В разделе: Архив газеты "Бульвар Гордона" Об издании Авторы Подписка
С песней по жизни

Поэтесса Лариса РУБАЛЬСКАЯ: «Чем, интересно, руководствуется такая звезда, как Пугачева, не обращаясь к такой звезде, как я?»

Екатерина СКРИПНИКОВА. «Бульвар Гордона» 21 Сентября, 2007 00:00
24 сентября Лариса Алексеевна отмечает свой 63-й день рождения.
Екатерина СКРИПНИКОВА
«Доченька» Пугачевой, «Транзитный пассажир» и «Угонщица» Аллегровой, «Виноват я, виноват» Киркорова, «Напрасные слова» Малинина... Знакомые хиты, не правда ли? За 20 с лишним лет своей песенной карьеры поэтесса Лариса Рубальская сотрудничала с Валентиной Толкуновой, Александром Малининым, Ириной Аллегровой, Валерием Леонтьевым, Аллой Пугачевой, Филиппом Киркоровым, Кристиной Орбакайте, группой «На-На», Татьяной Овсиенко... Рубальская окончила русский филфак Московского пединститута, затем — курсы японского языка. Работала гидом-переводчиком, пока ей это не надоело. В шоу-бизнес попала благодаря мужу Давиду, стоматологу по профессии. Дело было так. Однажды к нему на прием пришел композитор Владимир Мигуля. Во время стоматологического «сеанса» Давид рассказал, что жена пишет стихи, и на прощание дал почитать. Через некоторое время Мигуля позвонил и сказал, что на «Воспоминание» написал музыку и песню споет Толкунова... Имя Ларисы Рубальской в шоу-бизнесе одно из немногих не запятнано слухами и скандалами. Если не считать неприятной истории с Авраамом Руссо, которому она помогла раскрутиться. По словам Ларисы Алексеевны, Руссо, еще не будучи известным, часто приходил к ней в дом и даже называл ее матерью. Но как только прославился, перестал общаться... Лариса Рубальская с супругом живут в уютной двухкомнатной квартире. Детей у них нет, из-за чего она в молодости очень страдала и до последнего верила, что забеременеет. Сейчас в жизни 62-летней поэтессы черная полоса. Любимый муж (они вместе больше 30 лет) серьезно болен, перенес инсульт, операцию. Во время нашей беседы Лариса Алексеевна старалась держаться. Но боль и страх за жизнь Давида все равно ощущались буквально в каждом ее жесте и слове.

«МНЕ БЫЛО НЕУДОБНО БРАТЬ ДЕНЬГИ ЗА ПЕСНИ, ПОТОМУ ЧТО ПЕСНИ — ЭТО БОЖИЙ ДАР, НО СЕГОДНЯ УЖЕ УДОБНО...»

— Лариса Алексеевна, вы не раз говорили, что стоите особняком в шоу-тусовке. Вам там неинтересно?

— Когда я начала заниматься шоу-бизнесом, мне было почти 40 лет. Мое окружение уже сформировалось: серьезные умные люди. Круг моих интересов — обсуждение хорошей серьезной литературы, философских и общечеловеческих проблем. У представителей шоу-бизнеса другие интересы, и я не могу проводить с ними много времени. Их приятные и легкие разговоры меня не занимают. Я не говорю, что весь шоу-бизнес такой. Но как правило.

— Насколько я знаю, вы дружны с Ириной Аллегровой. Вы сдружились после написания вами «Угонщицы»?

— Нет. С Ирой мы познакомились, когда она только начинала: искала образ, песни. Я подружилась с ней и с ее тогдашним мужем Володей Дубовицким. Мы проводили вместе много времени, говорили обо всем. Думали, как нам выплыть в этом бурном море, чтобы никого не сбить, но и чтоб нас не потопили. И смогли это сделать! У меня с Ирой очень добрые отношения. Мы по возможности стараемся нести друг другу тепло, делимся своими проблемами. Но я не могу назвать ее своей близкой подругой. У меня есть друзья гораздо ближе.

— Вы подарили очень много песен. Почему не продавали? Ведь тот же Киркоров или Пугачева — люди далеко не бедные...

— Я ходила на работу и получала зарплату. Работала переводчицей японского языка. Мне казалось, что деньги платят за работу. А песни — это Божий дар. Поэтому мне было неудобно брать за них деньги. Но сегодня уже удобно. (С улыбкой). Жизнь круто набирает обороты, и я бы не смогла прожить на одну зарплату. Да я уже и не работаю... Сейчас по причине болезни мужа в основном я содержу семью.

— У вас есть какой-то источник дохода, помимо песен?

— Даже несколько. Книги, агентство по проведению праздничных услуг и концерты. Это очень большое подспорье. Я все время что-нибудь делаю.

— Вы рассказывали, что после того, как Пугачева исполнила вашу песню «Живи спокойно, страна!», вы с ней созвонились и она вам сказала: «Когда ты хочешь, ты можешь». Вам не кажется, что Примадонна выразилась грубовато?

