В разделе: Архив газеты "Бульвар Гордона" Об издании Авторы Подписка
Что наша жизнь? Игра...

Николай ДОБРЫНИН: «После премьеры «Служанок» мой педагог, у которой я играл партизан и прочих героев, воскликнула: «Коля, ты что, гомосексуалист?!»

Татьяна НАРОЖНАЯ. Специально для «Бульвар Гордона» 6 Апреля, 2012 00:00
25 лет назад началась кинокарьера популярного российского актера
Татьяна НАРОЖНАЯ
Мало кто из российских актеров может похвастаться столь бурной биографией, как Николай Добрынин. Мальчик из Таганрога, из простой семьи (мама — работник торговли, отец — милиционер), привыкший работать с детских лет, на вопрос о будущей профессии отвечал неизменно: «Хочу сниматься в кино». И ему везло, ну просто фантастически: окончив ГИТИС, сразу попал в театр «Сатирикон» к Константину Райкину. Там его, «третьего стражника в четвертом ряду», и заприметил Роман Виктюк, сделавший Добрынина премьером своего театра. Вот только за «халтуру», как называл мэтр съемки в сериалах, Николаю порой доставалось от Виктюка крепко. Но он мужчина до мозга костей, и содержать семью для него всегда было не менее важно, чем самореализовываться. Нынче Николай Добрынин счастлив в третьем браке. У них с женой Екатериной подрастает четырехлетняя дочка Ниночка. Увы, актеру катастрофически не хватает времени на семью — на протяжении многих лет он снимается по 10-12 часов в день в нескольких проектах одновременно, периодически «отвлекаясь» на театральные антрепризы. Несмотря на обширную фильмографию Добрынина — «То, о чем мы так долго мечтали», «Нина», «Прощай, шпана замоскворецкая...», «Русский регтайм» и множество других фильмов и сериалов, — всенародно любимым актера сделали «Сваты» и «Байки Митяя». Об этом и многом другом Николай поведал в перерывах между очередными телесъемками. Времени на долгие пространные беседы у него, наверное, уже не будет никогда...
 
«Я ПРИШЕЛ К СТАРШЕМУ БРАТУ И ПОПРОСИЛ НАКОЛОТЬ МНЕ НА СПИНЕ СТИХОТВОРЕНИЕ ЕСЕНИНА»

- Николай, если бы вы жили в Америке, вас бы считали классическим воплощением американской мечты. Человеком, который сделал себя сам...

- Не знаю, я отношусь к себе абсолютно адекватно. Хотя, действительно, никаких предпосылок к моему актерскому будущему у меня не было. Родился очень крупным - пять кило, в детстве был толстым и болезненным. Представляете мальчика, у которого попа и плечи одного формата? И кличка у меня была соответствующая - Батон. Даже в море купался в рубашке, так стеснялся своей комплекции.

С Ларисой Бородиной в картине «Прощай, шпана замоскворецкая...», 1987 год

- Как вам удалось избежать комплексов в дальнейшем?

- Думаю, секрет в удивительном отношении ко мне родителей. Мама меня очень любила, постоянно целовала - я был такой зацелованный мальчик. Кстати, позже так же поступал со своими детьми: Мишку, старшего сына (от Анны Тереховой. - Авт.), лобызал, а уж с Ниночкой - моей младшенькой - целуемся до одури! (Улыбается).

С Ириной Розановой в «Вербном воскресении», 2009 год

- В детстве как-то проявлялась ваша страсть к актерству?

- Моя бабушка Анастасия Кондратьевна, которая работала вахтершей в драматическом театре, подарила мне костюм пушкинского Руслана. Так я в нем и фоткался, и какие-то сценки изображал. Дома становился перед зеркалом, надевал батин китель, клеил из ваты усы, стрелял в зеркало, перевоплощаясь в разных героев.

С Константином Райкиным в культовом спектакле Романа Виктюка «Служанки». «Это сейчас «Служанки» входят в театральные энциклопедии, а в 1987-м это было событие из ряда вон — мужчины в юбках вышли на сцену!»

- Как вам удалось похудеть?

