Композитор Давид ТУХМАНОВ: "Живя в Германии, я ни от чего не воротил нос - играл в ресторанах на пианино и понимал: все, чем до этого занимался, при пересечении границы утратило всякий смысл"
(Продолжение. Начало в № 33)
"НИКТО СЕГОДНЯ НЕ ВСПОМИНАЕТ О ФАНТАСТИЧЕСКОМ КОЛИЧЕСТВЕ "МАКУЛАТУРЫ", КОТОРОЙ НАС ПОТЧЕВАЛ СОВЕТСКИЙ ЭФИР"
- Были случаи, когда, уходя в продюсирование, композиторский дар люди теряли?
- Не то что теряли... Видимо, дар этот не обременял их настолько, чтобы они не могли отвлекаться, не позволяли бы себе заниматься чем-то другим. Сочетание деловых качеств с талантом сочинительства или пения довольно редко встречается, но если уж происходит, успех гарантирован.
- Удивительным образом вам удавалось создавать песни, которые становились символами поколений, и я не откажу себе в удовольствии огласить небольшой список самых главных, этапных, на мой взгляд, ваших хитов. Итак: "Последняя электричка", "Я люблю тебя, Россия", "Как прекрасен этот мир", "Вечная весна", "Наши любимые", "Белый танец", "Притяженье земли", "Соловьиная роща", "Эти глаза напротив", "Мой адрес - Советский Союз", "Я, ты, он, она", "Ненаглядная сторона", "Чистые пруды", "Аист на крыше"... Потрясающие песни, причем в разных жанрах, предназначенные совершенно непохожим артистам, рассчитанные на диаметрально противоположные индивидуальности. Как удавалось вам так перевоплощаться?
- (Скромно). Не знаю... Либо у меня в природе такая заложена разноплановость, либо причина в том, что жил я на стыке времен... С одной стороны, образование получал классическое, с другой - молодость моя с песенно-эстрадным бумом совпала. В те годы я даже джазом интересовался, хотя совершенно не джазовый музыкант, и вся информация, которая как бы меня окружала...
-...не проходила бесследно...
- Да, откладывалась в голове, в памяти - и получился такой мультикомпозитор. Я мог работать в разных жанрах, вплоть до стилизации, а поскольку был молод и недостаточно безответствен, не оседлал какого-то одного конька, который мне показался наиболее правильным и перспективным, что особенно характерно для Запада.
- Вдруг бы потом выяснилось, что выбор ошибочен...
- Во всяком случае, мне было все интересно. Надоедало одно, пробовал что-то другое - в результате и возникла такая разноплановость в популярной музыке, а в принципе, пришел к тому, что сегодня вообще занимаюсь классикой.
![]() Валерия Леонтьева Давид Тухманов случайно увидел на одном из концертов. «Помню, сказал своему соседу: «Эти люди еще не знают, что перед ними будущая звезда» |
- Мы еще об этом поговорим... Вы знаете, меня всегда удивляло, почему, написав "Тихий Дон" и, пусть с небольшой натяжкой, классическую "Поднятую целину", такой грандиозный писатель, как Шолохов, замолчал? ("Они сражались за Родину" - уже не того уровня произведение). Почему вы, Пахмутова, Антонов, ряд других значительных композиторов после массированного выброса на-гора выдающихся произведений прекратили рождать хиты? В чем дело: вы все сказали, выдохлись или, может, потребности внутренней нет?
- Ну, это, в общем, вопрос такой...
-...риторический...
-...да, и если отвечать на него обстоятельно, надо все исподволь объяснять... Хит, по сути, это не само произведение, а результат...
-...тройственного союза...
- Даже больше, и сегодня любой продюсер вам скажет: чтобы он появился, нужно выбрать более-менее подходящего певца или певицу, которые хорошо выглядят, умеют двигаться, затем поручить имиджмейкерам их одеть, причесать, после чего вложить деньги в то, другое, пятое, десятое... Нужны качественные аранжировки, звукозапись, эфир, в котором песня должна повторяться довольно часто в течение какого-то времени. Если соблюсти весь этот комплекс...
-...тогда, может, что-нибудь и получится...
- Просто это те предпосылки, без которых хита не будет, какое бы гениальное произведение композитор ни сочинил. Может, только в редчайшем случае все происходит не так, как я говорю, а в советское время этого всего композитору делать было не нужно (да и певцу, в общем-то, тоже).
![]() В исполнении Людмилы Гурченко любая песня превращается в мини-спектакль, а если песня не любая — то в потрясающее зрелище |
- Три телеканала, выбирать не из чего...
- Ну конечно: следовало просто постараться сделать песню поярче, получше, поинтереснее, чтобы она как-то немножко выбивалась из общего ряда. Главной была энергетика, в этой песне заложенная, и неважно, за пять минут ты ее написал или за год, - все зависело от концентрации энергии в самом произведении, а остальная механика уже помимо нашей воли происходила.
- Один раз показали где-нибудь в "Утренней почте" - и все...
-...не говоря о том, что был централизованный эфир и какой-то джентльменский набор исполнителей, довольно часто звучащих, признанных на официальном уровне, но которые и публике нравились. По сути, вся эта мощнейшая машина работала на раскручивание хита, и давала она сбой, только когда начинался какой-то отход от стандарта, как случилось, когда мы встретились с Валерой Леонтьевым. Вот тогда начинались проблемы, но поскольку все-таки композитор, поэт, исполнитель были очень сконцентрированы на том, чтобы сделать произведение достаточно емким, зачастую и результат был достойным. Правда, никто сегодня не вспоминает о фантастическом количестве "макулатуры", которой нас потчевал тот же эфир, потому что она отзвучала и канула без следа.
