Что наша жизнь? Игра...
Армен ДЖИГАРХАНЯН: "Артист - это обезьяна!"
Людмила ГРАБЕНКО. «Бульвар Гордона» 28 Апреля, 2005 00:00
Недавно Армен Джигарханян официально объявил, что закончил свою сценическую карьеру. "В мои планы, - добавил он, - не входит умереть на сцене".
"ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ Я ПРАЗДНОВАТЬ НЕ УМЕЮ - СТАНОВИТСЯ КАК-ТО НЕУДОБНО ЗА СЕБЯ!"
- Армен Борисович, первый фильм с вашим участием вышел на экраны полвека назад - в 1955 году. Вы собираетесь отмечать эту дату?
- У меня нет ни желания, ни необходимости. Я даже день рождения праздновать не умею: всегда кажется, что это не повод для народного гулянья, становится как-то неудобно за себя. Вообще, во всех юбилеях есть какая-то необоснованная преувеличенность. Я поэтому в театре никогда не любил и не люблю премьеры - за излишний нерв и форсаж.
- Наверное, за столько лет вы узнали об актерской профессии все - для вас просто не осталось тайн?
- Я понял одно: актерство - это некая зараза, бацилла, которая проникает в человека. И проявляется она в желании воздействовать на других людей посредством игры в кино и на сцене. Это, грубо говоря, потребность обезьянничать.
- Выходит, актер - это...
-...обезьяна! Дальше можно выдумывать разные слова, облагораживая профессию. Но в основе лежит именно это. Ну и, конечно, талант, дар. Есть люди, которые умеют хорошо рассказывать анекдоты, а есть люди, которые могут играть. Вот и все!
- А как же энергетика, без которой невозможна актерская профессия?
- Есть энергетика, есть! И я видел в своей жизни такие ее проявления, которые потрясали даже бывалого меня. Вдруг! И казалось бы, откуда?! Человек сам не знает. Порой он себя даже казнит: "Да что ж я так завожусь?!". А у него просто такая природа актерская.
- Не страшно брать на себя чужую жизнь, особенно если твой персонаж отрицательный?
- Для меня нет такого понятия "отрицательный персонаж". Есть жизнь и люди в ней. И если мы посмотрим на великие классические примеры, то увидим: и там сугубо отрицательных персонажей нет. К примеру, Ричард III. Злодей! Но в его поступках есть мотив, есть страсть. И какая! "Корону за коня!". Как он любит и как ненавидит! Основная масса зрителей и сотой доли таких чувств не испытывает - живут, будто бы спят на ходу. И я благодарен своим персонажам за то, что с ними могу пережить то, чего лишен в реальной жизни.
- А бывает, что пережитое на сцене проецируется потом на реальные события?
- Даже если такое случается, это ничего не значит. Кто-то из умных людей сказал, что человеческие типы и жизненные ситуации очень ограниченны. Во всей мировой литературе всего 33 (!) сюжета. Они повторяются из жизни в жизнь. Мы удивляемся, как это Шекспир 400 лет назад угадал нас, сегодняшних, со всеми нашими страстями и страстишками. Классик просто прекрасно знал все человеческие типы и понимал: они не изменятся, как бы далеко ни ушло в своем развитии человечество. История Ромео и Джульетты, Макбета по сей день "выходит в свет" миллиардными тиражами.
"В "ДОН КИХОТЕ" СЕРВАНТЕСА ВСЯ ОКТЯБРЬСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ ОТ НАЧАЛА И ДО КОНЦА!"
- Коль скоро вы упомянули Макбета, не могу не спросить: насколько мистична ваша профессия?
- Мистика - один из главных ее компонентов. И чем серьезнее затронутая тема, тем больше мистики. Я знаю эти произведения: "Мастер и Маргарита", "Пиковая дама", "Макбет", "Вишневый сад"...
- "Вишневый сад"?!
- Представьте себе! Мистика необязательно связана со смертями. Иногда она состоит в том, что мы не угадываем, что же автор хотел нам сказать. Антон Павлович не открыл нам своих секретов. При жизни Чехова часто упрекали: "Ты не доводишь повествование до конца, намекаешь, а на что, непонятно!".
Лет через 100 выяснилось: именно в этой совершенно особой эстетике и состоит его гениальность. К ней, кстати, пришла вся американская и европейская литература - все они пришли оттуда, от Чехова. А всякие Короленки-Шмараленки его за это критиковали! Да что Короленко - великий и гениальный Бунин разнес "Вишневый сад" в пух и прах. Написал, что вишневый сад в отличие от яблоневого не может быть таким большим, как будто в этом дело.
