Андрей МИКОЛАЙЧУК: "Судьба часто била меня, лысого и босого, по пяткам и голове, трижды мою квартиру грабили. Перед первым визитом злодеев "Бульвар" написал: "Где музыкант хранит деньги? В пианино!". Там их и нашли..."
"Я ОЩУЩАЛ ТАКУЮ УСТАЛОСТЬ, ЧТО НАУЧИЛСЯ СПАТЬ ПРЯМО НА СЦЕНЕ. ОДНАЖДЫ ПРОСНУЛСЯ НА ТРЕТЬЕМ КУПЛЕТЕ ПЕСНИ"
- Андрей, для меня ты действительно по-настоящему талантливый человек - скромный, но знающий себе цену. На пути в шоу-бизнес ты не расталкивал локтями других и вообще никогда никому не сделал плохого. Давай вернемся в конец 80-х, когда ты стремительно ворвался на украинский музыкальный Олимп. Что это было за время?
- Прежде чем я отвечу, расставим акценты: с одной стороны, существует брэнд, который постоянно нужно подпитывать промоушеном и рекламой, а с другой - творчество. Раскрутка имени и собственно творчество совершенно разные вещи, они всегда находятся в противоречии.
Перенесемся в 89-й год. Андрей Миколайчук - работник детского сада N 8 города Умани Черкасской области. Частная музыкальная школа, педагогический кооператив, язва желудка - все в моей жизни шло параллельно.
Понимаешь, я думал, что учу детей, но это дети учили меня, от них я получал информацию в сотни, в тысячи, в миллионы раз ценнее той, которую Миколайчук мог дать им как педагог.
И вот человек с психологией райцентра (Умань все же не Киев), ничего в шоу-бизнесе не смыслящий с утра до ночи играет. Затем совершенно обессиленный, сонный приходит домой, падает в постель, а перед тем как заснуть, придумывает песню "Пiду втоплюся у рiчцi глибокiй"...
- Почему такую пессимистичную?
- Кто его знает? Все рациональные ответы на вопросы, связанные с искусством, - просто слова, пустые разговоры.
В то время в Умани проходил отборочный тур "Червоної рути", и мне дали первое место по Черкасской области.
Вскоре в Черновцах я стал лауреатом, получил приз зрительских симпатий. Что это за награда, понял, когда ко мне подошел маленький мальчик и, засунув пальчик в носик, попросил, шепелявя: "Миколайчук, заспiвай, як ти хотiв втопитися у рiчцi глибокiй". Дети - самые честные судьи...
Так я попал в другой мир, в котором нужно было объединять творчество и собственную раскрутку, но мне не удалось это сделать, потому что творческий человек не должен концентрироваться на эго. Если тебя нет, а есть творчество, с тобой может произойти абсолютно не предполагаемое - вроде "Пiду втоплюся". Если же тебя очень много и ты всерьез озабочен могучей фигурой Миколайчука в отечественном шоу-бизнесе, с тобой никогда не случится ничего непредвиденного!
Потому я и сошел с музыкального Олимпа - это мой абсолютно сознательный выбор. Жизнь летит очень быстро - мне уже 46 лет, и пора выбирать творчество. Что же касается промоушена... После моей смерти позаботься, пожалуйста, чтобы брэнд "Андрей Миколайчук" звучал достойно (смеется).
- Андрюша, а что чувствует исполнитель, когда видит перед собой полный стадион пришедших именно на него людей? О чем он думает: что уже великий?
- У меня было по два-три концерта в день, и я ощущал такую усталость, что научился спать прямо на сцене. Однажды проснулся на третьем куплете песни - как сейчас помню, на словах: "О Марiє, моя любов незгасна".
Что такое гастрольно-концертная деятельность? Приезжаешь в районный центр и выступаешь там и в окрестных селах. Я стал просто машиной: она не думает, а в механическом режиме работает. Сначала слава тебя пугает, потому что ты из небольшого города Умани, потом настолько устаешь... А тут еще холод, ужасные бытовые условия, и ты думаешь, как бы это все пережить. При этом полные стадионы зрителей отходят на второй план.
- Я знаю, что в Украине не осталось почти ни одного села...
![]() "Ти будеш плакать, спливатимуть роки, мене ж до смерті не зможеш забуть" |
-...не осталось...
-...где не ступала бы босая нога Андрея Миколайчука...
- Областные и районные центры, села, ГАИ на трассах - все меня знали, и я очень рад, что все это в 98-м году закончилось. Я уже говорил: не верю, что творческий человек может примирить в себе автора и исполнителя.
Поверь, исчезновение тоже требовало немалого мужества. Что, я не знаю, как работает схема шоу-бизнеса? Нужно все время светиться, но я сделал абсолютно сознательный выбор - скрылся с глаз долой...
