Выстрелив в дворника из охотничьего ружья, Георгий ЮМАТОВ сам позвонил в милицию и сказал: «Судите меня, я убил человека»
Это случилось 6 марта 1994 года. Накануне умерла Фрося, и Юматов, тяжело переживавший потерю, пригласил в гости дворника Мадатова, который помог ему похоронить собаку. Гость, желая успокоить хозяина, сказал страшную для Юматова фразу: «Что ты так убиваешься, ведь это всего лишь собака?».
![]() |
| С Василием Лановым, «Офицеры», 1971 год |
Слово за слово, дошло до скандала, и тогда, обведя взглядом захламленную комнату актера (в последнее время его супруга в силу преклонного возраста уже не могла поддерживать в квартире порядок), Мадатов презрительно бросил ему в лицо: «Жаль, что в войне победили русские, а не немцы. Ты вот с юности воевал, а что получил взамен - живешь, как собака!». Когда Георгий Александрович накинулся на обидчика с кулаками, тот достал нож. Юматов в ответ сорвал со стены охотничье ружье... После выстрела он сам позвонил в милицию и сказал: «Судите меня, я убил человека».
В «Матросской Тишине» кумир миллионов провел полгода. Его адвокату удалось доказать, что актер не превысил пределов необходимой обороны. К тому же через год Юматов как фронтовик попал под амнистию, объявленную к 50-летию Победы. Но, видимо, сам себя он судил гораздо строже любого суда - так и не простил себе того, что произошло. Через три года, 5 октября 97-го, его не стало.
![]() |
| Фото «РИА Новости» |
Кинорежиссер Борис Григорьев (ушел из жизни 8 августа 2012 года) снимал Георгия Юматова в фильмах «Жестокость», «Приступить к ликвидации», «Петровка, 38» и «Огарева, 6», но познакомились они гораздо раньше.
«КОГДА ВЫШЛА КНИГА БРЕЖНЕВА «МАЛАЯ ЗЕМЛЯ», ЮМАТОВ ОЧЕНЬ НАД НЕЙ СМЕЯЛСЯ - ГОВОРИЛ, ЧТО ТАМ ОПИСАНА КАКАЯ-ТО НЕНАСТОЯЩАЯ ВОЙНА»
- Это случилось в 1958 году на Свердловской киностудии, - вспоминал Борис Алексеевич, - где Жорочка снимался в картине Рафаила Гольдина «Очередной рейс». Я тогда учился в местном политехническом институте, но часто, пропуская занятия, бегал на студию, снимался в массовках и даже небольших эпизодах - дублером.
![]() |
| Свою первую, эпизодическую роль ассистента гримера Юматов (стоит в центре) сыграл в музыкальной комедии Григория Александрова «Весна». С Любовью Орловой, Риной Зеленой и другими, 1947 год |
Там и встретился с Юматовым, для меня это было невероятное событие, а он не придал ему никакого значения. Спустя годы, когда я уже стал режиссером и мы с ним оказались на одной съемочной площадке, я у него спросил: «Помнишь, как мы с тобой познакомились?». И он виновато улыбнулся: «Ей-богу, не помню...».
- Еще бы, ведь он тогда уже был безумно популярен и от желающих с ним познакомиться наверняка не было отбоя...
- Это было что-то фантастическое! Когда автобус со съемочной группой подъезжал к воротам киностудии, на находящихся рядом деревьях буквально не было пустого места - все ветки, как яблони яблоками, были обвешаны пацанами, которые ждали именно Юматова.
![]() |
| Борис Григорьев: «Георгия любили все» |
А ведь там снимались не менее популярные в то время актеры - Станислав Чекан и Изольда Извицкая, но героем пацанов был именно Жора. Честно говоря, его сумасшедшая притягательность до сих пор загадка для меня.
- Так ведь Георгий Александрович был фронтовиком...
- Юматов служил матросом на торпедном катере «Отважный» на Дунае, где ему очень многое довелось пережить. Помню, когда вышла книга Брежнева «Малая земля», Жора очень над ней смеялся - говорил, что там описана какая-то ненастоящая война, сам-то он всю ее носом пропахал, участвовал в освобождении Бухареста и Вены.
Особенно часто вспоминал, как в Будапеште спасали заминированный фашистами легендарный мост, соединявший две части города.
![]() |
| С Татьяной Конюховой в роли Степана Огурцова, «Разные судьбы», 1956 год |
Они подошли к нему на нескольких катерах, на «кошках» забросили туда веревки, поднялись наверх, спрятались за подбитыми танками и отстреливались, пока им на помощь не пришел десант.
