Золушка советской эстрады, звезда 80-х Катя СЕМЕНОВА: «Когда мне шесть лет исполнилось, папа умер — с утра пораньше в лабораторию зашел день рождения мой отметить и древесного спирта из неподписанной колбы выпил. С тех пор мой день рождения и день смерти папы совпадают, а в 11 лет я потеряла и маму»
В Гнесинку Катю не приняли, и, может, она до сих пор ухаживала бы за животными где-нибудь в ветеринарной клинике, если бы не вмешалась добрая бородатая фея — обозреватель «Комсомольской правды» и музыкальный критик Юрий Филинов: с его легкой руки вместе с фирмой «Мелодия» газета объявила в 1980-м Всесоюзный конкурс молодых исполнителей «Золотой камертон», и именно благодаря голосам телезрителей Екатерина получила Гран-при и свой счастливый билет на эстраду. Вчерашняя Замарашка (так перевел в свое время имя Золушка романтик русской литературы Иван Тургенев) вдруг стала Принцессой, а горькая ее жизнь превратилась, по мнению неискушенных зрителей, в бесконечный праздник: сначала в составе группы «Девчата», потом с антоновским «Аэробусом»... Кстати, и Принц с гитарой, вполне отвечающий заявленным в первом ее мегахите «Подруги замужем давно» требованиям, отыскался.
Известно, что все волшебные сказки свадьбой главных героев заканчиваются: дальше, мол, уже ничего интересного — сплошное счастье, однако на самом деле реальная жизнь постоянные сюрпризы подсовывает: Иван-царевич вдруг в алкоголика или чисто конкретного братка превращается, а его красавица-жена — в сварливую домохозяйку, семейные скандалы сопровождаются битьем не только посуды... Вот и вчерашняя Золушка, проснувшись однажды в казенном номере провинциальной гостиницы, вдруг осознала, что участие во всевозможных «Огоньках» и «Песне года» на Центральном телевидении, сольные диски и роль ведущей в телепрограмме «Шире круг» уже не радуют и даже музыкально-экспериментальный театр ее имени стал ей немил. Ну и вообще, корона натирает, кринолин мешает ходить, придворный церемониал тяготит, а царственный муж, вместо того чтобы бедняжку-жену поддержать, за бойкой фрейлиной, тремя-пятью концертами в день не обескровленной, приударил. Вследствие этого артистка, которая зрителей в первом ряду толком не видела (с детства сильный астигматизм у нее был, а на операцию на глазах лишь в 40 лет решилась), вдруг в прямом смысле прозрела: ради чего, собственно, так надрывается?
Это теперь, во всех подробностях трагедию английской Золушки Леди Ди обсудив, мы понимаем, что и из дворца можно бежать сломя голову, теряя по пути не только хрустальную туфельку, но и жизнь, а в 92-м, когда Катя Семенова на разрыв с супругом Андреем Батуриным решилась, чьи связи и деловая хватка помогли ей стать настоящей эстрадной дивой и занять первые места в хит-парадах, музыкальная тусовка у виска пальцем крутила. Ну действительно, разве здравомыслящая женщина-мать чертоги кремлевского Дворца съездов и «Олимпийского» на однокомнатную квартиру в Измайлово, а оборотистого мужа-продюсера на безвестного киевского актера променяла бы?
...Второму браку Екатерины Леонидовны (хотя сама она себя так не называет) уже два десятка лет. Семенова пишет музыку, выпускает альбомы, снимается иногда в кино, участвует в телешоу, нянчит внука — просто живет в свое удовольствие, и лишь один вопрос до сих пор не дает окружающим покоя: не жалеет ли теперь уже погасшая суперстар о том, что ради эфемерной любви от головокружительной карьеры и популярности отказалась?
«САРУХАНОВ УЧИЛ: «НИКОГДА НЕ СНИМАЙ СРАЗУ ТРУБКУ». — «ПОЧЕМУ?» — Я СПРОСИЛА, А ОН: «ВСЕ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ, ЧТО ТЫ ОЧЕНЬ ЗАНЯТА»
— Катя, думаю, не только мне непростая судьба талантливейшей советской звезды интересна, которая 30 лет назад ярко вспыхнула и мгновенно всех покорила. Кстати, что ты имела в виду, когда сказала о себе: «Я абсолютно совковая эстрадная девушка»?
— Только то, что никаких наворотов у меня нет, то есть я до сих пор думаю, что такой жанр, как эстрада, — пусть не советская, а российская — существует, и когда всех нас в разряд поп перевели...
— ...поющих поп...
— ...как-то расстроилась, потому что на эстраде выросла и в нее верю.
...Много-много лет назад — тогда меня почему-то во всяческие рок-тусовки часто звали! — я на фестивале, если не ошибаюсь, «Живая вода» была, который Саша
![]() |
| С родителями — Софьей Михайловной и Леонидом Ивановичем, Москва, 1962 год. Катя рано осиротела и с 11 лет жила со старшей сестрой |
Барыкин придумал. Его в прямом эфире транслировали, и после наших зажигательных выступлений нас, нескольких рок-звезд и меня, поставили некие интервью давать. Сашка Иванов обнял меня за плечи и говорит: «Катюх, ну признай: все мы из рок-н-ролла вышли», и я взвилась: «Из какого? Что, кроме однопрограммного радио, у тебя вообще дома было?». По-моему, ведущие быстренько на рекламу ушли, потому что жутко заводиться я стала.
Люди все разные, поэтому у любого направления музыки свои приверженцы есть и ценители. Я, например, в эстраде понимаю и до сих пор в ней живу — уже в несколько другом качестве, и тем не менее...
