Людмила ГУРЧЕНКО: «Когда я отказалась сотрудничать с органами, очень большой начальник сказал: «Не захотели послужить Родине, не хотите кушать хлеб с маслом — будете кушать говно». И я его кушала — много лет...»
Когда я был свежей огурчика,
я был влюбленным
в Люду Гурченко,
и в голосок ее,
и в талию,
и в танцы стиля своего,
почти подобного летанию,
когда не весят ничего.
Задиристая харьковчанка,
ты пела,
думая слова,
то боевая, как тачанка,
а то, как девочка, слаба.
И как в черемуховом дыме
прошедших дней,
бессмертных дней
когда мы были молодыми
ты пела Родине своей.
Когда вы шли с Басилашвили
сквозь леденящую пургу,
мы все любовью вашей жили...
Чем я помочь сейчас могу?
И пела ты с такою болью,
слезами чистыми омыт,
мой стих про клеверное поле -
пусть вновь оно тебе шумит.
Прощай, единственная Люда,
прости
и счастлива будь, что
была обиженная люто,
но и счастливая зато.
Евгений ЕВТУШЕНКО,
США, Оклахома, Талса,
1 апреля 2011 года,
специально для «Бульвара Гордона»
«МЫ РАЗДЕВАЛИ ТРУПЫ, ПОТОМУ ЧТО НЕ В ЧЕМ БЫЛО ХОДИТЬ»
- Да, Людмила Марковна, смотрю вот на вас и вспоминаю слова песни: «Потому что нельзя быть на свете красивой такой»... Помните, «Белый Орел» исполнял?
- (Смеется).
- Замечательно выглядите!
- Спасибо - чего уж там...
- Вы родились и выросли в Харькове - насколько я знаю, даже в украинской школе учились...
![]() |
| Фото Александра ЛАЗАРЕНКО |
- Она у нас прямо во дворе была, под балконом - я и не знала, что она украинская. 23 августа 43-го года Красная Армия освободила город от фашистов, а 1 сентября, как полагается, - первый раз в первый класс. Еще недавно в этом здании располагался немецкий госпиталь, поэтому не было ничего: ни парт, ни мела, ни классов... По-украински я ни одного слова не знала, а там сразу «почали розмовляти українською мовою». Пришла домой и спрашиваю: «Мама, а что такое гусы?». Она: «Это гуси». Вот так постепенно, постепенно... Ближайшая русская школа находилась от нас за четыре квартала, ходить было далеко... Попробуй-ка каждый день, если ни трамваев нет, ни троллейбусов, ни машин - все пешком.
- Гуси хоть в Харькове были?
- Та не було ж гусей - зовсiм!
- Немцы поели?
- Геть усе з'їли - i ворон, i горобцiв.
- Вы видели войну глазами ребенка и написали о ней совершенно пронзительные воспоминания...
- Как сейчас помню: лето, детский сад вывезли на дачу. Ха-ха-ха, нам так весело, и вдруг за всеми детьми приезжают родители, за мной - мамина сестра. Еще утром мы ходили в лес на прогулку, рвали цветы, а после обеда ни с того ни с сего нас срочно забирают в Харьков. Нам по пять лет - кто там что понимал? В город? Ну и хорошо! Там папа и мама, там баян, там все, а потом уже началось: бомбоубежища, какие-то незнакомые звуки. Земля вздрагивала: дж!-дж!-дж! - в воздухе звенело: пиу!-пиу!-пиу! - а потом (поет):
22 июня
Ровно в четыре часа
Киев бомбили, нам объявили,
Что началася война.
Видите, все через Киев идет... Вот я сегодня сижу тут у вас, i менi дуже приємно вспоминать те далекие годы. Да, было страшно, но со временем понимаешь: именно тогда, в пять-шесть лет, до семи, когда я жила в оккупации, произошло мужание духа.
Немцы ведь занимали Харьков два раза. Сначала город отбила Красная Армия, но вскоре она - жуткая, растерзанная - отступила. «Боже мой! - думала я. - Вот так и папа мой где-то...», ну а потом - раз! - и вновь наши моторизованные части вошли. Все это как-то быстро... В 43-м году уже и «Катюши», наверное, появились, и машины более мощные были, и солдаты появились в форме с иголочки, в скрипучих таких сапогах. Ой, мне посчастливилось на танке, прямо на пушке проехать!
![]() |
| Траурную процессию возглавляют стилист и фотограф Аслан Ахадов, последнее время сопровождавший Людмилу Гурченко на всех гастролях и съемках, и супруг актрисы Сергей Сенин |
- Вы видели убитых?
- Видела? О чем вы говорите? Мы раздевали трупы, потому что не в чем было ходить.
- Вы лично?
- Ну да - и я, и другие дети.
- И страха совсем не было?
- Поначалу еще била дрожь, а потом привыкли, как будто так и надо.
...Помню самую первую харьковскую бомбежку - папа еще дома был и взял меня с собой в город... Он мне тогда казался молодым и здоровым, а ведь ему к тому времени исполнилось 43 года. Уже потом от мамы узнала, что после работы в шахте у него были две грыжи, поэтому всю жизнь ему приходилось носить бандаж. Кашляя, он держал руками живот, ему нельзя было поднимать тяжести... Папа был невоеннообязанным, но ушел добровольцем и унес на войну баян.
В тот первый раз... «Хай ребенык знаить и видить усе», - сказал он маме, и мы побежали с ним на Сумскую. Я видела там убитых, но не бомбами, а пулями: пиу!-пиу!-пиу! Видимо, самолет стрелял. Никогда не забуду: около ресторана «Люкс» на правом боку лежала раненая женщина. Левое плечо у нее было раздроблено, и цветастая кофточка вдавилась внутрь. На ноге, повыше колена, осколком вырвало кусок мяса. От ветра широкая белая юбка поднялась, закрыла лицо, и видны были только белые трусики. Лицо у нее было совсем серое, и она даже не стонала, а так монотонно твердила: «Товарищи, пожалуйста, кто-нибудь... Поправьте юбку, прикройте, мне так стыдно...».
Это все детские впечатления, но они яркие, со вкусом и запахом... В кинотеатре «Комсомольский» (не знаю, как он сейчас называется, - это центральный, на Сумской) во время войны шли все фильмы с Марикой Рекк - я сидела на ступенечках возле выхода и запоминала (поет):
Ин дер нахт
Ист дер менш нихт герн аляйне...
(Ночью человек неохотно остается один).
![]() |
| Дочь Людмилы Марковны Мария призналась, что узнала о смерти матери по телевизору... |
Что вы - я на экран зыркну: о! Актриса вся в перьях, в блестках: вот вырасту, и все будет та-та-та-да! Так формировался актерский подход к жизни.
- Вы немцев запомнили?
- Больше первых. Они были «старые» - лет 30-35 (как я теперь понимаю, может, потому, что в ремонтных мастерских работали)... Один из них, Карл, нам всегда что-то давал, а потом показывал фотографию: «Их хабе драй кляйне киндер». (Я по-немецки блестяще могла говорить - на бытовом уровне). Карл объяснял, что у него дети, и никогда не спрашивал, где мой папа: на фронте или нет, потому что за это, знаете, сразу могли... А когда немцы второй раз вошли, стало страшно - это были части СС. Никогда не забуду, как они шли по Очаковской и Клочковской. Мы шныряли по городу: вот школа и дом, тут наступают немцы, а здесь в плащ-палатках отступают наши... Господи, дождь, и им кричат из окон: «Направо, направо! Там можно спрятаться, там лесопарк, парк Шевченко...». А с другой стороны: ду-ду-ду! Строем! И все белобрысые! Когда спустя много лет Урмас Отт брал у меня первое послеперестроечное интервью, такое, знаете ли, якобы демократическое, я подумала: «У-у-у, зараза! На эсэсовца как похож!». С детства так отложилось...
«ИНОГДА НАПАДАЕТ ОБЖОРСТВО - И МУЖИК НЕ УГОНИТСЯ. ВИЖУ МЯСО - И Я УЖЕ НЕНОРМАЛЬНАЯ, ПЕРЕСТАЮ СОБОЮ ВЛАДЕТЬ»
- Вам приходилось перед немцами петь?
