В разделе: Архив газеты "Бульвар Гордона" Об издании Авторы Подписка
Песня остается с человеком

Эдуард ХИЛЬ: «Зашел в спальню и вижу: одна пуля пробила стекло, вторая в раме застряла, а всего около 10 выстрелов было. Та же дамочка и кислотой хотела жену облить...»

Дмитрий ГОРДОН. «Бульвар Гордона» 19 Июля, 2012 00:00
Часть II
Дмитрий ГОРДОН

(Продолжение. Начало в № 28)

«МИРЕЙ МАТЬЕ МНЕ ПОДПЕВАЛА, ХОТЯ В РЕСТОРАНЕ НИЧЕГО НЕ ЗАКАЗЫВАЛА - ТОЛЬКО ПОПИВАЛА ВОДИЧКУ»

- Когда к власти в СССР пришел Горбачев и началась перестройка, страна медленно, но уверенно пошла под откос, на эстраде - советской, традиционной - дела стали плохи, и в тот момент, когда все уже было весьма не определено, непонятно, вы оказываетесь в Париже и начинаете выступать в знаменитом кабаре «Распутин». С ударением на «у», кстати, или на «и»?

- Французы говорят: «Распутин» (с ударением на «и». - Д. Г.), но у них всегда ударение на последний слог. В Париж я приехал по приглашению, стою на Шанз-Элизе, и вдруг подходит ко мне баритон из нашего оперного театра: «Эдик, а ты что здесь делаешь?». - «Да вот, гуляю...» (я около «Лидо» находился, а «Распутин» напротив). «А ты что делаешь?» - спрашиваю, а он, оказалось, давно уехал и в Париже так и остался. «Работаю, - говорит, - в «Распутине». - «Где это?». - «Да рядом, вон видишь - ма-а-аленькими буковками написано. Идем, я с хозяйкой тебя сейчас познакомлю - она на месте как раз». Я пошел, у меня еще пластинки с собой были, ей их подарил. Она улыбнулась: «Пластинки - это хорошо, а спеть вы что-нибудь можете?». - «А что вы хотите?». У нее между тем были замечательные музыканты: в прошлом - первая скрипка Гранд-опера Поль Тоскано...

- ...в кабаре?..

- ...да, и другие ему под стать. Она призналась: «Я «Вечерний звон» очень люблю. Я спел, ребята сыграли - я только тональность им подсказал. Она: «А вы можете «Утро туманное»?».

- Мадам Мартини...

- Ну, это по мужу - вообще-то, она Елена Афанасьевна из Белостока и у нее другая была фамилия. Мужа, кстати, убили, и повсюду она ездила с пистолетами - покушения опасалась. Получилось так, что ехали они как-то в автомобиле, и вдруг она слышит - удар: оглянулась - голова мужа на сиденье...

- Он мафиози был?

- Да-а-а, причем очень богатым, а она по состоятельности была второй женщиной в Париже, ей принадлежали казино, театры... Спел я, короче, одно, второе, третье, и она предложила: «Работайте, раз у вас дел никаких, у меня!». Я ответил: «Мадам Мартини, я бы с удовольствием, но через пару дней улетаю: виза заканчивается». - «Так приезжайте летом!». Это зимой было, я пообещал, и летом приехал, хотя работать там можно было всего два месяца - французы визу на больший срок не давали, только на 60 суток. Специально для «Распутина» я даже костюм в Большом театре пошил - шаровары, рубашку синюю, сапоги... Что в кабаре мне нравилось, так это то, что каждый день новые пел романсы.

Фото Феликса РОЗЕНШТЕЙНА

- Только их?

- Нет, и русские народные песни, ну и, конечно, «Расцветали яблони и груши», «Потолок ледяной» - это обязательно.

- Сколько человек посещали «Распутин» одновременно?

- От 200 до - иногда - 20-ти: хозяйка, надо отдать ей должное, платила, даже если не приходил никто.

- И хорошо платила?

- Нет, очень мало, и если бы я не нашел в нашем посольстве жилье, работать не смог бы.

- Чаевые давали?

- Да, но их делили на всех. Однажды мне подарили розу, завернутую в бумажку, и когда бумажку я выкинул, партнерша удивилась: «А чего это ты стодолларовыми купюрами разбрасываешься?»... Деньги следовало в общую шкатулочку класть - в знак уважения прежде всего к музыкантам, потому что они еще меньше певцов зарабатывали.

