Валерий ЛЕОНТЬЕВ: «После того как на концерте в спорткомплексе «Олимпийский» мимо моей головы пролетела стокилограммовая штанга, меня представили к медали «За трудовую доблесть». Правда, потом передумали. Вот если бы голову оторвало, тогда точно бы дали»
«Христос, бегущий по стадиону Брянска, Мариуполя и Калуги, выглядит несколько странно»
— Я так понимаю, Валерий Яковлевич, ваши главные требования к помещениям не изменились: тепло, темно и тихо...
![]() Валере полтора года. Усть-Уса, 1950-й |
— Ну это не требования. Это пожелания.
— А что вы делаете в помещениях, когда никто не мешает?
— В темноте сплю, а в тепле и тишине — читаю, смотрю кино...
— Что читаете?
— Вкус мой читательский давно уже формируется поклонниками. Еду по какому-нибудь гастрольному маршруту, и каждый вечер мне выдают по книжке. Поскольку у меня с читателями давно уже произошла диффузия вкусов и взаимное проникновение, они знают, что мне нравится, что нет...
А мои любимые детские книжки, старенькие, разваливающиеся, замызганные, по-прежнему у меня на главной полке стоят: «Гиперболоид инженера Гарина» Толстого, «Человек-амфибия» Беляева, «Таинственный остров» и «20 тысяч лье под водой» Жюля Верна, «Отважная охотница» Майна Рида...
Удивительная штука — за жизнь столько всего потерялось: альбомы семейные, вещи, фотографии, адреса, люди... А книги, которые меня формировали как человека, несмотря на все жизненные перипетии, передряги и переезды, каким-то образом уцелели. Видимо, они слишком многое для меня значили...
— Мне показалось или вы до сих пор ассоциируете себя с некоторыми героями своих любимых книжек?
— Однажды я даже сделал отважную попытку стать героем... Позвонил году в 1982-м или 1983-м братьям Стругацким и сказал, что я такой-сякой их поклонник и очень хотел бы сыграть Малыша (персонаж одноименного романа Стругацких. — Авт.). На что — не помню, Аркадий или Борис, — мне ответил, что в Чехословакии уже работают над этой экранизацией... Правда, я так до сих пор ее и не видел.
— А «Обитаемый остров» смотрели?
— Смотрел, мне понравилось... Прежде всего тем, что фильм Бондарчука снят довольно близко к тексту. Стругацких ведь не надо улучшать. Ну и вообще — снят так, как надо, — умело. Хотя я перед просмотром нервничал — вдруг испортят? Но, мне кажется, они справились.
![]() Валерий Леонтьев прошел фотопробы на роль Христа в проекте Николая Мащенко «Иисус Христос. Суд», но потом от роли отказался. «Я не смог совместить две эти ипостаси: Бога и эстрадного исполнителя» |
— Это правда, что вы вначале напросились в сериал Владимира Бортко «Мастер и Маргарита» на роль Иешуа Га-Ноцри, а потом передумали?
— Ничего подобного. Я действительно обращался к Бортко несколько лет назад, но он сказал, что уже все актеры подобраны, кастинг закончен... А вот в Киеве в 1983 году меня действительно приглашал на роль Христа ваш режиссер Николай Мащенко, когда собирался делать проект «Иисус Христос. Суд». Я прошел фотопробы, но потом опомнился. «А вдруг это состоится? — подумал я. — Вдруг это будет удача? И что же тогда меня ждет, какое будущее?».
— И какое будущее ждало бы вас в случае неожиданной удачи?
— Актер, успешно воплотивший образ Христа, как это было, к примеру, в итальянском кино, становится для миллионов верующих сегодняшним ликом и воплощением богочеловека. И вот я представил, что сыграю Христа, мне все поверят, а я вернусь на эстраду и продолжу петь: «Все бегут, бегут, бегут, бегут, бегут, бегут, бегут, бегут...
— ...а он им светит!». По-моему, совершенно гениальный хит для современного Христа.
— А по-моему, Христос, бегущий по стадиону Брянска, Мариуполя и Калуги, выглядит несколько странно. Ну не смог я совместить в своем представлении эти две ипостаси: Бога и эстрадного исполнителя. Пришлось выбирать. Либо становиться Христом, либо...
