Давай с тобой поговорим...
Бард Юрий КУКИН: «Когда пишешь, попробуй влезть в шкуру другого», — сказал мне Высоцкий. «А можно в твою?» — поинтересовался я. Володя хмыкнул: «А не просторно тебе там будет?»
Татьяна ОРЕЛ. «Бульвар Гордона» 23 Мая, 2008 00:00
Гимну всех туристов и геологов «За туманом» исполняется ровно 45 лет
«Я НЕ ЛЮБЛЮ ЧУЖИХ ПЕСЕН, НО ОБОЖАЮ СВОИ»
— У вас редкая профессия — тренер по фигурному катанию. Могли бы сегодня восседать в жюри «Ледникового периода», делить славу с учениками-чемпионами. А вы скрылись «за туманом»: «Понимаешь, это странно, очень странно, когда люди ни с того и ни с сего...». С чего это вы променяли фигурное катание на бардовскую песню?
— Фигурное катание — очень тяжелый спорт, отнимающий у ребенка все свободное время. Ни учиться толком, ни отдыхать. А сегодня это напоминает больше костюмированное шоу. Катаются плохо, никто из участников не освоил фигурное катание как спорт. Мне это не очень нравится.
В 54-м, когда я с отличием окончил Институт физкультуры имени Лесгафта, нас было восемь тренеров на всю страну. При распределении могли выбрать любую точку СССР, но я остался в родном Петергофе. Это было обыкновенное футбольное поле, которое зимой заливали водой. Я огораживал веревками часть катка и тренировал детей. Там же у Игоря Москвина занимался и будущий тренер Станислав Жук — тогда ему было лет 12. Очень был хулиганистый парень, между прочим. Но, как известно, стал чемпионом страны, привнес в фигурное катание, которое до этого больше напоминало балет на льду, акробатику, на руках стоял.
Коньков в то время, вообще-то, не хватало, и фигурное катание не было еще таким популярным. А потом началось массовое увлечение. Вот я и предложил — кстати, первым в стране! — ввести оплату за обучение — пять рублей в месяц. Создал 10 школ и получал огромные деньги. Зимой тренировал детей, а весной работа моя прекращалась до следующей зимы.
Я числился в штате дирекции дворцов и парков Петергофа, и меня назначили директором пляжа. Ну представьте, что это за работа — охранять песок? Вот тогда мой товарищ-геолог предложил мне поехать в экспедицию. Дескать, там романтика — посиделки у костра под гитару. Я поехал — не за деньгами, потому что платили там немного, а у меня к тому времени со всеми школами набегало тысяч шесть в месяц. Так я оказался в шахте, среди геофизиков, проверяющих под землей приборы.
— Понравилось?
— Ездил потом в экспедицию пять лет подряд. Геологи показали мне, как играть на гитаре. Вернулся я, и правда, с песней. Только спел ее в экспедиции, а в Ленинграде уже подхватили на каждом углу: «За туманом, за туманом». Это было в 63-м. Песня длится всего лишь 50 секунд, но без нее теперь ни один концерт не обходится.
Я, конечно, и думать не мог, что ее будут распевать еще и на другом конце земли, на Брайтон-Бич. Сочинил ее по дороге в экспедицию — для себя и о себе. Стихи, как мне потом говорили барды-мэтры, — против всех правил, без метафор, эпитетов, сравнений. Но эта песня почему-то стала самой известной. А потом я много лет работал в Ленконцерте артистом разговорного жанра третьей категории и получал восемь рублей за выход.
— Так вот почему вы на концертах больше говорите, чем поете!
— Да, я не столько пою, сколько рассказываю, — про свои песни, про друзей, всякие смешные истории. Песни у меня короткие, и если бы я только пел, исчерпался бы через 20 минут. А концерт все-таки идет два с половиной часа.
— Вы обмолвились как-то, что не любите бардовские песни...
