За кадром
Александр ГОЛОБОРОДЬКО: "До сих пор страшно вспоминать, что я чуть не стал убийцей"
Людмила ГРАБЕНКО. «Бульвар Гордона» 11 Октября, 2005 00:00
Известному актеру театра и кино исполнилось 67 лет
На счету актера Театра имени Моссовета Александра Голобородько более 30 кинофильмов.
На счету актера Театра имени Моссовета Александра Голобородько более 30 кинофильмов.
"НЕМЦЫ УВЕЛИ ОТЦА В ОДНИХ ЧЕРНЫХ САТИНОВЫХ ТРУСАХ"
- Александр Александрович, вас не раздражает, что актера Голобородько вспоминают прежде всего по картине "Последняя реликвия"?
- Ни в коем случае! Этот фильм стал одним из главных событий в моей жизни - после него я ощущаю себя настоящим актером кино. Я снимался в нем в 1969 году, когда родилась моя дочь. Уже повзрослев, она посмотрела это кино и сказала: "Папа, а ты классным парнем был тогда!". Я пересматриваю его иногда и вижу: он, как хорошее вино, с годами становится все лучше и лучше.
В Эстонии (мы снимали на киностудии "Таллинфильм") и ко мне, и к моему герою, несмотря на все произошедшие перемены, относятся потрясающе хорошо. Помню, как ездил туда на 25-летие картины, на которое пригласили всю съемочную группу. Все прошло, как в Голливуде, - пресса, телевидение. И настолько было здорово, что я понял: хорошо, если у актера есть хотя бы одна такая роль.
- Вы ведь наш земляк - родом из Украины?
- Из Днепродзержинска. Ужасный город! Промышленный, задымленный, вокруг одни заводские трубы. Да еще и строились эти заводы и фабрики без учета розы ветров, а как кому хотелось - стиль такой был у товарищей коммунистов. Я прожил там 17 лет, вплоть до поступления в институт. С одним перерывом - на Вторую мировую войну. Перед самой оккупацией мы переехали в пригород, к деду. Он был председателем колхоза имени Октябрьской революции, коммунистом и эвакуировался со всей семьей, остались только мы. Я был еще очень маленьким, поэтому родители не рискнули со мной ехать.
- Вы помните то время?
- Это странно, ведь летом 41-го мне не было еще и трех лет, но многое отложилось в памяти. Например, тот день, когда в город вошли фашисты. Утро, мы завтракаем - отец, мама, брат и я. На столе - порезанные на четыре части помидоры, куски хлеба и сала. Будто сейчас слышу лай нашей собаки, потом выстрел и ее визг. И я знаю: пришли немцы, это они убили нашу собаку! Ну откуда я мог знать, что ее убили?! Дети в таком возрасте еще не понимают, что такое смерть.
Я выглядываю во двор и вижу людей, походящих не на немцев, а, скорее, на негров: то лето выдалось жарким, и они были загорелые, грязные, без головных уборов. Двое заходят в нашу калитку, поднимаются на крыльцо. "Партизан? - спрашивают отца, и, не дав даже одеться (а он сидел за столом в одних черных сатиновых трусах), накинув на него сверху плащ, уводят. Его забрали туда, где, на въезде в город, собирали всех мужчин. Там их фильтровали и подозрительных расстреливали.
Расстрелов вообще было очень много. Когда немцы входили в город, наши войска к тому времени уже ушли, и он не защищался. И из окна одного из домов кто-
то - говорят, это был милиционер - открыл огонь и убил младшего офицера и двух солдат. Немцы подожгли дом, и человек этот погиб. А все мужское население улицы, начиная с 17-летних пацанов, они собрали и расстреляли. Конечно, я не ощущал всей трагичности происходящего, просто это зафиксировалось в моем сознании как факт.
- Оккупацию вы пережили в Днепропетровске?