- Конечно. На разогрев я выдавала им наши песни из фильмов. Сначала голосом Утесова (поет): «Что-то я тебя, корова, толком не пойму...», и тут же голосом Эдит, его дочери: «День, в полях другие цветы...». Раздавались нестройные аплодисменты, и мне этого было достаточно. Ах, так? Нате вам! Я же видела, как они на губной гармошке играли, как, обнявшись и раскачиваясь из стороны в сторону, пели:
Фор дер казерне
Фор дем гросен тор
Штанд айне лантерне
Унд штейт зи нох дафор.
Ви айнст Лили Марлен,
Ви айнст Лили Марлен...
Как вжарю им по-немецки - я же быстро все схватываю, - ну а потом «Катюшу» - с чечеточкой, как папа учил. Все, они умирали от смеха... За это суп недоеденный сливали в мой котелок, и я гордо несла его домой, а все дети смотрели завистливо. А что - работайте тоже!
- Вы помните ощущение голода?
- Если бы не это, кто бы в немецкой части вообще ошивался? Голод все время был, я только и слышала: «Люся, ты умрешь, если будешь... Люся, ты умрешь!..». У меня уже рос живот, ручки были тоненькие - все, как полагается. Есть было просто нечего...
- Этот страх перед голодом и ощущение того, что одеться не во что, вы пронесли через всю жизнь или все потом стерлось, забылось?
- Чувство, что одеться не во что, - оно до сих пор мучает. Все время работает фантазия - да-да-да, - а насчет еды... Вот у мамы моей это было - она не смогла остановиться: ела, прятала... Ужас какой-то, а меня, как и папу, Бог миловал. Сейчас у меня несчастье какое? Если вдруг захочу есть, умну столько, что все вокруг думают: «Боже, и это она...
- ...с такой талией?»...
- Все порасстегиваю, как дам (выдыхает) - и тогда на неделю-на полторы хватает. Обычно-то я нормально ем и без всяких диет - сколько хочу, но иногда нападает обжорство. Вот тут за мной и мужик не угонится: вижу мясо - и я уже ненормальная, перестаю собою владеть. Наверное, это оттуда идет, но когда рядом такой джентльмен, как вы, я точно буду владеть собой (смеется). Чувство юмора потеряешь - пиши пропало...
«МАМА ОТНОСИЛАСЬ КО МНЕ ДОВОЛЬНО КРИТИЧНО: «НУ ЧТО ЛЮСЯ? ДЕВОЧКА НЕ ОЧЕНЬ КРАСИВАЯ - ЛОБ БОЛЬШОЙ, УШИ ТОРЧАТ...»
- У вас был удивительный папа, и мне кажется, он до сих пор остается для вас путеводной звездой. Вы и сегодня сверяете по нему поступки?
- Все, связанное с папой, я глубоко спрятала... Это раньше безумно много о нем рассказывала - и так, что все лежали, а теперь это делаю изредка, только если собирается очень своя компания (еще живы многие, кто его знал).
Да, это был мой первый учитель - с самого детства, во всем. «Ничего не бойсь, дочурка! Дуй свое! Надо быть первую! Сделала ляпсус - иди уперед. Не оглядайся назад! Давай, давай!». Боже, я так долго неслась вперед, так мучилась, если кто-то из детей уже там, на сцене, а я жду еще очереди, чтобы туда выскочить. Папа: «Сейчас, сейчас, дочечка!»... Ох! Как дам с аккордеончиком, с чечеточкой - целый концерт. Все пою: и блатные песни, и классику, и Глинку - на всех языках, не зная ни одного: это фейерверк, в который меня бросил папа. В жизни я наделала массу ошибок и неверных шагов, встревала туда, куда не следовало, проявляла невыдержанность там, где нельзя было, - это оттуда идет. Да, это плохо, но и прекрасно - иначе не состоялось бы то, что состоялось.
Сейчас я могу безупречно владеть собой, умею переждать, не выбрасываю энергию попусту, зря не теряю калорий. Научилась гаварить па-а-масковски, типа «эта атвратительно савершенно», хотя ма-а-а-сквичкой так и не стала. Напротив, за столько лет приучила всех к моему диалекту. Не так что прямо по-украински шпарю: «Шо вы грите? Ай, перестаньте, у нас у Харкови...», но теперь мягкий южный говор - моя фишка, и я считаю это одной из своих маленьких побед...
- И все хорошо вроде, а папы нет!
- (Грустно). А папы нет... Сейчас ему было бы 109 лет. 23 апреля пошла на кладбище, поговорила. Нет, совсем я не ненормальная, но мы с ним говорим. Когда долго не бываю у него из-за чего-то... Ну как долго? Месяц...
- ...накапливаются вопросы?
- Меня гложет совесть - потерянная в нынешнее время субстанция. Вот что это такое? Как и душу, руками ее не потрогаешь, но она ест тебя поедом, и я не нахожу себе места. «Что делать? - думаю. - А-а-а, надо туда, на могилку»... Цветики, которые он любил, принесу, все почищу, поговорю, и так хорошо! Сделаю вроде что-то, чтобы он жил, приду домой, а его опять нет - одни лишь портреты.
- В своих воспоминаниях вы писали, что папа морды бил тем, кто говорил о его дочурке гадости...
- Ну, не то что бил, но морально уничтожал... Ну вот представьте: 57-й год, на экраны только вышла «Карнальвальная ночь», и, конечно, я приехала домой на каникулы. На стене кинотеатра, где крутят картину, висит трехметровая афиша - на ней я в черном платье, с муфточкой, и папа в широких брюках (ну простой человек) гордо сообщает прохожим: «Это моя дочь». Те от него малость шарахаются, а он: «Чего ты? От фотографии посмотри: в детстве, это, это... А он ее мать». Мама сразу бах! - и на другую сторону улицы перебегает: стеснялась.
Потом он целую пачку фотографий моих носил с собой - раздавал и ставил автограф: «Марк Гурченко, отец актрисы»...
- Мама, видя такую любовь между отцом и вами, не ревновала?
- Нет, но относилась ко мне довольно критично. «Ну что Люся? Девочка не очень красивая - лоб большой, уши торчат...».
- Не очень красивая?
- Я-то? Вообще нет. За 15 минут могу себе что угодно нарисовать, а так лицо у меня никакое.
- Ну что это вы говорите?
- Да-да, никакое - оно гуттаперчевое: с помощью грима из меня можно сделать все, что угодно. Ой, в фильме «Рецепт ее молодости» работал грандиозный гример. Я ему говорю: «Не знаю, что предпринять, но мне бы хотелось, раз уж моя героиня живет 300 лет, как-то поднять ей глаза удивленно. Может, мы к векам что-то прикрепим?». Он отсоветовал: «Будет больно - вы лучше брови свои уничтожьте». - «Как?». - «Как класс! И идите на съемку с утренним лицом». Ну что - я их и выщипала...
Слушайте, прихожу - никто меня не узнает: на проходной не пропускают. «Так это же я», - говорю. Нет - голос знаком, а лицо первый раз видят. Иду в павильон - и там реакция бурная: «Вот это Гурченко? Ой-ой!». Гример поработал, я выхожу...
- Царица!
- Так что мама была очень права, но папа-то видел меня уже «заграмированной». «Заграмирують дочурку, и будеть она в кино первою павою» (павлином, значит)... В общем, когда «Карнавальная ночь» вышла, меня уже прятали. У нас был полуподвал: две комнаты, кухня, коридорчик... Только дверь открывается - меня вжик!
Однажды пришли к нам три женщины: «Здрасьте, мы вот хотели узнать, а правда, что ей 40 лет и что ее просто сделали в кино молодой?». Папа мой - он же хозяин - в ответ: «Давайте, бабы, сначала выпьем!». По рюмке налил, они раздухарились, морды красные... «Ну а теперь я покажу вам свою дочь: «Выходи, дочурка». Я появляюсь из своего закутка, они: ах! «А это ее мать» (матери 38 лет, а мне 20)... Ужас, что он им вслед говорил, когда они уходили, задницей открывая дверь.
Так было всегда: папа переживал очень сильно, особенно когда статьи пошли разносные - у него даже инфаркт был.
