Сам себе режиссер
Режиссер Владимир ОГЛОБЛИН: "По случаю премьеры Корнейчук поднял тост: "За то, чтобы посдыхали Оглоблины!"
Людмила ГРАБЕНКО. «Бульвар Гордона» 28 Июня, 2005 00:00
11 июля Владимиру Николаевичу исполняется 90 лет
Да простят меня маститые театроведы, но для моего поколения золотой век украинского театра ограничивается концом 70-х и первой половиной 80-х годов ХХ-го, теперь уже прошлого столетия.
Да простят меня маститые театроведы, но для моего поколения золотой век украинского театра ограничивается концом 70-х и первой половиной 80-х годов ХХ-го, теперь уже прошлого столетия.
"Я ОЧЕНЬ УВЛЕКАЛСЯ ХОСТИКОЕВЫМ, НО ЕЩЕ БОЛЬШЕ - БЕНЮКОМ"
- Владимир Николаевич, многие ваши спектакли о любви. Вам удалось разгадать ее вечную загадку?
- Сейчас это для меня очень больная тема. "Хороши только первые робкие встречи, - писал когда-то Надсон, - только утро любви хорошо". Я не святоша, но очень возмущен тем, что любовь, в том числе и первую, превращают в спорт, так открыто проповедуется секс.
Любовь - это вечная тайна, и во взаимоотношения мужчины и женщины могут быть посвящены только двое. Показывать на сцене или экране всевозможные способы секса - все равно что убивать Бога в человеке, духовность убивать. Для меня это муки!
Я считаю очень талантливым человеком Виктюка, но его талант направлен явно не в ту сторону. Я когда-то поставил "Коварство и любовь" без единого поцелуя, потому что это не продается. Ведь прежде всего душу любишь. Хорошо, если она в красивом теле, но даже если и нет, любить от этого не перестанешь. И я не потому так говорю, что старый, - я и мальчишкой так думал.
- Тем более что вам в жизни довелось пережить потрясающую любовную историю.
- Когда мы с Еленой (жена режиссера - Елена Федоровна Лицканович. - Авт.) встретились и поняли, что любим, то, Боже мой, какими же муками мы завоевывали свое счастье! Я тогда был женат. Она знаменитой актрисой была, не только в театре, но и в кино блистала. Какими только способами нас не вынуждали расстаться! Даже в ЦК КПУ вызывали. От всего этого мы уехали в Тбилиси.
А потом все как-то уладилось. Очень помог нам Панч, вообще писатели тогда за нас заступились. И уже почти 50 лет мы вместе... Елена Федоровна из театра ушла рано, заболела. Она мне не только жена, но и мой большой друг. Я без нее ни одного спектакля не выпускал. Она вроде бы и не работала со мной, просто приходила и смотрела репетиции, но этого было достаточно. Всегда знал, что она прямо и без реверансов скажет, что получилось хорошо, а что плохо.
- Вы и впрямь режиссер, не знавший провалов?
- Провалов не знает только тот, кто не работает. Были они и у меня. У меня за мою жизнь 26 снятых спектаклей - и в Украине, и в России. То мне национализм шили, то пацифизм, то вообще неизвестно что. А еще не могли простить за то, что не вступал в партию.
Вызвали меня как-то в ЦК и спрашивают: "Почему в партию не идете?". - "Понимаете, - ответил я, - есть вера в Бога, а есть служение в монастыре, то есть рабство. Я верю во все коммунистические идеалы, считаю себя строителем коммунизма, но в партию не пойду, потому что не хочу быть рабом!
Вот сейчас вы меня приглашаете и уважительно разговариваете. А если я стану коммунистом, черта с два вы разрешите мне сидеть и спорить с вами! Придется вытягиваться по стойке смирно и говорить: "Слушаюсь!". Они рассмеялись, и на этом разговор наш закончился. Но в жизни все только начиналось: мне долго не давали звания, потому что я "руководящим товарищам" говорил все в глаза. И не все, что хотелось, удалось поставить. Вот с классикой, например, у меня совсем не сложилось.
