Композитор Игорь ПОКЛАД: «Гнатюк услышал моего «Ирода» и пошел просить денег на постановку к президенту. Через неделю перезвонил: «Грошей нема і не буде»
Имя Игоря Поклада хорошо известно не только в Украине, но и далеко за ее пределами. На счету композитора более 500 песен, некоторые известны каждому: «Дикі гуси», «Глаза на песке», «Тече вода», «Скрипка грає». В разное время произведения Поклада исполняли Муслим Магомаев, Юрий Гуляев, Тамара Миансарова, Тамара Гвердцители, Дмитрий Гнатюк, Таисия Повалий, Назарий Яремчук, Руслана и многие другие. Музыка Поклада звучит в 40 художественных фильмах и в десятке мультфильмов.
Но самым значимым творением, делом своей жизни Игорь Дмитриевич считает рок-оперу «Царь Ирод», которой он посвятил 10 лет. Два года назад Крымский академический украинский музыкальный театр поставил «Ирода» и имел колоссальный успех, и на сегодня это единственная, к сожалению, постановка этой рок-оперы.
«Фонограммы готовы и ждут своего исполнителя, было бы заинтересованное лицо, — с надеждой в голосе говорит Игорь Дмитриевич. — Если кто-то заинтересуется, какие-то деньги я бы, может, и нашел под это дело. Ходил бы и дальше просить у богатых людей».
«Я НЕ РАССЧИТЫВАЛ НИЧЕГО ЗАРАБОТАТЬ НА ЭТОЙ РОК-ОПЕРЕ. МНЕ ГЛАВНОЕ, ЧТОБЫ ЕЕ ПОСТАВИЛИ»
— Игорь Дмитриевич, во многих своих интервью вы говорили, что считаете рок-оперу «Царь Ирод» делом всей жизни. Как вообще родилась идея проекта?
— Идея пришла ко мне еще в юности, лет в 20, когда я был студентом консерватории. Произведение очень трудное, только одна фонограмма длится 2 часа 15 минут. Сюжет библейский. Безответная любовь Марианны, которая пожертвовала собой ради Ирода и погибла от этой любви... Главный смысл произведения — любовь должна победить все зло на земле.
— Работа над «Иродом» отняла у вас 10 лет жизни. Почему так долго? Муки творчества?
— Все получалось, просто писал я потихонечку, собирал материал — вот на это и ушли годы. А когда понял, что надо вплотную браться, у меня практически все было готово в голове: увертюра, фонограмма, минусовки и плюсовки... После этого написание в общей сложности заняло месяц. Дальше еще месяца два профессионалы доводили фонограмму до ума на электронике по моим черновым наброскам.
— Вы как-то очень долго пробивали дорогу этому произведению, искали спонсоров. В какие двери стучались?
— Однажды у меня была случайная встреча с одним человеком, который в Париже работал главным продюсером второго по величине после Cirque du Soleil цирка. Когда он приехал к нам, ему сказали: «Сходите к Покладу».
Он пришел ко мне домой, я дал послушать ему «Ирода». «Игорь, — сказал он, — о таком спектакле я мечтал всю жизнь! Я его прокачу, сделаю из него золото, ты получишь мировую славу. Работай, все остальное мы сделаем. Поставим где скажешь: хочешь — в Иерусалиме, хочешь — в Америке. Я приезжаю через месяц, заключаем договор (а суммы там назывались бешеные по сравнению с нашими) и начинаем работать». А через две недели звонок из Парижа: у него инфаркт. И все рухнуло. Даже не знаю, жив ли он сейчас.
— В Париже вы бы миллионером стали...
— Я не рассчитывал ничего заработать на этой рок-опере. Мне главное, чтобы ее поставили.
«Солидные люди говорили одному нашему олигарху, мол, что ты устраиваешь выставки западных художников, у тебя в Украине клад лежит. Поставь «Ирода» — и вся Америка будет у твоих ног. Он заинтересовался, но ответа не последовало»
— А еще к кому-то обращались?
— Конечно! Неоднократно. Когда-то я включил «Ирода» Дмитрию Гнатюку, мы с ним большие друзья, — так у него задрожали руки, когда он это услышал. «Это нужно немедленно ставить в нашем Оперном театре. Я пойду к президенту и буду просить у него денег на постановку». А через неделю перезвонил и говорит: «Мне сказали: «Грошей нема і не буде». На этом лавочка закрылась. Настоящие художники что-то хотят сделать, но для этого государство должно как-то помогать, а оно не хочет, не может.
