Известный ресторатор и популяризатор украинской кухни Дмитрий БОРИСОВ: «80 процентов украинцев готовят еду дома. Носят судочки на работу с гречкой и котлетой, полагая, что сэкономят»
По мнению Борисова, сейчас в Украине сложилась благоприятная атмосфера для развития бизнеса. Здесь есть возможности и условия для реализации креативных проектов. В то же время он считает, что властям следует уделять больше внимания поддержке экономически активных людей, поскольку именно они готовы брать ответственность на себя и в будущем станут основой среднего класса, на котором и будет держаться экономика страны
«Мне хочется, чтобы экономически, по взаимоотношениям государства и предпринимателя, мы становились не как Европа или США, а как Сингапур или Дубай»
— Как вы оцениваете развитие Украины как государства для жизни людей и как бизнес-среды?
— Я давно занимаюсь бизнесом. В 15 лет пошел работать. И могу анализировать прошедшие 30 лет. Однозначно с каждым годом становится все лучше. Прорывным был 2004-й, и до кризиса 2008 года наблюдался невероятный экономический подъем. Потом и по внешним, и по внутренним причинам случился кризис, обрушение, но мы как-то справились. Это был переломный момент — раньше я занимался маркетингом, немного недвижимостью, а с 2010 года взялся за ресторанный бизнес. Поворот на 180 градусов для меня. Не считаю, что за 10 лет построил большую компанию, но с точки зрения рынка (около 50 ресторанов по франшизе и консалтинг для еще почти сотни) это хороший показатель, который сам по себе доказывает, что все развивается.
В общем, я ко всему отношусь как к позитивным трансформациям, даже если с точки зрения меня, обывателя, происходящее можно расценить как кризис. Потеря денег? Воспринимаю это как урок. Ведь все это опыт и знания. В целом я считаю все происходящее в стране, если говорить о политике, экономике, предпринимательском климате, очень хорошим.
До сих пор мы убегаем от совка. И события этого года показали, что мы только сейчас, на 30-м году независимости (мы почти половину советского периода прожили), оказались на переломном политическом моменте. Только сейчас снесло поколение советских политиков и по чуть-чуть мы начинаем двигаться в сторону цивилизации. Мы точно не идем туда, куда наши соседи. И это радует. Вектор оцениваю как позитивный.
— 2014 год после Евромайдана был кризисным для ресторанов?
— У нас особый бизнес, построенный на психологии человека и его ожиданиях. Нам повезло, потому что не было ни одного затяжного периода, когда у нас больше чем на 10 процентов падала посещаемость. По крайней мере, по нашим ресторанам сильного падения не ощущалось. По рынку в целом, я предполагаю, аналогичная ситуация. Еда — это частичка атмосферы спокойствия, доля позитива, доступная за небольшие деньги.
Честно признаться, для бизнеса нестабильная, постоянно меняющаяся ситуация — комфортные условия. Нет четких правил, соответственно, больше возможностей для креатива и меньше ограничителей. У меня есть опыт работы в Варшаве. Там не пройдет такой бизнес, как в Украине. Тут мы можем общаться с гостями, менять меню, выстраивать взаимоотношения с государством благодаря нормальным формам налогообложения. В Польше в четыре раза выше налоги, 16 контролирующих и проверяющих органов, а возможная прибыль (рентабельность) по году — в лучшем случае пять процентов. Для сравнения: в Украине в нашем бизнесе — около 20 процентов.
Мне хочется, чтобы экономически, по взаимоотношениям государства и предпринимателя, мы становились не как Европа или США, а как Сингапур или Дубай. Это прорывные модели, где участие государства в бизнесе минимально. И мы видим, насколько масштабно они развиваются, насколько существенный рост дают.
Учитывая, как много выкачивается, вывозится ресурсов и денег из страны, понимая, что еще три годовых бюджета лежат под подушками и в носках, пытаясь каждое утро припарковаться в Киеве среди Porsche, Lexus и других, давайте мы не будем про зубожіння говорить. Я понимаю, в небольших городах, селах ситуация иная, но это точно решается человеком и его выбором, как жить. Весь мир развивается, и многое происходит за счет среднего класса, за счет людей, которые что-то делают и несут ответственность за свою жизнь, а не ходят, как в советское время, «от звонка до звонка».