- Бальные танцы и спорт дали такой результат. Да и старший брат Александр, ныне солист Большого театра, тоже очень влиял на меня. Я даже играл на бубне в его вокально-инструментальном ансамбле «Крестьянские дети». Помню, еще подростком, под воздействием несчастной любви пришел к брату, протягиваю какое-то сооружение из перьев, тушь и прошу: «Наколи мне на спине стихотворение Есенина». (Он хорошо рисовал, многим делал татуировки). Но Саша ответил: «Подумай 100 раз». В итоге я теперь, к счастью, без наколок.

С Романом Виктюком после премьеры спектакля «Мастер и Маргарита», где Николай Добрынин сыграл сразу две роли — Мастера и Пилата, 2001 год

Фото «РИА Новости»

- В 18 лет вы впервые женились, да еще и на дочери представителей советской элиты. Не ощущали дискомфорта?

- Да, так получилось, что я, цыганенок из Таганрога, попал в дипломатическую семью, где свободно переходили с русского на немецкий, затем на французский, и обратно. (Экс-супруга актера Ксения Ларина - ныне популярная ведущая радио «Эхо Москвы». - Авт.). Я ощущал не дискомфорт, а просто другой уровень культуры. При этом никто не смотрел на меня сверху вниз.

Я очень много почерпнул как мужчина у своего интеллигентнейшего тестя Андрея Николаевича Баршева (к сожалению, уже покойного) - дипломата, в прошлом разведчика, человека, который придумал радио «Ностальжи».

С первой супругой — журналисткой и радиоведущей Ксенией Лариной

Он сразу сказал: «Женился на моей дочери - обеспечивай», тем самым дав понять, что мужчина должен быть ответственным за благосостояние семьи. Я придерживаюсь этого постулата всю жизнь: ты должен создать семье условия, а все остальное потом. Рассказывать детям, что ваш папа гениальный, но кушать сегодня нечего, для меня неприемлемо. А тогда, будучи студентом, я по ночам работал дренажником в метро, падал от усталости, но 170 рублей в месяц в дом приносил.

От второго брака с Анной Тереховой у Николая есть взрослый сын Михаил. «В свои 23 года Мишка успевает учиться на психолога, какие-то выставки организовывает, окончил школу моделей у Славы Зайцева»

- А где вы познакомились с Анной, дочерью Маргариты Тереховой?

- Она пришла в гримерку после спектакля, и я влюбился, как мальчишка.... У нас была хорошая семья, родился сын Мишка, но не сложилось... Я всегда, расставаясь с женщинами, виню только себя - значит, что-то не то сделал.

- С сыном часто общаетесь?

- Постоянно. Когда я приезжаю со съемок или гастролей, первым делом звоню ему. У нас очень доверительные отношения. Прошлым летом он приезжал ко мне на съемки в Киев, мы постоянно на связи.

- Сын пошел по вашим стопам?

- Нет. Во-первых, он заикается, во-вторых, ему интересны совсем другие вещи. В свои 23 года Мишка успевает учиться на психолога, какие-то выставки организовывает, окончил школу моделей у Славы Зайцева.

С третьей женой Екатериной и дочерью Ниночкой. «Катя оказалась той женщиной, с которой мне хочется прожить всю жизнь»

- Красавчик?

- Ну как, у него мужская такая красота.

«РОМАН ГРИГОРЬЕВИЧ НА РЕПЕТИЦИЯХ ПЕРИОДИЧЕСКИ ГОВОРИЛ: «Я НЕ ЗНАЮ, ЧТО ТВОРЮ!»

- Ваш нынешний, третий, брак длится уже 15 лет. Редкий случай для людей вашей профессии...

- Просто Катя оказалась той женщиной, с которой мне хочется прожить всю жизнь.

- Она ведь из ваших поклонниц?

- Да, мы познакомились, когда я работал у Виктюка. Катя пришла в гримерку с огромным букетом цветов. Я был не очень трезв и небрежно так показал рукой - мол, клади цветы и уходи. Она очень обиделась, а потом мы поехали на банкет по случаю премьеры... Честно говоря, не думал, что наши отношения надолго. Но оказалось, что эта девушка - именно моя вторая половинка.

- Знаю, что появление на свет вашей дочери Ниночки напрямую связано с работой в документальном цикле «Планета Православия». Расскажите, как это было...

С Филиппом Киркоровым в «Сватах-4». «Сваты — это уже колесо, которое не может остановиться. Летом снова съемки...»