- Большинство патриотических песен - чем не пример...
- Повторы, собственно, были лишь потому, что шли письма радиослушателей и телезрителей с просьбами ту или иную песню исполнить, - это был своеобразный интерактив, обратная связь. В этом и заключалась система, а о Леонтьеве я упомянул именно в связи с тем, что...
-...это было нечто совершенно другое, новое...
- Пел он, конечно, не так, как Лещенко, Кобзон или Богатиков, да и совсем по-другому. Вы помните, как?
![]() В репертуаре Иосифа Кобзона немало песен Тухманова, в том числе знаменитый «День Победы» |
- Штаны в облипку, открытая грудь, длинные волосы, кожа...
- Кроме того, Валерий же не стоял на месте: если установить камеру на штатив...
-...не уследишь...
- Не получится. Тогда, по-моему, даже так не снимали, чтобы камера за прыгающим певцом поспевала.
"УВИДЕВ ЛЕОНТЬЕВА, ПРЕДСЕДАТЕЛЬ ГОСТЕЛЕРАДИО СССР ВОЗМУТИЛСЯ: "БЕЗОБРАЗИЕ! ЧТО У НЕГО НА ГОЛОВЕ? ТУТ У НАС ИППОДРОМ, ЧТО ЛИ?"
- Вам это понравилось?
- Дело в том, что я всегда искал молодых и свежих артистов, меня привлекала иная манера, более ритмическая музыка.
- Чувствовали, что этого требует время?
- Это было естественно и для моего возраста: практически все вокально-инструментальные ансамбли, а потом и рок-группы для меня - это уже музыка ритмическая.
- Леонтьевский почерк и стиль вызывали страшное неприятие, да?
- Когда Валерий начал работать на сцене с какой-то группой от провинциальной (по-моему, Сыктывкарской) филармонии, он имел огромный успех. Публике это нравилось, потому что Леонтьев - большой талант, умеющий сконцентрировать зал на себе, а это особый дар. Я увидел его на концерте - смотрю, зрители аплодируют. Помню, сказал своему соседу: "Эти люди еще не знают, что перед ними будущая звезда". Ничего предрекать я не собирался, но у меня эти слова вырвались, а когда мы стали с Валерой работать и отсняли на телевидении две-три песни, пошли "обрезания".
![]() Давид Федорович с поэтом и соавтором Юрием Энтиным |
Началось все с песенки "Диск-жокей" - была у него такая. Отсматривая очередной "Огонек", председатель Гостелерадио СССР Лапин увидел эту запись и возмутился: "Безобразие! Что у него на голове? Какой еще диск-жокей - тут у нас ипподром, что ли?". Вырезали, короче... Мы очень расстроились, потому что хотелось, чтобы песня была в эфире, и много на это потратили времени.
- Вы свое влияние тогда употребили?
- Ну, его ресурсы тоже ограничены были... Я, когда стал работать с группой "Москва" (это со стороны молодых ребят была провокация), с удовольствием сделал для них композиции, но потом встал вопрос: а дальше-то что? Где выступать, как попасть в эфир и прочее, прочее? Выехали мы в какой-то город (уже не помню, какой), врубили все это...
-...публика ошалела...
-...именно, а мне потом начальство в обкоме или райкоме пеняло: "Давид Федорович, ну как же вы можете?
- Человек вроде серьезный...
-...такие у вас песни хорошие - чем это вы занимаетесь?". Я даже не знал, что ответить...
- По поводу творчества... Ваш коллега Эдуард Ханок последние на моей памяти лет 18 посвятил изучению так называемого Закона волны (думаю, что - пусть и абсолютно вскользь! - вы об этом наслышаны). В частности, он утверждает, что у каждого творческого человека, будь то композитор или - особенно! - исполнитель, возможны одна, максимум две волны популярности: дальше - лишь допевание, неминуемый спад... Вы с этим согласны?
- Всякий раз, когда мы с Эдуардом встречаемся где-нибудь, - вот не далее как несколько дней назад это произошло...
-...у Иосифа Давыдовича на дне рождения...
![]() «В советское время следовало просто постараться сделать песню поярче, получше, поинтереснее, чтобы она как-то выбивалась из общего ряда. Главной была энергетика, в этой песне заложенная...». С Александром Градским |
-...он то и дело...
-...хватает вас за лацканы пиджака...
-...и вновь терпеливо рассказывает, что его теория подтвердилась: дескать, доказана полностью. Ну, не знаю, чего стоят все эти рассуждения об успехе, но я уже в достаточно зрелом возрасте, прожил немало лет, чтобы как-то все по своим местам расставить. Для меня успех - следствие того или иного, но он ни в коей мере не определяет суть мою и судьбу, поэтому, честно говоря, волны Ханка меня мало интересуют.
Сегодня такое время, когда люди слишком как-то сконцентрированы на собственной популярности и вообще всякого рода материальных благах, причем телевидение делает все возможное, чтобы разбудить эти страсти как можно сильнее, однако меня открытия в этой области не очень волнуют.