— Но вы же видите, средний класс у нас никак не может сформироваться.
— Это потому, что активных, действующих людей не так много. Вопрос в ментальности.
— То есть проблема не в том, что условия неблагоприятные, а в том, что люди не перестроились?
— Конечно. Мы все еще в постсоветской инерции. Посмотрите на заявления новых команд — все говорят о пенсиях и зарплатах бюджетникам. Давно пора прекратить это. Надо говорить о том, как развивать активную часть общества. Весь бизнес в мире концентрируется на доходах и развитии, а не на расходах. В развитых странах большинство людей сами накапливают себе пенсию разными методами и четко понимают, на что могут рассчитывать. А у нас большинство ожидают, что кто-то для них что-то сделает. «Они нам должны» — ключевая фраза.
— В последние месяцы активно обсуждается идея изменить налогообложение физических лиц — предпринимателей (ФЛП). Как вы к этому относитесь?
— Я считаю одним из достижений Украины возможность использовать такую форму работы.
— Но в руководстве страны недовольны. Говорят, таким образом укрываются налоги. Потому что в том же ресторане посетителю несут два чека — на еду и на алкоголь.
— Любой бизнес стремится максимально оптимизировать налогообложение. Потому что его задача — зарабатывать деньги. Это из-за социалистического флера у нас культивируется враждебное отношение к бизнесу. Таким образом использовать ФЛП — это прозрачно и законно. Я бы понял причину для подобных инициатив, если бы ФЛП 1,5 процента налогов платили на Кипре или Каймановых островах, а у нас — совсем ничего, как это уже много лет делают крупные игроки, вывозя из страны миллиарды долларов. А использовать законные способы оптимизации, чтобы не сверхприбыли получать, а просто зарабатывать, — нормально.
Странно слышать подобные слова от новой власти, которая заходила на коне либертарианства. Она собирала голоса моих коллег, обещая минимальное вмешательство государства в бизнес, а первое, что делает, — предъявляет претензии и выражает желание переформатировать взаимоотношения с ФЛП.
В Испании законодательно закреплена сиеста. Я полагал, это по желанию. Но не смог ни одного сотрудника мотивировать работать, хоть и сверхурочные предлагал.
— Во скольких странах вы работали ресторатором?
— Кроме Украины, был опыт в Испании и Польше.
— И где лучше всего?
— В Украине, конечно. Но, решив вопрос с развитием гастрономической культуры здесь, теперь мы собираемся экспортировать современную украинскую кухню по миру. Я вижу по реакции иностранных гостей, что это невероятная еда, которая заслуживает большей популярности и большего объема присутствия в мире. Мне интересно попробовать, каково работать в Европе в формате ресторана современной украинской кухни «Канапа», и дальше двигаться в Берлин, Лондон, где еще больший спрос.
— Поэтому испытать кухню и бизнес-модель решили в Польше?
— Именно. Мы уже год как в пятерке лучших ресторанов Варшавы. 90 процентов наших гостей там поляки. Украинцы и дома не ходят в украинские рестораны, а за границей и подавно. Конечно, финансово мы ожидали большего результата. Поляки в отличие от украинцев уже ходят в рестораны есть, а не выгуливать платья, туфли, костюмы и раз в год праздновать какое-то событие. Там средний чек ниже, чем у нас, поскольку они не готовы копить год и за один раз все прогулять.
У них очень зарегулирована сфера общественного питания. Вести бизнес не сложнее, просто он менее эффективный с точки зрения финансового результата. В Польше реальный контроль, а не как у нас — «собирать бабло». Что и понятно, ведь еда — это безопасность. Также там сильна защита потребителей и трудовых прав. Например, мне в моем украинском ресторане не позволено иметь более 20 процентов украинских работников.
Когда открывали рестораны в Валенсии и Барселоне, ситуация была еще хуже — не более 10 процентов. При этом я даже не мог управлять графиком работы в своем заведении. Мы на туристической улице, гости в обед хотят поесть. А в Испании законодательно закреплена сиеста. Я полагал, это по желанию. Но не смог ни одного сотрудника мотивировать работать, хоть и сверхурочные предлагал. На что услышал: «Дима, мы в принципе тебе делаем одолжение, что работаем. У нас пособие по безработице тысячу евро. Мы простые люди, нам много не надо. Для нас сиеста — святое»
— В Украине вам не приходилось сталкиваться с вымогательством со стороны контролирующих органов?
