Уроженец Херсона артист Сергей ГАРМАШ: «Волчек очень многое мне прощала — я опаздывал, спектакли срывал, иногда непростые отношения с алкоголем имел»
Весь этот год для Сергея Гармаша знаковым, торжественным, юбилейным был, а потому совершенно неудивительно, что на российском телевидении одна за другой различные программы об актере, его карьере и жизни выходили. Разумеется, вопросы об Украине и происходящем в ней там тоже звучали: как-никак, это родина, да и сам Сергей не раз признавался, что любовь к родине — словно любовь к матери. Что-то неотъемлемое, базовое, изначальное, то, что у любого нормального человека априори в душе быть должно и о чем кричать на всех перекрестках, рубашку на себе разрывая, не просто не нужно, а глупо...
Гармаш ведь в Украине не только родился — рос — учился, но и в театре служил, и в кино снимался, и на украинском языке роли отлично исполнял, и совершенно искренне «татом» без преувеличения выдающегося украинского актера Богдана Сильвестровича Ступку называл, и радовался, когда в ответ «сынку» слышал. А как замечательно оба они у Месхиева в «Своих» поработали, какой фильм получился!..

Сергей, вообще-то, человек скромный и адекватный, без нарочитой звездности, самолюбования и лишнего пафоса — вот и во время нашей беседы о себе и своих талантах говорить не хотел, вместо этого искренне другими восхищался: тем же Ступкой, Янковским, Тодоровским, Балабановым, Михалковым, чей фильм «12» небывалый, мегазвездный актерский состав собрал...
Все это между тем «до» было — до Майдана, аннексии Крыма, российской агрессии против нашей с Гармашом родины. До гибели тысяч людей — как военных, так и гражданских — в жуткой мясорубке, которая никак в Донбассе не прекратится, а после было после, которое смотреть и слушать местами горько, досадно.
Взять, например, хотя бы недавнее высказывание актера о том, что если советских деятелей искусств на русских и украинских делить начать, то от культуры одной страны ничего не останется, хотя, может, совсем не Украину Сергей в виду имел? Загадочно так сказал, обтекаемо...
«На майдані коло бані революція іде!» — громко и вдохновенно продекламировал Гармаш в одной из недавних программ, ему посвященных, — якобы Тычину цитировал, только вот у того революция все-таки «коло церкви» шла, а потому не Павло Григорьевич и его хрестоматийные стихи первым делом на ум приходят, а покойный Олег Палыч Табаков и его Элиза Ожешко — в качестве украинской писательницы. Табаков, правда, хотя бы из Саратова был — не из Херсона.
Ну, что ж, родина, наверное, это не только место, но еще и время, период, из которого каждый из нас произрастает и откуда многое впитывает, чем потом живет, иначе как объяснить, что некоторые выходцы из Украины — умные, талантливые, уважаемые, признанные, которые на этой земле родились и выросли, — Украину не понимают и упорно не слышат? Ведь если родина — это действительно твоя мать, то почему, когда мать от боли рыдает, ты молчишь?..
В свои 61 — день рождения у моего собеседника 1 сентября, прямо в День знаний, — Сергей по-прежнему сил, творческой энергии полон и в театре и кино все так же востребован, сам, у кого сняться, а кому отказать, решает и не без гордости говорит, что простоев у него никогда не было — только когда сам себе их устраивал. Потом быстро спохватывался — и в работу с головой погружался, потому что предложений хоть отбавляй было, а кто еще так, как Гармаш, хоть милиционера, хоть военного, хоть урку — кого угодно — сыграть способен? Тонко, умно, с пониманием всей глубины судьбы, которую ему показать и прожить нужно...
Фильмография у Сергея не просто внушительная — потрясающая (диву даешься, ведь и по девять картин в год было — как успевал?), престижных наград большое количество, а еще прекрасная жена Инна, замечательные дочь, сын и маленький внук, небольшое милое имение в Подмосковье, которое так и называется — Гармаши...
Всего этого — любви многомиллионной публики, высоких гонораров и достойной столь талантливого человека жизни — он абсолютно заслуживает, в этом, пожалуй, никто, кто хотя бы раз Сергея на сцене или экране видел, не сомневается, поэтому чего Гармашу еще пожелать можно? Мира, мне кажется, потому что в мирное время все как-то проще, легче — и жить, и творить, и мечтать, и играть, и читать, и строить. Да и родину любить — тоже...