— Помню, впервые я услышал твои песни в армии в 87-м году — ты уже на пик популярности взошла. После отбоя солдаты и сержанты тайком в ленинской комнате собирались, телепрограмму «Шире круг» включали или еще какие-то и смотрели во все глаза на Катю Семенову — очень красивая, тоненькая, не такая, как остальные артистки, из общего ряда ты выбивалась...
— Ну да! (Смеется).
— Ну а спустя год, в 88-м, во время твоих киевских гастролей я взял у тебя интервью и был удивлен тем, насколько проста ты в общении... Когда мой друг фотокорреспондент Александр Кушков предложил тебе поездить с нами по Киеву и пофотографироваться, сразу же согласилась: «Хорошо!»...
— Я помню...
— На следующий день с утра мы по Мариинскому парку гуляли, ты была одна, без охраны, даже без мужа — совершенно на прочих эстрадных звезд не похожая...
— Есть понятие, которое я если не с детских, то с юношеских лет усвоила, — «ложный пафос»: его в наш обиход композитор Володя Матецкий ввел, мне нравится просто жить, а не на ходу где-то спохватываться: батюшки мои, это же я иду! — и не вести себя так, будто все вокруг объективами на меня нацелились: на это ни сил не хватает, ни времени. Я по магазинам люблю ходить, домом заниматься, в студии работать, петь, и это поглощает меня целиком — где уж тут задумываться о том, что звезде охрана положена, которая будет каких-нибудь сумасшедших охотниц за автографом оттирать: «Подпишите мне срочно!»?
— «Нет, я сейчас не могу»...
![]() |
| «В принципе, я очень жизнерадостная и, как мне кажется, позитивная, но до сих пор в дикой претензии к своей судьбе пребываю...» |
![]() |
— Да-да-да! Меня, когда только я начинала, Игорь Саруханов учил: «Никогда не снимай сразу трубку». — «Почему?» — я спросила, а он: «Все должны знать, что ты очень занята». — «Ну хорошо, — говорю, — а если мне кто-то по срочному делу звонит?», но Игорь непреклонен был: «Все равно: пять, шесть, семь звонков — трубку ты не снимай». У меня (смеется) по сей день это не получается.
— В отличие от «понаехавших», нынче Москву заселивших, ты коренная москвичка, в столице живешь с рождения, но судьба тебя, мягко говоря, не баловала: ты очень рано осиротела, воспитывала тебя сестра старшая...
— (Грустно). Ее тоже не стало...
— В одном из интервью ты призналась: «Папа безумно мою сестру Людку любил, и когда мама забеременела, хотел мальчика. Сразу уже имя ему дал — Федя...
— ...да, Федька...
— ...и когда я, наконец, 7 января родилась, он ходил по нашему родному Измайлову пьяный, все время с друзьями пил и встречным всем говорил: «Человек родился, но не тот»...
— Мы вместе недолго прожили, потому что, когда мне шесть лет исполнилось, папа умер. С утра пораньше, перед тем как на работу пойти, в лабораторию зашел день рождения мой отметить и древесного спирта из неподписанной колбы выпил. Это не в Москве случилось, а в командировке: обычно он за рубеж ездил, а тут поблизости был — в Шатуре... С тех пор мой день рождения и день смерти папы совпадают, а в 11 лет я потеряла и маму...
«КОГДА ПАПЫ НЕ СТАЛО, ТЕТКИ ВО ДВОРЕ СПЛЕТНИЧАТЬ НАЧАЛИ, ЧТО Я ВОВСЕ НЕ ЕГО ДОЧКА, — ДЕСКАТЬ, ОН В КОМАНДИРОВКАХ ВСЕ ВРЕМЯ БЫЛ И МАМА БЕЗ НЕГО...»
— Родителей ты вспоминаешь? В детстве тебе очень их не хватало?
— А мне и сейчас не хватает, и обида моя во мне занозой сидит, хотя знаю, что это против всех правил: нельзя, чтобы человек обиженным жил. В принципе, я очень жизнерадостная и, как мне кажется, позитивная, но до сих пор в дикой претензии к своей судьбе пребываю, потому что у многих подружек не то чтобы мамы и папы есть...
— ...но еще и бабушки-дедушки...
— Да, и единственное, что уже немножко с действительностью меня примиряет, — то, что сама бабушкой стала: моему внуку уже пять лет.
— Кто же тебе поверит?
— Да все, потому что на каждом шагу трындю, как благодаря этому счастлива. Мне кажется, что за все мои беды компенсация, что ли, положена: я уже бабушка, но останавливаться не собираюсь, обязательно прабабушкой стану — в общем, отдуваться за всю родню буду.
— Представляю, какая боль за твоим признанием кроется: «Я ненавижу ходить на кладбище, потому что у меня там в одной оградке лежат мама, папа и сестра»... Чувство щемящего, давящего одиночества у тебя есть? Из-за того, что на этом свете одна, жалко себя становится?
— Никогда себя не жалею, к тому же я не одна: есть у меня сын, муж, внук, есть, извини, собаки, а еще племянники и друзей множество.
— А родственники когда-нибудь находились? За кулисы, например, со словами: «Катя, я твой брат или сестра» приходили?
— Нет, у меня другая немножко история. До сих пор не знаю, правда это или ложь, но когда папы не стало, тетки во дворе сплетничать начали, что я вовсе не его
![]() |
| «В музыкальную школу я поступила в отличие от других детей поздно — мне уже девять лет было» |
дочка, — дескать, он в командировках все время был и мама без него... Даже имена дяденек называли каких-то: «Вот этот ее отец... Нет, этот...».