- Правда ли, что специально, чтобы послушать вас, в «Распутин» приходили Шарль Азнавур и Мирей Матье?

- Правда - Матье даже подпевала, хотя ничего не заказывала: только попивала водичку. Я, помню, удивился, что такая она худенькая, маленькая: мне казалось, Мирей должна быть внушительных размеров - с таким-то огромным голосом.

«В КАБАРЕ Я РАБОТАЛ КАЖДУЮ НОЧЬ -  БЕЗ ПРАЗДНИКОВ И ВЫХОДНЫХ, ЗА ОЧЕНЬ МАЛЕНЬКИЕ ДЕНЬГИ, И ЕЖЕДНЕВНО У МЕНЯ ПРЕДЫНФАРКТНОЕ СОСТОЯНИЕ БЫЛО»

В концертных залах, на стадионах и площадях от Москвы до самых до окраин всенародно любимый певец подпитывался энергией зрителей

- На русских миллионеров-нуворишей вы в «Распутине» насмотрелись?

- О да, конечно! Гуляли они, надо отдать должное, шикарно, я бы даже сказал, роскошно: приезжали в какой-нибудь дорогой большой ресторан (а в Париже больших очень мало), заказывали несколько столов, заходили, и если им что-то не нравилось, спрашивали сразу: «Так, сколько мы должны? Вот еще сверху» - и уходили. Вы бы видели лица людей, которые старались для посетителей целый день!

- Французы ошалевали, наверное...

- Не то слово, но новые русские многим и помогали - не только мне, другим артистам тоже. Подходили: «Что надо, Эдик?». У меня как раз 60-летие намечалось, и я спросил: «Нельзя ли концерт в зале «Россия» сделать?». - «Да за-а-апросто! Хочешь - три, хочешь - четыре!».

- Горечи оттого, что народный артист России поет в кабаре для сытых, жирных, вдобавок жующих господ, у вас не было?

«Зоя была мне не только женой, но и режиссером, ведущей, администратором, любовницей, поэтому нам до сих пор хорошо». Супруги прожили 53 года

- Первые дни, когда я...

- ...певший в Кремле да в Колонном зале...

- ...об этом задумывался, была. Я ведь все видел - не мог же вид сделать, будто не замечаю, как люди жуют, пьют, разговаривают... Однажды сорвался: «Мадам Мартини, я ухожу», а она: «Эдуард, учтите, даже Федор Иванович Шаляпин в ресторанах пел. Вы же не воруете, это ваша работа, причем очень трудная - с 10 вечера до трех ночи».

- Каждую ночь?

- Каждую! - без праздников и выходных, за очень маленькие деньги. Если сейчас коллегам такие предложить гонорары, никто не захочет: мы развращены - столько теперь получаем!

- По-моему, мадам Мартини на вас нужно было молиться - так, извините, вкалывать!

- Вы знаете, у меня ежедневно предынфарктное состояние было...

- ...представляю...

- ...я думал: «Когда уже это произойдет?», потому что без выходных трудно...

Молодые родители с сыном Димой, который вырастет и станет композитором, 1963 год

- Вот он, капитализм, эксплуатация человека человеком!

- Можно было взять один день выходной, если у тебя в другом городе концерт, - хорошие деньги заплатят и на самолете еще свозят... Были люди, которые это оплачивали, а так выходных не было, и бывали случаи, когда выключался по желанию посетителей свет, зажигали свечи - и тогда все в твоих руках: 40 или 50 минут ты держал зал, причем без микрофона.

- Классику советской эстрады исполнять там не пытались?

- Иногда, когда наши захаживали, по их просьбе пел - и «Моряк вразвалочку», и «Вода, вода».

- Оркестр справлялся?

- Они все играли - я только называл тональность.

- Правда ли, что мадам Мартини, как и в свое время Распутин, яд принимала?

- Да, это так. Я однажды ее спросил: «А почему у кабаре такое название?» - и услышал в ответ: «А вы знаете, что Григорий Распутин принимал яд?». - «Как?». - «Боялся, что его отравят», и, кстати, когда его таки отравили, и лошадиная доза была, он ее не почувствовал!

