Лидер группы «Ленинград» Сергей ШНУРОВ: «Возрождение империи — это сон про пипиську, о нем забыть нужно»
(Продолжение. Начало в № 42)
«Рок-н-ролл, на самом деле, это эвфемизм слова «е...ля»
— В детстве вы играть на скрипке учились, поэтому преимущественно на произведениях Чайковского, Рахманинова и Баха росли, а сегодня какую-либо классическую музыку слушаете?
— Да.
— Кого?
— Рахманинова, Стравинского еще — время от времени много чего слушаю. В «сидюках» у себя (не помню, откуда взялось, наверное, по пьяни где-нибудь купил) американское издание Паганини нашел, дисков 20, наверное, — в машине сейчас звучит.
— А попса не звучит?
— Нет, радио я не включаю, хотя опять-таки что под попсой понимать? Ранняя Пугачева мне очень нравится, хотя это поп-артистка, попса.
— А чем ранняя Пугачева нравится?
— Там драматургия в песнях есть, и вообще много что.
— Надрыв...
— Не всегда — собственно, это моноспектакли такие, и потом аранжировки у нее интересные. Не знаю, или кто-то еще у нас такой сыгранности группы добивался. Думаю, нет.
— А чем, по-вашему, поздняя Пугачева от ранней отличается — сформулировать можете?
— Могу. Если раньше какая-то игра в ее песнях, как в «Арлекино», скажем, была, то потом Пугачева одну эмоцию — разбитной бабы — транслировать стала.
— И все?
— По-моему, так.
— Голос Высоцкого, безусловно, своеобразным камертоном не одному поколению служил — на людей, которые авторскую песню исполнять хотели, жизнь Владимира Семеновича, его творчество мощное влияние оказали, а вы на себе это ощутили?
— Русскоговорящего человека, на которого бы Высоцкий влияния не оказал, нет — ну просто нет!
— При этом многие 20-летние сегодня, кто такой Высоцкий, не знают...
— Дело в том, что у 20-летних он уже в подкорке, в бессознательном — они и не знать могут, но все равно этим пользуются. Точь-в-точь как с мобильным телефоном — как он устроен, не знаешь, но по нему звонишь. Они вот так живут, и то же самое я отвечаю, когда мне говорят, что нынешняя молодежь классической литературы не знает: все равно эта литература вся здесь — в языке, в нюансах каких-то...
— Высоцкому подражать вам никогда не хотелось — подсознательно опять-таки?
— Нет, исключено: Высоцкий — это Высоцкий!
— Среди сотен его песен любимая у вас есть?
— Мне «Холода» нравятся — она редкая, отдельная какая-то, совершенно на него не похожая.
— Что-то из Владимира Семеновича петь вы пробовали?
— Не то что пробовал — меня заставляли.
— Как это?
— Ну так. У нас программа «Своя колея» есть — вернее даже, премия, которую сын Высоцкого Никита учредил и организовал, и время от времени он мне звонит и говорит: «Ну-ка, давай! Тпру! Пой!». Кстати, в репертуаре «Рубля» абсолютно неузнаваемая и переделанная в мажоре песня Высоцкого есть. От музыки там вообще ничего не осталось — «Ну о чем с тобою говорить?!» называется...
— ...«...все равно ты порешь ахинею...».
— Это вот она, ага, потом песню «Холода» я исполнял, потом про Кука...
— «Но почему аборигены съели Кука?»...
— Да, и еще что-то.
— Русский рок почему вы не любите?

