В разделе: Архив газеты "Бульвар Гордона" Об издании Авторы Подписка
За кадром

Режиссер Георгий ДАНЕЛИЯ: «Когда я хотел плеснуть Кикабидзе чачи, пастухи закричали: «Бубе не наливай! Ему нельзя!». Утром спросил у Вахтанга, как ему это удалось, и услышал: «Они думают, что у меня триппер. Я сказал одному по секрету»

Татьяна ЧЕБРОВА. «Бульвар Гордона» 5 Июля, 2012 00:00
35 лет назад на экраны вышла легендарная лирическая комедия «Мимино»
Татьяна ЧЕБРОВА
Цитаты из фильма о грузинском летчике и армянском шофере годятся чуть ли не на все случаи жизни: «Вы летчик?». — «Иногда. Вообще-то, я эндокринолог», «Спасибо, я пешком постою». Женщинам предлагают: «Алла, пойдем в ресторан, туда-сюда потанцуем», мужчинам желают, чтобы еще долгие годы они восклицали: «Ларису Ивановну хачу!». Героям «Мимино» установлен даже не один памятник, а целых три: в Московском музее современного искусства, в армянском городе Дилижане и столице Грузии. «Георгий Данелия учит ходить по улицам, усеянным цветами, несмотря на тень народной простоты на лице его фильмов, это самое элегантное кино», — говорил о своем большом друге гениальный итальянский поэт, писатель и сценарист Тонино Гуэрра. Трудно поверить, что режиссера всенародно любимых лент «Не горюй!», «Я шагаю по Москве», «Афоня», «Мимино», «Слезы капали», «Осенний марафон», «Кин-дза-дза!», «Паспорт» в кино привела чистая случайность. Студент архитектурного института, чей отец был главным инженером Метростроя, увидел броский газетный заголовок в руках спавшего на скамье в московском парке пьяницы: «Мосфильм» объявляет набор на режиссерские курсы»... О том, что написано и не написано в двух автобиографических книгах — «Безбилетный пассажир» и «Тостуемый пьет до дна», пришлось расспрашивать Георгия Николаевича по телефону. У него каждая минута на счету — 81-летний мэтр завершает работу над анимационной версией «Кин-дза-дза!»...
«ОТКУДА ОНИ ЗНАЛИ, ЧТО ЭТО СОБАКА? ПОДУМАЛИ - ЛЯГУШКА ЛАЕТ»
 

- Георгий Николаевич, вас не просили никогда переделать концовку: поженить Валико и Ларису, чтобы он ее в горы забрал, научил готовить чахохбили? К вам же письма тоннами приходили, да и Кикабидзе конверты надписывали лаконично - «Куда: Тбилиси. Кому: Мимино»...

- Ни у кого даже мысли такой не было. Вы первая сказали!

- С возрастом понимаешь, что Валентин Константинович Мизандари пропал бы без своего горного селения, а когда смотрела девчонкой, возвращение Валико домой огорчило меня, даже возмутило. Как он посмел отказаться от возможного счастья с любимой женщиной?!

- Нам с Резо Габриадзе, который первым рассказал мне о деревенском летчике, который на ночь прикреплял вертолет к дереву цепью с замком, чтоб не украли, очень много разных вопросов задавали. Но отношения Валико и Ларисы Ивановны вообще никого не волновали. Интересовал Фрунзик Мкртчян, вернее, его герой Рубен Хачикян...

- Вы ведь переделали концовку - сначала Мимино должен был съезжать с неба, как с детской горки...

Роль Валентина Константиновича Мизандари в фильме «Мимино» (1977 год) принесла Вахтангу Кикабидзе всесоюзную популярность

- Точнее, выпрыгнуть из самолета, на попе проехать по облакам и скатиться на свой аэродром. Когда мы писали сценарий, он был более сказочным. Например, Валико летел, а внизу бежал медведь, который украл с пасеки улей, за ним - крестьянин с палкой. В финале этот эпизод был отражен зеркально: за мужчиной с ульем гнался косолапый с палкой. Потом мы приехали в город, откуда родом был Валико, посмотрели, как там живут люди, и отказались от первоначально задуманной стилистики.

- Пожертвовали зрелищностью ради правды жизни?