- Активные выступления ты прекратил в 98-м году. Почему именно тогда?
- Обвалился доллар... Дефолт застал меня в Николаевской области, и когда бакс предательски вырос, я понял, что нам нужно дать друг другу отдохнуть.
Как сейчас помню: Николаев, за рекой Южный Буг какой-то поселок... Для тех, кто знает Николаев, уточняю: нужно проехать за мост на Одессу, и там есть какой-то населенный пункт, забыл уже его название...
В общем, всему приходит конец, и я очень рад, что так случилось... Сколько можно надрываться: приезжать домой в два часа ночи, а в полдень опять отбывать на гастроли?
Сейчас о том стиле жизни совсем не жалею, хотя он мне был очень нужен, потому что я верил: исполнитель должен шлифовать свое мастерство. Потом, правда, понял, что стать хорошим артистом - это идея со знаком минус. Какая разница, лучше я пою или хуже? Кого это интересует? Все равно в зале стоит такой визг и крик, что всем мое вокальное мастерство до лампочки. Приехал Андрей Миколайчук, народу весело - и вперед!
Другое дело творчество - в нем очень много проблем. Ни в музыкальных училищах, ни в консерватории не обсуждают больше проблемы малой музыкальной формы - песни: только Андрей Миколайчук этим всерьез озабочен.
"ОХРАННИК ГОВОРИТ: "ПОКА ТЫ ПЕЛ, МУЖИК НАМ ВСЕ ВРЕМЯ РАССКАЗЫВАЛ, ЧТО ТЫ С НИМ СИДЕЛ И ОН ТЕБЕ В ЗОНУ НАРКОТИКИ ПРИНОСИЛ"
- Когда-то остряки срифмовали: "Тяжела и неказиста жизнь известного артиста". Это действительно так?
- Известного, а тем более - это уже я от себя добавлю - гастролирующего... Я, правда, вспоминаю почему-то не напряги, а забавные случаи. Ну, например, заканчивается концерт, на сцену выбегает мужчина, обнимает меня, целует. К тому времени у меня уже была охрана - горьким опытом я был научен, что радость народа...
![]() "Вокруг все черное... И тут выхожу я - белый" |
-...неудержима...
- Да, знал, что иногда нужно смываться (смеется). Выскакивают мои ребята, хватают того дядьку. Потом охранник Тарасик (нет, его брат Андрей) подходит ко мне и говорит: "Знаешь, кто это был? Пока ты пел, мужик нам все время рассказывал, что ты с ним сидел и он тебе в зону наркотики приносил" (смеется).
Ой, сколько таких случаев было! Как-то этот же Андрей с другим охранником стояли на контроле, надрывали билеты и слышали, как два мужика говорили: "Видишь, Миколайчук на "мерседесе" приехал? А вон микроавтобус - это все его охрана с автоматами". А у нас машина была такая покоцаная - на сельском бездорожье мы ее совсем добили. Автобус "мерседес" тоже, конечно, стоял не наш...
Кроме творчества, приходилось думать об экономических категориях, скажем, о себестоимости. Мой администратор Володя пригнал из Германии авто, на котором, по его словам... В общем, ты видел кино "Бригада"?
- Видел...
- Помнишь, там друг Саши Белого говорит: "Такая машина есть только у меня и у Майкла Джексона"? А Володя приехал и заявил: "На этой машине, Андрей, на Западе ездят нефтяные магнаты". Я спрашиваю: "Вова, сколько она жрет бензина?". - "18 литров". Я, помню, на всю Винницкую область орал: "Володя, я тебя сейчас убью!". Потом это авто там и осталось - по-моему, за все гастроли мы добили машины четыре. А третья моя машина сейчас знаешь, где стоит? В каком-то из санаториев Тернопольской области - там мы останавливались. Я просил Володю не давать ключи от машины знакомым ребятам, потому что они пили водку. Чувствовал неладное и как в водку глядел! (Смеется). Они все-таки поехали кататься пьяными и разбили машину вдребезги. Вот она и осталась на территории санатория с диагнозом "восстановлению не подлежит". Когда приезжают новые отдыхающие, их ведут на задний двор и говорят: "Это машина Андрея Миколайчука - он разбился на ней в 97-м году".
- Когда люди слышат два слова: Андрей Миколайчук, у них сразу возникает ассоциация - лисий i босий. Ну почему лысый, понятно, а почему босой? У тебя что, не было на ботинки денег?
- (Задумчиво). Андрей Миколайчук очень ленивый. Вообрази себе сапоги - огромные, тяжелые... Что-то в босых ногах - ты замечал? - есть: легкость какая-то, ассоциация с ребячеством. Потом сами слова созвучны: "лисий" - "босий".