- Не брал его больше яд, да?

- Не брал. «Мне, - она призналась, - когда нехорошей заболела болезнью, врач сказал: «Вылечить вас могу, но понадобится терпение - начнем с очень маленькой дозы яда». Она начала его принимать, каждый день доктор слегка увеличивал дозу - все больше и больше, и так постепенно дошел до очень внушительной, которая раковые клетки стала уничтожать. Что-то в этом, мне кажется, есть, но хворь эту надо было в начальном захватить состоянии. Мадам Мартини тогда лет 40 исполнилось, а я ее узнал, когда ей было 70 с лишним...

С сыном Дмитрием. «Дима пишет песни, но ему больше не песенная музыка нравится — джаз»

- ...и когда яд она, очевидно, пила рюмками...

- Нет, она его уже не принимала, но питалась очень выборочно. Мяса вообще не употребляла, только какой-то сорт рыбы и овощи - ни икры, ни фруктов.

- Остаться во Франции вам не хотелось?

- Нет, потому что по духу, по культуре, по манерам, по языку, да и по всему остальному, эта страна очень далека от нашей.

«ПЬЕХА БЫЛА ТОЛСТАЯ И НЕ УМЕЛА ХОДИТЬ - БРОНЕВИЦКИЙ ВСЕМУ ЕЕ НАУЧИЛ. Я ЕЕ КАК-ТО ПОЗДРАВИЛ: «ТЫ НА «Э», И Я НА «Э», ТЫ НА «ПЭ», А Я НА «ХЭ»!»

- С Эдитой Пьехой по-французски с тех пор вы говорите?

- Нет (улыбается),но Эдита Станиславовна - человек действительно не очень простой: это же надо - родиться во Франции...

С внуком Эдиком. Сейчас 17-летний Эдуард Хиль-младший — студент Хорового училища имени Михаила Глинки при Государственной академической хоровой капелле Санкт-Петербурга

- ...будучи полькой...

- ...жить в Польше, где отец добывал уголь, а потом приехать сюда и еще девочкой начать выступать в Союзе! Надо сказать, она попала в хорошие руки - Александра Броневицкого, который всему ее научил. Эдита ведь даже ходить не умела, и не только на сцене, была толстая...

- ...толстая?

- Да, и если посмотрите первые ее записи, где она поет: «Я кондуктор трамвая...», заметите: Дита пухленькая. Броневицкий заставил ее похудеть - за весь день она съедала едва ли не ложку овсянки с медом и один орех.

- Говорят, встретив однажды Эдиту Станиславовну за кулисами, вы спросили: «Ну что, все пьехаешь?», на что она рассмеялась: «Иди ты на хиль!»...

- Нет (улыбается), это уже чья-то импровизация. Я ее как-то поздравил: «Ты на «э», и я на «э», ты на «пэ», а я на «хэ»!».

- Хорошая Пьеха певица?

- Певицей ее назвать нельзя - она артистка и, я бы даже сказал, музыкальный, культурный деятель. Школа, которую она прошла у Броневицкого, двух консерваторий стоит, и если послушаем, что Дита исполняла, убедимся, что одна песня лучше другой. Лучшие композиторы с ней работали, а какие аранжировки у Броневицкого были, ведь это же первый, по сути, советский ансамбль...

- ...«Дружба», да...

С женой Зоей Александровной. «Она все время заставляет меня не отдыхать, не вспоминать прошлые успехи, а что-то новое делать»

- На Западе уже «Битлз» блистали, а у нас еще ничего не было, а в первом составе «Дружбы» из Румынии музыканты играли, из Венгрии... И, собственно, почему Пьеха туда попала? Польская певица.

- Ленинград на советской эстраде представляли Эдита Пьеха и Эдуард Хиль, причем и Пьеха - фамилия нерусская, и Хиль тоже. Происхождением своей фамилии вы никогда не интересовались?

- Ну как же? Был такой три тысячи лет назад царь Хилльвуд - это одна из версий.

- Чей царь?

- Это еще в те времена, когда славяне только-только начинались. «Хилль» - это холм, а «вуд» - лес: лесной холм, а вторая версия, которая более правдоподобна, звучит так: служил некто Хиль (испанский легионер, их было много) в войсках Наполеона, и вот попал он в переделку на Березине, его ранило, и какая-то белорусочка его пригрела - оттуда и пошел род. Думаю, скорее всего, так и было.

