Легендарный украинский режиссер Николай МАЩЕНКО: «Конкин невыносимым стал: никакого представления о приличиях, такте, жуткое самомнение... Напивался, ругался, оскорблял, дебоширил — из-за этих выходок его жена Алла в постоянном стрессе жила. Думаю, не без их влияния она заболела раком, но надо отдать Владимиру должное: смерть супруги его потрясла — остепенился, глубоко верующим стал...»
Мащенко до последнего дня сохранял в себе пылкую страсть и истовую веру, которая наполняла все его фильмы и благодаря которой преобразилась в свое время провинциальная по духу Киностудия имени Довженко, став одним из лидеров советского кинематографа. Сам Николай Павлович считал себя режиссером трагическим, жанры своих картин определял отнюдь не в киноведческих терминах: исповедь, реквием... Даже получив заказ на очередную советскую агитку, упрямо твердил: «Я снимаю коммунистическую икону», а изобразительный аскетизм, изобилие надрывных крупных планов и свечей были призваны лишь подчеркнуть это, до самых недогадливых донести.
По сути, всю свою жизнь режиссер одну картину снимал: о вере, безоглядной преданности идее и жертвенности - обо всем том, что в наше прагматичное время назовут высоким безумием. Пожалуй, раньше всех этот неугасимый огонь в украинском коллеге заметил коммунистический диссидент Пьер Паоло Пазолини - на свой фестиваль «Новое кино» в Пизе итальянец отобрал именно мащенковских «Комиссаров», и тамошние критики писали, что эта картина - младшая сестра довженковского «Арсенала». «Случайный фильм можно стерпеть, - наставлял позднее Николай Павлович (уже лауреат Государственных премий, орденоносец и корифей) своих учеников, - но если каждый второй случаен и не преследует высшей цели, это уже грозит опасностью».
![]() |
| Фото Сергея КРЫЛАТОВА |
При этом в отличие от зрителей Мащенко знал: когда Конкина-Корчагина везут в инвалидной коляске, под пледом у него американские джинсы, а позднее режиссер с горечью признавался, что историю про Боярскую узкоколейку власти решили реанимировать, потому что надо было набирать добровольцев на строительство БАМа - ну никак не могла советская власть без их героизма и самопожертвования обойтись.
Виноват ли большой художник в том, что власти цинично использовали его талант? Вопрос риторический, но сам Николай Павлович был всегда искренен и своим идеалам не изменял. Именно он основал кинофестиваль «Молодость», по которому знают кинематографическую Украину в мире, и родную студию не из-за чиновничьих возглавил амбиций, а потому что ее надо было спасать. Первым приказом новый директор потребовал оснастить все печатные машинки украинским алфавитом и уничтожить смрад в коридорах, а затем, пустив в ход непререкаемый авторитет и многочисленные звания, добился для студии статуса «Национальная» - второго после оперного театра.
А вот в личных целях служебное положение он никогда не использовал, поэтому свой фильм о Богдане Хмельницком снимал долгих семь лет - из-за перебоев с финансированием. Можно только догадываться, с какими чувствами, наступив на горло собственной песне, Мащенко отдал Юрию Ильенко на его «Молитву о гетмане Мазепе» выделенные государством деньги, пожертвовал свой реквизит и вдобавок к нему отпустил Богдана Ступку, который изначально должен был играть у Николая Павловича Хмельницкого, - в итоге вместо запланированных 24 серий вышел один двухчасовой фильм, да и тот был нещадно раскритикован.
Сегодня к главным работам его жизни многие относятся с предубеждением: мол, воспетые им герои - апологеты коммунистической идеологии, но ведь, как заявил небезызвестный Геннадий Зюганов, первым коммунистом был Иисус Христос. Впрочем, вдаваться в теологические и искусствоведческие споры не собираюсь - лучше процитирую самого Мащенко. В далеком 75-м, когда по телеэкранам триумфально прошла «Как закалялась сталь» и на стенах студии уже не оставалось места для новых хвалебных вырезок из газет и журналов, молодой режиссер Роман Балаян счел своим долгом сказать коллеге, что ему в этой ленте не все нравится, на что услышал в ответ ироничное: «Балаян, когда картина висит в Лувре, мнение посетителей о ней никого не интересует!».
«В ШЕСТЬ ЛЕТ У МЕНЯ ОБНАРУЖИЛИ ТУБЕРКУЛЕЗ, ВСЕ ВРАЧИ ОТ МЕНЯ ОТКАЗЫВАЛИСЬ И МАМЕ ГОВОРИЛИ: «ОН БЕЗНАДЕЖЕН! УЕЗЖАЙТЕ С РЕБЕНКОМ ДОМОЙ!»