— Нет, она просто пошутила. Не мое дело осуждать великих, но для меня странно, что за 20 с лишним лет, которые я пишу, а Пугачева поет, она исполнила так мало моих песен. Чем, интересно, руководствуется такая звезда, как Алла, не обращаясь к такой звезде, как я? Она же имеет вкус и голову и в своем деле одна из первых! И я в своем тоже не из последних.

— Вы предлагали ей свои песни?

— Она пела «Доченьку» и «Живи спокойно, страна!». Да, я ей предлагала, хотела встретиться и показать. Но мне в ответ было предложено принести песни и оставить. Мне это не понравилось. У людей должны быть равные отношения. Мы с Аллой примерно одинаковы по возрасту и положению. Поэтому я хотела, чтобы она уделила мне внимание. Тогда, наверное, было бы больше совместных песен.

«ТЬФУ! ЗАЧЕМ Я НА АВРААМА РУССО СТОЛЬКО ВРЕМЕНИ ПОТРАТИЛА?»

— Среди артистов есть человек, который, вы считаете, вас предал?

— Если вы намекаете на Авраама Руссо, то я не считаю его таким уж большим человеком. А среди тех, на кого я действительно надеялась, меня никто не предавал.

— На Руссо вы не надеялись?

— Ну на кого там было надеяться?! Я ему помогла сделать карьеру. Мне казалось естественным, что человек, которому ты в свое время помог, тоже придет тебе на помощь. Но этого не произошло, что, впрочем, для меня совершенно неважно.

— Вы не ссорились перед тем, как перестали сотрудничать?

— Нет. Мы простились как обычно. Сказали: «До завтра», поцеловались... И он вдруг перестал звонить. Думаю, Руссо наказан за свое поведение.

— Мы имеете в виду то, что сначала его избили, а потом чуть не убили?

— Нет-нет, что вы! Я такого никому не желаю! Я говорю о том, что Руссо пришлось уехать из России, где у него все так хорошо складывалось. Не думаю, что он вернется и что его примут. Он изгнан!

— Что вы чувствовали, когда Руссо так поступил с вами?

— Боли я не испытывала. Даже противно не было. Мне было жаль своего внимания к нему. Я спросила себя: «Тьфу! Зачем я на него столько времени потратила?». Целый год я занималась исключительно им. Никому не писала. Только и думала, как бы ему помочь.

— Вы ему помогали, потому что считали талантливым?

— Нет. Меня попросил об этом его продюсер. Человек, который очень много для меня сделал, был спонсором моих вечеров. Из благодарности.

«МНЕ БЫЛО УЖЕ ЗА 30... Я ЗНАЛА, ЧТО ВСЕ РАЗОБРАНЫ И МНЕ ОСТАНЕТСЯ ОДИНОЧЕСТВО...»

— Известно, что вы превосходный кулинар. Ведете телепередачу о кулинарии, выпустили несколько книг рецептов. Вы увлекаетесь кулинарией с юности или начали готовить, уже выйдя замуж?

— До замужества готовить мне не приходилось. Я жила с родителями, хозяйство вела мама. А я училась, постигала всякие науки, языки. Занималась поисками в личной жизни, которые у меня были долгими.

— И болезненными?

— Да, много слез, безответной любви... Люди, по которым я плакала, не понимали, кто я, считали меня лунатиком. Со мной не могли найти общий язык, потому что я была иначе устроена и по уровню гораздо выше их.

— По-вашему, мужчины стоят слез?

— Конечно. Мужчины стоят слез! Они стоят всего! Ведь если не встретился человек, благодаря которому чувствуешь, что не зря живешь на свете, жизнь ущербна. Мне жаль таких людей. У женщины должна быть пара, и печально, если ее нет... Когда нас с Давидом познакомили, у меня возникло ощущение, что он мой последний шанс, финишная прямая. Давид не был героем моего романа. Но мне сказали, что он порядочный и надежный. Мне было уже за 30... Я знала, что все разобраны и мне останется одиночество. Я поняла: надо к нему как-то приспособиться. И у меня получилось. Мы с Давидом живем счастливо больше 30 лет.

— Родители одобряли ваш выбор?

— Они мне сказали: «Если упустишь этот шанс, будешь дурой. Потому что человек порядочный». К моменту нашего знакомства Давид был разведен.

— Какие у вас отношения с его дочерью от первого брака?

— Его дочка уже взрослая, ей 38 лет. Мы в дружеских отношениях, она мне по душе. И мне кажется, она тоже меня любит.

— Вы работали переводчиком с японского, гидом. Теперь известная поэтесса. Вы всегда были на виду и, думаю, не жаловались на недостаток мужского внимания. Супруг не ревновал?

— Нет, не было повода. Да он и не ревнивый. У нас вообще интересные отношения. Мы с Давидом совершенно по-разному проявляем чувства, но одинаково серьезно и глубоко воспринимаем жизнь. Если мужу плохо, он знает, что я его не оставлю, помогу. И я точно так же в нем уверена. Причем с первого дня.


