Сергей БЕЗРУКОВ: «Мы, актеры, — люди доверчивые, вопреки всему верим в бесстрашных героев, в сказочных персонажей, да и сам я абсолютно такой же сказочный персонаж, который не сомневается (почти!) в победе добра над злом. Вера в чудо — это, по-моему, то, чем действительно нужно жить, так вот, я в чудо верю и всем вам того же желаю!»
К примеру, Манежная площадь, на которой 11 декабря 2010 года произошли межэтнические столкновения, от Художественного театра, на сцене которого я играю, совсем близко, и, постоянно летая на гастроли, я вполне мог бы оказаться в зале аэропорта Домодедово, где случился очередной теракт. Задумываешься поневоле о причинах и следствиях, о том, как противостоять разгулу насилия, хотя вернее было бы сказать - что противопоставить.
Я в любом случае против агрессии, потому что отчетливо понимаю: силовое противодействие ей породит только новый обмен ударами, вызовет новые извержения ненависти, и конца этому не будет. Больно думать, что все эти трагические события были кому-то выгодны и, что еще страшнее, спланированы. Кто-то хочет, чтобы мы потеряли самообладание, скатились в истерию, но не следует поддаваться на провокации, а уж коли случилось несчастье, людям, попавшим в беду, надо прийти на помощь, а не снимать их страдания на мобильный, как после взрыва смертника в аэропорту Домодедово. Съемка на мобильный телефон в таких ситуациях - это чудовищно!
Когда подобные ужасы наблюдаешь, у любого в первый момент мелькает малодушная мысль: «А что я, рядовой обыватель, могу сделать?», и сегодня я задаюсь аналогичным вопросом: «А что в силах актера, обладающего достаточной известностью?». На площадь идти бесполезно - в разгоряченной толпе футбольных фанатов никто не поймет, что ты артист, не увидит тебя и не услышит твоего голоса, и все же высказать свое мнение о том, что происходит в обществе, можно и должно.
Существует такое понятие - служение искусству: как учили меня наставники, это значит всячески растить в человеке доброе, светлое начало и поддерживать в нем любовь к ближнему (то есть исповедовать все те знаменитые заповеди, о которых так часто говорят, но которым, к сожалению, не всегда следуют). Актер вправе об этом обществу напоминать и подталкивать его в верном направлении своими ролями, выступлениями, оценками, - вот что важно! - и хотя с ним могут не согласиться, прислушаются наверняка. Пускай даже не все, только поклонники, - это уже кое-что, поэтому я надеюсь, что мои вариации на тему «Не могу молчать!» читателей не утомят, а, может, найдут в ком-то поддержку.
Меня волнует, что так мало внимания уделяется у нас сейчас культуре, искусству, - прежде всего на государственном уровне: это проблема, с которой приходится сталкиваться в самых различных сферах, будь то кино, театр, образование, - список можно продолжать бесконечно. Если ее не решать, последствия будут печальны, потому что, не обращая внимания на культуру, в итоге государство рискует получить население не только весьма недовольное верхами, но и невежественное, темное и по этой причине способное объясняться с властями только одним способом - выйти, поплевать «некультурно» на кулаки и сказать: «Да пошли вы!..». Пока народ культуру хранит, у него хватает мудрости решать острые вопросы не массовыми погромами, а другим способом, а без культуры толпа страшна - вспомните Манежную площадь...
Это, кстати, одна из причин, почему я согласился поддержать интернет-театр «Свободная площадка», открыв своим спектаклем «Хулиган» его первый сезон. Считаю, что сама идея этого проекта очень нужная, своевременная, потому что множество людей живут слишком далеко от центра - от Москвы и других крупных городов, где есть драматические театры, детские. Это та самая глубинка, которую люблю и уважаю, потому что вся моя нижегородская родня оттуда, но театра там попросту нет - так где же, каким образом им что-либо посмотреть? Финансовые возможности, чтобы поехать куда-то за тридевять земель и в театр попасть, у них зачастую отсутствуют, а в интернете за небольшие деньги можно спектакль скачать или онлайн стать его зрителем - разве это не здорово?