«В доме, где родился и вырос, даже сплю по-другому»
— Cережа, вы из Херсона, мама ваша — из Западной Украины родом, значит, и Киев, где мы сегодня встречаемся, и Украина для вас явно не пустой звук. Сегодня что-то, какая-то генетическая память, с Украиной вас связывает?
— Ну (улыбается), даже больше, чем генетическая память: мама и папа в Херсоне живут — там, где и жили. Это моя родина, здесь и мой брат, и другие родственники, друзья, да и просто Украина — это мое детство, моя юность, и даже как-то... Нет, без всякого «как-то»: начало в профессии — тоже Украина. Постигать-то ее в Днепропетровском театральном училище начал, и первый мой театр — Херсонский театр кукол.
— Сегодня, будучи уже знаменитым, в Херсон часто вы ездите?

— Во-первых, как это связано: на родину ездить или не ездить и знаменитым быть, не знаю (улыбается), а во-вторых, таковым, спасибо вам большое, себя не считаю... Херсон посещать как можно чаще стараюсь, но, к сожалению, обычно это раза два в год получается — чаще я теперь маму с папой к себе вызываю.
— Херсон вашего детства и нынешний — два разных города или что-то все-таки их объединяет?
— Конечно, два разных, но когда этот момент в жизни, «когда деревья были большими», наступает, кажется, что деревья и теперь маленькими не стали. Запахи остаются, звуки, Днепр, который не меняется, — какая-то энергетика города и, разумеется, люди.
— Днепр уже за это время не стал?
— Нет (улыбается).
— Когда в Херсон приезжаете, сердце у вас сжимается или к возвращению в места, где ребенком были, вы спокойно относитесь?

— Вы знаете, мне это всегда радостно, в доме, где родился и вырос, я даже сплю по-другому, и жизнь у меня там иначе течет, причем ничего мудреного или романтического придумывать не хотелось бы — просто по-другому. Разумеется, на какие-то предметы, на дом свой, улицу свою я натыкаюсь, и это во мне детские воспоминания вызывает, которые приятны, — ты понимаешь, что это давно было, но все равно душу греет.
— Кто в детстве не дрался, но вы, я знаю, в этом особенно отличались, и вас даже дважды из школы исключали...
— Нет, меня не за драку исключали, и какой-то особенной романтическо-хулиганской биографии я вам не расскажу. Ребенком обычным рос, и хотя с поведением проблемы имел (экспансивным, что ли, таким, резким был, за что и от папы, и от учителей доставалось), бандитом не был, правда, и примерным учеником тоже.
«Порой то, что за кадром, ценнее того, что в кадре»
— В детстве вы то Хрущевым, то космонавтом стать собирались, то в мореходку податься думали, а в результате в Днепропетровске на артиста кукольного театра выучились. Я, кстати, помню, как Зиновий Гердт много лет прекрасным актером-кукольником в театре у Образцова был, а что это за специальность — актер кукольного театра и как с профессией актера театра и кино она соотносится?
— Дело в том, что в театральное училище абсолютно случайно, благодаря какой-то материнской интуиции, я поступил. Я туда, вообще-то, идти не планировал и, когда в Днепропетровск ехал, как-то так внутри улыбался: «Хорошо, с папой в другой город съезжу». Я в мореходку хотел, и в училище, наверное, потому попал, что никакой боязни, никакой ответственности во что бы то ни стало поступить внутри не было — мне весело и смешно было, я это абсолютно бессознательно делал. Все благодаря юношеской наглости и отношению к этому как к игре какой-то получилось, но факультет театром кукол оказался.
Примерно на втором курсе приблизительно понимать, чем занимаюсь, я стал, а на четвертом все-таки в театр кукол влюбился, и, безусловно, это очень отдельное искусство. Когда я в театре кукол в Херсоне работал, мне казалось, что никогда ему не изменю, потому что в куклу, которая у тебя на руке находится, жизнь вложить и ее жить заставить, гораздо труднее, чем какую-то энергетику со сцены передать. В какой-то степени я и сейчас так считаю: это более сложное искусство...
— ...и неблагодарное в чем-то, правда? Лиц актеров зрители же не видят...

— (Улыбается). Вы знаете, ничего страшного в конце, на поклонах, даже в театре кукол...
— ...все компенсируется...