Папины родные, которых на самом деле очень много (он из подмосковной деревни, где у него куча братьев, сестер осталась и, стало быть, племянники всякие-разные), в эти пересуды почему-то поверили, хотя на папу я больше, чем моя старшая сестра, похожа, но им, видно, так было удобнее. Они, люди абсолютно русские, маму в связи с тем, что она еврейкой была, не очень-то жаловали: вот Людку любили — ничего не могу сказать, а когда появилась я, версию, что не их роду-племени, поддержали. Прошло уже много лет, и я как-то с тем, что с той стороны никто меня не признал и знать не хочет, смирилась, да и не надо, собственно, — нельзя же навязываться, правда?
— Конечно...
— Когда Людка в больнице лежала — жить ей тогда год-полтора оставалось, в каком-то министерстве в Москве у меня был концерт, и после выступления ко мне дяденька подошел и конверт протянул без марки и адреса: «Вы не могли бы передать это Людмиле?». Я как-то сразу не врубилась: «А Людмила — это кто?». — «Ну, Семенова». — «Людка, что ли?». Он кивнул: «Да, Люда Семенова». — «Конечно, — говорю, — а что ей сказать?». — «Что это от ее брата двоюродного». Я привезла сестре в больницу письмо, она прочитала: «Ой, Вовка! Ой, Вовка!». В общем, все, оказывается, было настолько серьезно, что этот человек не сказал мне: «Я ваш брат», — он подчеркнул: «Я ее брат», а ты, мол, тьфу! — но мне этого не сильно на самом деле хотелось.
— Образование у тебя 10 классов...
— До сих пор (смеется).
— Ты и правда, аттестат зрелости получив, мыла подъезды?
— Нет, я еще в школе училась.
— Нужда заставила?
— Конечно. У сестры двое детей было и муж-алкоголик на шее, еще и я осталась. Спасибо, не отдала меня в детский дом.
— А предлагали?
— Настойчиво — очень хотели сплавить туда, а квартиру забрать (потом комнату дали бы — и спасибо скажи). Я тут же подъезды взялась мыть... Мама 13 сентября 72-го умерла, потом меня срочно в «Артек» отправили почти на два месяца (страна позаботилась), затем новогодние каникулы были, и сразу после этого уборщицей по чужой трудовой книжке устроили.
![]() |
| «Педагоги вообще таланта во мне не видели — как можно верить в то, чего нет?» |
— Сколько платили?
— 34 рубля, полставки.
— Тогда это были деньги...
— Сумасшедшие! — они огромным подспорьем стали: в кулинарии морковные котлеты две копейки стоили, а обычные — семь копеек, то есть жить было можно.
— Потом бухгалтером ты работала?
— Ну кто бы меня на такую должность без образования взял? — марочницей была! После продаж кучу чеков мне скидывали, и я их на железные штыри, что передо мной стояли, нанизывала: сюда две копейки, сюда — 33. Потом подсчет делала, и это марочным отчетом называлось, а затем устроилась в санэпидемстанцию санитаркой...
— ...и еще секретарем-машинисткой была...
— (Смеется). Делопроизводителем!
— Обижаешь, да?.. Больше года ты в больнице с туберкулезом лежала...
— Угу. (Смеется). «Дай поцелую! Дай поцелую!»...
«ИЗ-ЗА ТОГО, ЧТО БОЛЬШЕ ГОДА В БОЛЬНИЦЕ С ТУБЕРКУЛЕЗОМ ЛЕЖАЛА, ПЕРВЫЙ МОЙ БРАК РАССТРОИЛСЯ, ПОТОМУ ЧТО НУ КАК ЖЕ НА ЧАХОТОЧНОЙ ТАКОЙ ЖЕНИТЬСЯ? ИЗ АРМИИ, ТЕМ НЕ МЕНЕЕ, Я ЖДАЛА СВОЕГО ПАРНЯ ДАЖЕ ПОСЛЕ ТОГО, КАК ОН В ЗАГС НЕ ПРИШЕЛ. ПОДУМЫВАЛА, НЕ ВЫПИТЬ ЛИ МНЕ В ТУБДИСПАНСЕРЕ ВСЕ ТАБЛЕТКИ»
— Откуда же у московской девушки туберкулез? — это ведь, в общем-то, болезнь бедных...
— А я богатой и не была, но ко мне она с другой пришла стороны — из чашки Петри. Работая на санэпидемстанции, лабораторную мыла посуду, а поскольку хохотушка я страшная, бацилл там наглоталась...
— Дохохоталась — и что, настоящий туберкулез был, открытая форма?
— Нет, закрытая, но двухсторонний.
— Жизни угроза существовала?
— Нет, и это неплохое на самом деле заболевание: нормально себя чувствуешь, но работать не надо. Правда, из-за него первый мой брак расстроился, потому что ну как же на чахоточной такой жениться?
— Парень хороший хоть был?
— Ну, видимо, дурак...
— ...раз такую девочку упустил...
— ...такую красотищу (смеется). Именно из-за того, что это мой первый молодой человек, первая любовь...
— ...а все было серьезно?
— Конечно, и из армии я ждала его даже после того, как он в загс не пришел...
— В день свадьбы, когда гости уже съехались?
— Нет, мы просто расписаться должны были, потому что мне так казалось: раз у нас отношения, значит, надо жениться. Назначили день, меня мои товарищи
![]() |
| «Есть понятие, которое я с юношеских лет усвоила: «ложный пафос», мне нравится просто жить, а не на ходу где-то спохватываться: батюшки мои, это же я иду! — и не вести себя так, будто все вокруг объективами на меня нацелились» |
![]() |
![]() |
туберкулезные приодели — не в фату и белое платье, но все равно довольно нарядная я была — и вперед!
