В разделе: Архив газеты "Бульвар Гордона" Об издании Авторы Подписка
За кадром

Актера Александра ДЕМЬЯНЕНКО могла бы спасти операция по шунтированию, но он побоялся ложиться под нож и умер от инфаркта

Людмила ГРАБЕНКО. «Бульвар Гордона» 31 Мая, 2012 00:00
30 мая всенародно любимому Шурику исполнилось бы 75 лет
Людмила ГРАБЕНКО
Каких только «страшилок» не рассказывали в народе о милейшем Александре Демьяненко! Уверяли, что популярный артист злоупотреблял спиртным, хотя максимум, что он себе позволял, — это пара рюмок в праздники. Говорили, что в лихие 90-е актер остался без работы и голодал, в то время как он даже в период кинематографического безвременья ежегодно снимался в трех-четырех, а то и в пяти картинах. Но, конечно, главные пересуды связаны с ролью знаменитого Шурика из комедий Леонида Гайдая. Кто-то считает, что она актера прославила, кто-то — что погубила его карьеру. И это при том, что на счету Демьяненко более 100 ролей в кино, и половина из них — главные. О том, как все было на самом деле, рассказывают те, кто хорошо знал и любил Александра Сергеевича.
КИНОРЕЖИССЕР АЛЕКСАНДР ПАВЛОВСКИЙ: «ОТ ИНФАРКТА НИКТО НЕ ЗАСТРАХОВАН, НО СЕРДЦЕ НАЧИНАЕТ БОЛЕТЬ, КОГДА ОНО ПЕРЕПОЛНЕНО СТРАДАНИЯМИ»
Александр Павловский: «Он становился любимцем во всех съемочных группах, с которыми ему доводилось работать»

Александр Павловский снимал актера Демьяненко в четырех своих картинах.

- Александр Ильич, в вашем фильме «Зеленый фургон» Александр Демьяненко сыграл одну из лучших своих ролей. А как вы познакомились?

- Хотя зрители знали моего тезку прежде всего как Шурика из фильмов Гайдая, коллеги ценили его и за другой талант. Демьяненко был замечательным дублером - именно его голосом во многих фильмах говорит Жан Поль Бельмондо. Поэтому, когда я снимал музыкальный фильм «Трест, который лопнул» по рассказам О'Генри, именно его пригласили озвучить прекрасного литовского актера Регимантаса Адомайтиса, игравшего в паре с Колей Караченцовым. Так мы с Сашей и познакомились, и я открыл для себя очень тонкого, нежного, трогательного и бесконечно ранимого, лишенного каких бы то ни было бойцовских качеств человека.

 

Оказалось, что он прекрасно знает русскую поэзию, помнит наизусть много стихов. В общем, мы с ним сдружились. И я решил открыть его для зрителей в новом, неизвестном качестве. Хотя картина «Зеленый фургон» - комедия, самый некомедийный персонаж в ней - метранпаж Шестаков, герой Демьяненко.

- Если не ошибаюсь, изначально Шестакова в сценарии не было - вы написали его специально для Александра?

- Можно сказать, что этого персонажа не было и в повести Козачинского, по которой снят фильм. О нем там одно-единственное упоминание: «На помощь одесской милиции приехали рабочие из Рязани во главе с метранпажем Шестаковым».

Александр Демьяненко в своем первом фильме «Ветер», 1958 год

Но я, предложив Саше эту роль, написал несколько эпизодов, в том числе и трогательную ночную сцену на постоялом дворе, где его герой читает поэму Блока «Двенадцать». Я же метранпажа и убил в финале - в книге этого тоже не было.

- Зачем взяли грех на душу?

- Славянский менталитет велит нам жалеть униженных, оскорбленных, сирых, убогих и убитых. Между нами говоря, Александр Сергеевич Пушкин был не лучшим представителем рода человеческого - при жизни его не очень любили. Но стоило поэту пасть от руки Дантеса, как все тут же начали превозносить его дар и оплакивать. Пользуются сердобольностью наших народов и политики, инсценируя аварии и покушения, дабы получить дополнительные баллы от избирателей. В общем, Шестакова я убил для того, чтобы зрители его пожалели.

