Юрий НИКОЛАЕВ: «Сейчас много групп, солистов, да и вообще музыки, которая, по сути, одна и та же, во всяком случае, отличить «Белок» от «Стрелок» весьма трудно, а раньше каждая песня Шульженко или Бернеса — это была новелла, сюжет, судьба, философия»
Что интересно, если в редакцию «Утренней почты» приходили письма с просьбами и заявками: «Покажите, пожалуйста, такого-то артиста!», то на «Утреннюю звезду» ежедневно слали анкеты и кассеты, под которые в «Останкино» выделили специальное помещение, и заходить туда творческая группа побаивалась - а вдруг, чего доброго, завалит? Казалось, выступить у дяди Юры мечтает каждый ребенок, но всем детским мечтам, увы, не суждено было осуществиться: в конце 90-х «Звезду» внезапно закрыли, и на телевидении наступила эра «Фабрики», «За стеклом», а потом и «Дома-2».
Почему руководство Первого решило пренебречь новаторским авторским шоу, которое зрители не просто любили, а обожали, и отдать предпочтение купленному, затертому до дыр и растиражированному во многих странах мира формату, до сих пор непонятно, однако, сдается мне, именно этот шаг повлек за собой несамостоятельность всего нынешнего телевидения, привычку копировать и клонировать, позабыв о том, что можно и нужно творить.
![]() |
У Николаева и его очаровательной жены Элеоноры своих детей, к сожалению, нет: так сложилось, но, видимо, поэтому судьба подарила им любовь и благодарность чужих... Во всех городах и регионах, где когда-то проходили отборочные туры, дядю Юру упрямо ждали еще несколько лет - для маленьких певцов, танцоров и ведущих, уже получивших приглашение в Москву на съемки, закрытие его программы стало настоящим ударом: в Николаева дети верили куда больше, чем в Деда Мороза. Переживал он и сам, и даже не потому, что вынужден был простаивать и искать другую работу, - просто не мог простить себе, что не успел оправдать все надежды и, возможно, кого-то подвел, разочаровал.
Впрочем, «разочаровал» - это не про Юрия Александровича, потому что человек, который перенес тяжелую, изнуряющую болезнь и длительное лечение, но не прекратил работать в эфире и более того - встал на коньки в проекте «Танцы на льду», откатав номер не хуже профессионального фигуриста, со всевозможными пируэтами и сложными поддержками, достоин лишь восхищения. «Пасовать перед трудностями, естественно, можно, - говорит Николаев, - но зачем? - нытики не интересны ни людям, ни Господу Богу. Ты жив? Жив, значит, уже должен быть счастлив!».
Дома 62-летнего телеведущего застать трудно - жажда странствий и любознательность толкают его то в лес, то на горнолыжный курорт, то на теннисный турнир (где Юрий Александрович не зритель, а участник, причем сильный и опытный), то в небо, которое давно ему покорилось: за штурвалом самолета Николаев успел совершить перелет едва ли не через всю Россию.
![]() |
| Юрий Николаев вспоминал, что воспитывался «в атмосфере удивительного обожания, любви и доброты: ну еще бы — единственный сын» |
Отношения с телевидением складываются у Юрия Александровича тоже неплохо: программа «ДОстояние РЕспублики», которую он ведет в паре с Дмитрием Шепелевым, одна из самых рейтинговых - ее показывают и в Украине, и в других странах СНГ. Кстати, порой кажется, что назвали передачу не столько из-за музыкантов, чьи песни звучат в студии (хотя они, безусловно, талантливы и того стоят), сколько из-за ведущего: по крайней мере, от такого достояния, как Юрий Николаев, ни одна республика не откажется...
«САМАЯ СЧАСТЛИВАЯ ПОРА МОЕЙ ЖИЗНИ - ДЕТСТВО, ПРОВЕДЕННОЕ С РОДИТЕЛЯМИ»
- Юрий Александрович, ваша мама была капитаном КГБ, отец - полковником МВД, а как вам в такой семье жилось: воспитывали вас родители в строгости?
- Да нет, в атмосфере удивительного обожания, любви и доброты: ну еще бы - единственный сын (у меня есть сестра, она старше). Отец меня очень любил и хотел, чтобы я пошел по его стопам: если не в МВД или КГБ, то в Суворовское училище, однако родители никогда на чем-либо не настаивали, выбор всегда был за мной.