- В свое время, я помню, шутили: «Дитер болен, Ринго стар, а Эдуард хил», но Эдуард, я вижу, совсем не хил...

- Это сейчас, а в детстве да, бывал хиловат...

«ХОРОШО, ЧТО МЫ В ГЕЙ-КЛУБ НЕ ЗАШЛИ! ОСТАНОВИЛИСЬ ВОЗЛЕ ОКНА, И Я УВИДЕЛ, ЧТО МУЖЧИНЫ ТАМ КАКИЕ-ТО СТРАННЫЕ - СИЛЬНО ЗАГРИМИРОВАНЫ, В ПОЛУЖЕНСКИХ КАКИХ-ТО КОСТЮМАХ... МЫ РУКИ В НОГИ - И БЕЖАТЬ: КАК ПРИПУСТИЛИ ПО МОНМАРТРУ!»

Лев Лещенко поздравляет коллегу с днем рождения, 2009 год

Фото Fotobank.ua

- Cо cвоей супругой Зоей Александровной вы уже вместе полвека...

- 53 года.

- Однообразие не надоело?

- Нет, к тому же она все время заставляет меня не отдыхать, не лежать, не вспоминать прошлые успехи, а что-то новое делать. Она была мне не только женой, но и режиссером, ведущей, администратором, любовницей, поэтому нам до сих пор хорошо.

- Поклонницы вас одолевали?

- Ой, когда первые появились, я как-то к ним несерьезно отнесся - думал, что люди, которые становятся популярными, известными, сами поклонниц организовывают, а однажды в Большом театре был концерт, где и Лемешев выступал, и наши знаменитые балерины Уланова с Плисецкой, и оказалось, что у каждого артиста свои поклонники.

...Помню, в Москве на ВДНХ (примерно в 62-м году) пел «Вода, вода» и вдруг увидел, что вышел на сцену котенок, а там рампа, хорошее освещение, его видят все, и, главное, уселся он и слушает, не уходит! Я лихорадочно соображаю: «Если сделаю вид, что не вижу его, зал подумает: «Ну полный идиот!», а если с ним побеседовать, может быть, это лучше». Присел на колено и спел ему всю песню, а потом смотрю - выходит женщина, забирает котенка и уносит.

С Александрой Пахмутовой — автором многих хитов Эдуарда Хиля: «Трус не играет в хоккей», «Обнимая небо» и других

После концерта, когда я уже про этот случай забыл, она призналась: «Это мы, «сыры»...». «Сыры» - это фанатки, способные на любые выходки: во Франции их называют клакой, у нас - «сырами», слово это из Большого театра пошло (по одной из версий, «сырами» и «сырихами» называли поклонников Сергея Лемешева, потому что рядом с Большим был магазин «Сыр», где после спектакля почитатели дожидались певца, спасаясь от непогоды. - Д. Г.). И вот они, эти «сыры», организовали выход котенка, чтобы выступление мне сорвать, а Мише Козакову что однажды устроили! Выходит он в роли Гамлета, «Быть или не быть?» - вопрошает, а они надули презервативы, бумажки к ним с надписями: «Быть или не быть?» привязали и стали гнать эту тучу презервативов на сцену... Надо же было как-то из такой ситуации выйти!

- Быть!

- Он так это и обыграл - взял один из презервативов и сказал: «Да, быть!» - держа череп в другой руке...

- Артист!..

- ...и лучший из всех драматических актеров чтец.

- Я знаю, что эти «сырихи» на вашу супругу несколько раз покушались - и пытались облить ее кислотой...

- ...да...

- ...и стреляли в нее, и из машины выталкивали...

С Татьяной Булановой и Михаилом Боярским на праздновании 85-летия санкт-петербургского футбольного клуба «Зенит», 2010 год

- Было, было...

- Ужас, ну а стреляли-то из чего?

- Я больше месяца был на гастролях - Австралия, Сингапур, Малайзия, Филиппины: приехал, смотрю - Зоя какая-то напряженная. Спрашиваю: «В чем дело?», а она: «Зайди в спальню и посмотри». Зашел я и вижу - оконное стекло разбито, в раме застряла пуля, а прямо под окном - кровать... Жена призналась: «Ночью стреляли». - «Когда?». - «Две недели назад. Милицию вызвала, а они руками лишь развели: «А как же мы злоумышленника поймать можем?».

