За кадром
Режиссер «Волчицы» и «Исцеления любовью» Бата НЕДИЧ: « По-русски я слова не мог молвить и не верил, что когда-нибудь выговорю дивное слово «тетрадь»
Ольга КУНГУРЦЕВА 13 Июня, 2007 00:00
Похоже, сегодня телевидение тихо сходит с ума. Паранойя выражается в бесконечном показе сериалов практически на всех каналах с перерывом на рекламу.
«ЗА 25 ЛЕТ Я НЕ ВЫПИЛ ДАЖЕ КАПЛИ ПИВА»
— Сегодня вы снимаете уже третий по счету сериал — «Ангел-хранитель» совместного производства компаний «Стар Медиа» и «Киевтелефильм». Чтобы выдержать это, режиссеру необходимо обладать стальными нервами или же отстраниться, как говорят, «упасть на мороз»?
— В первую очередь нужно хотеть работать. У меня были длительные простои, когда я вообще ничего не снимал. Однажды умный человек, которому я вещал о своих грандиозных, но бесперспективных планах, меня остановил: «Бата, кем ты хочешь быть?». — «Режиссером». — «Значит, будь им». Я послушался и вернулся в кинематограф.
Если честно, мне очень тяжело. Несмотря на то что 14 лет живу в Киеве, я здесь чужой, я — иностранец. Ежедневно нужно что-то доказывать коллегам, которые, по большому счету, до сих пор меня плохо воспринимают. Не так легко получить толковую постановку. Никто не придет и не скажет: «Ты хороший парень, ты снял в 1989 году отличное кино, поэтому сейчас мы дадим тебе много денег и ты вновь сделаешь замечательную картину».
Мне пришлось подниматься снизу вверх и доказывать, что я лучший. По крайней мере, такую задачу я перед собой ставил всегда. Понимаю: сериалы — это не навсегда. Так автомобилисту надо поездить на тяжеловесном грузовике, чтобы затем пересесть в легкую спортивную машину и гонять в свое удовольствие. Ты не можешь быть хорошим водителем исключительно «форда»: ездишь или хорошо, или отвратительно. Вот и в нашей профессии: в любой ситуации режиссер должен выполнять свою работу на уровне.
— Бывает, что коллеги с именами, которые сегодня сидят без работы и не вылезают из буфета Дома кино, увидев вас, снисходительно бросают: «Глядите, сериальный режиссер пошел. Дерьмо, а не искусство»?
— Наверняка присутствует и такое отношение. Только у меня нет времени заглядывать в Дом кино. И уж тем более в его буфет, поскольку на протяжении 25 лет я и капли пива не выпил. А ехидные реплики меня не задевают: пусть говорят что хотят. На равных готов такие вещи обсуждать только с человеком, который снял минимум 100 серий.
— Правда, что сценарий каждой серии вам приходится полностью перекраивать, чтобы на экране присутствовала хоть какая-то логика?
— Вы не представляете тот дурдом, в котором мы обитаем уже третий год! В масштабных проектах режиссера можно сравнить с начальником смены на заводе. Он каждый день обязан выдавать кусок длительностью 30 минут, не имея возможности повлиять ни на сценарий, ни на выбор артистов. Я имею, конечно, право высказать свое мнение, но оно отнюдь не решающее — все зависит от продюсеров. Зачем же сходить с ума из-за того, что какие-то сцены неправильно выписаны? Для себя я принял разумное решение: снимать потихонечку, не заглядывая вперед. Теперь и самому интересно ежедневно узнавать что-то новое о сюжетных коллизиях в картине.
— Вы хоть знаете, чем этот «Ангел-хранитель» закончится?
— Да Боже упаси! Не знаю и знать не желаю. Поэтому каждое утро получаю «новости с полей»: «Посмотри, что творится, ой как интересно!». Давно мечтаю познакомиться с девочками, которые, сидя в своих теплых московских квартирках, что-то ваяют и присылают нам пачками. Сценаристки! Каждый день читаю и плачу.
«В РОСТОВЕ-НА-ДОНУ РЕБЕНКА НЕВОЗМОЖНО РОДИТЬ, КОГДА ИДЕТ СЕРИАЛ»
— За свои «нетленки» они получают вполне приличные деньги.
— Я расклад по деньгам не знаю, но догадываюсь, что гонорары очень даже неплохие. Увы, хорошие сценаристы в сериалах не задерживаются, уходят в большое кино, а не очень хорошие работают годами... И это еще полбеды. Недавно я смотрел очередную серию фильма «Гонка за счастьем» и чуть рассудка не лишился. Понял, что сцена в казино с проигрышем денег выйдет завтра уже в моем фильме. Все один в один, только в «Гонке» за столиком сидела блондинка, а у меня мужик. Говорят они один и тот же текст: «Фортуна, конечно, будет на твоей стороне».