— ...оставаться Леонтьевым. В принципе, понятно, почему вы выбрали второе. Христов сейчас много, Леонтьев один...
— (Обхватывает голову руками). Ой, один я такой, один!
«Интервью у меня в последние годы не берут, а пишут обо мне, как правило, без моего участия»
— Я знаю, что вы народный артист России, а вот то, что вы заслуженный артист Украины, узнала совсем недавно.
— Так я же работал в Украине с 1982 года лет семь...
— Мовой владеете?
— Ну на уровне анекдота. Я хорошо понимаю, когда говорят по-украински, но сам не разговариваю — слов не хватает. Хотя мама-то у меня украинка, родом из Запорожской области.
— Вы родились в Коми АССР, мама у вас украинка, при этом в ГИТИС вы когда-то не рискнули поступать из-за диалектного оканья. Зато сейчас разговариваете, как диктор центрального телевидения. Это результат интенсивной работы над собой или вы занимались с преподавателями?
— Мне было 13 лет, когда мы переехали с Севера из-за болезни отца в среднюю полосу России, в Поволжье, где распространен характерный «окающий» говор, который я тут же легко перенял, а потом с огромным трудом от него избавлялся. Ломал себя сам, без посторонней помощи — очень тяжело, но очень быстро.
— Знаменитый американский певец Том Уэйтс однажды заметил: «Когда интервью со мной попадается мне в газете или журнале, я стараюсь выстилать им дно своего мусорного ведра». Как часто у вас возникает аналогичное желание?
— Так часто, как эти интервью появляются. Крайне редко подобного желания у меня не возникает — если разговор состоялся и мне нравится герой, который получился в итоге. Но, к сожалению, бывает это крайне и крайне редко. Отчасти еще и потому, что интервью у меня в последние годы, собственно, и не берут...
— Вот те раз! А пишут о вас по-прежнему обильно...
— Скорее, сочиняют. Пишут обо мне, как правило, без моего участия. Садятся вечерком, по заданию издателя, придумывают что-нибудь эдакое, и к утру уже материал лежит в редакции на столе.
— Вы в курсе, что к вашему юбилею планируется выход трех книг? Первая — «Эпоха Леонтьева» — принадлежит перу вашего друга и помощника Александра Богдановича, вторую написала ваша давняя поклонница, автор третьей — 65-летний композитор Михаил Герцман.
— Начнем с того, что друга такого — Александра Богдановича — я не знаю. Этот человек работал у меня в 90-х годах, но больше не работает, и ни о какой «Эпохе Леонтьева» я слыхом не слыхивал. Впервые слышу от вас. Спасибо, порадовали...
А о мемуарах Михаила Герцмана представление имею. Он действительно был моим другом и руководителем Сыктывкарской филармонии, где я начинал свою карьеру, ему есть о чем рассказать. Думаю, это будет написано интересно, смешно, грустно и, в общем, правильно.
Что касается моей поклонницы, а вернее, журналистки Татьяны Федоткиной, с которой мы знакомы четыре года, то ее книга обо мне под названием «Грешный ангел» выходит на днях. Я ее уже даже читал. Книжка без замаха и претензий на жизнеописание и создавалась на основе наших с Татьяной встреч, которые происходили то в Израиле, то в Москве, то где-то еще...
— Одна из ваших песен и музыкальных программ называлась «Мне кажется, что я еще не жил». Вам сейчас как кажется?
— Теперь мне так уже не кажется! (Смеется). Красивая очень была песня. Но это все романтика, сцена... Хотя, наверное, и сегодня случаются моменты, когда вот так сядешь и думаешь: «Да... Мне кажется, что я еще не жил!». А порой кажется, что ты уже лет 120 оттрубил.
— Вы вообще философски к возрасту относитесь или, как большинство людей, полагаете, что молодость — лучшее время?