![]() |
| С отцом Александром Сильвестровичем, полковником МВД. «Отец меня очень любил и хотел, чтобы я пошел по его стопам» |
Что они мне дали? Практически все - в частности, понимание отношений в семье и просто между друзьями. Дом наш был удивительно хлебосольный, там собиралось много гостей и за столом часто пели. Сказать, что рос в строгости и сплошная была дисциплина, я не могу. Конечно, какие-то запреты - естественные для любого возраста: и для пацана, и когда стал постарше, существовали, но я не помню, чтобы наказывали меня по-взрослому. Да, безусловно, делали замечания, обсуждали проступки, но самая счастливая пора моей жизни - детство, проведенное с родителями. Впрочем, наверное, как и у каждого...
- Вы однажды признались, что телевидение погубило вашу карьеру актера, а ведь действительно, снялись вы в более чем 20 фильмах...
- ...это правда...
- ...и считаете себя прежде всего не телеведущим - актером...
- Выбор тем не менее оставался за мной. Мне предложили: либо театр, либо ТВ, и вопрос этот был очень трудный, поэтому в течение двух месяцев я не давал ответа. Думал: «Что я на телевидении буду делать?». Все вроде складывается нормально - поступил с первого раза в ГИТИС, окончил его, мало того - принят в Московский театр...
![]() |
| С мамой Валентиной Игнатовной, капитаном КГБ |
- ...имени Пушкина...
- ...да, знаменитый, таировский, и не просто принят, а сразу на роль - для артиста это весьма важно. Так получилось, что там происходила как раз смена главного режиссера, новый главный Борис Никитич Толмазов ставил пьесу и пригласил меня. Ему нужен был пацан 18-19 лет, а мне было 20, я почитал ему отрывок, мы пообщались...
- ...внешность отличная...
- Ну, мне сейчас трудно об этом судить, хотя есть, разумеется, фотографии, пленки... Я, в общем, сразу попал в окружение таких известных артистов, как Афанасий Иванович Кочетков, Ольга Артуровна Викландт, Юрий Иванович Аверин, Юрий Васильевич Горобец... Целая плеяда актеров, театр с великолепными традициями...
- Дух Таирова и Коонен еще там витал?
- Дух? (Задумчиво). В свое время знаменитый Камерный театр разогнали: бедный Таиров! - спустя год он скончался...
Их с Коонен квартира была соединена с гримерками, и после того как это произошло, там поставили перегородку... Вход в их квартиру и вход служебный был между тем один, только Алиса Георгиевна жила выше, а мы проходили к себе на первый этаж. Как-то она заболела, я об этом узнал, набрался наглости, смелости и... пришел в гости.
![]() |
| «Сказать, что рос в строгости и сплошная была дисциплина, я не могу. Конечно, какие-то запреты существовали, но я не помню, чтобы наказывали меня по-взрослому» |
- Впустила?
- Да, хотя сама никогда в театр не спускалась. Поздравляла актеров, с которыми раньше работала, своих партнеров, с Новым годом, днем рождения, но...
Мы сидели с ней, разговаривали, она спрашивала, я отвечал... Вот так первый и последний раз побывал у Коонен.
- Владимир Меньшов рассказывал мне, что когда вы работали в Театре имени Пушкина и там же служила Вера Алентова, вы ютились вместе с ними и маленькой Юлей Меньшовой в каких-то крошечных, малогабаритных общежитских «апартаментах»...
- Да, действительно, у театра была трехкомнатная квартира на проспекте Мира, и вот в одной комнате жили Володя, Вера и Юлька, в другой - я, а в третьей - Алеша Локтев (потом он перешел в Малый театр и там поселился актер Григорьев).
![]() |
| «Девушка из камеры 25», 1971 год |
- Маленькую Юлю вы нянчили?
- Юльке очень нравилось у меня бывать: все-таки там, у родителей (к ним еще бабушка приезжала), какие-то запреты существовали: это нельзя, то положи на место, а у меня все было можно. Была кровать, телевизор - и все: бегай, прыгай, трогай что хочешь.
- Она дядей Юрой вас называла?
- Конечно.
- Когда она выросла и стала актрисой, просила: «Дядя Юра, дайте совет»?
- Сейчас наши пути пересекаются редко, но на свой первый спектакль после окончания театрального вуза она, конечно, меня пригласила - это в МХТ было.