Из больницы нас выпускали — мы ж не заразные! Утром уколы, процедуры принимаешь, а потом — пожалуйста, куда хочешь, только плевку с собой возьми — баночку с широким горлышком, на случай, если надо покашлять, плюнуть. Мы этим пользовались — заходили в метро, плевки свои доставали, и вокруг сразу вакуум образовывался. Многие, оказывается, знали, что это за емкости, и вот мы с товарищами по туберкулезу пришли в загс, несколько часов там отстояли, а он... не явился.
— Поплевали...
— (Смеется). Горе, конечно, у меня несказанное было — я даже подумывала, не выпить ли мне в тубдиспансере все таблетки, чтобы позора своего не видеть, но обошлось.
— Почему же жених не пришел?
— Мама не разрешила — я же туберкулезная, а она в магазине работала. Сейчас продавцы медсправки о состоянии здоровья должны представлять — наверное, и раньше так было, а возможно, ее из торговли потырить могли, хотя у меня закрытая была форма... Короче, запретила (смеется) — и все!
— Когда ты уже Катей Семеновой, известной на весь Советский Союз, стала, его, этого парня, встречала?
— Ни разу.
— Не позвонил, не обозначился?
![]() |
![]() |
![]() |
— Нет. Когда он вернулся, у меня те же планы были, что и до призыва: за него замуж выйти, однако... Мой опыт общения с демобилизованными товарищами, честно говоря, невелик, но этот пришел, как с фронта, и на любой вопрос ответ был один: типа, я воевал. «Что вы здесь понимаете? Вот я в Богодухове служил»...
— О! — и вправду линия фронта... Это же в Харьковской области...
— Да, я туда каждый день письма писала, но когда сказала ему: «Ты знаешь, в конкурсе участвую и, похоже, выхожу там в финал — ля-ля-ля, песни-пляски», в ответ услышала (грубым голосом): «Какой такой артисткой? Нет, на фиг!», и как-то так я обиделась...
— ...что само собой все отпало...
— Абсолютно, но он еще побушевал, в значках своих, которые в армии получил, пару раз на работу поприходил... Я в ветлечебнице уже делопроизводителем трудилась...
— На повышение пошла?
— Да, ну и как-то...
«ФИЛИНОВ КО МНЕ НЕ ПОДХОДИЛ: НЕКУЮ КРАСАВИЦУ ЖДАЛ, А Я В МАМКИНОМ ПАЛЬТО СТОЯЛА, В КРАШЕНОЙ ЖЕЛТОЙ УШАНКЕ ИЗ КРОЛИКА...»
— Это правда, что в твой талант ни один педагог не верил?
— Никто, но они не «не верили», а вообще таланта во мне не видели — как можно верить в то, чего нет?
— Действительно ли одна преподавательница сказала: «Когда этот крокодил (имелась в виду ты. — Д. Г.) музыкальную школу закончит, я к памятнику Пушкина приду, напьюсь как свинья, и пусть меня...
— ...в милицию забирают, несмотря на то что я заслуженный педагог» — это Евгении Санны Штальберг фраза. Она-то как раз в мой талант верила, но только как пианистки, потому что в талант как певицы — ой, Господи, слово такое! — до сих пор не верит никто. В музыкальную школу я поступила в отличие от других детей поздно — мне уже девять лет было, и где-то через год к Евгении Александровне педагог по хору пришел и сказал: «Катя очень хорошая девочка и, видимо, способная, но раз вы ее любите, поговорите с ней, чтобы на хор она не ходила — тройки я ей и так ставить буду».
— Ей петь не надо...
— Самое смешное, что именно те педагоги, которые отношение к пению имели, по прошествии многих лет своей ученицей меня называют и уверяют, что будущую артистку во мне разглядели.
— Тебе 19 лет было, когда газета «Комсомольская правда» и фирма грамзаписи «Мелодия» Всесоюзный конкурс молодых исполнителей «Золотой камертон»
![]() |
| С Владимиром Кузьминым |
объявили, по итогам которого ты Гран-при получила. В ту пору, как я понимаю, блата такого еще не существовало...
— ...нет, абсолютно...
— ...за деньги победу купить возможности не представлялось...
— ...и денег-то не было...
— Светлое советское прошлое!..
— Из трех с половиной тысяч участников осталось, по-моему, 22 — они-то в финал и вышли. Через две недели после того, как нас по телевизору показали, нас всех на 12 этаж в Останкино в комнату редакции пригласили, где мешки с почтой стояли, сказали: «Разбирайте!», и мы сидели: «Ой, Светка, это тебе! И это тебе...». В конце концов, у меня вот такая гора писем образовалась...
— Как просто! Когда ты Гран-при получила, голова не закружилась, не хотелось ущипнуть себя: это сон, такого просто не может быть?
— Нет, ничего подобного не было — для меня победа сама собой разумеющейся стала, я ее как свершившийся факт восприняла. Мне до сих пор не очень понятно, что известной артисткой стала, а что Гран-при завоевала — ну вот так получилось, когда голоса подсчитали.
— Какой это год был?
— Начало 81-го, мне кажется.
— На весь Советский Союз как раз Юрий Антонов гремит, который приглашает Катю Семенову в группе «Аэробус» своей попеть...