— Юность и молодость хороши своим ожиданием. Все, что в этом возрасте происходит, — происходит впервые, и все, случавшееся со мной первый раз 20, 30 и даже 40 лет назад, меня невероятно поражало. Опрокидывало! Удивляло! Изумляло! Первое интервью! Первая съемка! Первый раз в жизни взяли автограф! Впервые зашел в студию, чтобы записать песню! Да даже любая концертная площадка, на которой я выступал впервые, приносила мне массу впечатлений.
А с годами этих впечатлений и ощущений новизны все меньше и меньше становится, и, оглядываясь на ту острую радость узнавания, я и прихожу к выводу, что лучшее время — молодость.
— Вы неоднократно признавались, что детства своего практически не помните и вспоминаете себя приблизительно лет с 13-ти. А свой первый сольный концерт 9 апреля 1972 года помните?
— Да, свой первый сольник я помню хорошо. Он состоялся в Воркуте, во Дворце культуры шахтеров и строителей, где я выступал с оркестром. Тогда я еще не являлся профессиональным артистом, не находился, так сказать, в статусе, но по-своему был уже человеком довольно известным и, как сейчас говорят, раскрученным.
— Что пели?
— То, что звучало в те годы. Тогда в музыкальных магазинах продавались сборники «Песни радио и кино», откуда мы выбирали какие-то интересные крупицы и где, помимо прочего, печатались лучшие зарубежные шлягеры — «Делайла», например. А еще в те годы был необыкновенно популярен испанский певец Рафаэль, по стране победно шел фильм с его участием «Пусть говорят», и в своей сольной программе я исполнял песни из этого фильма.
«За работу на селе наградить меня уже сам Бог велел! Страшно вспомнить, сколько я исколесил леспромхозов»
— Вы возникли на советской эстраде в самый застойный период, и я всегда считала вас таким оппозиционером и отщепенцем. А недавно обнаружила на вашем официальном сайте довольно внушительный перечень наград, среди которых попадаются весьма экзотические. Например, премия МВД в области литературы и искусства, премия Горьковского комсомола, Ленинского комсомола... За что вам, лохматому и неправильно одетому человеку, исполняющему легкомысленную «Делайлу», комсомольские премии? Или вы принимали участие в комсомольских стройках?
— А вы знаете, сколько я по этим стройкам отъездил с выступлениями?! За что, за что?.. За активное участие в милицейских концертах, которых было превеликое множество, а не только те парадные, которые мы видим по телевизору... За работу с молодежью... За трассу БАМа, которую я проехал бесcчетное количество раз из конца в конец... Что еще у меня есть такого экзотического?.. А! Я — почетный интеллигент Монголии! Вот вам смешно, а у них это, между прочим, правительственная награда. (Смеется).
— Я смеюсь, потому что мне больше нравится другая ваша почетная награда: «Отличник культурной работы на селе»!
— Ну за работу на селе наградить меня уж сам Бог велел! Страшно вспомнить, столько я исколесил леспромхозов. Вообще, мне долго ничего не давали. А потом как-то пошло дело... (Смеется). Хотя одну медаль пообещали, но так и не вручили.
— Очередному Политбюро не понравилась ваша прическа?
— В 1986 году в Москве проходили Игры доброй воли, и в бассейне спорткомплекса «Олимпийский» состоялся гала-концерт. Специально для этого был выстроен пластмассовый поплавок, в котором выступали артисты. Как сейчас помню, я исполнял песню Александры Николаевны Пахмутовой «Алая заря».
Передо мной показывала номер цирковая пара воздушных гимнастов, которые долго вращались под куполом, потом спустились на трапецию и ушли, а трапеция, естественно, так и осталась висеть. Вышел я, спел «Алую зарю», поклонился, и уже когда поднимал голову, почувствовал, что мимо меня пролетело нечто серьезное и тяжелое. Оказалось, это сорвалась металлическая стокилограммовая штанга, на которой крепилась трапеция.
— Судьба Валерия хранила...
![]() «Я — почетный интеллигент Монголии! Вам смешно, а у них это, между прочим, правительственная награда» Фото Феликса РОЗЕНШТЕЙНА |
— Штанга действительно очень удачно и правильно пролетела — именно в тот момент, когда я склонился. После чего проломила поплавок и утонула в бассейне.