![]() |
| С Дмитрием Гордоном. «В Корчагина я верил, как в Бога! В душе у меня такая горячая вера в этого героя была, но я христианин, и без веры в святое не получается» Фото Сергея КРЫЛАТОВА |
- Вас, Николай Павлович, называют и романтиком, и пассионарием украинского кинематографа, а это страстное и высокое восприятие жизни откуда? Детство ведь, откуда мы все родом, вас, мягко говоря, не баловало: после гибели отца-железнодорожника, попавшего под колеса паровоза, мать - простая свинарка в колхозе, воспитывала одна семерых детей, из которых четверо были приемными, а в бедности, точнее, в нищете, не до возвышенных материй...
- Отец мой погиб, когда мне 19 дней от роду было: рассказами, что его видел, меня обманывали - для успокоения, и с этой мыслью я рос. Только когда повзрослел, братья и сестры сообщили мне правду, и из-за того, что мы с ним так и не встретились, разминулись, я очень плакал. Это я к тому, что иногда можно и не открывать правду, особенно такую болезненную, но у нас в семье врать не умели. Что же касается мамы, хотел бы добавить, что явлением она была исключительным - равных ей в мудрости, любви к детям и самоотречении я не знал, хотя повидал на веку многих, а о маме Григория Чухрая я так заботился, что она даже назвала меня при внуке Павлике и при самом Григории Наумовиче своим вторым сыном. Это было уже, когда Клавдия Петровна переехала в Киев.
- Она в Киеве разве жила?
- Совершенно верно, и это был большущий секрет. Однажды Чухрай-старший с Павликом приехали к ней, видят - столы накрыты, а мать им говорит: «Никто не сядет, пока не привезете сюда моего второго сына...». - «Кого ты имеешь в виду?». - «Колю Мащенко». - «Когда же это он успел вторым сыном твоим стать? Я же ему, - воскликнул с обидой Чухрай, - после «Комиссаров» такую тему предлагал, а он отказался».
![]() |
| Владимир Конкин в роли Павла Корчагина, «Как закалялась сталь», 1975 год. «У него такое лицо, что как ни замажу, как ни изуродую, чтобы попроще выглядело, а оно высвечивало сквозь грязь» |
Григорий Наумович был тогда художественным руководителем экспериментального творческого объединения при киностудии «Мосфильм» и хотел, чтобы я снял картину о физике Курчатове, над созданием советской атомной бомбы работавшем, но мои братья-военные сказали: «Эту картину не делай - зачем прославлять «отца» бомбы, взрыв которой может уничтожить сразу многомиллионный город?», и я их послушался.
Потом, когда уже «Как закалялась сталь» снимал, - помните эпизод первой встречи Корчагина с Тоней Тумановой, где он читает роман «Овод»? - мне дали гостиничный номер, в котором, как оказалось, жил сам академик Курчатов, а Бондарчука туда же поместили - он должен был этого ученого-физика играть в вышедшей на экраны в 1974 году картине Игоря Таланкина «Выбор цели». Так мы пересеклись в ситуации, когда Сергей Федорович моим актером еще не был, а у другого режиссера снимался.
...Ну и еще несколько слов о маме. В шесть лет - я уже в школу собирался идти - у меня обнаружили туберкулез, и все врачи от меня отказывались, маме говорили: «Он безнадежен! Уезжайте с ребенком домой!». Извините (со слезами), но об этом я в документах читал: у меня от шестого до девятого ребра каверна была...
- Так что, умирать вас оставили?
- Именно умирать, потому что лечить таких тяжелых пациентов никто не брался, и тогда главный врач больницы, незнакомая женщина, фотографию моряка в пилотке достала, с собакой (он был морским пограничником) и спросила: «Хочешь, тебя спасу? Вот как его, только лечение будет долгим - девять месяцев, не меньше». Я как бросился ей на шею: мама родная оторвать не могла - все разрыдались.
Ну и к этому деталь исповедальная. Так я попал в семью врача, у которой были две дочки немного старше меня и прикованный с Гражданской войны к постели боевой побратим ее мужа. После того как красноармейцы целую неделю в ледяной воде под Сивашом простояли, этого человека парализовало так же, как потом Павку Корчагина. Его предлагали от них забрать, обещали в любой санаторий отправить, но хозяева ни в какую не соглашались, так вот, он первым читал мне «Как закалялась сталь», но не просто читал, а еще пел «Орленок, орленок...», «Там, вдали за рекой...» и меня этим песням учил. «Вот когда приедешь домой, - говорил, - маме петь будешь».
![]() |
| Павел с Тоней Тумановой (Наталья Сайко) |
Помню, когда заходил к ней на ферму, я так и делал, и что ей и другим свинаркам ни расскажу, все вызывало тогда слезы - вообще, люди сентиментальными были, и я в том числе. Ну как, там, где жесткость нужна, непреклонен - без этого в нашей работе нельзя (да вы и так знаете - сами практически режиссер), а в принципе...