С 1989 по 1991 год я работал во львовском театре "Кривий люфт", то есть "Кривой ствол" (львовяне долго были под Австро-Венгрией, и в их украинском осталось много немецких слов). Я был так занят, что просто не успевал переобуться (раньше выступал в обуви), и актер Игорь Дзядыга (он играл Пукаса, который был одновременно бандеровцем и почтальоном), увидев, что я не обут, моментально объявил: "Лисий босий пiдпiльник Кiндрат". Мне так понравилось... Звучало по-простому, будто так и нужно, что Миколайчук "лисий-босий". Вот я и вышел на сцену без обуви...
- Многие твои коллеги-артисты прямо говорят, что собирают деньги, и вся их гастрольная деятельность происходит ради этих "бумажек". Ты, знаю, тоже когда-то коллекционировал презренные купюры, но однажды в твою квартиру проникли нехорошие люди и украли все подчистую...
![]() С инженерами человеческих душ и тел - Дмитрием Гнатюком и Анатолием Кашпировским |
- Меня грабили трижды - я, честно говоря, даже привыкать стал. Что-то, думаю, давно злодеи ко мне не наведывались (смеется). Первый раз это случилось в 97-м году. Накануне твоя газета писала: "Где музыкант хранит деньги? В пианино!". Там их и нашли... (Вздыхает). Увы, лишился большой суммы. Ты не поверишь, я отходил почти год!
- Что для Андрея Миколайчука "большая сумма"?
- 15 тысяч....
- Долларов?
- Да, причем, если сравнивать имущество, которое за них можно купить сейчас, - это как 150 тысяч, наверное. Ну сам посуди: тогда квартира в Киеве где-то на Нивках стоила семь тысяч...
Это был жуткий стресс! Те распроклятые деньги я заработал тяжелым трудом, и когда понимаешь, что больше никогда столько не скопишь, что все твои планы рушатся...
Так оно и вышло - в украинском шоу-бизнесе я удержаться не смог. Если бы у меня была своя студия, мог бы делать и продавать песни, но...
Впрочем, мне кажется, есть что-то выше, чем деньги, чем планы на будущее, - судьба человека (у каждого она своя). Наверное, если бы судьба часто не била меня, лысого и босого, по пяткам и голове, я бы свои песни не написал.
Сейчас я уехал из Киева и спокойно работаю. Живу закрыто, и моя кохана знает, что в промежутке между шестью утра и шестнадцатью вечера она не должна появляться: только потом можно со мной говорить. Так что все как будто бы у меня очень неплохо...
- Где же ты сейчас обитаешь?
- Не скажу... (Пауза). В Николаевской области. Слушаю море...
"Я СЕБЯ ПОД ВАГНЕРОМ ЧИЩУ"
- Украинский шоу-бизнес - это, на твой взгляд, что?
- Во все времена у всех народов было мало хорошей музыки. Великий Бетховен проиграл конкурентную борьбу Россини - в Вене поставили оперу Бетховена "Фиделио", но отменили через три представления. Тогда просто везде и всюду звучал Россини: он был очень коммерческим автором.
Всегда существовало искусство для народа и для избранных. В 1948 году, когда вышло знаменитое постановление ЦК, заклеймившее Шостаковича как формалиста, Сталин добился цели - заставил творческих людей работать на массовое советское искусство. Ведь как можно влиять на массовое сознание?
![]() "Чтобы пришло вдохновение, ничего делать не надо. Только внимательно лежать" |
- Массовым искусством...
- Вот именно, а еще с помощью религии и прессы, но это не мой вопрос - мне подобные вещи неинтересны.
Сейчас мы опять разыгрываем карту массового искусства, а то, другое, которое я очень люблю, прибыли не приносит. Я часто слушаю Моцарта, Вагнера, но наряду с этим пишу песни, которые не очень отличаются от массового искусства. Единственное, чем могу себя оправдать: Андрей Миколайчук понимает разницу между "массовкой" и элитарным искусством. Что делать, это судьба - никогда я не буду писать таких опер, как Рихард Вагнер, и придется с этим смириться. Я пробовал, Дима, но невозможно в наше время создать "Лоэнгрина" или "Кольцо Нибелунга"! А если у меня песни выходят?!
Хотя "я себя под Вагнером чищу". Обычно композитор не отвечает за то, что сочинил поэт, а поэт не в ответе за композитора - я же могу корректировать текст с помощью музыки и наоборот. С другой стороны, это меня истощает - поработаю полчаса и падаю, потом день-два отхожу. Спрашиваю себя: "А Рихард Вагнер как бы придумал?".
Вагнер заметил, что писать красивые мелодии на готовый текст невозможно, и отдал приоритет оркестру, а певцы как бы просто идут за музыкой. Вопрос: а чем мои творческие операции хуже? Они ведь тоже очень трудоемки, и если я их уже на клеточном уровне знаю, куда мне в ту оперу идти?!
