кирилл Лавров, бедный, мучился — этот воз тянул. Странно очень...
Мы, в общем, тогда решили: надо, чтобы ученики гончаровские Петр Фоменко и Эймунтас Някрошюс — а это все мощная режиссура! — по спектаклю в сезон поставили, пока возможность выбора не подойдет. Мы хотели, чтобы новый худрук планку ниже не опустил, а хотя бы театр удержал, правда, должен признаться, последние спектакли Гончарова далеко не на том уровне были, на котором он предыдущие делал. То ли физически ослабел, то ли еще какая-то причина... Это его, конечно, жутко волновало и внутренне невероятно бесило, и, я думаю, это одной из причин его болезни и ухода из жизни стало.
Не знаю, как все сложилось бы, но директор театра Михаил Петрович Зайцев, который с Гончаровым все эти годы прожил, объявил: «Ребята, из управления культуры позвонили и сказали, что до Нового года нового главного назначить надо», и две фамилии назвал. Вслух вторую произносить я не буду, но...
— ...а первая — Арцибашев?
— И среди этих двух — Арцибашев. Я: «Наверное, Сережа лучше, потому что помоложе и позаводнее, но у него маленький театрик на Покровке, а тут такая махина». И все члены худсовета в один голос: «Сережа Арцибашев!». Он в театр пришел, мы этому в сложившейся ситуации весьма рады были, но так воздух поменялся... Я такого не предполагал и очень сожалею, что, когда о назначении говорили, эту фамилию называл. Ну что мне с ними бороться? Зачем мне это надо?
— Какая-то последняя капля, когда вы поняли: все, уходить надо, была?
— Я из театра ушел, в котором 24 года провел и которому очень благодарен. Массу прекрасных и светлых минут там пережил, да и труппа замечательнейшая — было у кого всему учиться. Это отторжение по нарастающей шло... То ли время сейчас такое — даже не знаю...
Началось с того, что гоголевская «Женитьба» на свадьбе какого-то олигарха была сыграна.
— Да вы что?!
— И олигарх с невестой участие в спектакле принимал — вы представляете?
— Неожиданный поворот...
— Я просто поражен был — во-первых, моими коллегами, которые на это пошли...
— И у какого же олигарха?
— Да не знаю — из Думы кто-то...
— Креативный какой человек — на собственной свадьбе на сцену выйти рискнул...
— Сам факт меня поразил, но той ударной волной, которая из театра меня снесла, еще не стал. Нет, работать я продолжал, хотя масса всяких нюансов имелась, но потом... У нас на ярусах вся история театра размещена была, которому уже 96-й год, между прочим.
— Афиши, портреты...

— Да, там такие имена — кого на тех ярусах только не было! Говорю же: в этом театре замечательные, потрясающие артисты играли — Бабанова, Астангов...
— Бабанова еще при Охлопкове примой была...
— Да, да! Там мощные руководители работали: Мейерхольд, Охлопков, Гончаров — все громкие, активные, театру в этом смысле везло. Короче, всю его историю во двор под дождь выбросили, и я, когда это увидел, озверел — ну просто озверел! То, что можно было собрать, собрал, и у меня сейчас в офисе часть тех фотографий висит, но все же размокло — история театра!
— Кошмар!
— Вот тогда и решил, что все, ухожу, — оставаться там не могу, но понимал, что замену на мои роли ввести очень сложно — не потому, что настолько хороший актер, просто еще кого-то такого же не было. Поэтому играть до тех пор согласился, пока они артиста найдут, чтобы вместо меня в спектакли ввести. Пять названий, по-моему, оставалось, год я работал, а потом они какую-то гадость сказали, уже лично ко мне относящуюся, и я просто повернулся и ушел.
Больше туда не захожу, хотя в двух минутах ходьбы от театра живу и из спальни у нас моя гримерка видна — через двор просто (поэтому всегда на репетиции я опаздывал). До сих пор ребята из театра много звонят, мы очень хорошо общаемся — что ни говорите, а атмосфера даже при таком жестком руководителе, как Гончаров, нормальная была.
(Окончание в следующем номере)

Певец и композитор Павел ЗИБРОВ: «Тимошенко прекрасно поет, у нее хороший голос. «Женщина любимая» мы с ней дуэтом пели...»
Глава Ассоциации психиатров Украины Семен ГЛУЗМАН: «Я был бы очень скверным президентом — в тюрьмах сидели бы не карманники, а другие люди»
Народный депутат Украины Олег БАРНА: «Чтобы Украина росла, мы должны продавать России все — залить их спиртом и водкой!»
Эммануил ВИТОРГАН: «Сквозь строй в женской колонии иду и слышу: «Ух, этого бы трахнуть!». Полковник, который меня сопровождал, спросил: «Может, хочешь?». Я: «Нет, не хочу»
Живые люди выходят из моды?
Телеведущий и генеральный продюсер телеканала NewsOne Василий ГОЛОВАНОВ: «Что это за игра, когда мы должны догадываться, у кого можно брать интервью, а у кого — нет? Где список запрещенных?»
Двое из ларца: самые известные близнецы
Дом, милый дом. Кличко и Панеттьер показали новый особняк
Знаменитые актеры, которых не приняли в вуз
Родом из детства: звезды тогда и сейчас
Делу время, потехе час. Хобби звезд







Звезда "50 оттенков серого" показала грудь
Без комплексов. Lady Gaga показала белье
Дочь Джони Деппа ощущает себя лесбиянкой
Наталья Королева выставила грудь напоказ
18-летняя сестра Ким Кардашьян показала новую силиконовую грудь
Садальский о Василие Уткине: Где же твои принципы, Вася?
Пугачева будет судиться с Ирсон Кудиковой за долги
Джейн Биркин помирилась с Hermès
Тесть и теща Владимира Кличко не поделили деньги