Бунин его не понял. И Художественный театр, который первым ставил его спектакли, не понял: Чехов там не произошел. И знаете почему? Он опередил свое время. Художественный театр не был готов его воспринять и действовал по старинке. Мы в Театре имени Маяковского, играя "Три сестры", только немножко прикоснулись к чеховским тайнам. Мы ведь обнаружили ялтинский вариант "Трех сестер", который очень отличается от варианта Художественного театра, потому что Чехова попросили его переписать.
Помните, чем заканчивается пьеса? Музыка играет, всем весело. И Маша говорит: "Птицы летят. И тысячу лет будут летать. Пока Бог не откроет им тайну". И последняя фраза, которую произносит Ольга: "Если бы знать...". Вот об этом пьеса. И мистичность в этом. Мы хотим знать. Вот только Бог никогда не откроет нам свою тайну! Так и ушли чеховские герои, так и мы уходим, не узнав об этой жизни абсолютно ничего! А ведь Чехов жил рядом. И никто не догадался спросить: "О чем ты написал?".
- Может, он бы не ответил?
- Скорее всего. Есть вещи, которые объяснить нельзя, их надо почувствовать. Он сам всегда говорил: "Если вам что-то не нравится в моих пьесах, вымарайте!". А в результате огромное количество выводов из его произведений оказалось неверным. Это Чехов... И Шекспир такой. 400 лет прошло, а мы его как не понимали, так и не понимаем. И Моцарта не понимаем! Нам только кажется, что мы все о них знаем.
Год назад я перечитал "Дон Кихота" Сервантеса, и мне показалось, что я никогда раньше не читал этого романа. Другая интонация, другой цинизм! Или нам внушили, что главный герой - никчемный тютя и слабак? А ведь это трагическая история! Там вся Октябрьская революция от начала и до конца описана! Как Сервантес мог знать о ней четыре с лишним века назад?
Все по-настоящему великое мистично. Я вам больше скажу. Мне кажется, что если действительно есть инопланетяне, то это Пушкин и Моцарт. Правда! Ну не может 34-летний человек написать "Пророка"! Это только несколько очень мудрых пожилых людей могли бы собраться и сочинить - не мальчишка, которому от роду всего три десятка лет. Как он понял это?! Как сложил буквы именно в такие слова и предложения? Но самое обидное (и это еще раз подтверждает мою теорию об инопланетянах), что они со своими гениальными открытиями и пророчествами не очень нам с вами и нужны. "Что пользы, если Моцарт станет жить, - писал Александр Сергеевич, - и новой высоты добьется?". Никакой пользы! Нам не нужна его музыка, нам нужно "талах-талах" на гитаре!
- Но ведь не всем же!
- Всем! Русский народ плохо знает Пушкина. В основном мы знаем фразы: "Кто будет это за тебя делать, Пушкин?" или "Аи да Пушкин, аи да сукин сын!". Но уверяю вас, никто его не читает. И иногда у себя в театре коллегам говорю: "Возьмите вечером почитайте его стихи, просто так, не выбирая. И вы почувствуете: с вами что-то происходит!". Не хотят. И знаете почему? Нам без них - Пушкина, Моцарта - проще.
Это люди, которые нас обеспокоивали и обеспокоивают, которые будят наш ум и сердце. Которые рассказывают, кто мы есть на самом деле. А мы злимся, потому что понимаем: они правы. И не можем простить их гениальности. А доказательством тому - история Сальери, потрясающе придуманная Пушкиным. Сальери ведь был хорошим композитором, известны его произведения, но при этом не Моцарт, конечно. Двух Моцартов не может быть.
Помню, беседовали мы с одной женщиной насчет врачевания, и она сказала: "Вот видите, если бы спасли Моцарта, он бы второй "Реквием" написал!". "Э-э, - думаю, - нет, это был бы уже какой-нибудь "Меквием"!". Такое произведение нельзя написать дважды. Тоже мистика: как оно вообще могло появиться?! Как сказал о "Реквиеме" один композитор: "Три ноты, всего три, а как он это написал!". Так что над этой мистикой мы еще долго будем пыхтеть, но разгадку вряд ли найдем. Бог не откроет тайну...
- В наше время такие люди есть?
- Понять это можно будет только лет через 100! Но думаю, что нет. Взять, к примеру, Владимира Высоцкого. Он бесконечно талантливый человек, но наш. Был адекватен своему времени, отражался в нем. Ходил по этим же тротуарам. И сейчас есть люди, которые отражают сегодняшний день. 90 процентов русских женщин хотят быть похожими на Аллу Пугачеву: копируют ее прическу, наряды, напевают ее песни. Это феномен! Не стоит от него отмахиваться: а, подумаешь! Но я говорю об инопланетянах. А их беспокойство другого порядка.