— Я не люблю чужих песен, но обожаю свои. Я же над ними работал, старался. Когда слушаю чужие песни, не могу писать сам, они сбивают меня с толку. Моя голова должна быть свободна... Хотя я кайфую от Визбора, Городницкого, мне нравятся Олег Митяев, Тимур Шаов. А вот Трофим и Макаревич — это уже не бардовская песня, это эстрада. Считается, что бард — это каждый, кто сам пишет музыку, стихи и сам поет. Как будто «бард» — это технический термин, а не штучный товар.
— Ну хорошо, чужих песен вы не любите. Но общаетесь с кем-то из бардов-коллег?
— Я мало пью, если вы это имеете в виду. Не люблю банкеты. После организованной пьянки у меня болит голова. Но 50 граммов коньяку перед концертом — всегда. Чтобы стыдно не было. Это немножко оживляет память. С кем общаюсь?
С Городницким — почти каждый день. Он теперь активный деятель и в науке, и в искусстве. Отыскал Атлантиду, написал об этом научный труд и стал академиком. А спустя 20 лет после того, как он Атлантиду открыл, американцы заявили, что нашли ее первыми.
«РОК-МУЗЫКАНТОВ ВСЕ МЕНЬШЕ, ДА И РОК ПОГЛУПЕЛ»
— При сегодняшних скоростях созерцающие мир вокруг себя, а потому вечно идущие не в ногу и отстающие романтики — барды выглядят, согласитесь, наивно. Допускаете, что настанет момент, когда мир совсем потеряет к авторской песне интерес?
— Да нет, это рок-музыкантов все меньше, да и рок поглупел, хоть, правда, и был не очень умным. А авторская песня не умирает. На первый бардовский фестиваль в Израиле собрались человек 800, а теперь съезжаются до 10 тысяч зрителей. В Америке фестивали авторской песни проходят в каждом городе, в России их стало вдвое больше — это значит, что миллионы людей объединяются одним настроением.
— Тогда почему же вы не пишете новых песен?
— А зачем? Я старый уже, а старость неинтересна. Сегодня я лишь исполняю то, что писал давно. На Грушинском фестивале на меня и мою старую гитару немногие отвлекаются от водки и от девочек. Большинство, прямо скажем, на «Грушу» вообще приезжают совсем не ради песен. Рассказывали, как в поезде молодые ребята обменивались прошлогодними впечатлениями: «Если бы не эти занудные барды, классный бы фестиваль получился!». Мои слушатели — это те, кто уезжал в эмиграцию с моими песнями и до сих пор помнят их. Вот с ними мы встречаемся и ностальгируем вместе.
— Боюсь вас обидеть, но сочиняете вы гораздо лучше, чем поете и играете на гитаре...
— Я никогда не записывал ни текстов, ни нот с тех пор, как в 46-м сел за барабан джазового оркестра Петродворцового часового завода. Играл и писал подтекстовки на русском языке к иностранной музыке. Джаз — музыка свободная, и ноты в ней не нужны. Одной из первых моих удач были стихи «Зной, пески лежат, как океан» на музыку Эллингтона «Караван», которые я написал в 14 лет. Придумывал слова, напевал про себя.. Если наутро я песню помнил, значит, она хорошая, если нет — ну и Бог с ней.
Меня просили дать ноты моих песен, но их просто-напросто не было. Я ведь не столько пел, сколько рассказывал под гитару. Хорошо играть для барда и необязательно. Мне геологи показали, как брать аккорды на пяти струнах из семи, и с тех пор я не научился делать это лучше.
— Тем не менее премия «Признание» и золотая медаль от Фонда Высоцкого, которых вы удостоены в этом году, вас не обошли...
— А других вариантов нет. Дело в том, что на премию может претендовать только тот, кто соответствует трем условиям. Это должен быть, во-первых, классик, песни которого знают все, во-вторых, человек, лично знавший Высоцкого, в-третьих, пребывающий в рабочем состоянии. «Признание» получали Городницкий, Ким, в этом году премия досталась мне. А больше вручать некому — вымерли все.