— Ровно потому...
— ...а за что его любить?..
— ...почему суверенную демократию не люблю. Тут одно из двух: либо демократия, либо суверенная, либо русский, либо рок...
— И никто из русских рокеров вам не нравится?
— Нет, потому что они в какой-то жесткой оппозиции ко всему постоянно находятся.
— Так ведь рок — песни протеста...
— А кто это придумал? Бред, изначально бред! Рок — это песни расп...здяйства, рок-н-ролл, на самом деле, это эвфемизм слова «е...ля», если разобраться. Негры в районе Миссисипи, когда с девочкой перепихнутся, говорили: «О, отличный рок-н-ролл был!» — если таких подробностей не знать, тогда, конечно, это песни протеста.
— Отцов русского рока пренебрежительно лузерами и нытиками вы называете — за что?
— За бесконечный минор гармонии, бесконечный скулеж, что все плохо...
— ...и еще хуже будет...
— Мне с этой песней ни жить, ни строить не хочется — ну реально руки опускаются. Радоваться не хочется, танцевать — забиться в угол подмывает, самой плохой, какой только возможно, водки выпить...
— ...и на Миссисипи...
— С такими песнями никуда не поедешь! Какая Миссисипи? Нет!
«К Гребенщикову и Шевчуку с уважением я отношусь — просто то, что они делают, мне не нравится»
— Особенно, я знаю, Гребенщикова и Шевчука вы недолюбливаете — даже колкую песню о них сочинили...
— Это неправда, я ко всем с уважением отношусь — просто то, что они делают, мне не нравится, и я объясню, почему. Ярко выраженной неприязни у меня нет, потому что современная музыка чем хороша? Тем, что у тебя кнопка все время есть: хочешь — слушай или нет — это просто не твое...
— «Запах изо рта чем хорош? — Жванецкий говорил. — Не хочешь, чтобы пахло, — отойди. И запах вместе с тобой...». Юрий Шевчук, кстати, в интервью мне о вас пренебрежительно говорил, вас Веревкиным называл и свою песню цитировал...
— Ну, молодец!
— Чисто по-человечески вы на него за нее обиделись?

— Да ну, перестаньте — мне вообще кажется, что я за него обиделся. Как-то не по возрасту обзывалки эти — ну было бы нам лет по 15, я бы сказал: «Да, круто!», и, конечно, жутко обижен был бы, но сейчас это уже как-то смешно.
— Если бы мимо он проходил, руку бы протянули?
— Да — почему нет?
— У вас с Юрием Шевчуком заочная перепалка произошла, когда он против вырубки Химкинского леса выступил, а потом вы клип с довольно едкими словами в его адрес сделали, который весь интернет обошел...
— Не в его адрес — это песня вообще о конъюнктуре и тренде, где указано было, что борьба за Химкинский лес всего лишь тренд, и планетарное значение ей придавать не стоит. Вот есть чашка — говорить, что это космический корабль, не нужно. Или блюдце — если кто-то мне скажет, что это летающая тарелка, он, видимо, просто не в себе.
«Как «Мальборо» курил, так и курю, как абсолютно никакой Ballantine’s за восемь долларов пил, так и пью»
— Сегодня ваш феномен многие исполнители авторской песни разгадать стремятся. «Наверное, дело в голосе, — они думают, — наверное, петь так, да еще и с матом, надо», и копировать вас пытаются. Вы пренебрежительно эти потуги одним словом «Джигурда» окрестили — почему?
— Потому что Джигурда Высоцкого копировать старался — во всяком случае, в раннем своем периоде. Сейчас я не знаю, кого он копирует, — за его биографией давно не следил.
— Что вас на песню о Ксюше Собчак вдохновило?
— Это не меня, а Стаса Барецкого, нашего коллеги петербургского. (Начиналась эта песня словами «Я живу в провинции, и я лох, а ты, Ксюша, звезда. Меня не взяли в «Дом-2», короче, ты п...да». — Д. Г.). Конкретные привязки в песнях я не люблю — только об этом петь мне скучно, и если у меня Гребенщиков упоминается, то как некий образ — это не тот самый БГ, не конкретная личность, а такой общий, космического масштаба, Гребенщиков.
— Пришелец...
— Ну, как все мы...
— В отличие от большинства исполнителей ни директоров, ни контрактов, ни прочих, свойственных шоу-бизнесу, атрибутов вы не имеете — это сознательная позиция, вы сами себе режиссер и сами себе директор?

— Да так как-то сложилось и довольно давно. В ярмо влезать, когда всех музыкантов концертными обязательствами и контрактами пугали, изначально мне не хотелось — я-то знаю, что многие так сейчас и существуют. Если играть, даже когда не хочется, ты обязан — это рабство, это чудовищно! Я понимаю, если ты симфонический музыкант — тогда так, видимо, и должно быть, но здесь-то разговор о другом.
— Писали, что, собственную квартиру ремонтируя, вы ее под гостиничный номер отделать попросили...
— Да, это давно было.
— Казенная обстановка зачем вам понадобилась?
— Я привык — в ней постоянно живу, поэтому... Домой, как в гостиницу, пришел, лег, поспал...
— Если СМИ верить, вы советские часы «Электроника-55» носите. Не знаю, насколько сведения эти верны, — на вас часов вообще нет...
— Были — сейчас я часов не наблюдаю.
— На светских мероприятиях в дешевых заношенных свитерах вы ходите, и сейчас вот на вас как раз такой...