"НАПИСАЛ ОПЕРУ, ХОТЯ МЮЗИКЛ БЫЛ БЫ, НАВЕРНОЕ, БОЛЬШЕ С РУКИ"
- Вы недавно сказали, что песнями нынче почти не занимаетесь - интересуют вас более крупные формы. 22 июля состоялась премьера оперы "Екатерина Вторая", сценическое название "Царица", а почему вы практически поставили крест на песенном творчестве, в котором добились таких вершин? Почему опера?
- Ну, я не могу сказать, что песнями не занимаюсь совсем, - иногда что-то делаю...
-...иногда шью...
-...но уже довольно долго и, по-моему, весьма занудно пытаюсь вам объяснить, что происходило в этом жанре раньше и какова ситуация теперь. Та модель, которая бытует сегодня, - во всем мире, не только у нас! - мне просто неинтересна, а опера - совершенно другое дело. "Царица" - это большое произведение из трех актов. Идея моя заключается в том, чтобы сделать оперу более демократичной...
![]() Такому прекрасному композитору и дверцу машины открыть не грех |
-...осовременить немножко?
- Ну естественно. Не может она не стряхнуть с себя пыль времен, потому что мы уже иные люди, у нас все равно другая реакция...
- Видите, вы опять опережаете время...
- Когда-то оперы были и мелодичные, и популярные - именно в плане музыки, и в общем-то, в прошлом это был самый любимый народом жанр. Мне захотелось попробовать сделать произведение, в котором проявились бы черты этой мелодичности, оказалась запоминающаяся яркая музыка, - вот почему все-таки опера, хотя мюзикл был бы, наверное, больше с руки...
- Или оперетта...
- Совершенно верно, просто решил обратиться к эстетике именно оперного пения. Для меня после всего, что мы знаем, помним и слушали, остается все-таки совершенно необъяснимым и эксклюзивным феномен настоящего голоса, которым одарены очень мало людей, ведь когда человек слышит настоящее, классическое пение, оставаться равнодушным не может.
- Давид Федорович, а почему Екатерина Вторая?
- Видите ли, я очень давно и об опере думал, и именно на эту тему - вообще, личность императрицы до сих пор остается загадкой. Нет ни какого-то романа или повести, ни рассказа, от которых можно было бы оттолкнуться, поэтому уговорил поэта и драматурга Юрия Ряшенцева написать либретто, а поскольку он человек увлеченный и хорошо знает историю, получилось весьма интересно.
Перерыв огромное количество материала, Юрий сумел вдохнуть в либретто драматургию - в нем представлены три периода жизни, как бы даже три новеллы. Естественно, в первом акте действует Григорий Орлов, во втором - Потемкин, а в основу третьего положена менее известная история, и в нем Екатерина уже на закате своих дней, поэтому это фигура с оттенком трагизма.
- Вы бы хотели, чтобы "Екатерина Вторая" шла, например, в Большом театре?
- Мало ли, чего бы я хотел! Конечно, это было бы здорово, потому что по масштабу получилась народная, русская опера, насыщенная массовыми сценами и хорами в традициях исконно русского оперного искусства, причем хор в данном случае - действующее лицо, комментирующее ход событий, как у Мусоргского. На мой взгляд, это было бы зрителям интересно (сам-то уже давным-давно ее в своем воображении поставил и своими глазами увидел, представляя, что сижу в зале).
- После такой крупной формы вы в состоянии опять написать какой-нибудь хит или своеобразный рэп типа "Я, ты, он, она - вместе целая страна", под который бы вся страна маршировала?
- Разные измерения - должна быть какая-то провокация или стимул, чтобы возникло желание. Пока ничего подобного нет, да и не очень-то нужно, а вот если бы оперу удалось поставить (даже независимо от результата, от того, успех ее ждет или провал), мне все равно было бы интересно в этом направлении продолжать. Я бы вторую оперу сочинил - может, как-то уже по-другому.
- Ваши песни исполняли ведущие артисты Советского Союза - Кобзон, Лещенко, Ротару, Леонтьев, Сенчина, Градский, Малинин, Хиль, Аллегрова, Тальков и многие другие. Скажите, кто из них больше вам нравился, кто наиболее соответствовал вашим требованиям?
- Знаете, каждый из них в своем роде хорош, любой из тех, кого вы назвали, яркая индивидуальность со своим прекрасным репертуаром. В свое время, когда я думал, например, о Ротару, старался найти и мелодию, и характер песни, наиболее ей соответствующие.
- Что значит "думал о Ротару"?
- Мысли (улыбается) были только хорошие, да и она мне действительно...
-...как женщина нравилась?
- Ну, как женщина она многим нравилась, но когда речь идет о работе, о творчестве, моя задача - сделать хорошее произведение. Надо отдать ей должное: София очень ответственный человек и всегда полностью отдавалась работе - с ней производственные моменты были максимально насыщены и плодотворны.
"ЕСЛИ СИЖУ ВЕЧЕРОМ ДОМА, НЕ СЧИТАЮ, ЧТО ДЕНЬ ПРОПАЛ И ЖИЗНЬ ИДЕТ МИМО"
- В чем, на ваш взгляд, заключалась проблема Валерия Ободзинского, почему его, можно сказать, стерли с лица земли?
- Изначально проблемы возникли те же, что и у всех остальных, кто пел немножко иначе, нежели было принято. Согласитесь, во времена застоя не развивалась не только экономика, но и культура - отчасти это происходило еще и потому, что она была сориентирована на вкусы старшего поколения, которому всевозможные новшества близки не были. Пожилые люди, какими бы они ни были чуткими и музыкальными, все равно принимали новые вещи, связанные с этнической музыкой, с джазом или, не дай Бог, с роком, в штыки, а отсюда инертность, которая распространялась и на средства массовой информации, - те тоже пожилому руководству старались потрафить...