— Ну за такое нужно сразу давать заслуженного мастера спорта!
— Меня представили к медали «За трудовую доблесть». Правда, потом передумали. И я знаю почему. Вот если бы голову оторвало, тогда бы точно дали.
— Посмертно... Вы, кстати, в бессмертие души верите?
— Так альтернативы никакой нет.
— Почему никакой? Умрем — и все.
— Нет, я не хочу такую альтернативу! Я считаю, что нам не остается больше ничего, кроме как верить. Ведь, согласитесь, довольно самонадеянно считать человека венцом творенья, если ему для жизни отведен столь смехотворный отрезок. Человек — просто личинка. Но во имя чего-то же дается этой личинке жизнь? Должно же быть нечто, во имя чего.
— Вы уже поняли, во имя чего?
— Вполне возможно, что здесь, на Земле, мы просто переживаем определенную стадию и готовимся к следующей.
Так приятнее думать, так лучше, так легче жить... Занятней, интересней... Кто-то живет с верой, уповая на встречу с богоподобным существом, с седобородым дедушкой, сидящим на небе и за всеми нами наблюдающим: хорошо себя вел — будешь кушать пряники, плохо — будешь страдать. Кто-то себе иначе представляет этот расклад. Но в большинстве своем люди все-таки надеются, что церемония на кладбище либо в крематории — это не финал.
«Мало того что меня сейчас уничтожают словом «юбилей», так начните еще говорить про музей»...
— Кроме экзотического перечня наград, у вас еще и довольно экзотический перечень профессий. Почтальон, разнорабочий на кирпичном заводе, тесемщик-смазочник на льнопрядильной фабрике, режиссер-постановщик... Как вы сейчас считаете, это полезный опыт или без каких-то профессий вполне можно было бы обойтись?
— Без каких-то точно можно было... По-настоящему полезный опыт я стал приобретать, когда уже работал артистом Сыктывкарской филармонии. Я побывал на невероятном количестве концертных площадок, включая совершенно крохотные — вроде нетопленной церкви в деревушке Лойма, где у меня состоялось первое выступление в статусе профессионала.
Мороз стоял -40, из сугробов отрывались дрова, потом ими топили церковную печку, и лишь после этого на концерт приходили все 20 зрителей...
В принципе, я благодарен своему полезному опыту, хотя мой опытный период и затянулся. Уж слишком долго это длилось, слишком трудно протекало, слишком много было всяких преодолений и борьбы. Думаю, полезного могло быть и поменьше.
С другой стороны, именно благодаря этому опыту я по сей день очень хорошо адаптируюсь к любым условиям: если нет горячей воды, если нет никакой воды, если есть холодная гримерка, холодная площадка или поезд, в котором не топят...
— Вы все еще берете с собой кипятильник на гастроли?
— Уже нет. Сейчас возим чайник. (Показывает электрический чайник). Прогресс! Сегодня в гостинице заказал кофе, но его несли минут 25, чтобы он хорошо остыл... Поэтому возить с собой чайник очень удобно. (Смеется).
— В одном из журналов я недавно прочла, как один московский студент получил в наследство от своей тети 40 видеокассет с записями ваших выступлений. Тетя была настоящей вашей фанаткой, не пропускала ни одного вашего концерта в Москве, ездила за вами на гастроли, семьей так и не обзавелась, и вы являлись единственным мужчиной ее жизни. Теперь ее племянник ждет, когда откроют музей Леонтьева, чтобы передать туда тетино наследство.
— Мало того что меня сейчас уничтожают словом «юбилей», так начните еще говорить про музей...
— А еще бывает мавзолей...
— (Вздыхает). Если кто-то возьмет на себя труд организовать такое место на земле, как музей, то, наверное, я не стану ему мешать.
— Тем более что бронзовый бюст, который можно было бы возле музея поставить, у вас уже есть.
— Пока мой бюст у меня дома стоит. Я им не хвастаюсь, но он мне нравится. Хорошая профессиональная работа. Очень романтический человек вылит в бронзе, и даже бронза позволяет прочесть мечтательность в его взоре.
«Черт! Про Родину поет... Что же с ним делать?»