- Отечественный шоу-бизнес относится к тебе настороженно, держится на расстоянии. Дошло до того, что признанный композитор Владимир Быстряков когда-то со страниц "Бульвара" назвал тебя просто дебилом...
- Он прав, так и есть... Володя, дебил с приветом!
- Помню, твоя мама даже написала в "Бульвар" письмо, дескать, мой сын Андрей никакой не дебил, и вообще, почему вы, неуважаемый композитор Быстряков, его оскорбили?..
- Я первый начинал делать шоу, и, хотя допускал очень много ошибок, у меня это получалось. Теперь вот замечаю у Данилко ошибки. Кстати, Андрей как-то сказал Тамиле Петрощук ("Клоунессе Тамиле" из комик-труппы "Жарт", с которой я выступал): "Если бы я не видел шоу Андрея Миколайчука, мое творчество было бы другим". Дело было в Полтаве или в Кременчуге - я уже забыл, где мы с ним познакомились...
- Данилко, как он сам мне рассказывал, еще юным корреспондентом полтавской молодежной газеты пришел к мэтру Миколайчуку брать интервью...
- Дим, а можно сначала "Наш ответ Быстрякову"?
- Давай...
- Да, в моем шоу были недостатки, ведь очень сложно синтезировать вроде бы взаимоисключающие вещи - слова, музыку, сценическое действие... Их нужно было сцементировать, а мне не всегда удавалось. Быстряков видел одну из новогодних программ - с группой "Жарт" я пел "Отаман". Сама песня простая. (Поет):
Отаман, отаман,
Полем стелеться туман.
Нас веде в туман ранковий
Батько-отаман.
Сзади двигались ребята из комик-труппы - вразнобой со мной, потому что без репетиции. Я сам просто вспотел, посмотрев запись, - это действительно выглядело неудачно. Так что когда имеется явный недостаток, люди типа Быстрякова могут его заметить, но я ведь живу, работаю, преодолеваю трудности и, когда вижу проколы того же Андрея Данилко, не ору на всю страну: "Данилко, ты ошибаешься!".
Нет иного пути, кроме преодоления собственных недостатков. Разве ты, начиная "Бульвар", без проблем обходился? Тоже ошибался, тоже шишки себе набивал...
Так что за Андрея я очень рад, как и за Костю Меладзе. Может быть, Костя не ошибался? Да он еще пять-семь лет назад таких шикарных песен, как сейчас, не писал! Можно только порадоваться за людей, которые благополучно решают творческие проблемы, а как справился со своими проблемами Быстряков, я не знаю...
- Давай вернемся к Андрею Данилко. Каким этот мальчик к тебе пришел, заметил ли ты в нем талант?
- Ничего я, Дим, не заметил. Он мне рассказывал какие-то ужасные истории из жизни шоу-бизнеса, а я, помню, дико хотел в туалет и думал: "Когда уже этот пацан исчезнет?". (Смеется). Потом я - член жюри - увидел его на юмористическом конкурсе и был просто поражен: какая спонтанность! Замечательно, что Данилко в постоянном движении, причем движется он исключительно со знаком плюс.
"ЧЕМ Я ТАК ЗАНЯТ? РАБОТАЮ! РАЗВЕ ЭТОГО МАЛО?"
- Сегодня ты почти не принимаешь участия в престижных концертах, хотя зрителем этих пафосных мероприятий бываешь - то ли во Дворце "Украина", то ли по телевизору. Скажи, кто из современных украинских исполнителей тебе нравится, есть ли такие?
- Я вот, знаешь, о чем думаю: смогли бы писать по-настоящему народные песни люди, окончившие музыкальное училище и консерваторию? Мой ответ: "Нет, для этого они слишком высокообразованны". Вот птицы утром поют - разве они знают, как надо петь? Они необразованные, но как радуется от их трелей мое сердце! Я учу себя засыпать, когда солнце садится, и вставать, когда птички поют, - сяду и слушаю...
Мы живем в эпоху информационного бума: я, например, люблю смотреть на DVD "Городок" Стоянова и Олейникова. Цитирую Стоянова: "Что такое "информационный бум"? Это когда тебя по голове "бум-бум-бум"...
Массовое искусство - мне так кажется - это танцевалка, за которую спряталось 90 процентов людей. Я все-таки пытаюсь как-то соединить ее с настоящим искусством, не скурвиться, потому что очень легко писать танцевалки на тексты типа "Я тебя люблю" или "Я тебя не люблю", а попробуйте использовать для этой цели пушкинское: "Я вас любил...".
...Не вижу смысла слушать, что поют по телевизору: я не в "материале" - очень занят и страшно устаю.
- Чем же ты так занят?
- Работаю - разве этого мало?
Безумно тяжело привести себя в нужное состояние - необходима отлаженная биология и много кислорода. Никаких лишних мыслей, ничто не должно болеть (я за своим здоровьем слежу).
