Евгений ПЕТРОСЯН: «Утесов меня учил: «Никогда не говори о коллегах плохо, а то получится, будто сам лучше их. Я стараюсь, но язык иногда так и чешется...»
«РАЗГОВОРЫ О ТОМ, ЧТО СМЕХ В ЖИЗНИ ИССЯК, ВЕДУТ ТЕ, КТО СБЕЖАЛ СО СЦЕНЫ»
— Евгений Ваганович, по телепередачам, прессе, литературе, не говоря уж о реальности, складывается впечатление, что из нашей жизни исчез естественный, живой юмор и стала она какой-то не смешной. Будто при соцзастое смеялись мы больше и радостнее...
— С моей точки зрения, наш юмористический фольклор — самый выдающийся фольклор в мире! Наиболее метафоричный, многогранный, яркий и многообразный. Так, как шутит наш народ, ни один народ не шутит. Поверьте, мне есть с чем сравнивать! И все эти досужие разговоры — не более чем издевательство и некомпетентность.
Мы не ценим свой юмор, как и многое другое свое... Между тем наши артисты тоже самые сильные, самые художественные в мире! Так, как смеются на наших концертах, не смеются нигде, никогда, ни у кого...
И потом, юмор есть не что иное, как отражение жизни в кривом зеркале. Говорить о том, что у нас плохой юмор, неправильно. Это у нас жизнь плохая!
А разговоры, о которых вы упомянули, ведутся людьми безнравственными. Потому что юмор в трудные минуты жизни народа выполняет нравственную функцию: с ним легче как-то. Он восполняет дефицит радости... В благополучные минуты, когда все замечательно, все богаты, здоровы и веселы, юмор менее нужен. Даже и без шуток хорошо. А когда всем трудно, юмор необходим!
Обратите внимание, рассуждения о том, что смех в жизни иссяк, ведут в основном те, кто сбежал со сцены. Они увлеклись бизнесом, торгуют нефтью, алмазами... Они богатейшие люди, и естественно, Бог им перекрыл творчество. Они разучились смешить и поэтому говорят, что юмор нынче плохой, жанра нет... А вы, журналисты, вольно или невольно их поддерживаете. Выбирайте, с кем быть...
«Я ИНОГДА ЗАГЛЯДЫВАЮ В ЮМОРИСТИЧЕСКИЕ ОТСЕКИ ИНТЕРНЕТА — ТАМ 20 ПРОЦЕНТОВ МОИХ ШУТОК»
— Получается, что истинное творчество — привилегия бедных?
![]() С супругой и коллегой Еленой Степаненко |
— Я не говорил, что бедных, вы меня не подлавливайте! Я так не говорил. Я говорю, что человек не может заниматься и творчеством, и бизнесом одновременно! Нельзя: энергетика уходит в другую сторону! Невозможно заниматься двумя делами сразу.
— Что, по-вашему, «смешно» и «не смешно»?
— Что вызывает радость, смех, то и смешно! А самое смешное — то, над чем смеется зрительный зал. Потому что зал — это собирательный разум, собирательный интеллект и собирательное чувство юмора. Именно сумма чувства юмора выводит оценку смешному. Мы с вами можем смеяться над чем-то, а скажи это зрительному залу — он и не улыбнется. Значит, смешно было не объективно, а субъективно — только нам с вами... Зал — это социальный срез. Там смеются над тем, что смешно нашему обществу.
Один из моих оппонентов однажды написал, что я — фальсификатор, что на моих концертах люди не смеются и я подставляю фонограмму смеха в телепрограммы. Ну приходите и посмотрите, как и что подставляется!
— А зачем вашим оппонентам возводить на вас напраслину?
— Они должны себя так вести, эти люди от лукавого! Должны нам мешать и искоренять нас — потому что они нас ведут к концу света, а мы сопротивляемся. Юмор — это божественное явление. Бог дал юмор человеку, чтобы ему легче было на этом свете. Как Ницше сказал: «Человек смеется, потому что он много страдал».
— Помните ли вы свою первую публичную шутку?
— Я шутил еще в школе — выступал в школьных концертах и с детства хотел стать артистом. Поэтому у меня было много-много шуток. Разных.
Как-то одному очень знаменитому артисту я сказал: «Большое тебе спасибо! Ты сегодня по телевидению рассказал шутку, с которой я выступал еще в школьных концертах». Почти через полвека я услышал собственное: «Наш человек — недоверчивый. Вот скажи, что на небе 300 миллиардов 488 миллионов две тысячи 100 звезд, — он и поверит. А напиши на двери: «Осторожно, окрашено!» — не поверит ни за что! Подойдет, пальцем ткнет, лишь тогда признает: «Да-а, действительно окрашено...».