— Кстати, среди тетиных видеокассет есть настоящий раритет — первое ваше выступление на ТВ.
— Все мои первые выступления на ТВ были вырезаны. Наверное, имеется в виду то далеко не первое выступление, которое, наконец, пошло в эфир. Что же у меня в эфир-то пошло впервые? По-моему, я туда прорвался с песней Давида Тухманова «Там, в сентябре»... (Поет): «Там, там, в сентябре, кленовый лист светился, как звезда»...
— Благодаря чему вы тогда прорвались?
— Цензура прошляпила.
— В песне Давида Тухманова было что-то антисоветское? Какие вообще претензии предъявляла к вам цензура?
— Ну лохматый — понятное дело. Костюма нет... Все эти члены комиссий в пиджаках и галстуках очень любили ходить на мои концерты, в обязательном порядке требуя для просмотра тексты. Перед началом каждого концерта прибегал с выпученными глазами мой директор: «Где, где, где взять тексты?! Садись — пиши! Пришла комиссия!». То комиссия из райкома, то из обкома, то инспектор из отдела культуры райцентра...
— А что можно было обнаружить в текстах ваших песен, если вы только о любви всю жизнь поете...
— Они все время сидели и искали у меня какие-то элементы крамолы: дескать, не призываю ли я к чему-нибудь, не хочу ли кого-то свергнуть, не пытаюсь ли подорвать существующие устои: моральные! политические! социальные!
— Ну эстетические существующие устои вы же пытались подорвать? И таки подорвали!
— Да ничего я не хотел подрывать и мечтал лишь о том, чтобы меня оставили в покое. Господи! Самый крамольный текст у меня тогда был — Гумилев, песня про жирафа. Всего лишь!
— Ничего себе — всего лишь! «Ты плачешь? Послушай! Далеко-далеко, на озере Чад изысканный бродит жираф...». А вдруг вы воспеваете преимущества озера Чад по сравнению с озером Байкал?
— Воспевать Гумилева тогда, конечно, было нельзя, но и до «Жирафа», и после они все время ходили и вынюхивали. Сидят-сидят, читают-читают и ничего в моих песнях не находят. «Черт! Про Родину поет... Что же с ним делать?».
— Про Родину поет, а сам лохматый...
— А сам лохматый... Еще их безумно напрягала крайняя степень проявления эмоций. Тогда ведь на сцену полагалось выходить не только застегнутым в прямом смысле слова, но и эмоционально.
«Сегодня «хит» — это когда проплачена тысяча эфиров»
— У вас нет ощущения, что сейчас стопроцентных хитов как-то меньше стало?
— Ну сегодня понятие «хит» несколько изменилось относительно понятия, которым пользовались 15-20 лет назад.
— Хит — это ведь не просто популярная песня, а песня, остающаяся популярной годами и десятилетиями. То, что намертво прилипает, въедается в мозг и сердце. А то и в душу...
— И то, что прилипает, и то, что въедается, и то, что уже давно не крутят по радио и не показывают по телевизору, а оно все равно с тобой. А сегодня «хит» — это когда проплачена тысяча эфиров.
— Вы платите за эфиры?
— Не плачу. Да у меня их и нет... (Смеется).
Как правило, когда проплаченные эфиры кончаются, кончается и хит. Исполнитель тоже порой кончается вместе с эфирами... Потому что если в понедельник тебя показали уже не семь раз, а шесть, во вторник публика начинает забывать.
«Все уже, слава Богу, закончилось: и дохлые крысы, и битое стекло в варенье»
— У меня все не идет из головы тетя с видеокассетами... Валерий Яковлевич, вы когда-нибудь задумывались, какому количеству женщин сломали жизнь, став их единственным мужчиной?
— Задумывался! Не вы мне открыли глаза на эти драмы...
— А что в вас такого особенного?
— Мне кажется, сначала людей привлекает упаковка, а потом уже содержание, которое, собственно, и удерживает интерес. К упаковке ведь рано или поздно привыкаешь. Хотя исключительно по внешнему, так сказать, исполнению некоторые меня воспринимают до сих пор. При том, что я, наверное, не самый красивый человек на свете...