- Очень важен момент созерцания. Мне по душе метафора: летят гуси над озером, не хотят в нем отражаться, но отражаются. Озеро тоже не хочет отображать гусей, но отображает. Во мне есть озеро сознания, над которым любят кружить 12 гусей - семь белых и пять черных нот...
На практике очень нелегко добиться отсутствия любых мыслительных усилий... На китайском языке эта легкость называется "ву вей" (похоже звучит "ой вей" на идиш). Эти "ой вей" и "ву вей" наполняют мои украинские душу и сердце какой-то радостью.
В творческий процесс я стараюсь не вмешиваться, потому что, где есть композитор, нет композиции. Композиция рождается там, где нет человека, логически ее выстраивающего.
В чем загадка и таинственность этого процесса? Творчество приходит, когда само хочет. Так ты можешь обхаживать женщину, но на самом деле мало что от тебя зависит - разве что подготовка плацдарма. Можно чисто побриться, быть утонченным и загружать даме голову, но единственное, что в этом деле необходимо, - терпение и ожидание. Обычно что-то у меня получается примерно к обеду - как правило, появляется ритм...
Римский-Корсаков, который был тайным эпигоном Вагнера (он это скрывал, но мы-то свои кадры знаем), написал о великом немецком композиторе книгу. В ней есть слова: "А вот о ритме Рихарда Вагнера я ничего не могу сказать". Я бы от себя добавил: "...и о темпе тоже", потому что суть моего метода в том, что ритмичная фраза формирует темп. Я не занимаюсь звуковыми комплексами, только ритмом. Работа над песней начинается с припева, потом становится ясно, что запев пойдет в том же темпе, но в другом ритме. Впрочем, не думаю, что такие тонкости непрофессионалам интересны...
"НЕТ" ЕВРОПЕЙСКОМУ СТАНДАРТУ 90-60-90. ГОРАЗДО ЛУЧШЕ - 100-100-100!"
- Столько лет тебя зная, я всегда чувствую твое одиночество и неприкаянность. Скажи, ты в личной жизни несчастен?
- С моей точки зрения, быть в личной жизни счастливым - это идея со знаком минус. Подлинное счастье в cебе самом. Если, например, ты прикасаешься к тем глубинам, которые доступны мне, говорить о счастье вообще не стоит. Иван Бунин, которого я очень люблю, сравнивал счастье с зарницами, вспышками, которые тут же гаснут, а те глубины сознания, которые я как творческий человек постиг, никогда не предадут - даже если ты их предашь.
- Тем не менее каждый мужчина мечтает встретить женщину, с которой ему было бы хорошо...
- С Олей мы живем уже пять лет. Олечка, благодарю тебя за терпение, за то, что ты эту падлюку Андрея Миколайчука так долго выносишь.
- Однажды ты пошел в политику - стал даже партийным лидером. Продолжаешь возглавлять свою партию?
- Четыре партии...
- Целых четыре? А можно подробнее?
- Андрей Миколайчук говорит "нет" европейскому стандарту 90-60-90. Андрей Миколайчук утверждает: гораздо лучше - 100-100-100!
Проведем эксперимент: пусть любой мужчина возьмет сантиметровую ленту и замерит бедра, талию или грудь своей коханой. Если где угодно (в любой части тела, ниже или выше) он найдет эти 100 сантиметров в окружности, значит, его подруга - потенциальный член моей партии.
Также Андрей Миколайчук является лидером самой массовой украинской партии - Партии полненьких женщин. Хочу, чтобы люди успокоились и получали от жизни удовольствие: если ты пышечка, то и будь собой, - зачем все время сравнивать себя с вешалками из телевизора? Современное общество не дает нашим девушкам возможности быть полненькими и сексуальными. Я утверждаю: "Характер - вот что в супружеской жизни самое главное, а лишние 38 килограммов - сущие мелочи".
Возглавляю я и Партию молоденьких дедушек, правда, чувствую естественное волнение, когда смотрю на красивых молодых девушек. Значит, на самом деле я все-таки не дедушка, хотя у меня два внука. Вот в какую непростую ситуацию я попал!
К тому же я лидер Партии нехудых ребят (настоящих богатырей, защитников отчизны), еще возглавляю массу организаций вроде Общества ограбленных артистов. Перечисляю: "Няням - нет!", "Общество лысых", "Дети против учителей"... Боже, я уже многое забыл, но все это где-то документально зафиксировано...
- Понапридумывал и понавозглавлял...
- Ой, понавозглавлял, а теперь, честно говоря, сам запутался и ищу соратников, которые бы мне помогали, песни мои на радио и телевидение носили.
- Как любимая Ольга переносит твое пристрастие к полным дамам? Что она по этому поводу говорит?
