Отец "Буржуя" Анатолий МАТЕШКО: "Актеры - они как дети, и циничные непорядочные люди часто этим пользуются"
"МАШКОВУ СКАЗАЛИ: "ДОРОГА В КИНО ВАМ ЗАКАЗАНА"
- В первом украинском сериале "День рождения Буржуя" ты открыл целую плеяду молодых актеров - Владимира Горянского, Анатолия Журавлева, Дмитрия Шевченко. В следующем, не столь удачном проекте "Критическое состояние", вновь представил народу юную симпатичную поросль: Олю Гришину, Лешу Зубкова. В кино их пути сложились по-разному. Считаешь ли ты себя "крестным отцом" этих актеров и чувствуешь ли, что в ответе за их дальнейшую судьбу?
- Прибавьте к моим открытиям еще и Володю Машкова да Лену Корикову. Безусловно, приятно, когда эти люди становятся успешными. К примеру, Леша Зубков звонил недавно и рассказывал, что из Москвы и Питера не вылезает, поскольку на части рвут. А я уверен, что скоро он не будет вылезать уже из Европы. Ну а если что-то не складывается... Я не школьный преподаватель и не воспитатель в детском саду, чтобы нести за подопечных ответственность... Каждый - кузнец своего счастья и своего несчастья. Тем более что живем мы в эпоху индивидуализма (!), а привычный многим коллективизм давно канул в Лету.
Конечно, обидно бывает за своих любимцев, когда они беспомощно барахтаются в каких-то ситуациях. Порой смотреть на это стыдно. Ведь актеры - они как дети, и циничные, непорядочные люди пользуются их доверчивостью, откровенной любовью к похвальбам. Стоит сказать: "Кроме тебя, никто эту роль классно не отработает. Ты гениален!", и все, человек попадается на крючок.
- Многие ли из этих актеров поздравляют тебя с праздниками, с днем рождения?
- Не все и не всегда. Володя Машков обязательно приглашает на все свои премьеры, во всех интервью подчеркивает, что режиссер Анатолий Матешко - его первооткрыватель.
Недавно он рассказал мне историю, о которой по понятным причинам долго молчал. Оказывается, еще начинающим актером он встретился на "Мосфильме" с известным режиссером - не буду называть его фамилию. Мэтр бросил ему, причем зло и резко: "Молодой человек, забудьте раз и навсегда дорогу на эту киностудию. В театре так-сяк у вас еще получится, но в кино дорога вам заказана". Для Володи, который привык быть не только любимцем женщин, но и лидером на курсе и в "Табакерке", это стало настоящей трагедией! Но когда Машков впервые снялся в моей работе со смешным названием "Зеленый огонь козы", предложения на него посыпались как из рога изобилия. Кстати, в те времена актеров на роль утверждал худсовет, и хорошо, что возглавлял его Роман Гургенович Балаян, принявший нашу сторону. Кандидатуру Володи Машкова пришлось всерьез отстаивать. Зато сегодня сами видите, каких высот он достиг.
- Сейчас в кинематографе главенствует продюсерское кино. Люди, которые вкладывают деньги в работу, считают себя вправе вмешиваться в процесс, утверждать актеров на роли. На съемках "Буржуя" эта тенденция чувствовалась?
- Тогда появились первые ее росточки. Ведь сериалы - это хорошо поставленный бизнес, особенно в России. Но продюсеры бывают разные. Сейчас ими становятся все, кому не лень. И когда совершенно левый человек вмешивается в производство и начинает качать права, сразу можно вешаться. Объяснять ему, что, к примеру, предлагаемый им актер безумно талантлив, но категорически не подходит на данную роль, бесполезно.
Но мне повезло изначально - работал и по сей день работаю с мудрейшими людьми - Александром Роднянским и Игорем Толстуновым. Они умеют и слушать, и слышать. С ними всегда можно договориться. И главное - они очень хорошо знают, что такое кинематограф.
"В ПОСЛЕДНЕЕ ВРЕМЯ ВОЛОДЯ ГОРЯНСКИЙ НЕСКОЛЬКО "ЗАМЫЛИЛСЯ"
- Насколько обычно весомо и непоколебимо решение продюсера?
- Конечно, весомо, да и слава Богу. Большая часть кинематографистов продолжает жить по старинке - просит деньги на кино у государства: мол, дайте нам денег, а мы сделаем два нереальных фильма, перед которыми все померкнет. Люди не понимают, что это бесполезно и смешно. Что существует мировой контекст продюсерского кино, которое развивается и зарабатывает само по себе.