— Нормальный — дешевый и заношенный.
— Так вы и на метро передвигаетесь...
— Неправда, нет. Одна малознакомая блондинка просто гениальную фразу сказала — я подслушал и теперь все время ее повторяю. Меня спрашивают: «Вот все люди на метро ездят, а ты почему не хочешь?», и я словами той блондинки отвечаю: «На метро я не езжу, потому что там энергетика плохая».
— Как утверждают люди, с которыми когда-либо вы встречались, под ногтями у вас всегда грязь...
— Наверное, да, не знаю, но сейчас, после концерта, она объективно должна быть.
— Как же это с баснословными гонорарами вяжется?
— А мне так удобно, и, что жизнь удалась, показывать я не собираюсь. Мне кажется, вообще демонстрировать, есть у тебя деньги или нет, глупо — если человеку вот в этом удобно, отлично, а если неудобно, строить из себя что-то зачем? Как нелепо современные политики (и ваши тоже) с абсолютно крестьянскими физиономиями в брендовых пиджаках смотрятся: ну косоворотку, в конце концов, надень и в яловых сапогах ходи — все замечательно будет. Тебе ж неудобно!
— Когда-то Александр Яковлевич Розенбаум мне сказал: «Все эти рокеры до первых «жигулей» рокерные, а потом очень даже буржуазными становятся». «Жигули» — условная машина...
— Я понимаю...
— К вам это относится или нет?
— Не знаю, не знаю... От каких-то вещей легко я отказываюсь — они меня не обременяют, я их не обременяю, целей что-то купить у меня нет, мне не это в кайф — я другим живу.
— Состоятельным человеком себя назвать можете?
— Бесспорно, но состоятельный — это состояние души, а не денежные атрибуты: деньги к этому никакого отношения не имеют.
— Тем не менее состояние души они улучшают?
— К сожалению, да.
— Вас они изменили?
— Этим вопросом я задавался и ответ опять же в абсолютно бытовой вещи нашел — как «Мальборо» я курил, так и курю, как абсолютно никакой Ballantine’s за восемь долларов пил, так и пью... Изменился ли я? Вряд ли...
«Что этому народу надо, не знаю, поэтому, как свободу ему дать, не представляю»
— Ваше творчество очень олигархи любят — на корпоративах они просто дуреют, просят: «Еще! Еще жестче!», а вы с кем-то из них дружите?
— Ни с кем из тех, кого по телевизору показывают...
— А из тех, кого не показывают?
— Такие, наверное, есть.
— Это не с их подачи кандидатом в губернаторы Ленинградской области вы были?
— Меня двинуть пытались, но Бог есть: я паспорт потерял, поэтому зарегистрироваться не смог.
— Некоторые ваши недоброжелатели — будем завистниками их считать — говорят, что Шнур окончательно под власть лег, — как вам эта формулировка?
— Мне кажется, люди вообще чего-то объяснять очень любят, причем довольно прямолинейно — в сложных отношениях им как-то в лом разбираться. Все просто у нас: либо мировая закулиса, либо...
— ...агент или масон...
— Да, все элементарно. Ты за КГБ или за жидов? — грубо говоря, или это одно и то же...
— ...и третьего, заметьте, не дано...