![]() |
| «Хождение по мукам», 1974-1977 годы |
Потом мы встречались на телевидении, и когда я узнал, что она там хочет работать, стал отговаривать. Телевидение - лотерея, здесь можно пробыть и ничего не добиться, а просто что-то объявлять, какую-то мелкоту делать. «Все-таки, - ее убеждал, - ты актриса, в такой семье выросла...», но она не послушалась. К счастью, потому что ее карьера сложилась весьма удачно. Умение общаться со зрителем и своя манера у нее всегда были - это и привлекало, поэтому я доволен, что моему совету Юля в конце концов не последовала.
«К МНЕНИЮ МОЕМУ ПРИСЛУШИВАЛИСЬ, НО ЧТОБЫ НИКОЛАЕВ СКАЗАЛ - И ТАК БЫЛО... НЕТ»
- С 75-го по 91-й год вы были бессменным ведущим «Утренней почты», и юным читателям, которые этот период в жизни советского общества не застали, напомню: тогда в СССР было всего три программы - первая кнопка, вторая и третья. Вы на первой кнопке каждое воскресенье, в одно и то же время вели самую популярную телевизионную передачу, и, естественно, кто один раз в «Утренней почте» мелькнул (я имею в виду артиста), тот несколько лет подряд собирал по всему Союзу аншлаги: это был пропуск в счастливую жизнь! Думаю, для того поколения звезд - настоящих! - вы были царь и Бог, вас без преувеличения можно назвать главарем эстрадной мафии в СССР, а сами себя таковым ощущали?
![]() |
| Почтальон Печкин в «Утренней почте», начало 80-х. «Мне предложили: либо театр, либо ТВ, — и вопрос был очень трудный... Думал: «Что я на телевидении буду делать?» |
- (Закуривает). Вы явно мне льстите. Разумеется, нет, потому что не все решал я, абсолютно не все. Да, мог посоветовать, предложить, сказать: «Вот я бит-квартет «Секрет» в Ленинграде слышал - давайте покажем». Мы с ними встречались, я предлагал: «Ребята, а что, если несколько передач с вашим участием сделаем - попробуете себя в роли соведущих?». Две-три программы прошло - и бит-квартет был уже нарасхват.
- Мегабит-квартет!
- Мега, конечно же, но здесь обольщаться не надо. Я мог посоветовать, попытаться что-нибудь доказать, но, повторюсь, решал не я. Была многоступенчатая лестница, иерархия, и хотя к мнению моему прислушивались, но чтобы Николаев сказал - и так было... Нет.
- В то время уже существовали крутые администраторы, многие из которых потом сели, и крутые эстрадные звезды, а были на вашей памяти моменты, когда приходил человек и говорил: «Юра, возьми денег столько, сколько захочешь, и разок меня покажи»?
- Были, конечно, но опять-таки смотрите ответ на предыдущий вопрос.
- Допустим, но с тем, кто, кроме вас, «политику партии» определял, можно было договориться?
![]() |
| С Муслимом Магомаевым. «Я не из тех, кто брюзжит, что сегодня совершенно нет музыки и новые звезды никчемные, я бы не делал выводов, какая эстрада лучше, какая хуже...» |
- Ну, не хочу обманывать - просто не знаю. Помимо меня, был редактор программы, он подчинялся редактору отдела, который занимался «Утренней почтой», «Утренняя почта» относилась к музыкальному отделу, где был свой главный редактор, после которого, помимо музыкального худсовета, каждую программу смотрел еще Сергей Георгиевич Лапин.
- Лично?
- Да, и иногда ругал, замечания делал, иногда в пятницу вечером приходилось менять исполнителей, переписывать текст.
- Кого же из программ вырезали? Леонтьева?
- Сейчас трудно уже вспомнить, потому что явных причин, которые нормальный человек воспринимал бы именно как причины, не было - только воспаленный мозг нашей цензуры мог что-то там разглядеть.
- Что, например?
- Ну, был, помню, абсолютно безобидный сюжет, основанный на восточной философии: весна - это юность, лето - зрелость, осень - мудрость...
- ...а зима - кошмар...
- (Смеется).Ну, что-то в таком роде, и вдруг передачу снимают с эфира. Почему, что такое? Оказывается, мы намекаем на возраст Леонида Ильича Брежнева и всего Политбюро! Естественно, ни у кого и в мыслях этого не было, а уже во времена Михал Сергеича я играл дворника, которого выбрали «Человеком года»: ну, смешно, с шутками, прибаутками...