— ...и лица актеров видны. Вообще, в этой жизни так много за кадром остается, и мы же знаем: порой то, что за кадром...
— ...главное...
— ...ценнее того, что в кадре, оказывается.
— Детям своим импровизированные кукольные спектакли вы показывали? У вас вообще навыки управления куклами остались?
— Навыки, конечно, остались, но кукольных спектаклей детям — нет, не показывал.
«В Школе-студии МХАТ в первую очередь личностей, людей в нас воспитывали»
— Четыре заветные буквы МХАТ в советское время — это свидетельство чего-то очень большого и значимого было, вершина, хотя, на самом деле, первым театром СССР МХАТ, наверное, уже с 60-х годов и не был. Вы Школу-студию МХАТ окончили — это мощная театральная школа, как сами оцениваете?
— В то время, когда ее оканчивал, — сразу же оговорюсь, потому что выглядеть таким...
— ...брюзгой...
— ...да, что мы лучшие были, не хочу... Поскольку на протяжении последних 25 лет новое государство мы строим и все в нем перестраиваем, проблемы во всех отраслях, в том числе в образовании, существуют, и это, конечно же, и театрального образования касается. Безусловно, смена поколений идет, которая в какие-нибудь пять, шесть, семь лет не укладывается, но мне со Школой-студией МХАТ до такой степени повезло! Я туда пришел, когда завкафедрой Олег Николаевич Ефремов был, когда там Тарханов, Марков, Пилявская, Ангелина Степанова преподавали — у меня на курсе, понимаете? Евстигнеев, Мягков, Покровская — и это еще далеко не весь список!
— Дальше уже не перечислять можно...

— Я и сейчас Школу-студию МХАТ одной из самых серьезных театральных школ мира считаю — несмотря на то что в Америке замечательная школа Ли Страсбега существует, когда-то Михаилом Чеховым созданная, американцы с удовольствием приезжают и у нас в Школе-студии МХАТ учатся. Признаюсь: учеба там с точки зрения профессии — это центральное событие в моей жизни, и не с точки зрения профессии тоже одно из самых важных, и если бы что-то в своей жизни я повторить мог, если бы Господь сказал: «Я тебе год на это даю» — первый курс Школы-студии МХАТ повторил бы. Только чтобы лучше, профессиональнее быть, и потом, это счастливое время юности, влюбленности, дружбы, в чем-то безответственности было, а в том, что учебы и первых шагов касается, просто незаменимый год, фантастический!
— Вы Ангелину Иосифовну Степанову упомянули — одну из осколков того еще МХАТа, среди корифеев которого Андровская, Ливанов, Тарасова, Станицын, Яншин, Массальский, Кторов, Грибов, Георгиевская, Зуева, Топорков, Прудкин были... Ангелина Степанова, которая в свое время женой писателя Александра Фадеева была, выдающихся актеров и не только знала, с ними общалась, вам какие-то свои знания, мудрость, свой жизненный опыт передавала? Вы к ней домой приходили, по душам с ней беседовали или это сугубо занятия по профессии были?
— Вы знаете, мы своих учителей, в том числе Ангелину Иосифовну, домой провожали... Кстати, из того же поколения еще Анна Михайловна Комолова была — любимая актриса Немировича (в спектакле «Русские люди» блиставшая), а также Кира Николаевна Головко, София Станиславовна Пилявская... Домой к ним ходить не нужно было, вернее, мы в гости к любому из педагогов прийти могли, они нас звали, однако дело в другом было...
К примеру, ректор Школы-студии в своей невероятной речи 1 сентября мог соединить слова о том высоком искусстве, которому мы служить собираемся, со словами о том, что студент Школы-студии МХАТ утром грязные носки надеть и на занятия так пойти не может, и это так органично было... Наши педагоги в первую очередь личностей, людей в нас воспитывали — это пансионная, что ли, элитная метода была.
Вот чего я не застал, так это манеры — этот предмет исчез, потому что преподавательница умерла, но те, кто эти манеры знали, остались, и преподаватели актерского мастерства нам, например, рассказывали, с какой стороны женщина должна идти, а с какой — сабля висеть.
«Евстигнеев, Смоктуновский, Ефремов и Борисов для меня навсегда великими останутся»
— Вы настоящих глыб видели — таких, как Ефремов, Евстигнеев: сегодня такие актеры в русском театре еще не перевелись или все-таки и театр обмелел — как все остальное?