Помните, как недавно нас закармливали зарубежными сериалами - мексиканскими, бразильскими и так далее? Но их быстро и успешно вытеснило российское "мыло". Здорово, что сегодня зритель возвращается в кинотеатры, народу надоело глазеть в "ящик", хочется сильных впечатлений. За 12 дней проката "9 рота" собрала 16 миллионов. У создателей "9 роты" грядет следующий масштабный проект, никаких проблем со спонсорами. Это богатые, самодостаточные люди, которые хотят вложить большие деньги в правильное, результативное дело.
![]() "И режиссеры, и продюсеры прекрасно понимают, что зритель ждет новых имен и открытий, но выводить их в мир - это огромный труд и большой риск. Кроме того, каждый - кузнец своего счастья и своего несчастья, а я не воспитатель в детском саду, чтобы нести за всех ответственность" |
Мы все вступили в рыночные отношения. Так почему, спрашивается, кино должно жить по старинке? Нормальное продюсерское кино не сводится к коммерческому успеху, это и авангард, и арт-хаус. Кого государство действительно должно поддерживать, так это студентов. Естественно, денег ребятам оно не дает, вот и бегают бедолаги, выклянчивают копейки на дипломные работы.
- Как часто тебя прессинговали при выборе актеров?
- Никогда. Правда, была одна история, связанная с работой по книгам Донцовой, но назвать это давлением нельзя. Когда я решил попробовать себя в новом, детективном направлении, меня сразу предупредили: существует договор с Ларисой Удовиченко, что главную роль будет играть она. Такому известию я лишь обрадовался. Лариса - суперпотрясающая актриса, замечательный человек, к тому же мы вместе работали в моем фильме "Женщина для всех".
- Случалось, что приходилось с пеной у рта отстаивать кандидатуру того или иного актера?
- Пришлось побороться за тех же Горянского, Линецкого, которых до съемок в "Буржуе" не знали. Недавно, во время подготовительного периода нашей последней работы - сериала "Дурдом", ситуация с Володей Горянским повторилась. Правда, теперь уже по другому поводу - в последнее время Володя несколько "замылился", лицо примелькалось, а тут ему предложили кардинально иную работу. Он, как все смертные, даже пробы проходил.
- Почему российские режиссеры, снимая на украинских студиях свои фильмы, приглашают исключительно москвичей, а из украинцев - одного-двух, как бы для колорита?
- Я с ними полностью согласен. Если вы идете на базар и вкладываете кровные в тот или иной продукт, то вряд ли будете покупать кота в мешке, правда? Хотя и режиссеры, и продюсеры прекрасно понимают, что зритель ждет новых имен и открытий, но выводить их в мир - это огромный труд и большой риск.
- Недавно ты вернулся из Москвы, где прожил несколько лет. Чем там занимался?
- Съемками фильмов по книгам Донцовой и Устиновой.
- Уехал с семьей?
- С женой Настей. Приглашающая сторона сняла нам весьма комфортную квартиру в центре города. Мы умудрились сочетать приятное с полезным. Пока я снимал, Настя окончила сценарное отделение ВГИКа, причем очень хорошую мастерскую. В Украине, к сожалению, таких практически нет.
- Как московские коллеги приняли киевского конкурента?
- Нормально. Я ведь оканчивал Высшие режиссерские курсы и продолжаю дружить со своими однокурсниками. А однокашники - это всегда большая дружная семья.
Конечно, поначалу было страшновато. Все чужое: "Мосфильм", комната, где работал Андрей Тарковский... Но я быстро адаптировался. Когда общаешься с людьми на професcиональном языке, взаимопонимание устанавливается быстро. На "Мосфильме" работают серьезные люди, они ко мне относились с уважением. Что интересно, в Белокаменной режиссерская профессия очень востребована. Ведь из "стариков" сериалы соглашается снимать только Александр Наумович Митта, который делает это просто здорово. Поэтому во мне не видели конкурента: хочешь - твори! Только с результатом не оплошай. Неудачников нигде не любят.
- Наверняка ты посетил все московские театры в поисках подходящих актеров?