Съемки «Зеленого фургона» длились с мая по сентябрь 1982 года. Сашу я тогда узнал очень хорошо и могу сказать, что это был необычайно светлый человек, абсолютно неприхотливый. Он становился любимцем во всех съемочных группах, c которыми ему доводилось работать. Не помню, чтобы Демьяненко предъявлял какие-то претензии или что-то требовал.

В картине «Мир входящему», 1961 год

- Понятно, почему вы с тех пор снимали Демьяненко во всех своих картинах...

- Да, он был занят и в «Светлой личности», и в фильме «И черт с нами!». Причем мне даже в голову не приходило вызывать его на пробы. Работая над новым сценарием, я первым делом расставлял на роли своих любимцев - Демьяненко, Адомайтиса, Колю Караченцова, а потом уже думал о других актерах. И начинался следующий этап нашего замечательного общения в Одессе.

- Ходили слухи, что Демьяненко злоупотребляет алкоголем...

- Ничего подобного! Он прятался от назойливых поклонников, на улице всегда появлялся в темных очках. Дело в том, что наши люди зачастую отождествляют актеров с их персонажами. Им ничего не стоило подойти и хлопнуть Сашу по плечу: «Шурик, давай выпьем!». А актер не хочет пить и отказывается. И тут начинается: «Что, зазнался! Народ презираешь, выпить с работягами не хочешь!».

Он всячески избегал банкетов, куда его все время зазывали, игнорировал фестивали, не любил ездить по всей стране с концертами «Товарищ кино».

С Людмилой Гурченко, «Мой добрый папа», 1970 год

- Говорят, что в последние годы жизни его все забыли - и режиссеры, и чиновники от кино...

С Татьяной Конюховой в «Карьере Димы Горина», 1961 год

- Это не совсем так. Журналисты всячески раздувают этот миф, чтобы показать, какой ужасной была эпоха. Но ведь все, что тогда произошло, касалось не конкретно Александра Демьяненко, а всего советского кино - замечательного, до уровня которого еще дай нам всем Бог сегодня дотянуться. Тогда забыли не только Сашу - всех. Сотни актеров оказались в такой же плачевной ситуации.

В лихие 90-е Саша, конечно, не мог зарабатывать съемками, но говорить, что он голодал, тоже было бы неправильно. Его жена Людмила, замечательная и талантливая женщина, была режиссером дубляжа, и на ней держалось семейное благополучие. Как раз шел поток иностранных картин и нужны были актеры, которые могли бы их дублировать. Саша же это делал виртуозно - он, например, запросто одновременно озвучивал двух персонажей, участвующих в одной сцене. А еще настолько хорошо чувствовал актера, которого дублировал, что мог говорить за него, стоя спиной к экрану, не глядя на артикуляцию. Возможно, такая работа и не давала ему удовлетворения, но она у него была.

- Бытует мнение, что Александр Сергеевич не любил своего Шурика - считал, что эта роль поставила на нем крест как на драматическом актере. А вы как думаете?

С Владимиром Высоцким на съемках фильма «Война под крышами», 1967 год

- Это одновременно и правда, и неправда. С одной стороны, эта роль принесла ему не только огромную славу (какой артист от нее откажется?), но и материальное благополучие. С другой - она замкнула актера в более узких комедийных и эксцентрических рамках. Хотя Демьяненко мог быть любым: он играл и характерные роли, и в мюзиклах снимался, где полностью соответствовал всем законам жанра. Но, конечно, свой актерский потенциал не использовал и наполовину.

С Натальей Селезневой, «Операция «Ы» и другие приключения Шурика», 1965 год

Возможно, какие-то роли и уходили от него, но виновата в этом не «маска» Шурика, а исключительно его характер. По натуре Александр Сергеевич был человеком скромным, застенчивым, не настырным, не настойчивым - он приходил на пробы, но не умел, как другие, зубами вырывать себе роли. Его интеллигентность оказывала ему плохую услугу.