- Тем не менее киевские зрители до сих пор помнят ваши спектакли в Театре имени Ивана Франко.
- Я тогда очень увлекался Хостикоевым, но еще больше - Бенюком. Для него ставил и "Трибунал", и "Хвацького молодця", и даже "Марту" - я все это в нем видел. Более того, если бы снова ставил "Короля Лира", предложил бы главную роль именно Бенюку.
- Был у вас еще один любимый актер в Театре Франко.
- Валера Ивченко! Я на него ставил такие спектакли, как "Дикий ангел" и "Моя професiя - синьйор з вищого свiту".
- Почему он ушел из театра, как принято говорить, в расцвете творческих сил и в разгар популярности?
- Так все ж зависть! Он явно был первым, это все признавали и прежде всего публика. Но не может быть в театре два первых актера, вот его и выедали! А у Ивченко характер мой, резкий, он всегда все в глаза говорил. Его ведь несколько раз в Россию звали. Когда в Малый театр пригласили, я его не пустил, отговорил. А уж когда Товстоногов к себе позвал, сказал: "Поезжай!". Я и сам тогда подумывал об уходе...
"ТРУШУ, КОГДА БЕРУ ПЬЕСУ"
- Доводилось вам ставить и конъюнктурные спектакли. Например, "Санитарный день" Алексея Коломийца. Как вам удалось сделать его настоящим хитом?
- Правда, хороший был спектакль? Он 150 раз прошел с аншлагом. У меня с Коломийцем вообще непросто отношения складывались: до "Дикого Ангела" он мне присылал свои пьесы, а я отказывался. До того дело дошло, что он на совещании театральных деятелей в Ирпене сказал: "Я Оглоблина очень ценю как режиссера, но он страшный человек", на что я ему потом ответил: "А у меня, вы знаете, все наоборот: я просто обожаю вас как человека, но мне совершенно не нравится то, что вы пишете".
Все в том же Ирпене обсуждался вопрос о том, может ли режиссер во время постановки спектакля вмешиваться в авторский текст. Я настаивал, что наша профессия посредническая между драматургом и зрителями, и если берешь пьесу, ничего не надо выдумывать. У меня спрашивают: "Ну а современные пьесы?". - "Какие?". - "Да хоть "Санитарный день". Я и сказал, что смогу поставить ее такой, как она написана, вплоть до ремарок. Так и сделал, ничего не придумывал: написано в пьесе, что персонаж встал, и у меня он вставал, написано, что сел, садился. С актерами, конечно, работал. И доказал, что драматурга надо уважать и работать на него, а не на себя.
- А из-за чего вы с Корнейчуком поссорились?
- Одно время мы очень сильно дружили, я три его пьесы поставил - "Расплату", "Калиновый гай" и "Страничку дневника". А потом он предложил мне "Память сердца", за которую получил Шевченковскую премию. Но я ее прочел и сказал: "Александр Евдокимович! Саша! Так нельзя. Это уже не Корнейчук, а какая-то слащавая мелодрама!". И не взял пьесу для постановки в Харьковском театре, которым тогда руководил. Он отдал ее в другой театр (там, естественно, ухватились: Корнейчук же!), а на банкете по случаю премьеры тост за меня поднял. Плохой тост. "За то, чтобы посдыхали Оглоблины!".
Я, когда узнал об этом, фотографию, которую он мне подарил (она в киевской квартире висела), перевернул лицом к стене. А когда он умер, вернул обратно. Она и сейчас у меня в кабинете висит...
- Вас называют единственным режиссером, работающим с актерами.