- Вам было жаль Ободзинского?
- Да, но хотя он, в общем-то, в эту схему не вписывался, тем не менее был у него какой-то короткий период, когда он все-таки обрел популярность, и все было бы хорошо, если бы не его личный недуг.
- Страсть к алкоголю?
- (Вздыхает). Последние 10-12 лет я Валеру не видел: он почти не появлялся ни на радио, ни на телевидении, а если еще учитывать тяжелые времена, которые для всех наступили в 90-х годах, исход был предопределен. Я с большой теплотой этого певца вспоминаю: если представить себе, что сегодня он был бы жив и здоров, вполне мог бы петь, выступать. Думаю, публика его бы любила и принимала так же, как Лещенко, Кобзона, других, переживших советскую эпоху артистов.
Кстати, с Иосифом мы знакомы с тех пор, как поступили на первый курс Гнесинского института, правда, абсолютно разными дорогами шли. Он, между прочим, был у нас бригадиром, когда студентов посылали убирать картошку.
- Когда вы писали песню на определенного исполнителя, вы в этого человека влюблялись, испытывали чисто мужские чувства к той же Ротару или, например, к Сенчиной?
- Скажу откровенно: я всегда относился к этому профессионально.
- То есть с холодным сердцем?
- Нет, почему - мы могли иногда даже дружить. С той же Софией Михайловной часто встречались в Ялте, но все равно причиной этих отношений или стимулом к их поддержанию все-таки было творчество. Если рабочей необходимости не возникало, могли не пересекаться годами, а вот с Леонтьевым всегда были в хороших, почти дружеских отношениях.
- Перед вами - маститым, авторитетным композитором, открывались многие двери, закрытые для остальных, а бывали ли ситуации, когда начинающие, мечтающие о звездном статусе, певицы проявляли к вам повышенное внимание, надеясь покорить с вашей помощью музыкальный Олимп?
- Ну, не знаю... Для меня, человека семейного, эта сторона всегда была закрыта...
-...прошла стороной...
- Не надо думать, что я был такой всемогущий, что мог ногой открывать двери в высокие кабинеты, - это совершенно не так. Я и сегодня не ходок по начальству, не могу ничего выбить, устроить, да и, вообще, не пойду что-то выпрашивать.
Меня очень легко отфутболить - достаточно секретарю сказать, что его шеф не может подойти к телефону, поскольку сейчас занят, второй раз я уже не позвоню: такой уж характер. С другой стороны, степень моей самодостаточности высока - мне и в своем обществе бывает нескучно. Понимаете, если сижу вечером дома, не считаю, что день пропал и жизнь идет мимо, но это особенности индивидуальные.
Из досье "Бульвара Гордона".
Тухманов довольно долго представлялся многим загадочной личностью: его песни уже звучали, но автора никто не видел, а на худсовет в фирму грамзаписи "Мелодия" приходила его представитель (а также жена) Татьяна Сашко и играла новые произведения. Худсовет считал это неуважением к себе, но, стиснув зубы, песни все-таки принимал - больно уж были талантливые.
Сблизился Давид Федорович со многими представителями из мира искусства, когда купил машину и обучался вождению у некоего Степаныча. Тот одновременно давал уроки Иосифу Кобзону, Марису Лиепе, Эдуарду Успенскому, Юрию Энтину и многим другим, но попасть к нему было непросто: если он не был знаком с творчеством будущего ученика, должен был обязательно с ним ознакомиться, а потом уж решать, брать его или нет.
Каждый обучавшийся должен был приехать к Степанычу на Красносельскую. Там хозяин наливал: мужчинам по 150 граммов, женщинам по 100, после чего все немедленно рассаживались по своим машинам. После двух или трех таких занятий выдавались права, причем Степаныч говорил: "Все, что вы делаете внутри, неважно. Это вам просто кажется, что вы машину ведете, а на самом деле едете только за счет того, что вас объезжают другие".
Также он утверждал, что правила читать не надо, и спрашивал: "Вот, к примеру, ночью ты видишь красный светофор - что нужно делать?". Если ученик отвечал: "Следует остановиться", учитель его поправлял: "Совершенно неправильно. Нужно сначала посмотреть, нет ли мента, - если его нет, какой смысл останавливаться?".
Поскольку все, прошедшие тот курс вождения, живы-здоровы по сей день, школа, очевидно, была хорошая, правда, у Давида Тухманова случился перерыв в 10 лет (когда он приезжал в Москву, его возил Юрий Энтин). Вернувшись насовсем, композитор снова купил машину, но ее тут же украли. Газеты тогда вышли с сообщениями на первых полосах: "У Тухманова увели джип!".
"Так-то я журналистам не очень нужен, потому что человек неинтересный, - жен не меняю, не интригую, не ворую, - улыбался Давид Федорович, - но стоило кому-то угнать машину, как я всем понадобился".
- Сегодня исполнители по старой памяти звонят вам, просят хиты?
- Звонят уже крайне редко.
- Нынче они Крутому телефон обрывают?
- Просто все знают, что я к этому охладел.
- Видите, а вот Игорь Крутой нарасхват - он и фестивалями заправляет, и песни его повсюду звучат, и группа "придворных" артистов имеется. У вас какая-то ревность к нему есть?