- Для многих актеров в таких ситуациях отдушиной становились дети, внуки...

«Правильно! И мух отгоняй!». С Алексеем Смирновым в «Операции «Ы»...»

- У Демьяненко не было детей, только падчерица - актриса Анжелика Неволина, которую многие помнят по роли машинистки в фильме Владимира Бортко «Собачье сердце». К сожалению, ее молодость пришлась на период кинематографического безвременья. Если ее ровесники-актеры и в 40-45 лет могут играть любовь, то девочкам этого поколения не повезло - появившись на экране в немолодом уже возрасте, они вынуждены были сразу впрыгивать в роли мам и бабушек. Лика тоже стала жертвой безкартинья.

С Юрием Никулиным в «Операции «Ы»...». «С одной стороны, роль Шурика принесла Саше не только огромную славу, но и материальное благополучие, а с другой — замкнула в более узких комедийных рамках»

- Как вы думаете, почему Александр Сергеевич ушел из жизни так рано - в 62 года?

- С ним случился инфаркт, после которого его не спасли - то ли не смогли, то ли не успели. От такой болезни никто не застрахован: люди умирают от нее и в 25, и в 30 лет. Другое дело, что сердце начинает болеть, когда оно переполнено страданиями. И актеры в этом смысле находятся в особой группе риска.

АКТРИСА ИРИНА ТОКАРЧУК: «ОНИ С БРОНДУКОВЫМ БЕГАЛИ И ИСКАЛИ КАСТРЮЛЮ С БОРЩОМ»

С Натальей Варлей в «Кавказской пленнице», 1967 год

Знаменитая Сима из «Коммунальной квартиры» в фильме «Зеленый фургон» работала ассистентом режиссера по актерам и сыграла небольшую роль.

- Ирина, каким вы запомнили Александра Демьяненко?

- На съемках «Зеленого фургона» Александр Сергеевич полностью вжился в образ своего персонажа Шестакова: точно так же все время тихо сидел в сторонке, читая книжку. Отвлечь Шурика от этого занятия мог только Борислав Брондуков, который время от времени привлекал его к кухонным хлопотам.

«Когда вы говорите, Иван Васильевич, впечатление такое, что вы бредите...». С Юрием Яковлевым в комедии Гайдая «Иван Васильевич меняет профессию», 1973 год

Борислав Николаевич был мужчиной хозяйственным, на съемки всегда приезжал с целым набором для готовки - маленькой походной плиточкой, работавшей от такого же маленького газового баллончика, кастрюлькой, сковородочкой, досочкой для разделки продуктов, набором ножей. Он покупал на рынке продукты, а потом прямо на площадке все это крошил, резал, зажаривал и забрасывал в кастрюлю - запахи разносились на всю округу! После этого борщ надо было только помешивать, и на вахту заступал Демьяненко - сидел около плиточки с книжкой. Однажды Саша то ли увлекся чтением, то ли куда-то на минуту отошел, но борщ украли. Они с Брондуковым бегали по площадке и искали кастрюлю - целое детективное расследование провели.

Евгений Моргунов, Фрунзик Мкртчян, Александр Демьяненко, Юрий Никулин в комедии Леонида Гайдая «Кавказская пленница»

- Нашли?

- Да, «ворами» оказались ребята из массовки. Они просто пошутили, хотя не удивлюсь, если под шумок и съели несколько ложек - борщ у Брондукова был очень вкусный.

АКТРИСА НАТАЛЬЯ КРАЧКОВСКАЯ: «БОЛЬШЕ ВСЕГО НА СВЕТЕ ОН БОЯЛСЯ КОГО-ТО ПОБЕСПОКОИТЬ»

Наталья Крачковская: «К Саше у меня сразу же возникла чисто человеческая симпатия»

Фото Феликса РОЗЕНШТЕЙНА

Наталья Крачковская работала с Александром Демьяненко и в фильме Гайдая «Иван Васильевич меняет профессию», и в сериале «Клубничка».