— Да ладно!
![]() «Мне кажется, сначала людей привлекает упаковка, а потом уже содержание, которое, собственно, и удерживает интерес. Хотя по упаковке некоторые меня воспринимают до сих пор. При том, что я, наверное, не самый красивый человек на свете...» |
— Нет, морда, конечно, в угол не смотрит... (Кокетливо). Но бывают и красивее.
— Вы сейчас страдаете от произвола поклонниц или страсти понемногу улеглись?
— Улеглись. В быту намного легче стало.
— Дохлых крыс жертвы неразделенной любви вам больше под дверь не подбрасывают?
— Это все уже, слава Богу, закончилось — и крысы, и битое стекло в варенье...
— Какие еще сюрпризы преподносили вам влюбленные в вас люди?
— Когда-то я долгое время жил в подъезде, который никак не охранялся... Домофон — это все-таки ерунда. И не жизнь у меня была тогда, а ад! Кроме всего прочего, моя московская квартира находилась рядом с Белорусским вокзалом, поэтому ко мне регулярно наведывались не только поклонники, но и просто слоняющиеся и мучающиеся от безделья люди, которые каким-то образом узнавали, что тут неподалеку живет Леонтьев.
В три часа ночи, в четыре утра, в пять, в шесть — звонок, стук в дверь! Пьяные, больные, сумасшедшие, какие угодно — открывай, хотим поглядеть на Леонтьева! Первое время я милицию вызывал, а потом ей приезжать надоело. В общем, при первой же возможности я из той квартиры бежал.
Сейчас все-таки, при нынешних условиях, можно себя как-то оградить от зрительского любопытства и обезопасить свое существование. Да и поклонники мои старше стали и уже не отваживаются на некоторые вещи, которые сделали бы 20 лет назад.
— Но ведь среди ваших постаревших поклонников наверняка попадаются и молодые...
— (Оживленно). Вы знаете, я думаю, это связано с тем, что я никогда не был модным. Никогда модно не пел, модно не выглядел, модно не одевался...
— Боже упаси! При этом вы всегда подозрительно хорошо выглядели. И даже сейчас, на пороге своего юби... дня рождения, выглядите замечательно. По группе крови питаетесь?
— Да что попало ем! Просто необходимость регулярно отрабатывать два часа на сцене держит меня в форме. Я как-то бездействовал довольно долгое время. Валялся после операции на колене и довалялся, незаметно для себя перейдя в очередной размер. Обязательно нужно двигаться. Движение — это жизнь.
— Однажды вы изрекли нечто, что меня совершенно обескуражило: «Не верю я словам любви. Слишком много их слышал. Потому и не верю. Сегодня — «люблю», завтра — «не люблю»... Во что же верить еще, Валерий Яковлевич, если не в любовь? В тяжелое машиностроение и черную металлургию?
— Ох, не знаю... Может, в сердцах сказал? Под влиянием сиюминутного настроения? Может, имел в виду какого-то конкретного человека и какой-то конкретный пример, когда сегодня «люблю-люблю-люблю», а завтра «не люблю»? Не нужно так уж буквально воспринимать это мое признание. Даже если действительно так сказал, я так не думаю... Верю, верю я словам любви!
— Как известно, вы большой любитель и собиратель великих русских частушек, но почему-то никогда не исполняете их на широкой публике...
— Слушайте, но они же совершенно не... Ну просто не... совершенно...
— Если вы имеете в виду ненормативную лексику, то, во-первых, русская частушка ненормативна в принципе, во-вторых, это кладезь народной мудрости, а в-третьих, то, что «совершенно не», сегодня благополучно исполняется даже на сценах академических театров.
— У меня уже был некоторый опыт, связанный с публичным исполнением частушек. Как-то на телевидении, когда обрушилась эта лавина, что, дескать, можно все, везде и обо всем, в одной известной программе одна известная телеведущая меня просто спровоцировала. И я исполнил. А потом она это прокомментировала. Дескать, какой кошмар! Известный певец, кумир миллионов — и вдруг такое... Поэтому больше я на провокации не поддавался. И не поддаюсь.