Летом 1969-го я в Закарпатье над фильмом «Комиссары» работал, а в это же время под Ужгородом, совсем недалеко, Бондарчук свою знаменитую картину «Ватерлоо» снимал, и вдруг узнаю, что белую лошадь по кличке Ветерок надо спасать, потому что ей будут рубить в кадре голову и актер уже на резиновом коне репетирует. «Я лучше себя подложу, но животное убить не позволю, - отрезал, - дайте сюда эту лошадь». Завел ее далеко в лес, где ребята, друзья Миколайчука и Брондукова, Ветерка спрятали. Долго пропажу искали, а Род Стайгер, который Наполеона играл, всех спрашивал: «Где моя лошадь? Я же видел в ее глазах слезы» - при этом рассказывал: «Живое существо мне убить трудно, но для убедительности могу», и я понял по его лицу...
- ...может!
- Да!
- В 1933 году вам было четыре года всего, а голод вы помните?
- Конечно, причем запомнил его по одной причине. У нас в Меловатке когда-то человек жил богатый по фамилии Калашник, на все руки мастер: умел мять кожи, столярничать, даже ткать - и когда его раскуркуливали, все внутри ему повредили. После этого он уже не работал, а только бродил по селу и кушать просил, но как? - приходил с топором, клал его плашмя и ждал, что что-нибудь на лезвие ему положат. Все запирались от него, потому что боялись, а мама закрыть дверь забыла, и вот режет она последний печеный гарбуз, на наши голодные рты делит, а Калашник стоит и смотрит. Ну, мама скибочку и ему положила, и я навсегда запомнил, как голодные поступают. Он не засунул еду жадно в рот, а поцеловал ей руку и сказал: «Пока этот кусок у меня будет, я выживу».
![]() |
| Корчагин и Рита Устинович (Антонина Лефтий): «Вставай, проклятьем заклейменный весь мир голодных и рабов!..» |
«ГОЛОД БЫЛ ЖЕСТОЧАЙШИЙ, И МАМА МЕНЯ СВИНЯЧЬЕЙ КАШЕЙ ОВСЯНОЙ ПОДКАРМЛИВАЛА»
- Вам и вашим братьям да сестрам совсем нечего было есть?
- Дело в том, что я самым младшим в семье был - братья и сестры к тому времени подросли, потом у них и семьи уже появились, и все они маме моей помогали. Разумеется, больше всего хлопот ей доставлял я - капризный был. Однажды дедушка на маму напал, стал что-то грубо ей говорить, так я топор схватил и замахнулся, чтобы его зарубить. Дед рассмеялся...
- Это мамин отец был?
- Ничей! - своих детей у него не было. Он появился ниоткуда, так же, как когда-то и мой отец. У папы только бумажка была, что его фамилия Мащенко, и когда я спрашивал у родных, почему меня Колей назвали, чем им так это имя понравилось, они ответили: «Батюшка в церкви - Николай: мы все его очень любим, и поэтому...».
Про голод еще только два слова. Вы знаете, при том, что это тяжелое, невыносимое испытание, которое не щадит никого и родных делает чужими, все-таки люди были такие в своей щедрости трогательные - передать невозможно.
Помню, привезли из блокадного Ленинграда девочку - она едва ходила, поселили ее у кого-то в хате, так им люди, которые сами голодали, все что-то несли и несли, последним куском делились. Однажды эта девочка вышла... Там пушки стояли, отступающими немцами брошенные, и где-то между ними она уронила кусочек печенья: потом крошки из земли выковыривала и, не вытирая, - только вот так делала (дует):фу! - ела, ела... Эту вот ленинградку с печеньем я запомнил так же, как и щедрость людскую.
![]() |
| Павка и Жухрай (Константин Степанков) |
- Три старших класса: восьмой, девятый и десятый - вы оканчивали в Рубежном: неужели каждый день за 50 километров из родного села отправлялись?
- 55 туда и столько же обратно - еще и пешком (от железнодорожной станции за девять километров я жил) топал. Обратный поезд в 10 вечера приходил, пока дойдешь - уже полночь, а чтобы попасть на утренний, шестичасовой, приходилось вставать в четыре, причем зимой снега по пояс, осенью и весной распутица... Однажды упал - на ходу заснул... Маме - она меня в школу всегда провожала - сказал: «У меня нет больше сил, я не хочу ездить учиться» - и услышал в ответ: «Ну, тогда ко мне на свинарник - ты же свиней любишь».
Почему она так сказала? В свинарнике холодно и каждая свинарка должна была маленьких поросяток, которых порученная ей свинья принесла, дома откармливать. Мы их молочком поили, кормили, и всякий раз, поручая моим заботам приплод, мама говорила: «Вот этот поросеночек уже точно будет твой», но потом их забирали: одного, второго, третьего - своего так я и не дождался.
Про щедрость не могу не вспомнить еще раз... 47-й год: казалось бы, война позади - можно уже и не голодать, однако сделано было так, что именно тогда...
