Народный художник Украины Людмила МЕШКОВА: «В течение 10 минут Жан Поль Бельмондо снял мне боль своими большими горячими руками. Он был особенным в своей теплоте, Бельмондо — это полная расслабуха!»
«СЕРЬЕЗНЫЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ КОНКУРС Я ВЫИГРАЛА ТОЛЬКО ПОТОМУ, ЧТО В ПАРИЖЕ НЕ ЗНАЛИ, ЧТО ТАКОЕ БЛАТ»
— Людмила Ивановна, оказывается, вы архитектор?
«Параджанов мне говорил: «Прихожу к тебе, как в храм» |
— Да, и это получилось как-то спонтанно. Когда я окончила школу, мой учитель из художественной студии Осташинский очень хотел, чтобы я стала художником, но я уперлась... Мои сестры Валя и Ляля — архитекторы по образованию, вот и пошла по их стопам. Архитектура — это все же целое мировоззрение, и только благодаря ей я к керамике отношусь не утилитарно. На самом деле, глина — это не просто материал, а какая-то энергетическая сила, которую я ощущаю всеми своими клетками. Делая работу, надо войти в определенное состояние, потому что ты совершаешь таинство над тремя средами: огнем, воздухом и землей.
Заниматься просто графикой или живописью мне скучно. Даже когда я рисую — это всегда импровизация. Окончив факультет интерьера строительного института, я попала в Киевский зональный научно-исследовательский институт экспериментального проектирования... Там была мастерская, которую в 1947 году на территории Софии Киевской организовала Нина Ивановна Федорова. И я стала туда бегать, мне это нравилось больше, чем заниматься проектированием. Ты в своем проекте выкладываешься, живешь им, что-то планируешь, а потом заказчики тебе говорят «нет»... А тут ты сам себе хозяин: нарисовал, вылепил, в печку.
— А как в 1986 году вы получили право сделать свое фантастическое панно в парижской штаб-квартире ЮНЕСКО?
— Я выиграла серьезный международный конкурс. Честно говоря, не знаю как. Очевидно, только благодаря тому, что в Париже не знали, что такое блат. В жюри было 10 выдающихся людей со всего мира. А в самом конкурсе принимали участие все мужчины, я одна — женщина. Там показывали свои проекты уже прославленные Вазарелли, Церетели, Глазунов, чудный француз Бонэ, из Мексики — Рудольф Майдави и два итальянца. В результате жюри объявило: «Мы отдаем предпочтение мадам». Я очень нервничала и, плохо зная французский, даже не поняла, что «мадам» — это я. Начала оглядываться и искать счастливицу, а все почему-то смотрели на меня. Тут только до меня дошло...
В Париже я особенно чувствовала помощь и поддержку наших дипломатов — Юрия Николаевича Кочубея и Анатолия Зленко. Помню, когда наконец появилось мое панно, архитектор самого ЮНЕСКО австриец Бернард Зюрфюс мне сказал: «Очень вам благодарен за высочайший профессионализм и творческий подход к делу». А гендиректор ЮНЕСКО сенегалец М’Боу, кстати, очень образованный человек, так все понимал и задавал такие вопросы по керамике, что я обалдела. Он мне сказал: «Если бы я знал, что будет такое панно и такой эффект, я бы его делал при входе. Заходишь — и оно сразу тебя встречает!».
— Так чем же вы их поразили?
— Это керамическое панно на 55 квадратных метра, которое называется «Земля. Флюиды жизни и расцвета мирам Вселенной посылай...». Работа выполнялась в нашей киевской мастерской под руководством Нины Ивановны. Я работала два года, не поднимая головы, все время переделывала небольшие кусочки, стараясь ее «расшевелить». И сейчас она как будто живая: в зависимости от времени суток керамика бликует, меняет свой цвет и смотрится по-разному.
«ШЕВАРДНАДЗЕ ПРЕДЛОЖИЛ МНЕ ОСТАТЬСЯ В ТБИЛИСИ»
— Наверное, это все физически тяжело?
«Мстислава Ростроповича я видела на сцене — это состояние и решила передать» |
— Очень! Само панно в Париже я монтировала около трех месяцев. Когда закончила работу, был фуршет на 200 персон, который организовал М’Боу, потому что у наших не было денег. Представьте, завтра уже открытие, а никто и ничего. И вдруг идет красное пятно — это секретарь директора ЮНЕСКО в красном пиджаке и еще два переводчика. Подходят, поцеловали руку и передают мне приглашение: «Генеральный директор в связи с окончанием вашей работы организовывает в вашу честь вечер».