- Роль сестры Мимино исполнила Зейнаб Ботсвадзе, потом сыгравшая главную роль в фильме Абуладзе «Покаяние». Когда мы стали снимать кадр, как маленький племянник Мимино запирает цепь, которой дядя привязывал свой вертолет, на замок, чтобы тот не улетел, Зейнаб заволновалась: «Я же должна была закричать, предупредить брата!». - «Ничего страшного, Зейнаб. Цепь же тоненькая, порвется». - «Откуда я знала, что она порвется? Я же деревенская женщина! Я же думаю, что раз он привязывает на эту цепь вертолет, значит, она крепкая. Какая я дура. Я вам все испортила, Гия. Извините!». - «Это я дурак!» - понял я. И мы пересняли сцену: когда сестра и дед отходят от вертолета, мальчишка запирает цепь на замок незаметно для них...

- Импровизировали в каждом эпизоде?

- Я всегда что-то придумываю по ходу роботы, но тогда было особенно мало времени и многое пришлось дописывать по ходу съемок...

С выдающимся режиссером, художником, писателем, драматургом Резо Габриадзе, автором сценариев к картинам Данелии «Не горюй!» и «Мимино» (совместно с Викторией Токаревой)

- Не претендует ли на порцию всенародной любви и славы писатель и киносценарист Максуд Ибрагимбеков?

- Славы у Максуда и своей хватает - лауреат Государственной премии Азербайджанской ССР, председатель Дворянского собрания Азербайджана, среди нескольких его наград есть даже орден Папы Римского.

- Но если бы не Максуд Мамед Ибрагим оглы Ибрагимбеков, вы бы снимали историю деревенской девушки, влюбленной в летчика, который сочиняет стихи и играет на трубе...

- Мы с Викторией Токаревой действительно думали делать картину об этом. Когда уже начался подготовительный период фильма, ко мне в гости пришел писатель Максуд, вечером мы гуляли по Чистым прудам, и он сказал: «Помнишь, ты рассказывал про вертолетчика, который запирает вертолет на замок? По-моему, эта история намного интереснее».

Что делать? Съемки через месяц, а сценария нет! Чистейшая авантюра...

- В «Тостуемый пьет до дна» вы писали, что с детских лет были склонны к авантюрам...

- Да, в 1942-м мы с Шуриком Муратовым (Шурмуром) и самой красивой девочкой нашего класса - Лелей Глонти шли по Верийскому мосту на ту сторону Куры.

Георгий Данелия и герои «Мимино» в монументальном исполнении Зураба Церетели в Тбилиси. «Мне трудно судить, похож я или нет, но сам себе очень понравился»

Фото «РИА Новости»

(Во время войны я два года жил в Тбилиси). На середине моста Леля остановилась, посмотрела вниз и спросила: «Правда, что Рубик отсюда прыгнул?». Мне не хотелось, чтобы Леля думала, что Рубик Аракелян такой уж храбрый. «Подержи», - сказал я Шурику. Отдал ему свою тюбетейку, майку, сандалии и перелез через чугунные перила...

- ...и прыгнули...

- Решил: «А! Была не была!». Тогда мне было 12.

В 47 я тоже решил: а, была не была! Позвонил в Тбилиси Резо и сказал: «Ты мне нужен. Приезжай!». В тот же день он был в Москве. И мы уже втроем: Резо, Вика и я, - поехали в дом творчества «Болшево» писать новый сценарий.

Кроме вертолета, цепи, замка и Бубы Кикабидзе, ничего не было. Мы почти круглосуточно в лихорадочной спешке сочиняли. Второй режиссер Юра Кушнерев каждое утро приезжал и забирал то, что мы успели написать. Параллельно в Москве работала съемочная группа: надо было найти актеров, сшить на них костюмы, выбрать натуру, сделать эскизы декораций, внести изменения в смету...

- А истории о девочке и летчике-трубаче мы так и не дождались...

- С тем материалом у меня не было соприкосновения.

Вахтанг Кикабидзе, Георгий Данелия и Фрунзик Мкртчян: «Я так хохотался!»

Любое искусство, особенно кино - монтажный аттракцион. Человек устроен так, что негативное действо его притягивает больше. Сейчас, когда кино становится все более коммерческим, большинство фильмов в той или иной форме иллюстрируют жестокость.