- В Деевке, есть там такой район. А когда немцы отступали, они собрали молодые семьи с детьми, в том числе и нас, и погнали в Германию. Правда, догнали нас только до деревни Большая Софиевка в Криворожской области. Там и освободили. А перед этим, ночью, разбросали на ночлег по хатам. Хорошо помню: горит каганец - коптилочка такая и мама ругает отца последними словами. Именно это в результате спасло ему жизнь. Немцы, когда отступали, всех мужиков расстреляли. Заглянули и к нам: "Зольдатн?". А мама им: "Господь с вами, какой солдат? Алкаш несчастный!". И почему-то они ей поверили.
Утром мы проснулись, говорят: "Нет власти!". А потом пошли наши танки, да даже не наши, а американские - мы их называли "щука". С них спрыгивают солдаты - тоже чумазые, без головных уборов, с закатанными рукавами - и бегут, бегут! А с другой стороны балки - немецкая батарея, там вокруг орудий суетятся немцы. Но танки их все-таки обошли. Много лет спустя, снимаясь в фильме "Стратегия победы", я узнал, что это было южное крыло Корсунь-Шевченковской операции - прорыв на Кривой Рог.
До сих пор при словах "линия фронта" у меня перед глазами встает грязная-грязная дорога, утыканная следами лошадиных копыт, в которых стоит вода. И я все не мог понять, почему меня хватают за шкирку и тычут в эту воду лицом. Сейчас знаю, что таким образом меня пытались укрыть от взрывов, а я их не помню. Абсолютно! Но это еще не вся моя военная история.
"В КРЫМУ Я ПРОЯВИЛ СЕБЯ НАСТОЯЩИМ РЕНЕГАТОМ"
- Как, ведь война уже кончилась?
- Иногда она догоняет человека через много-много лет. Поступил я в театральный институт и приехал на первые свои каникулы. Брат говорит мне: "Знаешь, а они ведь вернулись, полицаи, которых после войны посадили!". На дворе был 56-й год, и тех, что были не сильно замараны, амнистировали. А надо сказать, что я из военного времени не помню ни одного лица - ни полицаев, ни фашистов, которые стояли у нас на квартире. А вот мой покойный брат, который был старше меня на пять лет, ничего не забыл.
"Помнишь, - говорит он мне, - того полицая, который нашу маму чуть не изнасиловал? Надо найти его и отомстить!". Взяли мы с ним, как тогда говорили, по "шпалеру" в карман (с военного времени у всех сохранилось много оружия) и - в Де-евку! Ходим по дворам: где водички попросим, где просто спросим какого-то несуществующего человека. И нашли-таки того человека! Договорились, как будем в него стрелять - кто, куда. Ужасно!
Да, мы хотели отомстить за маму... Но как могли решиться на такое?! Сейчас я понимаю, что в тот момент у нас за плечами стояла война: она полностью обесценила человеческую жизнь. Брат совсем уж было собрался идти, но я его остановил. Сказал: "Володя, все-таки сколько времени прошло. А вдруг ты ошибся?! Мало того что мы убьем человека, так еще и сделаем это ни за что!". В общем, вернулись домой.
- Как думаете, ваш брат действительно ошибся?
- Нет, все было правильно. Но по сей день мне страшно вспоминать, как я чуть не сделался убийцей.
- Актерская профессия - мечта вашего детства?
- После войны мой отец работал в колхозе электриком, а в свободное время ставил для односельчан спектакли и играл вместе с мамой. Как правило, они выбирали украинскую классику - "Мартина Бору-лю", "Ой, не ходи, Грицю", "Наталку-Полтавку". Но поскольку родители ролей не учили (у них просто не было на это времени), я... им суфлировал. В зальчике, больше напоминавшем коридор,специально для меня построили маленькую будочку, из которой я "подавал" им текст. И когда поступил в театральный институт, мои однокурсники были очень удивлены:Карпен-ко-Карого, Саксаганского, Котляревского - почти всю украинскую классику - я знал наизусть.
- Вы окончили Киевский театральный институт имени Карпенко-Карого...
-...и по распределению уехал в Крым. Проявил себя настоящим ренегатом: отучился на украинском актерском курсе, а работал в русском театре. Долго объяснять, почему со мной такое случилось. Наверное, уже тогда я понял, что нет культуры русской и украинской, а есть одна общая - нашей цивилизации, хотел подняться над узкими рамками национального театра. Уезжал с большими трудностями, меня долго не отпускали, но вырвался.