- ...жуткий настал голод...
- Да, жесточайший, и мама меня свинячьей кашей овсяной подкармливала.
- Той, что свиньям давали?
![]() |
| Спустя 40 лет после выхода своего фильма отношения к Николаю Островскому, по биографическому роману которого снимал «Как закалялась сталь», Николай Мащенко не изменил. «Мало того, я к нему еще большим уважением проникся...» |
- Ну а какой же еще? Из школы, бывало, иду, постучу в свинарник, мама дверь приоткроет, оглянется, нет ли начальства, ложку каши с колючками зачерпнет и мне даст - только устюки повысмыкивает. Я все горячее кушал: когда большая семья (а ели тогда из одной миски), надо успеть хоть что-нибудь проглотить, пока дно не показалось, - вот все и привыкли, так эту кашу только потому мог есть, что организм был закаленным.
Однажды прихожу, а мама рядом с котелком лежит, который ей браты привезли (мы его называли «котелок-победитель»), - в нем немного колхозной похлебки еще оставалось. Если бы я опоздал, если бы не сбежались люди и не позвали бы «скорую помощь», это была бы последняя мамина попытка ту бурду победить. Человеческая еда оказалась хуже, чем свинячий продукт, но и такую давали только тем, кто работает, - остальным и этого не полагалось: вот что такое 47-й год...
- Вы ежедневно до Рубежного добирались - думаю, тогда, сразу же после войны, это было испытанием не для слабонервных. Кто только не ехал в тех поездах: карманники, бандиты, инвалиды, которые милостыню просили...
- Они не просили - они ее забирали (смеется).
- Как?
- Требовали и буквально вырывали деньги из рук: ты же им отказать не можешь - последнее отдаешь. Когда они: кто без руки, кто без ноги, кто без глаз...
- ...на тележках, да?..
- ...и на тележках, и на обшитых кожей коленях - ко мне подходили, я, не дожидаясь напоминаний, те 60 копеек, которые мне на обратную дорогу дали, а то и рубль-два доставал, и, надо сказать, люди, конечно, лезли в карман, как тяжело им самим ни было. Тот копейку давал, тот - две или три, но были и пощедрее - те, что побогаче, ведь победители просят, победители! Выносить это было трудно и детям - кстати, дети войны другими были: такими же чувствительными, как взрослые, вот только не знали, за что именно такая доля им выпала.
- Вы столько лет прожили и все, что с вашим поколением происходило, осмыслить могли - вы задавали себе вопрос: за что вам, вашей маме, миллионам людей вокруг эти страдания?
- За то, что не были ни в чем виноваты. Это Господне наказание невиновных за грехи власти, тогдашнего руководства страны, Сталина, а ведь мы все горой за него, за Иосифа Виссарионовича, стояли, и когда мама рассердилась однажды, сказала: «Тогда идите и просите у Сталина и одежду, и тетради, и на кино деньги».
«Я НЕ ВЫДЕРЖАЛ, МНЕ СТЫДНО БЫЛО ЗА ВРАНЬЕ ПЕРЕД ОСТРОВСКИМ, ПЕРЕД КОРЧАГИНЫМ И ПЕРЕД МАМОЙ, ПОТОМУ ЧТО ЕЙ ЭТУ КНИГУ ЧИТАЛ И, КОГДА ОНА ПЛАКАЛА, ВМЕСТЕ С НЕЙ УМЫВАЛСЯ СЛЕЗАМИ»
- До вас были предприняты две попытки экранизации культового советского романа Николая Островского «Как закалялась сталь»: во время войны одноименный фильм снял Марк Донской, и в 56-м году режиссеры Александр Алов и Владимир Наумов выпустили хорошую, полноценную версию с молодым Василием Лановым под названием «Павка Корчагин». Приступая в начале 70-х к съемкам своей картины, вы рассчитывали, что сможете прочитать эту книгу по-новому?
- Я был в этом уверен, - честно! - что-то такое почувствовал: в душе у меня такая горячая вера в этого героя была...
- Несмотря на изломанную эту жизнь?
- Да, в Корчагина я верил, как в Бога! Вначале выбрал на эту роль великого на то время артиста - Николая Бурляева...
- ...прошедшего уже школу Тарковского...
- Ну, он же еще мальчиком прогремел - после «Иванова детства», а потом снимался уже в «Андрее Рублеве», где грандиозно сыграл звонаря Бориску, но у меня еще дочь Бондарчука Наталья снималась, и они сразу друг в друга влюбились: как только на площадке пауза возникала, куда-то вдвоем исчезали.
- Им не до фильма уже было...