Сделать добро аттракционом, если это не чистая комедия, какие снимал великий Гайдай, нелегко. Поэтому работа над «Мимино» давалась очень трудно...

- Причем, насколько знаю, не только психологически, но и чисто физически. Прежде чем начать, вы удалили сразу восемь зубов - они побаливали, а времени на лечение не оставалось. Потом в горах простудились и заболели воспалением легких...

- Этого я не помню. Снимали мы в Омало - высокогорной деревне в Тушетии, куда можно было добраться на лошади или на своих двоих (это занимало двое-трое суток). Летал еще рейсовый вертолет, но очень редко, потому что, как правило, перевал был окутан облаками...

Алексей Локтев, Галина Польских и Никита Михалков в комедии Данелии по сценарию Геннадия Шпаликова «Я шагаю по Москве», 1963 год

- Я читала о съемках в вашей повести. И о том, как в Телави на главной улице к стеклу витрины продмага был приклеен тетрадный листок, на котором от руки было написано по-русски: «Имеется в продаже свежий бараний ум». И о собачке Чапе, которая в картине стала псом по имени Зарбазан - «пушка» по-грузински...

- Как-то прилетели мы в Омало, разбили палатки, неподалеку на возвышенности соорудили умывальники и туалет. Легли спать. Утром слышу крики. Возле умывальников сидели две кавказские овчарки ростом с годовалого теленка. Наши испугались и позвали дрессировщицу. Тут из палатки выскочила Чапа, побежала к страшным псам и тоненько тявкнула. Волкодавы вскочили, поджали хвосты и рванули. Врезались в стадо, оно закрутилось, понеслось и исчезло в ущелье. Остались только пыль и старик-пастух, который неподвижно стоял, опершись о посох. Я спросил его: «Что это они у тебя такие трусливые, малюсенькой собачки испугались?». Пастух пожал плечами: «Откуда они знали, что это собака? Подумали - лягушка лает»...

«КОГДА МЫ СНИМАЛИ, МКРТЧЯН ВООБЩЕ НЕ ПИЛ НИ КАПЛИ. СПОИЛИ ФРУНЗИКА ПОТОМ - ТАК ПРОЯВЛЯЛАСЬ НАРОДНАЯ ЛЮБОВЬ»

Вахтанг Кикабидзе, Софико Чиаурели и Анастасия Вертинская в фильме «Не горюй!» (1969 год), который сам режиссер считает своей лучшей работой

- Писатель, сценарист, режиссер, драматург, дизайнер, художник и скульптор Резо Габриадзе дал главному герою фильма имя и фамилию в честь своего учителя - скульптора Валико Мизандари. Девушку-адвоката вы назвали, как свою дочь Лану...

- Встречу Мимино с адвокатом в Бутырской тюрьме написали один к одному, как это было с ней. Когда она окончила университет и стала адвокатом, выглядела лет на 15. Ее первая встреча с подзащитным произошла в Бутырской тюрьме. Конвоир вышел, оставив Ланочку один на один с матерым рецидивистом, сплошь покрытым татуировками, и она от испуга забыла все, чему ее учили в институте. «Да ты не бойся, спрашивай, - пожалел ее подзащитный. - Сначала спроси имя и фамилию. Потом год и место рождения...». Именно от дочки я узнал слова «потерпевший», «подсудимый» и, главное, «личная неприязнь».

- Наверное, и фамилия персонажа, которого сыграл Фрунзик Мкртчян, не случайна?

- Хачикян был моим однокурсником в архитектурном институте...

- Гордится, что увековечен в вашей комедии?

- Относится к этому с юмором. А Бузыкин (фамилия главного героя картины «Осенний марафон», о которой Данелия как-то сказал: «Володин написал сценарий о себе, а я снимал про себя». - Авт.) со мной в школе учился, потом оказалось, что стал дипломатом, занимал серьезную должность...

- Роль Мимино написана специально для Кикабидзе. Хачикяном должен был стать другой ваш любимый актер и талисман - Евгений Леонов, но судьба распорядилась иначе.

Станислав Любшин, Евгений Леонов и Юрий Яковлев в культовой картине «Кин-дза-дза!», 1986 год

Наверное, Мкртчян хранил как сувенир монетку, которую вы с Габриадзе подбрасывали, чтобы определиться: он или Евгений Павлович будет играть Хачикяна?