— Я своими глазами видела надпись возле вашего панно: «Подарок от Украины ЮНЕСКО». Но мне показалось, что ничего особенно ностальгически-украинского в этой работе нет...
— Я очень не люблю так называемую псевдонациональную трактовку, когда просто паразитируют на украинских национальных наработках — народном орнаменте, рушничках, вышиванках. При этом я столько перелопатила! Пропустила через себя и Ганну Собачко, и Катерину Билокур с ее тонким натурализмом, и Марию Примаченко с ее колоссальным монументализмом. Откуда эта культура? Просто диву даешься. О той моей работе в ЮНЕСКО сенегалец М’Боу восклицал: «Фантастик! Манифик! Се — Юкрейн!».
Я, когда работала, и не думала, что это все должно быть в национальном стиле. Просто это непроизвольно вырывалось из моего сердца, так как я всеми своими корнями в Украине. Там и пивники сидят, и какие-то колоски, что-то от Примаченко, что-то от Билокур, и я этого не стесняюсь. Это не плагиат. Просто я — украинский художник и развиваю давние традиции, чтобы они не стояли на одном месте.
— Людмила Ивановна, а что за история у вас случилась с Жаном Полем Бельмондо?
— Так получилось, что, когда я работала в Париже, он несколько раз приезжал в ЮНЕСКО. И его приводили к моему панно. Мы с ним встретились, пили кофе, разговаривали. И хотя мой французский был «шикарный», мы понимали друг друга. Он мне все время говорил: «Ты художник — супер». А как-то мы созвонились и встретились. Он уже был женат на молодой женщине Натали, которая и сегодня с ним. Кстати, познакомились они благодаря своим собачкам, которые были одной масти и выгуливались на одном бульваре — Сен-Жермен. И на нашу встречу он пришел с женой и с этими собачками.
У меня в тот день было высокое давление. Когда мы сели на бульваре на скамейку, он мне буквально в течение 10 минут снял эту боль своими большими и горячими руками, и я убедилась в существовании сильной мужской энергетики, о которой говорят психологи. Бельмондо — это полная расслабуха. Он был особенным в своей теплоте. Его жена Натали рассказала, что он действительно снимает болевые ощущения и лечит. Бельмондо работает в театре и помогает актерам, если они неважно себя чувствуют. Потом он вечером пригласил меня в ресторан, но не получилось по моей вине.
— А правда, что в 1982 году во время персональной выставки в Тбилиси вас уговаривали там остаться?
— Да. Эдуард Шеварднадзе предложил.
— Он был на выставке?
— Нет, но должен был прибыть, и мы стояли и ждали его. Вдруг подъезжает черная машина и из нее выходит... Католикос — Патриарх всея Грузии Илия II. Это же были советские времена, и первый секретарь ЦК Компартии Грузии не мог быть вместе с Католикосом, и он отложил свой приезд. Но эта выставка стала событием такого уровня, что Шеварднадзе пригласил меня в гости. Два часа мы разговаривали, и он мне предложил работать в Грузии. Тогда на выставку ко мне пришли все знаменитые грузинские шахматистки — Майя Чебурданидзе, Нона Гаприндашвили, Нана Александрия. Пришла Нани Брегвадзе, с которой мы подружились. Я тогда была и у Параджанова на улице Котэ Месхи. А он приходил на мою выставку каждый день и говорил: «Прихожу к тебе, как в храм. Я очищаюсь!».
«КОГДА Я ПРИВЕЗЛА ПОРТРЕТ РОЛАНА БЫКОВА, ЕГО ВДОВА СКАЗАЛА: «ТЕПЕРЬ Я НЕ ОДНА ДОМА»
— Вы до этого были знакомы?
Больше всего Людмилу Мешкову в Пабло Пикассо поразили его глаза |
— Да, потому что он приходил сюда, в киевскую мастерскую, к Нине Ивановне и всегда нас поддерживал. А мы с ней приезжали к нему на киностудию Довженко, где он нам двоим в маленьком зале показывал свои фильмы «Тени забытых предков» и «Саят-Нова». Однажды он привел в мастерскую Отара Иоселиани, который в тот же день пригласил меня в Дом кино на премьеру своей «Деревенской пасторали». Вот так мы с ним познакомились и подружились.