- Объездив всю Россию, мы поехали на Восток. А под Дамаском есть монастырь святой Феклы - туда арабские женщины-христианки приезжают намаливать себе детей. И вот я беру интервью у настоятельницы, а затем, как бы между прочим, рассказываю, что и нам с женой уже 10 лет Бог не дает ребенка. Матушка сделала паузу, потом достала какой-то поясок с молитвой, принесла кусочек ватки, смоченной миром, и велела отдать супруге. Все - езжай с Богом! Дома Катя повязала этот поясок, сделала все остальное. И через пару месяцев забеременела нашей Ниночкой. Причем я мечтал именно о девочке, о дочке - и вот так Боженька направил меня туда, куда нужно.

- Как вы с Ниной проводите время?

- Времени этого, увы, у меня очень мало. Поэтому любую свободную минуту стараюсь провести с семьей. Доча у меня такая фантазерка! Придумывает все время какие-то игры: то мы с ней в цирке, то летим куда-то в Рио-де-Жанейро. И все это с переодеваниями, сценарием каким-то...

- Актриса растет! Кстати, с пополнением семейства вы расширили жилплощадь?

- Да, купил большую квартиру в пяти минутах ходьбы от Красной площади. Такой метраж, что я в этих комнатах порой просто теряюсь! (Улыбается).

- Как-то вы сказали, что ничего из запланированного у вас никогда не сбывается. Но факты вашей биографии свидетельствуют при этом о невероятном фарте!

- Да, я постоянно ощущаю присутствие ангела-хранителя в своей жизни. Он буквально поднимает меня во время сложных периодов и относит подальше.

- Так это ангел-хранитель указал на вас, парня из массовки «Сатирикона», Роману Виктюку? Он рассказывал, что вы прошли мимо него своей танцующей походкой, буквально накрыв волной энергии! И сразу решил, что вы и только вы будете партнером Райкина в «Служанках».

С Геннадием Скаргой и Александром Игнатушей в «Байках Митяя». «Опасность превратиться в Митяя есть, и она объективна»

- Да уж, Костя Райкин был немало удивлен этим выбором. Но так уж, видно, звезды на небе сошлись. Это сейчас «Служанки» входят в театральные энциклопедии, а тогда, в 1987-м, это было событие из ряда вон - мужчины в юбках вышли на сцену! Мы репетировали 90 дней безвылазно. Роман Григорьевич на репетициях периодически поджимал под себя ноги и говорил: «Я не знаю, что творю». Да и я, признаться, не понимал, зачем нужно говорить (переходит на низкий полушепот) таким вот голосом про какие-то перчатки...

Впервые великую пьесу Жана Жене играли одни мужчины. Алла Сигалова поставила потрясающие танцы, Валентин Гнеушев работал над нашей пластикой, в итоге спектакль стал уникальным и вот уже 25 лет с аншлагами идет по всему миру... А тогда мы не знали, чем все кончится - триумфом или полным провалом. После премьеры «Служанок» мой педагог Ирина Ильинична Судакова, у которой я играл партизан и прочих героев, воскликнула: «Коля, ты что, гомосексуалист?!». Я только рассмеялся: «Да Господь с вами, вы же на моей свадьбе были!».

«ВО ВЛАДИВОСТОКЕ ВО ВРЕМЯ СПЕКТАКЛЯ У МЕНЯ ОСТАНОВИЛОСЬ СЕРДЦЕ. МЕСТНЫЙ ЛАМА СКАЗАЛ: «ТЫ ИГРАЕШЬ УЖЕ В ЗАЗЕРКАЛЬЕ. ДАЛЬШЕ - НЕБЫТИЕ»

- Вы ушли из театра Романа Виктюка, будучи его премьером, - у вас были такие роли! Ирод в «Саломее», Понтий Пилат, Мастер в «Мастере и Маргарите»... Что произошло?

- Все просто: мне нужно было обеспечивать семью. Я очень практичный дядька, живу без иллюзий. И потом, начались проблемы со здоровьем - шутка ли, играть 350 спектаклей в год! Если бы остался и продолжал работать так, как умею, просто умер бы.

- Правда, что однажды на сцене у вас случилась клиническая смерть?