— Вручение премии «Признание» традиционно проходит в знаменитом новосибирском Академгородке. Кажется, с его обитателями отношения у вас особенные. Им вы посвятили песню, которую уже лет 40 поют во время задушевных застолий: «Странные люди заполнили весь этот город, мысли у них поперек и слова поперек»...
— Так сложилось, что эта песня стала гимном Академгородка, где я впервые вышел на сцену. Я работал тогда на руднике в Темиртау, только что написал «За туманом», и меня пригласили спеть. Там же, в Академгородке, среди ночи родилась песня «Желтые листья» — я записал ее прямо на обоях, чтобы не забыть до утра. Потом хозяин квартиры вырезал этот кусок обоев и сохранил на память. В Академгородке я выступал на Первом Всесоюзном фестивале бардов...
Там, кстати, и Галич выступал, после чего клуб «Интеграл» Дома ученых закрыли. Сейчас в Академгородке у театра «Глобус» поставили памятник Высоцкому. Лучший памятник. Автор как будто видел его много раз. Володя действительно всегда носил майки и узкие джинсы, чтобы нравиться девочкам. Ноги у него были стройные, бедра узкие, а руки накачанные. Верхнюю пуговицу на джинсах он не застегивал, а стягивал ремнем.
— Вы с Галичем дружили?
— Александр ко мне очень хорошо относился, бывал у меня дома, выпивали, конечно. Он любил повалять дурака. Приехал как-то в Ленинград на пару дней и заехал ко мне в Петергоф. Говорит: «К вам приезжает председатель КГБ. Устроим ему встречу в парке? Скажем, что барды — за советскую власть». В парке людей в сером полно, но мы нашли свободное место, сели на землю, поставили бутылки с шампанским и ждем. Менты увидели нас, посадили в «бобик» и повезли в отделение. Тут Галич как разошелся: «Я член Союза писателей и кинематографистов! В партком буду жаловаться!». Менты удивились: «Вы такие люди солидные, а ведете себя, как дети». Но отпустили.
«РОЗЕНБАУМ ПЕРЕСТАЛ НАЗЫВАТЬ СЕБЯ БАРДОМ, КОГДА БАРДЫ ПОСТУПИЛИ С НИМ ПО-ЗВЕРСКИ»
— Вы не раз становились лауреатом фестивалей бардовской песни, но обделены государственными наградами. А ведь в правительстве наверняка есть люди, которые выросли на ваших песнях.
— Вниманием не балуют. Звания так до сих пор и не дали.
— Неужели оно имеет для вас значение?
— Я-то к званиям равнодушен. Но у меня внучка ждет ребенка и скоро появится правнук или правнучка. Ему или ей будет приятно сказать кому-то, что дед их был признанным артистом. Хотя в телеграммах к моему 70-летию люди так и писали: «Народному артисту России Юрию Кукину». Розенбаум волевым решением стал народным артистом, а я вот хожу просто так.
— Розенбаум — другое дело, он не только песни сочиняет, но и политикой занимается.
— Александр — гениальный человек. Он перестал называть себя бардом с определенного момента, когда с ним поступили по-зверски. Это мрачная история. В общем, чем популярнее он становился, тем больше у него появлялось завистников. В середине 80-х на одном из зимних фестивалей бардовской песни под Ярославлем компания пьяных безобразников разгулялась не на шутку... Сначала выложили из бутылок надпись: «Слава КПСС», потом придумали новое развлечение. Кто-то предложил: давайте, мол, зароем Розенбаума, а то надоел уже — все поет и поет. Сколотили гроб, написали на нем: «Розенбаум», выкопали яму и вбили несколько колышков, как будто Сатану похоронили. Розенбаум тогда был очень удивлен: «Я никого не обидел ни словом, ни песней. За что они так?». Так что с бардами у него отношения сложные. А у меня с ним нормальные.