- Мне кажется, сейчас беда с этим в Украине. Взять молодых режиссеров большого таланта, которые умели работать с актерами: Нестантинер, Липцин, совершенно блистательный режиссер Бильченко - где они? За границей. У каждого из них были свои группы актеров, но их не поддержали, и они уехали. И я ходил по инстанциям, просил за них, меня слушали, но ничем не помогли - чиновники не понимают, из чего состоит театр. А таких актеров, как у этих режиссеров, нет ни в Русской драме, ни в Театре имени Франко, они - как цветы живые. А в наших академических театрах актеры - искусственные, сделанные цветы, они же на штампах работают.
Знаете, почему я ушел из Театра Франко? Никаких же конфликтов особенных не было. Просто мне надоело сталкиваться каждый день с законченной актерской формой, когда вынимается из одного кармана один рецептик, а из другого - другой. Чтобы создать что-то значительное в искусстве, надо, наоборот, сломать все стереотипы. Москвин когда-то признавался, что когда берет роль, трусит и не знает, как за нее взяться. Точно так же и я, когда беру пьесу.
Театральное искусство сродни детству: ребенок каждый день открывает для себя этот мир заново, отрицая уже готовые пути и подходы. И театр, если из него уходит непосредственное восприятие мира, умирает... Дети все время играют. А зрители, взрослые и солидные люди зачем идут в театр? Чтобы поприсутствовать при игре и... самим поиграться. И когда в актере или режиссере иссякает этот поиск, эта невероятная вера в чудо, театр угасает. Это и происходит сейчас в Украине.
Есть у этой проблемы и другая сторона. Разговаривая с одним из режиссеров, - у него очень плохо играют актеры - я спросил: "Вы, наверное, с ними почти не работаете?". Он удивился: "А почему я должен с ними работать? Они же все народные да заслуженные, пусть сами готовят роль!". Вот и получается на сцене чепуха. Ведь актер себя со стороны не видит, режиссер должен быть для него зеркалом, должен лепить роль вместе с ним. Не переделывать, не ломать его творческую индивидуальность, а работать рука об руку - тогда все и получится.
- То, о чем вы говорите, - принцип работы театров-студий.
- Так именно за ними будущее нашего театра - он будет вырастать именно из студий. Сейчас я работаю в киевских театрах-студиях - при Киево-Могилянской академии, в студии "Дах". Какие там актеры замечательные! Они и хотят, и умеют учиться. В "Дахе" я поставил "Шельменко-денщика" Квитки-Основьяненко, его сравнивают и с аналогичным спектаклем в Театре имени Франко, и в Молодом театре, и все - в нашу пользу. А ведь у меня там нет ни одной хохмы, я эту комедию, как чеховскую пьесу, поставил.
"ГНАТ ЮРА И КРУШЕЛЬНИЦКИЙ ПРОЯВИЛИ ЕДИНОДУШИЕ ОДИН РАЗ - НА ЭКЗАМЕНАХ"
- Великие актеры и режиссеры, с которыми вы работали, тоже были похожи на детей?
- Ну конечно! Мне повезло в том, что я наследовал курбасовских актеров: Антоновича, Радчука, Бучму, Милютенко, - какие это были мастера! Все они лет на 30-40 старше меня были, но я с ними дружил, "питался" от них. Посчастливилось мне работать и с режиссерами великими.
Гнат Петрович Юра - это солнышко! Как он знал живопись! Его даже в Эрмитаж вызывали, чтобы определить подлинность картины какого-то итальянского мастера. У него и своя коллекция живописи была замечательная. А как интересно у него складывались отношения с Крушельницким, которого Театру Франко, в общем-то, навязали. Был там такой своеобразный период двоевластия: главным режиссером был Крушельницкий, а худруком - Юра. Между собой они, конечно, открыто не ругались, но и не дружили. Об этом противостоянии легенды ходили!
Жили оба в одном доме, напротив театра. Помню, как после ночных монтировок "Короля Лира" вышел на улицу часа в два ночи и увидел, что Юра и Крушельницкий гуляют по периметру скверика, что возле театра (а там тогда тополя такие высокие стояли!), неумолимо приближаясь друг к другу. Остановился и жду: как же они встретятся? И вот дошли они до угла, приподняли шляпы над головой, поклонились и... разошлись. Потом с другой стороны скверика встречаются - то же самое.