— В целом мы наслышаны, насколько в ресторанах это процветало. В первый год работы прочувствовал на себе. Это был мой первый ресторан «Барсук» на Печерске с открытой кухней. Помню, стою у плиты в обеденное время. Подходит инспектор: «Здравствуйте, можно администратора?» — «Да, — отвечаю, — слушаю вас» И дальше готовлю. Он: «Тогда директора можно?» — «Я слушаю вас», — говорю. Он удивленно: «А хозяин есть у вас?» — «Да, и я вас слушаю», — смотрю, человек обалдел: хозяин сам готовит на кухне! Они этого тогда не понимали. Сказал, у нас что-то не соответствует. Я даже спорить не стал, попросил все описать и оформить штраф, чтобы передать бумаги юристу. Угостил его обедом, и на том все закончилось.
— А бандиты, рэкет не заглядывали?
— Может, в 90-е такое и бывало у кого-то. Я уже после 2010 года в бизнесе. Ни с чем подобным не сталкивался.
— Политики приходят к вам в ресторан, платят за себя?
— Ни разу не встречал случая, чтобы кто-то за себя не заплатил. Во время предвыборной кампании у нас много политиков обедало, всегда оплачивали счет и чаевые оставляли. Они же публичные люди и к тому же самые богатые у нас в стране. Им нет смысла не оплачивать еду в ресторане.
«Вот это «жирное и на свинине» — советская интерпретация украинской кухни. Полагаю, такой имидж был стратегически создан, чтобы нас держать за сельскую нацию»
— По-вашему, почему в Киеве так много грузинских, итальянских ресторанов и суши?
— Подсознательно мы все равно ожидаем украинскую домашнюю еду. Но так как идти на нее в ресторан зашкварно (как сейчас говорят), люди выбирают то же самое, только итальянское или грузинское: вареники — равиоли — хинкали. Но они уже как бы в иностранном ресторане ужинают.
Выбирать свою национальную еду нам мешают стереотипы. У одного знакомого спрашивал, почему он не ходит в украинский ресторан. И вот ответ: «Украинская кухня — это же очень жирное, сытное, все на свинине» И об этом говорил в итальянском ресторане, где перед ним в тарелке стояло жареное сало с макаронами, хамон, прошутто и сыр буратта на 800 калорий! Про грузинский ресторан я вообще молчу. Один хачапури съел — углеводов на неделю накопил.
Вот это «жирное и на свинине» — советская интерпретация украинской кухни. Полагаю, такой имидж был стратегически создан, чтобы нас держать за сельскую нацию.
Помню, когда в 2013 году мы открывали «Канапу» в Киеве, на нас смотрели как на сумасшедших. И те первые полгода работы были удивительными, потому что украинцев мы вообще не видели. А мы своим гостям предложили вернуться всего на 100 лет назад. Взяли пласт дореволюционных рецептов в современной интерпретации, с дегустационными сетами.
Вспомните пьесу Михаила Старицкого «За двумя зайцами». Здесь, на Андреевском, и по Крещатику все девчонки ходили во «французское одеты», пан Голохвостый вел барышню в «украинскую ресторацию», где столы были сервированы «на французский манер». И на них были красная икра, артишоки, безе.
Городской гастрономической культуре Украины тысяча лет. Представляете, что у наших гетманов было на столах? А в трапезных наших храмов? Об этом никто уже не знает. Настолько 70 лет советской оккупации затерли наш культурный код.
И после невероятной Революции достоинства этот зародыш патриотизма появился. Уже вышиванки не стесняемся надевать, кто-то даже выучил пару куплетов гимна. Глядишь, и в украинские рестораны начнут скоро приходить ужинать. Так что потихоньку все двигается.
— Вы, вижу, отлично уже изучили отечественного потребителя. Расскажите о его поведении.
