Корифей украинской сцены Борис ВОЗНЮК: «Любая война, с любой стороны, — античеловеческий акт и ничего, кроме обоюдного горя, принести не может»
Тем, кто часто бывает в Киевском театре русской драмы имени Леси Украинки, Бориса Вознюка долго и витиевато представлять не надо — они вам сразу начнут перечислять звездные спектакли с его участием: «Дон Кихот. 1938 год», «Доходное место», «Любовное безумие», «Наполеон и корсиканка», «Семейный ужин», «Настоящий мужчина в начале тысячелетия...», «Школа скандала»... А начинал свою карьеру в Русской драме Борис Леонидович со «104 страниц про любовь». «У меня была там очень большая роль, это уже из названия понятно, — улыбается 72-летний актер. — Она называлась «Парень на остановке». Но главное — не то, какая роль тебе досталась, а то, как ты ее сыграл». От себя добавлю: «Или озвучил», поскольку Вознюк — это еще и замечательный сквайр Трелони во всенародно любимом мультфильме «Остров сокровищ».
«В ДЕТСТВЕ МЫ ЛАЗИЛИ В ДОТЫ — ИСКАТЬ «СОКРОВИЩА», ОСТАВЛЕННЫЕ ВОЙНОЙ. ОДИН МАЛЬЧИК НАШЕЛ РУЖЬЕ — И ЗАСТРЕЛИЛСЯ»
— Борис Леонидович, как получилось, что вы, человек с такой украинской фамилией, родились в Уфе?
— В 41-м году мама, бабушка и старшая сестра были в Уфу эвакуированы. А папа ушел на фронт, воевал, попал в окружение под Киевом и оказался в концентрационном лагере, откуда сумел бежать. Помню его рассказы о том, как они с товарищами по несчастью пробирались к своим — переходили замерзшее Азовское море. Перешли со второй попытки, потому что в первый раз вынуждены были вернуться: было слишком скользко.
Помог какой-то кузнец — гвозди набил на подошвы сапог. Чтобы немцы их не заметили, папе и тем, кто бежал вместе с ним, приходилось ложиться на лед и лежать, пока с берега светили прожектора. Из-за этого он отморозил почки — как только добрался до своих, тут же в тяжелом состоянии был отправлен в госпиталь. После госпиталя ему какой-то отпуск на лечение полагался, вот он и решил съездить в Уфу — семью проведать. Так, собственно, я и получился (улыбается). А в 44-м мы вернулись в Киев.
— О том, было ли тяжелым послевоенное детство, думаю, даже спрашивать не стоит...
— Ну, детьми-то мы считали, что детство у нас нормальное, даже беззаботное. Это теперь, оглядываясь, понимаешь, какая жуть была... Наша семья жила в подвале на Карла Либкнехта (ныне Шелковичная. — Авт.), недалеко были бетонные доты, мальчишки лазили туда, искали «сокровища», оставленные войной. Чаще всего находили патроны и снаряды — их любили бросать в костер, из-за чего некоторые оставались без рук, без глаз... Один мальчик нашел ружье — и застрелился.
Сейчас, когда смотрю телевизор, ловлю себя на мысли, что дети Донбасса тоже, наверное, находят такие «игрушки», и это ужасает: ну кто мог подумать, что в ХХІ веке в центре Европы возможна война? Да в самом страшном сне такое не снилось!
Те, кто хоть как-то ее оправдывает, наверное, гораздо моложе меня и тем более людей, которые воевали во Вторую мировую, иначе понимали бы, что хороших войн не бывает. Любая война, с любой стороны, — античеловеческий акт, и ничего, кроме горя обоюдного, принести не может. Вы же помните у Хемингуэя: «Не спрашивай никогда, по ком звонит колокол: он звонит по тебе»?