Пробовал заинтересовать и наших олигархов. Обошел практически всех. От высоких до самых высоких. Солидные люди говорили одному нашему крупному олигарху, мол, что ты устраиваешь выставки западных художников, у тебя в Украине клад лежит. Поставь — и вся Америка будет у твоих ног. Он будто заинтересовался, но ответа не последовало.
Другие говорили примерно так: «Произведение, конечно, хорошее, но нужно вложить деньги. Миллион, два? Пожалуйста! Но даем под проценты, потом нужно вернуть». В принципе, реальная постановка вопроса. Если бы, к примеру, Театр эстрады в Москве арендовать на три месяца и играть там этот спектакль, он отобьет любые вложения. Или прокатить по Европе. Но в Украине нет таких продюсеров, которые смогли бы это сделать. Московских в нынешней политической ситуации пригласить нереально. Так что все опять застопорилось.
— Лет 10 назад при очередных политических выборах нам давали миллион долларов на постановку, причем безвозмездно. Мы уже пригласили режиссера и художника из Москвы, они взялись за дело, даже афишу нарисовали, а потом наверху не так распределили портфели, и тот, кто мне пообещал денег, получил не тот портфель, на который рассчитывал. И в очередной раз все сорвалось.
— Прямо какой-то злой рок...
— Харьковский театр планировал запуститься с постановкой этой рок-оперы, но тоже не вышло. Хотя было разрешение и благословение патриарха. Обрывается все из-за отсутствия финансов. Необходимы приличные деньги. И потом «Ирод» очень сложен в постановке. Требует напряжения всех возможностей от режиссера, актера и каждого участника.
— Но в Симферополе ведь получилось... Неужели там нашли ресурсы?
— Опять же помогла случайная встреча с директором симферопольского театра Владимиром Загурским. Он приехал ко мне, я показал ему «Ирода», говорю: «Все равно никто не поставит». Даже не думал, что он сможет это реализовать, театр там не очень богатый. Он послушал. А потом звонит: «Приезжай, премьера будет такого-то числа».
Спектакль дорогостоящий, практически все, что было в театре, все на сцене. Но они справились. Потом свозили эту постановку на какой-то фестиваль нашего разлива и завоевали Гран-при. А в жюри сидели все московские режиссеры, среди них — актер Василий Лановой и еще много известных фамилий. Но все в один голос говорили, что этот спектакль достоин лучших сцен мира.
«КАРАЧЕНЦОВ СКАЗАЛ МНЕ, ЧТО БУДЕТ УГОВАРИВАТЬ МАРКА ЗАХАРОВА ПОСТАВИТЬ «ИРОДА». А ПОТОМ С КОЛЕЙ СЛУЧИЛОСЬ НЕСЧАСТЬЕ И ОПЯТЬ НИЧЕГО НЕ ВЫШЛО»
— А в каких странах вы сами хотели бы поставить «Ирода», с какими артистами?
— География не имеет значения. Главное — сделать одну постановку и найти продюсера, который организует тур. А артисты? Наш Толя Кочерга — стопроцентный Ирод. Мы с ним говорили об этом, а он: «Игорь, я в любой постановке выступлю». Караченцов подходил на эту роль. Помню, сидел у меня на кухне и сказал, что будет уговаривать Марка Захарова поставить «Ирода». А потом с Колей случилось несчастье — авария, и опять ничего не вышло.
Мы и с Богданом Ступкой это обсуждали. Я ему говорю: «Это твоя роль», а он: «Так тут же треба співати». — «Нет, — говорю. — Нужно показать Ирода изнутри, не обязательно через пение». Но он стоял на своем: «Нет, я только испорчу все...». Театр Франко был ближе всего к постановке (там шли все мои музыкальные пьесы, в том числе «Конотопская ведьма»), но с «Иродом» они побоялись.
— Грустно это все. Но у вас есть надежда, что оперу все-таки поставят?
— Надежда не покидает, но оптимизма нет (смеется). Я столько вложил усилий в продвижение этого спектакля, что у меня уже давно опустились руки. Понимаю, что все это нереально.
Сейчас ставят так называемые фигурные спектакли, чтобы без декораций, два, три актера и еще несколько второстепенных — все! А на такой проект где они деньги возьмут?