А как мы на художественном совете распределяли роли в одной эстонской пьесе! У нас на это дело ушел... целый месяц! Вот, например, выбирается актриса на роль главной героини. Гнат Петрович говорит: "Це, менi здається, Олечка Кусенко. Як ви, Мар’яне Михайловичу?".
- Крушельницкий отвечает так ласково-ласково: "А ви, Гнате Петровичу, бачили руки Кусенко? Вона велика актриса, але руки в неї, вибачте, мужицькi. А то ж iнтелiгентка! Нi, я не згоден!".
Через пару дней снова собираемся. Снова начинает Юра: "Мар’яне Михайловичу, я тут добре подумав и погодився з вами. Дiйсно, Олечка велика актриса, але це не її роль!". А Крушельницкий отвечает: "А я якраз теж подумав. Чорт з ними, з руками, хай грає. В неї ж душа!". Опять, получается, ничего не вышло. Вот такая была в театре обстановка.
- Неужели они никогда к согласию не приходили?
- (Смеется). Помню, как набирал свой курс в студию при Театре Франко. Корифеи наши в эти дела особо не лезли, но иногда приходили на экзамены. Когда дело дошло до Людочки Игнатенко, которая сейчас работает в ТЮЗе, они проявили редкое единодушие - оба были против! Говорят: "Читала вона чудово, спiвала, танцювала. Але ж вона маленька! Нам треба таких українських дiвчат, щоб кров з молоком! А це що?". Еле-еле упросил на конкурс ее допустить. Там она сделала такой замечательный этюд, что вся труппа ей аплодировала.
Опять обсуждение. Не берут! Спрашиваю: "Какие доводы?" Говорят: "Детская внешность и маленький рост". И тут я, конечно, взбесился. А как раз в фойе дело происходило, там зеркала огромные. "Так, - говорю, - а теперь встаньте оба и посмотрите на себя в зеркало!". А они же были очень маленького роста! Крушельницкий на меня тогда обиделся, а Юра расхохотался. Людочку взяли, и она потом лучшей была в студии.
- От чего умер Крушельницкий?
- От ужасно нелепой болезни с парадоксальным названием "доброкачественная опухоль" - 300 граммов этой опухоли вырезали ему из мозга. Он ведь в последнее время буквально сходил с ума. Мне говорили, что Марьян Михайлович как-то странно себя ведет, но я не верил, даже возмущался. А потом однажды встретился с ним возле Оперного театра, где он тогда "Хованщину" ставил. Сели мы с ним на лавочку, и он стал мне рассказывать, как новый спектакль решает. Описывает мизансцену: "Тут виходять люди, люди, а потiм пiшли секретарi i Микита Сергiйович". Я оторопел. "Кто пошли?" - спрашиваю. А он понял, что не то сказал, смутился: "Ой, ви знаєте, на мене нiби находить!" - и заплакал. Я отвел его домой, а потом сам расплакался. Понял, что это конец.
Великий был человек и великий ребенок, что для творческой личности - первое дело. Вот вам один пример. Он всегда очень со своими болезнями носился. И когда я набрал свой курс в Театре Франко, мы решили устроить ребятам знакомство с Мастером - с Крушельницким. Они сложились, мы с директором театра какие-то деньги выделили. Собрались в какой-то забегаловке, заказали немного вина. А коньяка там не оказалось, и мы с ребятами пошли за ним в магазин.
Возвращаемся и видим картину: сидят наши девчонки красные-красные, а Марьян Михайлович с увлечением им рассказывает, как в Трускавце ему лечили желудок и... ставили клизму. "Нет, - говорит, - это же не простая клизма, а особенная...". Девочки на него смотрят, как на Бога, а он им такие (!) подробности выдает.