Когда я приезжала в Тбилиси, всегда встречалась с Отаром. Этот изумительный режиссер привел меня в свой дом, я познакомилась с его чудными женой и дочкой. Он меня привозил на дачу к знаменитой Верико Анджапаридзе, маме Софико Чиаурели... Как-то я ехала в Москву и на перроне вдруг увидела проходящего Иоселиани. «Пошли к нам», — обрадовался он и забрал меня к себе в купе, где был Котэ Махарадзе и чудный грузинский актер Георгий Кавтарадзе. Мы проговорили всю ночь.
С Иоселиани мы очень часто встречались и во Франции. Он жил у Алекс, французской графини — милой, обаятельной женщины, снявшейся в главной роли в его «Фаворитах Луны». Я работаю, он мне звонит и приглашает в гости пообщаться.
УОтара было очень хорошо: огромное количество книг, на полу шкура зебры... И потрясающий бар, по образцу которого я потом сделала бар и у себя.
СИоселиани, конечно, непросто, потому что у него сложный характер, но благодаря ему я познакомилась со многими французскими режиссерами и художниками. Как-то он привел меня в парижский кинотеатр, где шли его «Фавориты Луны». Я попросила: «Давай посмотрим вместе». — «Ты что? А если кто-нибудь увидит, что я сижу и смотрю свой фильм?».
Никогда не забуду, как он меня выручил. Фура с керамикой моего панно для ЮНЕСКО приехала в Париж в выходной день, что для французских рабочих — святое дело, и никто, естественно, не работает. А машина должна была уезжать. Я в отчаянии, не зная, что делать, позвонила Отару. Он пришел с графиней Алекс: «Ну давай таскать», — сказал ей. И засучил рукава. При этом Отар успевал ругаться: «Сам Отар Иоселиани таскает твою керамику!».
— А как отреагировала графиня?
— Таскала ящики безропотно.
— Где вы познакомились с Роланом Быковым?
— Ролан Антонович — очень интересная страница в моей жизни. Он был воистину гениальным актером, блистательным импровизатором и чрезвычайно доброжелательным человеком. Я так с близкими не могла говорить, как с ним: все понимал и чувствовал с полуслова...
А познакомилась я с Быковым на своей московской выставке в Союзе архитекторов в 1978 году. Он приходил столько, столько она длилась. Как-то пришел и спросил, где мы с сестрой Лялей и племянницей Таней живем. Нас поселили в какой-то гостинице Союза архитекторов. «Нет. Только к нам?» — сказал Ролан Антонович, и нас отправили в район метро «Аэропорт», где в кинематографическом доме в квартире Лены Санаевой мы и разместились. Над нами жил Георгий Данелия, Ролан со своей мамой и Леной — на Пятницкой улице.
Потом Ролан Антонович приехал сюда в Киев со своим фильмом «Автомобиль, скрипка и собака Клякса», и мы снова встречались. Он приходил в мастерскую и смотрел, смотрел на мои иконы, которые были еще не закончены, а потом сказал: «Не дорабатывай их, оставь так. Дай на откуп тем людям, которые будут на них смотреть». И я оставила, как он сказал. Некоторые спрашивают: «А почему лица не дорисовала?». Но разве мы знаем, какими святые были на самом деле?
— Вы потом и портрет Ролана Быкова сделали в керамике?
— Да, после его смерти. Я три года его писала, но при жизни Ролана Антоновича все не могла закончить. Привезла лишь на его 40 дней жене Лене. Я почувствовала, что он смотрит на нас уже с высоты, где приобрел покой. Не знаю, получилось ли, но когда уезжала, его жена сказала: «Ну теперь я не одна в доме».
«ЕЩЕ НЕМНОГО ПОБУДУ У ТЕБЯ И НАЧНУ В БОГА ВЕРИТЬ», — ГОВОРИЛ АМОСОВ»
— Если не ошибаюсь, московская выставка 1978 года принесла вам дружбу не только с Быковым...
Отар носил ящики и ругался: «Сам Иоселиани таскает твою керамику!» |
— Ролан Антонович на выставку привел Колю Губенко с Жанной Болотовой. Раза три приходил Роберт Рождественский со своей супругой Аллой. Писатель Валентин Распутин ехал в Париж из Иркутска, а потом обратно и тоже приходил на мою выставку. Потом он еще четыре раза приезжал ко мне в Киев. Тогда же я познакомилась с Чабуа Амирэджиби. Не могу передать, какой красоты этот грузин, написавший роман «Дата Туташхиа»: сван ростом под два метра, с руками здоровыми, как лопаты. И море обаяния.