- От статей?
- Да. Мама как-то в себе все носила: очки темные надевала, ни с кем не разговаривая... Наша семья была уничтожена сплетнями. «Леля, сколько вы дали, чтобы такую, как Люся, взяли в кино? Наверное, 25 тысяч. Что же теперь можно хорошего посмотреть, если там такие, как Люся, будут?». Вот тут папа не мог выдержать...
- Все-таки удивительно: в «Карнавальной ночи» вы снялись в столь юном возрасте и так рано пришла к вам всесоюзная слава...
- Везение, случай...
- ...но потом за это везение вы расплатились сполна...
- Еще бы - я это называю тиранией маски. После «Карнавальной ночи» в драматических ролях никто меня уже не воспринимал - пой, мол, товарищ Гурченко!.. С тех пор за мной тянется прекрасный, в общем-то, шлейф счастливой оптимистки - всегда веселая, заводная, танцует и поет: «Пять минут»... С другой стороны, если разобраться, от силы у меня недели три хорошего времени было, а все остальное требовало терпения, умения улыбаться, не сдаваться в безвыходном положении, преодолевать себя и при этом обходиться без сильного мужского плеча...
Дима, я никогда не снималась у мужа-режиссера, который бы думал: сейчас эта картина, а следующая та, - не было такого! Я всегда попадала к разным людям - представителям всевозможных школ, направлений, темпераментов, интеллектов - и везде выстраивала отношения, встраивала в их замыслы, клише и схемы свой организм.
«ОБСТАНОВКА ТОЛКАЛА: ПОСТОРОНИСЬ, НАГНИСЬ!»
- Сколько лет длился ваш ужасный простой после «Карнавальной ночи»?
- Если не брать в расчет проходных, эпизодических ролей, если считать по вертикальным всплескам - лет 14 или 15.
- Что чувствует молодая красивая женщина, когда после оглушительного успеха, после сумасшедшего признания миллионов зрителей вдруг оказывается невостребованной, никому не нужной и не снимается в лучшие для актрисы годы?
- Как вам сказать? (Грустно). Все равно папин оптимизм был во мне неистребим. Его коронная фраза: «Успокойсь, дочурка, и помни: хорошега человека судьба пожметь-пожметь да и отпустить» - она со мною жила. Я уезжала из Москвы, спасали люди, живущие далеко от центра, которые привечали теплом, добротой. Ну и пускай туалет там Бог знает где, зато хата натоплена, и варенички с картошечкой, и зал теплый. Там я научилась импровизировать, зажигать публику...
- ...и выживать?
- И выживать! Из зала мне часто задавали вопрос: а почему вы нигде не снимаетесь? Ну не будешь же плакаться, и я иногда отвечала: «Сейчас снимаюсь в картине «На стальных магистралях». Просто от фонаря - пойди проверь, что за фильм...
- Были депрессии?
- Они навалились попозже, уже перед «Старыми стенами». В профессии ничего не светило, в личной жизни, представьте себе, тоже... На руках ребенок, а помощи ждать неоткуда - и папа, и мама уже предпенсионного возраста, я единственный кормилец в семье... Работы было мало, бросалась и туда, и сюда...
- Сама, сама...
- Плюс ко всему шить научилась - те платьица помогали хоть как-то концы с концами свести.
- Не знаю, правда это или выдумки, но слышал, будто одно время вы хотели покончить жизнь самоубийством...
- (Пауза). Такое желание возникало не раз, потому что просто не за что было уцепиться, и вдобавок меня подталкивали... Обстановка толкала: посторонись, нагнись! Никому не нужна, влиятельных родичей нет...
- ...и мужчины надежного?
- Сейчас есть, а тогда не было. Ну для чего барахтаться? Кино ушло, умерло... Знаете, ненужность - страшное дело: в зеркало на себя смотришь, и становится не по себе - вдруг видишь то, что вчера было еще незаметно. Перед «Старыми стенами» мне казалось: если не буду в этой картине сниматься, если не утвердят - все, а меня не утверждали и не утверждали. Твердили: «Она не лидер, не стайер, она спринтер - годится только на короткие эпизодики», но режиссер Трегубович сказал: «У нее лучшая проба - ее и берем».
Я тогда же не знала, что работала под топором нависшим - худсовет три эпизода должен был отсмотреть и только тогда решить: буду я в фильме занята или нет.
- Роль в «Старых стенах», на мой взгляд, в вашей кинокарьере этапная...
- Это одна из лучших моих работ, и я вообще не понимаю, как ее сделала.
- Скажите, а какие-то заказные статьи против вас в тогда еще советской прессе публиковали?
- Собственно, я и была ими уничтожена. Теперь-то, поскольку иногда приглашают и платят хорошие деньги, жить можно, а тогда на четыре с полтиной за концерт не разгонишься.
В этом вопросе вообще много граней... Я ведь жила в довольно простой среде. В моем окружении - домашнем, соседском - никогда не вели разговоров о 37-м годе: ну откуда мне было знать о каких-то врагах? Они где-то далеко, у нас таких отродясь не было... Уже потом мама мне рассказала, как в 25-м, когда все дворянское уничтожали, тягали ее вместе с дедушкой, но тогда, вступив вместе с папой в социалистическую жизнь, она молчала, счастливая, что убежала от этих дворян подальше. Зато бабушка говорила: «Этот Ленин - подличуга, провокатор. Как людишки при царе жили? Всего было вдоволь: и механические жатки «маккормик» свои, и скотина». Я недоумевала: «О чем это она?», а бабуля свое гнула: «Николашка был умный, но его победили». - «Какой Николашка? - думала я. - Наверное, давний ее воздыхатель».
Это был цирк: мама из дворян, но полностью закрыта, зажата, а папа из батраков - и вся душа нараспашку. В общем, красная кровь с голубой смешались, а победил папа. Я никогда об этом не вспоминала - даже когда дворяне вошли в моду, промолчала, что в моих жилах тоже благородная кровь течет. Впрочем, я отвлеклась. О чем мы сейчас говорили?
- О 37-м годе...
- Да, об этих страницах истории я не подозревала, и только во ВГИКе о них узнала, потому что за мной ухаживал будущий Машин отец Борис Андроникашвили. Грузин...
- ...сын репрессированного писателя Пильняка...
- ...и репрессированной Киры Андроникашвили. Она как жена врага народа отсидела четыре года, но потом ее вызволил Берия, большой поклонник сестры - актрисы Нато Вачнадзе (в девичестве тоже Андроникашвили). В Борисе - ослепительном, остроумном, начитанном - смешалась кровь двух самых красивых, аристократичных семей Грузии.
Ну а теперь слушайте дальше. Перед Московским фестивалем молодежи и студентов 57-го года кого-то осенила идея: всех известных, красивых и умных ребят из институтов (в том числе и нашего, кинематографического) научить работать среди иностранцев.
«МОЖЕТ, ЭТО МОЕ ПОСЛЕДНЕЕ ИНТЕРВЬЮ, МОЖЕТ, УМРУ СКОРО...»
- Работать в прямом смысле?
- Прямее некуда. Тук-тук-тук - вопрос ясен? Со мной тоже тайно встречались и пообещали: «Будете заниматься языком, у вас будет квартира»... Я была абсолютно советская, любила родину, красное знамя, но интуиция подсказывала: беги прочь, и немедленно! Я не понимала, что делать и кому об этом сказать, - меня же предупредили: родителям не говорить, никому ни слова. Один мальчик из наших, Дима Оганян, согласился - видно, со страху, потому что у него в 37-м всех уничтожили - и на всю жизнь стал калекой (о нем потом Габрилович снял страшный фильм «Мой друг стукач»).
Борис заметил неладное. «Что с тобой?» - спросил, и когда я призналась, рассказал мне о матери. Кира Георгиевна была женщиной необыкновенной, красоты совершенной, но ей становилось плохо, как только она слышала: «Быстрей-быстрей!». Дело в том, что в лагере они камни носили, и все время их там подгоняли. Когда мама Бориса вернулась в Грузию, органы тоже к ней подкатились, но она, несмотря на все пережитое, без разговоров указала им на дверь. «Вон!» - сказала. И ее оставили в покое.