- Нет, конечно, и быть не может, потому что меня это уже не затрагивает - я занимаюсь творчеством абсолютно в другой области.
- Я, собственно, почему спросил? Мне просто приходилось слышать, что Крутой сегодня - это Тухманов вчера...
- Ну, если кому-то так кажется, почему бы и нет - люди имеют право на точку зрения.
"ПОРЯДОК ЦИФР УЖЕ НЕ ПОМНЮ, НО ЗАРАБАТЫВАЛ МНОГО - НА ОБЩЕМ ФОНЕ СОВЕТСКИХ ЗАРПЛАТ, РАЗУМЕЕТСЯ"
- Кого вы можете назвать любимым своим исполнителем?
- Пожалуй, я бы все-таки выделил, не обижая других, Валерия Леонтьева и Яака Йоалу. Хочется, безусловно, назвать и Ротару, и Лещенко, и Кобзона, и Ободзинского - всех, с кем были сложены песни, которые вы упомянули... Могу, кстати, еще одного человека упомянуть, которого люблю и очень высоко ставлю, - Николая Носкова.
- Многие ваши коллеги рассказывали мне, что в 70-80-е годы вы были одним из самых богатых людей Союза. Ваши хиты массово звучали тогда повсюду: в ресторанах, в концертных залах, на стадионах, - и за это вам исправно шли вааповские отчисления. Они, говорят, были настолько весомые, что в месяц набегало до 30 тысяч рублей - это правда или завистники все придумали?
- Порядок цифр я уже не помню... Да, зарабатывал много, - на общем фоне советских зарплат, разумеется! - но богатым меня назвать было нельзя, потому что жизнь у настоящих толстосумов совершенно другая. Сегодня вообще о чем-то таком говорить смешно, хотя живу, ни в чем, слава Богу, не нуждаясь, - все, к чему я привык, у меня есть.
- Интересно, а в то время что себе позволить могли?
- Видите ли, при советской власти с деньгами творились какие-то странные вещи...
- Вроде и есть, а купить нечего...
- Да, поэтому моя состоятельность была весьма относительна. Опять-таки, прожив жизнь и расставив какие-то приоритеты, я понимаю, что материальные блага для меня имеют значение только в смысле личного комфорта и определенных удобств - не более.
- Когда в СССР началось смутное время, вы - один из символов этой страны, баловень судьбы, который, в общем-то, ни в чем себе не отказывал! - развернулись и уехали жить в... Германию. Почему возникло такое решение и не было ли это связано с какой-то внутренней ломкой?
- Конечно, некий внутренний процесс место имел, и хотя никаких внешних побуждений к отъезду, казалось бы, не существовало, причину можно найти всегда. Во всяком случае, я постоянно хочу предсказуемости, хочу знать, что ждет впереди. Вот сегодня у нас уже 2009 год на календаре, а меня по-прежнему не покидает ощущение, что все как-то непрочно, зыбко...
- Уверенности в будущем нет никакой...
-...вот и начинаешь думать-гадать, что может произойти, а потом понимаешь, насколько это глупое и бесплодное занятие... Сейчас, по-моему, нет ни одного человека в мире, который мог бы сказать, что будет через пять, через шесть лет...
Понимаете, в советские времена был запретный плод: нельзя было свободно передвигаться. Нужно было какие-то дурацкие комиссии проходить, и потом в качестве какой-то милости тебе позволяли посмотреть на ту жизнь из окон автобуса, а мне хотелось увидеть заграницу не в качестве двухнедельного совтуриста, а пожить в другой среде, глубже и шире узнать чужую страну, избавиться от ощущения какой-то запертости и ущербности.
- Сердце у вас при отъезде в Германию не сжималось, не ныло?
- А разве должно было?
- Ну как-то все устоялось, родина вас ценила...
- Ну а это не была эмиграция - в отличие от других, я не собирался покидать Союз навсегда. Хотелось подольше задержаться за рубежом, поближе узнать бытие обывателя какой-нибудь из европейских стран. Было просто интересно получить новый опыт, и почему же такой возможностью не воспользоваться? Если бы она у людей была, многие бы, как это часто и случается, пожив за границей, вернулись бы назад. Человек бы от этого только выиграл - обогащенного опытом, его бы не мучила, не тревожила мысль об упущенном шансе.
Правда, к перечню причин, выталкивавших меня из Союза, надо прибавить и обстановку, которая наметилась у нас в конце 80-х, а была она, прямо скажем, мрачноватая, удручающая. В общем, складывалось все таким образом, что у меня появилась возможность выехать на более длительный срок, а уж там судьба дальше распорядилась...
"ПОСЛЕДНИЕ ЛЕТ 15 СЧИТАЮ СЕБЯ ВЕРУЮЩИМ - УЧУСЬ ЛЮБИТЬ НЕДОБРОЖЕЛАТЕЛЕЙ И ЗАВИСТНИКОВ"
- Тяжело вам пришлось поначалу в Германии?
- В том лишь смысле, что все, чем до этого занимался и что вы считаете огромными успехами и достижениями, при пересечении границы утратило всякий смысл. Если бы я был классическим пианистом, дирижером, автором опер или других масштабных произведений, мне, наверное, было бы проще моментально вписаться в какую-то профессиональную среду.
- А "День Победы" спеть немцам слабо было?