За участие в этой операции Жора получил медаль Ушакова - платиновую звезду, к которой крепится серебряная цепь с якорем. А ведь был тогда совсем мальчишкой - он ушел на фронт в 16 лет, а когда война закончилась, ему исполнилось 19.
Если помните, в фильме «Офицеры» есть сцена, когда он поворачивается к камере спиной, а там - огромный шрам от пулевого ранения. Так вот, это не грим, у Жорочки вся спина была изранена, ведь на фронте он являл чудеса героизма. Таким и вошел в кино - дерзким, смелым, беспокойным.
- Юматов нигде не учился актерскому делу. Каким ветром его занесло в кинематограф?
![]() |
| С Надеждой Румянцевой в главной роли Кирилла Воронова, «Очередной рейс», 1958 год |
- Жора познакомился в ресторане с Григорием Александровым и Любовью Орловой. Они сразу обратили внимание на пижонистого и очень симпатичного молодого человека, и Александров, который как раз снимал «Весну», пригласил его прийти на «Мосфильм». Работали над эпизодом, во время которого Рина Зеленая, гримировавшая Любовь Орлову, заявляет: «Такие губы сейчас не носят!». Потом поворачивается и говорит своему помощнику: «Вася, дай салфетку!». Васю сыграл Жора - это было его первое появление на экране.
После этого Юматов стал много сниматься,
![]() |
| Георгий Юматов, 1943 год. «Он ушел на фронт 16-летним, являл чудеса героизма. Таким и вошел в кино – дерзким, смелым, беспокойным» |
режиссеры буквально рвали его на части - неудивительно, ведь он обладал прекрасной внешностью, обаянием, необыкновенной органикой, которая компенсировала отсутствие профессиональной актерской школы. Он и человек был замечательный - добрый, преданный, верный своему слову, в общем, настоящий мужик.
- Если не ошибаюсь, снова вы с Юматовым встретились на съемках своих картин?
- Это было уже другое время, и ситуация в его жизни изменилась не в лучшую сторону: снимался он в то время очень мало, что не могло его не расстраивать. В роли Садчикова в фильме «Петровка, 38» я хотел видеть только Жору. Однако руководство студии воспротивилось: «Да он же запойный, всю работу вам завалит!». Я рассказал об этом Жоре, и он возмутился: «Да я уже давно не пью, сколько же на мне будет висеть это клеймо!». Так разнервничался, что ударил кулаком по стеклу, порезался, кровь хлещет - ужас!
![]() |
| В роли Максима с Владимиром Высоцким в «Опасных гастролях», 1969 год |
Мы его тогда с трудом успокоили, а я приготовился к тому, что мне придется долго бороться за его участие в картине. Но надо отдать должное директору киностудии, он утвердил его кандидатуру, и мы начали снимать. Потом была работа над «Огарева, 6», а между ними мы успели снять картину «Приступить к ликвидации», где у Жорочки тоже была большая роль.
«ЕСЛИ БЫ ЖОРА НЕ ЗАПИЛ И НАКАНУНЕ СЪЕМОК «БЕЛОГО СОЛНЦА ПУСТЫНИ» НЕ ПОДРАЛСЯ, У НАС БЫЛ БЫ СОВСЕМ ДРУГОЙ СУХОВ»
- Как вам с ним работалось?
- Вы даже не представляете себе, какое это было удовольствие. В отличие от многих так называемых профессиональных актеров Жора всегда с полуслова понимал, чего от него хотят. Ему достаточно было сказать всего два слова, и он тут же ловил задачу на лету: «Сейчас сделаю!». И, привлекая к работе свой житейский опыт и фантазию, вкладывая в роль свой вкус, делал все безупречно.
![]() |
| С будущей женой Музой Крепкогорской Юматов познакомился в 1948 году на съемках фильма Сергея Герасимова «Молодая гвардия». «На этой картине многие переженились, правда, почти все со временем развелись». С Музой Викторовной Георгий Александрович прожил до самой смерти |
- Звездной болезнью Георгий Александрович не страдал?
- Он был легким в общении, демократичным. Мы с картиной «Петровка, 38» ездили по настоящим медвежьим углам - Богом забытым гарнизонам на Дальнем Востоке. О гостиницах, как вы понимаете, там и речи не было, ночевали где придется - в школах, сельских клубах, - спали на раскладушках. Но я ни разу не слышал от Жоры ни одной претензии, он все понимал и не требовал к себе особого отношения. Утром за шкирку тащил меня валяться в снегу, потом мы прибегали обратно, укладывались каждый на свою раскладушку и согревались под одеялом и полушубками. Но полученный таким способом тонус сохранялся на весь день.