- А она сама полненькая - у нее грудь не будем говорить какого размера. О-О-Оля! Слава Украине!
- Скажи, а толстушки к тебе на гастролях подходят, что-нибудь этакое предлагают?
- Каждая женщина держит марку и никогда первой подходить не будет. Она не впрямую даст почувствовать и понять, что ты ей интересен, что какие-то твои нюансы ее трогают...
- Тебе многие женщины дают понять, что ты им интересен?
- Честно говоря, я не рискую, не могу позволить себе такую роскошь - даже если кто-то понравился. Сама любовь достаточно опасная игра. Я влюблялся и тяжело из этого состояния выходил, у меня была температура 34 градуса - думал, что умру. Я понял: любовь - небезопасная энергия, мне кажется, мужчины и женщины об этом знают. (Грустно). Я бы не очень рекламировал любовь на страницах "Бульвара Гордона" - скорее бы пропагандировал секс...
- Вижу, глаза у тебя, когда рассказываешь о своей любви, на мокром месте. Чем же закончилась эта - трагическая, судя по всему, - любовь?
- А ничем - я просто узнал, что она действительно существует. Согласись, одно дело - читать о большом чувстве, например, в романе "Война и мир". Умирая, князь Андрей вспоминает там о Наташе Ростовой. Что получилось? Он загнал любовь в подсознание и только перед смертью понял, что не смог победить свое чувство. По-моему, Наташа изменила Болконскому с Курагиным... Или с Анной Карениной... В общем, не важно - с кем, но что-то у них там не вышло. Я не был свидетелем, я болел, а Андрей Болконский мне давно не звонил (смеется).
...Есть более высокие горизонты существования, чем отношения мужчины и женщины. В массовом сознании присутствует категория "счастье в семейной жизни", но лично я не уверен, что это счастье.
Была ли моя любовь трагичной, я бы не хотел говорить, потому что все действующие лица живы-здоровы, и из этических соображений кого-либо подставлять я не буду. Просто... В женщине таятся глубины, которые на рациональном уровне не постичь: подходы, которые ты попытаешься просчитать, не сработают. Во всяком случае, я это узнал...
"МЫ ВОСПИТАЛИ МИЛЛИОНЫ ОБРАЗОВАННЫХ ЛЮДЕЙ, ВСЕ ОНИ ИГРАЮТ НА ПИАНИНО, НА СКРИПКАХ.А КОМПОЗИТОРЫ ГДЕ?"
- Даже не представляю, есть ли у нас люди, которые объездили Украину, как Андрей Миколайчук. Ты много путешествовал по стране, столько видел городов, сел и поселков - признайся, где тебе лучше дышится?
- Дима, у меня есть мечта - поселиться в районном центре Киевской области. Все, кто сейчас читает это интервью, присылайте на мой сайт www. kindrat. com. ua свои предложения. Я заметил, что в Киеве - большом городе, где много троллейбусов и автобусов, - плохо работаю. Вроде бы и не ужасно, но не на суперуровне. Суперуровень возможен, когда обитаешь на лоне природы, - только там можно достичь впечатляющих результатов. Люди, которые имели на меня влияние, жили у рек или гор - одиноко, замкнуто...
- О чем ты сейчас мечтаешь, Андрей?
- А ни о чем не мечтаю. Вернее, о том, чтобы никто не мешал мне работать...
- Тебе разве кто-то мешает?
- Оля. О-О-Оля, перестань мне мешать! (Смеется).
- Что для тебя гармония и легко ли привести себя в гармоничное состояние?
- Есть вещи, которые выше и глубже, чем человек, потому что он - явление достаточно фальшивое и зацикленное.
Можно говорить о гармонии, если человек живет сам с собою в ладу. Ну, например, в музыке существует сонатная форма, и ей можно научиться, но мне не хочется писать сонаты. Я делаю акцент на собственной бытийности и говорю: "Смотрите, я вот такой".
Человек, знающий толк в гармонии, допускает абсолютно непостижимые вещи на ритмических и темповых планах... Дима, если бы ты знал, как просто писать музыку! Это меня поражает! Правда, смешно звучит: "Как просто писать музыку!"? Почему этого никто не слышит, почему об этом никто не говорит? Мы воспитали миллионы образованных людей, все они играют на пианино, на скрипках, а где композиторы? Между тем писать музыку очень легко - наверное, потому я ею и занимаюсь.
...Не подумай, что я против любви, - совсем нет. Любовь - это прекрасно, но я предпочитаю покой: на душе и на озере сознания, над которым летают таинственные гуси. Кстати, есть у меня об этом песня (поет):
I буде спокiй на душi,
I буде сонце i дощi -
Лише тебе, моя кохана,
Бiльш не буде...
Творчество - это единственное, что греет сегодня мое сердце.