Борис научил: «Если будут звонить...» - Ну, вы понимаете. Я же была так испугана, опасалась обернуться, пошевелиться, - мне казалось, что за мной кто-то следит...
- Представляю...
- Дима, я редко бываю так откровенна... В книге своей написала об этом, но мягко, чтобы было смешно (человек тонкий всегда поймет), а на самом деле было совсем не до смеха. Я боялась звонков, боялась всего, и когда уже зашла речь о том, какое конспиративное имя мне нравится, когда уже дали номер контактного телефона, впала в ступор. «Нет! - произнесла, - вот не понимаю этого: хоть умри. Я если что-то увижу - убью, уничтожу. Как Зоя Космодемьянская (а я по снегу босиком ходила, готовилась), могу грудью закрыть... Я же такой патриот: люблю Ленина, Сталина, «Молодую гвардию», но вот это - увольте»... (Вздыхает). От этого вся моя жизнь лопнула.
Потом уже я стала многое понимать, но что ж - надо отрезать и жить дальше. Больше ко мне никогда... Нет, они подходили, но я говорила: «Извините, у меня нога сломана. Пригласите других». - «Кого?» - и я называла тех, кто с ними уже (выбивает руками дробь)... Очень противная страница моей биографии, ну а потом тот же человек, написавший гадости о Бернесе, накропал фельетон «Чечетка налево», который вышел в центральной газете.
- Что там читателям сообщили?
- Что у меня левые концерты, что я много зарабатываю - гребу деньги лопатой...
- По тем временам обвинение страшное...
- А у меня за душой не было ни копейки - чулки у пианистки брала. Боже мой, Дима, ну что такое звезда? Прежде всего материальная основа. Надо быть не только талантливым, умным, но и - главное! - материально независимым, чтобы заниматься чем хочешь, а если этого нет, то и сиди себе. Звезда не может перешивать, зашивать: «Здравствуйте, там шов за спиной не видно?», а ведь все это я прошла - признаюсь как на духу. Может, это мое последнее интервью, может, умру скоро...
- Не дай Бог!
- Да нет, я просто так говорю, но мне, кроме имени своего, терять абсолютно нечего - понимаете?
- Вот оно, счастье!
- Это демократия, не загнивающий капитализм, потому что мы еще не так состоятельны. Вот разбогатеем - загнием.
- После того, как вышла эта статья...
- ...больше со мной никто не общался. На сочинском пляже в спину бросали камни.
- ???
- Галечку! Да-да-да... И там мне нельзя было быть, и здесь... Уехала из Москвы, а у папы опять инфаркт: первый легче был, этот сложнее, но мне ничего не говорили. Эти статьи дались нам тяжело...
Ну что еще? Как-то во время съемок фильма «Девушка с гитарой» директор картины Маслов забрал меня прямо с площадки - подошел, сказал, что в обеденный перерыв за мной приедет машина. Знаете, кем раньше был министр культуры? Это сейчас с ним по-свойски общаются: «Привет!», «Здорово!», «Алле»...
- ...а тогда он казался небожителем...
- Ну что вы! Министр культуры Михайлов - бывший комсомольский вождь... После «Карнавальной ночи» всю съемочную группу он вызвал, хвалил картину, советовал тем же составом еще одну комедию снять. Я и подумала, что он опять будет хвалить. Подъезжаю к министерству - меня встречают, правда, ведут не в тот кабинет, где уже была, а в другой, с табличкой «Замминистра по радиовещанию». Министр с замом взялись за меня вдвоем, да так, что от неожиданности я онемела. И знали ведь, что дело не в клеветнической газетной статье, а в том, что я отказалась сотрудничать с органами...
- Что они говорили?
- Это странно, но из всего разговора я поняла, что во мне нет ни капли высокого патриотизма. Они распалились: да что это вы себе позволяете? Танцы, вертлявые западные штучки-дрючки. Оказывается, где-то не под ту песню подтанцевала.
- Это и было непатриотично?
- Они кричали, что не хотят, чтобы их дети на таких буржуазных образцах формировались. «Разве советская девушка с белым воротничком так может? С лица земли сотрем! Фамилии такой не будет!». Вот и стерли... Перестали снимать, забыли... Кому я об этом скажу? Вот разве что вам - через 50 лет. (Та-а-ак! Вообще-то, я очень хорошо выгляжу, и никогда мне моих лет не дашь, но говорить надо правду. Добрый вечер!).
«БЕРНЕС ГОВОРИЛ: «ТЫ ТАКАЯ ДУРА ЗЕЛЕНАЯ, НО НЕ БЛЯДЬ - ХОРОШАЯ, ЦЕЛЬНАЯ»
- Знаю, что великий Бернес, который, как и вы, родом из Харькова, не раз принимал участие в вашей судьбе. Это правда, что однажды вечером вы позвонили ему и сказали: «Марк Наумович, это Люся. Я умираю...»?
- Все так и было... Я тогда ушла из «Современника», а ведь чтобы работать в этом театре, оборвала все нити в Театре киноактера...
- Хотелось настоящего?
- Да, но не получилось, потому что все места в этом вагоне были уже заняты.
- Кем?
- Актрисами. Ой, да Бог с ними - там все играли...
- ...и такую конкурентку никто, естественно, не хотел...
- Ну да. На сцену я выходила во вторых составах, совмещая несовместимое, а потом поняла, что маюсь уже третий сезон и ничего нового мне не сыграть. У меня как-то все отболело, и вместо того, чтобы отправиться на репетицию, я свернула к кабинету главного режиссера - понесла заявление. Вышла на улицу, а был День Победы, и папа приехал - он меня ждал. Тогда, в 66-м, я жила на Маяковской, прямо через площадь. Переходила дорогу и думала: «Боже мой! Словно из рабства вырвалась». Иди хоть на все четыре стороны, делай что хочешь! Вот она - свобода, демократия, счастье одиночества. И я поехала по стране с концертами.
- А почему позвонили Бернесу?
- Потому что обратно в Театр киноактера не брали: дескать, ушла - и до свидания! Там между тем уже мюзикл шел «Целуй меня, Кэт». Мы с Марком Наумовичем в одном концерте участвовали, и он спросил: «Что с тобой?». А я пою, настроение вроде хорошее, ничего нового, но... лицо другое.
- Усталое?
- Уже 29 лет. Все равно расцвет, но не 20, понимаете? Раньше у меня огонь в глазах пылал, а тут - свет погас, разочарование. «Марк Наумович, - плачусь ему в жилетку, - не могу уже, плохо мне». А он мне всегда говорил: «Ты такая дура зеленая, но не блядь - хорошая, цельная»... Что ж, он был прав. Все могло быть: романы, страсти, безумства, но никогда ничего такого - расчетливого...
Короче, он при мне позвонил в дирекцию Театра киноактера, и через два дня я уже была там. Вошла в мюзикл, который как раз по мне плакал, нажила себе тут же врагов - естественно.
- А куда же без них?
- Вот именно.
...Когда я отказалась сотрудничать с органами, очень большой начальник мне попенял: «Не захотели послужить родине, не хотите кушать хлеб с маслом? Будете кушать говно». И я его кушала - много лет...
- У вас есть сегодня обида на государство?
- А разве можно его простить за то, что так цинично выброшено на свалку, в нищету талантливое поколение? Обидно, что дети рождаются на улице, никому не нужными, и непонятно, что с ними делать, поэтому и отдают их в Америку иностранцам. Как это так? Если бы у меня были деньги, всех бы собрала, придумала бы что-то такое... (Я и так не забываю о благотворительности - да, да!). А взять армию... Это была моя гордость, и вдруг такая разруха. Пришла демократия: все, ребята, нет у нас теперь никаких тайн, и бах! - посреди бела дня на Красной площади самолет. Как его туда пропустили?
Такие вот три огромные претензии я имею. Слушайте, то, что народные артисты отдали, несопоставимо с их мизерными пенсиями. Вы знаете, сколько на нас заработало государство? Даже страшно подумать. «Карнавальная ночь» только по первому прокату принесла 375 миллионов, а стоила 500 тысяч. Я получила за нее восемь тысяч рублей...