- Да, во Владивостоке во время спектакля у меня остановилось сердце. В зале оказался местный лама, и когда мне стало чуть лучше, он пришел и сказал: «Ты играешь уже в зазеркалье. Дальше - небытие...». И спросил, нельзя ли работать просто на актерской технике, без таких эмоциональных затрат? Я ответил - нет, я умею только так. Еще Костя Райкин нас учил, что сердечную мышцу нужно тренировать постоянно.

- Неужели мы больше не увидим вас в спектаклях Романа Григорьевича?

- Кстати, он недавно звонил мне, хотя я уже семь лет как с ним не работаю. Звал в проект... Да и жена периодически уговаривает: «Ну сыграй хотя бы раз в «Служанках», для меня!» Я ей отвечаю: «Если хочешь больше меня никогда не увидеть в живых, сыграю».

- Ваша фильмография насчитывает около 100 фильмов. Это похоже на какой-то конвейер, вы не считаете?

- Я отдаю себе отчет, когда снимаюсь в «мыле», но отношусь к этому просто как к работе. Тут еще много зависит от того, в чьи руки попадешь - какого режиссера. Вот с Андрюшей Яковлевым, который снимает «Сватов», мне повезло очень.

- Как вы, работая много лет в нескольких проектах параллельно, попали в этот сериал?

- Сначала ничего не понял. Звонят из Украины, зовут сниматься в каких-то «Сватах», предлагают деньги, намного меньше тех, что мне обычно платят... Потом посмотрел, кто играет, - Люся Артемьева, Федя Добронравов... А, ладно, еду! И в какой же рай, в какой же кайф я попал!

- Не обидно было, что предложили роль второго плана?

- (Горячо). Скажите, а Евстигнеев в фильме «Место встречи изменить нельзя», сыгравший Ручечника, - это роль второго плана? Это роль-бриллиант, она не поддается классификации.

- Да, ваш Митяй, надо заметить, оказался таким ярким, что про него даже отдельный сериал решили снять. В итоге получился настоящий бенефис Николая Добрынина!

- Признаюсь честно, я поначалу без восторга принял это предложение. Очень сложные физически съемки, без выходных, да еще и бегать пришлось по шесть-восемь километров в день!

- Почему вы тогда от каскадеров отказались? Все бы полегче было...

- Да там ничего такого нет, чего бы я сам не смог сделать. Это раньше и с пятого этажа сам летел, и другие трюки делал - дурной такой был кураж. Сейчас, с рождением дочки, стал осторожнее.

- А что особо экстремального было в «Байках Митяя»?

- Ну, например, очень тяжело было 12 часов сниматься в пожарном костюме. Я весь покрылся коростой, было серьезное отравление - там же по-настоящему все жгли. Пришлось также освоить три вида тракторов, мотоцикл и мопед.

- Знаю, что вы большой модник. Каково было три месяца облачаться в несусветные «прикиды» Митяя?

- Ой, я с ними свыкся, как с родными! А уж когда босыми ногами в резиновые сапоги влезал - прямо как в детство возвращался.

«СМОТРЮ НЕДАВНО В ГОСТИНИЦЕ ВЕЛИКИЙ ФИЛЬМ «ОФИЦЕРЫ», И КОГДА ЗВУЧИТ ФРАЗА: «ЕСТЬ ТАКАЯ ПРОФЕССИЯ - РОДИНУ ЗАЩИЩАТЬ!», ЖЕНА СПРАШИВАЕТ: «ТЫ ОПЯТЬ ПЛАЧЕШЬ?»

- В «Сватах» снимается ваш земляк Федор Добронравов. Вы были знакомы, когда жили в Таганроге?

- Нет, но, как выяснилось, моя мама работала в буфете дома культуры «Красный котельщик» как раз в то время, когда Федька занимался там народными танцами! Позже он рассказывал, что я, сам того не ведая, стал для него эдаким живым стимулом к действию. Узнав, что парень из Таганрога поступил в ГИТИС, он понял, что невозможное возможно! А познакомились мы на съемках картины Сергея Урсуляка «Русский регтайм».

Федька - человек фан-тас-ти-чес-кой доброты и чистоты. А еще он умеет потрясающе смеяться - и в жизни, и в кино. Причем на экране это очень непросто, поверьте. И когда его упрекают: мол, он везде одинаков, я говорю: «Кто умеет, пусть рассмешит меня».