А что касается нынешней ситуации в Украине, то я все чаще вспоминаю высказывание Черчилля, который когда-то дал войне такое определение: «За интересы других гибнут безвинные люди». По-моему, на 100 процентов подходит. Вот только стоят ли эти интересы хоть одной человеческой жизни? Почему-то самые заинтересованные идти на фронт и собственными жизнями рисковать не хотят. Чужими всегда легче рискуется...
Помню, мне было годика четыре, может, пять, и я отошел далеко от нашего дома — на улицу Дарвина, где была стройка. Разрушенный дом восстанавливали пленные немцы. Как они выглядели, думаю, понятно... Один поманил меня: «Киндер, киндер!» — мне любопытно стало, я подошел.
Он достал из кармана запыленной робы маленький деревянный самолет, самодельную игрушку, и протянул мне. Я взял: не так много у меня было игрушек — и побежал домой. Мама увидела: «Что это у тебя?». Я, конечно, испугался, что она будет ругать за то, что ходил далеко и к немцу подошел, но рассказал все, как было. А мама встала, подошла к столу, отрезала кусок хлеба и сказала: «Пойди и отнеси тому человеку». Не фашисту, не врагу, не немцу — человеку, понимаете? Вот что значит примирение и умение прощать!
Я не раз потом думал: а ведь он, тот пленный, неплохим был парнем, наверное. И где-то в Германии у него, видимо, остались дети, вспоминая которых он и выстрогал тот самолетик. И не будь этого бесноватого Гитлера и его приспешников с их идеологией, не оказался бы он ни на нашей земле, ни в плену, да, может, и оружия никогда в руки не взял бы! Но нашлись те, кто таким образом распорядился его жизнью и еще миллионами жизней... А кто им право на это давал? Видимо, из-за того, что я в детстве насмотрелся на последствия войны, я и не мечтал стать военным, далек от политики во всех ее проявлениях...
«ВСЯ ГРЫЗНЯ, ССОРЫ, ИНТРИГИ, ВОЙНЫ — ОТЧЕГО? ОТ НЕСТАБИЛЬНОСТИ»
— А кем, к слову, мечтали быть?
— Сразу артистом — не знаю почему. Может, мама напророчила. Мне рассказывали, что она, еще когда колыбель качала, в которой я лежал, говорила: «Вот вырастет мой сыночек — артистом будет». А может, такое желание появилось у меня после первого посещения театра... Это был «Запорожец за Дунаем», там пели великие Паторжинский и Литвиненко-Вольгемут, и я по сей день помню дуэт Одарки и Карася: «Ей, Одарко, годі, буде, перестань-бо вже кричать!». — «Ні! Нехай же чують люде, ні, не буду я мовчать...».
60 с лишним лет с тех пор прошло! Благодаря этому спектаклю я часто представлял себя казаком-запорожцем, вырезал саблю из веточки, садился на кончик дивана (это был мой «конь») и делал вид, будто отбиваюсь от невидимых врагов... Словом, изображал что-то, а значит, какие-то предпосылки, что именно в актерство пойду, были.
— Не разочаровались еще в профессии?
— А что, должен был? Нет, это не обо мне. Когда спрашивают: «Любите ли вы свою профессию?», отвечаю: «Любая профессия хороша, если ею владеешь». Ну, и еще от атмосферы в театре многое зависит. Слава Богу, в Театре русской драмы имени Леси Украинки царит атмосфера, которую я считаю идеальной для работы и которую можно одним словом назвать — стабильность.
Вся грызня, все чвары, ссоры, интриги, войны — отчего? От нестабильности. А когда она есть (неважно, в театре или государстве, потому что театр — это маленькая модель государства, в нем происходят все те же процессы). Когда люди заняты делом, им некогда изощряться и усложнять друг другу жизнь. Люди ведь начинают есть друг друга от нечего делать, а в Русской драме благодаря Михаилу Юрьевичу (Резниковичу, худруку и главному режиссеру. — Авт.) вот этого «нечего делать» никогда не бывает. Взгляните на доску объявлений — там пять или шесть названий спектаклей, которые репетируются.