"Я НЕ ЗНАЮ, ЧТО ТАКОЕ ЛЮБОВЬ"
- Как вы относитесь к современной переделке великих литературных произведений?
- Делать это надо очень осторожно, потому что они могут и отомстить. Приведу вам пример с "Болеро" Равеля. Гениальное произведение, которое будит какие-то чувства в вас, во мне. И вот однажды знаменитая английская пара (Джейн Торвилл и Кристофер Дин. - Авт.) сделала на эту музыку номер в фигурном катании. И "Болеро" перестало меня волновать. Танец, который мне предложили, навязывал мне его восприятие. А я так не хочу!
Знаете, как на концертах светомузыки, где мне, как последнему дебилу, говорят: "Смотри в эту сторону!". А мне хочется, образно говоря, смотреть в другую: будить свои радости и печали, плакать не там, где принято, а там, где хочется. Если с великим автором обращаться непочтительно, он просто уйдет. Это и будет самая страшная его месть!
- А тайна любви вам открылась?
- Я не знаю, что такое любовь. Когда плачет ребенок, у меня болит душа. Физически. У меня есть кот, которого я обожаю, поэтому не могу видеть, как страдают животные. Вот сегодня мы ехали на машине, возле светофора мальчик просил милостыню, а на руках у него была маленькая собачка. Этого было достаточно, чтобы настроение у меня испортилось на весь день. Вот это я знаю. А любовь...
- Но ведь вам приходится ее играть!
- Любовь сыграть нельзя. Чувства, и я всегда об этом говорю, вообще изображать невозможно. Моя профессия называется "актер" - человек, совершающий акт, действие. А чувства - это уже совсем из другой оперы. Их проживать надо.
- А сердца вам на это хватает?
- Заплатите хорошо, и у меня хватит сердца! А вообще-то, природу актерской игры умом понять невозможно. Я же вам говорю, что это зараза, бацилла. Точно так же, как и у спортсменов. Иногда смотришь на них, особенно на великих, и поражаешься: откуда эта сила воли, эта сумасшедшая энергетика?! Проиграл, но не отчаивается, а находит в себе силы начать все сначала. Мало кому это дано.
- В вашей профессии можно проиграть?
- Каждый день! И потом что вы называете проигрышем и что - выигрышем? Медали и звания - это еще не выигрыш. А вот если я солгал, схалтурил, значит, проиграл. Однажды очень хороший человек и гениальный режиссер сказал о моей работе: "Ты очень ответственно играешь!". Его слова стали для меня высшей похвалой. Значит, я отвечаю за то, что говорю и делаю.
Кстати, в любви, о которой вы спрашивали, точно так же. Если у меня есть чувство ответственности за этого человека, значит, я его люблю. Как у Экзюпери: "Мы в ответе за тех, кого приручили!". Вот формула любви! А как иначе? Многие считают, что любить - это цветы дарить. Ерунда собачья! Мне всегда было жалко на них деньги тратить.
"ТО, ЧТО ДЛЯ ОБЫЧНОГО ЧЕЛОВЕКА - ОТКЛОНЕНИЕ, ДЛЯ АКТЕРА - НОРМА"
- Говорят, актер - женственная профессия...
- Я бы сказал, бесполая. Во мне живут одновременно и мужчина, и женщина. Обязательно!
- Но я вижу перед собой настоящего мужчину!
- Вы сейчас судите с физиологической точки зрения, а я вам говорю о психике. У актеров она не такая, как у обычных людей. И то, что для обычного человека - отклонение, для актера - норма и часть профессии. Точно так же, как я, например, думаю, что у актера нет национальности. Он может говорить по-грузински, на иврите, на английском, на русском, но не это определяет смысл и силу его игры.
Я много видел спектаклей на самых разных языках. И знаете, на что обратил внимание? Когда играют хорошо, я снимаю наушники, транслирующие перевод. Неинтересно! Ну расскажет мне переводчик, что Петя любит Катю. И что? Мне гораздо важнее знать, как он ее любит. Нет грузинских и армянских артистов, есть хорошие и плохие. Если актер сильный, если его игра буквально пробуравливает мне мозг и сердце, то какая разница, на каком языке он это делает?!
- Когда-то вы сказали - и вам эти слова долго не могли простить, - что будете играть все, что предложат. Сегодня ваша точка зрения изменилась?
- Я устал. Играть - если, конечно, делаешь это добросовестно - достаточно сложная работа. И сегодня мне хочется, чтобы ее было поменьше. Понимаете, в мои почти 70 лет уже трудно выходить и изображать другого человека. Бывает противно, некомфортно. Годы дают о себе знать! Вот как морщины появились? Как волосы стали седыми? Один из основных раздражителей в актерской профессии - это способность удивляться. А она постепенно тупеет. И шарниры, на которых крепится душа, изнашиваются. Начинаются сбои.