— Нет, так я сказать не могу. Дело в том, что в театре тоже ведь кризис...
— Театр — неотъемлемая часть жизни: куда деваться?..

— Ну конечно, и поверить в то, что во всей стране кризис: экономический, политический, социальный — а театра это не коснулось, трудно: да нет, так не бывает. Кризис в какой-то степени и в литературе, и в драматургии — я вот с трудом какие-то фамилии типа Вампилова наблюдаю, пьеса которого сразу в нескольких театрах Москвы, Петербурга, Киева вышла бы, или Розова, или Рощина, или Володина. Наверное, то же самое, в общем-то, и с прозой происходит, но это естественно, потому что новое государство и новое общество мы быстро построить пытаемся, а быстро оно не строится — так же и театр.
Для меня Евстигнеев, Смоктуновский, Ефремов навсегда большими, великими останутся...
— ...Борисов — вы же его застали?
— И Олег Борисов — да, но в то, что это как-то повторится, не верить невозможно, другое дело, думать, что это повторяется часто, не нужно. Вот смотрите: со дня смерти Высоцкого 30 лет прошло...
— ...вакуум...
— ...ничего подобного — в смысле, личности такой, поэзией, актерским мастерством наполненной...
— ...харизмой...
— ...да — увы, не возникло. Ну и Гоголь второй еще, знаете ли, не появлялся.
— После Школы-студии МХАТ вас в один из лучших советских театров — «Современник» приняли — Галина Борисовна Волчек, которая очень трепетно к актерам относится и из них то, что ей нужно, лепит, сразу вас полюбила или долго лепила и полюбила потом?
— Ну, насколько она меня полюбила — это, наверное, к ней вопрос: надеюсь, что любит, и скажу, что очень многое мне прощала: не всегда я опять-таки в своем поведении в театре идеальным был. Галина Борисовна — мой следующий учитель...
— ...а что такое, простите, «не всегда в поведении» идеален?
— Спектакли срывал.
— По причине?
— Иногда опаздывал, иногда непростые отношения с алкоголем имел.
— И что, спектакль в этот вечер отменяли?
— И такой случай был, и конечно же, художественному руководителю это...
— ...большой радости не доставляло...

— Ну да. Вещи творческого порядка были, когда несколько раз из спектакля я уходил, — достаточный срок в театре уже поработав, но это не дисциплинарный момент, а когда начинал, не так серьезно к этому, как сейчас, относился, и какие-то ошибки допускал, которые Волчек мне не просто прощала — она меня воспитывала. И наказывала, разумеется, но в то же время и воспитывала, и, как я уже сказал, после Школы-студии МХАТ это мой до сего дня учитель, которому очень благодарен.
Конечно же, рядом с театром с самого первого дня у меня кинематограф существовал, так вот, в нем у меня тоже свои учителя есть, абсолютно конкретные люди, но и в том, что мне сделать за эти годы в кино удалось, если удалось...
— ...ну, не скромничайте...
— ...немалая заслуга Галины Борисовны.
«Путин сказал: «В смысле кинематографа я на таких людях, как Плятт, Даль, Броневой, воспитан»
— Мы знаем, что Сталин театр, особенно Большой и МХАТ, любил, некоторые пьесы лично правил, за творчеством того же Булгакова пристально следил... Евгений Александрович Евтушенко много мне о встречах Хрущева с творческой интеллигенцией рассказывал: Никита Сергеевич в поэзию, прозу вникал... К вам в «Современник» Путин приходил, и потом небольшое чаепитие после спектакля было...
— Да, после «Горя от ума».
— О чем с президентом России речь шла и каким за чаем он вам показался?
— Незадолго до этого у президента в Ново-Огарево я был: мы с Никитой Сергеевичем ему картину «12» показывали, и после просмотра всех нас, естественно, поблагодарив, Владимир Владимирович одну вещь сказал — такую, очень не дежурную. Общие слова благодарности произнеся, Путин признался: «Вы знаете, в смысле кинематографа я на таких людях, как Плятт, Даль, Броневой, воспитан, и в какой-то момент мне казаться стало, что все это у нас закончилось». Он паузу сделал и добавил: «Нет, не закончилось — спасибо вам!».
Спектакль «Горе от ума» Путину в целом понравился, но каких-то мелких нюансов он не понял и, абсолютно не стесняясь...
— ...разъяснить попросил...