Я очень уважаю Михаила Юрьевича и ценю его как человека и руководителя за то, что последние 20 лет мы живем в атмосфере стабильной работы. Я же пришел в этот театр в 66-м и, поверьте, многое видел.
Перед Резниковичем сменилось восемь или девять главрежей, среди которых были и самодуры, и люди, не имевшие с искусством ничего общего... Вот говорят: «Труппа съела режиссера», но о каком «съедении» могла идти речь, если посреди спектакля возмущенный зритель встал, сказал: «Позор Русской драме!» — и вышел из зала?
Дело же не в труппе, а в том, что тот, кто поставил такой спектакль, не имел к режиссуре никакого отношения. Были люди, не понимавшие сути этого театра, не соответствовавшие тому, что заложено в него корифеями: Хохловым, Опаловой, Халатовым, Таршиным, Розиным, а были и вообще странные, нелогичные какие-то назначения, шедшие, как правило, из Москвы. Словом, всякое случалось, и я, как, наверное, многие в нашем театре, тот период полностью либо частично заставшие, рад, что он закончился и каждый, кто хотел работать, получил возможность спокойно делать свое дело, заниматься профессией.
— Что, по-вашему, в актерской профессии главное?
— Ну уж никак не чины и звания, и даже не популярность. Как говорится, на звания и награды нужно плевать, но самое приятное — плевать на них, когда они уже есть. Главное — не чтобы люди знали тебя, а чтобы ты знал людей. Тех, в кого должен перевоплощаться, тех, кто сидит в зале, смотрит на тебя и решает, поверить тебе или нет...
И еще актер обязан быть умным. Когда говорят: «Вон та актриса на самом деле дура дурой, а выходит на сцену — богиня!» — это чушь, не более. Может, когда театр попроще, попримитивнее был, такое и было возможно, но не сейчас. Сейчас, не имея ничего внутри, ничего на-гора и не выдашь.
«ПОСЛУХАЙТЕ, ЯКЩО ВИ ТАК ПАЛКО ЛЮБИТЕ УКРАЇНУ, ЧОГО Ж ТОДІ ЖИВЕТЕ У НІМЕЧЧИНІ?»
— Вы ведь выпускник студии при Театре имени Ивана Франко и три года там работали. Никогда не возникало желания вернуться?
— А я не считаю, что так уж сильно от него оторвался. Много лет работал на радио, где пересекался с замечательными коллегами-франковцами: Ольгой Кусенко, Лялей Ткаченко, Степой Олексенко... У меня были прекрасные отношения с Богданом Ступкой, одним из величайших украинских актеров. А в театре нашем в одном из недавних спектаклей — «Везде один...» о Тарасе Шевченко — главную роль играет как раз актер-франковец Петр Панчук. Что, кстати, говорит о том, что никакой конфронтации между Русской драмой и Театром имени Франко нет и быть не должно.
Вот вы спросили — и я один интересный случай вспомнил. Ездили мы на гастроли в Германию со спектаклем «Настоящий мужчина в начале тысячелетия...». Пришел весь цвет русскоязычной интеллигенции: Майя Плисецкая, Родион Щедрин, Владимир Войнович... А после спектакля устроили небольшой банкет в украинском стиле — с горилкой с перцем, с салом...
И вот подходит ко мне то ли журналист, то ли критик, эмигрировавший в Германию: «А скажіть, чому ви не говорите українською мовою? Як же можна, ви ж українець, ви повинні працювати в Театрі Франко, грати українську класику...».
Ну не рассказывать же мне ему, что, во-первых, не «Франко», а «Франка» правильно по-украински, а во-вторых, я столько украинской классики на своем веку для Гостелерадио начитал, что ему и не снилось. Или что язык, на котором он изъясняется, настолько далек від тієї квітучої мови, якою говорила, наприклад, чудова Ольга Яківна Кусенко, что это, скорее, язык полуграмотных чиновников и депутатов, нежели литературный?