— Мне бы, конечно, хотелось, чтобы весь мир такой простой был, но он гораздо сложнее устроен, и потом, с властью я давно напрямую общался.
— А она с вами?
— Когда Химкинская лесовская история была, позванивала. Что сказала? «Вот, круто! В журнале «Русский Newsweek» статья с таким-то заголовком вышла! Вау! Вау! Мы такие деньги на это тратим!». Я: «Ну, зашибись!».
— С высокого уровня позвонили?
— Из Администрации президента...
— Заместитель, небось?
— Не знаю — я эти фамилии не запоминаю, мне они как-то... Мне кажется, каждый своим делом заниматься должен.
— Мне неоднократно слышать приходилось, что ваше творчество — госзаказ...
— Один раз я даже эту пулю, что группа «Рубль» — кремлевский проект, сам запустил.
— Удобно, и никто не трогает...
— Людям просто объяснить нужно, что вот... Причем, б... самые невероятные фантазии больше всего принимаются.
— Конечно — в невероятное верят...
— Три песни группы «Рубль» послушать достаточно, чтобы понять: это абсурд, нелепость — ну как такое возможно? Кремль чего добивается? Нет, они все равно поняли, что, конечно, чего-то Кремль хочет...
— Группу «Рубль»...
— Да, чего-то такого, ниже пояса ...
— Вы либерал или сторонник империи?
— Ни то, ни другое — мне кажется, что в современной ситуации сторонником империи быть глупо.
— Не все это понимают — особенно в России, простите...

— Глуповато... Глуповато... Русский народ сейчас абсолютно непассионарную фазу переживает, и это ясно, это видно... Как Владимир Семенович пел, «настоящих буйных мало...
— ...вот и нету вожаков»...
— Да. Возрождение империи — это сон про пипиську: о нем забыть нужно, а по части либерализма... Мне кажется, либеральное общество только в образованной среде возможно, а поскольку с образованием все очень плохо, поскольку чем-то интересоваться люди перестали (вообще интерес к жизни пропал), ключевое слово современности — «зае...ло!», вот зае...ло — и все! Ну от начала и до... И солнце плохо. Летом кричали все: «Жара! Кошмар! Жить плохо!»...
— Скоро холод начнется...
— «Холод — х...ня!». Дороги не ремонтируют: «Б... пидарасы!». Дороги ремонтировать стали: «Пидарасы, все перерыли!». Что этому народу надо, не знаю, поэтому, как свободу ему дать, не представляю — тогда же хаос начнется.
— Что за народ!..
— Мне кажется, какие-то подвижки нужны, но осторожные — семимильными шагами дистанцию преодолевать, что от Европы нас отделяет, нельзя, сразу получить то, что она годами, десятилетиями, веками, через муки вынашивала, невозможно. У нас постоянно какие-то форсирования, да? Мне кажется, ничего хорошего из этого не выйдет.
«Не глобальными какими-то проектами по переустройству мира заниматься нужно, не многополярный мир строить, а хотя бы туалеты на дорогах — с этого начать»
— В Путине спасение России вы видите?
— Нет, нет!
— Почему?
— Потому что сами по себе утверждения о необходимости спасения России — это чушь... России перестать спасаться нужно, да? — ей жить пора начать...
— ...по-человечески...
— Вот и все! — а у нас бесконечное спасение, какой-то форс-мажор постоянный: бам-бам! — колокола, мы, б... горим! Что там сейчас? Чемпионат мира по футболу — а-а-а!
— Победа, победа!
— Постоянно какая-то движуха у нас, но в мелочах полная разруха получается, и внимание на это обратить, мне кажется, нужно — уже пора. Не глобальными какими-то проектами по переустройству мира заниматься, не многополярный мир строить, а хотя бы туалеты на дорогах — вот с этого начать.
— Да, не кремлевский проект вы, судя по всему...
— Ну, папа с мамой у меня вообще в Кремле ни разу не были, так что...
— «Русские фильмы, — говорите вы, — я не смотрю и на русских машинах принципиально не передвигаюсь — система безопасности не устраивает»...
— Да, не устраивает.
— Машина у вас какая?
— А я вообще за рулем не езжу — у меня один из самых дорогих водителей в России, и это моя жена (уже бывшая. — Д. Г.).
— Ваш концерт в Нью-Йорке двойным диском под названием «Шнур уделывает Америку» издан был — уделали?
— У нас тогда контракт с издательской фирмой был, и им показалось, что да, но такая задача передо мной не стояла. Причем изначально по-другому диск назывался: «Ленинград» уделывает Америку» — не Шнур. Некая перекличка с шоу «Бивис и Баттхед» на MTV, которые в то время Америку уделывали, была, и как-то все эти контексты играли. Тогда название по-другому, нежели сейчас, считывалось, но мне оно не нравится, сам я бы так альбом не назвал.
— Плавно к кино перехожу — особую популярность музыка к фильму «Бумер» вам принесла...
— Было такое дело.
— Писалась она легко или задачу поставили, вы к столу сели и сделали?
— По-разному писалось — какие-то треки сами родились, какие-то вымучивались. Сложно было, и потом столько времени прошло... Что происходило, в архиве, в голове у себя, так долго я не храню, избавляться от старых файлов стараюсь, потому что боюсь: вдруг вирусы какие-нибудь там заведутся и я бесконечно вспоминать буду, как музыку к «Бумеру» писал.
— Музыкальный лейтмотив к фильму «Бумер» хитом для рингтонов стал, а у вас на мобильном кто?