— Ну, не совсем приглашает — до этого я на фирме «Мелодия» с ним познакомилась. Дело в том, что перед финалом меня... потеряли — организаторы конкурса письма на 3-ю Владимирскую слали, дом — не помню...
— ...«мой адрес не дом и не улица...».
— Забыла — я у сестры там жила. Короче, найти меня не могли, потому что на конверте номер корпуса пропускали — вместо него была квартира указана, но, видно, в душу я им запала, потому что, в конце концов, отыскали, однако конкурс уже шел вовсю — в финале каждый исполнитель с двумя песнями выходил, а у меня не было ничего.
На самом деле все происходило, как в сказке, потому что время от времени я, как молодые сейчас говорят, тупила со страшной силой. Когда первый раз на встречу с Филиновым явилась...
— ...обозревателем «Комсомольской правды»...
![]() |
| От первого брака с музыкантом и композитором Андреем Батуриным Екатерина родила сына Ивана, 1986 год |
— ...в редакцию на улицу Правды, он ждал, но ко мне не подходил. Вестибюль нервно шагами мерял и на часы смотрел: «Что же такое?». Юрий Витальевич голос мой на кассете слышал и решил, что некая красавица должна прийти, а я в мамкином пальто стояла, в крашеной желтой ушанке из кролика...
— ...хороший прикид...
— ...и только когда спросила: «Извините, а вы не скажете, сколько времени?», он посмотрел на меня этак брезгливо: «Судя по голосу ты и есть Катя Семенова?». Я глаза в пол: «Да» — ну а куда денешься-то? Мы в редакцию поднялись, пару минут там поговорили. Он вздохнул: «Ну, что-то с тобой делать надо»... Телефонную трубку снял: «Александр Сергеевич, здравствуйте, это Филинов», а поскольку я уже понимала, что в высшие попадаю сферы, думаю: «Ни фига себе — Пушкин: как это может быть?».
— Он Зацепину звонил?
— Да. «У меня девочка-бриллиант тут сидит, — говорит и опять в ужасе на меня косится: — Можно мы, в общем, подъедем?», а я, когда разговор был окончен, спросила: «Это Пушкин?». Ну, он в рифму ответил, кто... Уже после этого меня на фирму «Мелодия» привезли — это на улице Станкевича, и вот я сидела там на ступеньках на лестнице и грустно курила, размышляя, где песню взять.
«Я СХВАТИЛА АНТОНОВА ЗА ШТАНИНУ И ВОСКЛИКНУЛА: «НАПИШИТЕ МНЕ ПЕСНЮ!». ОН НОГОЙ ДЕРГАТЬ СТАЛ И ОРАТЬ: «ЧТО ЗА СУМАСШЕДШАЯ ЗДЕСЬ?!»
— Ты еще и курила?!
— Ну а как иначе? — туберкулез чем-то же вышибать надо: клин клином. Кстати, у нас в тубдиспансере места для курения были отведены, правда! — и вот сижу я, и тут спускается...
— ...мэтр. Метр 70...
— Я на самом деле не очень решительная: когда не надо — смелая, а когда надо — в ступор впадаю, а тут что-то на меня нашло, я за штанину его схватила и воскликнула: «Ой, Антонов! — откуда мне было знать, как его зовут. — Напишите мне песню». Он ногой дергать стал и орать: «Что за сумасшедшая здесь?!»...
— ...по привычке...
— Да, но тут Филинов прибежал и за меня вступился: «Ой, она не сумасшедшая, и даже, кстати, способная», и Антонов действительно песню «Весна» мне дал.
![]() |
| С сыном Ванечкой, 1985 год |
— Юрий Михайлович девушек очень любил — я это твердо знаю...
— Ну, конечно.
— К тебе приставал?
— Видишь ли, я певицей числилась, то есть членом коллектива...
— ...к тому же ушанка, да?
— У нас еще Зинка-костюмерша была — тоже не выдающейся красоты девушка, то есть обе мы такие рабочие были... Пф-ф! — ну что ко мне приставать, если после каждого концерта табуны поклонниц вокруг: бери — не хочу? Мне кажется, проблем с этим у Юрия Михайловича не возникало.
— В период взлета у тебя прекрасный репертуар был: «Подруги замужем давно», «Школьница», «На минутку», «Зеркала»...
— ...ну да, полно всего было...
— ...а еще «Пони», «Последнее танго», «Купаюсь в любви, как в шампанском»...
— Ну, это уже позже немножко.
— Такие песни, и так классно все начиналось — ты ощущала, что тебя какая-то неведомая несет волна, сознавала, что происходит, или все, как само собой разумеющееся воспринимала?
— Мне вообще механизм тогда был непонятен, и он недоступен моему разумению и сейчас — просто уже так много, как раньше, я не работаю. Я не могла в толк взять, зачем они меня слушать приходят, — иногда стояла, пела и думала: «Блин, вот как во сне — что они здесь делают?». Ладно бы в каком-нибудь зальчике типа Театр эстрады концерт, но стадионы же собирались, дворцы спорта!
— А Киев, ноябрь 88-го, помнишь? — в 10-тысячном Дворце спорта пять дней кряду ты по два концерта давала...
— Да, и так по всей огромной стране.
— 100 тысяч зрителей только в Киеве пришли...
— Объяснить, почему ходили на меня, невозможно — я, например, свой репертуар в те годы каким-то выдающимся, даже приличным не считаю. Приличный — это когда весь концерт слушать хочется, а у меня все было попеременно: на одну хорошую песню восемь не очень удачных приходилось, и вроде как звездностью я не болела, но, с другой стороны, истерику однажды устроила, когда в каком-то городе во Дворце спорта два пустых места сбоку увидела. Как же после выступления я орала! — не на кого-то конкретного, сама по себе...