![]() |
| С Игорем Крутым и Ириной Аллегровой на съемках «ДОстояния РЕспублики», 2011 год |
- То, что играли дворника, уже смешно...
- Ну да: «Человеком года» становится... дядя Вася!», и вдруг «Человека года» дают Михаилу Сергеевичу. Думали мы об этом? Разумеется, нет, и кого-нибудь ущипнуть не старались. Хотели динамики, улыбок, юмора, пытались найти общий язык с телезрителем. Не ставили себя выше, только и всего, но появление в «Утренней почте» действительно было пропуском в...
- ...большую жизнь...
- ...да, это уже афиши, концерты, деньги... Высокие гонорары могли тогда платить только из-под полы, но все-таки артист становился гастролером.
- В 97-м году вы возобновили «Утреннюю почту» после длительного перерыва, но это уже другая была программа...
- Согласен.
- Так дорога, как первая, она вам уже не была - чувствовали, что это уже не то?
![]() |
| Ани Лорак стала одним из открытий «Утренней звезды». «А как же — и Каролинка! На последнем «Золотом граммофоне» я вручал ей награду, и мы еще раз ту историю вспомнили и обыграли» |
- Поначалу хотелось, чтобы в другом формате все это звучало, чтобы было интересно и смешно. Ну не получилось, хотя рейтинги с моим возвращением на экран (прошу прощения за нескромность) стали очень высокие.
- Генетическая память советских людей!
- Да, слава Богу, но, в общем, программа, я считаю, ничем не отличалась от аналогичных на других каналах, потому что и музыкальных шоу, и, собственно, каналов стало намного больше, и люди могли выбрать то, что по душе. Молодежь - MTV или «МузОбоз», например.
«Я НИКОГДА НЕ ХОДИЛ И НЕ ПРОСИЛ: «ВОЗЬМИТЕ!» - МЕНЯ ЗВАЛИ, И Я ЛИБО ОТКАЗЫВАЛСЯ, ЛИБО СОГЛАШАЛСЯ»
- Вы же вели, я помню, и «Голлубые огоньки», и «Песню года», и даже «Спокойной ночи, малыши!» - каким ветром вас, кстати, туда, к малышам, занесло?
- Пригласили... Дело в том, что я во многих передачах участвовал, но никогда не ходил и не просил: «Возьмите, пожалуйста» - меня звали, и я либо отказывался, либо соглашался. Очень важный (пусть и не очень длинный) период в моей жизни - это конкурс «Юрмала».
- Еще тот, прежний...
- Да, 80-х годов. По-моему, с 82-го по 86-й, я могу ошибиться в годах.
![]() |
| С телеведущим Дмитрием Шепелевым в программе «ДОстояние РЕспублики». «Мы возвращаемся к исполнителям 30-60-х годов, и молодое поколение другую музыку для себя открывает» |
- Оттуда же и Малинин вышел...
- ...и Азиза, и Сосо Павлиашвили - много ребят прозвучало, и, даже не став победителями, они о себе заявили.
- Первооткрывателем звезд вы себя ощущали, понимали, что реально от вас зависит, будет человек знаменит или нет?
- Нет, чувствовал себя лишь причастным, но никогда не считал, что могу сделать из кого-то звезду.
- Кто-то из известных артистов, кого вы показывали в программе, когда он был еще никем, приходил к вам потом, говорил: «Спасибо, если бы не вы, не знаю, что бы из меня вышло»?
- Очень многие, и для меня это ценно.
- А как к должному к помощи кто-нибудь относился?
- Ну, было и так, что не приходили или не говорили.
![]() |
| «В общем-то, считаю себя счастливым...». С супругой Валентина Юдашкина Мариной, Аллой Пугачевой и близкой подругой Аллы Борисовны Алиной Редель |
- Неблагодарных можете вспомнить?
- Зачем? В 2008 году мой юбилей (60-летие. - Д. Г.) шел в эфире три часа 40 минут, и поучаствовала, наверное, только половина тех, кто хотели. Для меня этот юбилей был очень важен, потому что прописанного сценария, какого-то пафоса там не было - мы просто за столиками сидели, а ребята подходили и поздравляли так, как считали нужным. Собрались ведущие наши исполнители, мне было приятно слышать то, что уже давно забыл, а ребята... Тогда еще ребята, а ныне - звезды...