- Конечно, но Бурляева я не за то поменял, что они гуляли, а за то, что как я ни старался, какие усилия ни прикладывал, не видел в его глазах веры. Я ему прямо об этом сказал: «Коля, вроде и талантливо ты все говоришь, но у тебя отдельно слова и отдельно глаза», на что он ответил: «Николай Павлович, как это все я ненавижу! Я же у Тарковского снимался, я же его ученик - как вам не стыдно какого-то огня тут от меня ожидать?».
- Он, если не ошибаюсь, еще и денег за это безверие свое много просил?
- Николай такого гонорара добился, какой получали лишь семь артистов, в том числе Бондарчук, Ульянов и Смоктуновский - 75 рублей за съемочный день.
- Да вы что?! - и советское государство такие деньги платило?
- Ему - да... Я полгода по кабинетам бегал и выбил-таки Бурляеву персональный гонорар, а поскольку у Корчагина много съемочных дней было, суммы, которую планировали ему выплатить, хватило бы при тех ценах на две машины. Коля за эту роль держался, но я не выдержал, мне стыдно было за вранье перед Островским, перед Корчагиным и перед мамой, потому что ей эту книгу читал и, когда она плакала, вместе с ней умывался слезами.
Когда привез картину в Рубежное, мама еще была жива - она уже плохо видела, но даже тем, что могла рассмотреть на экране, была счастлива, и главное, все зрители в это верили. Помните тот эпизод, где Корчагин спрашивает у мамы: «Яблоки какого цвета?» - и она, пряча слезы, отвечает: «Красного»?..
Один человек - он родом из Югославии, но тогда в другой жил стране - сказал: «Я непременно стану на своей Родине министром культуры, и этот фильм тысячу раз у нас будут показывать». Я отшутился: «Тысячу раз его показывали только в Китае».
- Да?
- Ну, когда спустя много лет китайцы приехали на Киностудию имени Довженко свою картину снимать, я решил показать им нашу, и вот кадры на экране мелькают, а переводчик молчит. «Почему же вы не переводите?» - спрашиваю, а тот отвечает: «Они знают это все наизусть».
- Бурляева в результате от съемок вы отстранили - он по этому поводу переживал?
- Николай очень сильный человек и своей обиды не выдал - кроме того, я гитару Параджанова ему отдал, которую Сергей Иосифович со своей обычной щедростью мне подарил. Этого подарка Коле хватило, чтобы обрести себя, воспрянуть немножко духом, и ушел вдобавок он не один - за ним Наталья Бондарчук последовала.
...Я его встретил в Москве, когда фильм наш был уже в, мягко говоря, страшной славе, когда машину с Конкиным на руках носили... Бурляев, который уже состоял в родственных отношениях с Бондарчуком, с глубоким уважением ко мне отнесся: «Ну, вы довольны картиной?» - спросил. «Кое-чем да, кое-чем нет, - соврал я, - а вам она как?». Он ответил: «Это серьезно» - я его обнял, мы на этом расстались и никогда в плохих отношениях не были.
- Ну, это, я вам скажу, и для режиссера, и для человека поступок - известного артиста Николая Бурляева на дебютанта Владимира Конкина заменить...
- Особенно для меня - я же никогда двух актеров на одну роль не имел.
- Вы всегда знали, кто именно будет играть?
- Этому я у одного маленького мальчика, художника, научился: когда его спросили: «Ты как рисуешь?» - он ответил: «Я не рисую - я сначала придумываю, а потом обвожу». Вот и я сначала придумывал и только потом обводил.
- Почему же Конкин? Где вы его нашли?
- А он у меня и в массовке играл, и в эпизоде - гимназиста Лещинского. Тот такой крутой весь из себя, хотел на Тоню Туманову впечатление произвести и стал прогонять Корчагина, который рыбу удил в пруду возле особняка, где жила девушка. Потом кинулся на него с кулаками, а Павка его как долбанет, и Конкин-Лещинский полетел в речку. Я увидел, как он в речке противника своего дубасил - такой всем зубы повыбивает, а кроме того, парень смазливый и должен был подойти.
- То есть он вам понравился?
- Да, у него такое лицо, что как ни замажу, как ни изуродую, чтобы попроще выглядело, а оно высвечивало сквозь грязь...
- Внутренний свет у Конкина был?
- И внутренний свет, и кожа особенная: лощеная, холеная - словом, нерабочего мальчика. Я думал: «Откуда у тебя в Саратове кожа такая?» - он же не сказал, хитрый, бедным себя считал, а отец у него, оказалось, был секретарем обкома саратовского, и это потом мы узнали, потому что его мать мне письмо написала: чем хорош ее сын в роли Корчагина - на 10 страницах все излагала.
«КОНКИН ЖЕНЩИНУ ОСКОРБИЛ, ГРИМЕРШУ, - ОНА ВЗАИМНОСТЬЮ ЕМУ НЕ ОТВЕТИЛА. ВОТ И ПОЛУЧИЛ В ГЛАЗ, НО ЗА ДЕЛО»
- Для него назначение на главную роль полнейшей неожиданностью стало?