Напротив двухэтажный домик был, там стрелок и сидел, причем стреляла, скорее всего, женщина - потому и не попала. Одна пуля пробила стекло, а вторая застряла в раме - всего около 10 выстрелов было. Та же дамочка и кислотой Зою хотела облить.

- Слышал, в 64-м году в Париже вы убегали от геев...

- Да, это занятная очень история.

- А почему убегали?

- Первый раз я с этим явлением столкнулся, когда впервые попал в Париж.

С Григорием Лепсом на церемонии вручения премии имени Владимира Высоцкого «Своя колея», 2011 год

Фото «ИТАР-ТАСС»

Это было очень давно, в 64-м году, - мы как раз в Колумбию направлялись и четыре дня сидели во Франции. Пошли на Монмартр - нам сказали, что там есть клубы для геев, я еще спросил: «А что это такое?». - «Ну, туда мужчины приходить любят...». Я же не знал ничего!..

- ...какие геи, да?..

- ...и мы с приятелем отправились на прогулку. Хорошо, что туда не зашли! Остановились возле окна, и я увидел, что мужчины в клубе какие-то странные - сильно загримированы, в полуженских каких-то костюмах... Наверное, у нас очень страшный был вид: я вытаращил глаза, товарищ тоже (он гармонист был, на баяне играл), и один из травести вышел и нас пригласил: «Силь ву пле, месье!». Тут уж, конечно, мы руки в ноги - и бежать!

- Это не на баяне играть...

- (Смеется). Как припустили по Монмартру!

Был и другой случай. Геи стояли в парке - им разрешено было там находиться. Вообще-то, раньше поздно ночью они и на Шанз-Элизе кучковались, однако их из центра убрали, а как раз возле нашего посольства был парк, где все время они, можно сказать, прозябали, и вот мы едем, и друг показывает: «Гляди, девушки». Я переспросил: «Какие?». - «Ну, травести». Смотрю - двухметрового роста стоят мужики...

С Дмитрием Гордоном. «Некоторые артисты становятся популярными лишь потому, что каждый день на всех каналах звучат»

Фото Феликса РОЗЕНШТЕЙНА

- ...с широкими плечами...

- ...в собольих шубах - уже холодно было... Подхожу ближе, а один шубу распахивает: с виду мужчина, а тут-то у него ничего нет! Ой, это страшно! - люди, специально операцию делают, пол меняют...

- Если не ошибаюсь, ваш сын - композитор?

- Да, Дима пишет песни, но больше ему непесенная музыка нравится - джаз.

- Исполнять какие-то из его произведений вы не пытались?

- Три уже Диминых диска мы выпустили: один 65-летию Победы был посвящен, второй - нашему городу, а в третий песни вошли и романсы.

- Талантливый он, на ваш взгляд?

- Вы знаете, мне кажется, если бы он в этой области развивался - не просто в инструментальной музыке, мог бы с очень большими соперничать композиторами, но его это как-то не радует.

«НАЧИНАЛ Я С «СЕМЕРКИ», А КОГДА КУПИЛИ «ТОЙОТУ», ПОНЯЛИ, ЧТО НА САМОКАТЕ, ЧТО ЛИ, КАТАЛИСЬ...»

- Говорят, вы в уникальном живете доме, а чем же он уникален?

- Его строил Лидваль, шведский архитектор, который спроектировал в Санкт-Петербурге огромное количество интереснейших зданий: гостиницу «Астория», дома на Петроградке, на Васильевском, и в том числе наш, который и на Фонтанку, и на улицу Рубинштейна выходит (после революции Лидваль уехал в Швецию).

Были такие люди, как он, как Фальконе, Растрелли... Многие - это не секрет - иностранцы: итальянцы, голландцы, немцы, они создавали этот город, и думаю, мало того, что он на творческих людей - писателей, художников, артистов - влияет: мне кажется, этот интернационализм Питер помог отстоять - немцы ведь его не разрушили. Я как-то с одним французским художником в Рио-де-Жанейро летел, и мы в самолете разговорились. Я ему: «Вы знаете, какой красивый Париж?», а он: «А вы знаете, какой Ленинград?», хотя Ленинград в то время, в 64-м, такой был облупленный...