— Куда, типа, зрители делись?
— «Я никому не нужна! — кричала. — Там пустые места...». Человек, наверное, никогда не бывает доволен, то есть я в непонятке полной была.
«ВЫЙТИ НА СЦЕНУ ПОКРИВЛЯТЬСЯ — С УДОВОЛЬСТВИЕМ, НО ВСЕ, ЧТО ВОКРУГ И ПОСЛЕ, РАЗДРАЖАЕТ МЕНЯ ДО ЧЕСОТКИ»
![]() |
| Катя Семенова, Игорь Николаев, Наташа Королева и Ирина Аллегрова, середина 80-х. «Объяснить, почему ходили на меня, невозможно — я, например, свой репертуар в те годы каким-то выдающимся, даже приличным не считаю» |
— Сегодня очень хороший, на мой взгляд, телеканал «Ностальгия» записи тех лет постоянно показывает: и «Голубые огоньки», и «Песни года» — ты на себя как-то отстраненно уже смотришь?
— Я не смотрю — у меня его нет.
— Канала или телевизора?
— Канала: я просто три раза там на эфире была, знаю, что в принципе он существует, но в телевизоре своем его не имею.
— Иногда, тем не менее, свои выступления тех лет посмотреть можешь, дома у тебя какие-то диски, кассеты есть?
— Нет ничего!
— То есть со стороны себя оценить сегодня не получается? Это к вопросу я подбираюсь, какими глазами сейчас на себя ту, прежнюю, смотришь?
— Ну, у меня какие-то фотки остались, записи — буквально несколько дней назад Миша (муж. — Д. Г.) в жизнь свою мечту воплотил. У нас много лет дома 38-е фонограммы стояли, то есть в режиме прямого эфира, в реальном времени записанные — они не подписаны были, и никто не знал, что там.
— Он их оцифровал?
— Когда Миша говорил, что надо бы их упорядочить, я отмахивалась: «Ну как, где, кто за это возьмется?». Во-первых, их много, во-вторых, кому это надо? — и вдруг выясняется, что на студии, где уже 20 лет я работаю, два SТМа (профессиональный аналоговый двухканальный студийный магнитофон, работающий с лентой 1/4 дюйма на 38-й и 19-й скорости. — Д. Г.) стоят, правда, они не фурычили, но Миша специалиста нашел, который их починил. Буквально три-четыре дня назад он все записи мне на флешке привез: «Я, — пообещал, — загоню это в компьютер...
— ...станет скучно, послушаешь»...
— Нет — «Ты мне названия хотя бы скажи». Некоторые песни до середины я слушала и удивлялась: «Ты уверен, что это я?». Он: «На сто процентов, а как песня хоть называется?». — «Не знаю, — пожимала плечами, — до припева давай доживем», но не так много вещей там оказалось. Было куда больше, но, как ребята объяснили, некоторые пленки осыпались и восстановить это уже нереально.
— Я, Катя, с другой стороны зайду: что это был за вихрь, который тогда подхватил тебя и понес, сегодня то время с ностальгией ты вспоминаешь или с сожалением, что было, мол, и закончилось?
— Ну, сожаления нет, потому что все годы активного гастролирования я в полушоке таком пребывала. Во-первых, не понимала, почему на концерты все ходят, а во-вторых, почему, если я хорошо пою, меня обязательно надо на улицах останавливать и в подъездах что-то писать?
— А писали?
— Ну, даже ремонты из-за этого делали — я говорила: «Если это не сотрете, не закрасите, я вас в милицию сдам». Не люблю фанатизма — у хороших врачей люди под домами ведь толпами не стоят: «Дайте я на вас посмотрю».
— Ну, их и по телевизору не показывают...
— Ну да, но этот идиотизм до сих пор продолжается — вот как было, так и осталось. На днях иду с собаками, навстречу тетка какая-то, а у меня гостиница «Измайлово» рядом с домом, и, поскольку погоды стоят хорошие, приезжие ходят, пейзажами любуются... У нас прекрасный парк на острове — городок Баумана называется: я там родилась — где еще мне гулять? — и вот эта особа ко мне несется. Я собак скорее подобрала (они у меня злющие): может, ей что-то надо? Она: «Девушка!..».
— Ну, за девушку сразу спасибо...
— Я сначала не реагировала, «Наверное, это не мне», — кокетливо думала, а потом смотрю — ко мне направляется: никого больше нет. Стою, жду... Подбегает: «Девушка!..». Я: «Да». — «Это вы?». — «Ну, — киваю, — в общем-то, я девушка» — откуда мне знать, что она имела в виду...
— ...и что у нее на уме...
— Это всегда было — после концерта блокноты тянут: «Женщина, распишитесь». Вы только что битых два часа меня слушали — не знаю, в каком состоянии были, но неужели нельзя было запомнить, как меня зовут? Я же после каждой песни ору: «Вас покоряла Катя Семенова» — вот это в артистической профессии мне и не нравится. Выйти на сцену...
— ...поклониться...
— ...покривляться — с удовольствием, но все, что вокруг и после, раздражает меня до чесотки: и тогда это выносить не могла, и сейчас не могу. Хорошо, что теперь у меня студия, я в ней работаю — пишу очень много, для всех, и чувствую себя замечательно: и ресницы красить не надо, и в музыке вся — даже еще глубже, чем раньше. Я даже фразы свои на тот случай придумала, когда каких-нибудь звезд записываю. С большими никто же особо не спорит, и если звукорежиссер говорит: «Катя, я считаю, что это не очень...», у меня ответ готов: «Не надо! — автор жив, ему все нравится». Вот такая я... (Смеется).