- Ну, они этой песни не знают, и я не настолько глуп, чтобы не понимать этого в тот момент, когда уезжал. Нет, ни на что я не претендовал, но оставался некоторый азарт: а что можно сделать на пустом месте с чистого листа, будучи образованным человеком, который что-то умеет, - даже такой момент присутствовал. Естественно, я столкнулся с обычными бытовыми вещами.
- Неужели приходилось вести борьбу за выживание?
- Ну, выживание - сказано, может, громко, но, во всяком случае, чтобы достойно себя чувствовать и по-человечески жить, нужно было что-то делать, работать и не отказываться от того, что предлагали. Я ни от чего не воротил нос.
- Это правда, что вы играли в немецких ресторанах на пианино?
- Было такое, хотя и очень недолго. Я, повторяю, не отказывался от этого, потому что там (в отличие от нашей действительности) игра в кафе, в ресторане, в лобби-баре отеля или где-то еще - весьма уважаемое занятие.
- Не было ситуации, когда случайно зашедший человек из Союза хватался за голову: ужас, Давид Тухманов в ресторане играет!
- Может, и было - и что?
- Вас это не угнетало?
- А что из того? В чем я должен был оправдываться? Просто я уже понимал эту жизнь, а только-только приехавший - нет: он все видел другими глазами, и поэтому я на его охи-вздохи мог реагировать адекватно.
- Чаевые вам предлагали?
- Ну, не совсем чаевые - музыканты обычно наигрывают какие-то мелодии, и люди, если просят исполнить что-то конкретное, кладут деньги.
- Был, на мой взгляд, какой-то парадокс в том, что автор "Дня Победы" лабал в кабаке для поверженных в Великой Отечественной войне немцев...
- Такие мысли могли, естественно, приходить и в мою голову, но это бесплодное, ненужное, я бы сказал, занятие. Всякого рода надуманные вещи я от себя гнал, поскольку они на происходящее не влияли. Кроме того, мне было вполне комфортно: если я, нормальный, безымянный, будем говорить, музыкант, сижу и играю, честно зарабатываю свои деньги, что в этом плохого?
- Вы не исполняли там попурри из своих песен?
- Нет - понимал, что люди хотят слушать то, что им знакомо, ими любимо. Знают, к примеру, Strangers in the night (песню, впервые исполненную Фрэнком Синатрой. - Д. Г.), закажут ее.
- Что же вас побудило вернуться в Россию?
- Вообще-то, связь с ней не прерывалась: были контакты, появлялась возможность чем-то заняться, какие-то стали поступать заказы.
Я часто сидел в своей студии и писал музыку к фильмам или спектаклям - московским, российским, а потом созрела ситуация, когда лучше стало именно здесь, поскольку основная моя работа и интересы сосредоточены, конечно, в Москве, в России. Я к тому же охотно бываю в различных провинциальных городах, поддерживаю связь с местными театрами. Сферу приложения своих сил все-таки вижу здесь, хотя имею возможность работать и в Германии, и в Израиле, где регулярно бываю просто потому, что люблю тепло, южный климат...
-...плюс близость к Господу, видимо, вдохновляет...
- (Соглашается). Это да!
- Вы, простите, религиозны?
- Последние лет 15 считаю себя верующим - это главное, что составляет суть моего жизнеощущения. Осознание Бога не происходит в один момент, особенно учитывая воспитание нашего поколения - множество стадий внутреннего роста проходишь... Учусь, например, любить недоброжелателей и завистников - а может, просто перед ними робею. Предпочитаю мирное с ними сосуществование, насколько это только возможно.
"ТЕЛЕВИДЕНИЕ Я ПОЧТИ НЕ СМОТРЮ, ПОТОМУ ЧТО ДЛЯ ЗДОРОВЬЯ ИЗБЫТОК ИНФОРМАЦИИ ВРЕДЕН"
- Вернувшись домой, вы подали иск на телеканал "Россия" и отсудили у него огромные деньги...
- Ну почему же вернувшись? В России я с 98-го года плотно живу - уже более 10 лет, а что касается исков, то их подает время от времени мой адвокат и советник по юридическим вопросам - ему даны полномочия действовать так, как положено по закону. В остальное не вмешиваюсь.
- Вот что значит опыт западной жизни!
- Как бы там ни было, суд признал существенные нарушения авторского права в связи с вещанием плюс было допущено не совсем корректное отношение при монтаже моего авторского концерта. Я понимаю, что-то вырезать надо: хронометраж не позволяет использовать все...
-...но посоветуйтесь с автором...
- Конечно, ведь каким-то образом я этот концерт формировал, и одни вещи для меня более приоритетны, а другими можно было пожертвовать, но меня не пригласили, ни о чем не спросили, даже не попытались сделать в этом направлении шаг...
- Газеты писали, что вы 200 тысяч долларов отсудили...
- Это неправда.
- Меньше?
- Похоже, что каждый раз, когда эта история пересказывается, приписываются нули, еще какие-то цифры. В результате благодаря такому испорченному телефону можно миллионером стать - к сожалению, виртуально.
- Выиграли тем не менее много?
- Далеко не те суммы, о которых вообще можно вести речь серьезно, но дело не в них - для меня это вопрос принципа.
- Опять-таки, очевидно, из принципа вы первым бросили вызов музыкальным пиратам и тоже, насколько я слышал, выиграли дело в суде...
- Первым не я был - задолго до меня начали бороться с пиратством мои коллеги...
-...но пока безуспешно, да?