- ...старыми деньгами...
- Ну понятно! Потратила их на ерунду... Нет, первую зарплату отдала папе и маме на отдых, а на вторую купила себе часы и костюмчик серенький - все!
- Представляю, каково было несчастным советским примадоннам, которые на всем экономили и перешивали себе наряды, приезжать на Каннский фестиваль, где блистали французские и итальянские кинозвезды...
- А мы были лучше всех одеты! Я - так точно.
- Как это вам удавалось?
- Много старушек, таких, как теперь я (это чтобы не думали, что моложусь), меня находили. Видя мою фигуру, приносили мне вещи 20-30-х годов - очень дешево продавали или просто дарили. Умопомрачительные шлейфы, по 500 вытачек, и в Каннах я была в одном из таких нарядов. Они там уже забыли, как это выглядит, и вдруг выхожу... Вообразите: потрясающая кофта из кружев, сзади этот хвост, турнюр - ух! Все остолбенели: «Что это, Люся?». - «Это в Москве сшили»...
- И вообще, у нас в Советском Союзе так все ходят...
- Я, честно говоря, всегда хорошо одета - и не важно, каким образом это мне достается...
- Насколько я знаю, перед съемками «Карнавальной ночи» Эльдар Рязанов лично замерил вам талию, и оказалось, что ее окружность - 46 сантиметров...
- Ничего подобного. Во-первых, Рязанов меня никогда не касался, ничего не мерил и, так сказать, не трогал (я не его типаж), а во-вторых, талия у меня 53-54 сантиметра была - остальное присочинили...
- То есть про 46 сантиметров врут?
- Такую только после родов имела, когда я снималась в «Гулящей».
- На вашу талию, Людмила Марковна, равнялся весь СССР...
- ...ну (смущенно), не знаю...
- ...и это не дежурный комплимент, а чистая правда. Все, помню, недоумевали: «Ну что она с собой делает?»...
- Боже, какая разница? Ну талия! У мамы моей тоже «гитара» была, правда, жопа большая.
- При мне звезды первой величины обсуждали: «Что Гурченко предпринимает?». - «Наверное, на голове стоит». - «Нет, ноги вверх под прямым углом облокачивает на стенку, а сама лежит, и так много часов». Признайтесь: как вы заботились о своей талии?
- Верите - совершенно никак. Божий дар!..
«В СКАЗОЧКИ ПРО ВЕЧНУЮ МОЛОДОСТЬ Я НЕ ВЕРЮ»
- Один из ваших бывших мужей Константин Купервейс, с которым вы прожили, по-моему, 18 лет...
- ...17 с половиной!..
- ...сказал, что «на диете Люся никогда не сидела - это у нее конституция такая»...
- Да, он и картошку мне иногда ночью жарил, и я сколько хотела, столько и ела. Если честно, сильно иногда обжиралась...
- Зачем же муж кормил вас жареной картошкой, да еще на ночь? Чтобы меньше поклонников было?
- Одолевали приступы голода: вот, кажется, только перекусила - и уже через полчаса умираю, так есть хочу. Купервейс - это очень интересно! - ко мне замечательно относился: может быть, так, как мне и хотелось... Когда мы познакомились, он служил пианистом в оркестре, а я в «Старых стенах» снималась и была совершенно одна. Какие-то люди ухаживали, но это не то все, а тут человек мягкий, умный, умеющий расположить. Тогда, в 23 года, во многом он был инфантилен, но с годами превращался в мужчину.
- Мужал!
- Пусть так, ну а тут перестройка рванула: свобода, бабки-с можно зарабатывать-с, а у него к этому вкус... Я же была свидетелем, с чего начиналось. Понятно, игрой на пианино много не зашибешь, концерты стали невыгодны - это вещь элементарная, и он тихенько-тихенько так прикинул... Какое у человека самое слабое место? Спина, потому что тут у меня лифчик (показывает), тут я закроюсь, а спина - она, бедненькая, беззащитна. Думаю, ему непросто было решиться, но он ножом туда шурух - и все! Я только выдохнула: э-э-эх! Вот и вся история...
- Если не ошибаюсь, Купервейс был моложе вас на 14 лет...
- ...на 13!..
- ...тем не менее вы никогда своего возраста не скрывали...
- Дело в том, что у нас сейчас к возрасту извращенный какой-то подход. Поперек горла все эти: «Мне 25», «Мне 26», «Нам, звездам, так трудно жить...». Спела полторы песни - и все, «нам, звездам». Или подходит: «Людмила Марковна, я чувствую, что скоро буду звездой». - «Давай!» - говорю...
За всю свою жизнь я видела четыре или пять омоложений кадров. Когда-то в 36 играла в спектакле, и вдруг меня в сторону - нужно молодых двигать. Поставили 27-летнюю, а она не тянет. Приходят: «Давайте опять». - «Э нет, - отвечаю, - я вас омоложу!»...
Смотрю я теперь кино и думаю: «Ой, Боже, а где же актеры?». Одно омоложение (зевает). Так хочется им чего-то новенького. Вот недавно по телевидению прошел сериал о Соньке Золотой Ручке. Если авторам верить, она только и делала, что ходила по ювелирным лавкам с обезьяной и бриллианты из драгоценностей выковыривала: раз - и тот в рот. Или себе под ногти, пока продавец зазевался, засовывала. Ну где это видано? А ну попробуй выковыряй и сюда вот засунь. Как можно? Не все же, в конце концов, идиоты!
- Не все...
- Но, значит, хватает, если такой рейтинг-шмейтинг. Ой, как хорошо! Она раз - и на бриллиант наступила. И зритель думает: и я тоже пойду выковыряю... Ребята, милые, там же трагическая жизнь показана! Я ничего не имею против: пускай смотрят, но дайте актера!
- Когда вы говорите о возрасте, внутри ничего не екает?
- Не в том дело - важно, умный ли человек... Вот я могу играть роль - уже знаю, вижу просто - мэра в каком-то городишке, который уходит на пенсию. Что из себя представляет на следующий день человек без портфеля, выброшенный из привычной жизни? Лично мне это интересно, потому что я много таких моментов пережила. Меня все время что-то внутри подталкивает: крутись! - и вдруг удар по тормозам: ты заново видишь цветы, деревья, улицы - все.
Гениальный Сергей Филиппов всю жизнь, так сказать, пропил. Да, он это делал роскошно, наверное, но вдруг что-то стряслось с головой - пить запретили категорически. Помню, мы встретились на «Ленфильме». «Постой, - говорит (дальше ряд идиоматических выражений), в каком городе я живу? Я же его, блядь, всю жизнь знал на ощупь». Вот и я человек, который барахтается в своей нише: «Надо зайти туда-то, сделать то-то, подпись поставить». Часики между тем тикают, но мне интересно, как из той или иной ситуации можно найти выход.
- Думаю, что, выходя ли на сцену, появляясь ли на экране, вы прекрасно понимаете: на вас во все глаза смотрят сотни тысяч, миллионы человек и у многих на устах один вопрос: «Как, за счет чего ей удается так выглядеть?». Объясните: в чем секрет вашей молодости?
- Как вам сказать? Наверное, все-таки в профессии. С годами у актера нарастает убеждение: да, имею право! - и если у него все хорошо, вот как у меня, он не мается сомнениями: ну что же я делаю? Это не то!..
Когда у моего папы стали проступать на лице годы, он говорил, глядя в зеркало: «Так и срезал бы без наркоза!». (Я еще ничего не делала). Не стоит закрывать глаза на собственные недостатки, но надо знать все свои сильные качества и не стесняться, если что-то не так. Допустим, у актера кривоваты ноги, а он грудь расправил: «А я и с такими!» - и сразу они сексуальны. Очень важно знать себе цену. Смотреть в зеркало. Убирать изъяны.
- Вы смело вверяли себя в руки пластических хирургов?