- Обязательно. Поэтому сейчас меня туда калачом не заманишь. Тем более что театры нынче переживают не лучшие времена, запущены, к тому же прокормиться в них невозможно. Вот и скачут актеры из одной антрепризы в другую. При этом существуют и другие крайности. К примеру, коллектив Васильева. Люди там чуть ли не в сектантов превратились: закрылись в своем мире, на своей волне, годами репетируют спектакли нескольких авторов и наслаждаются процессом.
Я в Москве пересмотрел абсолютно все и не могу сказать, что потрясен. Зачастую я видел какие-то изысканно-извращенные режиссерские повороты, людей с больным сознанием на подмостках. Ей-богу, какое-то помойное ведро, и ничего более. А уйти со спектаклей было сложно - пригласили, надо затем с ребятами встретиться, поговорить, водки выпить...
"НЕ ВСТРЕЧАЛ БОЛЕЕ ДИСЦИПЛИНИРОВАННОГО ЧЕЛОВЕКА, ЧЕМ САДАЛЬСКИЙ"
- Кого конкретно ты пригласил для будущих работ?
- Очень классным мальчиком оказался Михаил Пореченков. Он отличный комедийный актер, на подмостках совершенно другой, нежели на экране. По-новому раскрылся Андрей Мерзликин, который сыграл одну из главных ролей в "Бумере". Он служит в Театре Петра Фоменко. По-моему, этот крепкий, по-настоящему живой коллектив - в хорошем смысле стоит особняком в театральной жизни.
- Про Украину помолчим. А в Москве к тебе часто подходили актеры с деликатными просьбами?
- Выделить роль просили многие. Кстати, они смотрят наши работы, хорошо о них отзываются. Сергей Маковецкий внимательно отслеживает все, что я выпускаю. Когда мы встретились, он тоже предложил поработать вместе. Я пообещал, но при одном условии: если появится роль, достойная его таланта. О том же говорили Сергей Чонишвили, Виктор Раков, Юрий Беляев...
- Отказать ты им, конечно, не мог?
- Вот отказать как раз и могу. Причина проста - отсутствие серьезного материала. Я ведь даже сестре своей Оле помочь не смог, хотя очень хотел. Она получила совсем небольшую роль, которая недотягивает до ее профессионального уровня. Оля приехала из Нью-Йорка, где давно живет и работает. Конечно, хотелось задействовать ее покруче. Тем не менее она осталась довольна. Провела на съемочной площадке четыре дня, расслабилась, почувствовала забытую родную атмосферу, поскольку давно уже работает на американском телевидении.
- Оля вышла в Америке замуж?
- У нее есть бой-френд. Там сложно с регистрацией брака.
- Отчего все-таки умер ее первый супруг - известный украинский режиссер Александр Итыгилов? До сих пор причина его смерти - тайна за семью печатями.
- Саше не было и 44 лет. Он сильно мучился, а врачи долго не могли поставить диагноз. Мы его и в Москву отправляли, но тогда, на фоне чернобыльских событий, правду говорить было не принято. О том, что у него серьезные проблемы со щитовидной железой, мы узнали слишком поздно.
- Когда ты снимал фильмы по Дарье Донцовой, авторша вмешивалась в процесс?
- Боже упаси! Она и Татьяна Устинова - милейшие, очень приятные женщины. С Дарьей мы встретились на "Мосфильме" и сразу отправились в буфет. Она была с дочерью, я - с супругой. Заказали кофе, ну писательница и начала: "Есть у меня друг - Борис Акунин. Как-то позвонил он и сказал: "Старуха, я смотрю, тебя начали экранизировать. Так вот, не повторяй мой грустный опыт - ни в коем случае туда не суйся. Будешь только мешать". Я с ним согласилась, поэтому обещаю никуда не соваться, делайте что хотите. Лучше с дочкой моей познакомьтесь". У писательницы есть редкое качество - относиться к себе с юмором.
Дарья поняла главное: кино и книга - совершенно разные вещи. Одна история расcказывается через точку-запятую, другая - через кадр.
- Ранее ты уже работал с Ларисой Удовиченко. А вот со Станиславом Садальским - впервые. И каковы впечатления?
- В это невозможно поверить, но Стас оказался самым (!) дисциплинированным человеком, с которым я вообще встречался в кино. Ни минуты опоздания, ни единой попытки отпроситься со съемочной площадки. Появлялся ровно за пять минут до начала съемок, уходил, когда отпускали. В кадре - бурлеск, масса импровизаций. Сразу же после команды: "Стоп!" тихонечко уходил, и больше мы его не видели и не слышали.