— А с Высоцким какие были отношения? После его ухода многие вдруг объявили себя его лучшими друзьями. Владимир Семенович с этим, увы, уже не поспорит...
— Мы с Высоцким виделись в последний раз на знаменитом лесном концерте на озере Лампушка. Это было в 72-м. Честно говоря, я его песни тогда не очень-то понимал. Вот Клячкин, Городницкий — это да! А через шесть лет произошел такой случай.
Меня в тот момент дома не было, когда он позвонил прямо с вокзала. Сказал, что привез из-за границы мою пластинку и что у него ко мне дело. Потом я узнал, что приезжал Володя в Ленинград по приглашению самого Романова, первого секретаря Ленинградского обкома КПСС, пел на каком-то закрытом концерте. Он уже знал, что я живу в коммуналке, и, видимо, хотел взять меня с собой к Романову. Мне передали, как он говорил: «Я обязательно помогу получить Юрке отдельную квартиру».
Позже я слышал интервью Шемякина радиостанции «Би-би-си», и тот вспоминал слова Высоцкого: «Миша, ты знаешь, я скоро умру. И к сожалению, не успею помочь своему другу получить квартиру». На пластинках Высоцкого сохранилась запись, где Высоцкого спросили об авторской песне — серьезно ли это вообще? Он ответил: «Конечно, серьезно. Вот Юра Кукин сначала левой ногой песни писал, а теперь с сольными концертами выступает. Значит, это серьезно».
Верьте не верьте, но мы с Володей так и не выпили ни разу. Всякий раз, когда встречались, он был в завязке. В ту ночь, когда умер Высоцкий, я лежал в больнице. Во сне сочинил песню «Баллада об облаках» — о друге, который ушел из жизни. Я в тот момент не думал о Володе, но что-то же подтолкнуло меня к этому...
«ЖИРИНОВСКИЙ ПЫТАЛСЯ МЕНЯВ СВОЮ ПАРТИЮ ЗАТЯНУТЬ»
— У вас все песни о себе. Вам не интересно побыть в другом образе?
— Я действительно герой всех своих песен, единственное исключение — «Маленький гном» («Мой маленький гном, поправь колпачок и, брось, не сердись, разожми кулачок»). В этом смысле у меня культ личности. Я не пишу песен про родину, про Санкт-Петербург, про кого-то другого. Солдат Киплинга — это я, Добрый Волшебник — это я, Старый Сказочник — тоже я...
У меня вообще местоимение «я» встречается очень часто. Мне еще Высоцкий говорил: «Юра, почему ты пишешь только про себя? Вот я могу влезть в чью угодно шкуру — подводника, альпиниста, уголовника, даже могу от имени самолета или микрофона написать песню. Попробуй и ты влезть в шкуру другого человека, когда пишешь». — «А можно в твою?» — спрашиваю. Володя хмыкнул: «Не просторно ли тебе там будет?». — «А я по углам пошарю...» — говорю. Он засмеялся: «Нет уж! Если ты по углам у меня пошаришь, то такое можешь найти! Пиши лучше про себя...».
— «Ну что, мой друг, свистишь, мешает жить Париж?». Это тоже о себе?
— Я попал во Францию по приглашению одного эмигранта через много лет после того, как в тайге писал эти строчки. И понял, что все точно угадал про Париж. Но кто-то эту песню понял по-своему:
...Отсюда никуда не улетишь.
Бистро здесь нет пока,
Чай — вместо коньяка...
И перестань, не надо про Париж.
Приняв «Париж» за песню французских летчиков, на слете «По местам боевых сражений» мне дали первую премию.
— А правду говорят, что вы никогда не соглашаетесь в жюри сидеть?
— Мне это очень неприятно. Я не могу человеку говорить, что песня плохая, даже если она действительно никуда не годится. Он ведь может расстроиться и совсем перестать писать. И в качестве почетного гостя на фестивалях бывать не люблю. По российской традиции приглашенного нужно до смерти напоить, чтобы его чуть ли не кондрашка хватил. А потом рассказывать всем: «Представляете, Кукин умер у меня на руках!».