- У тебя очень трогательные отношения с детьми - я неоднократно видел, как они к тебе льнут, как ты находишь нужные слова и общаешься с ними на равных...
- В 86-м году, в самом начале перестройки, я работал в педагогическом кооперативе при Уманском доме учителя, а когда не сложились там отношения, ушел в детский сад (представляешь - только открыл кооператив, у меня сразу открылась язва).
В таких обстоятельствах начинаешь задумываться, какое имеешь право топтаться по детскому интеллекту. Да, есть план учебно-воспитательного процесса, но я себе задал вопрос: "А имеет ли Миколайчук право этот плановый педагогический процесс обеспечивать?". И правильно ответил себе "нет", потому что дети до 10 лет пользовались на моих уроках спонтанным интеллектом.
- Что это?
- Неизбирательное сознание, готовность к чему угодно. Дети непредсказуемы - это качество я у них перенял и так научился писать свою музыку. То есть, повторяю, не я учил младших школьников, а они меня.
Из своей провинциальной Умани я ездил на семинары для самодеятельных композиторов (при Советской власти такие мероприятия проводились регулярно), делился своими мыслями, но от тех разговоров было мало толку и отдачи на практике. Разве что оставалось ощущение, будто прикоснулся к чему-то высокому.
В культуре, в образовании у нас нет методологии - одни только ни к чему не ведущие разговоры. Понять это мне помог один ученик - Сережа. Его мама как-то пришла в детский сад, где я давал частные уроки, и говорит: "Я за Сережу платить не буду". Представляешь, я тогда получал от шести до 10 рублей за ученика...
- А сколько лет было деткам, которых ты учил музыке?
- Самый хороший возраст - четвертый-пятый год жизни, заниматься они начинали совсем маленькими.
- И что Сережа?
- Он взял моду постоянно жаловаться маме: "Андрей Михайлович не хочет со мной заниматься". А у меня еще масса детей, и очень немногие из них могут делать интеллектуальные операции спонтанно - на сотню не больше двух-трех...
Поэтому я и говорю: "мы тебя научим творить" - ложная идея. Покажите результаты - кого научили? Где композиторы, поэты...
-...художники...
-...писатели? Результата нет, поэтому давайте обсудим технологические проблемы обучения искусству, а они существуют, причем в огромном количестве.
Помню, в Умани мы с учениками ходили на стадион - он в двух шагах от моего детсада, напротив дома Мыколы Бажана. Раньше на стадионе была зеленая травка, но однажды мы пришли и увидели, как каток ровняет асфальт. Вдруг одна из девочек - Ярослава - посмотрела на мальчика Женю и запела низким голосом: "Каток наехал на Женю Барабанова... И переехал его... А Женя Барабанов стукнул каток...". Женя Барабанов слушал-слушал, потом сказал: "Ты, Ярослава, какая-то дурная". Ничего подобного - она тогда песню написала!
Такая же творческая атмосфера была у меня на уроках, а на утренниках дети исполняли песни собственного сочинения...
"ПIДУ ВТОПЛЮСЯ У БАНЦI ЛIТРОВIЙ, ШУКАТИ СТАНУТЬ - НЕ СКОРО ЗНАЙДУТЬ"
- Сегодня ты, суперзвезда украинской эстрады конца 80-х годов, почти забыт. Не мечтаешь о реванше? Не хочешь восстановить свой звездный статус и снова ворваться на музыкальный Олимп?
- (Грустно). Зачем? Кому эти суперзвезды нужны? Суперзвезда - прежде всего брэнд и деньги. Плюс умелый менеджмент.
Я не могу позволить себе роскоши даже тебе лишний раз позвонить по мобильному - не имею ни времени, ни сил.
- Почему?
- Устаю я...
- Значит, тебе не нужно быть суперзвездой?
- Сейчас - нет.
- И тебе не нужны аплодисменты?
-...нет...
-...любовь, деньги?
- Аплодисменты, любовь, деньги... Лучше жить бедно, но делать свое дело. Если ты замечал, жизнь очень быстро летит, и никто не простит мне, если не завершу свои черновые заготовки. Вот Ивасюк очень мало прожил и мало написал хороших песен...
- Но зато какие!
- Тем не менее я хочу оставить после себя много хороших песен...
- Недавно ты рассказывал мне, что разглядывал свой школьный альбом, у тебя это вызывало сильные эмоции и в результате появилась песня...
- Понимаешь, я люблю Басе. Свои хайку он писал в ХVII веке, а я свою песню сочинил в ХХI и посвятил этому великому японскому поэту. Фактически "наш ответ Басе" (поет):
Я свiй шкiльний альбом беру у руки,
Гортаю за нiчним столом.
I нiби не було мiж нас розлуки.
I знов гортаю я шкiльний альбом.
А у руках твоїх бiлi квiти
На фотографiї випускнiй.
I повертається наше лiто,
I усмiхаєшся ти менi.