— Почему портрет Николая Амосова вы так и не перевели в керамику?
— А как я могу перевести, если вложила туда всю душу и энергию?.. Как-то из Америки приезжали художники-галерейщики и хотели его у меня купить. Благодаря этому портрету я с Николаем Михайловичем и познакомилась. Он мою сестру Лялю прооперировал в 1976 году, я тут же и начала его рисовать, потому что он был для меня Богом. Когда увидел этот портрет, схватил меня вот так за руку и долго не отпускал — все, знаменитый хирург со мной уже дружил. Произошло это на телевидении.
Один телережиссер, делая передачу обо мне, предложил: «Я приглашу Амосова, а вы ему в кадре вручите портрет». Но мы встретились в студии до того, как попали в кадр... «Я должна сделать сюрприз, — говорю ему. — Но покажу вам его сейчас, а то вдруг не понравится». Он говорит: «Смотри, чего придумали! А я гадаю, с чего это меня позвали?». Ну, потом начался прямой эфир, и ведущий говорит: «А сейчас, Николай Михайлович, мы вам сделаем сюрприз». А он громко так отвечает: «Не надо! Я человек честный и не буду притворяться, что портрет не видел. И если бы он мне не понравился, сразу бы сказал, что это говно».
Бывает, придет ко мне в мастерскую, мы общаемся, а потом он посмотрит на часы и говорит: «Так, Люсечка, я у тебя уже два часа. Ты представляешь, вместо того, чтобы работать, два часа байдыки бью!
Надо уходить, а то еще немного побуду у тебя и начну в Бога верить». Ходит по мастерской, смотрит работы, а потом отчитывает меня: «Люсечка, ты мне это уже показывала два месяца назад. А что нового сделала?».
Потом он стал к себе домой приглашать. Познакомилась с Лидией Васильевной, его супругой. Когда я приходила к ним, они такие чаепития устраивали! Лидия Васильевна пекла замечательные пироги и торты, а журналисты писали, что Амосов по своей особой системе морит голодом и себя, и свою семью.
В последний раз, когда мы встречались, он мне сказал: «Я себе дал установку, что буду жить 100 лет». Не дожил — умер в 89. Вмешалось воспаление легких, потом инсульт... Когда его не стало, ко мне пришла дочь Амосова Катя с мужем Володей. Она плакала и рассказывала, как меня ценил и любил папа. Катя же меня по существу и спасла, когда мне понадобилась операция на сердце.
«ВДОВА ЩЕРБИЦКОГО ЗАКАЗАЛА ПАМЯТНИК МНЕ, ПОТОМУ ЧТО ВСЕ НАШИ СКУЛЬПТОРЫ ЕЙ ОТКАЗАЛИ»
— Вас как-то особенно вдохновляют гениальные люди?
Портрет Эдит Пиаф из серии «Воспоминания о Париже» |
— Ничего с собой не могу сделать. Начинаю работу, но и то, и другое хочется, и третье... Обжиги-то разные, их много, я не всегда успеваю, это такой большой труд. Потом нужно делать какие-то работы на заказ, чтобы жить. И так все время — одну заканчиваю, другую только начинаю. Вот сейчас Анатолия Соловьяненко должна сделать, потому что мы с ним общались, и я так его душу прочувствовала. Уже готовы эскизы Чюрлениса, он моя боль. Когда мне кто-то очень близок, то очень трудно это делать.
Святослав Рерих давно нарисован, а Елена Ивановна Рерих рисуется, хотя и очень тяжело: как ни странно, ее фотографии всегда плохо выходили — практически все засвечивались. Когда начинаю думать о Врубеле, то у меня почему-то слезы наворачиваются. Сделала Ростроповича, сейчас закончила и Башмета. Вот портрет Феллини нарисовала, а в керамику перевести перед выставкой не успеваю. Андрей Тарковский в процессе работы, потому что это не так просто — познать и почувствовать его.
— Есть разница между портретом и другими керамическими жанрами?
— Знаете, не могу сказать, что хорошо знала композитора Альфреда Шнитке, но однажды смотрела по ТВ, как Ростропович, Башмет и Кремер исполняли его музыку, а Шнитке их благодарил. И я увидела его глаза! У меня было такое состояние, что я должна немедленно рисовать.