- Когда выпадает свободная неделька, как отдыхаете?

- Вот буквально на днях вернулся из Израиля - отдыхал с семьей в Эйлате. Не знал, правда, одного: там в это время как раз шли «Байки Митяя»... Как только выходил из отеля в город, наши эмигранты дружной вереницей выстраивались за автографами. «Это таки да или таки нет?» - остановил меня на рынке какой-то пожилой мужчина. Потом сказал: «Давайте сейчас вы со мной сфотографируетесь, а я нашу(!) фотографию в интернет поставлю и вам потом вышлю». А я стою - расслабленный, в одних труселях, и только умоляю: «Не надо, пожалуйста...».

- Вы не пытались все-таки как-то фильтровать проекты, в которых снимаетесь? Это же чревато не только для здоровья. Не боитесь, что вас будут ассоциировать исключительно с Митяем?

- Ну как фильтровать, подскажите? Те же «Сваты» - это уже колесо, которое не может остановиться. Как от них отказаться, если мой персонаж есть в предыдущих сериях? Летом снова съемки - и «Сватов», и продолжения «Баек Митяя»... В интернете меня уже громят вовсю: мол, подсел, не может никак успокоиться, неужели ему мало денег... Опасность превратиться в Митяя есть, и она объективна. Даже мой любимый Юрий Никулин был вынужден в свое время сказать «нет» своему большому другу Гайдаю, отказавшись снова играть Балбеса.

- Хотя тогда ведь не было сериалов...

- В моем случае нужно обязательно иметь параллельно какой-то другой проект - трагический, драматичный. В прошлом году у меня это получилось - скоро выйдет на экраны телефильм «Отрыв», очень серьезный и глубокий.

- Режиссер «Баек Митяя» Алексей Кирющенко сказал, что, кроме вас, 60 образов, которые вы сыграли в этом сериале, не сделал бы никто. И в шутку добавил: «Этот проект посвящается зависти Безрукова». Вам знакомо такое чувство, как зависть?

- Может, она и была, еще в студенческую пору. Но однажды я сел на лавку и сказал себе: «Если ты хочешь чего-то добиться, убей это чувство в себе раз и навсегда». Даже если малейший росточек пробивается, я давлю его со страшной силой. Зависть - участь убогих людей, тех, у кого не получилось. Мне грех жаловаться - работы хватает. Чему завидовать? Тем более что есть 10-20 актеров нашего поколения, которые выбрали свою дорогу. Володечка Машков, Леша Серебряков - нас нельзя сравнивать. Я не смогу делать то, что делает Безруков, а кто-то никогда не сыграет Митяя. И стоит ли пытаться?

- Буквально через год у вас юбилей, 50 лет. Какие ощущения в этой связи?

- Не хочу даже отмечать, хотя брат против - давай, мол, солисты Большого выступят, все сделаем помпезно. Зачем?! Разве что выпить собраться небольшой компанией - заради Бога. Я легкий человек, к жизни отношусь искрометно, мой мозг не сдал под тяжестью бремени и времени. Какие итоги подводить, к чему? Вспомнил сейчас, как Игореша Скляр рассказывал о своих ощущениях во время операции на сердце. Ему тромб извлекали через зонд, и Игорь на экране все это видел. А зонд все не открывался и не открывался... «Я задумался, - рассказывал Игореша. - Господи, надо же запомнить эти минуты, может, это последнее, что я видел в жизни... А потом думаю: «На хрена ж запоминать, если я умру?!». Так и я считаю: зачем мне подводить итоги, если я не изменюсь на следующий день?!

- Николай, смотрю на вас и думаю - вы такой легкий в общении, вас обожает съемочная группа. А что может заставить вас заплакать?

- Я очень сентиментален. Очень... Какие-то передачи о проблемных детях, мультик про Мамонтенка - все вызывает слезы. Вот недавно, в Эйлате, смотрю в номере по телевизору великий фильм «Офицеры». Сижу при этом спиной к жене. И когда звучит фраза: «Есть такая профессия - Родину защищать», Катя спрашивает: «Ты опять плачешь?» Угу... Но я не стесняюсь этого. Значит, живой еще...



Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
1000 символов осталось