Не скажу, что такая душевная открытость - редкое качество для актера, но, к сожалению, и нечастое. Порой даже очень хороших артистов начинают заедать амбиции, они требуют для себя люкс, хотя знают, что таких номеров в периферийных гостиницах нет.
![]() |
Продолжается это и на съемочной площадке - то пуговица у костюма не так пришита, работать мешает, то массовка громко разговаривает, сосредоточиться не дает. Чего греха таить, иногда эти претензии бывают справедливыми, потому что в кино вертится много случайных, а потому безалаберных и необязательных людей, а актеров это злит и бесит. Но с Жорой такого никогда не случалось.
- А как у него складывались отношения с коллегами?
- Его любили все. Но особенно хорошие отношения у него были с Васей Лановым - настоящая мужская дружба, нежная, в чем-то даже сентиментальная. До «Петровки...» они снимались в «Офицерах», видимо, там и подружились. Оба красавцы, умницы! Когда на съемочной площадке Жора обращался к Васе, у него даже голос становился другим, а когда Лановой говорил что-то Юматову, у него начинали блестеть глаза. Они все время подшучивали друг над другом. Как-то после тщательно отрепетированной сцены я дал команду: «Мотор!», и вдруг Жора кричит: «Стоп! Подождите!». Спрашиваю: «Что такое?». - «Так Вася, - говорит, - еще в зеркало не посмотрел». Наша группа так со смеху и покатилась. Их отношения создавали совершенно особую атмосферу на площадке. Я всегда говорил остальным: «Берите пример с этих ребят».
- И это несмотря на то, что когда-то Лановой перехватил у Юматова главную роль в фильме «Павка Корчагин»?
![]() |
| Визитной карточкой актера стал фильм Владимира Рогова «Офицеры», где Юматов сыграл Алексея Трофимова. С Алиной Покровской и Андреем Громовым, 1971 год |
- Жорочка относился к таким вещам очень легко. Помню, как он говорил: «Если бы ты знал, сколько ролей я подарил своим друзьям: Корчагина - Васе Лановому, Сухова - Толе Кузнецову». Он, конечно, во многом сам был виноват - где-то срывался, где-то проявлял беспечность. Если бы не запил и не подрался накануне съемок «Белого солнца пустыни», у нас был бы совсем другой Сухов.
«НА МОЙ ВЗГЛЯД, ИМЕННО ЕГО КОНТУЗИЯ СТАЛА ПРИЧИНОЙ ПРЕСТУПЛЕНИЯ»
- Контузия, которую Георгий Александрович получил на фронте, никак не сказывалась на его работе?
- Однажды во время съемок в Свердловске он от напряжения потерял сознание - так на него подействовал гул снижающегося самолета. Связанные с контузией головные боли и обмороки его постоянно преследовали, и, на мой взгляд, именно контузия стала причиной преступления. Ну а в тот раз, когда он упал, мы страшно перепугались: что делать?! Решили нести его в ближайший дом. Постучались в квартиру на первом этаже, уложили на диван, а хозяйка хлопочет вокруг него: «Ой, Юматов!». Мы попросили дать ему стакан воды, а она побежала звать соседку, чтобы и та посмотрела на знаменитого актера: «Иди сюда, тут Юматова принесли!».
Кино - вещь серьезная, а подчас и несправедливая, со временем его снова начали забывать - не приглашали сниматься. Безработица шла рука об руку с безденежьем, а для его израненной души это было невыносимо. К сожалению, в эти годы мы с ним уже мало общались.
- Люди от него отвернулись, а вот собаки остались преданными ему...
- Говорят, во время войны собака спасла ему жизнь, и с тех пор он псов просто обожал - подбирал со всей округи бездомных дворняг, пристраивал. Бывало, просит: «Давайте побыстрее снимем этот эпизод и сделаем перерыв, мне надо Фросю вывести погулять. Собака дома одна заперта, лопнет, а не позволит себе сходить в туалет на пол - будет терпеть и мучиться». Мы давали ему машину, и он прямо в форме милицейского полковника садился за руль и ехал домой. Однажды у него на дороге кончился бензин, так проезжавшие мимо водители, узнавшие популярного актера, дотолкали его машину до заправки.
- В семейной жизни он был счастлив?