- ...оказались «злопамятными»...
- (Улыбается). К счастью, и помнят: если бы не определенная помощь, ничего бы у них, может, не получилось.
«НИ ОДНУ «ФАБРИКУ» ОТ НАЧАЛА ДО КОНЦА Я НЕ СМОТРЕЛ»
- Особняком в вашей творческой биографии стоит программа «Утренняя звезда» - я слышал, пошли вы туда, потому что очень детей любите...
- Ну, детей не любить, я считаю, это патология, явление ненормальное, но сама программа по другой создавалась причине. Просто «Утренняя почта» стала на меня немножко давить, слишком много ее было, и там, как уже говорил, не все решал я, поэтому хотелось придумать совершенно свою, от начала до конца, программу, где я не мог бы сказать: «Вот это плохо, потому что виноваты редактор, оператор или осветитель», - хотел все сделать сам. Представляете, конец 80-х, на улице...
![]() |
| С Дмитрием Гордоном. «Первооткрывателем звезд вы себя ощущали?». — «Нет, чувствовал себя лишь причастным, но никогда не считал, что могу сделать из кого-то звезду» Фото Феликса РОЗЕНШТЕЙНА |
- ...черт-те что...
- ...включаешь телевизор - та же чернуха, только уже дома, и другого люди просто не видят, а я от обратного шел: чем можно привлечь зрителя?
- На чем бы глаз отдохнул?
- Да, что мы могли бы смотреть? Практически год концепцию создавал, просчитывал все до мелочей. Именно от обратного: нереально красивая сцена...
- ...по тем временам вообще фантастика!..
- ...объем, цвет... Тогда ведь по свету на темном фоне работали: что-то высветил, немножко дыма, и все, а когда вся сцена залита светом, работать светом по свету плюс создавать объем... Для чего, казалось бы, это нужно? Все-таки 12 исполнителей, но если все они из одной будут выходить кулисы, мне не понравится...
- ...и зрителю станет неинтересно...
- Каждый выход хотелось оформить как выход артиста - это первое, а второе - отношение: нормальное, без сюсюканья. Да, ему или ей шесть лет...
- ...но общались вы с ними как со взрослыми, правда?
- Ну, они же готовились, чтобы подарить нам то, что приготовили, и взаимоотношения у нас абсолютно равные были.
- Это и подкупало...
- Помните, ответы - совершенно непредсказуемые, ничего не прописывалось, и разница в возрасте между мною и моими соведущими тоже происходящему на сцене особый колорит придавала.
- Кого «Утренняя звезда» открыла?
- Юлю Началову, Сережу Лазарева, Влада Топалова, Пелагею, Валерию... Анжелика Варум участвовала...
- ...Ани Лорак...
- А как же - и Каролинка! На последнем «Золотом граммофоне» я вручал ей награду, и мы еще раз ту историю вспомнили и обыграли.
- Целая плеяда, смотрите, а ведь уже рыночные времена были, причем конкретные. Интересно, родители деньги за своих чад предлагали: покажите, дескать, мою гениальную девочку - и вот вам?
- Предложений таких было немало, но интуитивно я понимал: если пойду по коммерческому пути, хорошего ничего не будет.
- Верхний предел соблазна сколько тогда составлял?
- Даже не помню.
- Но это были большие деньги?
- Для меня - нормальные.
- Что вы испытываете, глядя сегодня на «Фабрики звезд» - трансформацию «Утренней звезды»?
- Честно говоря, ни одну «Фабрику» от начала до конца не смотрел.
- Счастливый вы человек!
- (Смеется). В общем-то, да: считаю себя счастливым, и не только поэтому. Получилось так, что от «Утренней звезды» Первый канал отказался, приобретя лицензию на «Фабрику», и изначально я не понимал, почему, даже купив эту лицензию, надо закрывать «Утреннюю звезду», когда я могу помочь «Фабрике» - за счет запаса? Что ведь произошло? Из простой программы, телепроекта целое возникло течение. Играли везде: в Украине, в Эстонии, на Сахалине...
- ...и база данных была наверняка огромной...