- А как вы оказались в Москве?
- Когда наш театр приехал туда на гастроли, меня увидел в спектакле о Блоке по пьесе Штейна "Версия" Михаил Иванович Царев. На следующий день он пришел на "Ричарда III" и уже в антракте подослал ко мне "шпионов", которые сказали: "Михаил Иванович хотел бы с вами поговорить".
- Пошли?
- Как я мог не пойти?! Понимал ведь: речь пойдет о переходе в Малый театр. А надо сказать, что меня уже Театр имени Моссовета пригласил, но как-то вяло: мол, неплохо было бы вам у нас поработать. Разговор он начал с комплиментов: "Здравствуйте, как я рад вас видеть! Как вы лихо вчера играли - просто хозяин на сцене! И куда вас уже пригласили в Москве?". - "В Театр имени Моссовета!". - "Голубчик, не ходите! Идите лучше в Малый - это ваш театр. А что вам предложили в "Моссовете"? А квартиру? И речи не было? Ну если вы решитесь к нам перейти, к какому числу вам приготовить квартирные условия?". Я возьми да скажи: "К 11 декабря!". Адело было в июле.
"В ТУ НОЧЬ МЫ НЕ СПАЛИ, А ВОКРУГ БЫЛИ БАРРИКАДЫ"
- После Москвы у меня были гастроли в Кишиневе, потом съемки, я почти забыл об этом разговоре. Как вдруг приходит письмо - изумительное, не отпечатанное на машинке, а написанное знаменитым царевским почерком: "Уважаемые Светлана Ивановна и Александр Александрович! Ваш переход в Малый театр согласован с ЦК партии и министром культуры (им тогда был Демичев). Квартирные условия будут готовы в срок". Мне тогда очень понравилось, что он позаботился о моей жене. У женщин в театре судьбы заведомо более сложные, и часто так бывает, что приглашают мужика, а жена не у дел.
Было мне тогда 38, поздновато для Москвы. Но мы рванули и девять лет с помощью Царева в Малом театре проработали.
- Почему же ушли?
- К руководству театра пришел человек, которого я не уважал, это и стало первопричиной. А тут еще, как в период душевной грусти вспоминаются старые романы, напомнил о себе Театр имени Моссовета. На юге, в Доме творчества, мы встретились с главным режиссером Театра имени Моссовета Павлом Хомским. "Ты что, - спросил он, - навечно, что ли, в Малый театр?". "Вспомнили, - думаю, - значит, я им нужен". И вот уже почти два десятка лет работаю тут.
Театр имени Моссовета не лучше Малого, но как-то мне ближе. Он демократичнее, в нем меньше обязывающих традиций. Останься я в Малом, там до самой моей смерти говорили бы: "Знаете, мы ведь его из провинции взяли!". А в Театр Моссовета я пришел из Малого - согласитесь, это определенный уровень. К тому же здесь мне предложили потрясающие роли! Митя Карамазов, Алексей Орлов в "Царской охоте"...
- Как думаете, почему большинство ваших ролей про любовь?
- Так ведь это приятная штука! Была у меня тяга к таким ролям, особенно по молодости. Да и амплуа героя-любовника я тогда соответствовал, как говорил Михаил Иванович Царев: был молод, хорош собой и нравился женщинам. Я вообще больше склонен к романтическому восприятию искусства... И идет оно не от ума, а от хребта.
Как ни крути, а самое безопасное искусство романтическое, вы не найдете в нем никакой политической подоплеки. Ну, например, какую идеологию можно извлечь из Лопе де Вега или Тирсо де Моли-на? Вот Шекспир, тот поопасней будет. Кстати, его тоже долго играли как романтического автора, а в 60-х годах стали приспосабливать под нужды дня, даже термин такой появился - "деромантиза-ция" Шекспира.
