В разделе: Архив газеты "Бульвар Гордона" Об издании Авторы Подписка
Сильные мира сего

Нестор ШУФРИЧ: «Леонид Кучма официально разрешил мне не пить, сказав: «Раз он был трезвенником до нашей встречи, не хочу, чтобы начал пить, познакомившись со мной»

Елена КРУТОГРУДОВА. «Бульвар Гордона» 2 Января, 2009 00:00
29 декабря Нестору Ивановичу исполняется 42 года
Елена КРУТОГРУДОВА
Веришь в то, что возраст в наше время понятие относительное. Во всяком случае, его энергии могли бы позавидовать 20-летние ровесники его старшего сына. Кстати, с отцовскими обязанностями он справляется прекрасно, хотя с обеими женами расстался: старший сын уже много лет живет с ним, а младший — 14-летний Нестор частенько гостит у папы, у него там даже есть своя комната. Личная жизнь известного политика окутана тайной: о своих бывших супругах он не рассказывает, как ни проси. Говорят, первая, Ирина, кстати, дочь одного из секретарей Закарпатского обкома партии, болезненно реагирует на упоминания о ней в прессе. Вторая — красавица-брюнетка Наталья Ворона — ведет активную светскую жизнь и известна тем, что после разрыва с Шуфричем пережила пятилетний роман с защитником итальянского «Милана», эксдинамовцем Кахой Каладзе. С нынешней спутницей жизни Нестора Ивановича никто и никогда не видел, но, говорят, дама сердца все же есть.

«Я НЕ ЖЕНЮСЬ, ПОТОМУ ЧТО БОЮСЬ ЗА СУДЬБУ ДОРОГОГО МНЕ ЧЕЛОВЕКА, КОТОРОГО МОГУТ ВОВЛЕЧЬ В ГРЯЗЬ, СОПРОВОЖДАЮЩУЮ ЖИЗНЬ ПОЛИТИКА»

— Вы родились в канун Нового года. Повлиял ли этот факт на манеру отмечать день рождения?

— Конечно, повлиял. Очень многих людей объективно не могу видеть на своем празднике, потому что они разъезжаются кто куда отмечать Новый год. С другой стороны, были случаи, когда, начиная праздновать мой день рождения в конце декабря, мы заканчивали в первых числах января.

День рождения всегда вызывает противоречивые чувства: это связано с определенным напряжением и даже неудобствами, но ты его все равно ждешь... Но ни до него, ни после у меня не возникает депрессии.

— Вам ли быть в печали, Нестор Иванович? Первый ребенок родился у вас в 21 год — почти столько же сейчас вашему старшему сыну. Как вы восприняли это событие?

— Радостно. Я в то время работал за границей в военной системе, а супруга рожала в Ужгороде. Чувство праздника было, но в полной мере я ощутил, что стал отцом, когда через пару дней, несмотря на то что очень тяжело было получить отпуск, вырвался домой и взял кроху на руки.

— Вы занимались воспитанием сына, стирали пеленки, вставали к нему ночью?

— Да, конечно. Думаю, это нормально для любого отца.

— С появлением малыша у вас не испортились отношения с женой из-за бытовых неурядиц, усталости, недосыпания?

— Наоборот, временные трудности нас сплотили. К разрыву привели совсем другие причины...

— Какие?

— Я никогда не был сторонником того, чтобы обсуждать свои личные отношения с кем бы то ни было.

— У вас было два официальных брака. В семейной жизни вы не разочаровались?

— Нет. И я надеюсь, что еще женюсь. Если ситуация в моей личной жизни и в стране будет этому способствовать.


Нестор Иванович с мамой

Фото УНИАН



— А как желание жениться связано с ситуацией в стране?

— Для того чтобы взять на себя ответственность за другого человека и возможных, ожидаемых наших детей, я должен быть уверен, что могу им обеспечить стабильность.

— То есть, планируя ребенка, вы думаете, где он будет жить и в какой вуз поступать?

— Как раз с этим проблем нет. Вопрос в том, смогу ли я гарантировать родному человеку спокойствие и защищенность... Не буду живописать ситуации, которые мне приходится переживать каждый день в условиях современной политической обстановки, но, поверьте, быть рядом со мной непросто.