- Мы с Сашей познакомились на съемках картины «Кавказская пленница», - вспоминает Наталья Леонидовна, - я там не снималась, но приезжала к своему мужу, звукооператору Владимиру Крачковскому. К Саше у меня сразу же возникла чисто человеческая симпатия, очень уж нетипичным актером он был - никогда не лез в разборки, не вступал в дрязги, которые, чего греха таить, часто возникают на площадке. Актеры, как правило, люди эмоциональные и вспыльчивые, а он был выдержанным, очень спокойным и доброжелательным. Если у партнера по съемочной площадке что-то не получалось, старался его успокоить: «Не расстраивайся, у тебя все хорошо».

Ирина Токарчук: «Александр Сергеевич полностью вжился в образ своего персонажа Шестакова: точно так же сидел в сторонке, читая книжку»

- Как он относился к картинам Гайдая, которые сделали его известным?

- Леонид Иович вообще любил брать малоизвестных актеров и делать из них знаменитостей, он так и говорил: «Я зажигаю звезды». Для Саши его Шурик - такая же визитная карточка, как для меня - мадам Грицацуева. Можно сказать, что Леонид Иович - наш крестный папа в кино. Но Саша прекрасно играл и драматические, и характерные роли в таких, например, фильмах, как «Угрюм-река» или «Учитель пения». Поэтому назвать его актером одной роли никак нельзя.

- Как вы думаете, почему он не отказался сниматься в сериале «Клубничка», хотя уже тяжело болел?

Михаил Светин: «Он вообще очень трудно сходился с людьми, предпочитал все держать в себе»

Фото Александра ЛАЗАРЕНКО

- Он не мог себе этого позволить - ему, как и многим из нас, нужно было кормить семью. Время от времени Демьяненко все-таки ложился в больницу, но ненадолго, а когда возвращался на площадку, делал все для того, чтобы, не дай Бог, не привлекать к себе внимания. Если во время работы мы, видя, что ему нездоровится, спрашивали: «Саша, может быть, сделаем перерыв?», он неизменно отвечал: «Нет-нет, давайте снимем, а уж потом я отдохну».

В уголке у нас стоял небольшой топчанчик, там он и лежал в перерывах между съемками. Отказывался от любой помощи, и не потому, что она была ему не нужна, просто больше всего на свете Саша боялся кого-то побеспокоить. Максимум, что он мог попросить, - это стакан компота из буфета. Да и то говорил: «Ну, если сами пойдете, то принесите, а специально ходить не надо». Но стоило прозвучать команде: «Мотор!», как Демьяненко был уже на ногах и полностью готов к съемке. Все поражались его дисциплинированности и пунктуальности: он никогда не опаздывал и всегда назубок знал свой текст.

МИХАИЛ СВЕТИН: «НА ПАНИХИДЕ Я ПОЛЧАСА РУГАЛ ВРАЧЕЙ - ПОЧЕМУ ОНИ НЕ УГОВОРИЛИ ЕГО НА ОПЕРАЦИЮ?!»

Михаил Светин играл с Александром Демьяненко в Санкт-Петербургском театре комедии имени Акимова. Со спектаклем «Дон Педро» они объездили весь бывший Советский Союз.

- Мы ездили вместе на гастроли, - вспоминает Михаил Семенович, - поэтому успели переговорить в поездах-самолетах, в гостиницах обо всем на свете. Саша был талантливым, глубоким, серьезным актером, карьеру которому изрядно подпортила наклейка «Шурик» - после фильмов Гайдая режиссеры практически не воспринимали его в серьезных ролях, из-за чего он не сыграл и половины того, что мог.