— А у меня там пиликалка абсолютно никакая. К телефону практично я отношусь — в моем даже фотоаппарата нет, мне кажется, телефон для того человечеством создан, чтобы по нему звонить: але! — и все.
— Картина «Перемирие», где вы снялись, Гран-при на «Кинотавре» взяла — о чем она?
— Кстати, название я придумал — съемочной группе всей и режиссеру Светлане Проскуриной помог. Они тоже мучались, у них какое-то метание с этими названиями было, а я объяснил, что фильм об избытке мира. Русский народ все время в состоянии какой-то бесконечной войны находится, да? — а тут уже который год без нее. Локальные конфликты случаются, но чего-то катастрофического, мощного давно не происходило, и русский народ руки опустил, недоумевает: «А как это? Вот и дубина лежит, вот меч — а че нам делать-то?» — и картина о том, что, чем себя занять, люди не знают.
— Сколько фильмов как у актера у вас за плечами?
— Много. Не считал.
— «Асса-2», «Копейка», «День выборов», «Четыре»...
— ...еще какие-то...
— В кино вам сниматься нравится? Как считаете, это ваше?
— Нет, не нравится, потому что технические средства насколько сильно вперед шагнули, а русское кино, мне кажется, как в 70-х годах, снимается, — абсолютно! Дело не в камерах, не в свете — это все объективно лучше стало, но технологический процесс все равно такой же длинный, и выдержать это невозможно... Когда я узнал, что каждый эпизод «Звездных войн» 72 дня снимался и все, — прозрел: я за такой подход!
— Вы в фильме «Ленинградский фронт» о войне снимались, а что за смешная история у вас с дедушкой-блокадником произошла?

— Эту историю опять же я рассказал, но она не со мной, а с москвичами случилась. Они в тогда еще Ленинград на выходные приехали, в троллейбусе себя шумно, как москвичи, вели: а-а-а! Там дедушка стоял, и когда молодежь его из терпения вывела, на одного из них посмотрел и сакраментальную фразу произнес: «Ты знаешь, таких, как ты, в блокаду я ел».
— То есть это реальная история?
— Какой-то анекдот Невского проспекта, насколько я понимаю, — что это на самом деле было, не думаю.
— А это правда, что ваша бабушка в детстве столярный клей вам варила и любимого внука кушать его заставляла?
— Не заставляла — это я ее клей сварить попросил, потому что вся культура тогда, особенно ленинградская, блокадой была пронизана, и мне интересно стало, какой этот клей на вкус.
— И каков?
— Невкусный. С чем сравнить, даже не знаю — как кисель... Ну что-то такое — сопли, одним словом...
— В Питере вы ресторан «Синий Пушкин» открыли, а почему синий?
— Потому что это давний спор русской культуры: Пушкин негр или русский? Я третьим путем пойти решил: Пушкин не негр...
— ...и не голубой, а синий...
— Да, просто синий.
— Люди в ваш «Синий Пушкин ходят»?
— А как же — синеют потихоньку.
— Что же там за меню? Русское, традиционное?
— Нет, это, как я называю, VIP-фастфуд — гамбургеры, крылышки, но все из настоящего мяса сделано. Демократическое такое место, в общем...
«На сцену Мариинки без генеральной репетиции как-то я вышел — еще на постбодуновом таком треморе»
— В опере Берлиоза «Бенвенуто Челлини» на сцене Мариинки драматическую роль вы сыграли — это новое слово в оперном искусстве?
— Была такая постановка... Кстати, в одном из недавних интервью Гергиев намекнул (все мы, кто как-то к этому причастен, что в Мариинском театре будет, от него узнаем), что «Бенвенуто Челлини» возвращается, так что я готовлюсь.
— Роль у вас там большая?
— Немаленькая — пять, по-моему, смен декораций и, соответственно, каких-то кусков, и в каждом из них я присутствую.
— Когда впервые на сцену великой Мариинки вышли, что вы себе сказали?
— Ничего. За день до спектакля генеральная репетиция состояться должна была, голландский дирижер приехал, потому что Берлиоза он лучше всех исполняет, а накануне ко мне друг из Москвы нагрянул, и мы всю ночь прокутили. Я в театр пришел и сказал: «Репетировать сегодня не буду. Не могу — ну просто не в состоянии... По состоянию», и собственно, без генеральной репетиции как-то вышел — еще на постбодуновом таком треморе, но потом очень хорошо было: такой адреналин словил, хапнул. Во!
— Вы талантливый человек — и здесь себя проявили, и там, еще и картины пишете...
— Мне просто и жить, и учиться интересно, я понимаю, что до сих пор много чего не знаю. Сейчас вот новую серию картин придумал, но рассказать про нее не могу, потому что может не получиться.
— Старая хоть чему посвящена была?
— Там картинки какие-то...
— Натюрморты, пейзажи или еще что-то?
— В интернете гляньте — сегодня там все есть...
— У вас же персональная выставка в Москве была...