— В газетах писали, будто минувшей осенью Юрий Кукин принял участие в акции против вырубки одного из питерских парков. Вы человек общественный?
— Да я даже не подозревал, что принимаю участие в какой-то акции. Пригласили спеть на природе, вот я и спел. И пошел домой, а в газетах написали потом, что я присоединился к этой акции. Да и не парк это, а площадка, рядом с которой маленький лесок. Думаю, там было очень грязно. А какой-то бизнесмен и решил построить там особняки, чтобы место не пропадало. Городские власти ему разрешили, и вдруг поднялся шум. Вот и вся история. Я же ни в какой общественной деятельности участия не принимаю. Меня и Жириновский пытался в свою партию затянуть, и общество защиты животных мной интересовалось. Но я даже от животных отказался — а то потом буду чувствовать, что обязан бездомным собачкам помогать.
— Вы полмира объездили, присмотрелись, что где и к чему. В Украине не были давно. Перемены заметны?
— Украина — веселая и красивая страна. Белоруссия по сравнению с вами нищая. И в России гораздо хуже... Например, в Питере у нас матерятся на каждом шагу, даже дети, а я очень не люблю сквернословия. Вот в новосибирском Академгородке мата никогда не услышишь.
P. S. «Бульвар Гордона» благодарит за содействие в интервью творческое объединение «Точка опоры».

Легендарный борец с крымской организованной преступностью полковник милиции Борис БАБЮК: «Сначала у авторитета-отморозка Алика Дзюбы убили дочь, потом сына... Узнав о гибели жены, в дикой ярости Алик метался в поисках обидчиков по Симферополю и палил из автомата в окна, а когда понял, что все бесполезно, подорвал себя гранатой...»
Легендарный художник-карикатурист 107-летний Борис ЕФИМОВ: «Смерти боюсь, другое дело, в нее не верю. Думаю: как это я умру, как вдруг перестану существовать? Странно, невозможно представить...»
Актриса Вера Алентова попала в автоаварию
«Девушкой 2008 года» Playboy стала канадка
Марина Александрова выходит замуж за Ивана Стебунова?
Юрий Рыбчинский отметит день рождения новым мюзиклом об Эдит Пиаф
Дочке Абдулова предложили рекламировать сок
Влад Топалов четыре года употреблял наркотики и несколько раз собирался уйти из жизни
Звезда сериала «Секс и город» Синтия Никсон мечтает о браке со своей возлюбленной
У экс-жены Брэда Питта Дженнифер Энистон роман с Джоном Майером
Борис Моисеев готовится к очередной липосакции
В людоедские времена охотно говорят о демократии
Бард Юрий КУКИН: «Когда пишешь, попробуй влезть в шкуру другого», — сказал мне Высоцкий. «А можно в твою?» — поинтересовался я. Володя хмыкнул: «А не просторно тебе там будет?»
Ирэна КАРПА: «Можно купить себе фаллоимитатор — и быть счастливой!»
Люди как люди...
Двое из ларца: самые известные близнецы
Дом, милый дом. Кличко и Панеттьер показали новый особняк
Знаменитые актеры, которых не приняли в вуз
Родом из детства: звезды тогда и сейчас
Делу время, потехе час. Хобби звезд







Звезда "50 оттенков серого" показала грудь
Без комплексов. Lady Gaga показала белье
Дочь Джони Деппа ощущает себя лесбиянкой
Наталья Королева выставила грудь напоказ
18-летняя сестра Ким Кардашьян показала новую силиконовую грудь
Садальский о Василие Уткине: Где же твои принципы, Вася?
Пугачева будет судиться с Ирсон Кудиковой за долги
Джейн Биркин помирилась с Hermès
Тесть и теща Владимира Кличко не поделили деньги