А ти у стилi дзен вiршi складала,
А я збагнути їх не мiг.
Басьо нас роз’єднав, i ти сказала,
Що помiж нас холодний бiлий снiг.
Дальше снова припев, а потом:
Я номер наберу, тебе спитаю,
Коли зима мiж нас мине.
А я у стилi дзен вiршi складаю,
I, може б, той Басьо признав мене...
Ну а напоследок еще хочу рассказать веселую историю из гастрольной жизни. Заканчивается первое отделение концерта, нужно переодеть рубашку. Андрей Миколайчук - хитрый, коварный человек - говорит: "Все дети, которые пришли на этот концерт, приглашаются на сцену". Пока они поднимаются и выбирают себе место, убегаю за кулисы...
Переодевшись, возвращаюсь и спрашиваю ребят: как кого зовут, чем занимаются родители. Есть малыши, которые очень быстро раскрываются, - их слушать приятнее, чем даже Андрея Миколайчука. Ну чем я могу удивить? Песнями? А детская непосредственность - это что-то особенное...
Спрашиваю одного мальчика: "Где твоя мама работает?". Он отвечает: "В больнице уколы делает". - "Куда?" - "В сраку!".
Когда отсмеялись, я объявил: "Ну а сейчас выступает хор детей города Бердичева, солист Андрей Миколайчук (вспомнил Бердичев, потому что на днях его проезжал по дороге из Винницы)". И начинаю петь, как маленькие дети, а ребята стоят сзади и мне помогают.
Сейчас попробую воспроизвести, как они переделали мою "Пiду втоплюся". Не знаю, получится ли... (Поет):
Скiнчилась горiлка, скiнчилось вино,
Скiнчилися грошi - пiдемо в кiно.
Там Рембо проклятий Кiнг-Конга убив,
Брюс Лi з переляку в штани наробив.
Пiду втоплюся у банцi лiтровiй,
Шукати стануть - не скоро знайдуть.
Ти будеш плакать, спливатимуть роки.
Мене ж до смертi не зможеш забуть...





Главное, чтобы костюмчик сидел
У Людмилы Гурченко отказали ноги
Эль Макферсон боится защитников животных
Избитый Панин вынужден отказываться от ролей
Энрике Иглесиас признан самым сексуальным холостяком
Мужики хотят с Галкиным в душ
Хилтон отказалась от помолвки, но не от кольца за пять миллионов долларов
Фриске чуть не отбила Серова у беременной жены
Памелу Андерсон преследует фанат
Николас Кейдж и Пьер Нарцисc стали отцами
Депардье собрался жениться и судиться
Шэрон Осборн 35 лет безуспешно лечится от булимии, потратив полмиллиона долларов
Чужой среди своих, свой среди чужих
Богдан Ступка считает, что комментировать выпады оппонентов ниже его достоинства
Артист театра и кино, Сан Саныч из сериала "Исцеление любовью" Валентин ШЕСТОПАЛОВ: "У меня было две слабости: женщины и замечательный напиток портвейн"
Андрей МИКОЛАЙЧУК: "Судьба часто била меня, лысого и босого, по пяткам и голове, трижды мою квартиру грабили. Перед первым визитом злодеев "Бульвар" написал: "Где музыкант хранит деньги? В пианино!". Там их и нашли..."
Начальник территориального отдела милиции Оболонского РУВД г. Киева майор милиции Тарас СУСЯК: "Троица действовала по отработанному сценарию: вначале избивали, а потом отнимали мобильники и деньги. Им доставляло удовольствие бить и унижать. Заметив в глазах человека страх, они кайфовали"
Александр ГОЛОБОРОДЬКО: "До сих пор страшно вспоминать, что я чуть не стал убийцей"
Директор ТРК "Киев" Валерий ТКАЧУК: "Однажды показалось, что ко мне относятся несправедливо, и я дал телеграмму Брежневу"
"И за что я его полюбила, ярко выраженного дебила?"
Сумская собирается замуж за Франкенштейна
Двое из ларца: самые известные близнецы
Дом, милый дом. Кличко и Панеттьер показали новый особняк
Знаменитые актеры, которых не приняли в вуз
Родом из детства: звезды тогда и сейчас
Делу время, потехе час. Хобби звезд







Звезда "50 оттенков серого" показала грудь
Без комплексов. Lady Gaga показала белье
Дочь Джони Деппа ощущает себя лесбиянкой
Наталья Королева выставила грудь напоказ
18-летняя сестра Ким Кардашьян показала новую силиконовую грудь
Садальский о Василие Уткине: Где же твои принципы, Вася?
Пугачева будет судиться с Ирсон Кудиковой за долги
Джейн Биркин помирилась с Hermès
Тесть и теща Владимира Кличко не поделили деньги