- О том, что орел означал его актерский выигрыш, а решка - пролет, Фрунзик не знал, конечно. Иначе сильно обиделся бы...

Первый раз Фрунзик снялся у меня в фильме «Тридцать три», потом в «Не горюй!», где произнес всего одну фразу: «Конфету хочешь? Нету». Я показывал ленту во многих странах, каждый раз и у нас, и за границей в этом месте были хохот и аплодисменты.

После «Мимино» многие реплики Мкртчяна цитируют и через 35 лет: «Я так хохотался!», «Ты и она - не две пары в сапоге»...

- Наверное, трудно быть требовательным к человеку, когда знаешь: он в одиночку поднимает двух малолетних детей, потому что жена лечится в психоневрологической клинике?

- Эта драма с ним произошла позже.

- Как же объяснить щемяще-грустный взгляд - визитную карточку этого блестящего актера?

- Если вы посмотрите его ранние работы, где он совсем молоденький, заметите: в глазах - мировая скорбь. Просто природа одарила Фрунзика такой особенностью.

Марина Неелова и Олег Басилашвили в «Осеннем марафоне» (1979 год), который Данелия, по собственному признанию, снимал о себе

- Во времена «Мимино» у Мкртчяна уже были серьезные проблемы с алкоголем?

- Ну, выпивал...

- На съемочную площадку не опаздывал?

- Когда мы снимали, Мкртчян вообще не пил ни капли. К тому же у нас была железная дисциплина. Споили Фрунзика потом - так проявлялась народная любовь. Издержки популярности...

- Жаль, у него не было отмазки, как у Вахтанга Кикабидзе, придумавшего, что лечится от венерической болезни, а антибиотики, которые принимает, несовместимы со спиртным...

- Только такой аргумент и действовал.

Пастух на лошади по горам, издалека, иногда сутки, добирается до Омало, чтобы оказать уважение любимому певцу, и после съемок начинает угощать Кикабидзе чачей. Сказать «не буду» нельзя - человек столько сил и времени потратил. Начал Буба искать предлоги: «Извини, не могу, сердце». - «Чача - самое лучшее лекарство для сердца, дорогой». Когда Буба говорил, что у него печень болит, ему отвечали, что чача - лучшее лекарство для печени. Когда он уверял, что ему рано вставать и надо выспаться, пастухи твердили, что чача - самый лучший источник энергии.

Со своим любимым композитором и соавтором Гией Канчели

Но как-то вижу: сидят у костра два пастуха и Буба, пастухи пьют чачу, а Буба потягивает лимонад. Я присел к ним, взял бутылку, плеснул себе в стакан, чтобы чокнуться. Хотел плеснуть и Кикабидзе, но пастухи закричали: «Бубе не наливай! Ему нельзя!». На другой вечер такая же картина: сидят пастухи (уже другие) и Вахтанг. Пастухи пьют чачу, он - лимонад.

Утром я спросил у Бубы, как ему удалось этого добиться. «Тебе я скажу, но патент мой, и без моего разрешения его использовать нельзя, - ответил он. - Они думают, что у меня триппер». - «Почему пастухи так решили?». - «Я сказал одному по секрету».

Устное радио сработало. Молва о настоящей мужской болезни Бубы быстро распространилась по горам, и местные почитатели больше его пить не заставляли и следили, чтобы и другие не поили...

«ГИЯ КАНЧЕЛИ ВХОДИТ В ПЯТЕРКУ ЛУЧШИХ СИМФОНИСТОВ МИРА, НО В РОССИИ ЕГО ПРЕДСТАВЛЯЮТ КАК АВТОРА «ЧИТО-ГВРИТО»

В гражданском браке с Данелией актриса Любовь Соколова прожила 30 лет

Фото «РИА Новости»

- Ваш барельефный портрет в полный рост запечатлен на памятнике фильму «Мимино» в Тбилиси. Что вы почувствовали, когда увидели себя в бронзе?

- Меня это мало интересует. Я не ездил туда. Между прочим, такая же скульптурная композиция есть и в Московском музее современного искусства.

- Вы позировали Зурабу Церетели?

- Нет, конечно.

- Тем не менее сходство потрясающее...