«Мы с Давидом совершенно по-разному проявляем чувства, но одинаково серьезно и глубоко воспринимаем жизнь». Лариса Рубальская с мужем



— Вы помните момент, когда особенно остро нуждались в поддержке мужа? Как именно он вам помог?

— В шоу-бизнесе очень трудно сохранить о себе хорошее мнение. Все вечно друг другом недовольны: исполнитель композитором, композитор поэтом. А у меня ни с кем этого нет! Спросите обо мне, вы ни от кого не услышите плохого! Давид меня научил правильно себя вести, строить отношения с композиторами, с которыми случаются финансовые недоразумения. Не говоря уже о том, что именно муж помог мне сделать песенную карьеру. Кроме того, я, бывало, болела, в больнице лежала... Давид ко мне приходил. Но в последние годы приходится в основном мне ему помогать.

— А кто вас сейчас поддерживает? Мама?

— Что вы, как она может поддерживать? Ей же 83 года. Это я ее поддерживаю! Мама живет в соседнем подъезде. Все наши добрые знакомые и друзья звонят, спрашивают, чем помочь. Но я понимаю, что им тоже нелегко живется. И говорю, что ничего не нужно, я сама. Сейчас я в глубокой депрессии, но это ни на ком не отражается.

— Откуда берете силы на борьбу?

— А у меня этих сил особо и нет. Просто надо делать, и все! Пока не упаду, буду бороться. Но надеюсь, что не упаду. (Вздыхает). Пока... Муж болеет три года. В этом году ему сделали очень тяжелую операцию. Он еще лежит, не выходит.

— Он уже не работает?

— После операции, конечно, нет. Но вообще иногда ходит на работу. Его не хотят отпускать, потому что он очень хороший специалист и организатор. Давид завотделением поликлиники, организовал стоматологическое отделение протезирования, которым до сих пор управляет.

— Муж, наверное, ваш личный врач-стоматолог?

— Я хожу к нему в отделение, но к другому врачу. Если бы он был моим врачом, я б укусила его за палец. (Смеется). Сейчас у меня очень сильно изменилось мироощущение. Даже нет никакой мечты. Хочется только, чтобы Давид был здоров, чтобы мать подольше жила и не так болела. Чтобы у брата все ладилось. Весь мир сузился до ощущения «не потерять». Тяжко мне! И я не могу выйти из этого состояния.

«Я ВЫРОДОК! ПОКА ПОЛ НЕ ПОДМЕТУ И ПЫЛЬ НЕ ПРОТРУ, ПЕСНИ ПИСАТЬ НЕ СЯДУ»

— Вы продолжаете выступать, давать концерты. Как вам удается скрывать свою боль перед зрителями?

— Знаете, на сцене у меня бывает странное ощущение. Когда я выступаю, мне кажется, что настоящая я стою за кулисами и удивляюсь: «Как я могу выступать?»... Но ничего, пройдет. Наверное, в жизни каждого человека наступает этап, когда он перестает мечтать. У меня, например, он начался после того, как у Давида случился инсульт и ему стало тяжело передвигаться. Все прожито! Чего еще ждать от жизни?

— Того, что все наладится. И никогда не думать: «Все прожито». Лариса Алексеевна, не падайте духом, держитесь, пишите новые песни!

— Вот писать мне хочется всегда. Правда, сейчас я немножко закрыта для творчества. Но я хочу сочинить еще много песен, которые все будут знать. (Слегка оживляется). И как бы я ни старела, сколько бы ни появлялось новых авторов, хочу, чтобы люди, слыша мою песню, останавливались и говорили: «Какая песня! Наверное, ее Рубальская написала!».

— Как правило, творческие личности не любят уборку и вообще быт. Похоже, вы исключение: у вас очень чистая, уютная квартира, вкусная еда...

— Я выродок! (Улыбается). Пока пол не подмету и пыль не протру, песни писать не сяду! Творческое состояние у меня длится недолго и бывает нечасто. Когда ангел захочет, тогда и клюнет меня, дотронется крылом... В такие моменты я стараюсь освободиться от проблем, прогуливаюсь по улицам. Потом прихожу домой и пишу, после чего продолжаю заниматься обычными бытовыми делами.

— Считаете, современная массовая культура — это хорошо или плохо?

— Хорошо. А что в ней плохого? Мы ж не говорим «массовое бескультурье»! Но в песнях, конечно, должен быть смысл.

— «Корни» и «Фабрика звезд» — культура?

— «Фабрика звезд» — шанс попробовать свои силы. Мне кажется, иметь такой шанс — это уже счастье. Люди ведь бывают и без биографии: родился, женился и помер... А вот «Корни» мне не нравятся. Ну и что? Зато многим нравятся. Я не вижу в их песнях ничего разрушительного. Кстати, недавно я ходила в театр и с радостью увидела у входа человек 30 парней и девчонок. Вот они не будут слушать группу «Корни»! А кто-то другой слушает только ее, в чем нет ничего страшного. Понимаете, есть много социальных слоев, у каждого свои вкусы. Так что пусть будут и «Корни», и высокое искусство.


Киев — Москва — Киев


Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
1000 символов осталось