- Разумеется, этого он никак ожидать не мог и даже после разговора со мной до конца не верил, что я это сделаю. Такого в моей практике еще не было, но меня сам Бурляев довел, а тут еще «кавалеристы» советовали наперебой: «Николай Павлович, попробуйте Конкина. Вот увидите: если на лошади поскачет, то и кони, и всадники - вся массовка за ним, а не за Бурляевым побежит».
- Это правда, что на съемках Конкин от кого-то в глаз получил?
- Да, но за дело. Он же невыносимым стал: «Я Конкин!» - и все тут. «Ты, ты, ты и ты из массовки - идите сюда». Вообще, никакого представления о приличиях, такте, жуткое самомнение, но в Москве он всем сразу понравился.
- Только его, мол, давайте?
- Да. «На картину, - сказали, - любые деньги просите, хоть 100 тысяч, хоть миллион», но мы настолько были скромны, что сняли дешевле - даже бюджет, на простую картину положенный, не истратили.
- За что же новый Корчагин в глаз получил?
- Конкин женщину оскорбил, гримершу. Она его «обидела» - взаимностью, как артист привык, не ответила - вот он ее и обругал.
- И за нее кто-то вступился?
- Вот именно - этот правдоискатель отомстил ему и за себя, и за других...
- ...и за того парня...
- ...и, главное, знаете, кто врезал? Актер, который играл Цветаева - того гада, который по сценарию сам потом скурвится: когда Корчагин захочет с ним поговорить, застанет у него проститутку - помните? Позже этот персонаж окончательно опустился, но тогда еще был комсомольцем.
- Фамилию актера мы назвать можем?
- Юрий Ротштейн... (Как актер больше известен под фамилией Мысенков. - Д. Г.).
- И что же, Конкин вышел на съемочную площадку с бланшем под глазом?
- Да, потому что я специальный дописал эпизод. Тогда же остановить работу нельзя было ни на день - мы спешили, поскольку премьера к 7 ноября была приурочена, и я придумал, что Павке снится, как его белогвардейцы расстреливают, а в это время приходит Жухрай и стучит ему в окно. Стук Корчагин слышит во сне, ему кажется, что это пулеметная очередь, и когда Жухрай входит и спрашивает: «А что с тобой творится? Глаз кровью затек, дрожишь весь», он отвечает: «Сон мне приснился. Страшный. Расстреливали меня из пулемета петлюровцы».
...Конкина много раз наказывали, но он худой-худой, а сдачи, когда надо было, давал...
- Смотрите-ка...
- Вообразите: Володя на строительстве узкоколейки бревна таскает. У самого одни кости, а несколько бревен кладу - несет...
- ...и огонь в глазах!..
- ...и страшных усилий не видно - на лице ни один мускул не дрогнет. Я: «Ну что же ты?», а он: «Николай Павлович, еще два бревна положите», и добавили ему, да таких - ни конца ни краю не видно. Казалось бы, тяжесть нечеловеческая, но он нес, правда, до конца не дошел - упал, и эти две колоды по его ногам скатились. Я думал, от ног ничего не останется, однако Володя поднялся и дальше сниматься пошел.
- Когда вашу картину на советском телевидении показали, на вас сумасшедшая слава обрушилась, а это правда, что создателей «Как закалялась сталь» даже на Ленинскую премию выдвинули?
- Я ее уже в руках держал.
- ???
- Возвращаюсь из Болгарии, по которой славно проехал, и вдруг меня вызывают в ЦК. Беседовали в узком кругу - министр культуры (еще не Безклубенко, а его предшественник Романовский) и секретарь ЦК КПУ Валентин Юхимович Маланчук, друг московских Сусловых и вообще влиятельный человек, который на борьбе с национализмом сделал карьеру.
Мне сказали: «Николай Павлович, вам будет Ленинская премия присуждаться. Нужна только ваша подпись - вы со списком актеров согласны?». Я: «Вы знаете, тут Федора Панасенко нет». Они: «Вы что? Он же алкоголик!». - «Нет, это замечательный актер, и его герой Корчагина в партию принимал, - отвечаю, - у меня праздника без него не будет». Меня попросили: «Николай Павлович, выйди на минутку», и только потом уже рассказали, что взбешенный Маланчук воскликнул: «Ну так и не будет у него праздника!».
Первым человеком, который об этом узнал, был Тяжельников, тогда первый секретарь ЦК ВЛКСМ, и он сказал: «Коля, не жалей - тебе Ленинскую премию от 15 миллионов коммунистов дать хотели, а мы тебе комсомольскую от 34 миллионов молодежи даем».
- Вам с вождями нашими после триумфа фильма «Как закалялась сталь» приходилось общаться?
- Да, из многих стран.
- Леонид Ильич Брежнев среди них был?