На этой волне я в Симферополе сыграл Ричарда III, этот спектакль был моим звездным часом, я к нему все время возвращаюсь. Ричарда всегда делали уродом, садистом и подонком, я же играл человека небезобразного - с балетной пластикой, как написали тогда театральные критики, со своим лицом, ну разве что он слегка прихрамывал. Прекрасен, скор, и все-таки - зло! Параллель с некоторыми советскими властителями можно было провести.
- Можно сказать, что советский театр боролся с существующим режимом?
- Скорее, наоборот - он его поддерживал. Творческие взаимоотношения с власть предержащими - наша традиция. Вообще, все безобразия в России всегда начинались с интеллигенции. Судите сами: многие люди театра были в условных контрах с властью, проще говоря, фигу в кармане держали. И при этом все или почти все были членами партии. Что это - беспринципность? Ренегатство? Не знаю, как назвать! Сегодня мы заняли другую, не менее отвратительную позицию: дескать, ни на какой политической платформе не стоим, а занимаемся чистым искусством. А ведь ничего нового в такой постановке вопроса нет. Один из героев пьесы "Уриэль Акоста" говорил: "Все было, всякое бывало!".
- Симферополь покинули навсегда?
- Все значительные события в моей жизни произошли в Крыму: там я женился, там у меня родилась дочь, там я прожил прекрасные годы, начал сниматься в кино и завел множество друзей. Когда в августе 1991 года произошел переворот, я отдыхал в 20 километрах от дачи Горбачева в Форосе. И вот 19-го, рано утром, стучит мне в дверь актер и режиссер Сева Ши-ловский: "Саня, открывай!". - "Сева, - говорю, - будь человеком, дай поспать!". - "Вставай, военный переворот - Горбачеву по шапке дали!". Оказывается, он проснулся утром, включил телевизор, услышал "Лебединое озеро" и сразу все понял. А я звонил в Москву знакомым, работавшим на телевидении, и друзьям, которые занимались политикой и знали Ельцина еще в те времена, когда он пешком по магазинам ходил. Просил: "Передайте, что никакой болезни у Горбачева нет, произошел переворот!".
Хорошо помню и события 93-го года. Мы живем в центре Москвы, на улице Огарева, возле Центрального телеграфа. В ту самую страшную ночь мы не спали, а вокруг были баррикады... С тех пор я очень боюсь переворотов. Но пережитые события помогли мне сыграть Мышлаевского в спектакле "Белая гвардия" по роману Булгакова. Странный все-таки народ артисты, что бы с ними в жизни ни случилось, все в свою творческую копилку тащат.
"КРИТИЧЕСКАЯ МАССА ДЕРЬМА ДОЛЖНА ОБЯЗАТЕЛЬНО ВЗОРВАТЬСЯ"
- В знаменитой картине Владимира Басова "Дни Турбиных" Мышлаевский, скорее, комический персонаж. А каким его играете вы?
- Один хороший писатель, бывший фронтовик Михаил Анчаров, с которым мы дружили, в своем романе "Самшитовый лес" придумал полушутливое-полуироничное доказательство теоремы Ферма. Оно гласит: критическая масса дерьма обязательно должна взорваться. В гражданскую войну, очевидно, критическая масса накопившейся за долгие годы ненависти и взорвалась. Так что "Белая гвардия" для меня - трагедия народная. С этой точки зрения я и старался играть Мышлаевского, хотя какие-то комические черты в нем тоже есть.
- А как лихо вы в этой роли пьете водку!
- В связи с этим замечательная история произошла со мной в Испании. После премьеры "Белой гвардии" в Москве мы со спектаклем "Братья Карамазовы" поехали в Барселону, где наш главный режиссер Хомский ставил "Белую гвардию" в местном театре. У него в то время как раз шли генеральные репетиции. И меня первым делом познакомили с исполнителем роли Мышлаевского. Это был человек громадного роста, со шрамом и громовым голосом, который, как вы понимаете, внешне ничего общего с героем Булгакова не имел - в романе он описан совсем другим.