Догадываюсь, что московские горе-сценаристы, чтобы себя не напрягать, перебрасывают большие куски из одного сериала в другой. Как жаль мне было главную героиню «Волчицы» Машу, которую муж однажды выгнал из дома. Глубокой ночью она одна выходит на лесную дорогу, валит снег. Темно, лес, ночь, и вдруг из-за поворота (представьте себе эту картину) появляется грузовик. Девушка ни с того ни с сего падает в обморок, а авто неумолимо приближается. И тут — это шедевр! — лучшая подруга героини кобыла Варвара, тоже невесть откуда появившаяся, берет Машу зубами за шиворот и... вытаскивает из-под колес движущегося транспорта. Если бы я был Давидом Черкасским, по этому сюжету мультик бы снял, ей-Богу! Но ведь у нас кино.
Спрашиваю конюха: «Можно сделать так, чтобы животина хоть чуть-чуть приблизилась к грузовику?». Его, бедного, аж передернуло: «Вы с ума сошли! Да ни одна лошадь в жизни к движущейся машине близко не подойдет. А ежели я ее еще и отпущу, то потом не знаю, сколько времени буду за ней по лесу гоняться».
— Сценаристки не объяснили, каким образом кобыла появилась ночью в лесу?
— В «шедевре» было написано так: «В это время кобыла Варвара, находившаяся в стойле, почувствовала, что с хозяйкой беда. Она вырвалась из пут и помчалась на выручку. Животное почуяло, в каком направлении нужно бежать». Во как! Прям Сивка-Бурка: пытаюсь что-то перекроить, сгладить, чтобы не выглядеть полным дураком перед зрителями, ради которых, собственно, и работаю.
Конечно, киноповествование очень затянуто. Эту историю спокойно можно упаковать в четыре серии и сделать классную картину, но здесь другой формат. 40 процентов российских зрителей на протяжении трех лет неотрывно смотрят наши сериалы. Мне звонили из Ростова-на-Дону и сообщили, что там ребенка нельзя родить, когда по телевизору идет очередная серия, — весь персонал родильного отделения прикипает к телевизору.
— Я правильно поняла, что каждый день вам на стол бросают сценарий: дескать, делайте дальше с ним что хотите? Неужели никто не отслеживает, не подправляет несуразицы?
— Написанное присылается небольшими блоками. За неделю снимаем, к примеру, с 30-й по 40-ю серию. Что будет дальше — понятия не имеем. Но на каждой съемочной площадке сидит редактор, который в любой момент обязан ответить, кто откуда пришел и куда потом вышел.
— Бывает, что героиня в кадр вошла в платье, а из кадра вышла в джинсах?
— Сплошь и рядом. Вечером включаю телевизор и проклинаю все на свете — такие нестыковки идут — стыдно. Например, наш главный герой Григорий Крижевский ушел из дома в белом костюме, в офисе у адвоката появился в красном, а домой возвратился опять-таки в белом. Утром на вопрос: «Что это за переодевание было?» — костюмеры, не дрогнув, отвечают: «Значит, у него в машине завалялся запасной костюм». — «Так ведь у него, — говорю, — и машины-то нет». Смешно и грустно.
— Актеры часто капризничают?
— У нас шикарная команда и отношения великолепные. Могу похвастаться: в моей группе работают актеры, которые в перерыве... без водочки сидят и вместе напевают песни. Значит, они чувствуют себя хорошо. Мы даем возможность каждому раскрыться. Я сразу ребятам объяснил, что фильм будем лепить вместе.
Любой кинематографист подтвердит, что на длительных проектах где-то на третьей неделе люди начинают бить друг другу морды. Устают как от партнеров, так и от постоянного конвейера, когда сознание становится рабоче-крестьянским: смена — отбой, утром вновь к станку или на поле. А у нас за три года практически ни одного конфликта.
— Часто бывает, что по причине более выгодного предложения или от усталости артисты просят их героев «убить», «отправить навсегда в другую страну»?
— На других проектах это практикуется сплошь и рядом. У нас наоборот — даже если по сюжету кто-то уходит навсегда, актеры просят переписать сценарий так, чтобы остаться в картине.
— Наверняка вы взяли на одну из главных ролей в «Ангеле-хранителе» своего сына Петера потому, что ни одни нормальные родители не отпустили бы чадо в творческую командировку на столь длительный срок?
— Когда я решал: брать Петера в сериал или не брать, — меня охватывало двойственное чувство. Хотя окончательный выбор был все равно не за мной, а за продюсером. Сын пробовался наравне с другими мальчиками. И хотя ему всего 12 лет, работает столько же, сколько его отец. Представляете, как сложно договариваться с чужой бабушкой или мамой, если их ребенок заболевает аккурат в тот момент, когда из Москвы прилетели пять человек, чтобы только отработать с ним в одной сцене? С Петером легко найти общий язык. Я на него и крикнуть могу, и надавить. Домой привожу малого в два часа ночи, а в восемь утра он уже на площадке.
«ИМЕННО Я ПРИДУМАЛ ПРОЕКТ «ЗОЛОТОЙ ГУСЬ»
— У вас, кажется, двое детей?
— Да, дочку зовут Соня. Уверен, она еще себя покажет. До недавнего времени девочка даже играла во взрослых спектаклях театра «Колесо», еще она озвучивает мультфильмы.