А подозрительный был! Достаточно было кому-то что-то сказать, как он себе уже целую историю сочинял. Он после репетиции любил прогуливаться, а я жил тогда на Толстого, поэтому часто бывало, что он меня провожал. Потом возвращаемся - уже я его провожаю. Целуемся (а "поцелуйко" был страшный!) и расходимся. Утром прихожу в театр - не здоровается!
Терпел-терпел, а потом как-то схватил его, втолкнул в кабинет и говорю: "А теперь рассказывайте, в чем дело, иначе сейчас брошу к чертовой матери "Короля Лира" и уеду!". Он нехотя начинает признаваться: "А от кажуть, що ви подивились у Москвi мою виставу "Егор Буличов" i вона вам не сподобалась. Ви навiть сказали, що нiякого вiдношення до мистецтва вона немає!". Я объясняю, что физически не мог побывать в Москве, поэтому не видел его спектакля! Кается: "Ой, вибачте, а менi сказали...".
Незадолго до его смерти мы с Корнейчуком были у него в больнице. Вообще-то, туда не пускали, но перед Корнейчуком открывались любые двери, нас даже врач сопровождал. Марьян Михайлович был уже совершенно невменяемым и нас не узнал... Через день ему сделали операцию, но он, так и не приходя в сознание, умер. А ведь ему было всего 65 лет.
"ЖЕНЕ КУРБАСА ВАЛЕНТИНЕ ЧИСТЯКОВОЙ - ВЕЛИЧАЙШЕЙ АКТРИСЕ! - ДАЛИ ПЕНСИЮ 53 РУБЛЯ!"
- Вы работали с замечательными актрисами. Правда, что многие из них за свой талант, за признание заплатили женским счастьем?
- Я вспоминаю Валентину Николаевну Чистякову. Она была невероятно красива - все были в нее влюблены. Вышел даже сборник, в котором 17 (!) поэтов посвятили ей свои стихи. Когда я учился в Художественном институте в Харькове, видел ее в лучших ролях, еще в курбасовских спектаклях. А потом мы встретились в 1952 году на моем спектакле "Не називаючи прiзвищ", где она впервые в жизни сыграла характерную роль. И сыграла блестяще!
С этого спектакля началась наша дружба. Потом я поставил для нее "Привидения" Ибсена. И в Киеве на гастролях, которые проходили в помещении Театра русской драмы, ей за эту роль устроили такую овацию! А потом Микола Бажан поднялся на сцену и встал перед ней на колени. Это была великая актриса. И очень несчастный человек. Едва в чиновничьих кабинетах заходила речь о ней, кто-нибудь обязательно вспоминал: "А, це Курбаса жiнка...". И все! Да и сыграла она не так уж и много, могла бы сделать гораздо больше, если бы Курбаса не посадили.
Под конец жизни Чистякова очень сильно заболела, как говорят в народе, "упала на ноги". Ей, величайшей актрисе, у которой и звания были, дали пенсию... 53 рубля! И как мы ни добивались, куда ни писали, ничего не помогло. Спасибо, в Харькове ей помогали: она в институте преподавала, какие-то деньги за это получала. Образованнейшая женщина, на трех языках разговаривала. Умирала она в одиночестве. Но это судьба и бич многих великих актрис.
- Многих талантливых актеров сознательно предавали забвению?
- Увы! Так же ущемляем был в свое время Радчук. Мало кто сегодня помнит Титова - он при немцах работал, поэтому его и "забыли", Гирняка, который за границу уехал, а у нас эмигрантов не жаловали. Видя такое отношение, другие охотней продавались власти. Надо написать, что Курбас такой-сякой? Пожалуйста!
Кстати, Курбас, которому национализм и формализм шили, был настоящим глубоким реалистическим мастером. Он, как и Мейерхольд, начинал с поиска, а закончил реализмом. Эти два режиссера похожей судьбы далеко двинули драматический театр - не только в смысле творческого метода, но и в отношении актеров, которых они в прямом смысле слова воспитывали.