— Ну мне хотя бы спойте! Клянусь, это останется между нами!
— Я вам лучше анекдот про шоу-бизнес расскажу. Стоят на трассе две проститутки. Одна старая, вторая совсем молоденькая. И старая молоденькой говорит: «Ну зачем ты сюда пришла? Вон посмотри на меня, я уже достоялась... А ты юная, цветущая, свеженькая девочка! Иди продавщицей в ювелирный магазин, в отдел парфюмерии, в Дом моды — тебя обязательно заметят... Или в шоу-бизнес!». — «Ну да, в шоу-бизнес! Меня сюда-то мама еле отпустила!».
«А как бывают счастливы женщины! Зашла к хирургу с плоской грудью, а вышла — просто счастливицей!»
— За время пребывания в шоу-бизнесе, куда вас долго никто не выпускал, вы исполняли и поп, и рок, и диско, и Моцарта, и арию из оперы «Фауст» «Люди гибнут за металл»... Есть сегодня в этом бизнесе нечто, чего вы еще творчески жаждете?
— Я бы с удовольствием записал пусть не программу, но отделение неаполитанских песен: «Санта Лучия», «Вернись в Сорренто»...
— Это правда, что вас нужно регулярно хвалить?
— Да, очень способствует взаимопониманию со мной, особенно на работе...
— ...что если вы записываете песню и вас вовремя не похвалить, вы начинаете петь еще хуже? Вы назло поете хуже?
— Нет, это такое мое свойство. Меня убивает неприятие, а конструктивной разумной критики я давно не слышал.
Критики и так не творцы, а разрушители по своей природе, потому что в основном лишь ругают, поругивают и обругивают. Хотя попадаются, конечно, люди, которых слушаешь с любопытством и интересом, примеряя на себя их взгляд и точку зрения, а если они еще чего-то предложат — вообще замечательно. Но такую критику я не слышал много-много лет. Главные мои критики — это мои музыканты, артисты балета... Практически каждый день они меня и критикуют, и поправляют, и замечания делают. Я сам на записях и репетициях обычно призываю: «Ребята, не молчите, если что не так...».
— Вы говорили, что если бы вам представилась возможность прожить несколько жизней, еще не факт, что вы бы опять пели. Скорее всего, стали бы пластическим хирургом и делали бы людей красивыми. Вы действительно полагаете, что пластическая хирургия делает людей красивыми?
— А какими счастливыми она их делает!
— Возьмем, к примеру, Майкла Джексона...
— Но ведь он был счастлив... А как бывают счастливы женщины! Зашла к хирургу с плоской грудью, а вышла — просто счастливицей!
Хирургия, любая, не только пластическая, дает колоссальный и ощутимый результат. В отличие от терапевтов или психоаналитиков, результатов труда которых мы не видим, все, что делают хирурги, можно ощутить здесь и сейчас. Спас, шунтировал сердце, пересадил органы...
— Сделал женщину счастливой...
— И не одну! Я считаю, это прекрасная профессия, одна из самых необходимых человечеству.
«Мне очень не нравится, когда меня называют трудягой»
— У вас планируется юбилейный тур?
— Я бы не провозглашал это так тотально — «юбилейный тур»! Поеду в Питер, где всегда отмечаю свои дни рождения в концертном зале «Октябрьский». Это традиция, и я не вижу причин ее ломать. Потом собираюсь в Америку, где давно не был, затем в Израиль, в Германию...
— На планете есть места, где вы еще не бывали, но очень хотели бы?
— В Новой Зеландии! Я так себя ругаю, что до сих пор туда не выбрался. Обычно под «колыбелью цивилизации» принято подразумевать Африку, но мне кажется, что Новая Зеландия — единственное место на планете, способное нам сегодня напомнить о рождении человечества.
Я был в Австралии, и мои коллеги во время выходных не на пляже лежали, как я, а в Новую Зеландию летали — полюбопытствовать, потому что рядом. А я вот на пляжах провалялся и теперь жалею.
— У вас был непродолжительный период, когда вы решили сочинять музыку...
— (Перебивает). Ой, мне, наверное, следовало этим заняться, дабы окончательно понять, что не стоит лезть не в свое дело.