- Ну, если даже формально суды вынесли решения в их пользу, какие-то сдвиги есть, хотя пока эта проблема не решена.
- В детстве у меня было много пластинок, и, помнится, на одной из них, миньоне, песню "Я люблю тебя, Россия" исполняла ваша первая супруга Татьяна Сашко. Она же, если не ошибаюсь, и автор слов...
- Нет, стихи написал Михаил Ножкин, а Татьяне принадлежат слова к песне "Эти глаза напротив". Действительно, в свое время она пыталась стать певицей и делала для этого все возможное. Не получилось...
- Говорят, Сашко оказывала на ваше творчество большое влияние и являлась чуть ли не вашим продюсером, - это так?
- Нет, но в какой-то период она и вправду была очень заинтересована в общем успехе и как-то пыталась участвовать - во всяком случае, в организационном процессе.
Из досье "Бульвара Гордона".
В свое время российская пресса много писала о скандальном судебном процессе между Давидом Тухмановым и его второй супругой Натальей, которая, пока композитор находился в Германии, выписала его из пятикомнатной московской квартиры. В суде, куда Давид Федорович обратился, его доверенным лицом была первая жена Татьяна Сашко: она-то и сообщила журналистам, что Тухманов снимает меблированные комнаты в Кельне и не имеет своего жилья ни там, ни в России. Решением суда композитор был вновь в спорную квартиру прописан, однако попасть туда все же не смог - Наталья жилплощадь приватизировала и установила железную дверь. По словам Сашко, вида на жительство в Германии, куда Тухманов прибыл по туристической визе, у композитора не было (от выданного в свое время разрешения он отказался).
- Это правда, что с Татьяной, как и с дочерью от первого брака, вы не общаетесь?
- К сожалению, правда.
- Но почему?
- (Пауза). Позвольте мне в объяснения не вдаваться.
- Ваша третья жена, Любовь Викторовна, израильтянка - где вы с ней познакомились?
- В Германии в 91-м году - с тех пор очень славно живем вместе.
- В одном из интервью вы сказали, что газет совсем не читаете. Не изменили еще своему правилу?
- Раскрываю их лишь в самолете, потому что там совершенно нечем себя занять. В интернете, пока доберешься до того, что нужно, хочешь не хочешь, обязательно что-нибудь да прочтешь, а телевидение я тоже почти не смотрю, потому что для здоровья избыток информации вреден...
-...и творчеству не способствует?
- Наверное, нет.
- Какое впечатление на вас, композитора, который долгие годы формировал вкусы советских людей, производят сегодня эти бесконечные "фабрики звезд" и концерты, где сменяют друг друга безликие, одинаковые, как близнецы, артисты?
- (Грустно). Вы, Дмитрий, сами на свой вопрос и ответили. Происходит, увы, девальвация: когда чего-либо много, когда похоже одно на другое, оно дешевле становится, обесценивается. Вы же знаете: есть категория зрителей, которые с удовольствием это смотрят, и, наверное, их миллионы. Думаю, однако, народ нашей великой страны не состоит сплошь из такой публики, а если судить по обилию низкосортных программ, только она, к сожалению, и превалирует. Впрочем, это так, наблюдение, а какие же выводы можно сделать?
- Не лучше ли в таком случае подтягивать публику до какого-то более высокого уровня, чем опускаться до ее собственного?
- Во всяком случае, необходимо в этом направлении что-то делать. Должен быть механизм, а пока эфирной кнопкой распоряжаются люди, которые ориентируются на усредненно-дебильного зрителя, так продолжаться и будет.
"НЕ СЛУШАЮ КОНЦЕРТЫ ПОП-МУЗЫКИ, НЕ ОТСЛЕЖИВАЮ ХИТ-ПАРАДЫ И ДУМАЮ, ЧТО И ДАЛЬШЕ НЕ НУЖНО В ЭТО ВНИКАТЬ"
- Долгое время вы заседали в худсоветах - вас это не утомляло?
- Еще и как утомляло! Сейчас ни за что не пойду ни на какие-то худсоветы, ни на всевозможные совещания и обсуждения, которые, по моему опыту, еще никогда ничего в реальной ситуации не изменили.
- Цензура, которая существовала в СССР, была, на ваш взгляд, оправданна или много талантливого зарубили?
- Вы знаете, она была полезна только как некое культурное сито - вы до сих пор ведь не позволите себе написать письмо с грамматическими ошибками, а в эфире, оказывается, можно говорить и неграмотно. Мало того, что сплошь и рядом неправильные падежи, критики не выдерживают и лексикон, и манеры - да все! Ясно, что это не проходит отбора, цензуры, которая в объективном виде на то и существовала, чтобы отсеивать шелуху. В результате общая грамотность, культурность страдают.
Что же касается художественной стороны, можно немало и говорить, и спорить. Множество нареканий вызывала цензура, которая осуществлялась в советские времена в средствах массовой информации, тем не менее мы имеем две-три сотни великолепных песен, которые были созданы композиторами, спеты певцами и до сих пор составляют золотой, неразменный фонд.
- В советское время творили такие потрясающие композиторы, как Дунаевский, Богословский, Блантер, Фрадкин, Фельцман, Пахмутова, Френкель, Тухманов, - перечисляю эти фамилии с придыханием, а прекрасные поэты писали к песням не тексты - стихи. Те шлягеры до сих пор можно слушать - разве что чуть в более современной обработке: почему же нынешние песни такие - точное слово сейчас подберу - убогие?