— И не одна — выставки периодически проходят.
— Сына в честь поэта Аполлона Григорьева вы назвали...
— Ага...
— И как ему с именем Аполлон живется?
— Да как-то нормально, не жалуется. Мне кажется, вообще что-то в этом отношении поменялось, как-то проще к таким именам относиться стали.
— Как уменьшительно-ласкательно сына вы называете?
— Аполлоша, наверное...
— Бывшая жена Светлана до сих пор с вами работает?
— Да.
— А что она делает? В качестве администратора помогает?
— Сейчас концерт в Петербурге мы готовим — какие-то такие у нее функции.
— После развода вы друзьями остались? Никаких проблем нет?
— Да нормально все.
«В интервью Оксаны Акиньшиной в «Караване историй» я про какую-то жизнь, б... великолепных людей читал»
— У вас громкий пятилетний, наверное, роман с актрисой Оксаной Акиньшиной был...
— ...сильно преувеличено — по-моему, три года он длился...
— ...который после череды громких ссор и скандалов, насколько я знаю, в один день закончился: Оксана с вещами за дверь выставлена была...
— Неправда. Ну как? Я не настолько сильный мужчина, чтобы девушку за дверь выставлять. Нет, я ушел...
— Об этом потом сожалели?
— Сложно сейчас сожалел — не сожалел говорить, но, на мой взгляд, это правильно было.
— О том, что она тайно замуж вышла, вы знали? Для вас это секретом не было?
— Сейчас, во времена интернета и желтой прессы, мне кажется, ничего сокрыть уже невозможно, вернее, журналисты еще и больше, чем ты сделал, придумывают.
— Если им верить, Оксана до сих пор как огня дикой ревности своего бывшего возлюбленного боится — вы настолько ревнивы?

— Ну, могу... В меру, да, но чего она боится, не знаю. Сейчас-то к чему ревновать? — все уже...
— ...утихло?..
— Уже по-другому.
— Интимные, в общем-то, моменты ваших отношений она в журнале «Караван историй», где-то еще гласности предала — когда это читали, какие у вас чувства были?
— Вы знаете, я это как историю абсолютно не про себя читал.
— Там тоже все сильно преувеличено было?
— Нет, просто язык такой, несколько приподнятый. В «Караване историй» я про какую-то жизнь, б... великолепных людей читал. Ну да, интересно...
— В собственных глазах вы выросли?
— Что это о нас, я не поверил, как-то с собой, скажем так, не соотнес...
— Ваша третья супруга Елена Мозговая по прозвищу Матильда — известная журналистка воронежская... (недавно развелись. — Д. Г.)
— Неправда — вот откуда подробности такие берутся?
— Не известная, не воронежская и не журналистка...