«НЕУРОЧНОЕ ПОЯВЛЕНИЕ РЭКЕТИРОВ МЕНЯ ОЗАДАЧИЛО: «НЕ БУДУТ ЖЕ ОНИ КОТЛЕТУ У МЕНЯ ОТБИРАТЬ?»
— Ты утверждаешь: «С 92-го года я стала наконец-то сама собой — нормальным человеком, а не идиоткой, которая идет от гостиницы до концертного зала 30 метров, а рядом охрана»...
— Ну, это продолжалось недолго...
— То есть идиоткой была всего ничего?
— А я и сейчас, в общем-то, ею бываю. Нет, охрана меня недолго сопровождала — просто у всех была, а у меня нет... Помню, мы куда-то лететь собирались, и часов в пять утра всей толпой (коллектив-то у меня был здоровый) в аэропорту то ли Домодедово, то ли Внуково стояли. Из буфета так пахло котлетой, что я сказала: «Если сейчас не съем ее, сдохну», — и за пищей пошла, но уже холодную котлету с белым хлебом купив (мне в салфетке ее дали, потому что известной была), вдруг поняла, что за мной неотступно два мордоворота в трениках следуют. Ну, а тогда же стращали вокруг: рэкет, все страшно!.. «Вот оно, — думаю. Началось...».
Пять утра, я от своих далеко, и с этой котлетой стала по аэропорту шифроваться: за газетами где-то пряталась, а они за мной по пятам все время ходили, причем с каменными совершенно лицами. Ну, решила, «братки», наверное, хотя мне рассказывали, что обычно рэкет после концертов приходит.
— А ко многим коллегам приходил?
— Да, но тут их неурочное появление меня озадачило: «Не будут же они котлету у меня отбирать?», но все равно страшно.
Я то медленно шла, то бегом бежала: раз — и с котлетой в туалет заскочила. Доела ее, выхожу: стоят! Поняла, что я, видимо, удар на себя вызывала, своей беготней по аэропорту их отвлекая, и думаю: «Нет, очень страшно — пойду-ка к своим». Подхожу к ним и выразительно на директора смотрю: типа спасайте меня, потому что... (глазами в сторону показывает), но это сейчас мне весело, а тогда...
До Жени, директора своего, дошла и говорю: «Какие-то люди за мной ходят», а он: «Забыл сказать — я же охрану тебе нанял».
Эти ребята, Генка и Сережа, потом мне рассказывали: «Мы думали, ты сумасшедшая — купила котлету, за газетами спряталась, откусила, за какой-то ларек залезла, потом в туалет есть пошла». Я рассмеялась: «Ну так пугать же нельзя».
Короче, хорошие были ребята. Один в свое время жену моего же директора охранял, потому что у нее много бриллиантов было, второго — мы с ним в нарды играли — я иногда просила: «Генка, сходи булку купи — что-то под ложечкой у меня сосет...». Он: «Не-а, сама иди» — вот такая у меня была охрана, но бывали дни, когда из гостиницы выходишь, и вдруг какой-нибудь нормальный человек говорит: «Ой, Катя Семенова!», — а он джж! — в пятак сразу бьет. Я над беднягой платком махать начинаю, кровь ему из носа вымакивать... «Гена, ты дебил?» — спрашиваю, а охранник мой отвечает: «Ну, я же работать должен».
Длилось это недолго — пару месяцев. Мы в Юрмале с сольными концертами в зале «Дзинтари» были — тоже дней 10 работали... Это сейчас красоты какой-то там навели, а тогда вокруг запустение было, за кулисами вообще не передать — вонь, доски проваливаются... Я просто всякой живности очень боюсь: мошек, муравьев, — а там все это было, и какой-то хилый заборчик такой. В один из дней я уже феерическое выступление свое практически завершаю, пою, пляшу, а сама думаю: «Ура! Почти все!» — и вдруг смотрю, через заборчик люди в голубых беретках лезут, причем их много и они такие веселые все и нетрезвые...
— День ВДВ?
— Ну да, «Катюха, давай!» — кричат. Смотрю, «мой зритель, мой судья...
— ...свидетель радостей моих и бед»...
— ...с лица спал, все в лавки вжались — реально страшно всем стало. «А чего, — спрашиваю, — гуляем-то?». — «Катюха, у нас праздник — давай спой». Я: «Сейчас».
— «Вам хочется песен? Их есть у меня»...
— Поворачиваюсь — то есть еще не все допела и как бы пою, а они как бы нормальные, но только чрезвычайно мне радуются — я такой радости была недостойна. В общем, когда репертуар кончился (а они меня не отпускают, и зрители боятся, как бы чего не вышло, с надеждой на меня смотрят), думаю: «Пора с этим балаганом заканчивать», — и в кулисы кошусь. Там какие-то балетные мои стоят: кто со шваброй, блин, кто с веником, готовые на защиту мою встать, и два этих охранника: что они сделают? — вэдэвэшников-то человек 40.
Короче, я с ними по-хорошему разобралась. «Чуваки, — сказала, — уже все, дальше я петь не могу. Мне тоже сейчас выпить надо — за ваш праздник: вы чего? Скоро день уже новый наступит, а я за ваше здоровье еще ни грамма...» — в общем, ситуацию разрулила, со сцены ушла и директору прямо сказала: «Понимаешь, мирным гражданам в пятак на ровном месте, в принципе, если подучусь, я и сама дать смогу, а когда первая ситуация настоящая случилась, где они были? А денежки нам самим поделить между собой можно» — ну и все.