- О чем вы говорите - профессия требовала. Да, под левым глазом у меня был мешок - такой же, как у папы и у мамы. А у кого этого нет? Помню, оператор Кольцатый на съемках «Карнавальной ночи» сказал: «Что это у нее под глазами черно, как у негра в желудке после черного кофе?». Думаю: «Та-а-ак, в хорошую группу попала». У меня тогда еще явных изъянов не было, но как только в конце
70-х появились, я без всяких колебаний - шарах! Сейчас масса есть способов: актрисам это нужно в первую очередь, неактрисам - во вторую... Не надо только, чтобы так было (растягивает глаза). Вот это совсем ни к чему, но следует точно знать свои недостатки и с хорошим специалистом все обсудить...
Я не верю в сказочки про вечную молодость - за границей этим все занимаются. Софи Лорен в 89 лет: «Ах, какая пластика? Ну что вы!». Я сейчас тоже: «Ах!»... Хорошо снимут, поставят правильно свет и все будет нормально.
«НИ С ОДНИМ РЕЖИССЕРОМ РОМАНА У МЕНЯ НЕ БЫЛО, А ВОТ ПАРА-ТРОЙКА АРТИСТОВ БЫЛА»
- Обойти вашу личную жизнь стороной не могу - не обессудьте. Вопросы постараюсь задавать максимально деликатно, но если вдруг перейду где-то черту, бейте меня по рукам...
- Перестаньте - я вам отвечу.
- Все ваши мужья - мужчины интересные и неординарные...
- «Суждены им благие порывы, но свершить ничего не дано»...
- Вы рассказали о сыне Пильняка Борисе Андроникашвили - отце вашей дочери Маши, а следующим спутником вашей жизни стал сын автора «Молодой гвардии» актер Александр Фадеев-младший...
- Очень хороший, добрый человек, но пошел не по той стезе...
- Любовь у вас сильной была?
- Знаете, я всегда любила, жить без этого не могла, и всякий раз мне казалось, что мы на всю жизнь, - а как же иначе? У меня никогда не было просто так: пи-пи-пи, никогда! Любовь неизменно одна была - большая, искренняя, преданная, только объекты менялись. Нет, я не изменяла... Первая не начинаю, но и трогать меня не надо. Я Скорпион, и если задели, тут уж держись! Потом, все оставив, тихонечко ухожу.
- Хм, никогда не изменяли... Разве это возможно, когда речь идет о красивой актрисе?
- Для меня измена исключена. Как, объясните, я буду спать с режиссером, если он мне начнет объяснять концепцию фильма, а я буду думать о роли? Может, поэтому ни с одним режиссером романа у меня не было.
- А не с режиссером?
- Ну пара-тройка артистов была.
- Хороших?
- Очень. Романы потому и вспыхивали, что одна группа крови, но все быстро перегорало, потому что двум актерам вместе ужиться нельзя.
- Рискну все же задать вопрос, на который вы всегда реагировали крайне нервно. Я много беседовал о вас с Иосифом Кобзоном...
- Здравствуй, тетя, я снялася!
- Для вас это, может, прозвучит удивительно, но он неизменно говорит о вас с благоговением...
- ...и на этом закончим. Дело в том, что у него нет никаких причин говорить обо мне без благоговения, никаких! Если бы я хоть на каплю где-нибудь согрешила... Благодаря мне этот артист понял, как должен одеваться и выходить на сцену, и дело совсем не в голосе. Если у тебя голос, нужно в опере петь, а не орать в микрофон, приняв третью позицию: это совсем разные вещи. Увы, Кобзон очень любит начальство, он всегда там, где обком, партком, а я от этого так далека... Там, куда его тянет, мне слишком неловко. Вот! Он не мог относиться к кому-нибудь лучше, чем ко мне, потому что я, действительно, очень приличный человек.
- Он утверждает, что вы удивительно талантивая женщина во всем, за что бы ни брались, - в музыке, танцах, вышивке...
- Ну а что тут такого - вы и сами все это знаете. Ой-ой-ой! Вэйзмир!
- Иосиф Давыдович вспоминал, как вы расстались. Встретились в ресторане Центрального дома актера...
- ...да...
- ...посидели, а на прощание вы сказали ему: «Когда ты будешь старый, больной, никому не нужный - вот тогда будешь мой»...
- Поцелуйте меня в жопу, называется! Еще чего не хватало: он будет стареньким... (Смеется). Ну ребята!
- Вы до сих пор с ним не здороваетесь?
- Боже сохрани!
- Вам не кажется, что Кобзон вас по-прежнему любит?
- Мне совершенно не интересно, что с ним происходит.
«ДА НЕ МОГЛА Я ДЕТЕЙ ИМЕТЬ - СТАРАЯ БЫЛА И БОЛЬНАЯ»
- Когда вы расстались с Константином Купервейсом, у вас, судя по вашим воспоминаниям, было жуткое состояние. Почему плакаться в жилетку вы отправились именно к Никулину?
- Нет, не плакаться, но Ю. В. же все знал, потому что мы вместе снимались. «Что будем делать, папа?» - спросила. Он долго молчал, потому что не представлял такого варианта - все так внезапно случилось...
- Внезапно? Неужели вы ничего не чувствовали?
- Какое там - я пахала как зверь и ни на что не обращала внимания. Летом 91-го в Америке он все забегал в магазины игрушек - для совсем маленьких детей, а Машины Марик и Леночка из этого возраста уже вышли. Я отмахивалась: ладно, потом - ну настолько казалось, что вот тут-то точно жили...
- У него появилась женщина?
- Да, с ребенком. Торговая сеть - это святое! Продаем, покупаем, а Люся ничего не умеет, только отдать... Себя продаю - никто только не покупает.
- Для вас, такой великой, красивой и гордой, это оказалось страшным ударом?
- Я даже передать этого не могу. Грянула перестройка, и у меня разрушилась семья. Внутри все было пусто, в развалинах, а что такое семья? Это ячейка, где есть свои речь, запах, притертость, понимание с полуслова. «Убью, зарежу за своего!» - понимаете, да? Естественно, обрыв одного звена вызывает цепную реакцию, означает сдвиг душ.
Крушение семьи не может сравниться ни с одной самой архистрашной хирургической операцией - с кровью, разрезанием. Все это мне пришлось пережить в ходе перестройки, а ведь я о ней так мечтала. Ночами мы охраняли Белый дом, три часа ждали на 40-градусной жаре, когда выйдет Ельцин. Тогда нам казалось: «Это то, что сейчас нужно» - и что? Кино распалось, все тут же исчезли...
- ...и выживай, как знаешь...
- Не представляю, что бы со мной было, если бы не научилась вновь выходить на театральную сцену, готовить для концертов все новый и новый репертуар, тембрально находить то, чего от меня не ждут... Ну-ка, спой после «Хорошего настроения» Земфиру, но надо жить. Помните, как в гениальном фадеевском «Разгроме»? Левинсон обвел взглядом 18 бойцов, которые из его полка уцелели, и «перестал плакать: нужно было жить и исполнять свои обязанности».
Вот так и живу. Не знаю, что будет дальше, но депрессии из-за того, что кукую без ролей, нет. Зачем сниматься, если потом стыдно на себя смотреть? Чего я там не видела? Хороший актер одним присутствием своим всю эту муть уничтожит. Пойдет с глубиной и разденет их, а они сделают смешным его - вот в чем конфликт сегодняшний.
- В одном из интервью Купервейс признался: «Наш брак с Люсей распался потому, что все эти годы она не хотела иметь детей»...
- Ну маменька родная - больше же нечего делать, как фотографироваться и причитать: «А она не хотела»... Да не могла я детей иметь! (Горько). Старая была и больная!
- Вы написали, что после развода «ездили по Москве, вопя за рулем недобитым животным»...
- (С тоской в глазах). Это правда - я тогда поняла, что Новый год мне встречать не с кем (17 лет мы делали это с Купервейсом). Поехала к друзьям, но и там было пусто, нехорошо, одиноко. Дома одна, словом перекинуться не с кем, кроме собаки. Я себе места не находила: оно же как приросло, а он-то давно отрастал, вот только я этого не замечала.
- Хорошо сказали...
- Он уже прирастал где-то... Папа, мама... Тип-тип-тип! Люся это, Люся то... И блеск злорадный в глазах: «Мы отомстим... Люся - звезда, а мы никто... Ой-ой-ой! Вот пусть она без нас». Оставили все... Одна на всем белом свете... А вот живу, сижу перед вами...