Наверное, если бы у меня не было детей, я бы вел себя более рискованно. И не женюсь я, потому что просто боюсь за судьбу дорогого мне человека, которого могут вовлечь в грязь, сопровождающую жизнь политика — по крайней мере, первого эшелона. Я вижу, как страдают жены моих товарищей, особенно когда по отношению к ним начинаются репрессии. У нас в семье это коснулось только моей мамы, которая после заведенных на нее уголовных дел пережила микроинфаркт. Сейчас, к счастью, она себя чувствует хорошо.

— Ваши браки распадались по одной причине или по разным?

— По разным. Это было связано с нашими характерами. Но я не хочу выяснять, кто виноват больше, кто меньше: в разрыве всегда виноваты двое.

Я пожелал бы всем, — и себе в первую очередь! — чтобы отношения с любимым человеком доставляли радость обоим. Без этого совместная жизнь невозможна. Безусловно, я бы мог долго говорить о чувстве взаимной любви и уважения, но предпочитаю лаконичную формулировку: люди должны приносить друг другу радость, а если возникают ситуации, которые огорчают, их надо разрешать вместе. Лучше, конечно, когда мужчина не позволяет негативу врываться в его личную жизнь, но, учитывая мою работу, я не поручусь, что смогу сегодня уберечь от него свою женщину.

— Сколько лет было вашему младшему сыну Нестору, когда вы расставались с Натальей Вороной?

— Четыре года. Но я старался делать все, чтобы он не ощущал себя обделенным вниманием отца.

— Сейчас многие политики и женятся публично, и разводятся... Что вы думаете, глядя, как Евгений и Маргарита Червоненко, Сергей и Наталья Власенко, Игорь и Татьяна Франчук выясняют отношения через прессу и яростно делят имущество? По-вашему, это справедливо, когда бывшая жена требует у экс-мужа половину нажитого?

— Я не буду обсуждать действия других, и вряд ли у вас найдется уловка, чтобы вытянуть из меня больше.

«ВЕЧЕРОМ СТАРАЮСЬ ЕСТЬ МНОГО СОЛЕНИЙ И НЕМНОЖКО МЯСА, ОБЯЗАТЕЛЬНО САЛО, ЛУК И ЧЕСНОК... ИНОГДА РИСКУЮ ЗАПИТЬ ВСЕ ЭТО МОЛОКОМ»

— Нестор Иванович, создается впечатление, что вам приходится постоянно себя контролировать, просчитывать наперед все поступки, думать над каждым словом, дабы не сказать ничего лишнего... Не устаете от такой жизни?

— 50 на 50. Я как политик, представляющий одну из самых влиятельных политических сил, не всегда могу себе позволить говорить все, что думаю. Бывают моменты, когда я должен озвучивать позицию моей партии, фракции. Но даю стопроцентную гарантию: я никогда не вру. Могу о чем-то умолчать, могу, как любой человек, в чем-то ошибиться, но не пойду на заведомую ложь.

Хотя у меня бывает, что слова вырываются впереди «паровоза». Иногда на какую-то конкретную ситуацию следует отреагировать сухо, протокольно, а я так не могу — если что-то плохо, так и скажу.

— Из-за вашей эмоциональности за вами закрепилась слава скандального, одиозного нардепа. При этом у простых людей вы вызываете улыбку и положительные эмоции...

— Мне хотелось бы думать, что хорошее отношение людей ко мне основывается в первую очередь на доверии.

— А вы по улицам ходите?

— Конечно, ведь у меня есть ноги. Бываю в магазинах, единственно — стараюсь избегать ресторанов, а когда был министром, их посещение вообще было для меня нехарактерно, за исключением протокольных мероприятий.


Нестор со второй женой Натальей Вороной

— А где питаетесь?

— Я всегда ем или дома, или на работе. У меня есть домохозяюшка, которая прекрасно готовит. Скоро исполняется 10 лет, как она работает у нас.

— Эта женщина живет с вами?

— Поскольку она приходит рано утром и уходит поздно вечером, можно и так сказать. Я очень люблю рыбные блюда, бульоны, борщ, сало с чесноком и черным бородинским хлебом. Кроме того, обожаю котлеты, причем любые, манную кашу, творожные блюда. И, конечно же, овощи. Только не нарезанные, без термической обработки.

— Вы приходите вечером домой голодный, усталый, возможно, немножко злой. Открываете холодильник. Что берете в первую очередь?