- ...серый...

- ...просто запущенный, областной городишко, но он уверял: «Посмотрите на него - особенно белой ночью», и я вышел и действительно обалдел. Один взгляд со стороны - и ты понимаешь, в каком прекрасном живешь городе.

- «В целом мире нет, нет красивее...».

- Согласен.

- Знаю, что одно время, несмотря на оглушительную популярность, вы не брезговали ездить в метро...

- И до сих пор езжу, а в Москве вообще всегда, потому что на машине добираться три-четыре часа надо, а на метро - 20 минут.

- Люди подходят?

- Конечно. Спрашивают: «А как вы в метро оказались?» - и я отвечаю: «Я тут завсегдатай». - «Да вы что?!».

- Машина у вас есть?

- Разумеется.

- Какой марки?

- Как же она называется?.. Птичка такая (в воздухе рисует значок).

- «Мазда»?

- Да, правильно.

- А начинали с какой - небось, с «жигулей»?

- Точно. С «семерки», но потом, когда купили «тойоту», поняли, что...

- ...жили не так...

- ...на самокате, что ли, катались (смеется), и, конечно, мне больно, что многие японские заводы после катастрофы на Фукусиме приостановлены, - будем получать то, что сделано в других странах, а это уже не японское качество.

«ПИЛОТЫ ВЫБЕЖАЛИ ИЗ КАБИНЫ, ВМЕСТЕ СО СТЮАРДЕССОЙ ПОМЧАЛИСЬ В КОНЕЦ САЛОНА И ЗАПЕРЛИСЬ В ТУАЛЕТЕ. ЗАКРИЧАЛИ: «КТО «ОТЧЕ НАШ» ЗНАЕТ, ЧИТАЙТЕ!..»

- Однажды, я слышал, вы в самолете чуть не разбились...

- Это произошло в 64-м в Колумбии: мы вылетели из Картахены - курортного городка типа Сочи, на «Дугласе», и вдруг я увидел, что пилоты, которые находились в кабине, выбежали оттуда, вместе со стюардессой помчались в конец салона и заперлись в туалете. Я в кабину заглянул - никого!

- Пустая?

- Самолет на автопилоте летит, а они закричали: «Кто «Отче наш» знает, читайте!..». Я смотрю - в одном из двигателей задымление... Слава Богу, какие-то люди зашли в кабину и посадили-таки самолет, причем благополучно, а над Кордильерами - это вам не где-нибудь! Это оказались французские летчики. «Этот день, - сказали, - ваш второй день рождения». Если бы их не было - все!

- В марте 2010 года на вас бешеная всемирная популярность свалилась - в YouTube выложили ролик мистера Трололо, вокализ Островского, который за несколько дней посмотрели миллионы людей. Мог ли народный артист России Эдуард Хиль гадать, что, простите, на старости лет его судьба сделает столь необычный виток?

- Внук - ему 15 лет - прибежал и говорит: «Дедушка, ты вот картошку тут чистишь, а знаешь, что в интернете стал популярен?». Ну, показал мне, конечно, сколько  у ролика моего просмотров, а я вспомнил, как все это было...

- А, кстати, как это было?

- Песня была вот о чем: Джон скачет на своем мустанге (у мустанга тоже какая-то кличка имеется) через прерии к своей Мэри, которая его ждет, чулки для него вяжет, а вокруг - красоты Америки... Мы с Островским показали ее Силантьеву и услышали: «Вы два идиота - ну кто такую песню пропустит?..

- Какой мустанг, какая Мэри?!

- ...какая Америка? Это Вася должен быть или Ваня, он едет к Маше...». Ну, переделали, но слова получились - одно издевательство: действительно Вася на тракторе едет к Маше, 10 норм сделал, радуется... Силантьев взбрыкнул: «Вы что? Переделайте!». Переделывали раз 10, наверное, а потом Островский плюнул: «Никаких слов не надо, будет просто вокализ». Силантьев: «Как вокализ?». - «А так. Хиль вот поет «Каватину» Фигаро, а теперь мое новое произведение будет петь - оно, кстати, очень трудное, там три октавы». Так и решили, но никто же не думал, что через столько лет вокализ выстрелит... Правда, когда я в Швецию ездил, говорил, что песня на шведском языке, в Данию - на датском, в Германию - на немецком, и люди ждали, а когда песня заканчивалась и не оказывалось в ней ни одного слова, понимали, что их разыграли (смеется).