Безусловно, на людях, которые такие показы организовывают, лежит большая ответственность, потому что, как ни громко это звучит, вкус, любовь к искусству, к культуре прививать нужно, и многое от того зависит, какой репертуар неискушенному зрителю предлагают. У нас ведь считают как? Раз фильм или спектакль показывают по телевизору или в интернете, он, значит, хорош, поэтому при отборе очень важно быть избирательным и скрупулезным.
Признаюсь: есть у меня заветная мечта, что, посмотрев спектакль в интернете, люди все-таки найдут в себе силы, выкроят возможность приехать и увидеть, что такое драматическое искусство не в записи, а вживую. Это своего рода борьба за театр, и хотя воинственное слово «борьба» не очень мне нравится, куда от него денешься? Сейчас, к сожалению, ситуация в стране, да и за рубежом, такова, что все вокруг постоянно за что-то сражаются, а я на своем «посту» театр и кино отстаиваю, потому что вижу, как много можем мы потерять, если пустить все на самотек, не приложить должных усилий.
По сути, цель интернет-театра та же, что и у моих попыток детское кино возродить: воспитывать с малых лет, приобщать к искусству, и мне не все равно, что будет с нашим кинематографом, который мы постепенно теряем. Я убежден: интерес и вкус к нашим фильмам следует прививать с пеленок, но детского кино сегодня у нас не существует - оно умерло (последним, кто за него болел, был Ролан Быков, однако этого удивительного человека уже много лет нет в живых).
Мое поколение и те, кто чуть помоложе, росли на прекрасных советских фильмах «Приключения Электроника», «Приключения Петрова и Васечкина», «Чучело», «Гостья из будущего», на множестве других замечательных лент, а сейчас американское попкорновое кино все задавило. Казалось бы, государство должно протянуть руку помощи тем, кто пытается в наше время не очередной снять блокбастер с убийствами и вампирами, а добрый, хороший фильм, который можно будет смотреть всей семьей... Увы, ему нынче не до того - убедился в этом на собственном опыте, снимая в качестве продюсера картину для детей «Самая реальная сказка».
Надеждой, что государство сможет оказать финансовую поддержку всем социально значимым проектам, себя не тешу, и все же грустно вместо реальной помощи видеть неравномерное распределение средств: это - «своим», а то - «нашим».
Все упирается в личные связи, пробивные качества - то есть в человеческий фактор, а в области воспитания, приобщения к культуре, мне кажется, этого быть не должно. Помощь - она и есть помощь: остается надеяться, что при определенной настойчивости до чиновников в высоких кабинетах достучаться и докричаться удастся. Мы, актеры, люди доверчивые: вопреки всему верим в бесстрашных героев, в сказочных персонажей (просто в силу профессии), да и сам я абсолютно такой же сказочный персонаж, который не сомневается (почти!) в победе добра над злом. Вера в чудо - это, по-моему, то, чем действительно нужно жить, так вот, лично я в чудо верю и всем вам того же желаю!
Моя профессия позволяет мне делать интереснейшие наблюдения. Порой в зале, где я играю, сидят люди, которые выросли в разные эпохи, у них различные взгляды на жизнь и все остальное, и в то же время я вижу, что их объединяет, - простые человеческие эмоции, рождающиеся на сцене, и когда в публике пробуждаются боль, сопереживание, страсть, любовь - все то, что для всех едино, понимаешь: разделение на «старое» и «новое» поколение достаточно условно.
Кстати, о молодых... Не о футбольных фанатах, выведенных провокаторами на Манежную площадь, а о замечательных ребятах и девчонках, которые, что называется, сутками сидят в интернете (при этом они и в театре, и в кино, и в других областях искусства разбираются порой лучше, чем многие взрослые, которые считают себя образованными). Мы не всегда находим с ними общий язык, но они не хуже и не глупее нас - более того, соображают быстрее. Нам, представителям среднего возраста, нужно что-то еще разжевать, а нынешние тинэйджеры проглатывают сразу: два-три слова - и они уже все поняли и нетерпеливо ждут следующую порцию информации.