Вот, собственно, эта шутка и была одной из первых. А вообще, знаете, я заглядываю иногда в юмористические отсеки интернета — там 20 процентов моих шуток.
«ЮМОР —ЭТО КОММЕНТАТОР ЖИЗНИ»
— Для вас существуют эталоны — профессиональные и человеческие?
![]() «Человек не может заниматься творчеством и бизнесом одновременно. Энергетика уходит...». Евгений Ваганович со своей творческой группой |
— Безусловно! Это большие художники, перед которыми я снимаю шляпу. Люди, которые отдали свою жизнь искусству, положили все свои интересы на его алтарь. Люди, у которых все подчинено работе и пониманию, во имя чего человек выходит на сцену.
— А во имя чего он это делает?
— Каждый формулирует сам для себя... Мой учитель Леонид Осипович Утесов так и говорил: «Знай, во имя чего ты выходишь на сцену». А вторая из его заповедей звучала так: «Никогда не говори о коллегах плохо, а то получится, что ты сам лучше их...».
— Вы следуете этой заповеди?
— Стараюсь, но иногда язык так и чешется покритиковать кого-нибудь. Другое дело, что настоящая критика не на уничтожение, а на помощь должна быть нацелена. Часто, просматривая видеопленки (я ведь все делал сам, готовя выпуски «Смехопанорамы»), понимал, как помочь тому или иному артисту, как исправить недостатки и направить в нужное русло достоинства. И делал это, но не через газеты, а так, чтобы человек правильно воспринимал критику.
— Как вам кажется, над чем человечеству еще предстоит посмеяться?
— Ну, это все равно что спросить, какая у нас будет жизнь через 10 лет. Юмор — это метод мышления, парадоксальный, но метод. Это комментатор жизни. Все, что в ней происходит, он комментирует своим способом. Поэтому какая жизнь — такой и юмор будет.
Помню, в 71-м году я пришел в Дом работников искусства на встречу с Сергеем Владимировичем Михалковым. Все тогда находились под влиянием коммунистической идеи... Сидим, ждем, что нам мэтр скажет. «Друзья мои! — обратился к нам тогда Михалков. — Несмотря на то что скоро наступит коммунизм, юмористы и сатирики еще долго понадобятся. Д-д-дураки-то останутся...».



Борис ГРЕБЕНЩИКОВ: «Большинство наших рокеров по-прежнему перемалывают тему борьбы. Какая борьба, ребята?! Давно уже идет продажа...»
Евгений ПЕТРОСЯН: «Утесов меня учил: «Никогда не говори о коллегах плохо, а то получится, будто сам лучше их. Я стараюсь, но язык иногда так и чешется...»
Анна Ковальчук беременна, а Дмитрий Дюжев скоро станет отцом
Наоми Кэмпбелл будет политическим обозревателем?
Благодаря Виктору Пинчуку сэр Пол Маккартни 14 июня выступит Майдане Незалежности в Киеве
На благотворительном аукционе Игорь Суркис купил за 10 тысяч долларов картину своей шестилетней дочери Яны
Звезда фильма «Один дома» Макколей Калкин чуть не женился на украинке Миле Кунис
Пэрис Хилтон и Николь Ричи сыграют одну свадьбу на двоих
Беременная Алиса Гребенщикова снялась обнаженной, а 42-летняя Лиз Херли — в бикини
Сын Тома Круза Коннор дебютировал в кино
Киркоров приодел Ани Лорак на миллион гривен
Откуда в доме деньги при маленькой зарплате?
Девчата
Ветеран альпинизма легендарный Владимир МОНОГАРОВ: «Взойти на обе вершины Эльбруса смогу и в 90 лет»
Фотохудожник Константин БОБРИЩЕВ: «Я вижу душу человека»
Анна ГЕРМАН: «К сожалению, Янукович за мной не ухаживал и никогда не сказал мне ни одного комплимента. Возможно, я просто не в его вкусе...»
«Я родом из таежного поселка, а щас интеллигентка, вашу мать!»
Двое из ларца: самые известные близнецы
Дом, милый дом. Кличко и Панеттьер показали новый особняк
Знаменитые актеры, которых не приняли в вуз
Родом из детства: звезды тогда и сейчас
Делу время, потехе час. Хобби звезд







Звезда "50 оттенков серого" показала грудь
Без комплексов. Lady Gaga показала белье
Дочь Джони Деппа ощущает себя лесбиянкой
Наталья Королева выставила грудь напоказ
18-летняя сестра Ким Кардашьян показала новую силиконовую грудь
Садальский о Василие Уткине: Где же твои принципы, Вася?
Пугачева будет судиться с Ирсон Кудиковой за долги
Джейн Биркин помирилась с Hermès
Тесть и теща Владимира Кличко не поделили деньги