- Да, во время ХIХ съезда ВЛКСМ славно с ним побеседовали (кстати, там же Тяжельников подвел меня за кулисами к первому секретарю Димитровского комсомола Болгарии Енчо Москову и сказал: «Вот этот человек сделал Корчагина»). Трудно назвать тех, с кем я не встречался, - со всеми, от Свободы и Герека (президента ЧССР и первого секретаря ЦК ПОРП. - Д. Г.) до гэдээровского генсека Хонеккера. Не говорю уже про Фиделя, кубинского лидера, - одним словом, видел я многих, а ведь картина могла 7 ноября 1973 года и не выйти, если бы не заместитель заведующего отделом пропаганды ЦК КПСС Смирнов, который за прессу, радио и телевидение отвечал. Этот человек моим советчиком был и помогал все цензурные препоны пройти, потому что немцы меня как-то спросили: «Что вы снимаете?» - и я по наивности правду ответил: «Создаю современного Иисуса Христа для молодежи». Они раззвонили об этом на всю Европу, и в Советском Союзе паника началась - я потом так извинялся, чуть на коленях не ползал.
«ОСТРОВСКИЙ ПРОЖИЛ СВОЮ ЖИЗНЬ ТАК И В ТАКИХ МУКАХ, ЧТО ПЕРЕД НИМ НА КОЛЕНИ ВСТАТЬ НАДО, ПРИ ЭТОМ ОН ПОБЕЖДАЛ - И ПОБЕДИЛ!»
- Действительно ли по количеству просмотров в Советском Союзе картина «Как закалялась сталь» оказалась после «Семнадцати мгновений весны» на втором месте?
- Да - при том, что второе место она заняла в кинопрокате: уже после того, как на основе телевизионного фильма была киноверсия выпущена и ее стали показывать в кинотеатрах.
- Неужели десятки миллионов людей ее посмотрели?
- Да, это не брехня - в то время журнал «Советский экран» выходил, который эти вещи отслеживал. Он достоверные данные публиковал - никакой фальши, никакого надувательства, как сейчас практикуют, там не было.
- Благодаря вам в 22 года Владимир Конкин безумно популярным стал - он от свалившейся на него славы с ума не сошел?
- Иногда мне казалось, что он на грани. Ну представьте: Театр Моссовета объявил, что приглашает его на роль, но самого Конкина там еще не было. Актеры приходят - вся стена завалена письмами: их пачки, мешки, и какой конверт ни возьми, Конкину, Корчагину, Конкину, Корчагину адресован.
- Актеры, небось, обрадовались...
- Они возмутились: «Что это такое?». - «А вы не в курсе? - услышали, - у нас новый артист будет». Те сразу смекнули: «Надо поставить его на место - затрем!» - и, действительно, жизни не дали - он там всего год выдержал. Спасло Владимира то, что Театр Ермоловой в спектакль «Казанский университет» его пригласил, где он играл молодого Ленина, - это его оградило...
- Мне между тем приходилось слышать, что временами Конкин совсем неадекватно себя вел...
- Да, напивался, ругался, оскорблял, дебоширил - из-за этих выходок его жена Алла в постоянном стрессе жила. Думаю, не без их влияния она заболела раком, но надо отдать Владимиру должное: смерть супруги, которая три года назад скончалась, его потрясла. Он остепенился, глубоко верующим стал - во всяком случае, так говорит и пока поступает.
- А он талантливый человек?
- Считаю, талантливый - хотя бы потому, что у меня за других актеров пять-шесть героев разными голосами озвучивал, а это непросто.
- Позднее он у Станислава Говорухина в еще одной культовой ленте «Место встречи изменить нельзя» снимался, и мне рассказывали, что у Конкина были постоянные стычки с Высоцким, - они просто в пух и прах ругались...
- Ну, вы знаете, Высоцкий... Он из тех актеров, которые говорят партнерам: «Ты стой здесь, а я там - подойдешь со спины, а тут я к тебе повернусь и скажу, что тебе делать», однако при всем при том... Помню, я жил в гостинице, когда по телевизору эта картина шла, - мне уходить надо, а дежурная с ключом пропала, и я не могу выйти из номера. Опаздываю, ищу ее везде, полгостиницы поднял на ноги - наконец, разыскали пропажу. «Где вы были?» - спрашиваю, а она: «Вашего Корчагина в одном фильме смотрела», так что...
- Работу «вашего Корчагина» в «Месте встречи» вы одобрили?
- Вполне, а еще он мне понравился - просто обязан это сказать - в картине Глеба Панфилова «Романовы. Венценосная семья». У него там роль офицера, который до конца остался верен царю, - не могу понять, как Володя ее сделал, но это было настолько сильно, а я за него так волновался, что искренне плакал. Кстати, Харитонов (режиссер обоих моих актеров взял) учителя больного царевича там сыграл, и это последний фильм, где я их в хороших ролях видел.