- Я старался не спрашивать его об этом, но знаю, что там все было непросто. Они познакомились на съемках «Молодой гвардии», на которой многие переженились - Сергей Бондарчук и Инна Макарова, Слава Тихонов и Нонна Мордюкова. Правда, со временем почти все и развелись, остались жить только Люда Шагалова со Славой Шумским, известным оператором, и Юматов с Музой Крепкогорской.
Жора ужасно переживал из-за того, что Муза - интересная характерная актриса - была не востребована, ее ведь почти не снимали. Каждый раз, когда мы начинали новую картину, я видел, как он мнется - хочет, но не решается спросить: нет ли в сценарии роли для жены. И я старался находить для нее какой-то эпизодик, чтобы супруги вместе побыли на съемочной площадке. Юматов так радовался! К сожалению, это удавалось далеко не всегда, в моих милицейских картинах было не так уж много женщин.
- Много говорят о пристрастии Юматова к алкоголю...
- По молодости, не скрою, в его жизни был перебор богемной дури. Когда он стал знаменитым артистом, в ресторан не мог зайти: к нему тут же бросались те, кто набивался в друзья, и предлагали выпить. Впрочем, эти люди находили Жору и дома - звонили, надоедали. Ему трудно было уйти от соблазнов, но Жорочка выстоял - стал серьезным актером, не только сохранил свое дарование, но и развил его.
Надо отдать должное Музе, которая сдерживала мужа, когда он начинал пить. Но попробуй удержи его, скажем, на съемках фильма «Герои Шипки», которые проходили вдали от цивилизации, в горах, а рядом такая компания - Костя Сорокин, Женя Самойлов, игравший генерала Скобелева... Ребята там покуролесили, конечно.
Директору картины даже было дано задание - обыскивать эту троицу, когда они возвращались из близлежащего города, чтобы не привозили на съемки спиртное. Он придирчиво осматривал багаж - искал хоть какие-то емкости, в которые можно было налить жидкость, но в сумках были только продукты. Потом выяснилось, что находчивые актеры выдували содержимое из яиц и заливали туда водку. Попробуйте их поймать!












Герой Советского Союза, генерал-майор авиации в отставке, первый и последний вице-президент России, бывший курский губернатор Александр РУЦКОЙ: «Летчиков, попавших в плен к моджахедам, и истязали, и головы им отрезали, и убивали — все, что угодно. То же самое должно было произойти и со мной, потому что на дыбу подвесили. Вздернули в полдень, а на восходе должны были, видимо, кончить, но помешала пакистанская группа захвата»
Бывший советский разведчик, бежавший в Великобританию и ставший всемирно известным писателем, Виктор СУВОРОВ: «Большой русофоб маркиз де Кюстин (один из первых, кто описал Россию ХIХ века) сказал, что «раб, стоя на коленях, мечтает о мировом господстве — это сублимация его рабского состояния», но не зря говорят: «Не дай Бог свинье рогов, а холопу барства». От того, что мы жили в рабстве всегда, нас тянуло так быть великими, но зачем тебе Босфор и Дарданеллы, если крыша у тебя прохудилась и свинью негде держать?»
Народный артист СССР, член редакционного совета «Бульвара Гордона» Иосиф КОБЗОН: «Уход свой из жизни я не планирую — просто живу... Сегодня вот встал в семь утра, чтобы в девять очередную порцию химии принять, а потом в офис поехать и заниматься делами, затем прилететь в Киев, дать интервью и уже вечером выступать... Немножко пошатывает, но сейчас уже меньше — кардиостимулятор вставил...»
Выстрелив в дворника из охотничьего ружья, Георгий ЮМАТОВ сам позвонил в милицию и сказал: «Судите меня, я убил человека»
«Песне ты не скажешь: «До свиданья!», песня не прощается с тобой...»
«Как славно быть ни в чем не виноватым...»
Двое из ларца: самые известные близнецы
Дом, милый дом. Кличко и Панеттьер показали новый особняк
Знаменитые актеры, которых не приняли в вуз
Родом из детства: звезды тогда и сейчас
Делу время, потехе час. Хобби звезд







Звезда "50 оттенков серого" показала грудь
Без комплексов. Lady Gaga показала белье
Дочь Джони Деппа ощущает себя лесбиянкой
Наталья Королева выставила грудь напоказ
18-летняя сестра Ким Кардашьян показала новую силиконовую грудь
Садальский о Василие Уткине: Где же твои принципы, Вася?
Пугачева будет судиться с Ирсон Кудиковой за долги
Джейн Биркин помирилась с Hermès
Тесть и теща Владимира Кличко не поделили деньги