«НАДО ОТСЮДА ВАЛИТЬ», — ДУМАЮ, А НАМ КОЛЕСА ПРОТКНУЛИ И УЖЕ АВТОМОБИЛЬ РАСКАЧИВАЮТ: «ДАЙТЕ НА НЕЕ ПОСМОТРЕТЬ!». УЖАС!..»
— «По поводу карьеры у меня все как-то довольно легко происходило, — признавалась ты, — я ее не хотела. Петь — это дело одно, но чтобы на руках машину носили — совсем другое, и если кто-то к этому рвется, то нарвется и свое получит» — доли кокетства тут нет?
— Это и правда страшно: несколько раз на стадионе у меня людей пожарными машинами разгоняли, а однажды, где-то на Дальнем Востоке мы были, к автобусу меня прижали — уже музыканты в салон сели, а я, добрая душа, автографы решила раздать.
— Осчастливить...
— Короче, половина трибун за ними рванула, а поскольку все хотели: «Мне!», «Мне!», я прижималась, прижималась к этому автобусу и терять сознание стала.
Пришлось стекло выбивать, и ребята меня через верх затаскивали — уже, можно сказать, бездыханную.
— Фильм ужасов просто...
— Вот-вот, и на юге тоже сколько раз это было... Мне рассказывали, что обычно стадион наполовину делили, а я на три стороны всегда работала: здесь сцена, а тут трибуны со зрителями, причем гримерка, как правило, в противоположном конце поля...
— ...и чеши...
— А как я туда доберусь? — прямо по траве надо пройти. Ну хорошо, я на дорожку выйти могу и по ней топать, но зрители-то все равно здесь — они же с любовью
![]() |
| С Дмитрием Гордоном. «Мне до сих пор не очень понятно, что известной артисткой стала» |
начинают стекаться, и просто столпотворение получается — жуть! Помню, я в туалет одна боялась ходить, потому что иду вроде с концерта, людям, которые стоят, говорю: «Спасибо! Спасибо!», и вдруг из толпы крик: «Дайте на нее посмотреть!». Дима, ну что на меня смотреть? — нет, «Дайте!», поэтому подъезжала машина, и, бывало, сажусь в нее, а сумки концертной у меня уже нет — только ручки остались. Значит, мой зритель ее оторвал...
— ...мой судья...
— ...на сувениры, и я вроде думаю: «Ладно, хоть с ручками отсюда валить надо», — а никуда мы не едем, нам колеса проткнули и уже автомобиль раскачивают: «Дайте на нее посмотреть! Дайте на нее посмотреть!». Ужас!..
— И что, выходила?
— Нет, ну как? — куча милиции прибывала или погранцы какие-нибудь толпу оттесняли. Вплотную к нашей машине, которой шины только что прокололи, милицейская подъезжала, и я перебегала туда.
— На мысли: «Это, наверное, не со мной происходит» ты себя не ловила?
— Нет, я понимала как раз, что все происходит со мной, но как-то очень неправильно. Такого быть не должно, тем более у артистки с моими способностями — я же не Майкл Джексон, чтобы из-за меня безумствовать, а у людей цепная реакция какая-то получается...
— Стадный инстинкт...
— Сколько работала, все время замечала, что зрители очень внушаемы — вот льется концерт гладко, все хорошо, красиво, но достаточно кому-то одному гадость какую-нибудь выкрикнуть, сразу группа поддержки находится и уже веселее становится. Ну то есть хамство — обычно я это так не называю, но сейчас по-другому нельзя...
— ...сочувствие в публике неизменно находит...
— Толпа-то большая, а когда много народу, они гораздо живее на что-то негативное отзываются, нежели на что-то хорошее, — к сожалению, поэтому, как можно это бесконечно любить, не знаю.
(Продолжение в следующем номере)

















Валерий ЛЕОНТЬЕВ: «Как буду день рождения отмечать? Выпью чего-нибудь да закушу. Если не усну после концерта...»
Убить Политбюро
Экс-первый заместитель председателя КГБ СССР генерал армии Филипп БОБКОВ: «Предателей стрелять надо — никаких других вариантов нет!»
Золушка советской эстрады, звезда 80-х Катя СЕМЕНОВА: «Когда мне шесть лет исполнилось, папа умер — с утра пораньше в лабораторию зашел день рождения мой отметить и древесного спирта из неподписанной колбы выпил. С тех пор мой день рождения и день смерти папы совпадают, а в 11 лет я потеряла и маму»
Эдуард ТОПОЛЬ. «Летающий джаз»
Не все меняется к худшему
Юлий КИМ: «Очень хочу почувствовать себя волонтером, который принимает участие в жизни вашей страны и вашего народа»
Двое из ларца: самые известные близнецы
Дом, милый дом. Кличко и Панеттьер показали новый особняк
Знаменитые актеры, которых не приняли в вуз
Родом из детства: звезды тогда и сейчас
Делу время, потехе час. Хобби звезд







Звезда "50 оттенков серого" показала грудь
Без комплексов. Lady Gaga показала белье
Дочь Джони Деппа ощущает себя лесбиянкой
Наталья Королева выставила грудь напоказ
18-летняя сестра Ким Кардашьян показала новую силиконовую грудь
Садальский о Василие Уткине: Где же твои принципы, Вася?
Пугачева будет судиться с Ирсон Кудиковой за долги
Джейн Биркин помирилась с Hermès
Тесть и теща Владимира Кличко не поделили деньги