- Мне трудно судить, похож я или нет, но сам себе очень понравился. Кстати, тот пиджак, что на мне вылеплен, уже износился.

- А куда делась куртка, на которую Канчели выменял ваше согласие, чтобы Мимино звонил из Западного Берлина не в Ленинакан, как значилось в сценарии, а в Дилижан, потому что там прекрасный Дом творчества композиторов, где Гия Александрович любит отдыхать?

- Висит у меня в гардеробе, но Гия до сих пор свою одежку вспоминает... Тогда я ее выношу и показываю...

Через много лет эта курточка нам с Резо Габриадзе пригодилась в Израиле, в Тель-Авиве, куда мы прилетели писать сценарий фильма «Паспорт». На второй день нас неожиданно пригласил к себе президент Израиля господин Герцог. У Резо тогда пиджака не было, а я с собой захватил курточку Гии Канчели, которую заработал путем творческого компромисса. В номере было холодно (на полную мощность дул кондиционер), и я в ней спал.

С сыном Колей от брака с Соколовой. В 26 лет Николай погиб при невыясненных обстоятельствах

Мы погладили эту курточку, Резо надел ее, я повязал ему галстук, и на приеме у президента Израиля мой друг выглядел весьма импозантно...

- На просторах нашей бывшей общей родины фамилия Канчели ассоциируется в основном с песней о «птичке-жемчужинке», хотя он написал шесть симфоний, множество ораторий...

- ...и входит в пятерку лучших симфонистов мира. Его произведения исполняют великие музыканты, но когда Канчели приезжает в Россию, его все время представляют как автора «Чито-гврито»...

- Он вас не укоряет: «Вах, Георгий, что же ты наделал!»?

- Это его работа - не я же написал музыку (смеется)...

- Хотя именно вы наставляли друга, что в хите главное - слова: «Если бы песня начиналась со слов «жил-был Петя», у нее не было бы потрясающего успеха»...

- Действительно, важна первая фраза, как говорил Булат Окуджава, запоминается именно она. Слова «Ваше благородие, госпожа удача» знают все, а как дальше по тексту, это уже мало кто помнит...

«ПОТЕРЯ СЫНА ВЫБИЛА МЕНЯ ИЗ КОЛЕИ»

- Кстати, о музыке. Куда делась ваша коллекция барабанов?

О своих отношениях с Георгием Данелией писательница Виктория Токарева рассказала в книге «Дерево на крыше»

- Отдал сыну. После того как Коли не стало, не хочется просить обратно...

Из досье «Бульвара Гордона».

Николай Соколов-Данелия, сын Георгия Николаевича и актрисы Любови Соколовой, рисовал, играл на флейте, автор стихотворного сборника, который понравился Евтушенко. После школы Коля поступил во ВГИК на режиссерский факультет, о его дебютной ленте говорили как о талантливой работе. В 26 лет погиб при невыясненных обстоятельствах (говорили, что от наркотиков). Никто доподлинно не знает, что произошло, - Николая и еще одного парня нашли мертвыми...

Подруга и коллега Любови Сергеевны Любовь Омельченко рассказывала нашему еженедельнику о двух трагедиях всенародно любимой актрисы: незадолго до гибели единственного горячо любимого сына от Любы к другой женщине ушел гражданский муж знаменитый режиссер Георгий Данелия, с которым она прожила почти 30 лет. Точнее, к маме ушла сама Люба, когда Данелия рассказал жене о своем увлечении.

«У него и до этого были романы, - признавалась Омельченко, жена киносценариста Евгения Митько, автора сценария фильма «Бумбараш». - Помню, как Люба обиделась на меня за то, что я не выгнала из дома писательницу Викторию Токареву, у которой в то время как раз были романтические отношения с Данелией, когда та пришла к моему мужу».

Кирилла, сына своей нынешней супруги Галины Ивановны Юрковой-Данелия, Георгий Николаевич усыновил. У Данелии есть также дочь Светлана от брака с Ириной Гинзбург (Светлана Георгиевна - юрист).

Когда я осторожно поинтересовалась у Георгия Николаевича, очень ли он расстроился оттого, что после публикации книги Токаревой «Дерево на крыше» в интернете активно обсуждают его личную жизнь и отношения с Викторией, Данелия сделал вид, что не расслышал вопрос...