— Я потянусь за чем-то, что можно съесть с квашеной капустой, солеными огурцами и помидорами. Вечером не отказываю себе в соленьях, позволяю немножко вредного: жареного или жирного мяса. Таким образом, я как бы обманываю себя — съем и здоровую пищу, и вкусную. Но совершенно обязательно в моем ужине присутствуют сало, лук и чеснок. На десерт я ем какие-то фрукты. И иногда рискую запить все это молоком.

— Молоко на ночь, после соленых огурцов... И что, трапеза проходит без последствий?

— Я ж говорю: иногда рискую. (Смеется).

— А вы знаете, что самая вкусная еда — приготовленная своими руками?

— Есть пара блюд, которые я могу смастерить, но давно этого не делал. Готовлю, только когда приезжаю домой к родителям, встречаюсь с друзьями — в основном на пикниках, где каждый берет на себя определенную часть обязанностей. У меня хорошо получается картошка, печеная на чугунной плите или просто в костре. Кроме того, я люблю готовить перченое говяжье мясо.

— Используете вырезку?

— Как правило, да, самую нежную часть. В Киеве мясо, как и сало, покупаю на Владимирском или Бессарабском рынке — у знакомых ребят. Могу сказать, что на Владимирском дешевле.

«ПОСЛЕ АВТОМОБИЛЬНОЙ АВАРИИ Я НАПИСАЛ БЛАГОДАРСТВЕННОЕ ПИСЬМО В ГЕНЕРАЛЬНОЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО «МЕРСЕДЕСА»

— Есть какие-то секреты в приготовлении ваших фирменных блюд?

— Особых секретов нет... Правда, когда к мясу делается приправа, важно луковицу так нарезать, чтобы она еще держалась на хвостике, но уже была мелко измельчена и пропитана солью. Потом, завернув ее в тряпочку, только не в марлю, нужно выдавить весь сок...

— А если не мучиться и перекрутить лук в мясорубке?

— Нет, ну что вы, это уже не то... Второй секрет. Запеченную на открытом огне картошку ни в коем случае нельзя разрезать. Ее надо ломать, потому что, когда разрезаешь, от ножа остается пленка и картошка теряет свою сочность.

— Вы так вкусно рассказываете о любимых блюдах. А в супермаркет ходите?

— Да, в тот, что недалеко от моего дома, — это по соседству со спорткомплексом «Олимпийский». Живу я в трехкомнатной квартире — с натяжкой можно сказать, что в ней четыре комнаты, — купленной 10 лет назад.

— Делали перепланировку?

— Не было необходимости, она оказалась удачной. Сами мы сделали только отделку в классическом стиле.

— Возле стадиона расположен и ваш офис, причем в таком оживленном месте, что ни пройти ни проехать. Никогда не возникало проблем с парковкой?

— Учитывая, что на месте снесенного торгового комплекса «Троицкий» планируются новые подземные паркинги, проблема, где оставить машину, вскоре исчезнет. Кстати, когда я был министром по чрезвычайным ситуациям, мои знакомые даже шутили, что я с такой активностью взялся разрушать эту стройку, потому что мне машину негде ставить...

— Эвакуатор ваш автомобиль никогда не забирал?

— Я думаю, сложно забрать на штрафплощадку машину, в которой всегда находится водитель.

— Ездите еще на «кубике» «мерседесе» или уже сменили марку?

— Разве по Киеву можно передвигаться на чем-то другом? Мне нравится моя машина с точки зрения ощущения габаритов. О проходимости и других положительных качествах я сейчас не буду говорить — это само собой разумеется. У меня были в свое время разные марки: «жигули», «вольво», «американцы». На «квадратном» «мерседесе» езжу уже восемь лет, хотя это не одна и та же машина — я их меняю.

— Легко расстаетесь со своими автомобилями?

— Очень тяжело. Стараюсь, чтобы машины попадали в хорошие руки, и все они в основном остаются в бизнес-структурах нашей семьи. Хотя сейчас уже отношусь к ним менее сентиментально, но первый мой «мерседес» ездит и сегодня: обслуживает гостей, которые приезжают к нам в Ужгород. Я поддерживаю его в хорошем состоянии, хотя все смеются, что на деньги, потраченные на ремонты, можно было купить другую машину.