После возвращения из Парижа, где мы работали 20 дней, Стас приглашал посетить грузинский ресторан. Там он, конечно, раздухарился, развеселился, его даже много стало. (Смеется). Но на площадке с ним работать - сплошное удовольствие. Ему, конечно, до смерти надоело быть для всех Кирпичом, и это понятно. Вот и Валера Николаев до сих пор правдами и неправдами пытается освободиться от приклеившегося образа Буржуя - мечется из стороны в сторону, постоянно меняет имидж. Дима Шевченко сейчас успокоился, а раньше, услышав в свой адрес: "Сутенер Артурчик!", сатанел.
- В Киеве ты отсутствовал несколько лет. Не боялся, что дома подзабудут, что все хлебные места разделят? Словом, придется возвращаться туда, откуда приехал?
- Хотим мы того или нет, все равно сильно связаны с Россией. И будущее кинематографа тесно переплетено именно с этой державой, а затем - с Европой.
Украинский рынок слишком мал, чтобы окупить затраты на фильм. Возьмем, к примеру, ту же "9 роту", которая за неделю собрала в нашей стране миллион 300 тысяч. Для кино с таким размахом это очень мало. Следовательно, нам нужно врываться в Россию, где есть огромное количество потенциальных зрителей... Увы, предложить что-либо серьезное мировому кино Украина пока не может.
- Один из последних твоих проектов называется "Дурдом"...
- А что делать, если жизнь такая? Хотя речь в этой 12-серийной ленте как раз о вещах эстетических. Между собой мы это миленькое кино называли ласково - "Усадьба", хотя на площадке у нас, как и в стране, сплошной дурдом творился. Работал в прежней отличной команде. Продюсеры - Роднянский и Толстунов, автор сценария - Юрий Рогоза.
- Где планируешь снимать в дальнейшем - в Украине, Москве или Париже?
- (Смеется). Там, где будет интересная работа.


Космонавт № 4, дважды Герой Советского Союза Павел ПОПОВИЧ: "Во Вселенной мы не одни - время от времени инопланетяне нас посещают. На Земле у них три базы - в Андах, на дне Индийской впадины и в Шамбале, а один раз я лично видел их летательный аппарат"
Александр ШИРВИНДТ: "В террариуме единомышленников я прожил жизнь, поэтому меня уже не кусают"
Президент медицинской фирмы "Борис" Михаил Радуцкий оптом скупил звезд шоу-бизнеса
Алсу и Глюк’Ozа беременны
Детей принцессы Монако Каролины хотели похитить
Мел Гибсон снимает самый дорогой фильм всех времен и народов
Аврил Лавин тайно вышла замуж
Джессика Симпсон развелась с Ником Лэйчи
Диме Билану подарили машину за четверть миллиона долларов
Трансвестит ощупал грудь Шэрон Стоун
Натали Портман впервые сыграет обнаженной
Наташа Подольская каждый день навещает в больнице пострадавшего в автокатастрофе по ее вине
И танки должны соблюдать правила дорожного движения
Народная артистка Украины Наталья ЛОТОЦКАЯ: "Когда Николай Яковченко и Амвросий Бучма торопились в винный магазинчик, председатель профкома напутствовал их: "Не поспiшайте. Iдiть статечно, повiльно, нiби у бiблiотеку КПРС"
Поэт-песенник Юрий ЭНТИН: "Я был единственным мужчиной-школьным библиотекарем в Москве"
Отец "Буржуя" Анатолий МАТЕШКО: "Актеры - они как дети, и циничные непорядочные люди часто этим пользуются"
Татьяну Недельскую обокрали
Хорошо забытое старое
Двое из ларца: самые известные близнецы
Дом, милый дом. Кличко и Панеттьер показали новый особняк
Знаменитые актеры, которых не приняли в вуз
Родом из детства: звезды тогда и сейчас
Делу время, потехе час. Хобби звезд







Звезда "50 оттенков серого" показала грудь
Без комплексов. Lady Gaga показала белье
Дочь Джони Деппа ощущает себя лесбиянкой
Наталья Королева выставила грудь напоказ
18-летняя сестра Ким Кардашьян показала новую силиконовую грудь
Садальский о Василие Уткине: Где же твои принципы, Вася?
Пугачева будет судиться с Ирсон Кудиковой за долги
Джейн Биркин помирилась с Hermès
Тесть и теща Владимира Кличко не поделили деньги