- Какие слова нашел Никулин?
- «Удар ниже пояса, - выдохнул, - не ожидал я такого». И помолчал, вбирая мою боль: «Время, родная моя, только время...».
«МОЙ ПЕРВЫЙ МУЖ БОРИС АНДРОНИКАШВИЛИ БЫЛ КРАСОТЫ ПИСАНОЙ - КОГДА Я ВПЕРВЫЕ ЕГО В СТОЛОВОЙ УВИДЕЛА, У МЕНЯ ПОДНОС ИЗ РУК ВЫПАЛ»
- Думаю, что многие мужчины - да большинство! - вас боялись. Недосягаемая!..
- Ну и пускай боятся. Подумаешь, говно всякое...
- Как же ваш нынешний муж Сергей Сенин осмелился к вам подступиться?
- Этот только сейчас стал опасаться. Так прямо и говорит: «Я тебя что-то боюсь», а раньше ему все нипочем было.
- После расставания с Купервейсом вы допускали, что еще выйдете замуж?
- Нет, абсолютно. Около двух лет я была одна (простите, но из песни слова не выкинешь) и даже образа такого себе не представляла. Сенин моложе меня, но выглядит - ну естественно! - старше. Доведен, все в порядке (смеется). Видите, Купервейс все-таки инфантильный был, а это мужчина. Похож на моего папу (глядя на растопыренную пятерню, поет): «Пять братов, свинцом налитые, смертю пахнуть!»...
- И все-таки как можно такую женщину завоевать?
- Отчаянно, всеми доступными способами. Ну вот пример: еду я в поезде сниматься, смотрю, он садится в вагон рядом. «Я не хочу, чтобы вы ехали», - говорю. Сергей Михайлович: «А что? Я же вам не мешаю».
- Признания в любви с его стороны были?
- Он не Купервейс. Это там комплименты по 40 раз на день, а здесь обронит только: «Да, супер», и то редко...
- Но метко... И что, вы ему поверили?
- Понимаете, какое дело... Я долго не верила - столько всего пережито, а Сергей Михайлович этого не понимал. Он чистый и не представлял, в каком я состоянии находилась. У него папа, мама - нормальные люди, скромная семья, а тут развороченная рана, и не рубцуется, кровь не свертывается...
- Он понимал, что женится не просто на женщине, не просто на актрисе, а на Людмиле Гурченко?
- Вполне. Еще в институте Сергей прочитал мою книжку, и она произвела на него впечатление. Он стал смотреть все мои картины, а потом я случайно оказалась в фильме, где он был продюсером, - там, вообще-то, другие актрисы планировались. Узнав, что меня утвердили, он очень обрадовался. Я увидела его на съемке - подошел какой-то большой дядя (это сейчас под моим чутким руководством он похудел) - такой эффектный, импозантный, в черном пальто, цветы преподнес. «Кто это такой здоровый? - подумала. - Я таких не люблю». Он очень долго провожал меня домой и уезжал. Без всяких обид...
- Не закрадывалось сомнения: ну вот, еще один появился, хочет в моей славе выкупаться, денег на мне заработать?..
- Нет, нет! Сергей даже фотографироваться со мной не хотел - он и сейчас отходит: ему это не нужно... Деньги? Они у него были. Это потом уже, когда мы то да се... Он в рестораны меня водил до последнего, а потом тихонько исчез. Достал, и все закрутилось по новой. Он другой - очень быстро взвивается и ровно через три минуты отходит. Мне это непонятно: только села, настроилась, а он уже пар спустил...
- Чем любовь к нему отличается от чувств к вашему первому мужу?
- Ой, там была детская, юношеская мечта из американских фильмов. Борис был красоты писаной - этакий Роберт Тейлор... Вам это даже сейчас подтвердят - спросите в Грузии. Фамилия, артистократизм, бледное такое лицо... Когда я увидела его в столовой, у меня поднос из рук выпал.
- Да вы что!
- Я на него с обожанием смотрела, как на не знаю кого, а теперь, пройдя огонь, воду и медные трубы, что уж... Слава Богу, Сережа тот человек, который может меня защитить и, если что, рыло кому-то набить.
- «Мать я никакая, - признались вы в своей книге. - Актрисе нельзя быть матерью: все нужно отдавать или профессии, или детям». Вы и сегодня так думаете?
- Нет. Если я такие слова написала, то уже хорошая мать, и для своего ребенка все делала - за двоих. Помню, приехала с полуторамесячной крохой и мамой в Москву, а нас на вокзале никто не встретил... Полгода кормила, несмотря на большие осложнения в здоровье, а как голодно было! Борис, Машенькин отец, ничего не зарабатывал, числился каким-то редактором, папа и мама высылали деньги. Сниматься в «Балтийском небе» я поехала с ребенком. Нагрузилась: то, это... Потом родители забрали малышку в Харьков. Тут, в груди, все мне перевязали, и я моталась туда-сюда: Харьков - Ленинград, Харьков - Ленинград...
В три года ее привезли, потому что уже началось: «до дедушки», «до бабушки», «у Харкови». Думаю: «Так, музыка». Один педагог, второй педагог: до-до-до! ми-ми-ми! Нет, не дано, ушли. Танец - не дано. Коньки - не дано. Балет - не дано.
- Да что же это такое?!
- Я вам все честно рассказываю, и больше ничего говорить не надо. Она была хороша, как ангел, но не знала, что ее интересует.
«У ДОЧКИ СВОЙ ОФИС ЕСТЬ, МАГАЗИН - ВСЕ, И ОНА ПОДАЛА В СУД. ОНА, НЕ Я - ЭТО РАНА, РУБЕЦ, КОТОРЫЙ НЕ ЗАЖИВАЕТ...»
- Несколько лет назад всю прессу обошла жуткая история с разделом принадлежавшей вашей маме квартиры...
- Я заработала ее маме, чтобы она могла...
- ...спокойно жить...
- Нет, она прекрасно жила у меня, но я ей купила квартиру, чтобы дочке с семьей досталась отдельная трехкомнатная. Сперва папа с мамой переехали туда в одну комнату (это была коммуналка). Один сосед умер - я заплатила деньги, вторая соседка умерла - пошла в горком. Дали! Не квартира - мечта, но Маша с мужем хотели быть сами хозяевами. Только и разговоров было, что у меня 59 метров, а у них 34... Ну ладно: заработала, когда эти перестройки пошли, 32 тысячи...
- ...кровавыми мозолями...
- (Волнуется). Я вам сейчас все расскажу! Концерт стоил 300 долларов. Это сколько же надо было ездить, чтобы такую сумму собрать? Купила маме квартиру, но она в ней не жила - там был цех: сидели женщины и принимали заказы.
- Это зять так придумал?
- Да, от него все. Главное действующее лицо - тот, кто за стеной, но кем же надо быть, чтобы пойти в газету и рассказывать, что они живут в трудных условиях? Почему же вы про подаренную квартиру молчите? Меня это просто взорвало. У нее свой офис есть, магазин - все, и она подала в суд. Она, не я!
- Когда дочь это сделала, что вы почувствовали?
- Для меня эти тяжбы - так страшно! Не знаю даже, какими словами выразить... Я же, когда ушел Купервейс и я осталась одна с собакой, сказала ей: так, мол, и так, Маша, у меня есть 17 тысяч долларов. Могу тебе сейчас их отдать, чтобы вы жилплощадь расширили, или должна еще поездить и купить квартиру для Лели (мамы Людмилы Марковны. - Авт.). Она и слушать ничего не хотела: «Мама, мне сейчас так тяжело. Ты приходи, пожалуйста»... Тяв-тяв-тяв! Больше я ее не видела.
У нас не было никаких ссор, ничего. Когда я лежала в больнице и умирала (было очень плохо с кровью), она пришла. «Наконец-то», - подумала, но когда мне стало получше - как ножом отрезало. И в день рождения даже не вспомнила - так что же мы будем об этом теперь говорить?
- Я видел Машину фотографию - вид удручающий...