Потеря сына выбила меня из колеи. Это, конечно, очень сильный удар. Мне очень тяжело давались последние фильмы, да и времена изменились - при новой системе, нашей капиталистической, негативные стороны стали более выпуклыми, поэтому мне, снимающему о добре и чистоте, приходилось все придумывать.

Сейчас 81-летний режиссер заканчивает работу над анимационной версией «Кин-дза-дза!» — «Кин-дза-дза-дза!»

- Значит, «Мимино» - сказка?

- Конечно. Но никому это и в голову не приходит, ведь добрые отношения, мягкий юмор существовали рядом со мной. Сегодня люди перестали скрывать, что деньги для них - главное. Может, эта философия и сломала многих.

Человек состоит из множества качеств - от самых хороших до отвратительных. Разница энергетик очень заметна, когда показываешь картину: в Московском доме кино - одна реакция, в простом кинотеатре - другая.

Скажем, «12 стульев» Гайдая я смотрел в Доме кино, публика вела себя очень сдержанно, я тоже мало смеялся. Потом как глава комедийного объединения я пошел на рядовую премьеру - народ Гайдая обожал и так хохотал, что я тоже не мог сдержаться...

Когда сидишь рядом с человеком, которому твой фильм не нравится, начинаешь сомневаться в себе...

- Это настолько заразно?

- Как грипп. Так же, только в более широких масштабах, существует энергетика улицы, города, страны.

В 90-е годы на московские улицы было страшно выйти, даже если они пустели. Выгуливал собаку и кожей чувствовал опасность, которая витала в воздухе. Если навстречу шли какие-то молодые люди, сильно напрягался, хотя я не из пугливых.

Примерно в то же время снимал и фильм «Паспорт» в Тель-Авиве, большая часть которого тогда еще была арабской. Часто выходил гулять по городу ночью, потому что плохо спал. Можно считать это экстримом, но страха не было вообще. Даже если навстречу шла какая-то компания, мне было не страшно - энергетика места!

- Не могу понять, почему вы ни разу не просили написать для вас сценарий Тонино Гуэрру, по чьим сценариям Федерико Феллини снимал «Амаркорд», Микеланджело Антониони - «Забриски пойнт» и «Красную пустыню», Андрей Тарковский - «Ностальгию». Ведь вы с ним долгие годы дружили.

- Каждый раз, встречаясь, мы обсуждали эту тему, и Тонино начинал фантазировать, но до реализации мы так ни разу и не дошли...

Гуэрра - это целый мир. Он был очень коммуникабельным - свойство, редкое для большого художника (как правило, создатели любят своих персонажей, а реальных людей - нет).

- Правда, что Гуэрра, итальянец до мозга костей, хотел найти последний приют в Тарусе?

- Ничего не знаю о таком пожелании. Как человек эмоциональный, он мог сказать нечто подобное, ведь считал себя «русским по жене». В середине 1970-х женился на Элеоноре Яблочкиной. Кстати, Лоре он дарил необычные вещи - птичью клетку, например, которую методично заполнял записками: «Если у тебя есть гора снега, держи ее в тени». Но вечным приютом Тонино стало селенье Сантарканджело-ди-Романья, там его дом, сад цветов, многое сделано его руками: фонтаны, мастерская. Вся провинция Римини пропитана духом Тонино Гуэрры, поэтому, когда в конце марта нынешнего года он скончался на 93-м году жизни, для Италии это был национальный траур...

Увы, в кино мы существовали в разном ритме: Тонино внимательно разглядывал подробности, относился к любому явлению поэтично, что требует времени. Поэтому ему было очень комфортно с Тарковским - у Андрея есть совершенно органичные безмолвные крупные планы, которые длятся по две-три-четыре минуты, а то и целых пять. У меня же - максимум 10 секунд. В «Мимино», например, невозможны были бы пауза за паузой...

«В ШАХМАТЫ МАМА УМЕЛА ИГРАТЬ ЗАОЧНО, ВЫИГРЫВАЛА ВСЕ ПАРТИИ»

- В интернет-опросе: «Ваш любимый фильм Данелии?» «Мимино» идет с огромным отрывом, потом «Осенний марафон», «Афоня», великолепная «Кин-дза-дза!», которую я обожаю...