— Я называю это украинской гастрономической культурой. Она такова: 20 процентов активного населения в Киеве уже иногда ходят в бары, кафе, рестораны. Кто раз в месяц, кто раз в неделю. Из них 15 процентов — на кофе поговорить, в пятницу расслабиться, в бар зайти познакомиться. То есть не гастрономический мотив, а развлекательный. И оставшиеся пять процентов — просто несколько раз в неделю ходят есть.
— Оставшиеся 80 процентов где делись?
— Они готовят еду дома. Носят судочки на работу с гречкой и котлетой, полагая, что сэкономят.
— А разве нет?
— Я уже не раз показывал экономические просчеты: последние лет семь дешевле есть в ресторане. Особенно учитывая стоимость продуктов, из которых люди пытаются себе готовить «здоровую» еду. Они с понедельника по четверг закупили себе годжи, чиа, авокадо, гречку, куриных грудок, а в пятницу и субботу я вижу их с бутылками вина, мясом и рыбой в своем ресторане. «Хэлси» и ЗОЖ закончились. Происходит банальная подмена понятий.
Раз зашла речь об экономии, давайте считать. Не так давно я зашел в кафе строительного супермаркета: салат с капустой, гречка, отбивная по-французски, компот — чек 190 гривен. Посмотрите меню моего ресторана: 129—149 гривен ланч — это двойной бургер, картошка, салат, суп и напиток. И так по многим позициям. Но все равно 80 процентов все еще готовят дома.
— Если такова тенденция, тогда почему у нас открывается так много кафе и ресторанов?
— Потому что неизбежно мы все же продвигаемся к нормальной мировой практике, где 90 процентов людей живут качественной жизнью, обедают в хороших фастфудах, ходят в кафе и кофейни, а вечером — в пабы и рестораны осознанно, чтобы есть и проводить время с семьей или друзьями. На Западе в лучшем случае семь процентов готовят дома — это гастрономические энтузиасты, которые любят кулинарное искусство. И к нам тоже это придет лет через 10—15. Это и есть источник роста спроса на услуги ресторанов.
— Недавно президент Владимир Зеленский провел пресс-марафон в фуд-корте на Бессарабке в Киеве. Как вы относитесь к таким ресторанным форматам?
— Это мировой тренд. Во всем мире подобные фуд-моллы уже лет 10 как развиваются, причем в самых разнообразных видах. И в торгово-развлекательных центрах, и в отдельно стоящих зданиях. Мы же только сейчас к этому пришли. В Нью-Йорке они исчисляются десятками. В подобных фуд-моллах десятки баров, стрит-еда, ресторанная еда. Доступно и интересно. У нас пока еще вопрос, насколько этот формат популярен. Но появление таких точек — очень хороший знак. Я всегда это любил. Мне важно было собрать друзей, наготовить кучу еды, получить свою порцию тщеславия, кайфануть.
— Но вы все сражаетесь за 20 процентов посетителей, которые не едят дома. Фуд-моллы и фуд-корты не отбивают у вас клиентов?
— Гости посещают наши рестораны не с гастрономическим мотивом. Еда всегда остается на втором плане. Но при этом она должна сильно отличаться от той, что люди готовят дома. Это ответ на вопрос, почему украинцы не едят в украинских ресторанах.
Испанцы не могут понять, как вечером не пойти в тапас-бар, а итальянцы не понимают, как можно не есть пасту и вместо этого отправиться в суши-бар. Для них это нонсенс. А украинцы, наоборот, предпочитают суши, пиццу, хинкали, хачапури, кальян, караоке. Поэтому нам, рестораторам, надо создавать такие условия, которые привлекут человека, — это оригинальный интерьер и невероятный сервис.
— Прямо-таки «невероятный»?
— Поверьте, нигде в мире вы не встретите такой сервис, как у нас. В Италии в траттории к вам подойдет 60-летний мужчина, бросит на стол тарелку с макаронами и жареным салом, посыпанным черным перцем, под названием «карбонара», еще и глянет недружелюбно, мол, ешь быстрее — у меня очередь. А наши туристы умиляются: «Когда же в Украине будут такие обшарпанные ресторанчики с такими взрослыми официантами?» Может, вы и не поверите, но Киев, Одесса и Львов уже давно, как Берлин, Лондон и Нью-Йорк, по уровню обслуживания в ресторанах. Нет на Западе такого уровня сервиса и такого разнообразия меню в ресторанах, как у нас.
