Понаехали...
Половцы с печенегами, а затем татары с монголами мешали нам строить намеченную в легендах о Киевской Руси замечательную жизнь, где по причине вредоносности сжигали иноземных колдуний и ворожеев. В дальнейшем созданием помех были заняты поляки, российские самодержцы и другие записные злодеи (у поляка Леца есть точный афоризм насчет одного из традиционных обвиняемых: "Я знаю, откуда произошла легенда о еврейском богатстве, - евреи платят за все"). А сколько еще разных инородцев расплачивалось за наши грехи!..
Осмысление событий, как правило, случалось после их завершения, хотя по ходу дела предпринимались попытки искоренить тех, на кого указывали особенно нетерпеливым и недовольным нашим соотечественникам. Были еврейские и польские погромы, случались погромы богатых, в дальнейшем именовавшиеся революциями. Как правило, эти события фиксировались в литературе - летописной и художественной, которая зачастую выдавала по нескольку последовательных вариантов комментария, в зависимости от того, кто их заказывал.
Недавно в авторитетной киевской газете я прочел очередное толкование. Воспевать Украину советскую стало немодно, и перестроившийся воспеватель сообщил, что, оказывается, после последней из мировых войн Украина не была освобождена от чужеземных пришельцев, а так называемая перестройка вообще "сугубо российский коммунистический сюжет". И снова выяснилось, что все наши неудачи сугубо импортные, как телевизоры, стиральные машины и хорошие автомобили.
Украине в этом отношении до некоторой степени повезло, потому что многие ее проблемы - от языковых до флотских и газопроводных - есть на кого свалить, и есть от кого защищаться. России куда труднее. В поисках виновников своих бед ей чаще всего приходится заглядывать за горизонт, за дальние океаны, что требует куда большего полета фантазии. Иногда впопыхах российские толкователи событий даже не определяют, откуда именно пришли очередные враги, сохраняя только главный обвинительный вектор: враги - публика привозная.
Даже уличные преступления в России, как выяснилось, совершают приезжие. И вредные мысли внушают они же. Скажем, среди недавнего потока воспоминаний о прошлой войне возникли сведения о заградительных отрядах, стрелявших в спину своим же отступающим войскам, о том, как в Германии мстительность победителей могла воплотиться в грабежах и насилии. Вроде бы факты очевидны, но читаю недавно в массовой московской газетке: "Нам вбрасывают... специально подготовленные мифы, сомнительные факты и все чаще - отравленную ложь. Ложь о "миллионах изнасилованных немок", ложь о заградотрядах, стрелявших в спину...".
Это очень опасно - воображать себя белыми и пушистыми, а окружающий мир - скопищем недоброжелателей, норовящим разрушить нашу замечательную жизнь.
По мере обретения опыта мы вроде бы становимся самокритичными. Даже телевидение у нас более задумчивое (хотя время от времени и там вспыхивают дискуссии о том, какова должна быть национальная и государственная принадлежность тех, кто берет на себя труд обсуждать нашу с вами жизнь. Недавно еще непререкаемые иноплеменники Маркс, Энгельс, Ленин и Сталин аукаются во вполне дискуссионных иноплеменных Савике Шустере и Евгении Киселеве).
Набираемся опыта. Чаще и вдумчивее глядимся в зеркало. Взрослеем.