Шуфрич с сыновьями — 20-летним Александром и 14-летним Нестором. Старший — студент института адвокатуры, младший — школьник



В этом авто я пережил сильную аварию, которая потребовала полной замены кузова. Была банальная ситуация: я ехал со скоростью 30 километров в час, и только выехал на главную дорогу, как мне в лоб влетел «москвич» 401-й модели с пьяным в дым водителем за рулем. Уверен: если бы он так не набрался, погиб бы. Мне жизнь спас класс машины, а у него шансов выжить при таких обстоятельствах было очень мало. Помогло еще то, что я успел вывернуть руль, поэтому удар пришелся в бок и по касательной...

— В тот момент с вами в машине кто-то находился?

— Я был со своей супругой. Мы ничего себе не сломали, нас, можно сказать, не зацепило. Я тогда от переизбытка эмоций даже написал благодарственное письмо в главное представительство компании «мерседес». Все, кто видел, в каком состоянии была машина, удивлялись, как мы вообще остались живы.

— Подушки сработали?

— Да все сработало. Кстати, у меня был случай, когда подушка взорвалась сама по себе, — вот это было весело. Ни с того ни с сего в пути как шандарахнула! Мы потом проверили машину на сервисе, и оказалось, что произошел сбой в компьютерной системе. Но передать вам свои чувства в тот момент я не могу. И самое интересное, что выстрелила подушка переднего пассажира.

— О Господи! Вы хоть не тещу везли?

— Да нет, товарища. (Улыбается). Но ничего, обошлось.

«ДАЧА ХРУЩЕВА МОЕЙ СЕМЬЕ ОБОШЛАСЬ ПРИМЕРНО В 450 ТЫСЯЧ ГРИВЕН»

— Почему у вас до сих пор нет загородного дома, положенного вам по статусу? Вы же владеете участком больше трех гектаров в Пуще-Водице.

— Я попытался построить дом, но крика было на всю Украину. А вот моим соседям Ивану Плющу и Владимиру Стельмаху разрешили там жить. С этим куском земли связано несколько спорных моментов. Участок в долгосрочной аренде, но мне строить на нем нельзя, а другим, рядом — пожалуйста! И я не понимаю, почему одним разрешено, а мне нет.

— Но зато у вас есть дача. И не простая, а самого Никиты Сергеевича Хрущева.

— Чтобы вы правильно понимали, от нее остался один фундамент. Этот домик построили в Закарпатье, недалеко от Ужгорода, для охотничьих посиделок Никиты Сергеевича. В той местности водилось много оленей, и я знаю, что Хрущев очень хотел туда ездить, но не довелось. Дача известна еще и тем, что в ней временно жил премьер-министр Чехословакии Дубчек, переехавший потом в Москву.

На момент покупки там были только стены в полтора этажа без крыши, но когда мы очищали территорию, нашли бомбоубежище. В нем размещался рабочий кабинет с кабелями правительственной связи, причем, как ни странно, работающими. Мы начали дергать эти провода, от них пошел сигнал, и мне потом пришлось объясняться с СБУ, чего это вдруг я решил потревожить правительственный канал.

— Строили на совесть. А сколько земли под вашими историческими угодьями?

— Около 40 соток. По киевским меркам немного, а с другой стороны, зачем было огораживать больше, если в советское время туда и так никто не ездил? Вот если бы Хрущев туда приезжал, обнесли бы забором десятки километров.

Сейчас там планируется стройка. Мы постараемся максимально восстановить первоначальный вид охотничьего домика, но площадь расширим — ведь там всего 150 квадратных метров. Из бункера сделаем погреб, правда, правительственную связь уже пришлось свернуть.

Я вообще готов сегодня финансировать из своего кармана восстановление нескольких исторических и архитектурных памятников Закарпатья. Не буду скрывать: я активно лоббировал выделение денег на реставрацию Ужгородского замка, уникальной закарпатской филармонии, очень много денег привлек для реконструкции стадиона, исторического центра, всевозможных церквей Ужгорода. Поэтому для меня было так важно приобрести и восстановить домик Хрущева. Купил я его на вторичном рынке. Тот товарищ, который приобрел его у государства, планировал там сделать мотельный комплекс, а саму дачу Хрущева — административным зданием.

— Во сколько вам обошлась эта покупка?

— Мой предшественник заплатил за нее на аукционе 300 тысяч гривен, а моя семья в 2005 году выложила за дачу примерно 450 тысяч гривен. Я могу незначительно ошибиться в цифрах, но точно помню, что было меньше 100 тысяч долларов.

