«Поэт-правдоруб» Игорь ИРТЕНЬЕВ: «Дай Бог, чтоб дальше нас вела, преграды огибая ловко, рука железная ху...ла и мудрая боеголовка!»
Будучи представителем иронического направления в современной русской поэзии, Игорь Иртеньев всегда критиковал как политику Кремля вообще, так и политику Владимира Путина в частности. «Для России Путин — трагедия. Этот человек заведет страну в историческую яму», — заметил как-то Иртеньев.
— Игорь Моисеевич, в интервью нашему изданию вы сказали, что «уже 12 лет изучаете персонажа по имени Путин, точнее, поносите российского президента» и вам «трудно подобрать такое негативное определение, которое не подошло бы российскому президенту». Не боитесь делать такие заявления?
— Это уже вопрос привычки — не стоит забывать, что я много лет работал в разных программах Шендеровича, задача которых заключалась в критике российского руководства, в том числе и самого высшего. Как видите, пока жив.
Когда я сказал, что изучаю Путина, это, конечно, была шутка. Просто у меня довольно большое количество текстов посвящено именно этому персонажу, фигуре, президенту — не важно. Из этих стихотворений можно было бы даже сделать небольшую книжечку, но пока передо мной такая задача не стоит.
— Будьте любезны, что-нибудь из последнего на эту тему.
— Да чтобы челюсти свело
Тому, кто распевает это.
Наш Путин вовсе не ху...ло.
Он весь дитя добра и света.
И мне как патриоту в лом,
Да и обидно за державу,
Когда его кругом ху...лом
Налево кличут и направо.
Возводят на него хулу —
Страны кормилу и поилу,
А ведь не каждому ху...лу
Такое вытерпеть под силу.
Да кто доверил бы ху...ле,
Когда бы не было в том прока,
Сидеть безвылазно в Кремле
Уж почитай четыре срока?
Дай Бог, чтоб дальше нас вела,
Преграды огибая ловко,
Рука железная ху...ла
И мудрая боеголовка!
— На какую тему вы никогда не стали бы острить?
— Там, где речь идет о гибели людей, юмор неуместен — на тему катастрофы малайзийского самолета шутить невозможно ни в каком виде.
— Как вы считаете, кто повинен в этой трагедии?
— Совершенно уверен, что кто бы его ни сбил, это было случайностью. Пока нет результатов экспертизы, я могу только предполагать, но, скорее всего, это дело рук тех, кого в России называют ополченцами, а в Украине — сепаратистами, и смертельная ракета ушла в небо с территории так называемой «Донецкой республики». В том, что это было сделано с российской территории, сильно сомневаюсь (зачем, если для этого есть «ДНР»?), а уж версию о целенаправленном ударе исключаю вовсе. И в том, что официальный Киев к случившемуся никакого отношения не имеет, уверен на 99 процентов.
Гибель гражданского самолета — трагедия, на мой взгляд, абсолютная, ведь летевшие в нем люди не имели никакого отношения к событиям в Украине. Приходилось слышать мнение, что она может стать переломным моментом в этой войне. Я такой возможности не исключаю.
— Как получилось, что мы воспринимаем смерть людей не как трагедию, а как статистику?
— Весь ХХ век нас к этому готовил: на его счету огромное количество жертв двух мировых войн и техногенных и природных катастроф. Поначалу массовая гибель людей кажется страшной, но со временем это чувство притупляется.
Лет 15 назад шла совершенно чудовищная, взаимоистребляющая война двух огромных африканских племен — тутси и хуту. Но поскольку это происходило в Африке, то находилось на периферии нашего сознания. Здесь же все происходит по соседству, в близкой (слово «братской» мне никогда не нравилось) нам стране, с которой мы переплетены огромным количеством связей. Поэтому эта война для нас (к сожалению, для небольшого количества российского населения) — огромная боль, стыд и позор.
Кстати, на этой неделе мы сядем в поезд «Москва — Киев», чтобы ехать к нашим друзьям на одесский лиман. Должны были лететь самолетом, но поскольку прямой рейс отменили, придется сначала добираться поездом до Киева, а потом — автобусом до Одессы. Там время в пути — всего часа четыре.
Приходилось слышать, что после трагедии 2 мая Одесса потеряла свой статус веселого и беззаботного города — столицы «Юморины».
— Для кого — для Украины или России?
— Я в данном случае не разделяю, Одесса — всеобщее достояние. Бог с ней, с «Юмориной», она своим чередом выродилась много лет назад — после отъезда за границу людей, которые стояли у ее истоков. Сейчас это мероприятие стало попсовым и абсолютно бессмысленным, поэтому я не сильно печалюсь по поводу его кончины. Но сама Одесса, которая была, наверное, самым веселым городом на всей территории бывшего Советского Союза, в этом смысле, конечно, поблекла.
— Ну, сейчас не до веселья даже самому веселому городу...
— В конечном счете все зарастает. Я не политик, но мне кажется, что уже появились большие шансы на окончание войны. Всех тех, кого Россия переправляла в Донбасс через границу, как теперь говорят, сольют. Сильно сомневаюсь, что Гиркин и Бородай вообще останутся в живых, с ними — в наших традициях! — благополучно разберутся.