На следующее утро в консерваторской библиотеке отыскала его портрет. Работаю и чувствую, что могу показать то, что свойственно только ему. Я впервые увидела лицо человека, который смотрит в себя. Зато Жерар Филип все время смотрит наружу — недожил, недотворил, недолюбил. Ностальгия. Вот почему я не рисую сидящую натуру. Она мне мешает сиюминутностью, а керамика не терпит натурализма, ей нужно состояние.
— Людмила Ивановна, вы давно видели свой памятник Щербицкому на Байковом кладбище?
— Это был человек легкоранимый и глубоко страдающий. Когда я Владимира Васильевича рисовала, передо мной была его фотография. Смотрю — а он плачет. Я взяла бутылку коньяка и стала плакать вместе с ним. Всматривалась в него и понимала, что он очень порядочный, душевный и ничего плохого не сделал, — отвечаю за это стопроцентно, до такой степени я его изучила.
В общем, мы плакали, а потом я начала с ним разговаривать. Если бы кто-то со стороны смотрел, подумал бы, что у женщины крыша поехала окончательно. Когда я портрет сделала, вдова Щербицкого Рада Гавриловна поцеловала мне руку и спросила: «Я знала, что он такой, потому что прожила с ним всю жизнь, но откуда его знаете вы?». И хотите верьте, хотите нет, приходим мы с моим помощником Сережей на кладбище, смотрю, к памятнику подошла какая-то бабулька.Молилась, молилась — решила, что икона. Потом ушла. Вдруг вижу, а у Владимира Васильевича глаза открываются, он смотрит на меня и слезы льются — обрадовался...
— Памятник сама Рада Гавриловна заказала?
— Она ко мне обратилась только потому, что все наши скульпторы ей отказали. Некоторые меня до сих осуждают. А я помню, что когда Рада Гариловна меня просила об этой работе, рядом стоял их сын. И он на меня произвел очень хорошее впечатление. Воспитанный такой. Я согласилась, но один из моих знакомых мне сказал: «Люся, не берись! Я первый брошу в этот памятник камень». А потом, когда увидел результат, передумал: «Нет, не брошу»...
«МОЙ ПРОЕКТ, КОТОРЫЙ ПРЕДСТАВЛЯЛ В ЯПОНИИ ВИКТОР ЮЩЕНКО, ЛЕЖИТ В ЯЩИКАХ»
— Наверное, ваши работы и защищают вас, и дают вам силы?
— Вот жизнь у меня такая — вроде бы закрылась здесь, в мастерской и, кроме работы, ничего не вижу. Художник, как никто другой, очень одинок. Недавно в «Ночном полете» у Андрея Максимова выступал Анджей Вайда и рассказывал, что в молодости он хорошо рисовал, но так испугался своего будущего одиночества, что быстро все переиграл и стал режиссером. Он рассказывал, что ему уже 82 года и он, неважно себя чувствуя, мог бы и дома сидеть, но ему надо ехать, бежать, потому что на съемках его ждут 500 человек.
— Сейчас у вас, народного художника Украины, по существу первая большая персональная выставка в Киеве. Почему так долго не выставлялись?
— Если раньше не было выставки, я не суетилась: просто ждала. Не все помещения подходят для моих работ. И я счастлива, что есть «Украинский Дом», потому что здесь большой зал с высоким потолком, зритель же должен отойти и посмотреть на расстоянии. И здесь творческим людям идут навстречу.
Уже давно грузины хотят сделать мою выставку, но в этом никак не обойтись без помощи государства: самой мне перевозить свои работы невозможно. Я бы, конечно, очень этого хотела, потому что Грузия — одна из моих любимейших стран.
— А как возникли ваши иконы?
— В свое время я нарисовала портрет Католикоса — патриарха всея Грузии Илии II и подарила ему. Он долго молча сидел. Я уже не знала, что думать. А потом он сказал: «Вы нарисовали не меня... а себя, свою душу. Но обещаю — я таким стану». По сей день мы с ним дружим. Он мой наставник-духовник, и я всегда очень нуждаюсь во встрече с ним. Однажды он мне как бы невзначай сказал: «Иконы будешь делать, Людмила». Мне это запомнилось. Сделала одну работу на эту тему, другую — тем более что работаю я на территории такой святыни, как Cофия Киевская. Потом работала над иконами в церкви Андрея Первозванного. Недавно сделала роспись в церкви Рождества Христова, построенной на Оболони.
— У вас в мастерской я все время вижу гостей...