Кинематографисты знают, как сложно подчас удержать этого зрителя у экранов, потому что стремительному мышлению нужен стремительный монтаж, умело поддерживаемое напряжение. Раньше зритель мог смотреть историю с чувством, толком и расстановкой, наслаждаться едва ли не каждым кадром, но он никуда просто не торопился, потому что в Советском Союзе все было определено на годы вперед: рабочий день от звонка до звонка, в конце месяца зарплата в 100-150 рублей, - в принципе, спешить было некуда.
Любопытно было бы провести эксперимент: попросить заядлых интернет-пользователей посмотреть фильм Андрея Тарковского - кто-нибудь усидит? кто-то оценит? смогут ли они, к примеру, не заскучать на пятой минуте «Андрея Рублева»? Если заскучают, мне будет грустно, потому что Тарковский - гений, и его нужно смотреть вдумчиво, вникая в каждый кадр...
Не знаю, как другие актеры, но я свою аудиторию пытаюсь растить, воспитывать, культивировать. Казалось бы, в этом можно на телевидение опереться, на прессу, но на помощь коллег Дмитрия Гордона не очень-то и полагаюсь. Слишком уж часто меня подводили журналисты-посредники, которые стоят между мной и публикой, слишком много фантазий (порой, мягко скажем, нелицеприятных) появляется в СМИ, поэтому и предпочитаю общаться со зрителями - своими поклонниками - напрямую.
Несмотря на занятость, нахожу, хоть и нечасто, время, чтобы побеседовать с ними на своем официальном сайте в режиме on-line: так удобнее - люди вопрос задали и без всяких недомолвок, коверканий и подтасовок получили ответ. У меня даже раздел есть на сайте - «Античушь»: как только очередную глупую байку или сплетню услышу, тут же ее развенчиваю, и я рад, что посетители моего сайта всегда имеют точную информацию от меня лично, а не от каких-нибудь «желтых» или «пожелтевших» изданий.
Слава Богу, к Дмитрию Гордону это ни в коей мере не относится: журналист журналисту рознь, и я рад, что мне довелось встретиться с настоящим профессионалом. Автор этой книги обеспокоен теми же проблемами, которые волнуют меня, и стремится показать своих собеседников такими, какие они есть, а не выудить очередную дутую сенсацию в погоне за высокими рейтингами (они у Дмитрия и так всем на зависть!).
Сколько раз я открывал газету или журнал с моим интервью и не находил там того, что говорил, - то один убрали ответ, то другой: дескать, это не наш формат или превышен допустимый объем. Все под направление издания подгоняется, под целевую аудиторию: «Это мы будем обсуждать, а то нам не подходит», и в результате вместо объемного представления о личности появляется одномерная, куцая картинка, а Дмитрию Гордону интересно о человеке все, и этим он собеседников располагает.
В очередной его книге моими «соседями» стали мэтр журналистики Владимир Познер и художник Михаил Шемякин, музыкант Юрий Шевчук и президент Грузии Михаил Саакашвили. Признаюсь: уважаю этих людей в разной степени, но все равно воздаю должное масштабу их личностей.
Трудно представить, что все и сразу мы могли бы встретиться в жизни, но, думаю, в таком случае я бы нашел, что им сказать, тем более что с некоторыми из собеседников Дмитрия знаком лично. Например, с Михаилом Шемякиным, перед творчеством которого преклоняюсь, и даже в спектакле «Похождение» по гоголевским «Мертвым душам», где я Чичикова играю, рисунок моей роли во многом с его снят рисунков. Судьба нас свела в Мариинке, где он был художником-постановщиком одноактных балетов «Метафизика», «Кроткая» и «Весна священная», - на премьере мы пожали друг другу руки, поговорили...