- В «Останкино» две комнаты были просто завалены видео- и аудиокассетами. Постоянные телефонные звонки, факсы, я по всему ездил Союзу, потом - по России, отборочные конкурсы проводил... Это в целое движение превратилось, к «Утренней звезде» появилось доверие: «Вот если к Николаеву мы поедем...».
- Тем не менее «Фабрика звезд» - это хорошо, плохо или вообще непонятно что?
- Ну, просуществовала она - и кого мы можем назвать?
- Да, кого?
- Ну, Юлю Савичеву, группу «Звери»...
- ...вот и ответ на вопрос...
- ...но если мы с точки зрения телевизионного производства вопрос обсуждаем, то программу смотрели, значит, финансово она была более для канала выгодна, чем «Утренняя звезда» (хотя и «Утреннюю звезду» смотрели практически все).
- В последнее время на постсоветском пространстве особой популярностью пользуется конкурс «Евровидение». Я, например, считаю его заполитизированным зрелищем, которое ничего общего с честной борьбой не имеет, а что как профессионал и специалист в этой сфере можете сказать о нем вы?
- Начну с того, что создать объективный конкурс практически невозможно, ведь каждый зритель - я, вы, миллионы - субъективен. Кто-то нравится больше, кто-то меньше, кому-то я по душе, кому-то нет, да и нельзя нравиться абсолютно всем. Можно обладать абсолютным слухом, потрясающим голосом, петь исключительно точно, вытягивая каждую нотку, и вместе с тем...
- ...ничего...
- Да, вы правы. Вернусь к «Утренней звезде»: очень часто выходила пара участников, и вот один или одна поет безукоризненно, каждый шаг буквально по сантиметру просчитан, улыбка поставлена...
- ...а душу не трогает...
- Вот, а выходит второй либо вторая, соперница, и в чем-то вроде бы недотягивает, хуже двигается, а все - зритель...
- ...любит...
- ...и для меня, кстати, был более важен второй вариант, потому что он искренний, он не сделан.
- Как говорил Виктор Степанович Черномырдин, «в харизме надо родиться»...
- (Смеется). А че? - хорошее выражение! Что же касается «Евровидения», так это раздача слонов: мы - Украине, Украина - нам, белорусы - нам, мы - белорусам, молдаване - румынам, румыны - молдаванам и так далее...
«ЧТО-ТО КРУТИТСЯ, НО ВСЕ ПОЧТИ ОДИНАКОВОЕ»
- Вам посчастливилось застать удивительные времена, вы видели на сцене и Шульженко, и Утесова, и Бернеса, потом - следующее поколение эстрадных артистов, а затем нынешнее - совсем юных мальчиков-девочек, и даже вот группу «Звери»... Если сравнивать ту эстраду и эту, какая, на ваш взгляд, предпочтительнее?
- Я, Дмитрий, не из тех, кто брюзжит, что сегодня совершенно нет музыки и новые звезды никчемные, а вот раньше... - абсолютно нет!
Так получилось, что, окончив ГИТИС и проработав в театре, на телевидении, я не смогу произнести ни на сцене, ни в кадре не то что неприличное слово - даже намека на ненормативную лексику не будет.
- Школа!..
- Не знаю, в этом ли дело, но внутренне не смогу. В жизни, поверьте мне, что...
- ...ну, на то она и жизнь...
- ...крепкие слова порой употребляю - естественно, не всегда, но на сцене просто это не приемлю, и, может быть, это мелочь, тем не менее... Понимаете, сейчас очень много групп, солистов, да и вообще музыки, которая, по сути, одна и та же...
- ...и вся вторична...
- Да, во всяком случае, отличить «Белок» от «Стрелок», а «Блестящих» от...
- ...менее блестящих...
- ...весьма трудно. Нет, то, что исполнителей много, - здорово, и хороших композиторов и поэтов, кстати, тоже немало. Все несущественное так или иначе отсеется, отпадет, но, с другой стороны, с телеэкрана, из радиоэфира мы вкус воспитываем: раз это прошло на телевидении, звучит на радиостанциях, значит, уже хорошо...
Сейчас вот «ДОстояние РЕспублики» идет, мы возвращаемся к исполнителям 30-60-х годов, и молодое поколение, младшее крыло жюри, другую музыку для себя открывает...
- ...и другую культуру...
- ...и другое отношение тоже.