Я ушел от ответа раз — он снова подходит: «Так чого ви не граєте у Театрі Франко?». Я опять уклончиво что-то ответил. Гляжу — он в третий раз идет... Тут уж я не выдержал. «Послухайте, — говорю, — якщо ви так палко любите Україну і рідну мову, чого ж тоді живете у Німеччині?». Он обиделся и отошел (смеется).
Но это еще не финал! Под конец банкета, уже расслабившись, сняв маску, этот товарищ снова к нам с ребятами подошел и уже почему-то по-русски спросил: «Парни, я знаю, у вас в гостинице есть еще выпивка, закуска. Может, продолжим? Так хорошо пообщались...». Вот теперь — занавес.
— Понятно без слов...
— Если вы о том, что о патриотизме громче всех кричат те, для кого само это слово — пустой звук, то да. Увы.
— Я «под занавес» о театре все-таки еще спрошу. Мне очень нравится ваш Альбер в «Любовном безумии» — одном из недавних спектаклей Михаила Резниковича.
— Спасибо! А кто-то считает, что моего несчастного, влюбленного в девчонку старика нужно было показать отвратительным и мерзким...
— У вас он такой, которому хочется чисто по-человечески сочувствовать.
— Именно этого я всегда, за какую бы роль ни брался, хотел добиться — чтобы зритель сопереживал моему герою. Видите, кое-где удалось...
— А любимая ваша роль?
— Отвечу, как принято в актерском цехе: еще не сыграна. Еще дай Бог...

Сын Владимира ВЫСОЦКОГО актер , режиссер, сценарист Никита ВЫСОЦКИЙ: «После «Гамлета» я к отцу на вы обратился: «Вы сегодня играли бесподобно», — сказал, да и в семье мы иногда великим человеком его называли»
Российский экономист Владислав ИНОЗЕМЦЕВ украинцам: «Отдайте Донбасс, а в Конституции (как это было в Конституции ФРГ) пропишите, что эта территория в любой момент может вернуться»
Вахтанг КИКАБИДЗЕ: «Иван Грозный творил ужасные вещи, но люди его уважали. Путин в России тоже многим нравится...»
Отар КУШАНАШВИЛИ: «Путин не х...ло — он преступник, потому что нельзя отнимать у соседа квартиру и дачу»
От Януковича к Мединскому: и еще несколько слов о «прачечной-ху...чной»
Экс-депутат Европарламента Леонидас ДОНСКИC: «НАТО послал Кремлю четкий месседж: не троньте Балтию, иначе получите совсем другой сценарий»
Исследователь истории СССР Роберт КОНКВЕСТ: «Глубочайшая посредственность сочеталась в Сталине с могучей силой воли, и эта комбинация породила монстра»
Леонид КРАВЧУК: «В истории нет примеров, когда страна кормила бы оккупантов, — это ноу-хау есть только в Украине»
Корифей украинской сцены Борис ВОЗНЮК: «Любая война, с любой стороны, — античеловеческий акт и ничего, кроме обоюдного горя, принести не может»
Право на запрет
Теннисист Андрей МЕДВЕДЕВ: «Если меня мобилизуют, пойду воевать, буду защищать свою страну, за границу не уеду»
Двое из ларца: самые известные близнецы
Дом, милый дом. Кличко и Панеттьер показали новый особняк
Знаменитые актеры, которых не приняли в вуз
Родом из детства: звезды тогда и сейчас
Делу время, потехе час. Хобби звезд







Звезда "50 оттенков серого" показала грудь
Без комплексов. Lady Gaga показала белье
Дочь Джони Деппа ощущает себя лесбиянкой
Наталья Королева выставила грудь напоказ
18-летняя сестра Ким Кардашьян показала новую силиконовую грудь
Садальский о Василие Уткине: Где же твои принципы, Вася?
Пугачева будет судиться с Ирсон Кудиковой за долги
Джейн Биркин помирилась с Hermès
Тесть и теща Владимира Кличко не поделили деньги