- В чем же секрет успеха этого произведения спустя 36 лет?

- А кто его знает? Вот я вас спрошу: в чем секрет итальянских опер «Риголетто» и «Травиаты», написанных Верди более 150 лет назад? Или «Бориса Годунова»?

- Мировой звездой тем не менее себя вы почувствовали?

- Вы знаете, я в таком уже возрасте, что ничем меня не удивишь. Раз так уж случилось, значит, так надо - все ведь идет свыше.

«МУЛЕРМАН ПОЛОЖИЛ КЕПКУ И СКАЗАЛ: «КТО СКОЛЬКО МОЖЕТ. НЕ НА ХЛЕБ ПРОСИМ - НА ВОДКУ»

- Это правда, что мистера Трололо пригласил даже в гости президент США Обама, но вы отказались лететь, потому что перелетов на большие расстояния элементарно боитесь?

- Нет, это все ерунда. В Штатах действительно хотели сделать мой совместный концерт с американскими звездами, но если бы только один, а так ведь гастроли планировали - и Англия, и Франция, и Австралия, и Германия: я, наверное, сегодня уже это не потяну.

- Сколько же можно, да?

- Ну, конечно. Раньше и по три сольных концерта давал в день, живьем, без фонограмм всяких, а сейчас тяжело.

- Говорят, Америку вам показал Вадим Мулерман...

- Вчера у него как раз концерт у нас был в Петербурге - он со своими учениками приехал, но увижусь я с ним на днях, и конечно, нам будет что вспомнить. Да, он действительно всю Америку мне показал, правда, ничего я там не заработал...

- Зато посмотрели!

- Да, был во Франции, и тут позвонил Вадик: «Что ты там, в этом вшивом Париже, делаешь? В Америку приезжай!». Я стал отнекиваться: «Как? Я здесь работаю...». - «Ну и в Штатах будешь работать - положим кепку, и евреи будут деньги нам собирать». И действительно, положил он ее и сказал: «Кто сколько может. Не на хлеб просим - на водку».

- И люди деньги бросали?

- Бросали, правда, слушали сначала концерт. Мы их заранее предупредили: «Если не понравится, можете не платить».

- Все по-честному...

- Конечно, и все платили.

- У вас наверняка дома есть телевизор, наверняка вы его включаете и наблюдаете за современной российской эстрадой. Какие чувства вызывают у вас концерты новоявленных звезд и что вообще о развитии жанра вы думаете?

- Думаю, что все может быть, в том числе шоу-бизнес в таком виде, как он существует в Америке, но этого не должно быть по всем каналам, потому что развитие приостанавливается. Ни маленький, ни взрослый человек ничего на самом деле от шоу-бизнеса не получает: шоу закончилось - и все, вы забываете, что там было, как герой одет, что говорил он и что делал... Мне кажется, дабы избежать этого и чтобы люди удовольствие испытывали, надо больше классики, фольклора, чтобы и джаз исполнялся, и авторская песня - у нас ведь огромное количество авторов-исполнителей (я это знаю - по стране езжу и вижу).

- Кто-то из нынешних звезд вам нравится?

- Из наших? Мне кажется, Валерии хорошие песни пишут, у Газманова интересные вещи есть, но некоторые артисты становятся популярными лишь потому, что каждый день на всех каналах звучат: тут уже невольное...

- ...узнавание следует...

- Даже если исполнитель и бездарь, эти песни ты выучишь, но если «избавить» от этих людей телевидение, их тут же забудут.

- Я с сожалением констатирую, что наша беседа подошла к концу, но для меня было бы большим подарком, если бы не умеющий петь под фонограмму Эдуард Хиль исполнил а капелла хоть пару куплетов одного из своих знаменитых шлягеров...

- (Запевает вокализ Островского). А дальше должно было быть так:

Песню свою
Я несу по свету,
И в каждом новом краю
Спето по куплету...

Киев - Санкт-Петербург - Киев



Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
1000 символов осталось