Меня беспокоит другое: период врастания в мирную жизнь будет очень долгим. С одной стороны, у многих жителей Донецкой и Луганской областей, пусть и не по своей вине оказавшихся в зоне антитеррористической операции, которую по российскому телевидению называют карательной, есть свой — и большой! — счет к центральной киевской власти. Должен пройти довольно продолжительный период, прежде чем эта рана зарубцуется.
С другой — сегодня многие мои друзья в Украине, несмотря на то что являются этническими русскими и говорят на русском языке, находятся на стороне законной власти, считают эту страну своей, стояли за ее идеалы на Майдане, теперь же готовы за нее сражаться. Не меньше времени потребуется и на то, чтобы русский и украинский народы, между которыми вбит большой клин, снова начали смотреть друг на друга без вражды. Боюсь, я до этого не доживу.
— Сколько лет нужно, чтобы прекратить вражду?
— Трудно сказать... Например, между русскими и немцами вражды уже нет. Тогда страшная война людей сильно тряхнула, но три поколения, которые выросли с тех пор, знают о ней только по фильмам и книгам. И при виде немца сейчас ни у кого не возникает желания с ним как-то разобраться, как и у немца при виде русского.
Все народы между собой рано или поздно мирятся. Не говорю уже о том, что все народы изначально слегка друг друга недолюбливают, этот антагонизм в крови, существует на уровне анекдотов — между бельгийцами и французами, немцами и поляками, русскими и украинцами.
— Что, на ваш взгляд, в новейшей истории отношений России и Украины стало точкой невозврата?
— Аннексия Крыма. В послевоенной истории не было такого, чтобы одна страна присоединяла к своей территории часть другой. Косово, на которое так любят ссылаться, получило автономию, но ведь частью Албании не стало. Пусть бы Крым превратился в еще одну непризнанную республику — их в мире хватает, но оттяпывать себе его было нельзя. И все-таки надеюсь, что точкой невозврата это не станет, со временем — возможно, даже при жизни одного поколения — все наладится.
— Вы были одним из немногих представителей российской интеллигенции, кто протестовал против аннексии Крыма. Вы считали, что это нецелесообразно прежде всего с экономической точки зрения?
— Да с любой! Количество «минусов», которые Россия получила в связи с присоединением Крыма, не идет ни в какое сравнение с парой-тройкой хилых «плюсов», которые она приобрела. Мы рассорились со всем миром. Будем теперь дружить с Венесуэлой и Индией.
— Вы забыли о Китае.
— С китайцами не так просто — они на все смотрят с прищуром.

Константин БОРОВОЙ — россиянам: «На колени, твари, и просить прощения у нескольких поколений украинцев!»
Джуна ДАВИТАШВИЛИ: «Пугачева за волосы меня схватила, я локтем ей в дых дала... Она упала, я вазой хрустальной Аллу по голове бабах! Брызнула кровь, я у нее с шеи все посрывала, рот ей порвала, глаз — после меня операцию в Швейцарии она делала...»
Вдова Ивана ПЛЮЩА Светлана: «Иногда Иван Степанович рассказывал о трагически погибшем сыне, а я только слушала и вопросов никогда не задавала, чтобы мужа не ранить. Хоронить родителей — наш долг, когда же хоронишь детей — это очень страшно...»
Личный переводчик Хрущева, Брежнева и Горбачева Виктор СУХОДРЕВ: «В Кэмп-Дэвиде Брежнев послал своего адъютанта в гостиницу, и тот привез ему стюардессу — довольно высокую, крепкую, русскую такую деваху. «Она, — пояснил американскому президенту, — за мной тут ухаживает»... Никсон подал девушке руку, поздоровался и произнес: «Ухаживайте за ним как следует!»
«Поэт-правдоруб» Игорь ИРТЕНЬЕВ: «Дай Бог, чтоб дальше нас вела, преграды огибая ловко, рука железная ху...ла и мудрая боеголовка!»
Дмитрий БЫКОВ: «Тут Христос бессилен, а свят Иуда, кровянист закат, упразднен рассвет. Я не знаю, что это и откуда. Доказательств, что это Россия, нет»
Проблема дурака по-прежнему актуальна
Фреймуть
Двое из ларца: самые известные близнецы
Дом, милый дом. Кличко и Панеттьер показали новый особняк
Знаменитые актеры, которых не приняли в вуз
Родом из детства: звезды тогда и сейчас
Делу время, потехе час. Хобби звезд







Звезда "50 оттенков серого" показала грудь
Без комплексов. Lady Gaga показала белье
Дочь Джони Деппа ощущает себя лесбиянкой
Наталья Королева выставила грудь напоказ
18-летняя сестра Ким Кардашьян показала новую силиконовую грудь
Садальский о Василие Уткине: Где же твои принципы, Вася?
Пугачева будет судиться с Ирсон Кудиковой за долги
Джейн Биркин помирилась с Hermès
Тесть и теща Владимира Кличко не поделили деньги