— Да, и Римас Туминас, режиссер, это сделал. Это приятное чаепитие было, в ходе которого не только о спектакле мы говорили. (Закуривает). Он достаточно коммуникабельный собеседник!
— Вы абсолютно состоявшийся киноактер, тем не менее в театре играть продолжаете, но извините, одну вашу работу в кино миллионы посмотреть могут, а на сцену перед тысячей вы выходите, каждый раз нервную энергию тратите, на полную катушку выкладываясь... Скажите, успешному киноактеру театр нужен или нет?
— Понимаете, Дима, театр и кино — два очень разных вида искусства. Общие моменты какие-то, безусловно, есть: грим, костюм, заучивание текста, но и на этом...
— ...список заканчивается...
— Далее основная твоя история — что с этим персонажем ты делаешь, как с ним дружить начинаешь и как он твоим становится или же не становится, а потом — производство, и так далее, и так далее. Я одинаково и то, и другое люблю, и то, чего мне в кино не хватает (может, какого-то единовременного проживания), в театре получаю. Все-таки когда ты, к примеру, вот этот пиджак надеваешь и на сцену выходишь, ты на себя...
— ...чужую жизнь надеваешь...
— ...и за три часа как-то непрерывно ее прожить пытаешься...
— ...без дублей к тому же...
— Да. В кино этого не бывает, но там, что написано пером, не вырубишь топором: когда команда «Снято!» прозвучала — все, пленка из камеры вынута и в лабораторию отправлена, изменить ничего нельзя, а в театре ты каждый раз попробовать что-то по-другому сыграть можешь, поэтому, на самом деле, для меня это очень разные вещи, и я их люблю — не как двоеборье, а как-то так... Ну как же вам лучше объяснить-то? Это даже не масло и карандаш, нет...
— ...масло и глина?
— Это что-то индивидуальное, кино и театру присущее, — два разных и замечательных искусства.
«Благодаря «Беспределу» как криминальная часть нашего общества, так и милиционеры моим электоратом стали»
— У вас колоритная внешность: настоящий такой мужик, и персонажи ваши — люди прямолинейные, жесткие, иногда даже жестокие. Вы роли и урок, и ментов, и киллеров, и военных, и трактористов, и врачей исполняли, а Павел Лунгин почему-то сказал: «Гармаш очень умный, правда, редко умных людей играет». Что в виду он имел?
— Ну, об этом Лунгина спросить нужно.
— А как вам кажется?
— Вы знаете, вот мы о том, что я умный, заговорим, и следующий шаг — то, что талантливый и успешный я, обсудить, а потом только из профессии уйти останется, сесть и книгу о том, как умным, талантливым и успешным стать, писать начать. Нет, не моя это история, но Лунгину за такую оценку спасибо.
— Для меня в кино вы с фильма «Беспредел», с роли Могола, начались — блестяще сыгранный образ, очень натуральный и натуралистичный, и мне кажется, вам не очень сложно было — как песню пели. Ошибаюсь я или нет?
— Тюремная романтика в какой-то степени молодых людей привлекает — она же почему-то существует...
— Россия — страна тюремная...

— Да, босяк в 50-е годы — это же чуть ли не объект для подражания был, да и у Маяковского фильм «Барышня и хулиган» вспомните, в котором он снялся...
— ...и Есенин — хулиган еще тот был...
— ...поэтому да, играть очень интересно мне было, и не скажу, чтобы так уж трудно.
— Хорошая, между прочим, лента...
— Я так не считаю — она своему времени соответствует, это неплохая картина, но, например, следующий фильм Игоря Гостева «Серые волки»...
— ...прекрасный!..
— ...где Хрущева Ролан Антоныч Быков играет, — гораздо более крепкое и успешное кино, намного сильнее. «Беспредел» — не без изъянов картина, тем не менее ей огромное спасибо сказать должен, потому что благодаря «Беспределу» как криминальная часть нашего общества, так и милиционеры (вот этого понять по сей день не могу) моим электоратом стали (улыбается).
Вместе с тем к каким-то выдающимся работам «Беспредел» не отношу. Когда мне вопрос (может, он и у вас там впереди?) о моих ролях в кино задают, а у меня их много, больше сотни, я говорю, что в целом они, конечно, все мои родственники, но близкие есть, дальние, а есть практически на уровне знакомых. Близких родственников много не бывает, и персонаж из этого фильма в их список не входит.