— Воронежская, но не журналистка...
— ...а тем более не известная...
— Ну если уж не журналистка, то точно не известная.
— Все интернет проклятый...
— Да, кто-то запустил... Сейчас же самое главное — это клавиши copy и paste, кому-то один раз написать достаточно — и они: джуг-джуг-джуг, а чем больше этого copy/paste, тем больше все на правду похоже.
— Елена вас чем взяла?
— Не знаю. У нас очень быстро все случилось — и фью!
«Почему-то бесконечно кому-то объяснять нужно, что ты не долбо...б»
— Журналистики практически нет, она уничтожена...
— Ну, есть, конечно, но ее очень мало — вот Кашина только потому, насколько я понимаю, забили, что он действительно лучшим был (6 ноября 2010 года журналист и блогер Олег Кашин около своего дома неизвестными избит был, у него челюсти и пальцы переломаны, голень сломана, сотрясение мозга. — Д. Г.). Ничего провокативного и никаких вопиющих вещей он себе никогда не позволял — просто честно дело свое выполнял. Профессионалом быть, в общем, плохо...
— ...в России...
— Ну да, и если мент честный, ему тоже плохо будет.
— А вы честных ментов видели?
— Встречаются, но долго там не задерживаются. Нет, бывает, что задерживаются, но сама система сейчас такая, что любого честного человека не устраивает...
— На нечестного перекует...
— Там по-другому никак.
— «Седина в бороде, — вы заметили, — уже появилась: теперь беса в ребро жду» — уже дождались?
— Да, седины больше стало.
— А беса?
— Вроде как бес — все! Ну, я надеюсь, хотя и не знаю.
— Девушки вас атакуют?
— Время от времени. Дело в том, что все это опять же от флюидов зависит — если ты себе какие-то флюиды испускать позволяешь, то, понятное дело, они тебя атаковать начнут.
— Вы позволяете?
— Как-то не делать этого стараюсь.
— Попытки девушек ваше внимание привлечь какие-то изощренные формы приобретали?
— Не помню.
— А на что они ради любви кумира готовы были?
— Все от глупости девушки зависит — глупые вообще на все готовы.
— Правда ли, что в сутки вы 10-15 часов спите? — я это спрашиваю, потому что в ваши невыспавшиеся глаза смотрю...

— Да, поспать я люблю, 10 часов для меня — это оптимально.
— «Я счастливый, но уставший», — вы о себе говорите — отчего?
— Сейчас я себя уставшим не особенно чувствую, хотя, может, и чувствую. Просто опять же во времена социальных сетей почему-то бесконечно кому-то объяснять нужно, — вдруг так получилось! — что ты не долбо...б. Откуда у людей мнения о власти, о проектах Кремля берутся? Меня-то не особенно это задевает, да? — но тем не менее... Вот видите, и вы такие вопросы мне задаете: все равно они рано или поздно всплывают, и я от непонятной потребности общества предъявлять претензии уставать начинаю...
— От необходимости доказывать, что не верблюд...
— Да, какую-то хрень опровергать, причем это не диалог — это ничто...
— И заметьте, все интернет делает...
— Да. Вообще, у меня четкая установка, что большинство людей глупы, а интернет — это абсолютно демократическая фигня, где глупые бал правят.
— Глупость множится...
— Да, еще и тиражируется, и как с этим жить, пока не знаю — не научился.
«Вот как подохну, не будет мнений. Все сразу скажут: «Серега — гений!»
— Мне кажется, в шоу-бизнесе каким-нибудь, например, Михаилом Муромовым быть хорошо, пару песен «Яблоки на снегу», допустим, и «Странная женщина» иметь — и безбедная старость уже обеспечена. У вас более социальные темы, вам тяжелее, вам постоянно что-то доказывать нужно, все новые песни рождать, которые отклик у публики находить будут. К этому вы готовы? Понимаете, что дистанция длинная и очень постараться, чтобы ее пройти, нужно?
— Не знаю, по-разному может быть. Опять же примеры есть, как энергию, драйв не растерять. Ну, в России их, понятно, нет — у нас, в общем, весьма коротко люди живут...
— ...но ярко...
— Не всегда ярко. От 20 до 40. Все, кто младше, долбо...бы, потому что дети, а все, кто старше, долбо...бы, потому что старики.
— Теперь понятно, почему так много долбо...бов в России...