Я раньше на пляже, особенно выпив винца, любил говорить о себе: "Смотрите: фигура римлянина... периода упадка". Вот и Мышлаевский, по-моему, такой, - хоть и с некоторыми чертами вырождения, но все же высокого класса крови. Испанец этот, которого, кстати, звали Луис, посмотрев на меня, очень расстроился. "Как мне теперь играть? - причитал он. - У вас такая тонкость во внешности. А я?!". Но надо же было как-то помочь коллегам представить "русскую жизнь". Вот я и спросил: "Вопросы по роли есть?". Луис отвечает: "Вопросов - море! И первый - насчет опрокидывания рюмок". Бедный, он не знает, как водку пить!
- Там есть какая-то хитрость?
- Конечно! Ведь если водку не пить, а именно опрокидывать, не чувствуешь ее горького вкуса. "Ладно, - говорю, - давайте в нерабочей обстановке встретимся, я вам все покажу в натуре". А тут как раз приглашает их труппа наших артистов на дружескую вечеринку. Какой они накрыли стол! Огромный, по-украински щедрый: нарезанные большими ломтями куски хлеба, мясо, овощи. Но чем я был совершенно потрясен, так это блюдом, которое у нас называется сальтисон, только там мясо вместе с кровью, как свежина. И много красного вина, а я его как-то не очень...
Пьем, закусываем, разговариваем о роли. И тут они говорят: "Сюрприз!" и выносят... ящик (!) нашей водки - московской, замороженной - в бутылках по 0,75. "Ну, - думаю, - теперь я ему покажу". И начинаю мастер-класс. "Смотри, - говорю, - берешь рюмочку и наливаешь в нее аккурат на глоток. Сколько? Ну, это смотря какой у тебя глоток. Только помни: рюмка имеет свои границы, если больше 70 граммов, то это уже стаканчик. Потом широко открываешь зев и заплескиваешь туда водку, чтобы она попала прямо в горло".
Попробовал он раз, второй. Получается! "Хорошо, - говорю, - только не увлекайся. Идет она легко, а вот последствия могут быть тяжелыми". А Луис мне: "Да чтобы я опьянел?! Мы - испанцы, каталонцы! Давай поспорим, кто кого?". А я раньше считался бойцом - мог солидную дозу на грудь принять, особенно если под хорошую закуску и в душевной компании. Зовем свидетелей - других артистов. "Только, - говорю, - для чистоты эксперимента одно условие - без закуски! В крайнем случае маслинку. Или, если тебе нравится запах твоих носков, можешь ими занюхать". Начали.
Минут через 20 наше руководство, до которого уже дошли слухи, посылает ко мне гонца: "Смотри, не переусердствуй!".- "Так ведь он, - отвечаю, - сам напросился. А отступать не могу - считайте, за честь державы выступаю!". Знаете, мой испанец долго держался, одно время я даже стал опасаться за исход соревнований. По 0,75 мы с ним взяли, открыли еще бутылку. Налили. Луис берет рюмку - и падает на пол как подкошенный.
- А вы?
- А я такой - хорошо взявший, грузный, но на ногах стою. Правда, чувствую: еще рюмки три-четыре - и я тоже не выдержу. И тут мне на ум почему-то приходит старый анекдот, я вам его сейчас расскажу. Умер старый грузин Вано, лежит в доме на столе. Собрались родственники, и старейший в роду говорит: "Вано, встань! Все вокруг тебя собрались - и внуки, и дети". Не слышит покойник. Тот опять: "Вано, встань! Мы открыли бочонок вина, который закопали при твоем рождении. Неужели ты откажешься выпить?". Не шелохнулся Вано. Тот опять: "Вано, встань! Посмотри, какие девушки пришли! Ты же всегда знал в этом толк!". Лежит Вано. Старейшина вздохнул и сказал: "Заройте это говно!".
Так и я, показав на Луиса, сказал: "Унесите это говно!". Никто этого, конечно, не перевел, но его подняли и перенесли на диванчик. А я, для того чтобы добить противника до конца, еще пару рюмок выпил. Вышли на улицу, и я увидел картину, от которой пришел в некоторое замешательство: на секунду мне показалось, что я не в Испании, а у себя дома, в России.