«Бригада» — хороший фильм, но аморальный»
— Мы со Станиславом Говорухиным о вашей работе в картине «Ворошиловский стрелок» — о капитане Кашаеве — недавно беседовали, о том, что настолько органично это сыграно, что когда он во всей этой истории разбираться начинает, в зрителе все поднимается и кричать хочется: «Правильно, молодец, до конца иди!». Думаю, вас за эту роль особенно полюбили, а вы эту любовь именно за капитана Кашаева, справедливого мента, ощущали?
— Да, отзывы о «Ворошиловском стрелке» слышал и реакцию на эту роль видел часто, поэтому Станиславу Сергеичу за доверие благодарен...
— Он сказал: «Именно такой реакции зрителей я хотел!»...
— Если честно, у меня к правоохранительным органам непростое отношение, всяких фактов немало знаю я (как и вы, наверное), но даже не потому, что Кашаева сыграл и много лет в «Каменской» снимался, считаю: какими бы проблемы правоохранительной системы ни были, глупого и подлого мента показывать права мы не имеем. Если только в картине он за это наказан не будет, а не так, как у нас сейчас: как только милиция в кино в облике каких-то животных показана, это моментально фестивальный отклик на Западе получает. Ничего в этом хорошего нет, и если нас вдруг кирпичом ударят, первое слово, которое мы прокричим: «Милиция!». Мне бы хотелось, чтобы наши милиционеры лучше были, и поэтому тупого мента играть я никогда бы не согласился.
— Говорухин сетовал на то, какое плохое зачастую современное кино, как нравы молодежи оно развращает и так далее, и о фильме «Бригада» мы вспомнили. Он воскликнул: «Ты знаешь, я «Бригаду» на диске взял и в первый же день нового года от начала до конца все 15 серий посмотрел, оторваться не мог!». В этом сериале вы тоже хорошего мента — генерала СОБРа Сан Саныча — сыграли, а «Бригада» — хорошая, на ваш взгляд, картина?
— С точки зрения кинематографа — безусловно, а с точки зрения морали — нет.
— Аморальный фильм?
— Да.
— Почему?

— Потому что историю про бандита делать нельзя.
— Но она же была...
— Ну, не так скажу: делать ее можно, но так, как у Копполы, понимаете? Его «Крестный отец»...
— ...классика...
— ...и главные герои, Брандо и Аль Пачино их исполняют, — представители мафиозной семьи, но внутри что? Настоящая любовь к женщине, к детям, и в итоге крепкая семья в ничто превращается — там мораль есть. В «Бригаде» человек есть, история, образы...
— ...потрясающе сыгранные...
— ...но моральная точка должна быть, а ее там нет, а если о том, как это все сыграно и снято, говорить, то да, «Бригада» — хороший фильм, но аморальный.
— Мне кажется, что актерская ваша вершина, — это фильм «Любовник», где вы Ивана сыграли...
— Спасибо, но я таких оценок своим ролям не даю — может, кто-то право на это и имеет, но я себе такого не даю, поэтому... «Любовник» для меня — крайне важная, любимая картина, я невероятно Тодоровскому благодарен, Олегу Иванычу Янковскому, конечно, которого, к сожалению, уже нет, и судьбе, разумеется, за то, что так повезло мне в этой работе оказаться.
«Любовник» для меня не просто много значит — он очень много для меня сделал: в каком-то смысле и человечески, и профессионально меня повернул.
«Над фильмом «Любовник» работая, мы каждый вечер втроем ужинали: Тодоровский, Янковский и я»
— В этой картине играя, вы наверняка все навыки, в Школе-студии МХАТ полученные, а также заветы Станиславского и Немировича-Данченко сполна использовали — или нет?
— Да я каждый день их использую, и ничего другого, в общем-то, не знаю. Какие-то экспериментаторы, наверное, бывают — я с ними не встречался, но вот вчера на съемочной площадке был — и опять же этим основным постулатом «я в предлагаемых обстоятельствах» пользовался: честно говоря, никто ничего лучше пока не придумал.
— Ну а на место Ивана себя ставили? Как бы себя вели?
— Не то слово «ставили»! — каждый вечер мы втроем ужинали.
— Вы, Тодоровский и Янковский?
— Каждый вечер!
— Вот это работа!
— Пока ели, это такая разминка и притирка была, а после этого закуривали...
— ...«А ты как бы?..», да?