Но в Украине нам нужен интерьер на полмиллиона долларов, три официанта на стол, меню с киноа, чиа, авокадо, кремом-пюре, цукини, креветками, лобстером и, ключевое, со средним чеком 200—300 гривен, а в ресторане премиум-уровня — 500 гривен. То есть 15—20 евро. Иностранных гостей это потрясает, они рассказывают, что такую еду с таким сервисом в Европе подают только в мишленовских ресторанах. А какой чек? 10 евро? Но почему мы здесь вынуждены все это делать? Чтобы вас затащить. Мы вынуждены создавать суперпродукт, потому что другими способами затянуть гостей мы не в силах.
— И люди довольны?
— Не так давно проводилось исследование отзывов в социальных сетях. Украинцы вместе с россиянами оказались в лидерах по количеству негативных отзывов. Возможно, это потому, что в головах все еще совок, когда нам все должны, даже в ресторане.
Стандартный отзыв в социальных сетях выглядит так: «Были, ели, не впечатлило. Три звездочки» И еще один тип: «Ходили к вам год, все было хорошо, а сегодня официант подошел через семь минут, а не через пять, как мы привыкли. Поэтому вам одна звездочка» Так вы же год ходили! А где пять звезд, когда вам все нравилось?
— А что у нас с чаевыми в сравнении с другими странами?
— Американцы в США добровольно-принудительно оставляют 20 процентов чаевых. Там в чеке пишут рекомендацию: «Этот чек без чаевых. Оставьте официанту...» И машина посчитала сумму — 12, 15, 18, 20 процентов. Там считается неприличным не оставить чаевые. Мне даже рассказывали, что официант может выбежать на улицу следом за гостем и спрашивать: «Где мои деньги?»
В Украине в среднем посетители оставляют около 10 процентов от суммы чека. Люди достаточно щедрые. Я только по косвенным данным могу судить о ситуации, но официанты неплохо зарабатывают на чаевых.
— Вы бы рекомендовали оставлять на чай?
— Конечно. Эта плата точно не включена в затраты и прибыль ресторана. Это исключительно благодарность гостя официанту. Но если вы считаете, что получили некачественный сервис, не платите.
«Все наше поколение на 80 процентов — люди с неосознанным выбором профессии»
— Где вы учились готовить?
— Я не профессионал, а любитель. Если честно, у нас негде эту профессию получить. Надо только куда-то за границу ехать.
Давайте представим профессии в ресторанном бизнесе в Украине — это уровень среднеспециального заведения. Все наше поколение на 80 процентов — люди с неосознанным выбором профессии. Поступали, куда получалось. Как родители говорили? «Сынок (дочь), поезжай в Киев в училище. На кухаря выучишься — семья не будет голодной» А теперь представьте себе свое окружение: кто-то хотел работать официантом, барменом, баристой? И вот итог: на 99 процентов ресторанный бизнес тотально неквалифицированный, с минимальной мотивацией к работе.
Мой выбор был осознанным. Это нестандартный пример. Я учился в музыкальной школе по классу кларнета. В 15 лет пошел мыть машины, потому что надо было помогать семье в тяжелые 90-е. Потом я начал работать маркетологом, потому что это была прекрасная профессия. Реклама на 100 процентов, как и музыка, является творческой сферой, но в отличие от музыки на этом можно было заработать.
— И как потом победила еда?
— Я всегда ее любил. Мне важно было собрать друзей, наготовить кучу блюд, получить свою порцию тщеславия, кайфануть. Как и многие, я мечтал когда-нибудь открыть свое маленькое заведение. И в 2008 году, когда псевдоактивы навернулись, недвижимость умерла и деньги сгорели, я понял, что вселенная подсказывает мне верный путь: становись и делай сам, своими руками, займись любимым делом. Я тогда и не думал развивать бизнес. Полагал, что все закончится одним заведением. Но, как видите, нет.
— Вы и сейчас готовите дома?
— Это моя страсть, увлечение, на котором сформировался мой бизнес. Каждую субботу, если мы в Киеве, собираемся с друзьями, родственниками и готовим.