Так что пока в Украине об этом даже мечтать нельзя, у нас невозможно поставить такой спектакль. Причем мало того, что упал общий уровень жизни, еще и театры в таком жалком состоянии находятся, что просто нереально предлагать им крупномасштабный проект.
У меня были заготовки на два малофигурных спектакля, одна из них — мелодрама с великолепным сценарием. Я позвонил одному киевскому режиссеру, а он: «Игорь, о какой постановке ты говоришь? Мне зарплату нечем актерам платить».
Половина уехала работать таксистами в Турцию, еще треть — на Запад, в кабаре. Блестящие музыканты никуда не могут устроиться: ни в хор, ни в оркестр. Оркестры сокращаются, труппы тоже. Государство не выделяет помощи практически никакой. Может быть, национальным театрам и помогают, но этого недостаточно для того, чтобы театр жил нормальной жизнью.
— Говорят, что после «Ирода» вы разочаровались в современной эстраде и перестали писать для шоу-бизнеса...
— Писать практически не для кого, да и артисты ко мне не обращаются. Все украинские певцы в упадке, сами ничего не зарабатывают. Ездят на гастроли со своими концертами, но это беднота. Выступают за пять тысяч гривен максимум. А провести тур гастролеров, даже такого уровня, как Соня Ротару... Кто сейчас пойдет на эти концерты? В Киеве, может, и пойдут, а в селах людям не до искусства, проблема — выжить.
Да и Соне немало лет... Кто знает, как она себя чувствует? Хочет ли этого? В Россию она тоже сейчас не поедет. Кстати, пытался недавно ее поздравить с днем рождения, но связи нет, не знаю даже, как ее найти, чтобы поговорить.
Что же касается российских артистов... В лучшие времена, когда меня в России принимали как своего, я имел право голоса, а сейчас всем завладели московские композиторы. Мне Ротару говорила: «У нас с тобой столько песен по Центральному телевидению прозвучало, но прошли те времена. Там сидят свои и не допускают людей со стороны». — «А что, ты своего голоса не имеешь там?» — спрашиваю. «Имею, но он не решает». Все решают российские продюсеры, которые заинтересованы в своих авторах. А сейчас тем более для этого есть все основания. Так что печальная картина...

Правнук писателя ДОСТОЕВСКОГО Дмитрий: «Я подошел к Путину и хлопнул его по плечу: «Мне бы немного времени, чтобы с вами переговорить». Он: «Хорошо!». Потом подошел ко мне и тоже хлопнул: «Пойдемте, у меня есть время». Беседовали при его телохранителях, которые внимательно следили, чтобы я не делал лишних движений»
Экс-заместитель губернатора Днепропетровской области Геннадий КОРБАН: «Ахметов решил поторговаться с Киевом, чтобы сохранить влияние на Донбассе, но переблефовал и сейчас страдает»
Гендиректор Киевского международного кинофестиваля «Молодость» Андрей ХАЛПАХЧИ: «Непонятно, как Горделадзе узнала о причине поджога «Жовтня» раньше милиции и как потушенная на первом этаже шашка привела к возгоранию на чердаке, куда имеет доступ только дирекция кинотеатра»
Киевлянка Ирина ХОРОШУНОВА в дневнике 1941 года: «Лагеря отводят дальше от городов, потому что вой замерзающих, умирающих людей нестерпим»
Композитор Игорь ПОКЛАД: «Гнатюк услышал моего «Ирода» и пошел просить денег на постановку к президенту. Через неделю перезвонил: «Грошей нема і не буде»
Дух нездорового коллективизма
Экс-губернатор Львовской и Тернопольской областей Михаил ЦИМБАЛЮК: «Янукович рассказывал мне, как уважает жену, которая без него детей воспитала»
Двое из ларца: самые известные близнецы
Дом, милый дом. Кличко и Панеттьер показали новый особняк
Знаменитые актеры, которых не приняли в вуз
Родом из детства: звезды тогда и сейчас
Делу время, потехе час. Хобби звезд







Звезда "50 оттенков серого" показала грудь
Без комплексов. Lady Gaga показала белье
Дочь Джони Деппа ощущает себя лесбиянкой
Наталья Королева выставила грудь напоказ
18-летняя сестра Ким Кардашьян показала новую силиконовую грудь
Садальский о Василие Уткине: Где же твои принципы, Вася?
Пугачева будет судиться с Ирсон Кудиковой за долги
Джейн Биркин помирилась с Hermès
Тесть и теща Владимира Кличко не поделили деньги