— Во-о-от! Сначала подробнейшим образом сцену, которую нам снимать нужно, проговаривали: как это с нами было бы? Это раз. Второе: из памяти нечто подобное вытащить мы пытались, что, может, с нами самими или с кем-то из друзей произошло, мы об этих людях очень много проговорили и, наверное, не зря, потому что потом с Олегом Иванычем совершенно потрясающий момент в Алма-Ате испытали.
Там картину представили, и договоренность была, что после этого мы выйдем и с залом о ней побеседуем. Нам вопросы задавали, комплиментами одаривали — и вдруг 22-летняя барышня встала и сказала: «Вы знаете, это фильм об очень сильной женщине». Такая мысль в голову нам не приходила, но она абсолютно правомочна, и уже то, что у этой девчонки она появилась...
— ...в 22 года...
— ...свидетельствует о том, что мы это время не зря потратили.
— Моменты актерского счастья, когда сцены, вами и Янковским проговоренные, в кинодиалогах воплощались, вы испытывали?
— Если честно, невероятное счастье с того момента, как узнал, что в этой картине сниматься буду, до самого окончания работы я испытывал, да, в общем-то, и сейчас это продолжается.
— Классный Янковский партнер?
— (После долгой паузы). Такой... Даст Бог, еще с кем-нибудь сильным поработать мне доведется, но такого, как Янковский, уже не будет: такие мастера, как он, с такой же периодичностью, как большие классики, появляются — в этом абсолютно ответственно я признаюсь, и объясню почему — это не просто слова. Олег Иваныч фантастическим актером и совершенно оправданной величиной не просто в нашем кинематографе был — он и на Западе снимался, это мирового уровня актер. Нужно Янковским быть, чтобы на съемочной площадке такую атмосферу создать, что у меня ощущение возникало, будто с однокурсником я снимаюсь, причем никакого панибратства не было, для меня Олег Иваныч Олегом Иванычем навсегда останется, но атмосфера им создана была. Он говорил: «Я тебе что-то подскажу — как правильно» или «Скажу, что мне не нравится, только если ты это же самое мне скажешь». «Любовник», как и некоторые другие ленты мои, — не просто съемки, а часть жизни!
— Картина «12», которую Никита Михалков с блестящим, неповторимым актерским ансамблем снял, — это тоже минуты счастья?
— Да, безусловно, и это тоже, если хотите, этапная для меня работа, знаковая, хотя я не очень такие слова люблю. «12» — это для меня курсы повышения квалификации, за которые мне еще и деньги платили, и потом, фильм этот еще и тем уникален, что 80 процентов, все то, что за столом присяжных происходит, последовательно снято...
— ...интересно!..
— ...а такого в кино практически не бывает, крайне редко так происходит!
— И сложно же так, правда?
— Невероятно сложно и очень дорого. Не секрет, что мы все там, как сейчас говорят, немножко по гонорарам попустились, потому что Михалков объявил, что снимать именно так будет, и, допустим, если в какой-то из вечеров у Маковецкого спектакль, мы останавливались. Еще полсцены, где без него, пройти могли, но Михалков этого не делал...
— Ждали...
— Что можно было, репетировали, но ни одного кадра не снимали. Никита Сергеич принципу, который он избрал, верен оказался, и конечно же, там люди были, с которыми я еще не работал: Арцибашев, Витя Вержбицкий, Юра Стоянов... Остальные-то в основном близкие друзья: Сергей Газаров, Миша Ефремов, Валя Гафт, Леша Горбунов — ближайший мой друг, с юности, да еще и земляк (улыбается).
«Михалков на съемочной площадке — кто угодно, только не режиссер-постановщик»
— Каким же образом блестящий актер Михалков заставлял своих коллег то делать, что ему как режиссеру нужно было, что он видел?
— Не знаю — пусть этот секрет когда-нибудь Никита Сергеич откроет, но могу сказать, что Михалков на съемочной площадке — кто угодно, только не режиссер-постановщик.
— Товарищ, коллега?
— Товарищ, коллега, юморист, балагур, человек, который упорным трудом своего добивается, но ни в коем случае не высоко сидящий в кресле режиссер с мегафоном в руках, который этим процессом управляет. В какую-то минуту он замечательный актер и партнер, в какую-то — потрясающий реквизитор или художник, в какую-то — оператор... Когда мы репетировали, он сказал: «Я все ваши предложения выслушиваю и что-то принимаю, а что-то нет», и в фильме «12» множество моментов было, когда Михалков с наших слов что-то...