Не стоит забывать и о том, что в актерской профессии всегда есть немножко насилия надчеловеческим естеством. Природа так мудро все устроила, что наш организм, переживая трагедию, через какое-то время забывает о ней, восстанавливается. А актер должен сохранить в себе эту боль, потому что она - питательная среда для его работы. Потеряв близкого человека, он должен не только помнить эту боль, но и продолжать ее играть. Это очень страшно! Можно сойти с ума. Но иначе нельзя, если хочешь играть не только хиханьки-хаханьки, но и что-то серьезное.
Серьезная роль и отношения требует соответственного. Я вам скажу больше. В последнее время я стал бояться таких ролей, думать: а хватит ли меня?! Сейчас мне прислали один сценарий, я читаю и сомневаюсь: потяну или нет? Ведь надо будет снова все это в себе обнаружить, вытащить наружу - боль, страдания, потери. Надо ли оно мне? Уже хочется хоть немного пожить спокойно.
- С возрастом приходит какая-то жизненная мудрость?
- Наоборот. Это в молодости все ясно и понятно. А чем больше живешь, тем сильнее запутываешься: жизнь кажется все хуже и сложнее. И наверное, не надо во все это влезать. Гораздо проще и лучше жить по "правилам дорожного движения". Все им подчиняются, и все по ним живут: чего-то боятся, куда-то не пускают, за что-то наказывают. Значит, и нам надо так жить, не мудрствовать. Поэтому и великая литература нам не нужна - не стоит растравлять себе и людям душу. Вот сейчас, если вы заметили, подростки, которые и у вас, и у нас стоят на перекрестках, уже не просят милостыню, они ее переросли.
Милостыню просят женщины с грудными детьми на руках, потому что те, кто их посылает, бьют по самому больному. А мальчики и девочки, как правило, что-то продают: букетики, цветы. Я люблю с ними общаться. Выясняется, что они очень хорошо зарабатывают, потому что этот путь очень легкий, он быстро приносит дивиденды. В 11-13 лет они имеют от 200 до 500 долларов в день. Я столько не зарабатываю! Кормят семью. Но они давно уже ничего не читают, не ходят в театр.
Спрашиваю: "Ты меня узнал? Приходи к нам в театр!". Обещает. "Врешь, - говорю, - не придешь!". - "Ну, вы понимаете, - оправдываются они, - времени нет". Как же это страшно! И руку поднять на такого ребенка не имеешь права, и понимаешь: это - будущие убийцы! Люди без морали, без рода и племени. Неужели это наше будущее?

На юбилее "Бульвара" Верка Сердючка пожелала Дмитрию Гордону не обращать внимания на завистников и врагов: "Движущееся колесо собаки не обгадят"
Марадоне удалят жир
Шэрон Стоун утопила Стэна Коллимора в Темзе
Зыкина попала в реанимацию
У жены Лещенко украли 90 тысяч долларов
Караченцов уже гуляет
Катя Лель угрожает Дане Борисовой
"Вся российская эстрада - это украинцы. Не украинец только Путин. Странно, как он смог так продвинуться..."
На концерте "Любэ" водку разливали на шару
Анна Николь Смит отказалась от сестры
Лазарев лечит простатит
"Что делать?" и "Кто сделает?"
Роман ВИКТЮК: "Почему ж вы, дебилы, собрались здесь и не радуетесь?"
Андрей ХАРИТОНОВ: "Ступка пихнул мне в рожу горящую свечу. Жлобская шутка! Я был привязан и реально мог загореться"
Телеведущий "5 канала" Роман СКРЫПИН: "Если бы Янукович стал президентом, я бы уехал в США - виза у меня есть"
Армен ДЖИГАРХАНЯН: "Артист - это обезьяна!"
"Фамилия у победительницы, как минимум, пугающая..."
Двое из ларца: самые известные близнецы
Дом, милый дом. Кличко и Панеттьер показали новый особняк
Знаменитые актеры, которых не приняли в вуз
Родом из детства: звезды тогда и сейчас
Делу время, потехе час. Хобби звезд







Звезда "50 оттенков серого" показала грудь
Без комплексов. Lady Gaga показала белье
Дочь Джони Деппа ощущает себя лесбиянкой
Наталья Королева выставила грудь напоказ
18-летняя сестра Ким Кардашьян показала новую силиконовую грудь
Садальский о Василие Уткине: Где же твои принципы, Вася?
Пугачева будет судиться с Ирсон Кудиковой за долги
Джейн Биркин помирилась с Hermès
Тесть и теща Владимира Кличко не поделили деньги