— Ко мне приезжают из разных городов: Владивостока, Новосибирска, Кемерова, Мариуполя, Херсона, Донецка, Москвы, из Америки и Франции... Звонят: «Можно мы придем?» — и заваливаются целым автобусом — человек 30. Я, конечно, всех угощаю чаем, кофе. А один раз пришел журналист из Японии. Он зашел на Байковое кладбище, увидел памятник Щербицкому и нашел меня через Союз художников. Потом написал обо мне в газете и даже напечатал фотографии: мы с Сережей стоим и держим эскиз: панно Чернобыль — Хиросима.
— Кстати, какова судьба этого панно? Вы же показывали его в Японии, когда ездили туда вместе с президентской делегацией...
— Мой проект представлял сам Виктор Андреевич, которому это панно нравится... Проект был воспринят очень хорошо. Мы пострадали от Чернобыля, японцы пострадали от атомных бомб. В своем панно я просто показала красоту Японии и Украины. Увы, все это лежит у меня в ящиках...
— Кажется, у вас это была не первая поездка в Японию?
— Впервые я туда попала вместе с московскими архитекторами в 1979 году, и там мы встречались с Кензо Танго, входящим в семерку лучших архитекторов мира. Встречались в его огромном офисе-небоскребе, этажей так на 50. А сам Кензо небольшого росточка. Я за ним наблюдала и никогда не забуду, как вокруг него стояла целая армия помощников и он одним движением глаз отдавал им распоряжение. Взгляд — и его сотрудник сразу бежит исполнять! Время на разговоры не тратится — все работают, все отлажено.
— Вы не заметили в Танго манию величия?
— Я заметила детскость. Гений, а выражение лица детское, безоблачная улыбка. Я видела перед собой несмышленое дитя и стремилась потом это показать в его портрете. Такое же наивное выражение лица и у Альберта Эйнштейна. Знаете, какой памятник гениальному физику поставили в Америке? Большая голова, а туловище годовалого ребенка. А ведь верно. Думаете, Ролан Антонович Быков не был ребенком?
— У вас здесь, в мастерской, столько работ, что создается впечатление, будто вы их совсем не продаете...
— Когда я что-то делаю, меньше всего думаю о продаже. Это для меня — дети родные, продавать их как-то не приходит в голову. Творчество и коммерция, как говорят в Одессе, две большие разницы. Все эти работы и смотрятся только вместе, при мне. А если разойдутся, то исчезнет их удивительная совместная энергетика.
Я чувствую, как сюда в мастерскую приходят люди и становятся совсем другими. Мой очень хороший знакомый, директор Института медицины, труда и профзаболеваний при АМН Украины академик Юрий Ильич Кундиев всегда говорит: «Вы рисуете человека лучше, чем он есть».
— Так что же происходит с вашей мастерской? Ведь ваш труд в обычной квартире невозможен?
— Раньше мы платили четыре рубля за аренду, потом 40... А сейчас с меня запросили 12 тысяч гривен плюс четыре тысячи за аренду земли, на которой мастерская находится (!). Я здесь много лет — с 1962 года — и думала, что нужна в Софии. А мне теперь чиновники говорят: «Вы должны знать, что сейчас капитализм! Вот опечатаем, тогда посмотрите!».
Я все время нахожусь в таком состоянии, что меня в любой момент выгонят. И никому до этого нет дела. Это непонимание, нелюбовь режет сердце. Когда мне в первый раз грозили выселением, Лариса Хоролец, тогдашний министр культуры, поддержала меня: пришла в мою мастерскую, осмотрела работы, потом охватила голову руками и с горечью сказала: «Боже, українцi, що ми робимо?!». На следующий день мне продлили аренду еще на пять лет.
— Людмила Ивановна, у вас же были приглашения работать за границей?
— Меня раньше звали во французский Народный театр, где работал Жерар Филип. Отар Иоселиани оставлял меня в Париже, даже показывал квартиру, где я могла бы жить, но я: «Нет, не могу!».
Тогда было советское время, и чтобы остаться, надо было просить политического убежища. Но в Киеве жили все мои близкие, Нина Ивановна, могилы родителей — я не могла предать их всех.
Кстати, на днях ко мне в мастерскую пришли американские архитекторы нашего пятизвездочного отеля «Хайят». Они были потрясены и наговорили много приятных слов: «Вы живая легенда!», «Вы не знаете себе цену!», «Ваши потомки вас оценят». Мои друзья часто вздыхают: «Ты знаешь, что в будущем твои работы будут стоить миллионы?».
— Что вы им отвечаете на это?
— Может быть...