- С Конкиным вы сегодня общаетесь?
- Ну вот сейчас собираются снимать о нем документальный фильм опять - он уже звонил, приедет. Дружим, конечно, - вы же знаете: я в актере, а актер во мне, мы друг в друге, и в данном случае мы еще и в Корчагине, и в порядочности.
- Сегодня, спустя 40 лет после выхода вашего фильма, когда столько известно, когда стал доступен огромный массив информации, вы свое отношение к Николаю Островскому и к его книге «Как закалялась сталь» изменили?
- Честно говоря, нет - мало того, я к нему еще большим уважением проникся. Это не простой мальчик - большой писатель, а то, что за него, по слухам, дописывали... Если бы напечатали то, что он сам написал...
- ...может, было бы еще лучше?
- О! - страна была бы потрясена: думаю, не меньше, чем когда Михаил Кольцов опубликовал в «Правде» статью о его судьбе. Ну да, книгу крупные авторы переписывали...
- Кто? Командированные комсомолом в Сочи редактор журнала «Молодая гвардия» Анна Караваева и ее заместитель Марк Колосов, которые своего ничего заметного не создали?
- Мне известные и неизвестные - я их уже позабывал, а когда-то всех знал. Опять же Островский не виноват: он прожил свою жизнь так и в таких муках, что перед ним на колени встать надо, при этом он побеждал - и победил!
- Вы считаете, его жертвенность не была напрасной? Взять даже строительство той узкоколейки в Боярке - кому оно в таких нечеловеческих условиях было нужно и почему ее с таким надрывом, с таким пренебрежением к отдельно взятой личности прокладывали? Нет таких мыслей у вас?
- Вы знаете, над этим задумываются все, и я не исключение, но опять же кому претензии предъявлять - кому? Могу только самому себе за то, что так истово верил, но я христианин, и без веры в святое не получается.
- Когда «Как закалялась сталь» смотришь, сознаешь: да, прекрасная режиссура, да, блистательная игра актеров, но над книгой, по которой это снято, над самой картиной одно слово, на мой взгляд, витает - бессмысленность. У вас такого ощущения нет?
- Ну, прямо такого нет, хотя, конечно, спрашиваешь себя: за что такие страдания?..
- ...и зачем?..
- За что и зачем? - такой вопрос есть, но не мне, если честно, его задавать, и не мне на него отвечать, потому что я бы тогда предал память о маме, которой читал «Как закалялась сталь» и с которой вместе над этим романом плакал.
(Окончание в следующем номере)








Продолжатель знаменитой актерской династии франковец Лесь ЗАДНЕПРОВСКИЙ: «Люди, глядя со стороны, часто думают: «Он — народный артист, значит, жизнь удалась», но я-то знаю, как обстоят дела на самом деле: под видимым благополучием скрываются «невидимые миру слезы»
Бывший мэр Киева Леонид ЧЕРНОВЕЦКИЙ: «Назвать свою политическую карьеру успешной я не могу: не та у нас страна, где мэром столицы должен быть Черновецкий, не та!»
Легендарный украинский режиссер Николай МАЩЕНКО: «Конкин невыносимым стал: никакого представления о приличиях, такте, жуткое самомнение... Напивался, ругался, оскорблял, дебоширил — из-за этих выходок его жена Алла в постоянном стрессе жила. Думаю, не без их влияния она заболела раком, но надо отдать Владимиру должное: смерть супруги его потрясла — остепенился, глубоко верующим стал...»
Людмила без Путина
Юрий ШЕВЧУК: «Я не носитель, а разносчик культуры»
Валерий ЛЕОНТЬЕВ: «Такому, как Коля, можно было не только решение материальных и творческих вопросов доверить, но и жизнь. Замены ему я никогда не найду, да и искать не стану»
Вадим МУЛЕРМАН: «Каждое интервью, которое записывает Дмитрий Гордон, не просто портрет выдающегося современника, а кусочек смальты, из которых на протяжении многих лет он выкладывает мозаику нашей эпохи»
Дурні гроші
Двое из ларца: самые известные близнецы
Дом, милый дом. Кличко и Панеттьер показали новый особняк
Знаменитые актеры, которых не приняли в вуз
Родом из детства: звезды тогда и сейчас
Делу время, потехе час. Хобби звезд







Звезда "50 оттенков серого" показала грудь
Без комплексов. Lady Gaga показала белье
Дочь Джони Деппа ощущает себя лесбиянкой
Наталья Королева выставила грудь напоказ
18-летняя сестра Ким Кардашьян показала новую силиконовую грудь
Садальский о Василие Уткине: Где же твои принципы, Вася?
Пугачева будет судиться с Ирсон Кудиковой за долги
Джейн Биркин помирилась с Hermès
Тесть и теща Владимира Кличко не поделили деньги