С Юрием Шевчуком я тоже знаком - очень люблю его песни, ценю за характер, за непримиримость, за отсутствие преклонения перед властью. Этот человек сам определяет, с кем будет общаться, а с кем - нет, и я очень уважаю его за принципиальность, нежелание идти на компромиссы и лебезить, за способность рубить правду-матку прямо в глаза... С удовольствием поприветствовал бы при встрече Шемякина и Шевчука, дружески пожал бы им руки, а сейчас благодарен автору этого тома за то, что оказался в такой компании.
Желаю Дмитрию, чтобы у новой его книги было как можно больше читателей, - это самое главное, а читателям - чтобы они получили от этих замечательных интервью истинное удовольствие.

Валерий ЛЕОНТЬЕВ: «В число «светлых повестей» Аллы Борисовны я не вхожу — как-то до сих пор не сложилось, однако вхожу в число тех, с кем она плавала голой в бассейне»
Патриарх Киевский и всея Руси-Украины ФИЛАРЕТ: «Когда меня не избрали Патриархом Московским и всея Руси, Владимир (Сабодан) выразился в кругу приближенных так: «Филарет проглотил кость, но мы приготовили ему вторую, которой подавится», а когда на Архиерейском Соборе я поинтересовался, что он имел в виду, Владимир ответил: «Если то, что я такое сказал, — правда, пусть эта кость станет у меня поперек горла»... Я размышляю так: и я умру, и Владимир умрет — разве буду я радоваться, если он попадет в ад и не увидит Царствия Небесного? Конечно же, нет, поэтому выбросил из души всю неприязнь и к Владимиру отношусь по-братски. Страдания, которые он сейчас переносит, — страдания мученика, и Господь не может не вознаградить его за терпение, поэтому убежден: в Царствии Божием мы встретимся»
Коллекцию драгоценностей Элизабет Тейлор стоимостью 150 миллионов долларов скупили русские
Папа Римский Бенедикт XVI заказал себе персональный парфюм
Сергей Мавроди опять арестован. Посадить основателя «МММ» за решетку помогли украинские хакеры
Надежда Мейхер-Грановская опровергла новость о рождении дочери
ЕЛКА: «К «Евровидению» и в Украине, и в России ну слишком серьезное отношение. Все эти отборы, скандалы, разговоры о величайшей ответственности... Смешно, правда?»
Рок-группа «Гайдамаки» отметила 10-летие и распалась?
Вещевое бессмертие
Михаил ЖВАНЕЦКИЙ: «Власть — это люди, которым за наш счет положена охрана от нас же»
Известный французский пластический хирург Даниэль МАРШАК: «Если со стороны видно, что женщина после пластической операции, — это плохой результат, показатель высокого уровня жизни и низкого уровня культуры, а силикон вообще кошмар...»
Сергей БЕЗРУКОВ: «Мы, актеры, — люди доверчивые, вопреки всему верим в бесстрашных героев, в сказочных персонажей, да и сам я абсолютно такой же сказочный персонаж, который не сомневается (почти!) в победе добра над злом. Вера в чудо — это, по-моему, то, чем действительно нужно жить, так вот, я в чудо верю и всем вам того же желаю!»
Влюбленные в Улан-Удэ
Стас Нерукотворный
Двое из ларца: самые известные близнецы
Дом, милый дом. Кличко и Панеттьер показали новый особняк
Знаменитые актеры, которых не приняли в вуз
Родом из детства: звезды тогда и сейчас
Делу время, потехе час. Хобби звезд







Звезда "50 оттенков серого" показала грудь
Без комплексов. Lady Gaga показала белье
Дочь Джони Деппа ощущает себя лесбиянкой
Наталья Королева выставила грудь напоказ
18-летняя сестра Ким Кардашьян показала новую силиконовую грудь
Садальский о Василие Уткине: Где же твои принципы, Вася?
Пугачева будет судиться с Ирсон Кудиковой за долги
Джейн Биркин помирилась с Hermès
Тесть и теща Владимира Кличко не поделили деньги