— ...менял...
— ...дописывал или вычеркивал — в том числе в тексте своей роли.
— Его «Утомленных солнцем 2», опять-таки с вашим участием, я посмотрел, и к сожалению, мне не понравилось. Образы хорошо сыграны — многие, ваш отец Александр, как всегда, на высочайшем уровне, но все вместе — опять-таки на мой взгляд — потрясением не стало, а от кино все-таки всегда потрясения ждешь. Вы с этим согласны или мнение у вас другое?
— Вы знаете, не согласен. Во-первых, я тут пристрастен, во-вторых, все-таки момента дождался бы, когда картину целиком посмотреть можно будет, — это ведь еще не вся история. Кроме того, в наше время, когда такое большое количество средств массовой информации, когда огромную роль в нашей жизни интернет играет (в моей, слава богу, нет), фильм этот в очень непростой ситуации оказался. Уверяю вас: если бы режиссером не Никита Сергеевич Михалков, а Иван Иваныч Иванов был, картину до небес подняли бы!
— Политическая составляющая?

— И это тоже.
— Вы священника сыграли, весьма убедительно — как всегда, а сами вы религиозны или в образ входили?
— (Смеется). Вот, Дима, и вы этот вопрос задали. Люди так говорят, будто какая-то дверь — в этот образ — есть, но нет ее, и кстати, недавно я в который раз батюшку играть отказался...
— ...плакатного?
— Не в том дело — еще раз костюм священника надевать не хочу, потому что крайне серьезно к этому отношусь, но я совсем не религиозен — в церковь лишь тогда, когда хочется, захожу.
— Однако заходите?
— Безусловно — чтобы близких и друзей, которых рядом со мной нет, вспомнить, чтобы прощения у Господа за то, что неправильно делал, попросить и, конечно же, здоровья и спокойствия своим родным и близким. В Бога я верю, но я не религиозен, для меня этот солдат — он как бы и не совсем священник, потому что солдат — в первую очередь, поэтому каким-то компромиссом для меня это не было.
Ну а вообще, все же в жизни произойти может. Вдруг завтра такую роль я увижу, что на колени встану и попрошу: «Мне эту рясу надеть дайте!» — есть ведь «Отец Сергий» Толстого, потрясающее произведение...
— ...и картина у Таланкина хорошая была — Сергей Бондарчук играл...
— Я, правда, священника играть не хотел бы — здесь и момент суеверия есть, и осознание того, что не за все своими лапами хвататься нужно — что-то святое оставаться должно.
— Я сразу на руки ваши посмотрел...
— (Тоже на руки смотрит и улыбается).
(Окончание в следующем номере)

Экс-начальник Генштаба ВСУ генерал-полковник Владимир ЗАМАНА: «Стреляли бы наши в россиян в Крыму? Стреляли бы! Задача выполнялась бы — 100 процентов!»
Уроженец Херсона артист Сергей ГАРМАШ: «Волчек очень многое мне прощала — я опаздывал, спектакли срывал, иногда непростые отношения с алкоголем имел»
Режиссер Марк ЗАХАРОВ: «Когда мы Ельцина в «запорожец» запихивали, я понял, что он в него не помещается, и какое-то физическое усилие проявил — что-то хрустнуло, и Борис Николаевич туда, так сказать, вошел»
Личный комфорт за счет бюджета
Экс-координатор санкций США Дэниел ФРИД: «Я полагаю, Трамп был не прав, оказывая давление на украинского президента»
Двое из ларца: самые известные близнецы
Дом, милый дом. Кличко и Панеттьер показали новый особняк
Знаменитые актеры, которых не приняли в вуз
Родом из детства: звезды тогда и сейчас
Делу время, потехе час. Хобби звезд







Звезда "50 оттенков серого" показала грудь
Без комплексов. Lady Gaga показала белье
Дочь Джони Деппа ощущает себя лесбиянкой
Наталья Королева выставила грудь напоказ
18-летняя сестра Ким Кардашьян показала новую силиконовую грудь
Садальский о Василие Уткине: Где же твои принципы, Вася?
Пугачева будет судиться с Ирсон Кудиковой за долги
Джейн Биркин помирилась с Hermès
Тесть и теща Владимира Кличко не поделили деньги