- Я уже пытался объяснить этот механизм в начале нашей беседы, и добавить фактически нечего. Вообще, от таких разговоров, от подобной аргументации невольно впадаешь в какой-то жалобный тон... Это ностальгия: жизнь была иной, все получалось, песни звучали хорошие, и люди их слушали понимающие...
-...но ведь и впрямь хорошие, а сейчас - никуда зачастую не годные...
- Они будут звучать, пока есть те, кто хотят их слушать, но надо себе отдавать отчет, что времена меняются, и очень быстро. Вырастают новые поколения, которые совершенно иначе, в других условиях воспитываются, и их формируют те же средства массовой информации. Им нужно что-то свое - можно даже предположить, что именно, но зачем попусту тратить время?
- Кто из нынешних композиторов вам по душе?
- Знаете, я этим мало интересуюсь: не слушаю концерты поп-музыки, не отслеживаю хит-парады...
-...счастливый человек!..
-...и думаю, что и дальше не нужно в это вникать, как-то оценивать. Могу лишь сказать, что по-прежнему очень высоко ценю Юрия Антонова - его талант и природный дар сочинять замечательные мелодии. О других потрясающих композиторах, таких, как Пахмутова, не говорю, поскольку в большей степени это традиционное искусство прошлых времен.
Мне кажется, что ощущение современности, которое вообще свойственно эстраде и проявляется даже в моде, присутствует именно в популярных жанрах, и чтобы быть совершенно независимым от сиюминутных капризов публики и существовать в другом измерении, решил для себя впредь этим не заниматься. Да, нахожусь в нормальной профессиональной форме и могу все, что нужно, на достаточно высоком уровне сделать, но... нет интереса. Другое дело - музыкальная драматургия, оперный жанр - это совершенно иная жизнь, и никаких ограничений здесь нет.
- Многие ваши коллеги, которые в отличие от вас ровным счетом ничего из себя не представляют, считаются нынче звездами лишь потому, что постоянно мелькают на телеэкранах да на каких-то тусовках. Вас, Давид Федорович, ни там, как говорится, ни сям - вы не тусовочный человек?
- Скорее всего, нет. Опять же я достаточно в своих действиях прагматичен и не понимаю, зачем нужно куда-то являться, если не рассчитываешь на какой-то от этого времяпрепровождения результат. От того, что я буду перед телекамерой стряпать или показывать какие-то достижения в садоводстве, мое творчество вряд ли улучшится.
- Мне говорили, что вы большой любитель живописи и путешествий...
- Живопись я действительно очень люблю.
- И собираете?
- В силу своих скромных возможностей. Обычно стараюсь что-нибудь от художников получить (но это так, между прочим), а что касается путешествий, предпочитаю устроиться перед большим телевизором и смотреть передачи телеканала National Geographic.
- По слухам, вы до сих пор целые дни проводите за фортепиано, - это не преувеличение?
- Не сижу за фортепиано совсем - очень люблю лежать на диване, обожаю прогулки. Такой вот приятный у меня способ существования, если, конечно, задания нет, которое перед собой поставил. Когда что-то сделать необходимо, можно и посидеть...
- Лежа на диване, вы читаете книжки или смотрите в окно, в потолок?
- Временами читаю или просто могу что-то обдумывать, иногда и засну, но когда работа идет - а я человек авральный, - тогда уж и днями, и ночами сижу...
Киев - Москва - Киев







Узнав о своей болезни, Ян Арлазоров оборвал все связи с внешним миром. Не хотел лечиться, ложиться в больницу, даже к телефону не подходил
Композитор Давид ТУХМАНОВ: "Живя в Германии, я ни от чего не воротил нос - играл в ресторанах на пианино и понимал: все, чем до этого занимался, при пересечении границы утратило всякий смысл"
Сын экс-первого секретаря ЦК КПСС и председателя Совета Министров СССР Никиты Сергеевича Хрущева Сергей ХРУЩЕВ: "Придя после отставки домой, Никита Сергеевич заплакал. У него нервный срыв случился: какое-то время лились слезы..."
Дэвида Копперфильда обвиняют в изнасиловании
Ушел из жизни Семен Фарада
42-летний Роман Абрамович в шестой раз станет папой
Валентине Толкуновой удалили опухоль мозга
Марина ЗИБРОВА: "Мужу я даже туфли чищу! Кому сказать - не поверят"
Умный знанием богатеет
Мэтр КВН Валерий ХАИТ: "Мне иногда кажется: если бы случилось какое-то чудо и Бабель остался жив, он стал бы нобелевским лауреатом..."
"Мы из лагеря вышли, а лагерь, оказалось, не вышел из нас..."
Двое из ларца: самые известные близнецы
Дом, милый дом. Кличко и Панеттьер показали новый особняк
Знаменитые актеры, которых не приняли в вуз
Родом из детства: звезды тогда и сейчас
Делу время, потехе час. Хобби звезд







Звезда "50 оттенков серого" показала грудь
Без комплексов. Lady Gaga показала белье
Дочь Джони Деппа ощущает себя лесбиянкой
Наталья Королева выставила грудь напоказ
18-летняя сестра Ким Кардашьян показала новую силиконовую грудь
Садальский о Василие Уткине: Где же твои принципы, Вася?
Пугачева будет судиться с Ирсон Кудиковой за долги
Джейн Биркин помирилась с Hermès
Тесть и теща Владимира Кличко не поделили деньги