— Кто вам помогает?
— У меня в кухню вход запрещен. Я построил в доме три кухни. Одна для нянь, чтобы им было удобно детям готовить. Отдельно барная с вином. И большая кухня, укомплектованная полностью, чтобы я мог готовить и никто не заходил на мою территорию.
— Что обычно делаете?
— У меня дома украинский тип питания. Как правило, все упирается в сезонность. Обычный повар типа меня подходит к системе питания семьи просто: летом ешь то, что хорошо растет летом, осенью — что есть, а зимой — что можно найти в магазинах и на рынке. В зависимости от вдохновения и того, что я вижу, выбираю меню. Очень люблю в выходные с детьми ходить на рынок или в маркет выбирать продукты. Мы просто от этого кайфуем.
— Хорошие в Киеве продукты?
— Невероятные. У нас замечательные рынки и супермаркеты. Мало где вы найдете в мире такое разнообразие ассортимента, как в Украине. Это стереотип, что у нас все плохо. У нас часто говорят про плохое качество продуктов. Да вы просто не видели магазины в Германии, где полки завалены наггетсами, которые в микроволновках греют!
— То есть у нас более здоровая культура питания?
— «Здоровая» — тоже стереотип. Мы ведь едим фастфуд, от которого сплошь проблемы со здоровьем.
— Так ведь 80 процентов украинцев готовят дома...
— И едят заготовленные в выходные борщи, картошку, каши и котлеты. А это и есть фастфуд — пришел, достал из холодильника, разогрел, поел и свободен. Те же кетчуп и майонез есть в каждом холодильнике. Хотя в Украине прекрасный умеренный климат со сменой сезонов, что дает нам невероятный выбор продуктов.
У нас страна с двумя морями, огромным количеством рек. Нам доступны 60 видов морепродуктов и рыбы. Но почему-то в ресторанах украинцы требуют дораду, сибаса, лосося. Никто не задумывается над тем, чтобы есть черноморскую рыбу. Предлагаешь гостю саргана, калкана, барабульку, бычка, а он в ответ: «Нет, спасибо, дайте стейк из лосося» Я называю это постсоветским сознанием. Только сейчас начинает формироваться новое поколение. И я верю: придут молодые ребята — и все у нас будет по-другому.

Глава парламентского комитета по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики Даниил ГЕТМАНЦЕВ: «Кто моя политическая крыша? Президент. Лично»
Министр здравоохранения Украины Зоряна СКАЛЕЦКАЯ: «В моем кабинете есть прямая телефонная связь с президентом, но я ею не злоупотребляю»
Украинский бизнесмен и политик Михаил БРОДСКИЙ: «В 1991 году Кравчук подписал указ о валютном регулировании — «валютку» снял с уголовной ответственности. До этого 19 долларов — и поехал на 15 лет. Про Бродского, конечно же, пошли разные слухи. Мне пришлось влезать в рынок недобросовестной конкуренции. Эти бандиты в черных куртках...»»
Известный ресторатор и популяризатор украинской кухни Дмитрий БОРИСОВ: «80 процентов украинцев готовят еду дома. Носят судочки на работу с гречкой и котлетой, полагая, что сэкономят»
Народный депутат Украины VIII созыва, литератор Евгений РЫБЧИНСКИЙ: «Сейчас я горжусь, что рожден и воспитан гениальным отцом, а в молодые годы папина известность была порой невыносима»
Двое из ларца: самые известные близнецы
Дом, милый дом. Кличко и Панеттьер показали новый особняк
Знаменитые актеры, которых не приняли в вуз
Родом из детства: звезды тогда и сейчас
Делу время, потехе час. Хобби звезд







Звезда "50 оттенков серого" показала грудь
Без комплексов. Lady Gaga показала белье
Дочь Джони Деппа ощущает себя лесбиянкой
Наталья Королева выставила грудь напоказ
18-летняя сестра Ким Кардашьян показала новую силиконовую грудь
Садальский о Василие Уткине: Где же твои принципы, Вася?
Пугачева будет судиться с Ирсон Кудиковой за долги
Джейн Биркин помирилась с Hermès
Тесть и теща Владимира Кличко не поделили деньги