- Может, у нас с вами разный интернет - в нашем сегодня лидирует «Кин-дза-дза». Но я считаю, что лучшая моя работа - «Не горюй!». Он даже попал в десятку лучших фильмов мира.

- В сентябре нынешнего года могло бы исполниться 75 лет Геннадию Шпаликову, с которым вы работали над фильмом «Я шагаю по Москве»...

- Гена был очень хорошим, светлым, добрым и непохожим на других.

- Вы дружили?

- Не знаю, можно ли это называть закадычной дружбой. Сценарий писали вместе. Вернее, его как такового не было - сели и сочинили сюжет, но я своей фамилии в титрах не поставил, как и в картине «Не горюй!» - своей первой работе. Потом просто поделили гонорар. Сняли этот фильм, я начал другой, исчезал-появлялся. Каждая картина - другая жизнь, круг других людей. Хотя Геннадий иногда приходил ко мне - моя мама его очень любила.

Из досье «Бульвара Гордона».

Одно известное московское издание писало, как в 1964-м Георгий Данелия, Геннадий Шпаликов и актриса Галина Польских представляли ленту «Я шагаю по Москве» на Каннском фестивале. Во Франции судьба столкнула режиссера и мировую кинозвезду Джейн Фонду. Правда, сам он ничего об этом не помнил. Друзья рассказали: «Гия! Ты и Джейн Фонда за полночь сидели посередине лестницы, ведущей из вестибюля в ресторан. Она плакала, ты ее утешал и сопли платком вытирал. Мы хотели тебя увести, но личная охрана Джейн нас отогнала».

Данелия подумал, что друзья пошутили, но в тот же день увидел в газете фотографию, где он действительно сидит с Фондой на лестнице, а под фотографией подпись: «Джейн Фонда и русский режиссер Галина Польских»...

- Мери Ивлиановна ведь прекрасно готовила?

- Мама прежде всего была хорошим режиссером, очень эрудированным человеком, а еще умела все. Например, в шахматы играть заочно: в соседней комнате могли стоять три доски, она выигрывала все партии. Необыкновенная мама. (По материнской линии Данелия - представитель древней дворянской династии Месхи. Мери Ивлиановна Анджапаридзе, родная сестра выдающейся грузинской актрисы Верико Анджапаридзе, работала на «Мосфильме», стала лауреатом Сталинской премии как сорежиссер кинокартины «Падение Берлина». - Авт.). Все чинила собственноручно - электрические штепсели, утюги...

- Сейчас вы делаете полнометражную анимационную версию «Кин-дза-дза-дза!», продолжающую тему бездуховной цивилизации, обитатели которой делятся на высших и низших по цвету штанов. Нет ли замысла «Мимино-но»?

- Анимации, что ли? Ни в коем случае! Иначе нужно было бы рисовать Фрунзика Мкртчяна и Вахтанга Кикабидзе. Ведь сам по себе сюжет «Мимино» никакой: провинциальный летчик увидел красивую стюардессу, поехал в Москву, там почудил, полетал на больших лайнерах, соскучился по своей земле и вернулся обратно домой. Вот и все, а «Кин-дза-дза» вызывает очень много ассоциаций. В каждом эпизоде что-то происходит, стилистика совершенно другая - там я знаю, о чем рассказываю.

- На этот раз вместо строителя и студента на планету Плюк попадают всемирно известный виолончелист Владимир Николаевич Чижов и его двоюродный племянник из Нижних Ямок - Толик, который приехал в Москву поступать на курсы ди-джеев...

- Как и в моем первом фильме, главные герои встретят на Плюке чатланина Уэфа и пацака Би. Правда, инопланетяне, хотя и остались гуманоидами, стали непохожи на людей внешне...

В нынешнем году картина будет сдаваться окончательно и бесповоротно. Вообще же анимация - это долго и очень дорого. Поскольку деньги кончились, мы приостанавливали работу, потом возобновляли...

Не знаю, как будут принимать анимацию зрители. Хотя, когда показываю готовый материал, он вызывает интерес. Кстати, недавно у меня сломался дверной замок. Вызвал слесаря, он исправил поломку, но денег не взял: «Николаич, да вы что?! Я так ваши фильмы люблю...». Мне, конечно, очень приятно, ведь когда этот парень родился, я уже кино не снимал...



Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
1000 символов осталось