— А какое ваше дело? «Певец» для вас — не совсем точно, потому что вы еще и танцуете, и являетесь соавтором своих шоу, и принимаете активное участие в создании своих костюмов. «Шоумен» — мне вообще не нравится...
— А мне очень не нравится, когда меня называют трудягой. Понятно, что человек должен трудиться. Но, честное слово, не хочется быть трудягой.
— Ну на трудягу вы, мягко говоря, и не похожи.
— Я недавно вспоминал, как в конце 70-х познакомился с одной певицей, — вот она была трудягой! Спала шесть часов в сутки, бедная, а все остальное время трудилась.
Она пела! Она декламировала! Она, понимаете ли, стояла на голове! Она занималась спортом! Она увлекалась пантомимой! Она интересовалась театром! Она все время над собой работала... И она была до чрезвычайности неинтересна, скучна и лишена какого бы то ни было намека на талант.
— Может, именно талант она в себе так упорно и искала?
— Искала, но так ничего и не нашла. Не нужно трудиться, если нет таланта. Это бессмысленно.
— Но вы ведь тоже трудились и о своем таланте узнали не сразу. Когда, кстати, вы о нем узнали?
— Я не узнал, а лишь позволил промелькнуть мысли: «Ах! По-моему, во мне есть нечто такое...». Но мысль эта промелькнула у меня лишь после первого успеха. Первого школьного успеха.
— И все-таки, Валерий Яковлевич, главное — это внутреннее ощущение. Талант ведь далеко не всегда связан с успехом...
— Внутренне я в себе постоянно сомневался и продолжаю это делать. Помню, уже на следующий день после своего успешного школьного выступления подумал: «Да Господь с тобой! Что это ты себе втемяшил? Нет в тебе ничего особенного». Потом, правда, опять в себя поверил, затем опять засомневался... И так по сей день.





Михаил ЗАДОРНОВ. Да здравствует кризис!
Валерий ЛЕОНТЬЕВ: «После того как на концерте в спорткомплексе «Олимпийский» мимо моей головы пролетела стокилограммовая штанга, меня представили к медали «За трудовую доблесть». Правда, потом передумали. Вот если бы голову оторвало, тогда точно бы дали»
Ирина РОДНИНА: «Я хорошо знала, как физически падают, но в моральный нокдаун меня послали впервые. Умерла мама, был при смерти папа, на руках двое детей, по настоянию бывшего мужа полиция контролирует каждый мой шаг... Были минуты, когда хотелось сесть в машину и на полной скорости — с обрыва»
Стинг будет торговать вином собственного изготовления
В список самых богатых людей мира попал беглый наркобарон
Солиста «Иванушек Интернешнл» ограбила домработница
Игорь Николаев станет отцом во второй раз
Лолита развелась с третьим мужем — бизнесменом Александром Зарубиным
Наташа Королева презентовала биографическую книгу о своем муже — «Мужской стриптиз»
У Жигунова новый «служебный роман»
«Квартал-95» — БИЛАНУ: «Димы в России приходят и уходят, а Вова в России — это навсегда!»
Мифы должны быть актуальны
Двукратный олимпийский чемпион, президент Федерации легкой атлетики Украины Валерий БОРЗОВ: «Населению пора выучить новую позу — с протянутой рукой»
Довыбирались!
Двое из ларца: самые известные близнецы
Дом, милый дом. Кличко и Панеттьер показали новый особняк
Знаменитые актеры, которых не приняли в вуз
Родом из детства: звезды тогда и сейчас
Делу время, потехе час. Хобби звезд







Звезда "50 оттенков серого" показала грудь
Без комплексов. Lady Gaga показала белье
Дочь Джони Деппа ощущает себя лесбиянкой
Наталья Королева выставила грудь напоказ
18-летняя сестра Ким Кардашьян показала новую силиконовую грудь
Садальский о Василие Уткине: Где же твои принципы, Вася?
Пугачева будет судиться с Ирсон Кудиковой за долги
Джейн Биркин помирилась с Hermès
Тесть и теща Владимира Кличко не поделили деньги