— Нет, просто те, кому от 20 до 40, к остальным пренебрежительно относятся: а вы-то, мол, что там, дети! А эти, вообще, старые пердуны — никакой связи поколений и времен у нас нет.
— Преемственности поколений...
— Никакой! — поэтому дело не в песнях тут, понимаете.
— Вот как подохну, — спели вы, — не будет мнений. Все сразу скажут: «Серега — гений!»... Для этого подохнуть надо или все-таки раньше скажут?
— Не-не-не, у нас мертвецов любят! Покойник просто ничего непредсказуемого уже не сделает, так, чтобы потом в интернете написать, не поступит... Он уже все сделал, а дальше поступки, которые совершены, интерпретировать можно.
— Лучшее вы написали или еще нет?
— Не знаю. Я тут из-за того, что старые песни и «Ленинград» вспоминать надо было, альбомы переслушивал, и некоторые вещи искренне меня удивляли: как, б... это в принципе слушать можно? — чудовищно записано, чудовищно спето. «Ну ладно, — я подумал, — наверное, это как-то очень искренне было», но по сути, если разобраться, довольно странная музыкальная формация. По-моему, все это такое, знаете... Тут, скорее, вопрос энергии: какие лучшие — не лучшие песни, не знаю. Что-то из написанного, как «День рожденья не буду справлять! Все зае...ло! П...ц на х... б...» — это идиоматическое выражение, которое странным образом в голову мне пришло, — резонирует, и понятно, что это на века. Автора, может, помнить не будут, как никто не знает, что «Очи черные» Аполлон Григорьев написал, но это «зае...ло! П...ц на х... б...» в каждый пятый день рождения точно вспоминаться будет.
— Вы как-то обмолвились, что если на сцене в 40 лет вас увидят, пусть пристрелят — ну и..?
— Мне уже 45.
— На сколько в свои 45 вы себя ощущаете?
— Не знаю. К жизни я уже с большим уважением относиться стал, так скажем, но мне по-прежнему интересно.
— Вы добрее стали?
— Я прощать научился, а добрее — не добрее... Наверное, да.
— Концерт свой в Кремле представить вы можете?

— А мы там один раз играли.
— Сольник?
— Нет, но если бы это случилось, если бы какие-то афиши увидел или мне такое предложение поступило бы: «Не хотите ли вы в Кремле сыграть?» — подумал бы, что на х... из страны уезжать нужно.
— По идее концовка хорошая, но напоследок — как к этому отнесетесь, не знаю, — в акапельно хоть один куплет спеть вас попрошу...
— (Поет).
Голуби летят
над нашей зоной —
Голубям нигде
преграды нет.
Как мне хотелось
с этими голубями
На родную землю
улететь...
— Очень соответствует как раз тому, что вы перед этим сказали...
— Да первое, что в голову пришло (смеется).

Народный депутат Украины Игорь МОСИЙЧУК: «Перед Кадыровым, за то, что его портрет из автомата расстрелял, не извинялся и не собираюсь. Один раз меня выкрасть пытались, один раз убить, но Рамзанку — врага Украины — я не боюсь...»
Экс-начальник Лукьяновского СИЗО Валерий БУНАК: «Зеки, знаете, что себе в задницу засовывают? Мобильные по пять штук, и так проносят в СИЗО»
Лидер группы «Ленинград» Сергей ШНУРОВ: «Возрождение империи — это сон про пипиську, о нем забыть нужно»
Большая игра
Арнольд ШВАРЦЕНЕГГЕР: «Нет никаких коротких путей, нет волшебной пилюли. Есть только одно: работа, работа, работа!»
Двое из ларца: самые известные близнецы
Дом, милый дом. Кличко и Панеттьер показали новый особняк
Знаменитые актеры, которых не приняли в вуз
Родом из детства: звезды тогда и сейчас
Делу время, потехе час. Хобби звезд







Звезда "50 оттенков серого" показала грудь
Без комплексов. Lady Gaga показала белье
Дочь Джони Деппа ощущает себя лесбиянкой
Наталья Королева выставила грудь напоказ
18-летняя сестра Ким Кардашьян показала новую силиконовую грудь
Садальский о Василие Уткине: Где же твои принципы, Вася?
Пугачева будет судиться с Ирсон Кудиковой за долги
Джейн Биркин помирилась с Hermès
Тесть и теща Владимира Кличко не поделили деньги