- Рискую показаться немодным, но у меня в машине стоит диск с юбилейным концертом Клавдии Ивановны Шульженко, который она дала в 76-м году, к 70-летию, в Колонном зале Дома Союзов, - слушаю его частенько от начала до конца и не могу ответить на вопрос, почему. Вот что было в Шульженко и чего нет сегодня в других, современных, певицах?
- Здесь как раз я бы, кроме Шульженко, назвал бы еще и Бернеса - прежде всего в отношении к профессии. И Клавдия Ивановна, и Марк Наумович, как вы знаете, особыми...
- ...вокальными данными...
- ...не обладали, но актерское мастерство, то, как они это делали, подкупало. Каждая песня - это новелла, сюжет, судьба, философия...
- ...а какие слова, музыка!
- Да, потому что плеяда авторов была - советская и постсоветская. Вот пара: Пахмутова...
- ...и Добронравов...
- ...Николай Николаевич. Они писали про комсомол? Да. Писали про стройки? Да.
- Про Малую Землю...
- ...про Ленина...
- ...и «Куба, любовь моя»...
- Были еще песни о победе коммунизма, но они ушли, да и никогда мы всерьез их не воспринимали - ни я, ни вы.
- Так, лабуда...
- Правительство делало вид, что оно нас ведет, мы делали вид, что...
- ...идем...
- ...верным путем - это такая двойная была игра - и сверху, и снизу. Уже в 15-16 лет мы прекрасно понимали: это спектакль, но, вернувшись к сравнению, я бы не делал выводов, какая эстрада лучше, какая хуже. То, что сейчас много музыки, замечательно - плохо, что она к определенному уровню сведена, хотя, безусловно, есть имена, которые могут действительно великими стать или ими уже стали.
- Например?
- Ну, опять-таки это уже не молодежь. Тот же Валерий Меладзе...
- ...уже не мальчик...
- ...Гриша Лепс, который лишь недавно взметнулся, - до этого его никто не знал, Земфира... Мне многие из нынешних исполнителей нравятся, ведь мы же все в музыке: дома, в машине, и все время звучат голоса. Современные, незнакомые, которые ни по словам, ни по мелодии отличить...
- ...невозможно...
- Ну абсолютно! Что-то крутится, но все почти одинаковое - вот что обидно.
Киев - Москва - Киев
(Окончание в следующем номере)















Юрий НИКОЛАЕВ: «Сейчас много групп, солистов, да и вообще музыки, которая, по сути, одна и та же, во всяком случае, отличить «Белок» от «Стрелок» весьма трудно, а раньше каждая песня Шульженко или Бернеса — это была новелла, сюжет, судьба, философия»
Последний свидетель Нюрнбергского процесса полтавчанин Иосиф ГОФМАН: «Пленные эсэсовцы из дивизии «Эдельвейс» планировали проникнуть во Дворец правосудия, чтобы освободить подсудимых главарей Третьего рейха и взять судей в заложники
Нобелевскую премию по литературе присудили 80-летнему шведскому поэту Томасу Транстремеру
Умер Стив Джобс
Самая богатая женщина Испании — 85-летняя герцогиня Альба — в третий раз вышла замуж
«У Богдана нет плохих изъянов, все его изъяны — благодать...»
Полезные страхи
Вдова поэта-песенника Дмитрия ЛУЦЕНКО Тамара Ивановна: «Получив Шевченковскую премию, мой муж и Игорь Шамо оставили себе лишь лауреатские грамоты, а деньги отдали в приют для детей-сирот: «У нас все необходимое уже есть, а им кто поможет?»
Кий, Щек, Хорив и сестра их Шакира
Двое из ларца: самые известные близнецы
Дом, милый дом. Кличко и Панеттьер показали новый особняк
Знаменитые актеры, которых не приняли в вуз
Родом из детства: звезды тогда и сейчас
Делу время, потехе час. Хобби звезд







Звезда "50 оттенков серого" показала грудь
Без комплексов. Lady Gaga показала белье
Дочь Джони Деппа ощущает себя лесбиянкой
Наталья Королева выставила грудь напоказ
18-летняя сестра Ким Кардашьян показала новую силиконовую грудь
Садальский о Василие Уткине: Где же твои принципы, Вася?
Пугачева будет судиться с Ирсон Кудиковой за долги
Джейн Биркин помирилась с Hermès
Тесть и теща Владимира Кличко не поделили деньги