Падчерицу Александра Демьяненко Анжелику Неволину многие помнят по роли машинистки в фильме Владимира Бортко «Собачье сердце». Своих детей у актера не было
С супругой Людмилой. «Его жена, замечательная женщина, была режиссером дубляжа, и на ней держалось семейное благополучие»

Роднит нас с Демьяненко и то, что в одном из фильмов он как замечательный мастер дубляжа озвучивал... меня. Я тогда был в отъезде, а картину нужно было срочно заканчивать. Когда я приехал и послушал, как Саша это сделал, то был поражен: это говорил я! Еще мы с ним снимались в агитационных роликах о вреде алкоголизма - «Вина в вине». Зимой, в морозы, Саша привозил меня к месту съемок на своем «жигуленке», если было время, доставал термос, наполненный кофе с коньячком, мы с ним сидели, пили и опять-таки разговаривали.

- Перемывали косточки коллегам?

- Ну что вы! Не помню, чтобы он о ком-нибудь плохо говорил или уж тем более кого-то осуждал. У них, кстати, вся семья такая: не только сам Демьяненко, но и его жена с падчерицей были людьми тихими, скромными, обаятельными, по-питерски интеллигентными и очень красивыми. Не могу сказать, что мы с ним близко дружили. Саша вообще очень трудно сходился с людьми, особой коммуникабельностью не отличался, предпочитал все держать в себе.

- Почему Александр Демьяненко вынужден был уйти из театра?

- Все началось с того, что в театр пришла новый художественный руководитель - Татьяна Казакова. Первым делом она решила переформировать труппу, для чего по одному вызывала актеров к себе в кабинет. Когда зашел Демьяненко, она ему задумчиво сказала: «Даже не знаю, что мне с вами делать...». Можно понять Сашу: популярный артист, которого знает вся страна, - и вдруг такие слова! Обиделся он ужасно. Но мне кажется, они просто не поняли друг друга. Татьяна - человек настроения, но она за 17 лет работы в театре не выгнала ни одного подчиненного. Саше надо было просто переждать, и все как-то устроилось бы, но он не захотел. Положил заявление на стол и ушел.

- Вот так тихо, без скандала?

- Он никогда не давал гневу выплеснуться наружу, тут же его в себе подавлял. В такие минуты Саша очень сильно краснел, и я понимал, что мой коллега зол, но длились такие вспышки всего несколько минут, а потом он снова становился тихим и спокойным. Думаю, это тоже не лучшим образом сказывалось на его здоровье - копить отрицательные эмоции в себе очень вредно.

По этому поводу мы чаще всего и спорили. Я буквально боролся с ним - просил, требовал, чтобы он сделал операцию на сердце. У него ведь был тот же диагноз, что и у меня, - сердечная недостаточность. Но я сделал операцию и - тьфу-тьфу! - до сих пор жив, а он очень боялся ложиться под нож, и вот вам результат - в 62 года его не стало. А ведь шунтирование, которое сейчас делают многим, спасло и продлило бы ему жизнь. «Ты дождешься инфаркта, и все - финал!» - твердил я ему. Так все и получилось.

- Об этом вы говорили и на похоронах Александра Демьяненко?

- Да я, наверное, полчаса ругал на панихиде врачей - почему они не уговорили его на операцию?! Вместо этого прописали ему таблетки! Есть такое лекарство - нитросорбит, я когда-то тоже его принимал. Под его действием ты можешь себе позволить любую физическую нагрузку - петь, плясать, играть в театре и кино. Во время съемок фильма «Любимая женщина механика Гаврилова» я танцевал именно на этих таблетках: когда заканчивалось действие одной, отворачивался от камеры и незаметно бросал в рот другую.

Точно так же - я это видел! - делал и Саша на сцене. Но беда в том, что время действия этого лекарства постоянно сокращается: сначала оно действует три часа, потом - два-полтора и наконец перестает оказывать какое-либо влияние на организм. Вдобавок оно приводит к образованию тромбов.

Ухода одного из самых ярких и популярных актеров советского кино почему-то почти не заметили ни пресса, ни телевидение - я не помню посвященных ему программ и некрологов. Зато на «Ленфильм», где проходила траурная церемония, выстроилась огромная очередь - люди пришли, чтобы попрощаться с любимым артистом.



Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
1000 символов осталось