- Что же вы такое увидели?
- Представьте себе: поздняя ночь, прямо на асфальте сидят, обнявшись, и что-то мурлычут два в дупель пьяных человека! "Неужели, - думаю, - и у них все так же, как у нас?". А потом присмотрелся: ба, да это же Луис! И с ним актер, который играет Судзинского. Я к нему наклонился, позвал. Он долго пытался сфокусировать взгляд, но так и не сумел. Я нашел администратора и попросил: "Вы уж позаботьтесь о ребятах". - "Так они, - говорит, - машину ждут".
- И как вы утром себя чувствовали?
- Как огурчик! Я же человек опытный, у меня в гостинице в холодильнике стояли три банки пива, немного водочки. Перед тем как идти в душ, выпил пивка, после душа налил себе 150 граммов - и в аэропорт! Спрашиваю все у того же администратора: "Как там Луис?". Он состроил скорбную физиономию: "Сорвал репетицию! Очень сильно заболел - лежит дома, не может подняться!". - "Как нас проводишь, - говорю, - поезжай к нему, налей 150 граммов водки, - только никак не меньше! - и пусть примет. А потом в душ и на репетицию!". Как мне потом рассказали, так он и сделал, и это его вылечило.

Главное, чтобы костюмчик сидел
У Людмилы Гурченко отказали ноги
Эль Макферсон боится защитников животных
Избитый Панин вынужден отказываться от ролей
Энрике Иглесиас признан самым сексуальным холостяком
Мужики хотят с Галкиным в душ
Хилтон отказалась от помолвки, но не от кольца за пять миллионов долларов
Фриске чуть не отбила Серова у беременной жены
Памелу Андерсон преследует фанат
Николас Кейдж и Пьер Нарцисc стали отцами
Депардье собрался жениться и судиться
Шэрон Осборн 35 лет безуспешно лечится от булимии, потратив полмиллиона долларов
Чужой среди своих, свой среди чужих
Богдан Ступка считает, что комментировать выпады оппонентов ниже его достоинства
Артист театра и кино, Сан Саныч из сериала "Исцеление любовью" Валентин ШЕСТОПАЛОВ: "У меня было две слабости: женщины и замечательный напиток портвейн"
Андрей МИКОЛАЙЧУК: "Судьба часто била меня, лысого и босого, по пяткам и голове, трижды мою квартиру грабили. Перед первым визитом злодеев "Бульвар" написал: "Где музыкант хранит деньги? В пианино!". Там их и нашли..."
Начальник территориального отдела милиции Оболонского РУВД г. Киева майор милиции Тарас СУСЯК: "Троица действовала по отработанному сценарию: вначале избивали, а потом отнимали мобильники и деньги. Им доставляло удовольствие бить и унижать. Заметив в глазах человека страх, они кайфовали"
Александр ГОЛОБОРОДЬКО: "До сих пор страшно вспоминать, что я чуть не стал убийцей"
Директор ТРК "Киев" Валерий ТКАЧУК: "Однажды показалось, что ко мне относятся несправедливо, и я дал телеграмму Брежневу"
"И за что я его полюбила, ярко выраженного дебила?"
Сумская собирается замуж за Франкенштейна
Двое из ларца: самые известные близнецы
Дом, милый дом. Кличко и Панеттьер показали новый особняк
Знаменитые актеры, которых не приняли в вуз
Родом из детства: звезды тогда и сейчас
Делу время, потехе час. Хобби звезд







Звезда "50 оттенков серого" показала грудь
Без комплексов. Lady Gaga показала белье
Дочь Джони Деппа ощущает себя лесбиянкой
Наталья Королева выставила грудь напоказ
18-летняя сестра Ким Кардашьян показала новую силиконовую грудь
Садальский о Василие Уткине: Где же твои принципы, Вася?
Пугачева будет судиться с Ирсон Кудиковой за долги
Джейн Биркин помирилась с Hermès
Тесть и теща Владимира Кличко не поделили деньги