- Это они так хотят... Я мыла, подмывала, стирала, одевала, нюхала, шубы давала, которых у меня самой 30 лет не было. Открываю дверь - шубы на пороге лежат: видите ли, муж считает, что это актрисе надо, а ей ни к чему. Ну ладно, живите как хотите. В семью никогда лезть не стоит, тем более что он уходил на год. Ага, а двух детей кто содержал? Я - Маша же не работала.
- Если бы дочь пришла к вам с повинной, вы бы ее приняли?
- Думаю, она этого не сделает никогда, потому что есть он, и потом, не верю я после всего ничему. Вообще, ничему! Это же рана, рубец, который не заживает...
Я столько перенесла, но нужно жить - другого выхода нет. Сергей Михайлович, кстати, этого не понимал никогда, но когда уяснил, что к чему, последние волосы, так сказать, начали подниматься кверху.
- У вас был любимый внук Марк, названный по имени...
- (Перебивает). Не говорите о нем, умоляю! Никто, кроме нас с Сергеем Михайловичем, не ходит ни к дедушке, ни к бабушке, ни даже к Марику.
- Что с ним произошло?
- Не знаю, его же силой от меня оторвали... Маша с мужем сошлись и больше мне детей не давали, хотя те ко мне очень стремились. Марик ко мне льнул...
- ...он вас любил...
- ...а отец с матерью прокляли его за то, что он мне звонил, и не ходят к нему на могилу - я так думаю. Наркотики? Почему же вы, дорогие мои, об этом мне не сказали? Они его куда-то в Англию учиться отправили...
Поймите, я говорю эти вещи во всеуслышание, потому что так было. Что мне теперь сплетни? Я актриса, а они, по общему мнению, сплошь сволочи. Все, что в желтой прессе пишут, я тихо принимаю на себя, в спор нигде не вступаю. Такая? Да! Сякая? Конечно! Я эту братию много лет уже знаю. Хотите больше зарплату, хотите скандалов? Давайте!
«КОГДА АНДРОПОВ ПОСМОТРЕЛ «ВОКЗАЛ ДЛЯ ДВОИХ», ОН ЛИЧНО ПОДПИСАЛ УКАЗ О ПРИСВОЕНИИ МНЕ ЗВАНИЯ НАРОДНОЙ АРТИСТКИ СССР. БЕЗ ВСЯКИХ ФОРМАЛЬНОСТЕЙ...»
- Что за письмо пришло вам из лагеря после картины «Вокзал для двоих»?
- Ой, ну такое хорошее... «Товарищ Гурченко, я бугор, сижу в местах не столь отдаленных. Недавно в библиотеке увидел журнал, где на обложке портретик - вы в красном платье... На шейке у вас фуфло, а в ушках вещица стоящая. Поверьте, я разбираюсь, - за это свое и получил. Как выйду, - сказал всем, - ее первой обчищу, а тут завезли к нам «Вокзал для двоих». Под подушку журнальчик спрятал, пошел... Не поверите: два сеанса подряд смотрел, а потом ночь не спал - о вас думал. Кровью, кровью и потом вы зарабатываете свой хлеб, и теперь так скажу: «Живите спокойно!». Всем своим наказал, чтобы порог вашего дома не переступали. Уважающий вас и ваш труд Леонид».
- Вы вот свой орден Трудового Красного Знамени вспомнили... Видимо, настолько был ярок талант, что вас, даже не члена партии, не активиста, удостоили всех мыслимых и немыслимых наград. Кроме Ленинской премии разве что...
- Вы знаете, мне причиталась заслуженная в кубе, народная РСФСР в кубе - уже просто нельзя было не дать, а на народную СССР никаких анкет я не заполняла. Когда «Вокзал для двоих» посмотрел Андропов, он лично подписал указ о присвоении - без всяких формальностей, и должна вам сказать, что я первая это звание получила - и перед Кобзоном, и перед Рязановым.
- Вы всю жизнь были одержимы профессией - это для вас главное. Чем пришлось заплатить за успех?
- В результате - здоровьем: все болячки, что я имею, нажиты из-за кино. Сломанная нога, пять операций, желчный, печень, желудок, эти, как их там, гастриты... Двойным гайморитом аукнулись зимние сцены, проблемы с руками достали: еще в детстве я их отморозила, а тут работа - всегда холодно. Что вы! Если, простите, пожалуйста, платье узкое и до пола, а в уборную бежать черт-те куда, никто туда, в общем, не бегал, в себе все держали. Такие наши условия.
- Об этом звездам Голливуда бы рассказать...
- Если бы они так пожили... Мне говорят: «Ой, вы и Марлен Дитрих...». Дима, Марлен бы - да в наши условия...
- Загнулась бы точно...
- В одном издательстве хотели книжку мою выпустить в трехтомнике: Вивьен Ли, Марлен и Гурченко, то есть Франция, Германия и Россия. Я не разрешила, потому что это все несравнимо... Она щупает, как туфли вдвое гнутся, а тут бы какие-нибудь - не в чем выйти... Зачем мне в таком быть несчастье? Она же приезжала сюда... Платье блестит, а поет басом: го-го-го! - в одной тональности, в фа-миноре... Маменька родная, но вот сумела себя сделать, преподнести в фотографиях, в женском естестве. Мозги запудрила...
- ...а образ остался...
- А мы ничего не можем, потому что условий таких не имели. Замуж за миллионера выйти никак не могла, а если бы вышла - сразу бы и умерла...
- ...на его миллионах...
- Боже сохрани! Сиди дома! Куда рвешься? Это impossible, невозможно.
- Ну и напоследок. За всю свою жизнь от превосходных эпитетов вы не устали?
- Знаете, я, как Паскаль, который на голом теле носил пояс, утыканный изнутри гвоздями. Когда его начинали хвалить, бил по нему рукой так, что острия впивались в плоть: «Спокойно, тихо, тихо». Не надо меня хвалить - я хороший, нормальный человек и рассказала вам все откровенно. Да, я вспыльчивая, раздражительная, дураков ненавижу. Терпеть не могу тех, кто медленно соображает, кто лишен чувства юмора, - это калеки. Можно за это меня не любить? Можно, и я разрешаю.
- Я вас люблю. Вы великая. Спасибо большое!
- Не говорите «великая» - все мы нормальные... (Читает).
Україно моя! Чистi хвилi ланiв,
Променистi мiста,
голубiнь легкокрила!..




Людмила ГУРЧЕНКО: «Когда я отказалась сотрудничать с органами, очень большой начальник сказал: «Не захотели послужить Родине, не хотите кушать хлеб с маслом — будете кушать говно». И я его кушала — много лет...»
Станислав ГОВОРУХИН: «На свете нет ничего прекраснее, чем справедливое возмездие, и в «Ворошиловском стрелке» я не месть старика показал — возмездие»
Ирена КИЛЬЧИЦКАЯ: «Я знаю многих людей при деньгах и власти, у которых нет имени, и только одного — без денег и власти, у которого есть имя и кому рукоплещет весь мир»
Земляничные поляны
ДЖАМАЛА: «То, что произошло с «Евровидением», отбило желание ехать на конкурс. Сейчас даже не думаю о том, чтобы принимать участие в следующем году, — я за музыку и против разборок»
Однажды Рина ЗЕЛЕНАЯ пошутила: «Если мне и дадут звание, это будет за 45 минут до смерти». Так и получилось — указ о присвоении ей звания народной артистки СССР Горбачев подписал, когда она была уже без сознания
«Автори рано чи пiзно йдуть, а пiснi залишаються...»
Двое из ларца: самые известные близнецы
Дом, милый дом. Кличко и Панеттьер показали новый особняк
Знаменитые актеры, которых не приняли в вуз
Родом из детства: звезды тогда и сейчас
Делу время, потехе час. Хобби звезд







Звезда "50 оттенков серого" показала грудь
Без комплексов. Lady Gaga показала белье
Дочь Джони Деппа ощущает себя лесбиянкой
Наталья Королева выставила грудь напоказ
18-летняя сестра Ким Кардашьян показала новую силиконовую грудь
Садальский о Василие Уткине: Где же твои принципы, Вася?
Пугачева будет судиться с Ирсон Кудиковой за долги
Джейн Биркин помирилась с Hermès
Тесть и теща Владимира Кличко не поделили деньги