А полноценный дом под Киевом я все-таки построю, но сейчас не до того. Тем более кризис в стране.

«В СРАЖЕНИИ ЗА НИКОЛАЯ РУДЬКОВСКОГО Я И ДВА МОИХ ТОВАРИЩА ПРОДЕРЖАЛИСЬ ДВА ЧАСА ПРОТИВ 30 БОЙЦОВ СПЕЦНАЗА»

— Это точно. Сейчас повально увольняют людей с работы, в лучшем случае отправляют в отпуск за свой счет. А что слышно у вас в Раде: сокращать количество депутатов не собираются?

— Ну, страна не проиграла бы, если бы в парламенте заседали не 450, а 300 человек. Более того, я голосовал за внесение таких изменений в Конституцию. А что касается кризиса, я все-таки надеюсь, что ситуация с весны начнет выравниваться.

— Общаетесь ли вы со своими коллегами за пределами Рады, ездите ли друг к другу в гости просто так, на охоту, рыбалку?

— Безусловно. Меня почему-то считают заядлым охотником, так вот, скажу вам, это миф. На охоте я не был уже три года, а на рыбалку в последний раз ездил в прошлом году. Знаю рыбные места на Днепре, на озерах, очень люблю рыбалку в Закарпатье.


В некоторых ситуациях Нестор Шуфрич оказывался плечом к плечу с Виктором Ющенко

Фото УНИАН

— Женщин с собой берете?

— Боже упаси, конечно, нет! Подчеркиваю: когда я езжу на рыбалку, я там ловлю рыбу.

— Говорят, вы ловили гигантских щук и сомов под 20 килограммов. Это правда?

— Конечно, я их сам поймал, правда, вытаскивал с товарищем. Самостоятельно поднять такие тушки тяжеловато. Потом делил их по-братски: забирал свою часть, а остальные отдавал друзьям.

— Под свежеприготовленную рыбку какую выпивку предпочитаете?

— Я не употребляю спиртного. Если очень нужно, могу пригубить чисто символически, и, слава Богу, мои друзья меня не заставляют. Более того, даже Леонид Данилович Кучма, известный своим умением пить, — а это целое искусство! — официально разрешил мне даже не начинать. 10 лет назад — мне было 32 года! — в одну из первых наших встреч с Леонидом Даниловичем мы объехали пострадавшие от паводка в Закарпатье территории, а вечером был ужин. Кто-то давай меня упрекать: мол, даже рюмку не осилил при Президенте. Он это услышал и спрашивает: «Ты что, действительно не пьешь?». — «До сегодняшнего дня не пил», — отвечаю. И тогда Данилыч сказал: «Ну, раз он был трезвенником до нашей встречи, я не хочу, чтобы начал пить, познакомившись со мной».

Мы неоднократно потом встречались с Леонидом Даниловичем, но эту фразу все помнили и больше не принуждали меня к выпивке.

— Вы, как известно, мастер спорта по стрельбе из лука. Знаете, есть выражение: «Спорить с тренером по борьбе может только тренер по стрельбе». Приходилось ли в кулуарах Верховной Рады применять этот метод?

— Что-что, а стрелять по противникам мне не приходилось. Я мог бы рассказать о спарринге с профессиональным борцом, руководителем Управления Госохраны Валерием Гелетеем, но он так и не состоялся. Можно вспомнить историю полугодовой давности, когда в клинике «Борис», в сражении за Николая Рудьковского, я и два моих товарища продержались два часа против 30 бойцов спецназа. Была еще известная ситуация с дверью в Центризбиркоме, перманентные стычки в Раде... Скажу честно: я никогда первый не начинал применять силу, но и никогда не отступал.

— Но огнестрельным оружием владеете так же хорошо, как луком?

— Да, могу сказать, что стреляю метко. В тире. Но оружие храню дома: есть у меня и гладкоствольное, и нарезное.

— У вас нервная работа, напряженный график... Несмотря на это, в 42 года вы выглядите на 35 лет. В чем секрет вашей неувядающей красоты, Нестор Иванович?

— Это вы уж слишком загнули... Может, сказывается ритм, который задает мне жизнь. Не позволяю себе расслабляться, держу себя в тонусе. Питаюсь, может быть, и не совсем правильно, но зато так, как мне вкусно. И безусловно, утром делаю зарядку. 15 минут каждый день — и я в отличной форме.



Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
1000 символов осталось