По большому счету, у Курбаса было две актрисы - Чистякова и Ужвий. Первая - актриса от Бога, вторую он делал. Как только его арестовали, Ужвий от него сразу же отреклась, как отреклась и от своего мужа, известного украинского поэта-футуриста Михаила Семенко. И сразу же проявилась заштампованность.
- Вы работали с ней?
- Она играла у меня в спектакле по пьесе Левады "Фауст и Cмерть". Многие режиссеры боялись гонять ее, а я гонял. Дико много с ней работал: а у нас тогда вроде бы дружба была. Крушельницкий, который, мягко говоря, не любил Наталью Михайловну, посмотрел репетиции, удивился: "Що ви з нею зробили?! Як вам це вдалося?! Вона ж зараз така, як при Курбасi була, - жива!". Но как только спектакль перенесли на сцену, все, что было достигнуто с таким трудом, тут же пропало. Опять прорезался знаменитый ее крик и вой! Спрашиваю: "Наташа, що ти робиш?!". Отвечает: "Так виразнiше!". Ни черта мне не удалось сделать!

Почетный президент Национального комитета "Мисс Украина" Сергей МАТЯШ: "Некоторые люди из окружения Николаенко рассматривают ее как товар, но этот товар не очень хорошего качества. Большая голова, "слоновьи" ножки, толстые щиколотки..."
ДиКаприо чуть не убили бутылкой
Круза опозорили на глазах у невесты
Это еще сладкая водичка, а будет мед
Алсу соблазняли ковром из роз
Шнуров обнажился на сцене
Бывший муж Анджелины Джоли считает ее фригидной
ДеЦЛ стал отцом
Алисия Сильверстоун вышла замуж за панка
Оззи Осборн купил дом за девять миллионов долларов для своих 14 собак
Разведясь, Дениз Ричардс и Чарли Шин нянчат вторую дочь
Элтон Джон стал сладким
Нет слов...
Режиссер Владимир ОГЛОБЛИН: "По случаю премьеры Корнейчук поднял тост: "За то, чтобы посдыхали Оглоблины!"
Певица Валентина СТЕПОВА: "Один мужчина признался: "Твой голос доводит меня до оргазма"
Олимпийский чемпион по прыжкам с шестом, многократный рекордсмен мира, народный депутат Украины Сергей БУБКА: "Бизнесменов вовсю убивали, и в какой-то момент из СБУ поступил сигнал. Мне намекнули: "Уезжайте, пожалуйста, из Украины на несколько лет - так будет лучше"
Народный артист Украины, профессор, генеральный директор Национального дворца "Украина", вечный бунтарь Николай МОЗГОВОЙ: "Вот какой Филипп Лучезарный, такая Пугачева и прима. Прима-балерина! Боже, Боже! На сцену нужно выходить красивым, эстрада - это молодость, а здесь - беззастенчивый, наглый пиар..."
У Скрипки родился сын
На концерте Гребенщикова на зрителей сыпались 100-долларовые купюры
Кто такой Эдит Пиаф?
Двое из ларца: самые известные близнецы
Дом, милый дом. Кличко и Панеттьер показали новый особняк
Знаменитые актеры, которых не приняли в вуз
Родом из детства: звезды тогда и сейчас
Делу время, потехе час. Хобби звезд







Звезда "50 оттенков серого" показала грудь
Без комплексов. Lady Gaga показала белье
Дочь Джони Деппа ощущает себя лесбиянкой
Наталья Королева выставила грудь напоказ
18-летняя сестра Ким Кардашьян показала новую силиконовую грудь
Садальский о Василие Уткине: Где же твои принципы, Вася?
Пугачева будет судиться с Ирсон Кудиковой за долги
Джейн Биркин помирилась с Hermès
Тесть и теща Владимира Кличко не поделили деньги