— С супругой вы познакомились в Киеве?
— Да. Здесь и поженились. Раньше она занималась ресторанным бизнесом, а сейчас воспитывает детей.
— Вы родом из Белграда. Как в Киеве очутились?
— Многие югославы, в том числе и Кустурица, оканчивали режиссерские курсы в Праге. Я тоже туда лыжи навострил, но в 1980 году в прокат вышел фильм «Москва слезам не верит», который настолько меня очаровал, что я сразу принял решение: никакой Праги, учиться буду только во ВГИКе. Очень благодарен замечательному мастеру Александру Михайловичу Згуриди за то, что он в меня поверил. Я ведь по-русски слова молвить не мог, не верил, что когда-нибудь смогу выговорить дивное слово «тетрадь». Но, попав в языковую среду, через три месяца изъяснялся не хуже, чем сейчас. Там весьма напряженная работа, поэтому общение происходило круглосуточно. К тому же иного выхода не было — или ты учишь язык, или свободен.
— Что вас из Москвы в Киев привело?
— Меня пригласили стать вторым режиссером в картине «Выход номер 19», над которым работал великий югославский режиссер Пуриша Джорджевич. Фильм снимали в Киеве. Не знаю почему, но после 10 съемочных дней мастер наотрез отказался продолжить съемки. Фильм завис, а выделенные на него деньги частично были потрачены. И тогда мне предложили продолжить работу. Я согласился, но при одном условии: начинаю картину с нуля и исключительно по своему сценарию, а также с другими артистами, но (!) на оставшиеся деньги и на оставшейся пленке. Руководство не возражало. Сняли мы его за 20 дней, название тоже поменяли — «Поезда без улыбок». Его часто по Первому национальному показывают. Таким вот образом в 1989 году я и осел в Киеве.
— Чем занимались в период, когда кино в стране не снималось?
— Наконец-то добрался до Праги и поступил в аспирантуру. Интересно было узнать, чем отличаются чешская и русская киношколы. Специализация — «Работа с профессиональными и непрофессиональными актерами». Эти знания мне весьма помогли в работе над сериалами, где снимается много людей, не имеющих актерского образования. Дальше работал в Москве в нефтяной компании водителем-переводчиком.
— Почему не бизнесменом?
— Потому что деньги и я — понятия несовместимые. Впрочем, так же, как разные бумаги. Поэтому сценарии стараюсь не читать. Затем трудился директором ресторана. Дальше началась моя история с телевидением. На «Интер» пришел в 1997 году. Могу похвастаться — именно я придумал проект «Золотой Гусь», который вначале назывался «На углу Крещатика и Дерибасовской». Мы его замутили вместе с одесситами. После это дело переросло уже в наш собственный проект, который я считаю удачным.

Плюс запятая, минус любовь...
Художник Никас САФРОНОВ: «Король Брунея расплатился со мной машиной «феррари» за полмиллиона долларов»
Полковник милиции, борец с организованной преступностью Борис БАБЮК: «На Сицилии я не был — мне и Крыма хватило...»
В Киеве показали Растрелли
Дмитрий Дюжев приехал на «Кинотавр» с неизвестной блондинкой
В семьях Маши Жулай и Вадима Писарева родились дочки, а у Евы Герциговой — сын
Джордж Майкл выходит замуж
Юля Волкова беременна от мужа Маши Вебер?
Юнгвальд-Хилькевич снимает новый фильм о мушкетерах в Одессе и Львове
Йоко Оно в знак протеста съела собаку?
Актер Жан-Луи Трентиньян разбился на мотоцикле
Заключенной Пэрис Хилтон потребовался психиатр
Майка Тайсона опять обвинили в изнасиловании
Гарри Поттер на 18-летие купит себе машину
Чтоб ты жил в эпоху перемен!
Пани Зося из «Кабачка 13 стульев» Валентина ШАРЫКИНА: «Как актрису Андрей Миронов меня породил, он же меня и убил»
Анжелика и король
Мир ловил его, но не поймал
Режиссер «Волчицы» и «Исцеления любовью» Бата НЕДИЧ: « По-русски я слова не мог молвить и не верил, что когда-нибудь выговорю дивное слово «тетрадь»
Мертвые матросы не спят
Олег МИТЯЕВ: «В нашем возрасте, когда нагибаешься, уже не ясно, что трещит»
Двое из ларца: самые известные близнецы
Дом, милый дом. Кличко и Панеттьер показали новый особняк
Знаменитые актеры, которых не приняли в вуз
Родом из детства: звезды тогда и сейчас
Делу время, потехе час. Хобби звезд







Звезда "50 оттенков серого" показала грудь
Без комплексов. Lady Gaga показала белье
Дочь Джони Деппа ощущает себя лесбиянкой
Наталья Королева выставила грудь напоказ
18-летняя сестра Ким Кардашьян показала новую силиконовую грудь
Садальский о Василие Уткине: Где же твои принципы, Вася?
Пугачева будет судиться с Ирсон Кудиковой за долги
Джейн Биркин помирилась с Hermès
Тесть и теща Владимира Кличко не поделили деньги